Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Филиппова Людмила Николаевна

Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ)
<
Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова Людмила Николаевна. Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ростов н/Д, 2004 136 c. РГБ ОД, 61:05-9/177

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический анализ феномена социального сиротства 14

1.1 Понятие «социальное сиротство» 15

1.2 Социокультурный аспект проблемы социального сиротства 39

1.3 Актуализация проблемы адаптации и социализации социальных сирот в современном российском обществе 54

Глава 2. Основные направления адаптации и социализации личности ребенка социального сироты 69

2.1 Генезис западной и российской систем социальной поддержки детей, лишенных родительского попечения 70

2.2. Специальное образование как средство адаптации и социализации социальных сирот в России 89

2.3 Приемная (патронатная) семья как социально-экологическая модель социализации ребенка, лишенного родительского попечения 104

Заключение 118

Библиография 123

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Реформирование российского общества в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.

Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, - так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно - нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности российского общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в современной России ориентированна в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию ребенка-сироты. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране неэффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами.

Неравенство возможностей детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы "ущербности" детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем социального сиротства должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации.

В связи с этим социально-философский анализ проблемы социального сиротства, процесса адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным.

Степень разработанности проблемы. В силу своего комплексного характера проблема диссертационного исследования является объектом исследования различных наук: философии, социологии, правоведения, психологии и педагогики. Научные исследования, касающиеся жизни детей социальных сирот и вопросов их адаптации и социализации, долгое время проводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно. Такие понятия как социальная помощь и защита, адаптация и социализация, интеграция, толерантность, социальная дистанция, социальная идентичность входят в тезаурус мировой науки, и начинают разрабатываться отечественными авторами, в контексте рассматриваемой проблемы.

На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом. В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к социализации детей-сирот в работах И.Ф. Дементьевой, И.Б. Назаровой, Т.Я. Сафоновой, Л.И. Смагиной и других; раннюю диагностику причин социального сиротства и предотвращение увеличения количества детей данной категории рассматривают авторы Е.В. Андрюшина, В.И. Брутман, А.Я. Варга, О.А. Дорожкина, С.Н. Ениколопов, И.П. Каткова, О.И. Лебединская, В.И. Лопаткина, М.Г. Панкратова, И.Ю. Хамитова и другие; взаимосвязь медицинских, психологических, социологических и педагогических аспектов в процессе адаптации социальных сирот и их социализации изучают С.Н. Крыгина, В.И. Лопаткина, П.Б. Тезенкова, Е.Р. Ярская-Смирнова.

Проблема специального образования социальных сирот является недостаточно разработанной в научном знании. Традиционно эта проблема исследовалась с позиций "подравнивания" содержания образования в специальной школе-интернате под массовую, что приводит к жизненному неуспеху ребёнка социального сироты, подчёркивая его индивидуальные отличия от "благополучных" сверстников. Данная проблема разрабатывалась в работах Н.Н. Малофеева, М.В. Фирсова.

В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близким взрослым. Данная проблема рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых: Б.Г. Ананьева, X. Бедельбаевой, А.А. Бодалева, М.И. Буянова, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского, Т. Репиной, А.Г. Рузской, Д.И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконина.

Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов А. Маслоу, М. Мид, И. Лангмейера, 3. Матейчек, отражающие процессы социальной адаптации личности; Э. Гофмана, основоположника теории стигматизации, с помощью которой можно рассмотреть характер социального отношения к социальному сиротству; П. Бергера и Т.Лукмана, описавших механизм социального обеспечения и, одновременно, социального контроля над социальными сиротами; М. Оливером исследуются причины дискриминации; аномалии социального развития детей, воспитывающихся без родителей, рассматриваются М. Раттер; защитные механизмы личности ребенка, оставленного родителями, в работах А. Фрейд; значение социальных факторов в развитии детской психики в исследованиях Ж. Пиаже.

