Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности Ташинова, Татьяна Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ташинова, Татьяна Сергеевна. Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ташинова Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Пятигор. гос. гуманитар.-технол. ун-т].- Пятигорск, 2012.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/459

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Феномен личности является фундаментальной категорией философии и выступает смысловым центром практически любой философской системы. Сложность определения категории личность состоит в невозможности однозначного подведения её под какое-либо более широкое родовое понятие, поскольку личность - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Проблема социально-философского анализа категории «личность» весьма интересна, поскольку открывает перед нами не только проблему смысла данной категории, но и диалектику её развития и формирования, посредством взаимодействия и взаимопроникновения внутреннего и внешнего миров личности. Как отмечал С.Н. Булгаков - «…Всякий человек есть неразгаданная тайна, хотя мимо нее обыкновенно проходят не замечая, в особенности же это ясно относительно тех людей, которое раскрывали свою душу, но чем больше они ее раскрывали, тем загадочнее и таинственнее она оставалась, и неразгаданными сходили они в могилу. Последнее слово, тайна живой индивидуальности, ее духовная сущность оказалась все-таки невысказанной, творческий замысел, взывавший к бытию эту живую душу, нераскрытым, и о том, что же действительно было самым важным, подлинным, существенным в человеке, приходится только гадать и спорить».

В рамках повседневной жизни (на уровне обыденного познания) можно допустить отождествление категорий человек и личность, однако социально-философский анализ дифференцирует эти категории, используя категорию «человек» как усредненное и обобщенное понятие, наделяя «личность» при этом социальностью, благодаря которой становится возможным и её формирование. Философское постижение личности всегда разворачивается не просто через реконструкцию её сущностных характеристик, но через осмысление её бытия в мире, где «человек (а, значит и личность) - это в известном смысле все» (М. Шелер).

В рамках истории философии личность традиционно понимается в единстве таких ее основных модусов, как тело, душа и дух - в прошлом и субъективное, объективное, внутреннее и внешнее - в настоящем. Актуальность исследования проблемы внутреннего мира личности заключается в том, что в центре всего мироздания стоит личность и её социальная сущность, активность которой зависит от особенностей внутреннего мира личности (его направленности, содержания и пр.), а своё воплощение находит только во внешнем социальном мире.

Современный этап развития западной и отечественной социально-философской мысли характеризуется усилением интереса к человеческой индивидуальности, к постижению и осознанию места личности в ходе истории, настоящего и будущего. По оценкам многих исследователей этот интерес будет возрастать всё больше и больше, поскольку нарастание научно-технического прогресса и новейших технологий стирает место личности, и вместе с тем, нуждается а постижении личности.

Содержание и выводы данной работы, на наш взгляд, позволят не только исследовать особенности формирования внутреннего мира личности, но и проследить процесс взаимодействия и диалектики внешнего социального и внутреннего миров личности, в условиях постоянно эволюционирующей социальной действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Представленные ранее исследования по данной теме рассматривают проблему личности только в одной плоскости, с учётом специфики исследования (например, социология освещает в большей мере социальную составляющую вопроса человеческой индивидуальности; психология, напротив, заглядывает в глубины человеческой психики), мы в данной работе постарались представить внутренний и внешний миры личности с учётом всех, открывающихся нам граней: социальная обусловленность внутреннего мира, структура внутреннего мира, взаимодействие и взаимовлияние внутреннего и внешнего миров личности. При этом необходимо отметить, что только социальная философия освещает взаимодействие внешнего и внутреннего миров, слияние субъективного и объективного, и как порождение этого - внутренний мир личности.

Интерес к исследованию человека зародился ещё на Древнем Востоке где были сформированы первые телесно ориентированные практики, направленные на постижение духовной сущности человека и её воплощение во внешнем мире (например, йога). Мыслители разных исторических эпох вскрывают и рассматривают проблему взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, К. Маркс, Н.А. Бердяев, Ю. Хабермас и др.).

Для определения связи и взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности нами были рассмотрены основные философские направления (философия жизни, экзистенциализм, феноменология, персонализм, марксизм, философская антропология, постмодернизм), затрагивающие интересующие нас проблемы.

Каждое направление формирует своё представление по вопросу соотношения внешнего и внутреннего миров личности, вкладывая определенный смысл и содержание в понятия: «личность», «внешний мир», «внутренний мир».

Так, представители философии жизни - Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, Г. Зиммель, А. Бергсон и др., рассматривали личность как микроноситель всей социальной истории, а её внутренний мир - как способность познания всех форм бытия. При этом, по мнению представителей этого направления, не внешний мир определяет тип человека конкретной эпохи, а, напротив, тип человека определяет, показывает достижения человечества (Ф. Ницше).

