Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Кетько Сергей Михайлович

Роль социальных институтов в детерминации поведения личности
<
Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности Роль социальных институтов в детерминации поведения личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кетько Сергей Михайлович. Роль социальных институтов в детерминации поведения личности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Екатеринбург, 1996 150 с. РГБ ОД, 61:96-9/204-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ И ДЕТЕРМИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 16

1. Процесс институцноналюации и содержание понятия "социальный институт" 16

2. Мотивация как процесс интеграции побудительных сил личности 51

ГЛАВА II. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ ДЕОНТИЧЕСКОГО ТИПА 79

1. Особенности содержания и функционирования социального института деонтического типа 79

2 Ценностные ориентации личности в социальном институте деонтического типа , 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

ЛИТЕРАТУРА 133

Введение к работе

Радикальные перемены, осуществляемые в нашей стране,

неоднозначное восприятие людьми и сложная динамика общественного развития привлекают особое внимание к институциональным общественным образованиям. Переломное время ставят перед общественными науками задачу изучения детерминантов человеческого поведения, мотивации деятельности. Представляется важным проведение анализа взаимодействия системной организации общества, нормативного регулирования и мотивации поведения человека. Актуальность темы исследования

В связи с качественными изменениями социальной структуры и возрастающей динамикой развития нашего общества представляется целесообразным в рамках социально-философского анализа общества наряду с выделением гносеологического, аксиологического, исторического и других аспектов, выделить институциональный аспект его функционирования. Выделение данного аспекта анализа позволяет профилировать изучение общества со стороны его системной организации и механизмов нормативного регулирования субъектов исторического творчества.

Специфика анализа институционального аспекта общества заключается в том, что он позволяет сфокусировать процесс познания на выявлении наиболее общих и существенных признаков многих социальных образований, начиная с семьи и до государства.

Выделение данного аспекта научного анализа функционирования общества значительно расширяет также возможности исследования взаимоотношений между личностью и обществом через систему нормативно-организационных механизмов, представленных социальными институтами.

Гносеологическую автономизацию институционального аспекта анализа и его эвристические возможности можно апробировать на

исследовании многих социальных феноменов. В данной диссертационной работе мы использовали его при анализе социального института деонтического типа, которым является армия-Актуальность темы исследования состоит не только в том, чтобы проанализировать современное состояние социальных, институтов и такой его разновидности, как армия, но и в том, чтобы теоретически осмыслить институциональное содержание социума, используя социально-философские принципы и методы анализа.

Современное состояние общества ставит перед социальными и гуманитарнымим науками задачу раскрытия сущности, содержания и форм социальных институтов, обеспечивающих регуляцию общественных отношений и детерминирующих деятельность человека. При этом на передний план выходит проблема соотношения детерминационных функций социальных институтов и внутренней мотивации поведения человека, учитывая то, что именно мотивационная структура интегрирует и "замыкает" на себе все другие детерминанты поведения.

Изучение взаимодействия и взаимовлияния этих "внешних" и "внутренних" факторов поведения человека в рамках только одной какой-либо науки неизбежно сопряжено с партикуляцией его результатов, которая вызывается предметными параметрами любой науки.

Поэтому в диссертации предпринята попытка "топографического" изучения данной проблемы путем использования социально философских, социологических, социально-психологических принципов и методов научного анализа. Такой подход , с одной стороны, позволяет более адекватно раскрыть соотношение социального и индивидуального, стихийного и сознательного, мотивированного и немотивированного в поведении человека, В рамках такого подхода на наш взгляд наиболее полно и органично реализуется принцип единства теории и практики. Реформы в Вооруженных силах - часть общегосударственных реформ и движение им задается не стихией саморазвития общества, а

институционализированным управлением, требующим взвешенной и аргументированной научной рефлексии. Степень изученности проблемы

Проблемы социальных институтов и институционализации в отечественной литературе разработаны недостаточно. Наиболее полно они ставятся и разрешаются в диссертации доктора философских наук Ю.П\ Андреева и в книге написанной им в соавторстве с Н.М. Коржевской и Н.Б. Костиной: Социальные институты: содержание, функции, структура". В ней социальный институт рассматривается как форма опредмечивания человеческой деятельности и общественных отношений и как средство регуляции взаимодействия людей при удовлетворении общественно значимых потребностей.

Проблемы социальных институтов нашли философское и социологическое осмысление в работах следующих зарубежных ученых: А.Адорно, Р.Арон, Р. Бэрон, Э. Гидаенс, А- Маслоу, М. Мескон, Н. Смелзер, Дж. Тернер, Р. Уитли, Э. Фромм, Т. Шибутани.

Методологические проблемы данного исследования нашли отражение в работах Э. В. Ильенкова, В,Е. Кемерова, К.Н. Любутина, Д.В. Пивоварова. Теоретико-социологические проблемы исследовались М.И. Бобневой, Е.М Пеньковым, В.Д, Плаховым, А.И. Пригожиным, В.А. Ядовьгм и другими учеными.

Философско-психологические проблемы социальной детерминации поведения личности проработаны в исследованиях И. Израэля, А.Н. Леонтьева, К. Рудестама, X. Хекхаузена. Кроме этого проблемы мотивации деятельности человека исследованы ВТ, Асеевым, Н.А. Бернштейном, Л.И. Божович, Н.Ю. Вайтонисом. М.С. Каганом, В.Е. Кемеровым, Э.С. Маркарьном, А. С, Прангишвили, Д. Н. Узнадзе, Ю.А. Шрейдером, Д.Б. Элькониным. Среди зарубежных авторов, касавшихся проблемы социально-психологической детерминации

поведения личности можно отметить ДЖ. Брунера, Г. Жо, Д. Кац, МРокича, В. МомОва, Э. Толмена, 3 Фрейда и других ученых.

Вместе с тем следует отметить, что практически отсутствуют работы, посвященные рассмотрению социального института как социокультурного феномена удовлетворения социальной потребности и механизма обеспечения взаимодействия людей в условиях падин див и дуальных детерминантов, определяемых содержательными элементами социального института.

Проблемы институционализации как статусной, ролевой, нормативной и организационной детерминации функционирования военных учреждений всегда были в центре внимания государственных органов, полководцев и ученых, специализирующихся по проблемам военно-политического социального института. Они представлены документами, регламентирующими строительство и функционирование Вооруженных Сил. Это указы и регламенты, подписанные монархами, законы, уставы, постановления, наставления инструкции принятые Верховными Советами, другими Законодательными органами и Правительствами. Эти документы создавались на основе опыта народов и армий, освоенного государственными деятелями, военоначальниками и учеными, такими как Вл. Мономах, принц Евгений, А.В. Суворов, Фридрих И, М И. Драгомиров, Ф. Энгельс, К. Клаузевиц, В. И. Ленин , М.В. Фрунзе, ПК. Жуков.

Ценностные ориентации военной деятельности раскрывали Н. Ильин, В. Соловьев, В, Сухомлинский, А. Лосев, Связь проблем армии с процессами, происходящими в обществен анализировались Петром 1, К. Марксом, Наполеоном, М,Н. Тухачевским, а также современными авторами М.А.Гареевым, Ю.И.Дерюгиным, К.Дружининым, Н.Рыжовым и многими другими.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что недостаточно проработаны проблемы, связанные с определением места социального

института и его элементов как социокультурного феномена в системе государства с точки зрения защиты его интересов. Исследования детерминации поведения личности в социальном институте деонтического чипа носят разобщенный характер, не позволяет выделить общие основы социального и индивидуального мотивов.

В то же время во всех этих работах нет прямой постановки проблем, связанных с определением места социального института и его содержательных элементов, как социокультурного комплекса удовлетворения общественно значимой потребности по защите государственных интересов. Не дифференцированы исследования по детерминации поведения личности в социальном инсатитуте деонтического типа и поэтому не выделяется общая основа связи социального и индивидуального в содержании мотива поведения человека.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является системное представление феномена социального института в единстве его содержания и функционирования, раскрытие содержательных элементов социального института, детерминирующих поведение личности в обществе.

Указанная цель реализуется путем постановки и решения следующих задач исследования:

с философских позиций осмыслить существующие теории социального института, его сущностные и содержательные характеристики;

- исследовать функционирование структурных элементов социального

ИНСТИТуТа И Определить ИХ меСТО В регулЯЦНИ И ПОбуЖдеНИИ Поведения

личности;

- выявить соотношение содержания категорий "социальный институт" и "организация" и на этой основе выйти на решение проблем социального управления;

- раскрыть связи социальной и индивидуальной детерминации поведения личности через анализ сущности и функционирования мотива и такого содержательного элемента института, как норма;

- исследовать содержательные элементы социального института в их ценностном измерении, детерминирующем деятельность личности в социальном институте деонтического типа на примере военного учреждения;

- в ходе исследования выделить теоретические основы и методы социализации личности в практике строительства Вооруженных Сил,

Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования

Используя диалектико-материалистическую методологию, автор основывается на принципе единства общественных отношений и индивидуальной жизнедеятельности человека в субъект-субъектных и субъект-объектных видах социального взаимодействия. Здесь мы опираемся на результаты исследований, изложенных в работах В.Е. Кемерова, К.Н. Любутина и Д,В. Пивоварова.

Принцип деятельности, эффективно реализованный Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, используется в единстве с релационным подходом И. Израэля и холизмом С. Грофа; дискретно-волновой принцип развития мотивационных процессов, разработанный В.Г. Асеевым сочетается с теорией диспозиций, изложенной в монографии X. Хекхаузена.

На формирование методологии и теоретической конструкции данного исследования большое влияние оказали идеи В.И. Вернадского, Э. Дюркгейма, В. И. Ленина, К, Маркса. В. Соловьева, Э. Фромма, В. Франкла, П. Шардена, Ф Энгельса, а также опыт теоретической и исследовательской работы И. Израэля, Вл. Лефевра, методы и теория знаковой опосредованное™ деятельности людей Л.Ф. Чертова,

Теоретическое содержание нашего исследования представлено в основном работами В. Г. Андреева, Ю. ГТ, Андреева, А, Г. Асмолова, Р. Бэрона. Р.М, Грановской, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.С, Кагана , В. Е. Кемерова, А. И. Кривицкого, А. Н. Леонтьева, К. Н. Любутина, В. Момова, III. А. Надиращвили, Д.В, Пивоварова, А.И. Пригожина, А. Н. Северцева, Н. Смелзера, X. Хекхаузена, Д.БЭльконина, В.А. Ядова.

Среди источников теоретического исследования военного социального института следует выделегь законодательные акты, уставы, наставления, инструкции, а также военно-теоретические проблемы, поднимавшиеся М.И. Драгомировым, Д.И. Карбышевым, В.И. Лениным, СО. Макаровым, М.Н. Тухачевским, М.В. Фрунзе и другими государственными и военными деятелями.

Эмпирическим основанием и исгочником исследования является прежде всего личный опыт службы автора в социальном институте деонтического типа, каким является Военно-морской флот, давший опыт

управленческой деятеЛЬНОСТИ И реЗуЛЬТЭТЫ МНОГОЛЄТНИХ НаблЮДЄНИЙ И

конкретных социологических исследований изменений содержания И функционирования социальных институтов, представленных в Вооруженных Силах.

На интерес автора к разрабатываемых в диссертации проблемам повлияло участие в разработке методик и программ , инструкций и памяток по совершенствованию управленческой деятельности, внедрение и апробирование их в боевой подготовке и в деле обеспечения безопасности полетов.

Опыт работы в военном учебном заведении предоставил возможность наблюдать побуждение личности к поступлению в военное училище, становление военнослужащего и развитие его деятельности в этом социальном институте деонтического типа. Кроме того, автор участвует в научно-исследовательской работе по заданию Главного штаба Военно-воздушных Сил и командования резерва и подготовки кадров.

Содержанием этой работы является выяснение ориентации профессионального выбора и определение детерминантов побуждения граждан к деятельности на должностях военнослужащих ВВС.

Исследование проводилось с курсантами и абитуриентами общей численностью, достаточной для репрезентативности исследования. Так, абитуриентов опрошено 421 человек или абсолютное их большинство. Опрошено две роты курсантов третьего курса: всего 131 человек; две учебные группы курсантов пятого курса численностью 24 человека. Для сравнения ценностных ориентации в интересах диссертационного исследования были опрошены офицеры, в основном штурманы, всего 93 человека и абитуриенты Челябинского государственного педагогического университета и студенты Архитектурной академии города Екатеринбурга, всего 67 человек,

В этих исследованиях диссертант принимал участие на всех этапах: от разработки программ и методик, до анализа полученной информации.

Научная новизна исследования

В диссертационной работе впервые обосновывается положение о том, что организация является содержательным элементом социального института и представляет его структуру, то есть способ связи всех элементов социального института, их сбалансированность, взаимовлияние и степень устойчивости.

