Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Современная социальная теория о тендерных и семейных отношениях 11
1.1. Женщина как субъект социальных отношений 11
1.2. Семья в системе социальных институтов 28
1.3. Динамика социального пространства женщины 44
Глава вторая. Женщина и семья в период трансформационных изменений общества 63
2.1. Ролевой конфликт женщины: работа или семья 63
2.2. Семья в условиях социально-экономических преобразований 81
2.3. Роль женщины в модернизирующейся семье 101
Заключение 121
Примечания 133
Библиография 144
- Женщина как субъект социальных отношений
- Семья в системе социальных институтов
- Ролевой конфликт женщины: работа или семья
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вторая половина XX века стала временем становления параллельных течений: политического - феминизма, теоретического - феноменологии. При всех имеющихся различиях основной задачей эти течения считают выделение в качестве центральной проблемы женской субъективности, которая полагалась отстутствующей или второстепенной как в классических, так и неклассических социальных теориях, а также поиск дискурсивных средств для ее репрезентации в мышлении и культуре. Важнейшим логическим основанием современного феминистского дискурса выступает философская концепция женщины, принадлежащая Симоне де Бовуар - а именно промысливание женской субъективности как другого или иного по отношению к мужскому типу субъективации в культуре. Необходимо отметить, что в феминистских исследованиях в трактовке женщины особое внимание уделялось достижению ею профессиональных, политических, экономических и иных социальных параметров, которые приближали бы ее к мужчине, выявлению возможности женщины в получении удовольствий, ощущений и перспективы, которые раньше не имели собственного языка в патриархатной культуре. На аналогичных позициях находятся Л. Иригарэ, Р. Брайдотти, Д Батлер и ряд других авторов.
Признание специфических особенностей женского организма и женской
психологии в традиционной литературе, которая ныне называется
патриархатной, явилось обоснованием ее предначертания посвятить свою
деятельность семье. Феминистская литература в биологической
обусловленности, приводящая к способности вынашивать и рожать детей, в присущей женщинам в психологическом отношении большая эмоциональность видит подавление женского начала патриархатной культурой, а пути высвобождения женского начала находят в свободном проявлении сексуальности, в равном доступе к деловой и политической карьере. Для данных авторов семейные отношения, дети остаются в
традиционном наборе женских ролей, якобы диктуемых патриархатной идеологией. Поэтому женская субъективность в современном феминистском прочтении по сути лишена связей и привязанностей, возникающих в сфере деторождения, домашнего хозяйства и прочих символов "угнетения женщины".
Полагаем, что современный философский анализ социального положения женщин должен строиться как с учетом феминистских воззрений, так и опираться на существующие традиции, сложившиеся в отечественной, западной и восточной литературе. Только такой "объемный" подход к изучаемой проблеме поможет избежать односторонности и крайних оценок, соединить трактовку статуса женщины в системе социальных связей и ее статуса в семье.
Степень разработанности проблемы.
На протяжении всей истории человечества существование и взаимодействие мужского и женского начал притягивало внимание мыслителей. Философские предпосылки осмысления тендерного самосознания и тендерных отношений были выражены в трудах классиков древности: Платона, Пифагора, Аристотеля, которые заложили базовые основания европейской модели тендерных отношений и тем самым предопределили вытеснение женщины из социальной сферы в семейную.
Теоретико-методологическая основа анализа проблемы семейных отношений заложена в трудах классиков социально-философской мысли: Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Вебера, К. Маркса и др.
Возникновение и развитие феминизма, как явления общественной жизни многих европейских стран, привело к размышлениям о должном образе жизни и поведении женщин, послужило началом продолжающейся до сего дня дискуссии о женских добродетелях, о правильности оценки роли женщин в истории человечества, о феминизации женщин в XX и начале XXI века. Отдельные аспекты социально значимых отношений полов рассматривались в феминистских теориях на уровне изучения тендерных отношений в трудах
С. де Бовуар, К. Миллет. Теоретические разработки в этой области первоначально были сосредоточены, главным образом, на критике патриархатного уклада современного общества. Теоретико-методологические проблемы исследования тендерных отношений обозначены и рассмотрены в работах К. Гиллиган, Дж. Скотт, Н. Ходоров и др. Анализируя влияние патриархатной культуры на различные сферы жизни общества (политическую, культурную), авторы показывают формирование различий в структуре мужской и женской психики, различий в моделях поведения.