Экзистенциалисты - М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Н. Аббаньяно, Л. Шестов, Н.А. Бердяев и др. рассматривают внешний мир не просто как эмпирическую данность, в которую погружен человек, а как экзистенцию, существование человека в бытийном пространстве, постигаемом и порождаемом этим же человеком, его внутренним миром. Одной из главных установок экзистенциалистов выступает противопоставление социального и индивидуального бытия (внешнего и внутреннего миров). И философия жизни, и экзистенциализм говорят о синтезе двух уровней в жизни человека: биологическом и социальном, а также о необходимости постижения внешнего мира посредством внутреннего.

Феноменологическая трактовка взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности представляет собой попытку проникновения к истокам человеческого опыта и познания, сознания и открытия сущностных черт феноменов и явлений (Э. Гуссерль, М. Шелер, Э. Кассирер). Жизненный мир личности, по своей сути, является синтезом внешней реальности и особенностей внутреннего мира личности.

Персоналисты, Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, Г. Мадинн, П. Рикер, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Н.О. Лосский, С.А. Левицкий, В. В. Зеньковский и др., на первый план выдвигают человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, с её неповторимой индивидуальностью, уникальным внутренним миром. Внутренний мир, по мнению персоналистов, - созданная Богом внутренняя реальность, наделенная активностью, свободой, творческим потенциалом, являющаяся наивысшей ценностью, а внешний мир - это сама личность и порожденная ею реальность. По мнению Р. Т. Флюэллинга, основой внешнего мира, созданного человеком, является его внутренний мир.

М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Л. Бисвангер и др. представители философской антропологии, подхода, использующего данные естественных наук, социологии, психологии, этнографии, истории в качестве необходимого условия для ответа на вопрос о сущности человека, отмечают необходимость наиболее полного исследования внешнего и внутреннего миров личности, а так же рассмотрение их взаимодействия и взаимовлияния.

Биологическое направление (А. Гелен) предполагает, что сущность человека необходимо искать в жизненном начале, во внутреннем мире, который имеет природную основу, определяющийся ею, но направленный на органичную адаптацию личности к социальной среде.

Функциональное направление философской антропологии (Э. Кассирер) рассматривает человека с точки зрения его проявлений. Функциональные проявления личности - реализация всей глубины и потенциала внутреннего мира личности в окружающую действительность.

Познать и постичь внешний мир (общество), по мнению представителей философской антропологии, возможно только при условии знания о себе, как о личности, целостной структуры, формирующейся при взаимодействии социальных условий и внутренней основы человека.

Марксизм, в лице своих представителей - К. Маркса и Ф. Энгельса, одно из центральных мест уделяет исследованию исторического процесса в виде живых людей, их интересов, мотивов, потребностей, ценностей и целей, общественных отношений и связей. При этом взаимодействие всех общественных отношений и связей является основой любого общества, с его социальными институтами, общественными отношениями (внешний мир), формирует содержание и направленность деятельности людей, их социальную и духовную основу (внутренний мир).

Проблему взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности затрагивает и постмодернизм (Б. Рассел, Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ю. Хабермас), открывая новые грани в исследовании этого вопроса. Взаимодействие внешнего и внутреннего миров личности осуществляется посредством социального взаимодействия личности со средой, при вынесении внутреннего диалога во внешний мир, при проявлении личностью себя как активного субъекта, способного преодолеть все рамки и запреты внешнего мира.

Большое число теорий, исследований в рамках многих дисциплин свидетельствует о накоплении обширного объема знаний о личности и ее внутреннем мире и создает благоприятную почву для социально-философского анализа внутреннего мира личности как целостной системы.

Диссертационные работы, встречающиеся по данной проблематике, освещают чаще всего личность (Кругликова Г.Г. - «Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепций русских мыслителей второй половины ХIХ - первой трети ХХ века; Честнейшин Н.В. - «Проблема человека в социальной философии русского консерватизма»; Чумакова Т.В. - «Образ человека в культуре Древней Руси. Опыт философско-антропологического анализа»; Розанов Ф.И. - «Социальное взаимодействие как информационный обмен» и др.) и ее социальную сущность, однако, вопрос, поднимающий проблему внутреннего мира личности на новую ступень, разработан не был.

Объект исследования – внутренний и внешний мир личности.

Предмет исследования - социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ механизмов взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности; определение социального содержания (социальной наполненности) понятия «внутренний мир» личности с позиции принципа целостности.

В соответствии с целью диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

- проанализировать представления о социальных взаимосвязях внешнего и внутреннего миров личности;

- осуществить социально-философский анализ взаимовлияния внешнего и внутреннего миров личности;

- раскрыть социальное содержание понятий «внутренний и внешний миры личности»;

- рассмотреть социальный контекст взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности в системе общественных отношений, общения и коммуникации;

- рассмотреть сущность, типы, структуру внешнего и внутреннего миров личности;

- исследовать особенность функционирования внутреннего мира личности, формирующейся посредством диалектики субъективного и объективного, внутреннего и внешнего.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили совокупность взглядов, концепций, положений, разработанных социальной философией в ХХ веке (персонализм, философия жизни, экзистенциализм, марксизм, постмодернизм и др.) о внутреннем мире личности в условиях динамично развивающегося внешнего мира. Реализация поставленных целей и задач исследования достигается на основе анализа методов и теорий, применяющихся в социальной философии, истории философии, философской антропологии, а так же истории, социологии, психологии и т.д., кроме того используется междисциплинарный подход. Это осуществляется при помощи сравнительно-исторического метода, изучающего развитие представлений о месте и роли личности в историко-философском процессе, системно-структурного, принципа целостности, изучающего сущность, структуру и содержание внутреннего мира личности как целостной системы, диалектического метода, исследующего формирование общей направленности внутреннего мира личности.

Научная новизна исследования. В диссертации исследована проблема диалектики двух миров личности, влияющая на конкретного человека и на общественное мировоззрение в целом. Рассматривается не просто взаимодействие и слияние внешнего и внутреннего миров личности, но и степень их проникновения, взаимозависимости, формирующие в результате уникальную и неповторимую человеческую индивидуальность.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены также следующие новые результаты:

- проведен анализ представлений ХХ века о внутреннем и внешнем мирах личности, рассмотрена специфика терминологии характерной для различных философских направлений;

- осуществлен анализ сущности и содержания внутреннего мира личности как целостной системы; определены его элементы (познание, эмоциональная регуляция, нравственность и пр.), свойства (социальная, материальная или духовная направленность), исследованы принципы их взаимодействия;

- выявлены и рассмотрены в качестве элементов структуры внутреннего мира личности три блока: познавательный (когнитивный), морально-нравственный, эмоционально-волевой, поскольку они вбирают в себя все основные процессы и механизмы развития, функционирования структуры внутреннего мира личности;

- представлен механизм перехода информации из социального бытия во внутренний мир личности, и опять вовне, посредствам различной степени задействованности того или иного блока внутреннего мира личности;

- показана специфика и своеобразие социальности внутреннего мира личности через диалектику внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

Положения, выносимые на защиту:

1. Каждое философское направление ХХ века формирует своё представление о проблеме соотношения внутреннего и внешнего миров личности (например, в философии жизни это соотношение реализовано в самой жизни личности, которая является микроносителем всего социального опыта; в экзистенциализме через экзистенцию или существование человека в бытийном пространстве; в феноменологии через жизненный мир; в персонализме - это созданная Богом личность и порождаемая ею реальность; в философской антропологии через познание личностью самой себя и как следствие всего социального бытия; в марксизме через реализацию личности в общественных отношениях; и в постмодернизме при вынесении внутреннего диалога во внешний мир), вкладывая определенный смысл и содержание в понятие «личность», «внутренний мир личности» и «внешний мир личности».

2. Особенности внешнего социального мира (социально-экономические, политические, исторические и пр. факторы) влияют на формирование личности через особенности внутреннего мира (индивидуальные моральные принципы и устои, смысловые поля, смысл жизни и пр.), посредством социализации, идеологии, социальной, материальной и духовной жизни общества, социального бытия.

3. Личность и её внутренний мир представляют собой целостную систему, состоящую из элементов (познавательных, эмоциональных, морально-нравственных, эстетических, волевых и пр.), которые взаимодействуют друг с другом и характеризуются определенными свойствами (познавательными, моральными устоями, эстетическими, религиозными, нравственными нормами и социальными ориентациями).

4. Посредством социального контекста исторически конкретных социальных условий в целом, элементы внутреннего мира личности объединяются в соответствующие блоки: познавательный или когнитивный, морально-нравственный и эмоционально-волевой, позволяющие представить структуру и функционирование внутреннего мира личности.

5. Внутренний мир личности формируется в пространстве социального бытия внешнего мира, но процесс этот содержит особенности социальности внешнего и внутреннего мира, субъективного и объективного, создавая целостность личности и её мира.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Положения и выводы данной работы могут выступать в качестве теоретической основы для исследования внутреннего мира личности в рамках социальной философии, философской антропологии, психологии, социологии, религиоведения. Данные положения и выводы могут быть включены в программу учебных курсов вышеупомянутых дисциплин для изучения феномена личности и её внутреннего мира, его социальной обусловленности и пр. Теоретические выводы диссертации могут быть использованы в разработке прикладного материала в сфере философской антропологии, прикладной психологии и т.д.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории, философии и правовых учений Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета. Материалы диссертационного исследования использовались в преподавании учебных дисциплин по социальной философии, социальной психологии, психологии и педагогике на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Липецкого филиала Института менеджмента маркетинга и финансов. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в научных публикациях. По теме исследования опубликовано 13 научных статей и тезисов, 3 из которых размещены в ведущих рецензируемых научных журналах, соответствующих списку журналов и научных изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов кандидатских и докторских диссертаций, общий объем авторских публикаций 5,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из: введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 187 источников.

Похожие диссертации на Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности