Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Воронина Ольга Александровна

Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства
<
Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронина Ольга Александровна. Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : М., 2004 309 c. РГБ ОД, 71:05-9/75

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 ОППОЗИЦИЯ «МУЖСКОГО» И «ЖЕНСКОГО» НАЧАЛ КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ 18

1. Роль культурных норм и социальных институтов в развитии патриархатного общества 18

2. Обоснование бинарной оппозиции мужского и женского начал в философских, социальных и психологических теориях пола 51

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИЛЕММЫ РАВЕНСТВА И РАЗЛИЧИЙ В ФЕМИНИСТСКИХ ТЕОРИЯХ 100

1. Концепция равенства в либеральном феминизме 100

2. Равенство в социалистическом феминизме 115

3. Концептуализация различий в радикальном и психоаналитическом направлениях 126

4. Феминистские разработки в области эпистемологии и методологии социального познания 149

5. Постфеминистский подход к проблеме равенства и различий 163

ГЛАВА 3 ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОЗНАНИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 184

1. Формирование тендерной теории 184

2. Тендерная трансформация общества и культуры как гуманитарная задача мирового сообщества 210

3. Теория и практика тендерного равенства в России 232

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 270

БИБЛИОГРАФИЯ 273

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Изменение традиционной системы социальных ролей женщин и мужчин - один из характерных процессов XX в., который радикальным образом затрагивает общество, его институты, культуру, идеологию. Эти явления требуют своего осмысления, однако традиционное социальное знание оказывается неспособным к этому. И дело не только в том, что до сих пор существуют различные идеологические и научные концепции, обосновывающие тендерное неравенство биологическими различиями женщин и мужчин. Причины этого гораздо глубже — сложные процессы изменения общества, институтов разделения труда, брака и семьи, политических структур, тендерных ролей мужчин и женщин, не поддаются описанию и анализу с помощью того методологического и теоретического аппарата, который был наработан социальными науками до 60-х гг. XX в. Феминистская теория обоснованно критиковала традиционное социальное знание. Указав социальные причины тендерного неравенства, феминизм, однако, не смог указать эффективный путь к достижению реального социального равенства женщин и мужчин. В немалой степени это обусловлено тем, что феминизм, как и «академическая традиция», не нашел адекватного исследовательского аппарата для изучения проблемы тендерного неравенства.

Наиболее адекватную методологию для исследования проблемы тендерного равенства/неравенства в настоящее время предлагает тендерная теория, как междисциплинарный подход, аккумулировавший наиболее продуктивные идеи социального и гуманитарного знания и критический вызов феминистской теории. Тендерная методология отталкивается от того факта, что общество через социальные институты, культурные нормы и идеологию веками конструировало тендерные различия и иерархический тендерный порядок на основе биологических различий между людьми. Иными словами, биологический пол выступал основанием социальной стратификации общества, а сама тендерная система (включающая идеологию, культурные нормы и ценности, социальные роли и многое другое), является социально сконструированной системой неравенства по признаку пола. Современная тендерная теория основана на посылке, что сам по себе факт различий не столь важен, как важна их социокультурная оценка и интер претация, а также построение властной системы на основе этих различий. В конце 80-х и в 90-е гг. XX в. тендерные исследования стали составной частью социальных и гуманитарных исследований на Западе, активно развиваются и социально-практические программы реализации идей тендерного равенства.

В нашей стране применение тендерной методологии в социальных и гуманитарных науках освоено недостаточно, хотя потребность в новых теориях и способах анализа общества чрезвычайно велика. В связи с этим социально-философский анализ проблемы тендерного равенства, эвристических возможностей новой социальной теории и обсуждение практического применения этих подходов являются чрезвычайно актуальными. Современная социальная философия уходит от анализа абстрактных понятий и идеальных схем социальных структур. Она больше ориентируется на непосредственное бытие человека, его конкретные исторические и культурные формы. Наше общество испытывает особую потребность в социально-философском анализе, поскольку Россия находится в ситуации многоуровневой трансформации. Именно социальная философия призвана определить перспективы научного и социального развития, а также активизировать человеческий потенциал и культурные ресурсы. Использование эвристических возможностей тендерной теории может, на наш взгляд, существенно обогатить возможности социально-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема социального равенства, как и его антитеза, проблема неравенства, многие века занимает человечество. Однако до сих пор не существует единого всеобъемлющего понятия равенства, и иногда даже высказываются сомнения в том, что оно может быть определено как единая социальная категория. Прежде всего это связано с многоаспектностью самого понятия, которое может быть рассмотрено в правовом, социальном, экономическом, этическом плане.

