Содержание к диссертации
Стр.
I. М5СТО ЛОККА В РАЗРАБОТКЕ ПОЛИТИК)-ФИЛОСОФСКИХ ЩЕЙ
j:v
ХУЛ ВЕКА I./ jT . 8
I. История вопроса ^^ . . 8
2. Творческий и жизненный путь Д.Локка, путь к
концепции гражданских и правовых отношений . . 14
3. Методологические и гуманистические установки
политической философии Локка ' 41
2. КРИТИКА АБСОЛЮТИЗМА И АІЮЛ0ІИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО НАЧАЛА
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЯИЗНИ ОШЕСТВА . Щ^ 70
I. Полемика Локка с Фильмером о природе
политической власти 70
2. Концепция естественного состояния и естественного права-в социально-политической доктрине Локка. Разрыв с ГобОсианской традицией .... 87
3. ВЗАИМЭОТЮШЕНИЯ ВЛАСТИ, ПРАВА И ОБЩЕСТВА В "ДВУХ
ТРАКТАТАХ О ПРАВЛЕНИИ" 109
I. Концепция гражданского общества 109
2. Проект правового государства 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . ^46
Ш ИСШЛЬЭС
СПИСОК ИСГШ&ЮВАНШЙ ЛИТЕРАТУРУ 151
^
Введение к работе
ХУЛ век стал для мировой цивилизации веком взлета человеческой мысли в самых разнообразных областях знания, в том числе и политической филооофии. Научные и философские исследования Галилея, Бойля, Ньютона, Декарта, Гоббоа, Спинозы, Лейбница» Лок-ка стали поистине этапными.
ХУП век стал также и веком крупных социальных преобразовавши. Английская революция ХУЛ века возвеотила о рождении новых общественных отношений: пришедших на смену отарому порядку. Провозглашенные ею принципы вперзые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы. Богатое идейное наследие Ангдийокой революции служило арсеналом, из которого черпали свое идеологическое оружие все противники отжившего средневековья. В ходе этих преобразований значительно обогатился понятийный аппарат политико-философской мысли. Шел активный процесо исследования её универсальных проблем. Возникали философские проекты правового государства, гражданского обшества, гражданина, личности нового типа.
Концепции гражданского общества и правового государства занимают важное место в современной проблематике политической и социальной философской мысли. Всесторонняя разработка этих концепций невозможна без исследования творчества тех мыслителей, которые стояли у истоков их формирования. Поэтому исследование творчества Локка, как одного аз самых ярких теоретиков гражданского общества и правового государства выбрано не олучайно.
В развитии политических концепций ХУЛ века Локк сыграл выдающуюся роль, оставив потомкам впервые,разработанную концепцию правового государства, теорию разделения влаотей, оистему политико-философских идей, основы классического либерализма, философскую теорию воспитания и ряд других значительных философских
2 ч идей, дослуживших развитию поїитико-философской мысли эпохи Просвещения. іОЕатопої
Локк по праву принадлежал к той плеяде философов-новаторов ХУЛ века, которые создали новзю форму нормативного сознания. Лок-ково обоонование понятия чаотной собственности как необходимой предпосылки распределительной справедливости, договорной интерпретации полномочий государственной власти и коренное переосмысление концепции "естественного правам поолужили формированию нового правосознания, сумевшего зафиксировать и высказать такие уотановки, которые не только сыграли значительную роль в политической истории ХУЛ века, но и вообше оказались беоомертными. "Политико-правовые суждения Локкє, как справедливо замечает Э.Соловьев, не могут ни состариться, ни отмереть до той поры, пока во всем мире не утвердяжся институты гражданского общества, начала конституционализма и разделения властей; пока не перестанет развиваться и оказывать свое нормирующее воздействие на социально-политическую практику концепция прав человека .
Философское и политическое творчество Локка длительное время окривалось в тени его прославленного предшественника Т.Гобб-са. Пресловутый "ренессанс Гоббоа" в политико-философской мысли XX века, в исследованиях таких значительных политических филооо-фов, как Э.Фёгелин, Л.Штраусе, Х.Арендт, обнаружил однако и границы гоббоианской политической философии, которые сумел преодолеть следовавший за ним Джон Локк. Актуальность и подлинное значение мысли Локка вызвали к жезяи новую тему историко-философской политической литературы нашего времени - политические воззрения создателя коенцепции правового государства и дискуссию о фундаментальных основах его политико-философского творчества. * Соловьев Э.Ю. феномен Локка // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры.-М. Политиздат, 1991.-е.149.
Клод Адриан Гельвеций отметил однажды, что всякая новая мысль - это новое сравнение, поэтому когда*сегодня Россия пыта-етоя найти выход из экономического и политического кризиса, интегрироваться в мировое сообщество, нам очень важен опыт предшествующих эпох, особенно тех, где мы находим эти сравнения. У нас нет альтернативы глубоким преобразованиям, переходу к новому качественному состоянию обоества и страны. Реформы - это утверждение подлинных ценностей цивилизации и отрицание того, ято олицетворяет тоталитаризм. Поэтому ключевой проблемой реформации в России и с точки зрения практическое политики, и с точки зрения отдельного гражданина оказывается движение по пути к гражданскому обществу и новой правовой государственности.
Ясно, что не безоглядный оптимизм способен спаати общество, а реалистический подход к проилому и настоящему, соединяющий их научное осмысление оо здравым омыолом, возвратом к непреходящий ценностям социальной и политической жизни общества. Его обновление исключительно сложный процесс. Крайне живучей оказывается тоталитарная модель политического строя, в котором государство воецело поглощает функции гражданского общества. Государство, которое повсеместно утвердило монополию на дела и мысли своих граждан, не могло не загнивать, не держалось административно-командными мерами. Жизнь потребовала сменить формы общественного развития, выбрать демократический путь. Но в общеотве живы традиции нетерпимости, авторитаразма, которые являются мощным объективным препятствием переменам, реформам, обновлению. Требуются соответствующие политические и духовные орудия разрушения эгих традиций ненасильственным, демократическим путем. Здравый вариант движения вперед - ответственность каждого за свое существование и обязанности со стороны государства защищать это право. Поэтому России, как и для многих других отран современного мира был бы актуален и ненеоано Локка.
В сложившейся ситуации отрана поставлена перед необходимостью одновременного решения сразу нескольких крайне сложных задач. Это решительный отказ от социального утопизма в государственной деятельности и переход к реалистичеокому мышлению, восстановление в правах основополагающих принципов функционирования цивилизованного государства, выработка и принятие четких правовых основ деятельности отдельных структур промышленности, сельского хозяйства и других отраслей; политическое переустройство общества, предполагающее установление аильной и компетентное власти, соблюдающей законы и опирающейся на силу закона и эффективные механизмы их реализации; смелое провэдение экономических реформ, имеющих целью переход к рывку о учзтом национальной опецифики Роооии.
Вполне очевидно, что решение всех этих задач взаимосвязано. Восстановление и укрепление государственности на основе утверждения в обществе верховенства закона, иерархической субординации законов и правопорядка становятся условием социально-политического переустройства общеотва, ооциально-зкономической стабильности и успешного проведения экономической реформы.
Периоды обострения кризисных явлений в государотвенно-поли- тической и социально-экономичезкой системе общества, как правило, сопровождаются ростом интереса к различного рода идеологиям, активизацией попыток к приспособлению старых и формированию новых идеологических конструкций, а следовательно, и попыток их философского обоснования. Важное мэсто в этом процессе занимает обращение к филооофско-политическому наследию человечества и именно к тем его образцам, которые созвучны оегодняшней российской действительности. Поэтому обращение к творчеству видного английского мыслителя Джона Локка, жившего в Англии в эпоху глобальных ооциаль но-экономических перемен ХУП в. не случайно.
Ицейно^лософские позиции и установки тех или иных полити- ческих течений нередко выявляются более адекватно, когда речі идет не об общях методологических принципах, а о конкретных личностях, воплощащих и реализующих их в своей теоретической и практической деятельности. С этой точки зрения фигура крупнейшего английского философа а политического мыслителя ХУЛ века Джона Локка весьма показательна.
Главная цель данной диссертационной работы - рассмотреть становление и формирование гражданского общества и правового государства на оонове анализа политической философии Дкона Локка.
Предлагаемое диссертационное исследование решает исследовательские задачи: еских уста ь проблемы показать какое место занимает политическая философия Д.Локка е политико-филооофской мысли Нового времени; вскрыть социально-политические и гносеологические корни становления философских взглядов Джона Локка; рассмотреть проблемы человека, индивидуализма, отношение Локка к собственности, как основе гражданских и правовых отношений, противоречия этических установок в его педагогических и социальных воззрениях; проанализировать проблемы естественного состояния, естественного права и закона в политако-философской доктрине Локка; показать как целоотное политико-философское учение о государстве и обществе, концепцию правовых и гразданских преобразований, разработанную Джоном Локкэм.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе эа последние годы проанализирована политическая философия Джона Локка, которая до сих пор не была объектом специального исследования. Впервые также осуществляется попытка показать и проанализировать все то позитивное в гворчеотве Локка, что нашло отражение в идеологии либерализма и
6ч либеральной политико-философской мысли, а именно: методологию политико-философского исследования Локка, органическую связь педагогики и политической философии Локка, впервые рассмотрена концепция человека, градданина, его политического сознания, его рациональная природа и правовые установки, исследована критика Локком абсолютизма, концепция разделения ьлаотей и её цредното-рия. Показано место Локка в историко-философской и политико-философской традиции ХУІ-ХУП столетий, в частности, в диосертацион-ной работе отражен радикальный пересмотр Локком концепции естественного состояния человека и общества, естественного права и закона и переосмысление оамой идеи разумности "естественного" в политике. Исследована иотория идеи правового государства и её дальнейшее развитие Локком, показана роль Локка в разработке концепции гражданского общества. Исследовано философское окружение Локка и решен ряд спорных вопросов его философской биографии, в частности история становления его взглядов на проблему веротерпимости. Подвергнута анализу практическая и политическая деятельность английского философа и ряд моментов его творческой жизни.
Источники, которые легли в основу диссертации.
Политико-философские сочинения Локка. Это "Два трактата о правлении", "Опыты о законе природы", "Мысли о воспитании", "Опыт о веротерпимости", "Послание о веротерпимости", "Письмо с веротерпимости", "Опыт о человеческом разумении .
Эпистолярное наследие Джона Локка. Изучение его корреспонденции позволяет в деталях проследить процесс складывания и эвс- ^Новизна политико-философского творчества Локка во вногом определяется не только тем, что данная диссеитациовная работа является одной из немногих работ на эту тему" в отечественной фило-софокой литературе, но и публикацией на руоском языке полного текста политических исследований Локка (в частности, второго трактата о правлении) в трехтомном издании сочинений Локка под редакцией А.Л.Субботина.
'еля. лщии философско-лолитических взглядов английского мыслителя. Сочинения тех философов и ученых, которые так или иначе оказали влияние на политико-философскую доктрину Локка. К ним относятся произведения Гоббса, Гроция, Пуффендорфа, Ньютона, Сиднея, Маккиавели, Бойля, Шефстсбери, Декарта, Гассенди, Филь- мера. ^^
Сочинения тех философов, на которых Локк оказал влияние: Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Кондорсе, Толанда, Коллинза, Пристли, Юма и др.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора. Место Локка в политико-философской мысли Нового времени// Из истории политической философии.-Москва: Институт философии РАН. 1992, и Локк и современнооть//Ме*вуэовский сборник. -Орел, 1993.
«X4