Роль родительской семьи, семейных традиций, домашнего очага в формировании личности ребенка рассматривалась в работах философов серебряного века В.В. Розанова, B.C. Соловьева. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других жизненных функциях, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. Данная проблема рассматривается в работах А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лада, В.Г. Бочаровой, В.И. Брутман, А.Я. Варга, Т.А. Гурко, СВ. Дармодехина, В.Е. Каган, В.Д. Москаленко, В.А. Рамих, И.Ю. Хамитовой и других авторов. Проблемы социально-правовой защиты семей детей социальных сирот в трансформируемых российских условиях освещаются авторами В.Л. Чепляевым, В.А. Кузнецовой, И.А. Зимней; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми социальными сиротами исследуется А.И. Антоновым, А.А. Лихановым, Г.Г. Силласте.

Философы, социологи, историки А.В. Артюхов, И.В. Бестужев-Лада, П. Бергер, Т.А. Гурко, СВ. Дармодехин, Г.Г. Силласте, В.В. Солодников, Ф. С. Тумусов, анализируя семейную политику российского государства, подчеркивают, что на всех переломных этапах развития общества и в период его стагнации эта политика была направлена на реализацию общих проблем, ориентируясь на некую абстрактную семью, упрощенно понимая социальную защищенность как гарантированность минимума материального достатка, недооценивая приоритеты семейного образа жизни, семейной культуры как основы интегративности общества, его социального равновесия и стабильности, игнорируя сущность и важность полоролевых отношений в семье и обществе. В последние годы для этой политики характерна другая крайность: она направлена на те семьи, которые уже являются проблемными и составляют группы риска; очень слабо просматривается стратегия семейной политики, направленной на превентивно-профилактический подход к преодолению социального сиротства. Проблемы ресурсной ограниченности подобных семей исследуются в работах П.И. Нещеретного, В.Н Ярской с позиций милосердия и благотворительности, морального обязательства и социальной ответственности, вопросы, касающиеся формирования сети социальной поддержки и укрепления ресурсной системы семьи, нуждаются в дальнейшей разработке.

Особое место в своих исследованиях специалисты Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И.Ф. Дементьева, Чепляев В.Л. уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей социальных сирот) и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам.

Разработку общетеоретических положений о роли социальной среды в формировании личности мы находим в философских исследованиях Л.А. Буевой, В.Е. Давидовича, И.С. Кона, М.В. Рома, Г.И. Царегородцева.

Таким образом, проблема социальной интеграции детей, лишенных родительского попечения, является предметом обсуждения в современном научном мире. Социально-философское осмысление проблемы возможно на основе социокультурной теории нетипичности как феменологии восприятия социального сиротства, анализа стратификационного неравенства и практик социальной недооценки.

Объектом исследования выступают сущностные характеристики жизнедеятельности социальной группы детей социальных сирот в системе социальной помощи и общественных отношений.

Предметом исследования является способ социальной интеграции детей-сирот, осуществляемый посредством адаптации и социализации.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ проблем социальной адаптации и социализации детей социальных сирот, выявление социокультурных факторов разрушения дискриминирующих барьеров и эффективной социальной интеграции детей социальных сирот в современное российское общество.

Цель предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть содержание понятия "социальное сиротство";

2) рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода;

3) проанализировать процесс актуализации проблемы социального сиротства;

4) рассмотреть тенденции развития зарубежной и отечественной систем социальной поддержки детей-сирот;

осуществить функциональный анализ института специального образования, как средства адаптации и социализации социальных сирот;

проанализировать социально-экологическую модель приемной (патронатной) семьи ребенка социального сироты, как наиболее оптимальной среды адаптации и социализации детей, относящихся к данной категории.

Рабочая гипотеза: несмотря на принятие ряда законодательных актов, направленных на социальную защиту детей, лишенных родительского попечения, и ориентированных на мировые стандарты предотвращения дискриминации, создания равных возможностей в реализации прав человека, социальные аттитюды к социальным сиротам в современной России характеризуются негативной направленностью благополучного окружения, что подтверждается фактами интолерантности и нарушением прав ребенка.