Социально-философский анализ женского бытия в современном российском обществе проводится в работах Г.Г. Силласте, И.В. Василенко, В.В. Макарова, Е. Ф. Молевича, О.В. Рябова, З.М. Саралиевой, О.А. Хасбулатовой и др.
В русской философии проблемы взаимоотношения женского и мужского начал как под углом зрения социальной статусности, так и положения женщин в семье рассматривались Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.В. Розановым, B.C. Соловьевым, Н.Ф. Федоровым, и др.
В зарубежной философской литературе проблематика семьи отражена в трудах Г. Алмонда, П. Бергера, Ф. Броделя, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, С. Липсета, Р. Миллса, В. Парето, Н. Смелзера, П. Сорокина.
Общие проблемы семьи рассматривают в своих работах такие отчественные авторы, как Е.А. Ануфриев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Боряз, Л.П. Буева, А.Г. Вишневский, В.Б. Голофаст, СИ. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, З.А. Янкова.
Анализ научной разработанности проблемы показывает, что имеющиеся труды отечественных и зарубежных авторов отражая отдельные грани женской статусности, недостаточно выражают социально -философское осмысление взаимосвязи женских социальных ролей как в семье, так и вне нее. С другой стороны, анализ семейных отношений не всегда учитывает тендерный аспект. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Предмет исследования - женщина как субъект социальных и тендерных отношений, находящихся во взаимодействии с ее положением в семье.
Объект исследования - философские, историко-культурные, социально-психологические концептуальные подходы к исследованию статуса женщины в семье, определяемым обществом как социокультурной системой, его цивилизационным типом.
Цель исследования состоит в социально-философском анализе взаимосочетания тендерных и социальных отношений и их проявлении в динамически развивающемся статусе женщины в семье.
Обозначенные цели могут быть достигнуты в процессе решения следующих задач:
выявить социально-философские аспекты принципа разделения человеческого существа на два пола, специфики женской субъективности в контексте всей суммы макро- и микро- социальных отношений;
проанализировать основные функции семьи, как социального института воспроизводства и социализации человека, роль женщины в организации жизни в семье;
определить основные социогендерные поля жизнедеятельности женщин в их исторической динамике в контексте цивилизационного типа культуры и их влияние на статус женщины в семье;
сформулировать основные проблемы, вытекающие из сочетания социально-ролевых функций женщины в семье и в профессиональной деятельности, дать анализ состояния женской занятости в современном российском обществе, выявить новые социальные роли, привнесенные происходящими в нем трансформационными процессами;
выявить социальные источники кризисных проявлений в современной семье и конструктивную роль женщины в их преодолении;
дать оценку места женщины в поддержании духовности, передаче нравственных ценностей, сохранении национальной самобытности, происходящей в семье.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют метод сравнительного анализа, системный подход, диалектический и общенаучный методы познания. Методологической основой анализа женской субъективности явились идеи мыслителей мировой философии, современных отечественных и зарубежных авторов в сфере социальной философии рассматривающих различные аспекты проблем феминности, взаимосвязи тендерных и социальных отношений, динамики социоролевых функций женщины в семье и в обществе.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
показано, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, образованных союзом женщины и мужчины, связанных узами супружества - родительства - родства;
сформулированы основные проблемы, вытекающие из сочетания социально-ролевых функций женщины в семье и на работе, подчеркнуто сохранение этих противоречий в европейском типе культуры на современном этапе;
выявлены тенденции модернизации современной семьи (превращение ее из сложной в нуклеарную, перераспределение социоролевых функций и др.) в контексте конкретного цивилизационного типа общества;
дана характеристика основных признаков состояния семьи в период трансформационных изменений и возрастания роли семейных ценностей;
раскрыта важность семейной политики, основных целей и первоочередных мер государства направленных на правовую и социальную защиту семьи в условиях кризиса;
проведен анализ сочетания состояния женской занятости и выполнения семейных обязанностей в современном российском обществе, выявлены
новые социальные роли, выполняемые женщинами в условиях либерализации экономики.
Результаты исследования можно сформулировать в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Семья представляет собой сложный социальный институт, имеющий
в своей основе союз мужчины и женщины, характеризующийся
полифункциональностью и исторической динамикой. Структура семьи
зависит от распределения прав и обязанностей, социальных ролей и типов
поведения. На основании этого подхода можно выделить социально-ролевые
функции, распределяемые между мужчинами и женщинами в исторической
динамике от взаимодополняемости к взаимозаменяемости.