Исторически можно выделить несколько этапов развития социально-философских представлений о равенстве/неравенстве. Основные теоретические подходы были заложены в античности. Первый из них сформировался в школах киников и стоиков, которые предлагали этическое обоснование ра венства и апеллировали к представлениям об общине, в которой нет институционализированной власти, частной собственности и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие (позже этот подход будет воспроизведен в социалистической теории). Следующее направление осмысления темы равенства было артикулировано Аристотелем, который считал, что равенство возможно только между одинаковыми в определенном отношении индивидами, а достижение благ основано на состязательности индивидов, поскольку невозможно найти априорную процедуру выделения достойнейших. Позже на этой основе складывается либеральная модель равенства. Третье направление использует понятие равенства для оправдания естественной иерархии статусов - как, например, в платоновской государственной утопии или в его же критике демократического устройства полиса. Позднее эта традиция находит развитие у Томаса Гоббса, европейских консерваторов начала XIX века, некоторых сторонников меритократии в XX веке.

Радикальные изменения представлений о равенстве произошли в Новое время и связаны они прежде всего с религиозной Реформацией в Европе. Возникновение ценностей индивидуализма и автономности личности приводит к разрушению норм подчинения религиозным авторитетам и резкому усилению в протестантских странах значения права. Это обусловило переворот в сознании и создало предпосылки для развития идей о равенстве людей не только в этическом или религиозном, но и в социально-политическом смысле.

Эпоха Просвещения отмечена дальнейшим развитием представлений о равенстве в философии Жан-Жака Руссо и особенно Джона Локка, в экономической концепции Адама Смита и других мыслителей либерального направления. Джон Локк утверждал, что равные от рождения индивиды, т.е. мужчины, заключают между собой соглашение (общественный договор) о создании общего управленческого органа - государства. Государство, считают классические либералы, должно гарантировать равенство возможностей в пользовании политическими свободами и гражданскими правами, однако оно неправомочно заниматься перераспределением благ, поскольку отношения собственности являются результатом приватных контрактов, а не общественного договора или же государственного законодательства. Эта теория имела два важных следствия. С одной стороны, равенство из религиозного принципа или этической ценности постепенно превращалось в правовую норму. С другой стороны, либеральная трактовка роли государства в экономической сфере фактически означала акцент на соревновательности индивидов.

В XIX веке дискуссии о равенстве получили дальнейшее развитие в различных социально-политических теориях. Классический либерализм продолжал отстаивать принцип правового равенства граждан, но вовсе не считал возможным его применение в экономической сфере - здесь либералы выступали за свободную конкуренцию и против государственного перераспределения благ как уничтожающего экономическую инициативу и противоречащего гражданской автономии. Консерваторы выступали против равенства как такового, поскольку были убеждены, что стремление к равенству порождено завистью и эгоизмом, которые могут привести к негативным социальным и экономическим последствиям (Э.Берк, А. де Токвиль). Для социалистов (Г. Б. Мабли, Морелли, Г.Бабеф, Сен-Симон, Ф. М. Ш.Фурье, позднее марксизм) главным было равенство в доступе к материальным благам и в удовлетворении потребностей людей. Идеалом, с точки зрения марксизма, является коммунистическая система равенства (справедливости) - то есть распределение по потребностям в ситуации изобилия.

Тема тендерного равенства/неравенства имеет не столь длинную историю, хотя философские представления о роли мужчин и женщин в обществе, о культурно-символическом значении «мужского» и женского» начал стали складываться еще в античности. Платон и Аристотель отождествляли познание и рациональность с активным мужским началом, а хаотичную материю как низшую субстанцию - с пассивным женским. Ф. Бэкон активно использовал метафору пола для описания и утверждения новой познавательной парадигмы. Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель — каждый по-своему — обосновывали принадлежность женщины низшему, с их точки зрения, миру природы и эмоций, а мужчин - сфере духовного, рационального, этического. В русской философии В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов использовали категорию пола в своих теософских концепциях. Ф. Энгельс рассматривал социальные причины появления неравенства женщин в связи с происхождением семьи, частной собственности и государства. Немалую роль в обосновании тендерного неравенства сыграла теория структурного функционализма Т. Парсонса и психоанализ 3. Фрейда.

Новый этап в разработке темы равноправия женщин и мужчин начинается с появлением феминистских теорий. Работы либеральных феминисток 60-х гг. XX. В. Б. Фридан, А. Росси, Дж. Ричарде, С. Окин, Н. Блюстоун посвящены описанию различных форм и видов дискриминации женщин в современном обществе. С. де Бовуар, обружив имманентную западной культуре традицию рассматривать женщину как Другое, т.е. как отклонение от мужской нормы, предложила новый методологический подход к анализу причин неравенства. Эта идея помогла К. Миллетт сформулировать понятие патриархата и сексуальной политики неравенства, а С. Файерстоун выдвинуть концепцию «биологических классов». Позднее А. Дворкин, К. Дельфи, М. Дэйли, Н. Рич, К. Гиллиган рассматривали, как социальные институты и различные формы общественного сознания продуцируют и воспроизводят различные формы подавления женщин. Дж. Митчелл, Л. Иригарэ, Ю. Кристева, Э. Сиксу обратили свое внимание на анализ психических структур личности женщины. Постепенно в феминизме возникает представление о том, что пол человека имеет не только биологические, но и социальные и культурно-символические аспекты. Тема различий или сходства перестает носить биологический характер. В 70-е и особенно в 80-е годы XX века начинает формироваться тендерный подход к анализу общества. Любопытно, что впервые в научный оборот термин тендер ввели не феминистки, а американский психолог Р. Столлер в 1968 г. На основе своей практики изучения идентичности так называемых транссексуалов он пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол пациента, чем с помощью психологии — личную идентичность как мужчины или женщины. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие тендер (по англ. gender — это род), которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. Далее идею разграничения понятий пол и тендер дер поддержали антропологи-структуралисты, которые постоянно обнаруживали значительные различия в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе.

Развитие тендерных исследований и тендерной теории связано с именами представителей различных социальных и гуманитарных дисциплин. Философы Э. Гросс, А. Джаггар, Ж. Ллойд рассматривают, как символизм мужского как рационального и женского как эмоционального проявляется в эпистемологических установках. Антропологи Г. Рубин и Дж. Скотт анализируют развитие поло-гендерной системы общества. Политологи К. Пейтман, С. Оукин, Дж. Флекс исследуют, как категории пол и гендер учитываются в политических системах и концепциях гражданства. Л.Фогель и К.Литтлтон систематизируют теоретические модели равенства женщин и мужчин. Социологи Р. Коннел, К. Уэст, Д. Зиммерман, И. Гофман, Дж. Лорбер, С. Фар-рел описывают макро и микроуровни построения гендер. Тот факт, что в развитии тендерного подхода к анализу социальных явлений участвуют ученые разных социальных и гуманитарных дисциплин, а также многоаспект-ность самой проблемы тендерного равенства обусловливает междисциплинарный характер тендерной теории.

Значительную ценность для понимания и концептуализации проблемы тендерного неравенства представляют идеи антропологов М. Мид и К. Леви-Стросса, взгляды теоретиков социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология X. Гарфинкела, а также различные интеллектуальные течения XX в., которые предложили новые подходы к пониманию власти, сексуальности и их символических репрезентаций в культуре (Г. Маркузе, В. Райх, К. Хорни, М. Фуко, Ж. Деррида).

Важную роль в утверждении гуманитарного и правового статуса проблемы тендерного равенства играют международно-правовые документы по правам человека (human rights) и по реализации этой концепции в отношении женщин (women s human rights) - и прежде всего Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована СССР в 1980 г.).