Научная новизна исследования состоит в концептуализации и теоретической разработке малоисследованной проблемы социальной интеграции детей социальных сирот в современное российское общество. В этом аспекте:

Раскрыто содержание понятия «социальное сиротство», дана типология категорий детей, относящихся к группе социальных сирот.

Выделен социокультурный аспект проблемы; рассмотрено социокультурное содержание процессов восприятия нетипичности детей, относящихся к категории социальных сирот, (табу, ритуалы, правила), приводящие к избегании, изоляционизму, стереотипизации, стигматизации и дискриминации, что, в свою очередь, приводит к агрессивным характеристикам субкультуры этой категории детей в целом и ее отдельных носителей.

Исследованы инновационные . стратегии социальной поддержки социальных сирот, способствующие переходу их от изоляции к интеграции в общество.

Осуществлен функциональный анализ института специального образования с позиции повышения . эффективности адаптации и социализации детей, относящихся к категории социальных сирот.

Проанализирована социально-экологическая модель приемной (патронатной) семьи, как наиболее оптимальной среды социализации и адаптации детей, лишенных родительского попечения.

Основные положения, выносимые на защиту:

Социальное сиротство является формой организмической депривации как ограничение возможностей социальной активности. Понимание данной проблемы и ее решение связано с необходимостью создания обществом благоприятных условий для выравнивания возможностей социальных сирот и обеспечения равных прав с благополучным социумом. В контексте гуманистической традиции дети социальные сироты рассматриваются нами как равноправные субъекты социального взаимодействия; общество должно предоставить им возможность наиболее полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

Результатом сложившегося в общественном сознании восприятия нетипичности социальных сирот является их особое положение в социальном пространстве и времени. Такие механизмы восприятия нетипичности детей, лишенных родительского попечения, как стереотипизация, исключение и стигматизация реализуются в изоляционистской и дискриминационной практиках, в соответствии с которыми ребенок этой категории воспринимается как представитель специфической социальной группы, а не как отдельная личность и индивидуальность.

Анализ направлений развития системы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в странах Западной Европы и России позволил выявить специфику рассмотрения проблемы. К инновационным стратегиям социальной поддержки социальных сирот относятся: переход от их изоляции к интеграции в общество; создание сети муниципальных реабилитационных центров для оказания комплексной помощи детям, лишенным родительского попечения; организация поддержки негосударственным сектором, дополняющим деятельность государственных структур, семей, имеющих детей социальных сирот.

4. Социальное сиротство - сложная социальная проблема, не имеющая частичного решения, которая может быть решена только при участии всего общества. Можно выделить три уровня социальной адаптации, социализации социальных сирот:

- микроуровнь процесса социальной адаптации включает социальное окружение и приемную (патронатную) семью, которые выполняют функцию социализации ребёнка социального сироты, развития его коммуникативных навыков, оказывают помощь в осознании своей субъективности. При анализе приемных (патронатных) семей детей социальных сирот в современной России на микро-, мезо-, экзо- и макро- уровнях социальной системы общества, может быть использована социально-экологическая модель;

мезоуровнь адаптации реализуется через специальное обучение, социальное, психологическое, физическое оздоровление ребёнка, которые осуществляют институты образования, специального образования, социальной работы и медицинские учреждения. Приоритет мезоуровня процесса социальной адаптации обусловлен координационной деятельностью всех ресурсных систем и социализирующих практик;

макроуровнь - интеграция детей социальных сирот в социум, осуществляется посредством социальной политики государства;

5. В конце XX начале XXI веков возникло так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространилось под влиянием ухудшения экономических условий жизни значительной части семей, утратой ими духовно-нравственных ориентации. Следствием данной ситуации стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семейного окружения, накопление в социуме негативного потенциала.