2. Статус женщины в семье определяется типом культуры, характером
менталитета народа, его конфессиональной принадлежностью и в целом
цивилизационными характеристиками. Статус в семье характеризуется
распределением прав и обязанностей между мужчиной и женщиной,
сочетанием социальных обязанностей и функций в семье, взаимодействием
социокультурных типов поведения в семье и профессиональной
деятельности.
3. Женская субъективность есть комплекс специфических
пологендерных ментальных и поведенческих стереотипов, связанных как с
выполнением особых социальных ролей, которые обусловлены функциями
деторождения и ведения домашнего хозяйства, так и с реализацией
одинаковых с мужчинами социальных ролей. Женственность - это особый
характер выполнения социокультурных ролей, при котором актор (будь это
мужчина или женщина) подчеркнуто отдифференцируется от маскулинности
как Иного, внося в исполнение названных ролей большую толерантность и
меньшую степень агрессивности.
4. Важным обстоятельством, определяющим статус женщины в
обществе, является распределение активности женщины между
социогендерными полями, которое зависит как от индивидуальных
склонностей, так и от типа ментальносте, от конфессиональной принадлежности, от сложившихся нравов и традиций. Характер традиционно признанных в том или ином типе общества различий между мужчиной и женщиной определяется прежде всего исторически сложившимися социокультурными факторами и проявляется в приоритете либо социального ранга, либо статусности женщины прежде всего в семье.
На фоне происходящих в обществе социально-экономических изменений установка на семейные ценности в общественном сознании прочна, прежде всего в сознании женщины. Семья остается не просто объединением людей, она является важнейшим способом для личности получить смысл подлинно человеческого существования. На наш взгляд, главная причина устойчивости семьи перед лицом социальных катаклизмов состоит в ее нравственном начале, в том, что она выступает как непосредственная субстанциальность духа, что она является средством раскрытия человеческой любви во всей полноте своих проявлений.
Ролевой конфликт: работа или семья - присущ тем культурам (и на тех стадиях их развития), когда возникает массовое привлечение женщин к внесемеиному труду. Выполнение женщиной двух социально- ролевых функций имеет противоречивый характер: с одной стороны, присутствует стремление качественно выполнять производственные и материнские функции, с другой стороны, это приводит к некоторым негативным явлениям. Существуют определенные сложности в совмещении женщиной семейных и профессиональных обязанностей, преодолеть которые призваны социальные институты (прежде всего государство).
Теоретическое и практическое значение данного исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как методологические принципы при исследовании данной проблематики в социальной философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес как для
специалистов при подготовке и изложении специальных курсов по социальной философии, феминологии, так и для широкой аудитории.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях и докладывались на конференциях: международных научных конференциях «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000г.) и «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (Волгоград, 2000г.); на ежегодных научных конференциях ВолгГТУ. Материалы исследования нашли отражение в научных публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает по три параграфа), заключения и списка литературы.
Женщина как субъект социальных отношений
Женщина является важнейшим участником социальных процессов, охватывающих как сферу культуры, экономики, политики, так и сферу семейной жизни, возникновения и воспитания новых поколений.
На протяжении всей истории человечества существование и взаимодействие мужского и женского начал притягивало внимание мыслителей. Одни уделяли внимание отождествлению мужественности и женственности с изначальными космическими силами (например, Платон), другие представляли рождение двух начал как саморазделение единого, божественного творца (например, эзотерические учения Древнего Востока).
Исследование данного явления привело к размышлениям о должном образе жизни и поведении женщин, о женских добродетелях и их воспитании. Изменение характера общественных отношений привело к новому взгляду на женщин, особенно на роль женственности в судьбах человечества, примером этому служат взгляды философов Серебряного века русской философии. Возникновение и развитие феминизма, как явления общественной жизни многих европейских стран, послужило началом продолжающейся до сего дня дискуссии о женских добродетелях, о правильности оценки роли женщин в истории человечества, о феминизации как женщин, так и мужчин, особенно, в XX веке.
Таким образом, характеризуя социальные образы мужчин и женщин, по нашему мнению, философы подчеркивали их социальную взаимодополняемость, выявляемую через исполнение разных социальных ролей. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщине равные права с мужчинами, покончить с неравным доступом к власти, а также осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Сегодня женские и тендерные исследования предполагают междисциплинарный анализ.