В России феминистские и тендерные исследования стали развиваться с середины 90-х гг. прошлого века. Т. А. Клименкова предложила концепцию женщины как феномена культуры. О. В. Рябов пишет о концепции женственности в философии «серебряного века». Н. С. Юлина анализирует феминист скую ревизию западной философии. Г.И.Зверева исследует взаимовлияние тендера и культуры. А.В.Кирилина внедряет тендерный подход в анализ языка и межкультурной коммуникации. Включение принципа тендерного равенства в политику государства и деятельность различных политических институтов рассматриваются в работах С. Г. Айвазовой, Н. С. Григорьевой, Е. В. Кочкиной, Н. А. Шведовой. Тендерная асимметрия экономических институтов и структур (рынка труда, занятости - в том числе и неформальной, безработицы, пенсионной системы и др.) исследуется в публикациях экономистов М. Е. Баскаковой, Е. Б. Мезенцевой, М. М. Малышевой, Н. М. Рима-шевской, Л. С. Ржаницыной, 3. А. Хоткиной. Социологи Т. А. Гурко, Е. А. Здравомыслова, О. М. Здравомыслова, А. А. Темкина, И. Н. Тартаковская изучают особенности российской тендерной системы. И. С. Кон и С. А. Уша-кин продвигают проблематику «мужских исследований». Е. Р. Ярская-Смирнова изучает социальные аспекты позиции инаковости. Л. Н. Попкова, Н. Л. Пушкарева, Л. П. Репина, Т. Б. Рябова, О. А. Хасбулатова, В. И. Успенская применяют тендерную методологию к исследованию различных исторических этапов. Л. Н. Завадская проводит тендерную экспертизу российского законодательства, а С. В. Поленина исследует международное законодательство в области тендерного равенства. Н. В. Ходырева и И. А. Клецина интегрируют тендерный подход в психологию.

После IV Всемирной Конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995) появился целый ряд указов Президента РФ, правительственных постановлений, национальных программ по улучшению положения женщин, а также «Тендерная стратегия Российской Федерации» (2003), которые представляют интересный материал для анализа позиции государственной власти по вопросам тендерного равенства.

Помимо перечисленных выше специальных публикаций по тендерной тематике, диссертант во многом опирается на традиции отечественной философской мысли, представленной в работах А. С. Ахиезера, В. Б. Власовой, И.С.Выхрыстюк-Андреевой, Г.В. Гриненко, В. В. Денисова, Ю. А. Замош-кина, А. А. Кара-Мурзы, В. Ж. Келле, Н. Н. Козловой, С. А. Королева, В. М. Межуева, К. X. Момджяна, Н.В. Мотрошиловой, Л. И. Новиковой, А. С. Па-нарина, Ю. К. Плетникова, И. Н. Сиземской, В. И. Толстых, И. К. Пантина, В. А. Подороги, В.Г.Федотовой, В. Н. Шевченко.

В то же время следует отметить, что, несмотря на рост публикаций и интереса отечественных исследователей к тендерной тематике, в отечественной науке отсутствует устоявшийся категориальный аппарат и единый методологический подход. Это обусловливает мозаичность попыток решения теоретико-методологических и практических вопросов исследования и достижения гендерного равенства. Помимо этого, не выявлена специфика гендерного подхода как культурцентристской теории, недостаточно разработана методология анализа проблемы гендерного равенства. Автор данной работы полагает, что преодоление такой мозаичности возможно на уровне социально-философского анализа проблемы.

Объектом исследования в диссертации является проблема гендерного равенства. Предметом - методология анализа этой проблемы и способы ее практического решения.

Цель диссертации заключается в том, чтобы проанализировать глубинные истоки и логику развития тендерной теории и методологии, выявить ее связь с другими современными социальными концепциями, дать авторское понимание сущности тендерной теории и оценить ее эвристические возможности по сравнению с прежними концепциями, затрагивающими вопросы гендерного неравенства.

Цель определила постановку следующих задач:

- исследовать роль социальных механизмов в конструировании гендерного неравенства;

- проанализировать, как рассматривался вопрос о соотношении мужского и женского начал в основных философских и социальных концепциях;

- изучить, как в феминистской теории рассматривалась проблема социального равенства женщин и мужчин, исследовать и оценить феминистские разработки по методологии социального знания;

- показать специфику тендерной теории и возможности ее применения для решения теоретических вопросов, возникающих в процессе социального познания;

- изучить, как новое теоретическое понимание гендерного равенства применяется в социальной практике;

- проанализировать специфику теории и практики тендерного равенства в России, в том числе разработать и предложить рекомендации по достижению тендерного равенства в нашей стране с учетом международных норм.