Автор одним из первых в отечественной социально-философской литературе дает сущностную и содержательную характеристику социальных институтов. Сущность социального института понимается как социо-культурная форма опредмечивания общественных отношений и деятельности, как субъект и средство исторического творчества. А содержанием социального института выступают элементы его структуры: социальные статусы, роли, нормы и организация, посредством которых осуществляется регламентация деятельности людей.

Авторским приоритетом является выделение и содержательный анализ социальных институтов деонтического типа и их проявление в военном учреждении.

На основе социологических исследований раскрывается модель мотивации личности, отражающая взаимодействие диспозициональных контуров побуждения, в ходе которого выбирается содержание мотива, накапливается энергия стремления и выбирается форма динамической реализации мотива. Эта модель требует социальной рефлексии и тем самым позволяет объяснить и осмыслить связи индивидуальных и социальных детерминантов поведения, что позволяет конкретизировать принцип единства социального и индивидуального. Социализация личности в социальном институте происходит через двуединый процесс интернализации установившихся взаимодействий людей в нормы и интериоршации этих норм в сознание индивидов в форме содержания мотивов.

Выдвигается гипотеза о существовании социокультурной модели институционализации личности, как способе адаптации человека к общественно значимому виду деятельности. Она представляет собой четыре, детерминирующих поведение личности, уровня: социально-природный, психологический, социальный и институциональный.

На основе социологических данных аргументируется положение о том, что источниками социальной редукции целеполагания в деятельности людей являются, с одной стороны, подмена общественно значимых потребностей индивидуалистическими или корпоративными, а с другой -отстранением личности от активного участия в социумном творчестве.

Практическая значимость исследования и его апробация

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут способствовать более глубокому пониманию проблем поведения личности в современном , по всем уровням

институционализированном обществе. Теоретические выводы могут быть использованы в преподавании социальных и философских наук.

Предложенная концепция сущности и содержания социального института деонтического типа, его индивидуальная и социальная стороны детерминации поведения человека, методики исследования

инсгитуциональных факторов детерминации поведения личности могут быть использованы при решении задач прикладного характера с выходом на коррекцию и оптимизацию в областях конкретных исследований психологии, социальной психологии, педагогики, теории социального управления и практического руководства деятельностью людей.

Методики могут быть использованы для исследования и коррекции профориентации и профессионального отбора и прежде всего в условиях военных учреждений и иных социальных институтов деонтического типа.

Теоретические выводы и практические методики к которым автор пришел в ходе диссертационного исследования могут быть использованы по следующим направлениям.

В области реформирования военных учреждений. Дальнейшая теоретическая разработка и практическая адаптация выводов по сущностным и содержательным аспектам социального института. Разработка теоретической модели и апробация интернализации социальных побуждений различных групп населения в идеологические концепции, оптимизирующие взаимодействия людей в современном плюралистическом обществе.

Использование этих проработок при формировании частей и подразделений в мирное и военное время: статусно-ролевое определение военнослужащих и призывников по должностям и боевым подразделениям, подбор и расстановка командных кадров и их заместителей.

В области воспитания и обучения военнослужащих. Предполагается использование модели институционализации личности, включающей в

себя социально-природный уровень социализации; психологический: социальный, обеспечивающий влияние первичных социальных институтов ( семья, контактные группы, школа и т.п.); институциональный, обеспечивающий социокультурную детерминацию поведения в социуме надиндивидуального характера.

В области профессиональной ориентации и адаптации. Здесь можно использовать наряду с наработанными диагностическими методами и выработанные в ходе теоретического исследования подходы к сущностным положениям динамики проникновения социального воздействия в мотивационную сферу индивида, как одну из социализирующих методик.

Сушиосгь такой социализации заключается в интенсивном предоставлении индивиду идеалов посредством атрибутов, знаковых систем и идеологии, отражающих значимые для общества потребности. Процесс должен происходить при активности каждого из участников социального взаимодействия, которые должны быть обеспечены ролью не пассивного исполнителя отдельных директив, а понимающего и осмысляющего свои задачи общей целью, выраженной идеалами.

В управленческой деятельности поэтому следует применять механизмы исключающие редукцию целей деятельности из общественных в индивидуалистические или корпоративные. Этому служит разработанная автором модель управления в институциональной рефлексии, основанной на принципе холизма, исключающего однозначность в определении типа взаимодействия людей. Эта модель может служить теоретическим основанием для практической институциоиализацин управленческих отношений.

В сфере взаимоотношений военнослужащих. Требуется возврат к институционализации этической сферы межличностных отношений через ее идеологизацию в широком смысле. Но возвратом не к уровню прошлых лет, а проработкой новым содержанием старых форм и их модификаций. Это позволит ликвидировать рассогласование формальной и

неформальной структур социума, оптимизировать культуру межличностного и межнационального общения и взаимоотношения между военнослужащими.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации были представлены к обсуждению на научных конференциях:

Международная научно-практическая конференция "Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов ВУЗов", г. Челябинск, 16-18 октября 1995 года;

Всероссийская конференция "Судьба России: прошлое, настоящее, будущее", г. Екатеринбург 17 - 19 ноября 1994 года;

Республиканская научно-теоретическая конференция "Россия на пути реформ: проблемы социально-политического выбора", 24 - 25 апреля 1996 года, г. Челябинск.

Проблемы диссертации обсуждались на круглых столах Кафедры философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей при УрГУ, на Кафедре психологии в Челябинском педагогическом университете и на конференциях и Кафедре общественных наук Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.

Автор участвует в научно-исследовательской работе по заданию Командования резерва и подготовке кадров Военно-воздушных сил на тему "Мотивация абитуриента ВУЗ ВВС", по результатам исследования отправлены материалы общим объемом 1,5 печатных листа. Методики и результаты исследования используются в диссертации.

Элементы концепции используются в практической работе Группы профессионального отбора и психодиагноститки, а также в регулярных исследованиях качеств офицеров и курсантов на пригодность к использованию на различных должностях.

Теоретические элементы концепции использовались при создании программ по философии, социологии, культурологии, психологии и педагогики и применяются в курсах лекций по этим предметам.

Результаты теоретических и практических исследования нашли отражение в следующих публикациях.

1. Штурману о психологии.- Челябинск: ЧВВАУШ, 1993 г. 22,4 печатных листа, в разделах "Личность и ее формирование", " Психологическая подготовка", "Социальная психология и психология управления", "Инженерная психология и безопасность полетов".

2. Модель выпускника Челябинского ВВАУШ. - Челябинск, 1991, 1,4 печатных листа в соавторстве.

3. Эффективный курсант. /Методическое пособие преподавателю и курсанту. - Челябинск : ЧВВАУШ, 1994, 2,3 печатных листа, посвященном проблемам профессиональной социализации курсанта,

4. Статьи и тезисы докладов в журналах и материалах конференций общим объемом 2,5 п.л..

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения, списка литературы, содержащего 195 наименований, по ходу изложения содержания диссертации приводятся результаты исследования в тексте и в таблицах. Работа изложена на 150 страницах машинописного текста.

Процесс институцноналюации и содержание понятия "социальный институт"

С определенной долей условности можно полагать, что в научный оборот понятие "социальный институт" было введено одним из основоположников западной социологии Гербертом Спенсером1. Используя в качестве методологии организмическую теорию общества, он выделил три вида социальных институтов: продолжения рода, распределительные и регулирующие. Эти виды институтов как бы идентифицировались с функциями любого живого организма, обладающего органами переработки и усвоения энергетических ресурсов (органы пищеварения), их распределения (кровеносная система) и регулирования жизненно-важных процессов ( нервная система ). Конечно, позиция Г. Спенсера уязвима, поскольку налицо редукция и фактическое отождествление социального и биологического. Но при этом органы", социальные механизмы обеспечения интеграции и системности функционирования общества, поддержания и воспроизводства его целостности.

Дальнейшее развитие этой основопологающей идеи шло в направлении анализа признаков социальных институтов, специфики их генезиса, места и роли в жизни общества. В этой связи необходимо отметить, что процесс институционализации как одна из важнейших тенденций развития общества и возникновения огромного количества социальных институтов потребовали вычленил различных аспектов их анализа- В частности, достаточно отдиффсрснцировался социально-биологический аспект их анализа, представленного Н.Смелзером.

Исследования Н.Смелзера, проведенные с позиций биологического подхода к институционализации, заключаются в доказательстве социализации биологической зависимости людей друг от друга, дополненной "исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основании символической коммуникации" .

Современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски составили перечень основных функций, необходимых для поддержания целостности общества2. Проводя их в качестве социальных потребностей, Н. Смелзер отмечает их неавтоматичносгь в реализации. Реализация социальных потребностей, по Н. Смелзеру происходит с помощью социальных институтов. Таким образом, он подходит к следущему аспекту анализа -психологическому, а точнее - социально-психологическому. Этот аспект наиболее подробно исследовал А.И. Пригожий при рассмотрении функционирования организаций. Разводя понятия "организация" и "группа-коллектив", он отделяет институциональную (у него -организационную) сторону социальных потребностей как сторону обезличенных отношений и связей, обеспечивающих детерминирование индивидуально-личностных и групповых мотивационных сфер административными и культурными факторами. Тем самым он делает шаг от социально-психологического к социологическому аспекту анализа1 .

Экономический аспект исследования социальных институтов представлен в работах Т. Веблена и К. Маркса. Последний утверждал, что основой общественного устройства является потребность в материальном обеспечении с целью использования для личностного самосовершенствования. У Т. Веблена экономическое благополучие есть цель и средство общественного устройства.

Проблема организованности и порядка в обществе была сформулирована еще в ХУ11 веке Томасом Гоббсом. Современность вновь и вновь ставит эту проблему и во второй половине XX столетия складываются представления о социальном институте как о системе социальных ролей, ограничивающих, по мнению К. Ясперса и М Хайдеггера, естественную индивидуальность человека, а также как об организованной системе поведения людей посредством социальных норм( А. Грачи, Р. Кеиииг, Т.Тернер и др.). Их разработки, многоаспектное исследование социальных институтов привели к возникновению относительно самостоятельного направления -институционализму. Более того, даже сама социология некоторыми теоретиками стала рассматриваться как наука, изучающая процессы институциоиализации и деинституционализации общества, что фиксирует огромное значение этого явления в жизни общества2.

В отечественной литературе социально-философский аспект проблемы социальных институтов был выявлен и нашел частичную разработку сравнительно недавно. Так, единственное исследование, посвященное анализу сущности, содержания, основных функций и типологий социальных институтов было издано только в 1989 году3.

Исследование социальных институтов предполагает учет не только уровня развития, места и роли в обществе этих социальных феноменов, но и определенность самого ученого, выбор им той или иной методологии исследования, И если в рамках так называемого институционализма социальные институты трактуются преимущественно с позиций приоритета субъективных факторов генезиса, содержания и функционирования социальных институтов, то в нашей специальной литературе приоритет отдается объективным факторам, то есть реализуется диалектико-материалистический принцип анализа, включающий реализующие его принципы историзма, объективности, системности и тому подобные.

Так Р.Уитли, определяя специфику социальных институтов, складывающихся в сфере научной деятельности, отмечает, что ."если ученые, работающие над общим рядом проблем, не считают друг друга коллегами, то это значит, что здесь нулевая степень социальной институциональности"1. Такой подход является достаточно типичным для представителей так называемого институционализма и для других представителей западной социологической мысли, в той или иной мере анализирующих данную проблематику.

Принципиальное различие между , назовем его субъективистским подходом и диалектико-материалистическим заключается не столько в выделении основных компонентов содержания, специфики и роли социальных институтов, сколько в обосновании причин возникновения, в различной трактовке роли объективных и субъективных факторов функционирования и развития социальных институтов.

Мотивация как процесс интеграции побудительных сил личности

Анализ деятельности личности в социальных институтах, детерминация и коррекция ее мотивационной сферы всеми элементами содержания социального института (статусами, ролями, нормами и организацией) предполагает выявление системы координат познавательного процесса или определенной методологии исследования.

Наиболее эвристичным, на наш взгляд, является деятельностный подход, который позволяет вскрыть сущностные характеристики исследуемого объекта, поскольку в обществе любое явление выступает или объектом или средством, или результатом деятельности. Именно в деятельности складывается все многообразие объективных отношений и связей. Деятельность является единственно возможным способом существования и воспроизводства конкретного человека и общества в целом, обеспечивая удовлетворение человеческих потребностей.

В этой связи категория "деятельность" приобретает статус объяснительного принципа как в рамках самой философии, так и в процессе исследования предметного поля других наук, включая социальную психологию и социологию, конкретный материал которых мы используем в своем исследовании.

Важное значение в этой связи имеет положение о том, что наряду с вещной, телесной, знаковой формами опредмечивания, деятельность и общественные отношения опредмечиваются и в институциональной форме, поэтому социальный институт выступает одновременно и результатом, и средством, и условием мотивированной деятельности.

Безусловно, что в практической деятельности эти формы существуют в комплексе, но институциональная форма опредмечивания нам более интересна с учетом предмета нашего исследования - мотивирования личности в социальном институте. Причем, можно утверждать, что институциональная форма опредмечивания необходимо включает в себя телесную , вещную 2, знаковую3, формы опредмечивания как базовые и обеспечивающие самодвижение4 человеческого общества через и посредством институциональной формы опредмечивания , ибо институты

СущеСТВуЮТ ТОЛЬКО черСЗ ДСЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ 5. Суть человеческой активности не в конкретном действии, а в субъектном овладении миром как объектом. Она проявляется в трех видах: познавательной, преобразовательной и ценностно ориентационной .

Для деятельности нужна энергия. Биологическое обеспечение действий энергией создается включенностью индивида в природу. Социальное энергетическое обеспечение происходит в социуме и его главный инструмент — институт. Именно он регулирует создание человеком своего мира.

Рассмотрим уровни регуляции поведения, освоенные человеком в фило- и онтогензе и их проявление в социальном институте.

Аффектационно-рефлекторный уровень регуляции и побуждения поведения —- это уровень первичных реакций. Его механизмом является рефлекторная дуга. Здесь условием действия являются стандартные раздражители, в том числе и социальные. Реакции же могут быть и неадекватными данному социальному раздражителю, Второй уровень — активно-рефлекторный, когда ситуация воспринимаемся комплексно и действуют и учитываются несколько раздражителей и выбирается уже не самый сильный из них. а самый значимый.

Эти два первых уровня регуляции и побуждения поведения даны большинству высших животных практически с рождения, а человек начинает освоение мира с освоения второго уровня параллельно с освоением социальных отношений. Именно здесь — источник способностей к созданию новых и новых уровней рефлексии и новых уровней детерминации поведения.

Третий уровень добавляет к первым двум абстрактно-мыслительный процесс, дополняющий инерционную систему образно-эмоциональных регуляторов абстрактно-понятийными.

Четвертый дополняет третий уровень рефлексивностью» или умением оценить себя в ситуации и по результату деятельности со стороны, что создает новый, смысловой многоуровневый инструмент регуляции и побуждения к поведению, вызванный и связанный с социально-детерминированной системой отражения мира.

Институциональные регуляторы и побудители действий и поступков — пятый уровень. Он представляет собой интернализироваппый опыт социокультурного взаимодействия, позволяющий подключить регуляторы самого широкого социального» а среди них этического, эстетического, исторического и иных уровней и сфер, такие например, как патриотизм, классовая, групповая и иная солидарность, чувство собственника и так далее. Они выражаются и через содержательные элементы социального института, а именно в статусах, нормах, организации.

Механизмы регуляции и побуждения мы подразделяем на три вида :

L Инстинктный. Мы его учитываем, но нерасскрываем .

2. Установочный. Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили и Ш. А. Надирашвили установили три качественных уровня регуляции психической активности человека установками:

— активность первого уровня определяется регуляцией поведения по типу стимул - действие- результат:

— второй уровень возникает при задержке, торможении первого уровня достижения удовлетворения потребности, а также при уточнении ситуации через когнитивный процесс, а объективация интеллектуальных установок создает преимущество для мышления и использования его в действиях другого рода:

— третий уровень — социальная активность, которая проявляется через систему смысловых и нравственных установок с помощью самосознания (рефлексии) индивида, при этом происходит сравнение социальных норм и индивидуальных установок на эмоциональном оценочном уровне и формируется готовность — "аттитьюд", по определению грузинских советских психологов — социальная установка1.

3. Мотивационный механизм рассмотрим подробнее в данном параграфе, а здесь лишь отметим , что этот механизм имеет обощагощий характер для первых двух, а также свою специфику и развитие.

Особенности содержания и функционирования социального института деонтического типа

Особенность социальных наук такова, что они не могут быть сравнимы по методологии с естественными и техническими науками. Метод по своей сути отражает характер отношений с предметом исследования с позиции субъекта познания и специфики его основных интересов. Поэтому вторая глава посвящена социально-философскому анализу социального института деонтического типа, которым является армия. Этот анализ подкреплен представлением результатов конкретного социологического исследования, проведенного на базе одного из военных учреждений.

Приближение к истине в процессе исследования возможно лишь при максимально возможном количестве применяемых методов тех наук, которые по сути отношений субъекта исследования с объектом и предметом познания родственны между собой.

Каждая из конкретных наук неспособна дать результат, приближающий к реальному положению отношений и связей в таком сложном организме, как социум, так как они сами себя ограничивают определенной стороной предмета исследования ради углубленного проникновения в сущность одной из сторон.

Поэтому мы, во-первых, используем данные тех наук (социологии и социальной психологии), которые близки предмету исследования социальной философии и во-вторых, допускаем такое абстрагирование от реальных обстоятельств, которые позволяют нам утверждать на обозримое пространство и время, что нами найден оптимальный способ улучшения обстоятельств реального мира исследования, способствующий лишь более общему, типичному и четкому выявлению пробивающихся тенденций.

Принципиальным моментом является то, что среди объектов наблюдения и анализа преимуществом пользуются не результаты, а процессы достижения, становления результатов.

Такой подход позволяет корректировать отклоняющие обстоятельства и ситуации в ходе исследования, видеть формирование отношений и связей, анализировать послойно и в целом динамику развитии явления и привязать конкретные исследования к социально-философской рефлексии, что обеспечивает преодоление недостатков конкретных исследований благодаря интегративным качествам методов социальной философии1.

Первое, что мы предпринимаем — анализ содержания и функционирования социального института деонтического типа путем рассмотрения истории армии, документированной онтологией ее существования в настоящее время и ценностных характеристик ее содержательных институциональных элементов со стороны субъектов деятельности в конкретном военном учреждении.

Социальные институты деонтического типа — наиболее развитые виды социальных институтов, зозникающие в цивилизационный период существования человечества, достигшие расцвета в Новое время, когда личностная рефлексия человеком себя в социуме получила достаточное количественное накопление. Представление своей индивидуальной значимости в обществе порождает противоречие между индивидуальным и корпоративным интересом и общественно значимым интересом. Это противоречие порождает феномен долга как необходимость сохранения своей общественной значимости через поступление своими индивидуальными интересами в пользу общественных интересов.

Социальные институты деонтического типа представляются нам как наиболее кристаллизованная форма детерминации личности. Данная сущностная характеристика позволяет выявить содержательные особенности социального института деонтического типа.

Во-первых, одной из важнейших особенностей социальных институтов является степень долженствования, деонтичность. Она свойственна всем институтам в той или иной мере, но, как нормативная организованность, она становится ведущей детерминацией деятельности людей при достаточной степени развития социума. Поэтому многие виды деятельности и общественных отношений нуждаются в подобного рода институтах для более жесткого закрепления данных отношений и стабилизации их воспроизводства. То есть социальные институты деонтического типа носят дисперсионный характер.

Во-вторых, данный тип институтов предполагает предельную степень организации, которая выражается а регламентации, иерархичности и обязательности выполнения членами института их ролей, функциональных обязанностей. Причем, внешняя детерминация сохраняется и действует наиболее интенсивно и влияет на мотивацию индивидов в виде санкций, дискриминаций и предубеждений и чем более институт выражает противоречивость индивидуального и социального, тем более может быть развита степень репрессивности санкций..

Н. Смелзер относит такие институты к организациям тоталитарного типа, где индивидуальность поглощается групповым интересом и организованностью. Но деонтический характер привносится социальными институтами и в другие типы организаций как учреждений. В любом, самом добровольном обществе, индивид ощущает долженствование социальным давлением, дело состоит лишь в степени охвата сторон жизни этого индивида и скорости интериоризации внешних стимулов. Характер стимулирования и санкционирования в некоторых институтах деонтического типа носит репрессивный характер (армия, пенициарные учреждения и т.д. ).Это социально оправдано стремлением данного общества сохранить свою уникальность Здесь выходят на первый план санкции в виде наказаний, взысканий, социального изгнания вплоть до физического устранений тех, кто нарушает социальные установления, закрепленные в нормах.

Похожие диссертации на Роль социальных институтов в детерминации поведения личности