Введение к работе
Актуальность темы исследования. История развития человечества показывает, что в духовной и нравственной жизни человечества существуют особые понятия, фокусирующие представления, мечты о наилучших человеческих отношениях. Одно из основных среди них — понятие «справедливости». В нем отражаются чаяния и повседневные надежды членов общества, их представления о лучшем, надежды на торжество гуманных отношений между людьми. Понятия справедливость и социальная справедливость в истории мировой общественной мысли обретали разные толкования в зависимости от того, какая социальная группа считатлась их выразителем. Эти понятия принимали различные формы выражения, от самых абстрактных законов бытия, до наиболее конкретных форм, выражавших те или иные проекты достижения справедливости. Содержание, вкладываемые мыслителями, в категорию справедливости также исторически изменялось и поэтому требуется его переосмысление в реалиях сегодняшнего дня.
Тема справедливости актуализируется в периоды обострения социальной и политической ситуации, когда требуется найти подходящий выход из создавшихся напряженных условий жизни того или иного социума. К таким моментам можно отнести и сегодняшнее состояние таджикского и иранского общества, в которых за последние годы произошли значительные социально-экономические и политические изменения, повлекшие трансформацию образа и условий жизни людей на всех уровнях социетальной организации.
Общественная мысль в 20 веке достигла такого уровня развития, что уже не ограничивается абстрактными рассуждениями о справедливости, а создает социальные технологии, позволяющие достичь ее не только в достаточно далеком от повседневной жизни людей законодательном и судебном поле, но и в деятельности конкретных социальных институтов и организаций, в социальных отношениях и практиках, затрагивающих повседневную жизнь человека. Тема справедливости в актуальном обществоведческом дискурсе пересекается с темами самореализации личности, ее правовой и социальной защиты, гарантий соблюдения прав и свобод человека.
Степень научной разработанности темы. Для определения степени изученности данной темы, прежде всего, следует отметить, что интерес к раскрытию и переосмыслению понятия справедливости, как особого социально-духовного феномена, в истории мировой философии и социологии никогда не угасал. Об этом понятии высказывали в своих трудах оригинальные собственные суждения как классики древности - Платон, Аристотель, Ибн Сино, Ал-Фараби, так и мыслители современности и Нового времени - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, И.Бентам, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Гиддингс, Ю.Хабермас, Роуллз, И.Бауман и др.
Думается, что необходимо сразу зафиксировать результат историко-философского осмысления феномена справедливости: его роль в социально-философских доктринах исторически изменяется от системообразующей онтологической категории (во взглядах Сократа, Платона и в древневосточных религиозно-философских учениях) до технически операционализируемого понятия прикладной социологии и психологии (в теории Роуллза).
Анализ трудов современников, посвятивших свои исследования проблемам социальной справедливости, свидетельствует о том, что они, опираясь на знания историко-философского материала Запада и Востока, применяют его к актуальной действительности, операционализируют и строят модели практической реализации своих теоретических конструктов.
Среди заслуживающих внимания научных работ последних лет можно назвать публикации таких иранских ученых, как Абдулкарим Суруш, Абдурахман Олам, Мухаммад Хусейн Джамшеди, Джавкор Касим, Джамали Кейван, Гани Нажад Мусса, Манучехр Шодон, Махди Кавоми Сафари, Машоихи Ризои, Мухаммад Хусайн Лутфи, Мухаммад Шафики, Муртаза Рованди, Ориёдухт Ирани, Фатхулла Муджтабай, Хусайн Паширини и др.
Воззрения классиков таджикско-персидской философии и их взгляды на справедливость были осмыслены, обобщены и систематизированы таджикскими философами Мухаммадом Осими, Мусо Динаршоевым, Х. Шоихтиёровым, Ш. Шоисматуллоевым и др. В свете изучаемой темы большое значение имеет материал, содержащийся в трехтомной «Истории таджикской философии с древнейших времен до XV века».
Заслуживающие внимания результаты получены в теоретических и прикладных разработках российских ученых- обществоведов: Архангельского Л.М., Козлова М.И., Дробницкой О.Г., Крутовой О.Н., Куропаткина П., Мальцевой Г.В., Пазенок В.С.
Изучение названных работ привело диссертанта к убеждению о том, что при достаточно высоком методологическом, социальном и философском уровне осмысления, вопрос о содержании, месте и роли справедливости в деятельности социальных организаций как целостной системы формирования социального поведения, остается открытым для научного поиска.
Объект исследования. Социальная справедливость как особый феномен социального бытия, имеющий различное проявление в социальных отношениях.
Предмет исследования: Роль и влияние социальной справедливости в становлении общественного согласия в современном иранском обществе.
Целью исследования является:
- на основе социально-философского анализа идеи социальной справедливости, определить ее роль и способы достижения в деятельности социальных организаций и населения в иранском обществе.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать генезис представлений о социальной справедливости в европейской философии;
- проследить эволюцию воззрений на социальную справедливость в философских учениях Востока и в исламской социальной доктрине, а также в социальной истории Ирана;
- рассмотреть основные подходы к социальной справедливости в современной социально-философской литературе;
- проанализировать представления о социально справедливом обществе современных иранских идеологов;
- раскрыть содержание иранского опыта воплощения в жизнь персидского и мирового идеала социальной справедливости;
-исследовать причины обострения проблемы социальной справедливости в Иране, особенно в обеспечении деятельности социальных организаций города Тегерана;
- проанализировать пути достижения социальной справедливости в современном иранском обществе в контексте иранской традиции и опыт применения социальных технологий, приводящих к справедливости в деятельности как государственных и некоммерческих, так и производственных, коммерческих учреждений и предприятий Ирана, в непосредственных трудовых и иных социальных отношениях его граждан.
Методологической базой диссертационного исследования составляют фундаментальные положения и принципы философского подхода к познанию процессов и явлений общественной жизни (определяющей роли способа производства, всеобщей взаимосвязи и развития, противоречивости и др.); историко-сравнительный метод; цивилизационный подход. В ходе исследования также использовались: общенаучные методы анализа и синтеза, единства исторического и логического, системного анализа; идеи и положения социальной философии, её понятийно-категориальный аппарат, применительно к объекту и предмету исследования. В целях реализации принципа единства исторического и логического осуществляется экскурс в историю учений о «социальной справедливости» в европейской и восточной философии, на основе чего делаются логические обобщения, вырабатывается концептуальный вариант данного понятия.
Теоретической базой данного исследования стали труды классиков и современников восточной и европейской философии, представителей иранской социологии, материалы ряда международных, российских, таджикских и иранских научных конференций, диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в научных журналах и средствах массовой информации на тему социальной справедливости.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- проанализированы основные трактовки социальной справедливости в истории европейской и восточной философии;
- выявлены важнейшие отличия современного понимания социальной справедливости и ее роли в социальных отношениях и социальных практиках, в частности, в обеспечении деятельности социальных организаций Исламской Республики Иран и города Тегерана;
- предпринята попытка социально-философского осмысления идеи социальной справедливости в контексте иранской традиции, являющейся, механизмом сохранения и развития иранской культуры (цивилизации) в целом;
- установлены основные причины проблематизации социальной справедливости в Тегеране (на примере социальных организаций и гражданского поведения), порожденные радикальными, затрагивающими ее цивилизационную сущность, изменениями общественной системы;
- раскрыто содержание и объем проблемы социальной справедливости, ее онтологической и гносеологической сторон;
- предложены пути решения проблемы социальной справедливости в современном иранском обществе в контексте иранской традиции.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту следующие:
- социальная справедливость понимается как такое динамическое равновесие между объемом различных социальных благ, получаемых личностью либо организацией и объемом и ролью получателя в решении общесоциальных задач, которое позволяет получателю достичь наибольшего темпа собственного развития и наибольшего объема самореализации без ущемления прав и интересов иных лиц;
-Социальная справедливость как критерий, является основой личностной и общественной оценки различных действий, проявляемых в социальном поведении акторов общества
- условием достижения социальной справедливости в организации и обществе, в целом, является незаменимость знания права в трех основных сферах: при совершении действий процедурного (инструментального) характера; в процессе профессиональной, особенно юридической деятельности; при реализации гражданами их прав и обязанностей по отношению к государству и обществу. Знание элементарных правовых норм, умение грамотно применять их на практике, способствует развитию социальной ответственности граждан, формированию у них духа законопослушания.
- достижение внутриорганизационной справедливости невозможно без изменения неформального организационного поведения людей, как набора добровольных действий, которые хотя и не являются частью служебных обязанностей, но были сделаны работником для улучшения функционирования организации. Оно является видом социального поведения, включающим в себя: альтруизм; поведение для помощи тем, кто имеет проблемы; благородство; прощение и терпение перед неизбежными трудностями в работе; чувство ответственности за результат деятельности организации и события, происходящие в ней; искреннее поведение человека в обществе и на рабочем месте.
- Нами вводится в научный оборот, вслед за Балом, термин «антикоммунитарное» («анти-гражданское поведение»), определяемое как поведение индивида в пределах территориальной общности низшего уровня либо в социальной организации, которое не нарушая, принятых в ней социальных норм, противоречит принципам, лежащим в основе надлежащего поведения. Данное понятие по своему смыслу и содержанию, во многом, тождественно понятию «макрух» шариатской теории, как действия (поведения), которое, хотя и не влечет негативных санкций, но является неодобряемым и которого правоверный должен стараться избегать. Антикоммунитарное поведение представлено такими формами как неповиновение, сопротивление ответственности, избегание добровольных обязанностей, вторжение в чужие дела, мстительность, подозрительность, невнимательность и т.д.
- достижение социальной справедливости, особенно на микросоциальном уровне, делают остро актуальным вопрос о допустимых способах и методах управленческого воздействия. В предлагаемом диссертационном исследовании, на эмпирическом материале, подтверждаются результаты исследования Бала и его коллег о том, что "что унижение и наказание сотрудников вызывает у них проявление анти-гражданского поведения». Диссертант полностью присоединяется к их принципу разработки управленческого решения, согласно которому, "наказать и унизить - последний стиль дисциплины", выдвинутому ими еще в 1994 году.
-Организации только тогда могут достичь своих целей, когда их деятельность не только количественно удовлетворяет потребности граждан, но и осуществляется ими в приемлемых социальных и психологических формах и надлежащими методами. Сатисфакция граждан способствует тому, чтобы они активно приняли участие не только в реализации их задач и обязанностей, но и содействовали развитию и процветанию той организации, которая предоставила им соответствующую услугу. При этом работники организации получают не только материальное вознаграждение за свой труд, но и морально-психологическое признание в своем микросоциуме, что имеет очевидные позитивные последствия. В противоположность этому, неудовлетворение потребностей, интересов и представлений большинства граждан может быть очень опасным. Отсутствие удовлетворения приводит к снижению императивности обязательств граждан по отношению к социальной системе, личностной неразделенности ценностей системы, аномии и выступает одним из источников индивидуального и коллективного девиантного поведения.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности государственных, общественных и коммерческих организаций, при разработке управленческих проектов и решений различного уровнея, в работе средств массовой информации для актуализации позитивных сторон рационально-научной, религиозной и традиционно-народной трактовок социальной справедливости; в разработке учебных программ и курсов по социальной философии, социологии, менеджменту, теории государства и права, культурологии и политологии, разработке специальных курсов по социальной справедливости; в организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалась использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам, наличием подробных эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследуемых процессов и явлений, что подтверждается анализом полученных результатов.
Апробация основных результатов исследования Основные положения диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на научных конференциях, методологическом семинаре в Институте философии, политологии и права АН Республики Таджикистан, иранской региональной научной конференции «Иранское общество в условиях радикальных реформ: достижения, проблемы, перспективы» (Тегеран, 2012).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.