Обширность тем и сюжетов диссертации, включающих анализ философских и социальных концепций, феминистской теории, практических международных и национальных программ по достижению тендерного равенства, самой тендерной методологии как попытки решить реальные социальные проблемы современности обусловлены несколькими причинами. Прежде всего, следует отметить междисциплинарность проблемы, которую невозможно ни рассматривать, ни решать в рамках одной научной дисциплины. Далее следует сослаться на тот факт, то современное состояние тендерных исследований (не только у нас, но и за рубежом) не позволяет сосредоточиться на тщательной проработке отдельных проблемных блоков. Сегодня более актуальной выглядит задача концептуализации проблемы и методов ее решения.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные идеи и принципы социальной философии, сравнительный анализ, циви-лизационный подход в сочетании с герменевтическими и феноменологическими приемами анализа. Особенностью данного исследования является активное использование междисциплинарного подхода, сравнительного анализа, современной теории прав человека и тендерной теории. В диссертации использована социально-философская, философско-методологическая, социологическая, психологическая, феминистская, политико-правовая литература, а также основные международно-правовые и российские документы по тендерному равенству.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выработана новая методология исследования и соответствующий понятийный аппарат, предполагающие осмысление тендерного неравенства как специфического способа построения системы социальной иерархии;

- впервые дается комплексный социально-философский анализ проблемы тендерного равенства, выявлены и систематизированы социальные механизмы построения системы тендерного неравенства в обществе, описаны социальные технологии его воспроизводства;

- впервые проанализированы онтологические представления о мужском и женском началах в основных философских концепциях от античности до наших дней;

- впервые систематически изучены основные концепции феминизма и социальные стратегии по достижению тендерного равенства; а также раскрыта социальные и интеллектуальные причины появления тендерной теории;

- впервые в отечественной науке показано методологическое значение тендерной теории для социальных наук, оценены перспективы ее применения в социальном и гуманитарном знании;

- применяя тендерный подход к анализу теории и практики тендерного равенства в России (ХХ-начало XXI вв.), диссертант развивает авторскую концепцию тендерной системы в России.

В диссертации собран и обобщен большой массив малоизвестного в России теоретического и фактического материала, вводится в научный оборот много новейшей зарубежной литературы, дается анализ и классификация представленных точек зрения.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Тендерная дифференциация общества является не биологически предопределенной, а социально сконструированной. В самом общем виде тендерную систему можно определить как социально сконструированную систему неравенства по биологическому признаку пола.

- В конце XX в. тендерное равенство становится важнейшей гуманитарной задачей мирового сообщества.

- В основном традиционные философские, социальные и психологические теории пола, развивавшиеся до 60-х годов XX в., покоились на биодетерминистских позициях и потому они не могли предоставить адекватного научного объяснения ломке традиционной системы тендерных ролей и предложить обществу новые модели построения тендерных отношений.

- Феминистская теория была весьма успешна в обнаружении внутренних механизмов построения властной социальной системы на основании пола, однако не смогла предложить адекватного решения дилеммы равенство/различия между женщинами и мужчинами и разработать эффективные практические формы преодоления тендерного неравенства.

- Тендерная теория, чье появление обусловлено необходимостью решения насущных социальных проблем, которые не могли найти адекватного объяснения ни в старой социальной науке, ни в феминизме, является по сути культурцентристской, направленной как против биологицизма, так и против позитивизма в социальных науках.

- Тендерные исследования ориентированы на разработку новых методов социального познания и их применение для решения практических социальных задача, а потому представляют собой тип социально ответственного знания.

- В России отсутствует специальная государственная политика тендерного равенства, что вместе с произошедшими структурными изменениями в политической, экономической и социальной сферах, привело к усилению тендерного неравенства. В настоящий момент в РФ необходимо внедрение комплексного подхода к тендерному равенству.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Теоретическая значимость диссертации состоит в обосновании самостоятельного направления социально-философских исследований проблемы тендерного равенства и тендерного анализа культуры, разработке его методологии, категориального аппарата и структурных компонентов. Раскрытие эвристического потенциала тендерной методологии позволяет по-новому подойти к анализу внутренних механизмов формирования общества и культуры, обнаружить основные пути возникновения тендерного неравенства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что проведенный анализ роли тендерного фактора в развитии культуры вообще и российского общества в частности позволяет найти пути эффективного развития социальной политики тендерного равенства. Работа также расширяет возможности изменения мировоззрения, оправдывающего тендерное неравенство.

Работа содержит практическую информацию о моделях тендерной культуры и социальных программах по тендерному равенству в мире и в России.

Материалы и теоретические выводы исследования могут быть исполь зованы при разработке и чтении различных курсов по социальным и гуманитарным дисциплинам — социальной философии, культурологии, политологии, истории, социологии, социальной политике и государственному управлению. Сделанные выводы значимы не только для научных работников, преподавателей и студентов, но и для политиков, государственных служащих и практиков в различных сферах социальных технологий.