Теоретико-методологической основой исследования стали принципы социокультурного анализа нетипичности, при исследовании феномена социального сиротства; основные положения теории стигматизации, при изучении механизмов социального восприятия нетипичности детей социальных сирот; принципы теории социального контроля и структурно-функциональный метод при анализе функционирования института социализации; институционально-правовой подход в изучении процессов утверждения и узаканивания статуса детей социальных сирот; концепция человека как субъекта истории и культуры, развиваемая в русской религиозной философии, комплексный подход к исследованию процессов социальной адаптации и социализации; использован сравнительно-исторический метод исследования становления и трансформации отечественной и зарубежной систем поддержки социального сиротства;

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе исследуются процессы адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, анализ которых важен для совершенствования системы социальной поддержки социальным сиротам, и разработки практических мер, по развитию системы социальных услуг приемной семье. Результаты исследования, в силу социально-философского характера, могут представлять интерес для философов, социологов, психологов, педагогов и специалистов других областей, занимающихся проблемой адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения. Применение основных положений данного исследования может служить платформой для изменения отношения социума к социальному сиротству, в чем и состоит основная практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть также использованы при чтении учебных курсов по социальной философии и теоретическим основам и технологиям социальной работы, а также спецкурсов по социологии семьи.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в выступлениях на III Южно-Российской научно-практической конференции (Новочеркасск, 2001); III научно-практической конференции преподавателей и студентов (Таганрог, 2002); X Годовом собрании Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Научно-образовательный центр РАО в Сочи, 2003); «круглом столе» «Домашнее насилие — проблема общая» (Национальный центр по предотвращению насилия (АННА), Ростовскоая региональная женская организация «Женщины и успех - в XXI век», Центр региональных Тендерных и Миротворческих исследований при НИИ Кавказа СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону, 2004).

По теме исследования опубликованы шесть научных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 212 источников.

Понятие «социальное сиротство»

Долгое время в истории человечества жизнь ребенка не представляла ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребенок не имел значимости для общества и для родителей, часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в Древней Греции и Древнем Риме было довольно широко распространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьей.

С развитием общества и становлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребенка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчета в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребенка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, моралью и законом.

В контексте исторического развития российского общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности. Анализируя значение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесен со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т.д. (60).

В 80-е годы XX века, в связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, все чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закрепленных экономических, социальных и правовых гарантий ребенка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создает достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга по воспитанию детей.

По нашему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, -это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребенка.

«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим критериям:

1. по месту пребывания:

- интернатные учреждения, (воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов);

- улица (беспризорные дети, дети-беглецы);

- семья (безнадзорные дети)

2. по протяженности во времени:

- временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах); - неограниченные временные рамки (физические сироты; в некоторых случаях - лишение родительских прав)

3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений

-родители (дети-подкидыши, отказные дети);

-дети (дети-беглецы);

-государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой)

0. А. Дорожкиной (60) были выделены следующие категории детей, воспитывающихся в условиях детских домов:

1. Дети, физически лишенные своих родителей (умерли, погибли). Существовавшее ранее мнение о том, что дети не переживают потерю близких людей так сильно, как взрослые, ошибочно и связано с неправильным представлением взрослых о детях, как не имеющих опыта горя и эмоциональной боли и отличающихся от взрослых проявлением своих чувств. По наблюдениям исследователей (98), (100) дети, пережившие смерть своих родителей, испытывают такие же сильные чувства и мысли, какие бывают характерны для взрослых. Но как для взрослых, так и для детей, горе является индивидуальным опытом и его перенесение взаимозависимо от возраста ребенка и личностных характеристик. У ребенка, недостаточно владеющего речью, потерявшего кого-нибудь из близких, горе приобретает физический и эмоциональный характер, становясь опытом дословесным.

Актуализация проблемы адаптации и социализации социальных сирот в современном российском обществе

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, также негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них -сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Согласно данным, опубликованным различными источниками (6), (97), (116), (164), социальное сиротство как явление в конце XX начале XXI веков, в российском обществе, приобрело глобальные масштабы. Количество детей, лишенных родительского попечения, неуклонно растет с каждым годом. Лишь треть выпускников детских домов относительно благополучно устраивают свою жизнь, остальные пополняют ряды правонарушителей, бомжей, заканчивают жизнь самоубийством. Социальное сиротство в современном обществе стало потенциальным источником агрессии, криминализации и дегуманизации. В связи с этим проблема адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, на настоящий момент является одной из актуальнейших проблем российского общества.

