Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Авакян Каринэ Сирасовна

Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ
<
Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авакян Каринэ Сирасовна. Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ростов-на-Дону, 2005.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/512

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методология изучения социального согласия в современном российском обществе

1.1. Понятие социального согласия 14

1.2. Солидаристский (функционалистский) анализ социального согласия 39

1.3. Конфликтологический подход к понятию социальное согласие 63

Глава 2. Специфика проявления социального согласия на разных уровнях современного российского общества 89

2.1. Личностный и групповой аспекты достижения согласия 90

2.2. Региональная специфика проблемы согласия (социальное согласие в Южном федеральном округе) 104

2.3. Проблема согласия на государственном уровне 119

Заключение 153

Литература 157

Иллюстрации

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает сегодня трудный временной период, находится на переломном этапе своего развития. В связи с трансформацией политической, экономической и социальной системы, усилилось социальное расслоение различных групп населения, и, следовательно, возросла социальная напряженность и конфликтность. Общество раздирают различные конфликты (социально-экономические, политические, межэтнические). В этих условиях на первый план выходит проблема поддержания стабильности и согласия в обществе. Особую актуальность приобретает вопрос о возможности построения и реализации концепции социального порядка основанного на социальном согласии. Только посредством поддержания социального согласия в обществе, между социальными группами и слоями, на межличностном уровне можно достичь стабильности в обществе. Современная политическая ситуация в России полна проявления нетерпимости к политическим противникам и оппонентам, высокой политической напряженностью и конфликтами, т.е. отсутствием взаимопонимания между участниками политического процесса.

Высокий уровень социальной напряженности и конфликтности в современном российском обществе стимулирует процесс изучения данного феномена. В формирующихся сейчас в обществе социальных группах во многом разный уровень жизни, дохода, разное положение в обществе, что обостряет отношения между людьми, следовательно, необходимо искать пути поиска согласия между ними. Изучение общества как сложной открытой нестабильной системы позволяет по-новому осмыслить проблему согласия и конфликта, определить их соотношение и пути возникновения.

Проблема согласия актуализируется в условиях становления новой политической системы на юге Российской Федерации, в связи с переплетением трудно разрешимых национально-территориальных, конфессиональных, экономических и политических проблем, которые проявляются в высокой конфликтности отношений, терроризме, национальных проблемах и т.д.

В процессе развертывания глобализации большую значимость приобретает также проблема согласия на международном уровне. В связи с объединительными процессами, происходящими в мире (Европейский союз), созданием и деятельностью международных организаций (НАТО, ООН), а также проблемами международного терроризма, локальных военных конфликтов, согласие между странами, народами, этносами и религиями является залогом мира во всем мире. В условиях многополярного человеческого мира, образующегося в результате создания новых видов социализации и коммуникации, национальной и этнической дивергенции, экологической дисбалансированности, одной из главных потребностей людей становится обретение мира и согласия для своего выживания и полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, проблема формирования социального согласия является, пожалуй, одной из наиболее актуальных проблем любого общества, в частности российского. Человечество может выжить лишь при условии, что социальное согласие и социальная интеграция будут развиваться. Проблема согласия имеет как глобальное, так и региональное значение.

Степень разработанности темы можно охарактеризовать следующим образом. Решение проблемы достижения согласия в обществе нужно искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, зависящей от национальных социокультурных и субкультурных традиций, в формировании стабильной общественной ситуации в обществе на основе

социально-экономического возрождения страны, повышения общего уровня жизни населения. Именно на такое методологическое основание указывают исследования многих зарубежных и отечественных ученых. Изучению указанной проблематики большое внимание уделяли Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Сорокин. Однако они наметили только общие контуры данной проблемы.

Современный французский социолог Ж. Падьоло считает, что решить данную проблему значит ответить на вопрос: как индивиды и группы устанавливают между собой постоянные и мимолетные, запланированные или спонтанные отношения понимания или конфликта.1

Методологически можно выделить несколько основных подходов к исследованию проблемы социального согласия: первый -конфликтологический подход, который нашел отражение в работах Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Маркса и так далее;-второй -консенсусный подход, реализованный в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, О. Конта, П. Сорокина, и других; третий - синтетический подход, представленный И. Стенгерсом, И. Пригожиным, Г. Хакеном и другими. Исследование согласия в разных аспектах — средство, используемое для теоретической рефлексии над согласием и его альтернативами, которая призвана построить контуры общей теории согласия как механизма целеполагающе организуемых интегративных процессов в микро- и макрообществах.

Различными аспектами данной проблематики занимались А. Безвербный, Г. Давыдов, И. Дискин, И. Залысин, А. Здравомыслов, В. Комаровский, Н. Михайловский, Т. Парсонс, Р. Яновский. Однако в работах этих исследователей в основном решались частные случаи применения

1 См.: Трущенко O.E. Реферат книги Ж.Падьоло Социальный порядок: принципы социологического анализа// Современные социологические теории общества. М., 1996. С. 107

согласия в различных социальных ситуациях. Так, например, в определенной степени проблема согласия исследуется в аспекте проблем: социальной справедливости (А. Безвербный), социального партнерства (В. Комаровский), а Ж. Тощенко рассматривает ее с позиций социальной жизни.

Проблемы устойчивого, стабильного развития современного российского общества изучали Н. Аитов, В. Бобров, Н. Ващекин, М. Дзлиев, И. Дискин, И. Залысин, В. Левашов, В. Локосов, Р. Рывкина, А. Саркисян, В. Скитович, В. Турченко, А. Урсул, А. Шаров, Р. Яновский, но проблема согласия в работах данных ученых проходит как второстепенная тема.

Стратификацию современного российского общества изучали Е. Авраамова, Л. Беляева, В. Васильев, 3. Голенкова, А. Гордон, Т. Заславская, Ф. Завьялов, Е. Игитханян, Ю. Вишневский, Э. Клопов, Т. Косарская, И. Корчагина, Е. Мельников, Л. Овчарова, И. Попова, Е. Спиридонова, А. Сунгуров, Н. Тихонова, Е. Турунцев, В. Хорос. В их работах социальное согласие было рассмотрено в связи с проблемой социального неравенства. Были выявлены основные социальные слои современного российского общества, определены их особенности. Выявлены проблемы становления согласия между основными социальными слоями, но недостаточно уделено внимание изучению условий и факторов, определяющих становление согласия как внутри отдельных социальных слоев, так и между ними.

Теория синергетики как методология неравновесных систем получила развитие в работах В. Алтухова, Г. Аршинова, К. Делокарова, И. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена, А. Шиллерова, которые тоже можно рассматривать в качестве методологической базы при рассмотрении социального согласия.

Несмотря на все внимание к указанной проблематике, пока ее теоретическое осмысление следует признать далеким от полноты и завершенности. Во многих случаях подходы к изучению феномена согласия носят сугубо эмпирический характер и основываются на произвольных

критериях классификации. Таким образом, недостаточная разработанность ряда теоретических аспектов изучения обусловили цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы - социально-философское исследование социального согласия в современном российском обществе.

Задачи диссертационного исследования:

концептуализировать понятие социальное согласие;

проанализировать проблему социального согласия с позиций теории солидарности;

рассмотреть согласие в рамках конфликтологического подхода;

выявить личностные и групповые аспекты социального согласия; ,:

- исследовать региональную специфику формирования социального
согласия (в частности в ЮФО);

обобщить теоретические и практические представления о
формировании социального согласия на государственном уровне. ,

Объектом исследования является социальное согласие как феномен общественной жизни.

Предмет исследования - специфика формирования социального согласия в современном российском обществе.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологический анализ существующего опыта на данном уровне развития науки позволяет выделить несколько подходов к разработке данной темы: междисциплинарный, системный, эмпирический и другие подходы, структурно-функциональный и статистический анализ. Методология диссертационного исследования строится на комплексном подходе к

изучению феномена «социального согласия». Использование метода сравнительного анализа позволяет рассмотреть виды, принципы, условия формирования социального согласия.

Основу исследования составляют принципы системного анализа -комплексность, социальный трансформизм, эндогенно-экзогенный подход. Комплексный подход учитывает причины и процессы формирования социального согласия, имеющего смысловые, пространственные и временные параметры.

Социальный трансформизм ориентирует на изучение условий модернизации общества. Поскольку рыночные, политические, правовые реформы, смена культурных приоритетов создают социальное расслоение и напряжение в обществе, интеграция социальных групп в новую нормативную систему зависит от социального согласия вместе с моральными принципами, положенными в основу конституции.

При эндогенном подходе исследуются социальные практики формирования социального согласия внутри трансформируемых общественных систем. Экзогенный подход позволяет определить будущее международного согласия в глобализированном мире. Использование типологического и генетического метода позволяет выделить различные уровни и виды социального согласия, а также структурировать их по различным признакам.

Для категориального оснащения проблемы социального согласия большое значение имеют достижения европейской классической философии и политэкономии, опыт культурологи, конфликтологии, современной социологической и политической методологии, а также разработки в области этики, социальной психологии, гражданского права.

Новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. сделана попытка продвинуться в разработке понятийного аппарата, который был бы адекватен как задачам анализа процессов социального согласия, так и в управлении этими процессами. Выявлены и изучены виды, субъекты, факторы поддержания социального согласия, а также рассмотрен процесс согласования интересов, отношений между различными субъектами;

  2. проанализирована проблема социального согласия с точки зрения солидаристского (функционалистского) подхода и выявлено, что в основе социального согласия лежат институционализация ценностей культуры и осуществляемая властью интернализация культурных стандартов порядка;

  3. исследован конфликтологический подход к анализу социального согласия, позволяющий сделать вывод о том, что трансформация общества характеризуется с одной стороны повышенной конфликтогенностью, снижением уровня социального согласия, а с другой формированием новых форм социального согласия;

  4. выявлены возможности и процесс согласования интересов в межличностных отношениях на различных уровнях социальной системы: межличностном и межгрупповом уровне, внутренней побудительной причиной которых является социальный интерес;

  5. изучены и проанализированы проблема и пути достижения социального согласия на региональном уровне, в частности на примере ЮФО, основой которых является развитие институтов гражданского общества и правового государства;

  6. рассмотрена проблема социального согласия на государственном и межгосударственном уровне, в основе которых лежит совокупность интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Положения, выносимые на защиту:

1) Социальное согласие - состояние и процесс взаимодействия между
социальными субъектами, имеющими сходные ценности, потребности,
интересы и цели, при которых социальная система обладает интеграцией,
устойчивостью, определенным социальным порядком и целостностью.
Согласие имеет как позитивное, так и негативное значение для развития
социальной системы. Может быть как результатом развития конфликта, так и
базой для его вызревания.

2) Согласие - это динамичный процесс, в паре со своей
противоположностью конфликтом, и в своем развитии проходит различные
стадии. Одностороннее преувеличение одного из компонентов процесса
социального согласия приводит к расширительному определению явления.
Функционалисты игнорируют легитимные конфликты в условиях
социального согласия. Конфликтологи отождествляют согласование
интересов с социальным согласием. Для конфликтологов согласие - это
средство господства. В системной перспективе социальное согласие есть
уровневый процесс наделения нормативного порядка культурным смыслом,
включающий два компонента - обоснование и признание ценностных
предпосылок порядка. Социальное согласие образует два структурных
процесса - институционализация ценностей культуры, осуществляемая
властью, и интернализация культурных стандартов порядка гражданским
населением в ходе социализации, образования и воспитания.

3) Трансформация российского общества характеризуется повышенной
конфликтогенностыо, снижением уровня социального согласия, снижением
устойчивости социальной системы в различных сферах: в сфере политики -
развитием противоречий между различными ветвями власти, сохранением
политической нестабильности; в сфере межэтнических отношений —
развитием межнациональных конфликтов, проявлением национализма'; в

экономической сфере - возрастанием социальной дифференциации населения, общим снижением экономических показателей. В тоже время трансформация общественной системы формирует новые институты, новые механизмы и процессы и, следовательно, формирует новое социальное согласие, отвечающее требованиям нового российского общества.

4) Социальный интерес является внутренней побудительной причиной,
направляющей деятельность субъекта на удовлетворение потребности.
Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной по
требности посредством объективного включения субъекта в общественные
отношения. Факторы, определяющие степень согласия в группе: размер,
состав, статус и роль группы, структура групповых ценностей и норм,
степень сплоченности и конфликтогенности. Стабильные трудовые
коллективы и стабильная семья позитивно влияют на процесс становления
согласия в обществе.

5) В российской действительности и в особенности в Южном
федеральном округе имеется огромный потенциал для развития и повышения
уровня социального согласия. Условиями повышения социального согласия
являются: формирование крепкой законодательной базы, развитие
институтов гражданского общества и правового государства, корректировка
курса реформ, формирование многопартийной системы, расширение
социальной базы реформ.

6) Современный человеческий мир представляет собой совокупность
интеграционных и дезинтеграционных процессов. С одной стороны
происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление субъектов
общественной жизни, в связи с воздействием роста национального и
индивидуального самосознания. Эта тенденция проявляется в различных
формах социальной напряженности и конфликтности. С другой стороны,
человеческий мир приобретает свойства целостности и единства, благодаря

развитию социальных связей, новых институтов и актуализации новых видов коммуникации. Эти тенденции проявляются в различных формах: социальное согласие, толерантность, социальный порядок.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе на единой методологической основе систематизированы знания в области социального согласия и на этой основе описан и обоснован процесс возникновения и развития социального согласия, выявлены основные тенденции, противоречия и механизмы процесса согласования. Решение данной проблемы является необходимым условием для решения социальных проблем в российском обществе.

Основные выводы и положения диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления о сущности и содержании, механизмах формирования социального согласия, систематизировать знания о характере протекающих трансформационных процессах в обществе. Они могут быть использованы для более глубокого исследования проблем социального согласия, в практике управления на федеральном, региональном и местном уровнях, а также могут быть использованы в процессе преподавания по философии и социологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Первой всероссийской межвузовской научной конференции «Становление нового социального порядка в России». Краснодар, 2000 г., Всероссийской научной конференции «Политическая толерантность в мультиэтническом регионе». Ростов-на-Дону. 2004. Материалы исследования были отражены в 5 научных публикациях, общим объемом 1,9 п.л.

Струїстура диссертации включает: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, иллюстрации и списка литературы, состоящего из 210 источников.

Понятие социального согласия

Современная эпоха, характеризующаяся ускоренным развёртыванием процессов объединения человечества во всемирном масштабе, вторгается в философию, с требованиями решительного поворота от традиционных тем и проблем к инновационным вопросам, порождаемым процессами глобализации. Ф. Фукуяма в начале 90-х годов XX века отмечает, что «несмотря на глобализацию мирового развития в истории наблюдается не ослабление, а усиление насилия и агрессии. Преодоление межформационного противостояния не приводит к предполагаемому миру на планете. Если кризис социализма одновременно означает расширение "общего рынка" в международных делах и снижение вероятности серьезного межгосударственного конфликта"2, то "и в это время мир будет разделенным на две части: одна будет принадлежать истории, другая — постистории. Конфликт между государствами, принадлежащими к вышеуказанным частям мира, будет, по-прежнему, возможен. Сохранится высокий и даже всевозрастающий уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире."3

Указанные проблемы являются в настоящее время настолько актуальными, что, ЮНЕСКО в 1995 г. была сформулирована задача создания новой идеи, суть которой, в общих чертах выражается в необходимости поиска путей перехода от идеологии и практики насилия к мирному существованию различных этносов, государств и цивилизаций. Речь идет о возможностях построения и реализации концепции социального порядка основанного на общественном согласии. Это безусловно, одна из вечных проблем человеческого бытия, острота которой в настоящее время обусловлена глобальными проблемами (угрозой гибели всего человечества). Возможно ли найти решение данной проблемы? Не окажется ли данная идея, основанная на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости - утопической?

Ответы на эти вопросы связаны с исследованием онтологических основ концепции социального согласия и своей противоположности — конфликта, разногласия. Их можно найти в многообразных факторах объективного порядка: взаимообусловленности явлений мира, единстве и тождестве противоположностей, совместной материальной деятельности людей, их общих ценностях, потребностях и т. д.

Согласие выступает такой мировоззренческой и нравственной установкой, которая раньше явно не осознавалась в качестве таковой, хотя она всегда функционировала в истории человеческого сообщества, в материальной и духовной деятельности человека, в процессе взаимодействия социальных групп. «В новых исторических условиях переходного периода он всё более обретает статус достаточно осмысливаемой предельно общей культурной формы, на совершенствование и активное использование которой направлено мыслящее сознание.»4 При этом согласие понимается не в узкосоциологическом смысле как «существование между двумя и более личностями сходных ориентации по отношению к чему-нибудь»5 (Т. Ньюком), а как общее свойство, которое является «объективным атрибутом всех сфер природы, социума и человека, проявляющемся в единстве и противоположности с конфликтом, противостоянием и столкновением противодействующих сил».6

Прежде чем рассматривать социальное согласие, необходимо выяснить природу этого явления. Согласие - масштабный термин, существует несколько возможных определений данного понятия. В современной науке сложилось несколько неоднозначных представлений о данном понятии, что свидетельствует, прежде всего, о сложности самого явления. Рассмотрим основные определения и трактовки данного понятия.

Понятие «согласие» В. Даль толкует как «единомыслие, одинаковые с кем-либо мысли или чувства, намерения, убеждения; состояние многих, согла-сившихся на что-либо общее...» Противоположностью согласия является разногласие — «несходство во мнениях, несогласие, споры. И то и другое правомерно в обществе, но важно, чтобы ведущую роль играло согласие.»8

Согласие - наличие между двумя или более индивидами единства взглядов и сходных ориентации в каком-либо отношении. В социологическом смысле согласие - это консенсус значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. Та или иная степень согласия во мнениях и согласованности действий необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации.

Под согласием также понимается взаимосвязь между находящимися в единстве социальными субъектами, имеющими потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепления в правовых нормах.

Социальное согласие можно определить как вид социальных отношений между индивидами внутри социальной общности или между различными общностями, которое характеризуется принципиальным единством взглядов относительно способов функционирования социальной системы (общности, института, общества в целом) и единством действий, связанных с ее функционированием.9

Философская природа понятия «согласие» заключатся в том, что в той или иной мере согласие в тождестве и различии обнаруживается в физической, биологической и социальной среде. Наука выявляет различную степень согласованности биологических организмов, между ними и окружающей физической и химической средой. Каждое существо образует единую и замкнутую систему, различные элементы которого согласованы между собой и своим взаимодействием способствуют в итоге конечному результату деятельности. Происхождение и развитие биологических видов в процессах естественного отбора, взаимодействия наследственности и изменчивости, характеризуются законами взаимосогласования.

Согласованность, в единстве с ее противоположностью — несогласованностью представляет собой фундаментальную закономерность развития систем, и действует в неразрывном единстве и взаимодействии, перетекая один в другой изменяясь по своим характеристикам, полноте, глубине, направленности, результатам, роли в мировом процессе движения. Как любая диалектическая пара, «образуя полюса системно-структурных изменений во всех природных явлениях, согласие и несогласие в одинаковой мере естественны и как таковые фундаментальны».10

Конфликтологический подход к понятию социальное согласие

Прежде всего, для понимания процессов формирования социального согласия необходимо рассмотреть его противоположность - конфликт, т.к. данные понятия крепко взаимосвязаны и вытекают один из другого. Многие мыслители прошлого представляли человеческое общество как носитель непрекращающейся тотальной вражды всех и каждого. «Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо; и она хочет раздора». Эти слова И.Канта нашли подтверждение в положениях современной конфликтологии о естественной предначертанное конфликтов, их неизбежности и возможности положительного значения. Однако, сегодня уже недостаточно простого признания конфликтной природы человека и общества.

Сегодня можно говорить о нарастании конфликтогенного потенциала, как в рамках отдельных регионов, так и в мировом масштабе в целом. В этом столетии впервые войны стали вестись в мировом масштабе, с включением в конфликт всего населения конфликтующих сторон. Увеличивается ежегодное количество войн с участием регулярных войск. Если в пятидесятые годы в за год велось девять таких войн, в семидесятые - ежегодный показатель возрос до четырнадцати, а к 1992 году количество войн в мире достигло двухсот. Из 111 вооруженных конфликтов, произошедших в мире в 1988 году, 63 были внутренними. При этом внутренние конфликты не замыкаются в национальных рамках. Быстро распространяются такие «новые» явления как международный терроризм и партизанская война.

Данная проблема актуальна для российского общества, находящегося на этапе трансформации, в связи с чем конфликтогенный потенциал возрастает во много раз. Проблемы терроризма, локальных, национальных, социально-экономических конфликтов и поиска путей их предотвращения и разрешения требует пристального внимания, т.к. от этого зависит стабильность ситуации в регионах, в обществе в целом, возможность существования государства.

Социальный конфликт - это «борьба общностей с противоположными интересами за доминирующие социальные статусы в иерархизированной общественной системе».6 Прежде всего, интересы, формирующиеся по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к материальным и духовным благам и ресурсам, а также к принятию связанных с этим решений, характеризуют процесс взаимного действия и воздействия друг на друга социальных групп, ценностей, установок, интересов, идей. Общие теоретико-аналитические понятия отражают взаимодействие социальных групп и индивидов: интересы, соперничество, конкуренция, столкновение, напряженность, протест, борьба, согласие. Эмпирические понятия социологии конфликта фиксируют причины, состояние и степень интенсивности, т. е. социальную напряженность, конструктивность и деструктивность, а также раскрывают способы регуляции и использования конфликта: переговоры, договор, принуждение, согласие, компромисс и др.

Социальный конфликт признается одним из важнейших факторов социального развития. Спенсер, рассхматривая социальные конфликты, считал их неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. Примерно также рассматривали социальный конфликт М. Вебер, Ратценхофер, Гумплович, Самнер, Теннис, Уорд, Веблен, А.Р. Росс, Смолл, Кули, Гиллингс, Боттомор, Левин, У. Мур, Зиммель, Парк. Американский социолог Козер определяет социальный конфликт как «идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.»,61 - считает, что каждое общество содержит некоторые элементы напряжения и потенциального социального конфликта, и рассматривает его как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей. Если в ригидных обществах (закрытых) социальный конфликт разделяет общество на две враждебные группы, подрывает основы общественного коллективного согласия, грозит разрушением социальных связей и самого общественного порядка через насилие, то в открытых обществах ему дается выход, а социальные институты оберегают общественное согласие. По Боулдингу, Л. Крайсбергу и др. социальный конфликт заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. Белл считает, что классовая борьба, как наиболее острая форма социального конфликта, ведется из-за перераспределения доходов. Несмотря на то, что социальный конфликт признается одним из главных двигателей социального прогресса, и в паре с ним выступают «согласие», «социальный порядок», «стабильность», «спокойствие» и т.п.; при этом согласие считается нормальным состоянием общества, а социальный конфликт - временным.

В концепции согласия и структурного насилия Йоханна Гальтунга проводится шесть различий между различными видами насилия. Расширенное понимание насилия приводит к расширенному пониманию согласия: согласие понимается как отсутствие персонального насилия и отсутствие структурного насилия.

К необходимым условиям социального конфликта следует отнести социальную позицию, экономическое положение людей, а также степень идентификации человека с конкретной группой, культурную зрелость. Именно социальная позиция (положение) обеспечивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Последние воздействуют на фор-, мирование соответствующих реалистических желаний и устремлений. Положение, запечатленное в желаниях, чувствах и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности, в интересы, которые и выступают в качестве основного мотива социального поведения. Противоречие же социальных интересов является главной причиной конфликтов. Формулу социального конфликта можно представить как единую трихотомическую систему "субъекты - интересы - действия" (Рис. 2). Таким образом, социальная причинность конфликта определяется такими социологическими категориями как потребности, интересы и ценности. Именно они являются внутренними побудителями активности, т.е. общее между потребностями, интересами и ценностями состоит в том, что во всех случаях мы имеем дело со стремлением людей, воздействующим на их социальное и экономическое поведение. Однако, если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые жизненно необходимы, то интересы и ценности стимулируют действия, исходящие из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса и ценности - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социальной группы, которые обеспечивают получение этого блага. А поскольку эти позиции не равны, постольку интересы и ценности в определенном смысле более кон-фликтогенны, чем потребности, следовательно, интересы и ценности связаны с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставленных действующему лицу обществом. Конфликт имеет определенный набор элементов и стадий развития, которые характеризуют различного рода конфликтные взаимодействия как на уровне личности, так и между субъектами. С одной стороны, это стадии развертывания социального противоречия, а с другой - собственная динамика социального конфликта.

Личностный и групповой аспекты достижения согласия

Личностное согласие - это согласие человека с самим собой, внутренняя непротиворечивость личности, которая на уровне человека как социального деятеля проявляется в психологической уравновешенности, моральной устойчивости, единстве слова и дела, ответственности и свободе. В этом случае человек свободно самоактуализируется в своей творческой потенции, а общество создает условия для его развития. В такой ситуации человек не ставит собственные цели и интересы выше или ниже общих, а стремится найти «золотую середину» совмещения и согласования индивидуального и общественного.

Поскольку личность — это определенным образом организованный в процессе обучения индивид, процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования. В силу этого социализация в большой мере обусловлена наличием постоянных близких отношений между маленькими детьми и взрослыми, причем в эти отношения глубоко вплетаются эротические мотивы и связи. Система родства требует некоторых постоянных нормативных установлений для ежедневной жизни, включающих как органические и психологические, так и социальные факторы. В силу этого она является зоной взаимопроникновения систем поведения, личности и социальной системы, с одной стороны, и физического окружения — с другой. Следствием этого становится институциализация места проживания и образование такого социального элемента, как домохозяйство. Люди, принадлежащие к одному домохозяйству, образуют единое целое.

Семья характеризуется как социальная институция, входящая глубокими корнями в естественную природу человека. Она возникла ещё в "царствах" ранних животных и, обретая всё более новые функции, традиции, нормы и коды, нашла качественно иное существование в жизни человека. Подлинная семья, соответствующая человеческой субстанции, существует в форме парной супружеской семьи, где мужчина и женщина находятся в природно-социальном и духовно-нравственном союзе. С философской точки зрения семья является единственным институтом биосоциального порядка. Браки и семьи возникают согласно постоянным законам природы. Семья — это институция, которая наиболее оптимально регулирует взаимоотношения "животности" и "человечности" в человеке, в социальных субъектах.

Семья строится на основе диалектики противоборствующих потребностей: соперничества за независимость, власть и привилегий и одновременно соучастия в судьбе друг друга. Таким образом, семья является социальной структурой, формирующей межличностные взаимоотношения в смене конфликтов и согласия.

Будучи не одним только социальным, но и биосоциальным институтом, семья является основным эффективным средством, связывающим природные инстинкты, чувства и эмоции, желания и вожделения с общественными условиями жизни, нормами и идеалами. В этой сущности семьи заложена основа ее внутренней самосогласованости, которая имеет свои различия, предопределяет включение в согласие семьи, в её самосогласованность и многообразие разногласий, внутренних конфликтов.

Специфическая биосоциально-институциональная природа семьи проявляется в том, что она у всех народов является "первичной ячейкой общества". Это вопрос о том, что в сущности семьи в зародышевой форме содержатся все социальные институты общества. По этой причине семейное согласие, как и разногласие, — явление весьма специфическое. В семье многие разногласия постоянно регулируются, супруги знают индивидуальные, различительные позиции каждого, которые образуют пространство несогласия, поэтому каждый идёт на самоограничение своих позиций, желаний, чтобы жить друг с другом в любви и согласии.

Семья выступает естественным и предпочтительным пространством, где человек с рождения вступает в два взаимодействующих процесса — индивидуализацию и интеграцию. Он уже на бессознательном и подсознательном уровне находит в семье спонтанное перекрестное согласие на его природное согласие, обособление и общение. Он в общении обособляется, а через обособление общается. Так происходит потому, что индивидуальная жизнь и родовая жизнь человека находится в единстве и согласии.

В современном российском обществе существует очень много предпосылок для обострения проблемы одиночества. В наибольшей степени одиночество как специфическая форма социального самочувствия и идеографическое обозначение предельной ограниченности возможностей общения, реализации жизненных интересов, характерно для пенсионеров, вдов (вдовцов), лишившихся всех своих близких, стариков.

Похожие диссертации на Формирование социального согласия в современном российском обществе : Социально-философский анализ