И в советский период социально-философское изучение женских проблем и пола происходило на стыке социологии и смежных с ней дисциплин, преимущественно: экономики, этнографии, демографии, социальной философии. Чтобы выбрать точку отсчета для описания развития отечественной социальной философии пола, представляется необходимым сделать несколько замечаний о западном феминизме. Феминизм - это, по сути, новое направление в гуманитарных науках Запада, в значительной степени отражающих историческое становление как новой научной ориентации, так и политического движения женщин. На Западе исследования женских проблем возникают на базе феминистских движений, отразивших в частности, протест против разделения половых ролей. В СССР исследования женских проблем появились в совершенно ином историческом контексте практически полная занятость женщин наряду с участием в общественных идеологических мероприятиях, необходимость совмещения профессиональных и семейных услуг, значительной диспропорции полов.
В плане логических оснований современного феминистского дискурса можно сказать, что, несмотря на теоретические и идеологические различия, все его современные разновидности используют, тем не менее, философскую концепцию женщины, принадлежащую Симоне де Бовуар - а именно промысливание женской субъективности как другого или иного по отношению к мужскому типу субъективации в культуре.
Таким образом, в общем можно определить, что основной задачей феминистской теории является выделение в качестве центральной проблемы женской субъективности, которая полагалась отстутствующей или второстепенной как в классических, так и неклассических социальных теориях, а также поиск дискурсивных средств для ее репрезентации в мышлении и культуре [1].
Полагаем, что современный философский анализ социального положения женщин должен строиться как с учетом феминистских воззрений, так и опираться на существующие традиции, сложившиеся в отечественной, западной и восточной литературе. Только такой «объемный» подход к изучаемой проблеме поможет избежать односторонности и крайних оценок.
Женщина, или как принято говорить в западной литературе, женская субъективность имеет многообразные проявления. С одной стороны, существует биологическая обусловленность, то есть принадлежность к женскому полу связана с особенностями строения организма, состоящими в способности вынашивать и рожать детей [2]. Женщина принадлежит к одному из двух полов, а пол - это определенность человека, возникающая из различной роли в воспроизведении людей, сопровождающаяся первичными и вторичными половыми признаками и включающая в себя тип сексуальности и половую идентичность. Примерно то же значение этого понятия предлагают отечественные и зарубежные словари. «Пол - совокупность генетических и морфо-физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов» [3]. «Пол - совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение, по которым различаются мужские и женские особи, а также один из двух разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), различающихся по этим признакам» [4].
Половая принадлежность - это важнейший признак человеческой телесности. Человек находится в природе в первую очередь потому, что его тело есть природный, материальный феномен. Благодаря телу мы не только имеем мир как объект, но и принадлежим ему. Тело - это наша укорененность в мире (М. Мерло-Понти). Таким образом, биологический пол есть понятие, которое характеризует главным образом первичные и вторичные физические признаки, характерные в данном случае для женщин: органы размножения и т.д.
С другой стороны, в психологическом аспекте женщин характеризуют интуитивность, склонность к анализу, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, сострадательность, изменчивость, послушание, тщательность. Женщинам свойственны такие положительные социополовые характеристики, как обаяние, привлекательность, чуткость и заботливость, жизнерадостность, общительность, интерес к противоположному полу, деликатность. «Типично» женский образ, включает ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой.
Думается, для более полного раскрытия сущности социальной структуры общества необходимо учитывать психологический аспект социальных отношений, ибо он позволяет исследовать общественную динамику с учетом всей палитры рациональных, когнитивных, эмоциональных и конатативных проявлений человеческой самости. Именно этот подход обеспечит оценку социальной структуры в тендерном аспекте, позволит выявить особенности формирования и развития женских и мужских позиций в стратификационном поле социального пространства.
И, наконец, женская субъективность есть комплекс специфических пологендерных ментальных и поведенческих стереотипов, связанных как с выполнением особых социальных ролей, которые обусловлены функциями деторождения, воспитания детей, сохранения семейного очага, ведения домашнего хозяйства, так и с реализацией одинаковых с мужчиной ролей.
Семья в системе социальных институтов
Семья - это структурная единица социума, главными задачами которой являются функции воспроизводства и социализации человека. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве системообразующих отношении различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.
Один из крупнейших отечественных специалистов в области брака и семьи А. Г. Харчев определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [18]. Нам представляется, что это - наиболее емкое определение.
В словаре русского языка мы находим следующее определение: «Семья - это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе» [19]. А вот какое определение понятия семья дает современный служитель церкви И.П. Шевченко: «Семь «я» совсем не означает, что в семье должно быть семь человек. Это скорее может означать, что все члены семьи верующие. Целая семья по форме может быть представлена в миру и одним верующим человеком - мало ли по каким причинам он не смог совершить всесовершеннейшую любовь и дать потомство. Для Создателя все человечество - целая семья» [20]. В двух выше представленных определениях схвачена только одна сторона семьи: в первом случае - родство, во втором - его духовная сторона.
Теоретико-методологическая основа анализа проблемы семейных отношений заложена в трудах классиков социально-философской мысли: Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Вебера, К. Маркса и др. Важнейшие теоретические положения по поводу семьи выдвинул Гегель. Начинает он свой анализ с высказывания следующего тезиса: «Семья как непосредственная субстанциальность духа имеет своим определением свое чувствующее себя единство, любовь, так что умонастроение внутри семьи состоит в обладании самосознанием своей индивидуальности в этом единстве как в себе и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства» [21]. Продолжая свои размышления, он полагает, что семья совершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; Ь) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; с) в воспитании детей и распаде семьи [22].
Характеризуя взаимоотношения мужчин и женщин в браке, Гегель выделяет его нравственную сторону и видит ее "в любви, доверии и общности всего индивидуального существования; в такой настроенности и действительности природное влечение низводится на степень модальности природного момента, которому предназначено исчезнуть в его удовлетворении, духовная же связь выступает в своем праве в качестве субстанциального, тем самым возвышающегося над случайностью страстей и временного особенного желания, в качестве в себе нерасторжимого" [23].
Существенным моментом для темы нашего исследования является то, что современная семья представляет собой союз женщины и мужчины, одной женщины и одного мужчины. «Цивилизации соответствует и вместе с ней окончательно утверждает свое господство новая форма семьи - моногамия, господство мужчины над женщиной и отдельная семья как хозяйственная единица общества» [24]. И далее Ф. Энгельс отмечает: «Таково было происхождение моногамии, насколько мы можем проследить его у самого цивилизованного и наиболее развитого народа древности. Она отнюдь не была плодом индивидуальной половой любви, в которой она не имела ничего общего, так как браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия - именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были бы наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия ...» [25].
Продолжая эти постулаты, А. Г. Харчев полагает, что «семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких к супругам и необходимых им людей» [26]. И далее: «Будучи наиболее интимной разновидностью социальных отношений, брачно-семейная жизнь большей частью скрыта от посторонних глаз; ее охраняют не только стены дома, квартиры, но и такие эффективные психологические силы, как чувство скромности, стыдливости, личного и семейного достоинства» [27].
Семью создают отношения: мужчина - женщина, родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребления.
С. И. Голод склонен «рассматривать семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трёх видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Доминирование одного из названных отношений и его характер (от крайней формы половозрастной зависимости до соответствующей автономии) могут служить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии. Исходя из этой логики и были сконструированы следующие идеальные типы семьи: патриархальный или традиционный, детоцентристский или современный, супружеский или постсовременный» [28].
Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения: супружества - родительства - родства - позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Наличие только одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации).
В последние годы как в общественном мнении, так и в научных исследованиях (и на Западе, и в нашей стране) стала заметна склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и С. Стенмен ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, то есть тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.
Ролевой конфликт женщины: работа или семья
Как уже отмечалось (третий раздел первой главы), свою деятельность в том или ином социальном поле женщины как акторы реализуют через социальные роли. Прежде чем перейти к характеристике исполняемых женщиной в разных цивилизационных типах социальных ролей, необходимо дать общее понимание данного термина.
Понятие социальной роли широко используется в теоретических построениях Т. Паркинсона, Р. Мертона, У. Томаса и др. Классическое определение социальной роли (Р.Линтон, 1936) было дано в функционалистской традиции: это - "относительно стандартизированное социальное положение, включая определенные права и обязанности индивидуума" [62]. Это понятие коррелируется с термином "социальный статус", под которым понимается место личности в системе социальной стратификации [63]. "Статус" относится к положению индивида, а "роль" к использованию данного статуса (или как еще говорят в литературе, динамический аспект статуса). По общепринятому мнению, социальная роль индивида - это не его действительное поведение, а то поведение, которого от него требуют. Социальная роль выступает как ожидаемое социальное поведение, которое требуется от индивида в специфической социальной позиции. Социальная роль тесно связана с занимаемым статусом, поскольку в рамках занимаемых позиций поведение людей определяется главным образом ожиданиями других людей в отношении этих позиций. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с определенными социальными позициями. Однако роль показывает и социальную обусловленность индивидуальной деятельности, ибо основывается на повторяющихся образцах поведения. Роли представляются как результат опытного и созидательного взаимодействия. Построение роли - опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием, в изменяющейся по мере взаимодействия системе координат.
В свою очередь, роль определяется относительно других ролей, то есть индивиды осознают свои роли в ходе взаимодействия с теми, кто выполняет другие роли. В этом случае роль становится культурно определяемой и превращается, по существу, в синоним понятия "культура" или "нормы".
Однако в ходе исследования реальных ролей зачастую демонстрируется неопределенность ожидаемого поведения, соотносимого с социальными позициями; культурные нормы, определяющие поведение, могут быть неопределенными и поддаваться различным интерпретациям; индивидуальные роли могут складываться под воздействием несовместимых ожиданий с точки зрения других, связанным с ним ролей; культуры современных обществ зачастую фрагментарны и содержат элементы разнообразные и противоречивые; различные группы могут быть привержены различным элементам культуры [64].
Важным понятием, позволяющим более глубоко анализировать роль, ее сущность и значение для социальной системы, является ролевой конфликт, который проявляется, когда человек играет несколько ролей одновременно (так часто бывает, когда работающим женщинам приходится исполнять роли одновременно работника, жены и матери), когда разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли (роль мастера на производстве подвержена противоречащим друг другу требованиям со стороны рабочих и высших линейных менеджеров, которые выражают различные представления об ожидаемом поведении мастера).
Ролевой конфликт возникает тогда, когда один человек выполняет несколько социальных ролей и когда между ними возникает напряженность. Современный автор приводит пример: "Признано, что индивидуум сталкивается с напряженными отношениями (ролевым конфликтом) в попытке придерживаться несовместимых ролей, например, рабочей и матери..." [65].
Что касается женщины, то среди возможных ролевых конфликтов особую остроту приобрело противоречие между ее социальной и семейной ролями. Выполнение женщиной двух социально- ролевых функций имеет противоречивый характер: с одной стороны, присутствует стремление качественно выполнять производственные и материнские функции, с другой стороны, это приводит к некоторым негативным явлениям. Следовательно, существуют определенные сложности в совмещении женщиной семейных и профессиональных обязанностей.
В предшествующем изложении мы установили зависимость содержательного наполнения социально-ролевых функций женщины от исторически сложившихся типов экономических систем, от типа ментальности, от сложившихся традиций и др. В этом контексте ролевой конфликт: работа и семья - присущ тем культурам (и на тех стадиях их развития), когда возникает массовое привлечение женщин к внесемейному труду.
Тот факт, что социальные взаимоотношения полов обусловлены культурно-историческими и этнокультурными факторами, означает, что концептуальные основы и интерпретация проводимых в России тендерных исследований должны принимать во внимание особенности феминистской ориентации в отечественных условиях.
Активная занятость женщины в производственной и общественной деятельности изменяет соотношение ее социоролевых функций. Ныне детородная функция женщины, как правило, заканчивается после рождения одного или двух детей. В свою очередь возросший образовательный и культурный уровень женщины-матери позволяет ей более эффективно выполнять воспитательную функцию в семье. Исходя из того, что социальная роль есть прежде всего ожидаемое поведение личности, то следует иметь в виду, что эти ожидания во многом определяются тендерным самосознанием. Всякая социальная роль имеет в основе своей психологическую предуготовленность личности действовать в ее рамках тем или иным способом. Женская инаковость, понимаемая сегодня как социально-ролевая дифференциация, может рассматриваться и как индивидуально-психологический, и как социально-психологический феномен. Подвижки в системе установок восприятия, оценки и поведения личности служат основой инаковости в социально-ролевом понимании.
Своеобразный путь становления женской занятости и - следовательно, столкновения ее семейных и социальных функций - прошла Россия. Если до 1917 г. для страны были характерны те же тенденции, что и для стран Запада, то после революции привлечение женщин к наемному труду приобретает совершенно особенный характер. Многовековой патриархальный уклад семейной жизни закрепил в качестве основной социальной роли женщины - деторождение и воспитание детей. Многодетность семьи была распространенным явлением в России до начала ХХ-го столетия.