Проблема социальной адаптации и социализации рассматривается многими гуманитарными науками. В современном отечественном социально-философском знании процесс социализации рассматривается как этап становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам для выполнения в той или иной социальной роли. Социальная адаптация служит логическим итогом социализации, раскрывая и уточняя идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии ее жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социокультурной среде (144, 48).

Однако существует и несколько другая точка зрения, которая рассматривает процесс социализации как двухуровневый процесс, включающий в себя социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация в данном случае рассматривается как процесс приспособления индивида к широкому кругу социальных явлении и институтов (социально-экономические условия, ролевые функции, нормы, социальные группы, организации, институты). Интериоризация трактуется как процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека (См. 144, 40-41).

В процессе социализации на разных уровнях адаптации и интериоризации затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребёнка социального сироту. На микроуровне социальной адаптации ребёнок-сирота рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с приемной семьей. Основной функцией этого уровня является воспитание нетипичного ребенка - развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности. На мезоуровене целью социализации является специальное обучение и профессиональное психическое, физическое, социальное оздоровление ребёнка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы и медицинские учреждения. На макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей социальных сирот в общество.

Все три уровня процесса идентификации выступают как социальная адаптация и интериоризация. Они непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации процесса социалиальной идентификации, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микро- уровни.

Координация деятельности всех ресурсных систем и адаптационных услуг являются основной задачей института социальной работы в процессе социализации детей сирот. Концептуальная модель социальной работы с социальными сиротами предполагает создание целостной ресурсной системы, элементами которой могут быть как уже имеющиеся системы поддержки, так и вновь созданные. А. Пинкус и А. Минахан выделяют три типа таких систем, называя их ресурсными системами (129). Неформальная натуральная ресурсная система, в которую включены отношения между детьми, родителями, другими членами приемной семьи, а также отношения со сверстниками, друзьями. Отличительная черта этой системы в том, что человек сам создаёт или выбирает ресурсы общения и интериоризвции.

Второй тип ресурсной системы - формальная, которая объединяет людей в соответствии с общей целью, структура этой системы носит негосударственный характер.

Ресурсы на уровне государственных структур составляют третий тип ресурсной системы, в которую человек включён в зависимости от необходимости удовлетворения определённых социальных потребностей.

Координация деятельности всех ресурсных систем и усилий социальной адаптации являются основной задачей социальной работы в процессе социализации детей социальных сирот. Обеспечение равенства возможностей является центральным элементом социальной адаптации и социализации детей социальных сирот. В связи с этим необходимо упомянуть статью 20 Конвенции о правах ребёнка (107), которая признаёт право всех детей, в том числе социальных сирот, жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и способствуют их активному участию в жизни общества.

Генезис западной и российской систем социальной поддержки детей, лишенных родительского попечения

В античном мире не существовало специальных учреждений для приема и воспитания подкидышей, считавшихся рабами тех, кто приютил их. Существенно изменяется взгляд на сирот и на их положение в обществе лишь с распространением в большинстве стран Европы христианской религии. Появляются ростки системы социальной помощи: орантотрофии (сиротопитательные дома), бретотрофии (воспитательные дома). Можно наблюдать, как происходит становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблеме помощи через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Труды мыслителей церкви оказали большое влияние на формирование общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения (См. 48, 47-60). Факты милосердного отношения к "убогим" представляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений. Социальные потрясения, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоянной общественной поддержке.

Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения сирот и признания их права на полноценное существование. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества эпохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его предназначению и месту в обществе. Впервые высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни, сколько в оказании гуманной поддержки. Реформация уничтожила монашеские ордена, которые, главным образом, заботились о воспитательных домах, и возложила эту обязанность на общины, которые почти об этом не заботились. До XVIII века на севере Европы почти не было воспитательных домов, только позже они стали распространяться на протестантском севере.