Апробация диссертации

Методология исследования, основные положения, выносимые на защиту и теоретические выводы диссертации были обсуждены и одобрены на заседании Сектора социальной философии Института философии РАН 20 января 2004 г., а также на Ученом Совете Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (2000). Отдельные положения, теоретические и практические выводы диссертации обсуждались на 20 международных научных конференциях и научно-практических семинарах, в том числе, на международной конференции «Интеграция тендерного образования в высшую школу» (2003), «Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы» (2000), «Гендерное равенство: опыт Скандинавских стран и России» (2000), на секции «философия и тендер» на XX Всемирном философском конгрессе (1998) и др. Предварительные результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практическом семинаре Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Комплексный подход к политике тендерного равенства и тендерная стратегия РФ» (Москва, 2004 г.), на заседании Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ (2000), на научно-практическом семинаре, прошедшем в рамках IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995), на Консультативной встрече женских неправительственных организаций в рамках 39-ой Сессии Комиссии ООН по положению женщин (1995).

Методологические подходы и теоретические положения диссертации нашли отражение в ходе чтения (с 1998 по настоящее время) спецкурса «Гендерные теории в современном мире» в Московской высшей школе социальных и экономических наук, на различных летних школах по гендерным исследованиям, проводимых в России и СНГ. Идеи и основные положения диссертации использовались в лекциях, которые были прочитаны соискательницей в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Твери, Самары, Бишкека, Ташкента, Берлина (ФРГ), г. Бат (Великобритания), Хельсинки (Финляндия), Женском центре Колумбийского университета, в университетах городов Айова и Талса (США).

Результаты исследований представлены в монографии «Феминизм и гендерное равенство», в брошюрах, в учебных пособиях, а также в статьях, опубликованных в российских и зарубежных научных изданиях.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и библиографии.

Роль культурных норм и социальных институтов в развитии патриархатного общества

Специалисты насчитывают около 600 определений понятия «культура». В самом широком смысле культура - это то, что создано не природой, а людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Иными словами, культура и ее составляющие — язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, символическое отображение мира в мифах и искусстве - считается чем-то прямо противоположным природе. Обычно полагают, что культурные нормы призваны преобразовывать (переделывать) биологическую природу человека в нечто рациональное и разумное. Но этим «окультуривание» человека как природного существа не заканчивается, поскольку процесс создания культурных норм по необходимости включает и создание их символических значений. В этом параграфе мы рассмотрим, какова роль культуры в формировании мужчин и женщин как социальных существ. Для этого необходимо провести разграничение понятий «пол» и «гендер». До появления тендерной теории понятие пола было довольно простым. Под ним понимались биологические, психические и социальные особенности мужчин и женщин, причем биологические различия между ними считались основой для формирования всех других различий, включая социальные роли. Биологические отличия мужчин и женщин однозначно и определенно связывались с психологическими качествами «мужественности» и «женственности». «Очевидность» биологической трактовки пола оказалась теоретической ловушкой для многих антропологических, правовых, идеологических и даже философских концепций «природы человека». Вполне «теоретическими» считались утверждения типа «пол - это судьба» (З.Фрейд), в которых выводились из под анализа обыденные представления о социальной функции биологической принадлежности индивида к тому или иному полу1. По мере развития социальной мысли, в особенности благодаря оригинальным антропологическим исследованиям М. Мид, Дж. Фрэзера, Б. Малиновского, А. Редклифф-Брауна, К. Леви-Стросса , стала очевидной относительность принятых культурных норм «мужского» и «женского». В 30-е гг. XX в. Маргарет Мид одной из первых показала, как по-разному в изученных ею обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Более того, сами представления о том, какие качества и роли считаются мужскими или женскими, оказались очень вариативными: «Если те качества темперамента, которые мы считаем женственными — то есть пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям — могут быть представленными как мужской образец в одном племени, а в другом не приниматься как большинством женщин, так и большинством мужчин, то у нас нет никаких оснований считать такие аспекты поведения обусловленными биологическим полом... Многие, если не все, черты личности, которые мы называем мужскими или женскими, так же мало связаны с полом, как одежда, манеры или форма головного убора, которые общество в данный момент предписывает полам» . Огромный этнографический материал, собранный к середине XX в., продемонстрировал относительность тех социальных норм, которые в западной культуре выстраиваются на основании биологического пола, а затем представляются как аксиомы культуры. Исторические исследования, проведенные в 70-е — 80-е годы с использованием этих идей, показали, что представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. Таким образом, в социальных науках возникла необходимость различать биологический пол как совокупность анатомо-биологических особенностей и социальный пол (по-английски — gender)4 как социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Термин тендер обозначает совокупность культурных норм и социальных ролей, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Иногда даже образно говорят, что тендер — это «культурная маска пола». Антропологи, этнографы и социологи подняли очень глубокий пласт вопросов о базовых, фундаментальных принципах, на которых строятся социальные, ментальные и идеологические системы в разных культурах, и пришли к выводу, что оппозиция мужского и женского далеко выходит за рамки чисто биологических (природных) функций.

Концепция равенства в либеральном феминизме

Сегодня принято считать, что зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно в это время появились первые трактаты Кристины де Пизан и Корнелиуса Агриппы, рассмотренные в первой главе.

Новый и мощный импульс развитию феминизм как теории дала эпоха Просвещения и, особенно, философия прав человека XVIII века. Именно поэтому одной из первых теорий равенства женщин был либеральный феминизм. С тех пор между феминизмом и либерализмом существуют исключительно тесные, но вместе с тем и непростые взаимоотношения. Обе доктрины связаны с возникновением ценностей автономии личности и индивидуализма: ни либерализм, ни феминизм немыслимы без представлений о равноправии индивидов, свободных от иерархических норм традиционного общества. Вместе с тем, классическая философия прав человека несет в себе и зародыш проблем, существование которых, собственно говоря, и обусловило возникновение феминизма. Речь идет о том, что в классической теории прав человека естественное и неотъемлемое равенство индивидов не распространяется на женщин. Такая позиция обусловлена тем, что философия прав человека эпохи Просвещения и Нового времени во многом следовала Аристотелевским представлениям о равенстве подобного.

Квинтэссенцией современного либерализма (в широком смысле) является представление о том, что общество построено на признании политических и экономических прав человека, которые определены и гарантированы принятыми законами. В более узком значении либерализм как политическая концепция ориентирован на сохранение механизмов рыночной экономики и свободной конкуренции - при минимально необходимой регулирующей роли государства и умеренном социальном реформизме. Сегодня различаются два течения либерализма - классический, то есть либертарианский, и неолиберализм, который также называют эгалитаристским, велфэровским или социальным. Второе направление, которое стало формироваться с конца XIX в., ориентировано на социальный реформизм. В рамках этой концепции делается акцент на этике и понятии социального блага, и подчеркивается, что либеральное понимание свободы предполагает осуществление государственных мер по защите индивида от обстоятельств, противодействовать которым он бессилен. В рамках неолиберализма родилось понятие государства всеобщего благосостояния (Welfare State)1. С позиций вэлферовских либералов, идеальное государство должно фокусироваться на экономической справедливости больше, чем на гражданских правах. По мнению этих либералов, индивиды приходят на рынок с различиями в индивидуальной предприимчивости, внутренних талантах и прочем. Иногда эти различия довольно велики, и некоторые индивиды не выживают на рынке. Поэтому вэлферовские либералы призывают к таким позитивным вторжениям государства в экономику, как юридические службы, школьные пособия, пособия на еду, снижение платы на жилье, медицинскую помощь, социальную защиту и помощь семьям с зависимыми детьми. Однако в целом все либералы выступают против вмешательства государства в частную сферу. А поскольку частная сфера оценивается либерализмом как основное поле деятельности женщин, то это фактически означает, что вопрос о равенстве женщин исключается из политического дискурса. В ответ на это и возникла теория либерального феминизма.

Еще один импульс развитию феминистских идей дала Великая Французская революция: выдвинутые лозунги свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения активизировали стремление женщин к равноправию. Вместе с тем «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые естественные права, фактически была декларацией о правах мужчин. В ответ на это Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщины и гражданки» (1792 г.), в которой содержались требования предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. Вслед за этим возникли женские организации и клубы, которые, впрочем, довольно быстро были запрещены Конвентом. Сама Олимпия де Гуж была казнена.

Формирование тендерной теории

Женские исследования и феминистская теория возникли под влиянием социального движения, а не вследствие развития самой социальной науки. Они формировались в основном как антитеза традиционному знанию, как его опровержение, но часто использовали ту же логику и те же аргументы. Это наглядно видно на примере того, как в феминизме рассматриваются ключевые темы различий и/или сходства женщин и мужчин. Как было показано в предыдущей главе, долгое время феминистские теоретики пытались разрешить эту дилемму либо отрицая, существование различий, либо, наоборот, акцентируя различия «природы», сущности, опыта, ментальных и этических способностей женщин и мужчин. Но, к сожалению, ни один из этих путей нельзя назвать удовлетворительным и максимально обеспечивающим соблюдение прав женщин. К концу XX в. феминистками были предложены и обсуждены самые различные модели равенства женщин и мужчин. Понятно, что классический либеральный феминизм предлагал так называемые симметричные модели равенства, а неолибералки и радикалки -асимметричные моделиl. К симметричному типу относятся модели «ассимиляции» и андрогинии. Первая из них основана на представлении о подобии женщин мужчинам, поэтому социальное равенство достигается посредством ассимиляции (т.е. «присоединения») женщин как социальных индивидов к социальной группе мужчин без проведения особых социальных мер. Однако при таком подходе оставался нерешенным вопрос о том, как следует учитывать репродуктивные обязанности женщин. Обычно эта проблема "выносилась за скобки", поскольку за норму принимался мужчина, и женщинам предлагалось войти в общественную сферу таким же способом, что и мужчины. Это, как уже отмечалось, не устраивало многих женщин. Андрогинная модель равенства апеллирует к идее о сочетании мужских и женских качеств в людях и поэтому предлагает изменить понятие "типичный работник". Вместо мужчины как архетипа работника предлагается внедрять андрогинный образ. Эта модель представляется весьма абстрактной, потому что такой прототип существует только в социальных утопиях. К концу XX в. стало ясным, что политические стратегии, предложенные либеральным феминизмом - и отчасти поддержанные правительствами некоторых стран в виде формально-правового равенства, нейтрального к полу законодательства политики позитивных действий - не гарантируют равенства. Программы «позитивных (или поддерживающих) действий» направлены на компенсацию негативных последствий дискриминации и неравенства определенных групп населения. Такие программы обеспечивают предоставление большего доступа на рынок труда и большее представительство ранее мало представленных групп населения в общественных комитетах, политических партиях и образовательных институтах. При проведении этих программ в мягком варианте предпочтение при приеме на работу или выборе на руководящую должность - при прочих равных условиях — отдается кандидатам из ранее дискриминируемых социальных групп. Жесткий вариант программ, или «позитивная дискриминация» предполагают, что принадлежность к дискриминируемым группам является единственным критерием приема на работу или вступления на влиятельный пост. Иногда вводится даже квотирование определенного числа мест для таких групп населения. При введении политики позитивных действий встал вопрос о том, совпадают ли позитивные действия с основным постулатом либеральной доктрины - принципом равных возможностей. Этот принцип должен обеспечивать отсутствие дискриминации на основе групповых (расовых, этнических, классовых, конфессиональных, тендерных) характеристик. Политика равных возможностей сконструирована как нейтральная в отношении этих различий. Она нацелена на то, чтобы различные общественные структуры и частные лица не могли нарушать права граждан на основе указанных выше характеристик, т.е. фактически игнорировали их при приеме на работу или продвижении по службе. Такой подход целиком соответствовал принципам классического либерализма.

Иное дело - политика позитивных действий. Она, наоборот, учитывает (но «с позитивным знаком») расовые, этнические, конфессиональные и тендерные различия, которые выступают в данном обществе основанием для нарушения прав людей и их дискриминации. Именно поэтому сторонники позитивных действий столкнулись с весьма серьезными возражениями, основанными на либеральной политической культуре и особенностями общественного мнения. Одно из наиболее часто звучащих обвинений заключается в том, что позитивные действия подрывают либеральный принцип равенства. Равные результаты связаны с уравниловкой, введенной, например, коммунистическим режимом, а либеральная политическая доктрина вовсе не предполагает, что все люди должны быть "равны" в смысле статуса и богатства. Основной принцип заключается в том, что каждый должен иметь "равные шансы" "на ровном игровом поле". Позитивные действия нередко трактуются как противоречащие этой установке, нарушающие принцип честной конкуренции, и, что еще хуже, гарантирующие определенные результаты для определенных людей .

Похожие диссертации на Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства