Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Социально- правовой статус женщины в Коране, сунне и мусульманском праве 11
1.1. Ключевые аспекты социально-правового статуса женщины в Коране и Сунне 11
1.2. Статус женщины в мусульманском праве 39
Глава II. Особенности трансформации правового и социального статуса женщины в исламе 60
2.1. Современные интерпретации статуса женщины в исламе и проблема гарантий ее прав в мусульманских странах 60
2.2. Некоторые проблемы эмансипации и феминистские движения в мусульманских странах 98
Заключение 124
Библиография
- Ключевые аспекты социально-правового статуса женщины в Коране и Сунне
- Статус женщины в мусульманском праве
- Современные интерпретации статуса женщины в исламе и проблема гарантий ее прав в мусульманских странах
- Некоторые проблемы эмансипации и феминистские движения в мусульманских странах
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном мире более полмил
лиарда женщин соблюдают требования традиционных исламских норм, так
как проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во
многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной
жизни, а также состояние женских прав в целом рассматривается через зерка
ло религии. Иными словами, контекст прав женщин определяется на основе
шариата, интерпретируемого мусульманскими богословами-
традиционалистами посредством государственного законодательства. И надо признать, что влияние религиозной догматики зачастую имеет серьезные отрицательные последствия для социально-правового статуса женщин в этих странах.
Распространяя тезис о необходимости предохранения морально-нравственного облика общества, мусульманские правоведы оправдывают религиозную доктрину как средство обслуживания патриархальных ценностей, и стремятся сохранить соответствующие структуры. Однако в действительности многие ограничения, предусмотренные этими законами, не связаны с исламом, иногда они даже противоречат религиозной доктрине, хотя самим обществом признаются как исключительно религиозные.
Вопрос о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательно решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в исламе. В
историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках диссертационного исследования представляется возможным рассмотреть лишь некоторые основные вопросы этой сложной проблемы.
За последние годы, несмотря на значительный научный интерес к исследованию различных тем в области исламской идеологии и практики, проблема статуса женщины в исламе не стала предметом глубоких научных поисков. На наш взгляд, это прежде всего связано с тем, что с возрастанием роли религии в обществе, все связанное с ней в течение определенного периода не становилось предметом критического анализа. В результате религиозная проблематика в рамках исламской пропаганды стала превалировать не только в массовых изданиях, но нередко и в науке. Однако с сожалением приходится констатировать, что односторонние подходы в освещении этой темы нисколько не продвинули горизонты научного поиска. Поэтому мы можем говорить лишь о советском периоде отечественных исследований в этой области, когда эти проблемы изучались достаточно активно и глубоко.
В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, так как положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в Дагестане и в России в целом, возрастания интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблем, связанных со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем наше обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения клю-
чевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порождаемых в последние годы в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.
Степень разработанности проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признается одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.
Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60-х годах XX века, рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С, Пальвано-ва Б., Вагабов М.В., Ахметханова П., Шайдуллина И., ряд других авторов1. Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Иными словами, теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщин в обществах с высокой степенью религиозности.
В советский период истории нашей страны большой вклад в исследование статуса женщины в исламе, проблем семьи и брака, эволюции семейно-бытовых традиций в мусульманском обществе внес профессор М.В. Вагабов. Многие ключевые проблемы, исследованные им еще в 60-70-х годах, а также в последующий
1 Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина. Соч. VI., М., 1966; Юпимович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958; Иманзаде С. Религия ислама и женщина. Баку, 1958; Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965; Ахметханова П. Как относится ислам к женщине. М., 1972; Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978.
период, находят свое отражение в современных исследованиях ученых, причем не только в западных странах, но в значительной степени в мусульманском мире. Например, работы видной египетской исследовательницы статуса женщины в исламе Наваль ал-Саадави, опубликованные в США в 90-х годах, содержат основные тенденции и тезисы, отмеченные М.В. Вагабовым намного раньше, в основном в 60-х годах2. В особенности это касается проблем хиджаба и отдельных аспектов брачно-семейного законодательства. Надо сказать, что данную проблематику М.В. Вагабов плодотворно исследовал и в последующие годы3.
Разумеется, что любое исследование той или иной актуальной проблемы должно быть востребовано обществом и временем, хотя нередко само время накладывает свой отпечаток на его характер. Однако суть проблем, в принципе, не подвержена воздействию временного фактора, так как здесь действуют законы, регламентируемые объективной реальностью и стратегией научного поиска. Нечто подобное можно заметить и в данном случае: мы наблюдаем возросший научный интерес к статусу женщины в мусульманском мире и изучение многих связанных с ним аспектов происходит в рамках, обозначенных исследователями в более ранний период и в иных политических, социально-экономических и идеологических условиях. Примечательно также и то, что в настоящее время сами женщины в исламском мире осознали необходимость научного исследования этих проблем, так как прежнее доминирование в этой области богословов-мужчин не придало их статусу позитивного импульса развития, наоборот, оно было направлено на ограничение их прав и свобод, еще большее закрепощение в рамках патриархальной системы.
Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. Изд-во Знание. М., 1962; Пережитки ислама и пути их преодоления. Москва-Ленинград, 1966; Ислам и женщина. М., 1967.
3 Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980; Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994; Основы мусульманского семейного права. М., 1997.
Самое широкое отражение тема статуса женщины в исламе находит в зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах Запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а также с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире.
При характеристике состояния изученности данного вопроса приходится констатировать, что многие западные авторы придерживаются позиций этноцентризма. Мусульманские авторы, большое внимание уделяют религиозно-богословским, а не научным проблемам. Многие из их работ также не лишены нападок на статус женщины в других религиях и системах культуры. В результате такого подхода исследования по женской проблематике нередко страдают поверхностью и отрывочностью.
Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе4. Другие же подвергают критике многие положения социально-правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностные сравнения между положением женщины в шариате и ее стату-
4 Касим Амин. Тахрир ал-мар'а. (Освобождение женщины). Каир. 1928, с.9; Мухаммад Рашид Рида. Нида ли-л-джинс ал-латиф. (Призыв к прекрасному полу). Каир. 1932, с.111; Мухаммад Али ас-Сабуни. Тафсир айат ал-Кур'ан. (Толкование аятов Корана). Бейрут. 1981, 2:52,53,169-174; Мухаммад Хусейн Хайкаль. Хайат Мухаммад. (Жизнь Мухаммада), 1986, с.336; Аббас Махмуд Аккад. Ал-Мар'а фи-л-Кур'ан. (Женщина в Коране). Бейрут, 1985, с.12;
сом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше5.
Как бы то ни было, представители мусульманских стран в целом критически расценивают подходы западных коллег в оценке статуса женщины в исламе, более тесно увязывают свои исследования с религиозной составляющей, пытаются выработать адекватные и более приемлемые для мусульманских стран формы выражения мнений в рамках феминистских движений и т.д. Если классифицировать исследования по данной проблематике в соответствии с указанным подходом, то при работе над диссертацией ключевую роль сыграли работы таких зарубежных авторов как Дж. Эспозито, Ш. Карапико, С. Дюваля, Д. Перла, К.М. Обермейер, В. Вибке6 и др.
Исследования мусульманских авторов, посвященные общетеоретическим проблемам в рамках исследуемой нами темы, составляют отдельный пласт. Здесь «страноведческие» работы мы выводим в отдельную категорию, так как они составляют различные, локальные трактовки в зависимости от страны, ее обычаев, уровня социально-экономического развития и культуры. К их числу
5 См. об этом: Субхи Салих. Ан-Нузум ал-исламийа. (Исламские поряд
ки). Бейрут, 1965, с.51; Sayyid Amir 'АН. The Spirit of Islam. Delhi, [Б.г.], c.222;
Абдаллах Шихата. Ад-Даава ал-исламийа ва ал-и'лам ад-дийни. (Исламский
призыв и религиозное образование). Каир, 1978, с. 130.
6 Esposito, John L. Women in Muslim Family Law. Syracuse: Syracuse
University Press. 1982; Carapico, Sheila. Women and Public Participation in
Yemen. //Arab Women: Between Defiance and Restraint. Suha Sabbagh (ed). New
York: Olive Branch Press. 1996; Duval, S. New Veils and New Voices: Islamist
Women's Groups in Egypt. //Women and Islamization: Contemporary Dimensions
of Discourse on Gender relations. Karin Ask and Mark Tjornsland (eds.), Oxford
and New York, Berg, 1998; Obermeyer Carla Makhlouf. Islam, Women and
Politics: The Demography of Arab Countries. //Population and Development
Review. 1992, Vol. 18, №50; Wiebke Walther. Women in Islam: From Medieval to
Modern Times. Princeton. 1993.
можно отнести исследования таких мусульманских авторов как А. Рамадан, А. Ал-Хибри, X. Ал-Мугни, 3. Анвар, Д. Кандиюти, 3. Мир-Хусейни и др .
К числу других зарубежных исследователей, наиболее плодотворно работающих в области изучения статуса женщины в исламе, следует отнести Л. Ахмад, Ф. Мернисси, Н.Саадави, С. ат-Турки и некоторых других .
Цель исследования. Целью диссертации является изучение основополагающих принципов, характеризующих статус женщины в исламе, его социально-правовые особенности и характер их трансформации в современных условиях.
Задачи исследования. В диссертации предпринимается попытка решения следующих основополагающих задач:
-исследовать ключевые проблемы, характеризующие социально-правовой статус женщины в Коране, сунне и мусульманском праве и на основе сравнительного анализа Корана и отдельных библейских текстов выявить общие закономерности и различия;
- проследить особенности трансформации правового и социального статуса женщины и характер современных интерпретаций статуса женщины в исламе;
7 Ahmed, Ramadan A. Women in Egypt and the Sudan. //Women in Cross-Cultural Perspective. Adler, Leonore Loeb, ed. New York: Praeger, 1991; Al-Hibri, Azizah. Marriage laws in Muslim countries. //International Review of Comparative Public Polity. 1992, № 4; An-Na'im Abdullahi. The Rights of Women and International Law in the Muslim Context. //Whittier Law Review. 1987. Vol. 949, №5; Anwar, Zainah. Sisters in Islam. Perspectives from Malaysia. //Democratic Transitions and the Role of Islam in Asia. October 18, 2000.
Ahmed, Leila. Women and Gender in Islam. New Haven: Yale University Press. 1992; Memissi, Fatima. The Veil and the Male Elite: A Feminist Interpretation of Women's Rights in Islam. Lakeland, Mary Jo, trans. Reading, MA: Addison-Wesley. 1991; El-Saadawi, Nawal. Growing up female in Egypt. //Women and family in the Middle East. Elizabeth Warnock Fernea (ed.). Austin: Univ. of Texas press. 1985.
- рассмотреть некоторые проблемы гарантий прав женщин в мусульманских странах и социально-экономические предпосылки возникновения феминистских движений в странах ислама.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации с привлечением большого числа новейших работ исследован статус женщины в исламе и мусульманском обществе, критически рассмотрены отдельные положения мусульманского права. В диссертации прослеживаются эволюционные проявления правового и социального статуса женщины в современном исламе, показан характер его современных интерпретаций, выявляются социально-экономические предпосылки и объективные условия возникновения феминистских движений в некоторых мусульманских странах.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «религиоведение», «философия религии», «социология религии», они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама. Выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников социальной сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области.
Структура диссертации соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Ключевые аспекты социально-правового статуса женщины в Коране и Сунне
Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда государств, в особенности, на положение прав и свобод человека, на статус женщины в обществе. Сфера их действия в наше время также остается весьма широкой, что во многом определяется тесной связью мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах. С самого начала своего появления ислам инициировал серьезные изменения в основанном на патриархальных нормах аравийском обществе. В период, когда никакая иная система не предоставляла в таком объеме женщине прав в социальной и правовой сфере, в обществе, где рождение девочки расценивалось как , проклятие, где сама женщина считалась движимым имуществом, ислам стал рассматривать женщину как личность. В исламской общине женщине стали предоставляться права, которые в другие сообществах уступали неохотно и только под давлением.
Известно, что Коран делает большой акцент на человеческое достоинство права и свободы, выступает против любой формы дискриминации на основе расы, национального происхождения или рода. В исламе женщинам гарантируется четыре фундаментальных права: право в области норм, связанных с отправлением требований религии, право на приобретение, право на недвижимость и право на гарантию личного достоинства ( ирд). Каждое из этих прав и свобод государство и его действующие законы обязаны защищать. Такой подход предопределен тем, что ислам рассматривает жизнь во всей ее полноте и многообразии, не исключая тот или иной ее аспект в отношении женщин. Именно с учетом этого положения можно лучше понимать перспективы развития исламского закона и значимость женской роли в создании полноценного общества.
Коран подчеркивает фундаментальное равенство мужчин и женщин в таких жизненно важных для мусульман вопросах как образование и религиозные обязанности. Вместе с тем проблематика равенства по признаку пола находится на ином уровне и в иной сфере гарантий прав и обязанностей. Здесь существует совершенно иная философия, иное разграничение прав и обязанностей между ними, которое вместе с тем не дает права говорить об их фактическом неравенстве. Например, наиболее священная ответственность женщины в исламе связана с тем, что она является матерью и женой, так как считается, что именно она формирует будущее той или иной нации, если говорить об этом в терминах проблемы репродуктивности и необходимости воспитания новых поколений. Но в то же время не только этим ограничивается ее ответственность перед обществом, и Коран из-за того, что она должна воспитывать детей, не заставляет женщину оставаться в затворничестве. В различных главах Корана подтверждаются и раскрываются женские права, имеющие отношение к браку, разводу, собственности, наследованию, воспитанию детей, свидетельствованию. В историческом контексте коранические нормы имели и имеют положительное воздействие на права женщины.
Если проанализировать все коранические упоминания о женщине, то в целом их можно подразделить на три условные категории. В первую из них входят аяты Корана, в которых при упоминании женщины основной акцент делается на социальных аспектах. Вторая категория объединяет стихи, в которых в основном говорится о семейно-брачных отношениях. Третья часть текстов о женщине касается ее образа в рамках библейских сюжетов.
В целом можно сказать, что после появления ислама статус женщины был весьма терпимым. Мухаммад в первые годы пророчества в соответствии со статусом рассматривал женщин практически наравне с мужчинами, он считал их важной частью мусульманской общины. Однако ситуация изменилась после переселения первых мусульман в Медину. Более того, статус женщины продолжал быстро меняться с расширением границ исламской империи и вместо относительного равноправия, они стали рассматриваться более низкими по своему статусу, чем мужчины. Таким образом, начиная с раннего средневековья, мусульманки находились в несколько подчиненном положении, что существенно отличалось от их положения даже в доисламской Аравии. В связи с этим некоторые мусульманские авторы полагают, что если пророк не имеет прямого отношения к этой негативной трансформации положения женщины в обществе, то ее статус может быть преобразован. С другой стороны, считают они, если эти изменения были сознательно защищены Мухаммадом и закреплены в Коране, то какие-либо преобразования невозможны, ибо данное обстоятельство будет рассматриваться как ее абсолютный статус в исламе.
Статус женщины в мусульманском праве
В последние десятилетия на базе идейно-политических принципов и морально-нравственных критериев ислама складываются главные тенденции политического, социально-экономического и культурного развития мусульманского мира, и это все более ощутимо сказывается на статусе женщины в мусульманском праве и мусульманском обществе. Растущая роль ислама как глобального политикообра-зующего фактора и мощного правового инструмента в тех из стран, где шариат признан основой законодательства в процессе «исламского возрождения» определяют в основном актуальность отдельного сравнительного исследования правового статуса мусульманки в традиционном обществе.
Рассматривая вопрос о статусе женщины в мусульманском праве, прежде всего следует указать на тот неоспоримый факт, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и мусульманская правовая идеология. Вместе с тем, как отмечает Абдель Рахим ал-Али Насер, подчеркивая государственный характер ислама, «мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина»67.
В исламе шариат рассматривается в качестве правового кодекса, обязательного для соблюдения всеми мусульманами. Коран и Сунна, как главные источники шариата, обеспечивают общие правовые принципы и правила. В зависимости от изменяющихся обстоятельств они могут интерпретироваться посредством иджтихада, в силу чего последний выступает как наиболее важный источник мусульманского права после Корана и достоверной Сунны. С другой стороны, фикх также непосредственно базируется на шариате, но его развитие возможно через человеческое усилие. Поэтому он может быть вновь исследован. При необходимости отдельные его положения также могут быть подвергнуты повторному толкованию. Многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана. Гражданские кодексы Египта (1948 г.), Алжира (1975 г.), Ирака (1951 г.) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права. Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права. Однако практически все эти страны хотят модернизироваться и предпринимают для этого различные меры, в том числе и в вопросе статуса женщин, их прав и свобод. Некоторые примеры показывают, что такая эволюция, которая предполагает установление политических режимов нового типа, а также смелые реформы в сфере частного права, могут уживаться с кажущейся неизменностью мусульманского права.
Многочисленные мусульманские общества, в которых признают в качестве одного из символов веры совершенство и авторитет мусульманского права, могли существовать веками и продолжают существовать, главным образом руководствуясь обычаями (адатами). Обычай не входит в мусульманское право и никогда не рассматривается как право, но это не означает, что он отвергается мусульманским правом. Само собой разумеется, что с точки зрения мусульманского права некоторые обычаи могут быть незаконными, но в то же время в правовой практике мусульманских стран они также имеют место.
Мусульманское право все поступки человека делит на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия, которые право запрещает, или запрещать то, что право полагает порицаемым или лишь допускаемым.
Мусульманское право содержит очень мало императивных положений и предоставляет широкие возможности свободной инициативе. В результате соглашений можно, оставаясь верным исламу, внести очень существенные изменения в нормы, которые предлагает мусульманское право, но которые не считаются обязательными.
В силу этого принципа судебная практика мусульманских стран допускает, например, при заключении брака оговорку, что жена может впоследствии отказаться от брака (в принципе, это прерогатива мужа) или что она получит такое право, если муж не нарушит принципы единобрачия. Статус брака и семьи был серьёзно изменён, особенно в Сирии, именно путём подобных соглашений. Широкая возможность таких отступлений, по правде говоря, вызывает сомнения. В отличие от мусульман шиитского толка, сунниты не допускают, например, установления в этом вопросе ряда условий, таких как временный характер брака (мут а) или режим общности имущества супругов.
Вместе с тем возможность развития мусульманского права путём частных соглашений не утрачивает, тем не менее, своего значения.
Большое внимание в мусульманском праве уделяется семейным отношениям, вопросам семьи и брака, статусу женщины. Здесь надо исходить из того, что ислам и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное явление, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину-разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. В мусульманском праве подробно определяются поводы к разводу и его процедура. Шариат знает несколько видов разводов, различающихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж может развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак).
Современные интерпретации статуса женщины в исламе и проблема гарантий ее прав в мусульманских странах
Основная социальная и политическая модель в доисламском аравийском обществе заключалась в семье, основанной по патриархальному принципу. Предписания Корана должны были с одной стороны усиливать патриархальные порядки, с другой - внести новые принципы, регламентирующие вопросы брака, семьи, статуса женщины в исламе в целом. Согласно им, женщина не могла выйти замуж больше чем за одного мужчину одновременно. Срок выжидания после развода («идда»), в течение которого женщина не могла вступать в повторный брак, гарантировал определение отцовства детей. В то же самое время Коран устанавливает новый моральный принцип для семейной жизни. Женщина и дети более не рассматривались движимым имуществом, а расценивались как личности, наделенные правами и обязанностями86.
Коран, действительно, предоставил определенные права женщине в период, когда они были угнетены в патриархальном аравийском обществе. Однако мусульманские правоведы позднего времени, обращаясь и вводя в теорию права формулировки, которые ограничивали права женщин, препятствовали реализации многого из того, что было заложено в Коране изначально. Конечно, никакая интерпретация правовой нормы не может быть свободна от влияния времени, поэтому, понятно, что и правоведы VII века также не могли быть в полной мере самостоятельными и подчинялись велениям времени. В связи с этим характерно, что даже немногим переводчикам из числа женщин, которые появлялись в этот и последующий период ислама, никогда не позволялось оказывать влияние на исламское законодательство. Дело в том, что в патриархальном обществе женское суждение рассматривалось менее ценным, чем мнение мужчины87. Например, в течение указанного средневекового периода многие мусульманские правоведы по-своему интерпретировали кораническую концепцию защиты чести и целомудрия женщины (иддат). Ими было введено в качестве правовой нормы понятие о том, что в этом вопросе именно мужчины должны выступать в качестве защитников женщин . Такая интерпретация, которая в последующем стала частью шариата, используется в современной Саудовской Аравии. В соответствии с ней женщины не имеют права путешествовать без сопровождения мужчин. Между тем данная концепция в Коране не содержится, в нем речь идет лишь о сопровождении женщин в период совершения хаджа, что было связано с обстановкой в этот исторический период.
Данная норма получила расширительное толкование и ее стали относить ко всем ситуациям, в то время как сегодня женщины больше не зависят в покровительстве мужчин в той степени, которая была характерна для средневекового периода. Очевидно, что женщина в современном обществе может защитить свое целомудрие и без опеки со стороны мужчин . Этот пример показывает, как важно иметь в виду, что правовые положения шариата были сформулированы в определенный исторический период времени, когда женщины были порабощены патриархальным обществом и не имели правовой и иной независимости.
В связи с этим рассмотрим вопрос о том, каким образом в мусульманском праве стало возможным появление различных толкований, казалось бы, единых коранических положений, и каким образом это отразилось на статусе женщины в исламе. Известно, что шариат представляет собой правовую и религиозно-этическую систему, в которой нормы и соответствующие директивы представлены в двух сферах деятельности человека. Во-первых, это «ибадат» — действия мусульманина, предопределенные божественным провидением и относящиеся исключительно к религиозно-обрядовой сфере. Во-вторых, это «муамалат» - действия, относящиеся к категории межличностных отношений. Если первые не подлежат изменению, то вторые нередко требуют нового осмысления толкования отдельных нормативных источников, таких как Коран и сунна для того, чтобы вывести нормы, соответствующие из менившимся социальным условиям. Поэтому имеются проблемы эпистемологического характера, связанные с тем, что в нормативных источниках мусульманскими правоведами они превратно интерпретируются. Это очевидным образом препятствует необходимому прогрессу, например, в такой специфической области межличностных отношений как персональный статус женщины в мусульманском обществе.
Переосмысление статуса мусульманки в современном обществе является одной из главных проблем, которой противостоят мусульманские правоведы, имеющие влияние в сфере интерпретации правовых и этических норм ислама. Неудивительно, что к ним, как правило, относятся мужчины, что в известной мере и определяет их позицию в этих вопросах. Однако в последние годы в мусульманских странах все чаще говорят о том, что в обсуждении вопросов, касающихся конкретных ситуативных аспектов этой проблемы могут и должны непосредственно участвовать и женщины. Без их участия всегда будет ощущаться недостаток квалификации, необходимой для определения ее прав в патриархальном обществе. Более того, это создает дополнительные условия для обвинений в наличии сегрегации по принципу пола, способству ет формированию символической конфигурации исламских ценностей. Главные спорные вопросы относительно женской сегрегации чаще всего основаны на характере толкования концепции «аврат», частей женского тела, которые не должны быть открыты. Именно на основе этой концепции неко торые правоведы причисляют тело женщины, включая ее лицо, к категории «аврат». Более того, имеются спорные тексты, приписанные пророку и неко торым его сподвижникам, согласно которым даже ее голос расценивается как «аврат», в силу чего, ей надлежит скрывать его и не говорить в присутствии не предписанных для нее религиозными канонами мужчин. Посредством та кого расширительного толкования термина и понятия «аврат», которое ино гда включает даже голос, мусульманское право позволяет юридически заставить женщину замолчать, нравственно отделяет ее от общества, требует от нее быть неукоснительно укрытой, ограничивает ее социальные и культурные права.
В связи с этим нередко делается заключение о том, что доминирование мужчин в сфере религиозной эпистемологии позволяет им пользоваться своим историческим влиянием в процессе интерпретации религиозных текстов, связанных с женской проблематикой. Правоведы-мужчины отображают в таких случаях субъективный опыт различных мусульманских обществ, пытаясь распространить его на остальных, не считаясь с установившимися нормами и традициями. Кроме того, принятие неверных правовых решений часто оказывается следствием мужского предубеждения, являющегося важной причиной нарушения прав женщин.
Некоторые проблемы эмансипации и феминистские движения в мусульманских странах
Когда утверждается о том, что религия и традиционные институты являются барьером на пути улучшения положения женщин, как правило, в пример приводятся консервативные исламские страны. Между тем политика во многих из них кореллируется практической реальностью этих стран. В связи с этим саудовский ученый Салеха Махмуд ставит вопрос о том, почему же сами мусульманки так упорно сопротивляются модернизации по западно-му образцу, которую им предлагает западная же демократия. Почему, даже эмигрируя в западные страны, они продолжают носить паранджу, которая для европейской или российской женщины является символом унижения и бесправия124. Более того, необходимо учитывать, что социальная политика в отношении женщин определяется родоплеменными и патриархальными обычаями, которые нередко противоречат исламу. Исследовательница из Саудовской Аравии доктор Хайфа Джамаль ал-Лайль, утверждает, что не существует никакого конфликта между исламским учением и процессом модернизации общества, в том числе модернизации положения женщины125.
Надо сказать, что подходы западных социологов отражают высокую степень этноцентризма в представлении о том, что эмансипация мусульманки должна происходить в тех же рамках, в которых действуют американские и европейские женские движения. При этом отмечается, что коль скоро цели женских движений являются универсальными, то и достижение их должно осуществляться идентичным образом126.
В течение последних трех сотен лет исламская мысль в различных сферах находилась под влиянием западных идей. Обычный знаменатель всех «импор \ тированных» идеи находился в прямой зависимости от из связи с центрами по литических сил. Мощное доминирование Запада было результатом демонстра ции богатства и денег против бедности и беспомощности. Преобразования пе риода индустриальной революции, эпоха Ренессанса на Западе и формирование основ идеологического модернизма, в течение последних трех столетий было временем своеобразного вакуума в исламском мире. В XDC-XX веках, с одной стороны, имела место защитная реакция, идеологическое и религиозное сопротивление этому влиянию, с другой стороны - вод воздействием западного мо дернизма происходила абсолютная ассимиляция местных традиций. Необходимо учитывать, что западный модернизм принадлежит именно западной истории, западной религии и он меняется в соответствии с законами западного интеллектуального либерализма, имеющего исключительно светский характер. Западный феминизм также является следствием модернизма и постмодернизма. Это движение и школа мысли существенно и преимущественным образом находятся в серьезном конфликте с исламскими принципами. В конце XX века значительные слои мусульманской населении были подвергнуты системе политической демократии, при которой западная политика обвиняла ислам в поддержке недемократических доктрин. На этот же период приходится и усиление феминистских тенденций во многих странах мусульманского мира. Процессы глобализации лишь усугубляют негативное отношение мусульманских идеологов к проблемам эмансипации. На проходившей в Кувейте конфе ренции «Мусульманская женщина и вызовы времени» глава «Ассоциации воз рождения исламского наследия» Джасима ал-Хурафи заявил, что исламский » мир сталкивается с «заговором, организованным с целью уничтожения ислама и борьбы с ним под лживыми лозунгами эмансипации женщины, нового мирового порядка и глобализации». По его словам, поборники женского равноправия хотят растоптать достоинство женщины, лишить ее целомудрия и привить ей вседозволенность, чтобы тем самым «внести порчу» во все мусульманское общество.
Вместе с тем процессы модернизации и появление феминистского движения на Западе ускорили дебаты и постепенное формирование «женской проблемы» в мусульманском мире. Недостатки западного феминизма в отношении женских движений в странах Ближнего и Среднего Востока достаточно подробно исследованы в работах Дениза Кандиюти и Марний Лазредж . Дело в том, что во многих частях мира распространены различные формы феминизма, в рамках которых женские активисты из различных мусульманских стран Азии и Африки пытаются говорить о своем определенном опыте. Причем это происходит в то время, когда активность феминизма на Западе, кажется, постепенно снижается. По крайней мере, в 80-х годах на это обстоятельство указывали мно-гие авторы . Поэтому существование многих форм феминизма и такого широкого ряда женских организаций во всем мире вынуждает некоторых исследователей говорить о невозможности найти единый категориальный аппарат.
Однако если попытаться ввести некие категории в теории о положении женщины в исламе, можно отметить наличие нескольких различных подходов. Первый из них, который условно можно назвать «примирительным феминизмом». В основном он воплощен в либеральной интерпретации проблемы. В данном случае светская перспектива мусульманских активистов и ученых ведет их к примирительной позиции. Эта группа исследователей предпринимает попытку адаптировать религию под требования феминистских движений, представляя это как неизбежный путь для мусульманки, оспаривают соответствующие религиозные установления. Поэтому они пересматривают тексты шариата, чтобы представить права женщин согласно изначальным исламским ценностям, которые якобы превратно истолкованы.
В данном случае важно выяснить, заключается ли их цель в том, чтобы преобразовать или реконструировать положение женщины в семье, обществе, в социальной структуре и общественной сфере в целом. Как известно, в христианской и иудейской традиции священные тексты феминистки расценивают как ограниченные в их историческом контексте.
Согласно же некоторым западным авторам, ислам является главной причиной распространения сексуального неравенства на Ближнем Востоке. Иными словами, с западной точки зрения именно ислам представляет собой главное препятствие для мусульманки и мусульманского общества в целом на пути цивилизованного развития. Несколько странно, что именно женское покрывало в видении современной западной политической культуры представляет собой наиболее очевидное свидетельство «подчиненного положения» женщины в исламском обществе.