Протестантская и католическая системы призрения незаконнорожденных существенно отличались друг от друга. В протестантских странах существовал «открытый» отказ от детей, которых в дальнейшем распределяли среди общин. Особенность католического призрения -устройство больших воспитательных домов и сохранение тайны рождения. В протестантских странах старались отыскать родителей детей и привлечь их к исполнению родительского долга. Если найти родителей не удавалось, то заботу о воспитании детей брали на себя благотворительные общества, попечительства и общины. Расходы по воспитанию оплачивались средствами общины. Добросовестное исполнение воспитательских обязанностей поощрялось подарками и специальными медалями. Каждая община имела свой маленький приют для бедных детей. Существовали специальные заведения для детей найденных и приведенных полицией; они было предназначены для воспитания детей в деревне (41).

В 1793 году во Франции была впервые опробована, а с 1837 года широко применялась, система денежных пособий, которая оказалась более эффективна, чем устройство воспитательных домов. Денежные пособия выдавались незамужним или оставленных мужьями матерям, которые у себя воспитывают своих детей. Около 80-90% всех детей, нуждающихся в общественном призрении, стали получать денежные пособия, которые выдавались до достижения ребенком трехлетнего, а в Париже до десятилетнего возраста. Эта мера была настолько эффективна, что в 1837 году министр Гаспарен назвал ее самой гуманной, дешевой и полезной не только для спасения души, но и для уменьшения расходов на содержание детей-сирот.

Поворот в государственной политике и общественном сознании, обусловленный становлением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права детей-сирот, был подготовлен идеями французских просветителей Ж.- Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро и принятой в 1793 г. французским Конвентом "Декларацией прав человека". Новая законодательная политика способствовала развитию общественной мысли в области социальной помощи. Осмысление человека как вневременного и культурно-исторического феномена приводит к понятию права человека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения, которые оказали влияние на появление основных направлений общественной поддержки, окончательно сформировавшиеся в XX веке. Впервые определены субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства (175).

Каждая западноевропейская страна прошла свой путь развития указанных направлений, и в том числе создания национальной системы специального образования. Несмотря на ряд существенных различий (законодательных, финансовых, кадровых, концептуальных) все национальные системы складывались в Западной Европе в сопоставимые исторические сроки. На изменение форм организации социальной помощи детям - сиротам оказала значительное влияние и эволюция гуманистических общественных тенденций. Если в эпоху Я.А. Коменского высшим проявлением гуманизма признавалось равное для всех детей право на обучение, то в XIX веке все большее признание завоевывает гуманистическая концепция пользы, согласно которой дети -сироты, получив специальное образование, не только не будут обузой обществу, но и станут его полезными социально активными членами (41).

Либерализм XIX века как социально-политическое мировоззрение представлен различными концепциями, и его нельзя представить в виде целостной теории. Однако можно говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросами ответственности и долга государства перед личностью за невозможность предоставить все условия для ее нормального существования. Вопросы о "правильной" социальной поддержки связаны с отношениями государственных институтов социальной защиты с частной благотворительной деятельностью. Однозначных подходов здесь не существовало, вместе с тем дискуссии о роли государства и частной благотворительности оформляют определенную систему "права личности на помощь" средствами открытого призрения и реализацию целевых программ образования и социального воспитания через структуры муниципалитетов.

Внедрение форм открытого призрения в странах Западной Европы способствовало перемещению акцента с сегрегирующих мероприятий в области помощи детям-сиротам на программы интеграции, создание системы поддержки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Выдающаяся роль в изменении форм призрения детям-сиротам в странах западной Европы на рубеже веков принадлежит общественным организациям, инициирующим новые подходы в социальной политике. Создание специальных учебных заведений и параллельных форм общественного призрения для детей социальных сирот на Западе происходит по инициативе "снизу" и затем оформляется законодательно.

Похожие диссертации на Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ)