Содержание к диссертации
Введение
Глава 1: Методологические основы социально-философского анализа сущности и функций государства 16
1. Концепции сущности и функций государства в западной социально- философской традиции 17
2. Российская социально-философская мысль о сущности и функциях государства 37
3. Содержание концепта «социальная функция государства» 61
Глава 2: Особенности трансформации социальной функции государства в современном российском обществе.
1. Факторы чрансформации социальной функции государства в современном российском обществе 84
2. Противоречия процесса реализации социальной функции государства в современном российском обществе 104
3. Основные направления и тенденции деятельности по реализация социальной фуігкции государства в современном российском обществе 121
Заключение 142
Литература 146
- Концепции сущности и функций государства в западной социально- философской традиции
- Содержание концепта «социальная функция государства»
- Факторы чрансформации социальной функции государства в современном российском обществе
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена новым этапом становления российской государственности El условиях системной 'ірансформации современного российского общества. Качественное изменение сущности всех социальных отношений сопровождается не только определенными успехами в некоторых сферах общественной жизнедеятельности но и социальными потерями, явно не соответствующими заявленным целям перехода к демократическому обществу.
Процесс реформирования социальных отношений российского общества изначально являлся весьма противоречивым, поскольку идеологически обосновывался отрицанием контроля юсударства над личностью и провозглашением приоритета частной инициативы в реализации интересов человека, но был начат и осуществлялся от лица государства, за счет государственных ресурсов. Целью преобразований было признано достижение высокого уровня материальной обеспеченности, социальной защищенности, экономической, правовой и идейной свободы граждан. Но на практике результаты реформирования поляризовали общество, обострили имеющиеся и вызвали к жизни новые социальные противоречия. С одной стороны, руководители государства позиционировались как гаранты успешности общественных преобразований и стабильности их итогов. С другой стороны, в общественное сознание актин г ю внедрялись либеральные идеи свободы предпринимательства и неограниченной конкуренции, отрицающие взаимную ответственность государства и общества, государства и гражданина, общества и личности.
Взаимная ответственность социальных субъектов реализуется в социальной функции государства, выполнение которой обеспечивает согласованность интересов ведущих социальных субъектов, придаст устойчивость общественному развитиюj повышает эффективность всех видов деятельности общества и личности. Но основной задачей радикальной экономической политики либерального правительства было не обеспечение паритета интересов, а стремительное создание слоя частных собственников в целях коренного слома советской системы. В 90-х годах XX века в российском обществе при резкой смене патерналистской социальной модели на либеральную задачи реализации социальной функции государства оказались вне интересов реформаторов.
Однако российское общество постепенно осознало необходимость формирования принципиально иного типа государственности, идеал которого был усмотрен в модели «социального государства». Цели построения социального государства закреплены в Конституции Российской Федерации, в программных документах ведущих политических партий и движений и предполагают, что главные социальные институты направляют основные действия на выполнение, прежде всего, своей социальной функции.
Вместе с тем, движение к социальному государству осуществляется медленнее, чем требуется современному российскому обществу. Постоянно продуцируется ряд ранее не существовавших социальных проблем, что ведет к деградации человеческого потенциала, усилению социального расслоения, росту индивидуализма и сокращению отношений социальной солидарности. В этих условиях, осложненных последствиями мирового экономического кризиса, органы государственной власти при реализации социальной функции государства стремятся, прежде всего, к прагматичной экономии средств, сознательно сужая сферу своей деятельности,
Общество, выдвигая требования по срочному исправлению положения, адресует их исключительно государству. Структуры гражданского общества, находясь в стадии формирования и не обладая значительным опытом самостоятельных действий, активно критикуют государственную политику. Они не находят точек соприкосновения с органами власти для реального воплощения единой социальной функции государства не только как аппарата власти, а как ассоциации, которая равпомасштабна обществу и интегрирована властными отношениями, институтами, нормами, и которая охватывает собой всех членов данного общества. Создание единой основы для действий всех социальных субъектов затруднено не только значительной разницей в содержании их интересов и в уровне их социального положения, но и тем, что они по-разному понимают содержание социальной функции государства и предназначение государства в целом,
Таким образом, государству и обществу необходимо четкое осознание содержания социальной функции государства, которое определяет цели и задачи реальной деятельности всех субъектов общества, направленной на формирование нового типа государственности — социального государства.
Степень научной разработанности проблемы. Содержание функций государства в делом и социальной функции в частности, рассматривается и за пределами социальной философии, л близким областях научного знания об обществе — юристами в рамках теории государства и права, экономистами и специалистами в области управления * Наиболее заметными в этой области являются работы В,С. Нерсесянца, О.Э. Лейста, А.Б. Венгерова2. Раскрывая важные аспекты понятия «социальная функция», анализируя практические подходы ее осуществления, решая очень важные теоретические и прикладные задачи, исследователи данной специализации обращают внимание на частные характеристики того или иного явления,
Но для комплексного решения этой проблемы наиболее адекватными научными методами являются методы социальной философии, позволяющие анализировать социальный процесс или явление в динамике, вскрывать его детерминанты^ определять тенденции развития с учетом всей системы взаимосвязей. Изучение содержания социальной функции государства социально-философскими методами предполагав включенность в дискурс исследований, охватывающих всю систему социального мира. Целый ряд гем близко соприкасается с проблематикой настоящего исследования — социальная система общества, социальное государство, социальная политика^ социальная работа, социальная справедливость, социальное неравенство, социальное партнерці но? солидарность,
В отечественной науке существует серьезные научные школы, разрабатывающие данные проблемы в течение нескольких лет и оказывающие заметное влияние на восприятие содержания категории «социальное» не только научным сообществом, но также исполнительной и законодательной властью. 1 См., например: Андреева ИМ. Сощшльнлн фуігіщия дечокрншчесхого гоеудоріткл: КгигптЕггущлшнп-ирллоноП аспект: Диссертация кандидата Тфиліг'ігччлії нлук: 12.00.ІІ2, -\І., 19ЧЯ- .Ампіри Г. Л Социальная функция іінпул!ірптпіі к условияхрыночной зхони.чпкн: попрпсы терпни n ljpjmixii. - M.: ИІГФІ'Д-М, 2Ц06; Жильская Л,В. Гпциалмгая функция государств по охране и укреплению здирошл "ягепепич її ее реализация в Россиїк'ксЧ Федерации: Дигссргацпя доьтора юрпдпчесігич наук: 12.00.О?ч 120001, - Сі][ї_, 2006; пЛязагил І7-'"1. Гонтшльяли функции і!Оврсмі'>"і'ігл Рпгсийекоіп госуларстла: Диссертация ъ-андиллта юридических паук; 12,00.01 . - Н. Новгород, 2001; Пашукоя Д.Л. Социальная сущнінти,, социальная функция, сицишнлшя 11 шипики государетиа1 ТсорстичЕскнй JT сріївіїитсяьіш-іпкігювоії аспекты: Диссертация ь-яндидащ кфидичсгких илук.1 12.00,01 . — Мг, 20DS,. СлчойлсннО Б-А. Социальная функция cnFiprAfciiiiQre российскот тпсуэарстда; Диссертация, хаіідилата юрилическнх наук: . — Кплпмпа, 200й; Счаїїк С П. Социальная зіішиііі и:и';леннн к;ж ijjypікіінд еоореченпин» тгудпретвіг: Дпссері :шия кандидати поэтических наук: 23.00.02. — СП0-. 2009; Социальна функция гоеулярстта вэконпмике'ХХ! вий: док і:\ціл и ьчступ.'іі:иі"і на конференции 21 ноября 2О07 г, ' МГУ им. М.В.Лочшіосппи. - М: МАКС Лрссс, 2007; Соціальная фуньгцня госуллретда п услоеляч инновационной] развития зхииоынхн России: сіїориик статей І МГУ им. M.G. Ломоннсипа; под ред. Г.Л. Ляиноїш п ІЛЛІ, Мьісляєрой. - Мг: МЛКС І7р«с, 200S, 2 См,: Истрия поліггическиї и [Тродоных ученик: Учсіїніп* / Под peji И L\ Нерс^снни.і. - M,: ИНФРА-М-КОДЕКС, 1995; История іюлгггкчсских її ііратюяих учений і Оіа. ред. ЛеПст О 3. — М.., 2009; Тсирня іисудапства н прана. / Пол общей редакцией д.юр.н,, npgij), Л.Ь. Ёснгсриоц, 3-е ііз.і.— М.: Юриспруденції)!, 201Ж
В Российском государственном социальном университете научная школа Академика РАН 8.И. Жукова1 направляет свои усилия на разработку, обоснование и прогнозирование социальных процессов, связанных с социальной политикой государства и основным механизмом ее реализации — социальной защитой населения .
Ученые, принадлежащие к научной школе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, основное внимание уделяют разработкам проблем государственного управления социальными процессами и его правового обеспечения .
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН объединяет многих ярких исследователей, которые занимаются вопросами формирования стратегии социального государства, его социальной полигики, государственного управления в сфере экономики и т.д.'1
См, например: Жуков В.И. Социальный НЛБЛТ. — М-- Изд-во РГСУ, 2010; Социальные изменения российского общества о коїгтскстс глобального кризиса: миширафил / В. И. Жуки» ] и лр.(; иол обш, ред. В. И. Жукова; РГСУ. — М.: Изд-nn РГСУ, 9.010.; Жуков 11.И, Мл рубюкс тысячелетий: социология отечественных преобразований (19X5-2(105 г.). — М.: Ихч-по РГСУ, 2008; Жукоа В.И. Некоторые испеки.) социальной модернизации россиііскоі'о общества: доклад на (V Международном социальном конгрессе 25. II.2004. - М.: Изд-во РГСУ, 2001; Жуков В.И. Парадигма развития России в условиях глобализации: доклад на Международном социальном конгрессе, 24 нобря 2006 г. - М.: Изл-во РГСУ, 2006; Жукон В.И, Современная социальная политика и ее кадровое обеспечение: доклад на Vllt Всероссийском соннольно-педагогическом конгрессе 5-7 июня 200S г. — М.: Иза-во РГСУ, 2008. 2 См., например: Глобализация: настоящее и будущее 1'осснн: материалы выступлений на VI Международном социальном конгрессе, 24-25 ноября 2006 г. - Т. I / Гл. ред. Жуков П.И. - М.: Изд-во РГСУ, 2006; Динамика социальной* сферы России: рсалик и перспективы: но материалам мониторинговых исследований: Информационно-аналитический бюллетень. № 2 -2009 / рук. проекта: В.И. Жуков, Осадчая Г. И. - М.: Изд-во РГСУ, 2009; Инновации н социальной теории и практике: сборник научных статеЛ: в 2 ч. - Ч. 2 / под ред. Г.С. Жуковой. Л.С. Опокой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008; Россия: социальные изменения и социальное развитие: материалы XVI социологических чтений / Рук. проекта — Д. К. Таиатова. — М.: Изд-во РГСУ, 2009; Современная энциклопедия социальной работы / Главный научный редактор В. И. Жуков. — М.: Изд-во РГСУ, 2008; Социальная жизнь России: теория и практика: XII социологические чтения. 1-4 февраля 2005 г, - М.: Изд-во РГСУ, 2005; Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы: Материалы V Международного социального конгресса, 25-26 ноября 2005 года: я 2 т. - М., 2006; Социальное развитие России: новые модели и направления. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. 1 См., например: Барииц И.К, Модернизация іисударетвенного управления России в условиях административной реформы / РАГС. - М., 2008; Воронович Б.А. Современная Россия; особенности духовного воздействия государства и общества: Учебное пособие. - М.Ї Изл-во РАГС, 2008; Государственное управление в условиях социальной трансформации обшестаа; Учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.П. Торукило. — М.: Изд-во РАГС, 2007; Догадайло Е.Ю. Право в сошшиормативной сфере общества. - М., РАГС, 2004; Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории, - М., 2006; Москвичей JI.H. Общество. Развитие и социальное управления. Социально-философские концепции: классические, нсклассические н современные, — М., 2009; Петренко Е.Л. Философия социального: Учсбко-мстоднчсское пособие. — М.: Изд-по РАГС, 2008; Политическая мысль России. От истоков до февраля 1917 г.: Ліпологня / Автор проекта А.И. Володин. Отв. ред. Б.М. Шахматов. Под общей редакцией R.B. Мухачева. - М.: Гарларнки. 2008; Право и гражданское общество в современной России: сборник научных трудов РАГС / Под общ. ред Г.В. Мальцева. *- М., 2004; Реформы России: правовое обеспечение. Материалы научно-пракіической конференции к 10-лстиш РАГС 21 сентября 2004г. — М„ РАГС, 2005; Современное российское право: анхшэ основных тенденций социального обеспечения: Сборник научных трудов I Пол обш, ред. Г.В. Мальцева. — М.: РАГС, 2005; Фролова Н.А. Проблемы исследования социальной безопасности современной России: теоретико-правовые аспекты. — М., Орбита, 2006; Шевченко В.И. Россия: общество, государство. история. — М., 2005; Шевченко В.И. Управление общественными отношениями: Учебно-методическое пособие. — М, РАГС, 2009. 4 См.: Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике, f Монографии к 5-ти томах. - М., Научный эксперт, 2008; Орлов И.П., Сулакшин С.С., Колесник Ю.Ю., Вилисов И.В. Государство социального гуманизма — от теории к практике. — М.: Научный эксперт, 2008; Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научно» конференции (Москва, б нюня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008; Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект: монография / [Якунин В.И. и др.]; под общ. ред. Сулакшина С.С. - М.: Научный эксперт, 2010; Сулакшин С.С., Сафонова Ю.А. Об институтах развіггня в России // Труды Цсніра
Современные отечественные концепции базируются на методологических основах, разработанных западноевропейскими и российскими мыслителями. Авторами западных концепций государств енно сі и, оказавших большое влияние на теорию и практику современности, являются Платон, Аристотель, Фома Аквшгский, Г. Гроций, II. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж, Руссо, И. Кант, Г. Гегель, О. Конт, \\ Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Ф. Энгельс. Исследованием различных аспектов государства и власти в XX веке занимались такие зарубежные исследователи, как Д. Белл, Дж.К. Гэлбрсйт, П. Сорокин, Т. Парсонс, К, Поппср, Э, Тоффлер, М. Хайдеггер, К. Яегтерс и другие. В конце XX — начале XXI века были опубликованы труды зарубежных исследователей (Д. Грина, К. Поланьи, С. Роуэфаида, Дж. Стиглица, Э. Хоффсра), обобщающие оеіьіт создания государств нового типа в условиях глобализации, информатизации и других вызовов времени1. Современный период отмечен наличием интересных работ зарубежных политических деятелей, активно решавших проблемы государственной стратегии и тактики (3. Бжезинский, М. Тетчер)2.
В России социально-философская мысль всегда занималась разработкой проблем власти и общества, по в конце XIX - начале XX столетия проблемы государственности получили особенное звучание, что отражено в работах ТСД. Кавелина, Н.Я. Данилевского, А,С. Хомякова, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина, М.А. Бакунина, Н.А. Бердяева, Н.А. Захарова, li.H. Алексеева, СИ. Гессена, ИА. Ильина, Л.П. Карсавина, ГТ.Б. Струве, JLA. Тихомирова, Н.С. Трубецкого, Н.В. Устрялова, В.И. Ленина и др.
Определенное время вопросы сущности и функций государства разрабатывались отечественной наукой в русле догматической идеологии и потому отражали единый взгляд на проблемы государств енного строительства. С 90-х годов прошлого столетия открылась дискуссия по вопросам государственности в работах А.С. Ахиезера, Е.Т. Гайдара, К.С. Гаджиева, А.Г. проблемного анііли.!;і її государствен Еіо-уирашюі-іеско la проектирования. - Выпуск № 15.- М.: Научный эксперт, 2010;
Якунин В.И. Иіі чокании как слипал тая. технологическая si упраилеячесьан ыиетрня И 'Груди Центра проблемного анализа и госуларсіпеїшо-уі^аіілсп'їссьош ізроекінровдіпії'. - Випуск № їй. — М : Научны!! эксперт, 2010.
См.: Грин Д. B-jsepшцкннс в ітіажгшіїской ойіиесіво: Соиил.ікное oGecneKfiіeti: Gti уіаі;іші і-и(;ударі.чви. - M.: Новое іїзл.їгімьілбо, 2tH14jb Поївші.и К. Пеликан трансформации. Потинческие и "жоннмическне исгпки нптесл кремени, — СПС: Ллсгсйя, 2002; Роу.іфила С Сравнительная "жшіомнка ілрап мира: культура, биглілпи и плат. и XXI пеке. — ЭД.: РОСПЭН, 200ч-;СінишцД*. Ю. Глийалпілнич. фейОлшыетеиленшП!.-М: Mucin,, 2003, Хиффср Э. ИсгшшовсрующнЯ-Jbi'iiLUtfjb, йгішль п массовые дві імення, - М.: Альпнна Бизнес Ьуь. ZOO1*.
Смг: ечієзинский З- План игры: Геастратсгичссїля структура нсдгітя борь^іл между США и ССО'- -- М., I9S&; БжсіннскиІІ 3. Великан шихмшиіід диска: юспидигво Америки и его reotrpurci нчсіжш: пстнліикінви.-M.d 199Б; Тэтчер M. Искусство yiipiitnitiuui уосуліЧ>сч"і^:С:тратепіа для меняющегося мира.-Mr. 2003,
Дугина, В.В. Ильина, А,А, Кара-Мурзы, И.И. Кравченко, Л.С. Мамута, Н.Н. Моисеева, В.С, l-Іерсесянца, А.С. Паеарнна, В.Н. Шепчепко и др.
Общие методологические основы научного анализа динамики социальных процессов, позволяющие сов ершен стжшать исследования проблем социального государства и его функций, раскрыты в работах1 В.И, Жукова, Г.В. Оснпова, Т.И. Заславской, Л.С. Мамута, Г. И. Оса дней, Ж.Т. Тощснко, а также в работах В. А. Ацюковского, Е.В. Головацкого, М.Г. Делягина, И.Е. Дискина, Г.Рі. Зборовского, KJ-L Кострикова, BSL Култыгина, В.Т\ Ледяева, А.В. Мартынова, В.Г. ТТемировского, Л.И. Никовской, ВТ. Погосяна, Г.Ю. Семыгина, Н.Л. Смакотиной, В.П. Топкого, О.А. Шестшсова, А,И, Щербакова,
Роль государства в формировании социальной инфраструктуры, результаты государственной социальной политики рассматрившот в своих трудах В.Э. Бойков, В,Н. Бобков, НА. Волгин, Н.Н. Гриценко, АА. Шулус, А.Н, Аверин, А.Б. Докторович, В.Д, Роик, Н.И. Буланов и многие другие российские ученые, Непосредственно теме социальной функции государства посвящены работы2 ГА. Ахинова, ДА. Камилова, ВІС Петрова, C.F. Селиванова, Н.Н. Федосеевой. А.В. Чичканова. В научных журналах опубликован ряд статей современных исследователей , занимающихся этой же проблематикой (авторы — IO.E. Волков, А.И. Гпатспко, М.В, Жигуленков, УЛ. Кубышипа. И.В. Степанова, В,И. Чайка, А А. Югов).
В последние годы по специальности 09.00.11. (социальная философия) были представлены к защи-іе интересные работы, в которых рассматривается тот или иной аспект российской государстве!шости философские основы теорий и L См.. Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социолиі пя отечественных ирсойршивинніс (1985-2005 г,) — М.: Иід-ло РГСУ, 2008; Заславскаа Т.И. Соцненгаиьная гронсфориапич российского о&гцгетва: Дсятельносліш-сгрукіурііанкинц<;ііііич. -Mt Депо. 1003; Мамут ;1,С. Государство в цетшостнои измерении, - М; ] ЮРМА, 1998; Осадная Г.И. Социальное знание и социальная практика. ~ М.: Академический проснекі, 2003; Осинив Г В. Социология и ошцестио; Сінінплої нчеекмн анализ российской емуіьі. -M.: НОРМА, 2007; ТощенкоЖ.Т. Зтнократшг: история и современность. Социологические очерки. -М.:ЮОС1ПН,20(13. 2 Ахнноп Г.А, Камнлои Д.А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: попросы теории п. проктит. - М.: ИНФРЛ-М. 2006; Пет-рои В.К., Селиванов С,Г. Усгойчнвосгь государства. - М„ Эпоним и sti, 2005; [релосееьа ] I. U. Ockohhlic: годмоэы к определению категории «функции государства.]! //1 осулдрственняч пллстьн местное не - М, 200Я. - № R. - СЛМЗ; Федосеева Н.Н. Влияние глобульпоII информатизации па функции государства// Государств!:] и і ;ія власть и местное самоуправление. - М , 200В.-№ 4. - С.7-11; Федосеева Н.Н. Глобальная информатизация как фактор п пня шиї на фуншіин гоеулврствп//Прпио и госуларствот георил іпірактикп. -М., 2008.-Я? 1. — С. 10-1.1; Члнканов A.R. Спциалыгая функция государства и мехаенпм се реализации: іеорстиііО-сошіологіиісский аспект. - М: Экономика, 2007. і Волкоч Ю.Ё, Солі, политической власти в обесценении сошіашлюН заниггы граждан // Социологи if пласти, - М , 2009. -№ 5", Гиатсцко А.И. О классификации функции государства И Закон и право. -М., 20АЯ. -№ Ю. -^.-Ъ1-ЪЪ\ Жигуленков М. В. К яинриеу и формах осуществления функции икуда|лїіва//Грн*"лішни н право. — М., 2009. — № 1. -С.б5-о9; Кубъшнсил Г.А. (pvjiKiuin госуларстчл и оргатюлшн современного обгнестиа//Социология вллст. -М., 2D0S.-^-1; Степанова И.1Ї. Нскоторие проблем hi р^нпацин полномочии ітгсудареіва. в ефігре культуры // (Гиппологии пласти, M„ 2008. - №5; Чайка Е1.И. Образ и аксиология государства: голераьшіое ОгНОСнїішї или ценностный релятивизм? // Реальность этноса. — СПб., 2009. - ЧЛ. - С75-79, Югов А- Л II пняіне и система основных функции публичной иласш // Российский юридический журнал, — М . 2008, - № 1 (яиварі.-март). — C.40-4CJ. ментальные особенности представлений о государственности, комплексные подходы к анализу и планированию социальной политики, регулирование социальных отношений, влияние содержания понятия «социальная справедливость» на реальную государственную политику. Авторами этих работ являются А.В. Алейников, Г.Е. Васильев, А.В. Иванов, A.M. Кумыков, М.И. Пантыкина, Д.В. Полежаев, М.В. Родионов, А.В. Сажин, А.А. Свириденко, В.И. Спиридонова, Р.К. Шамилева.
Однако феномен социальной функции государства до сих пор остается не достаточно раскрытым. Проблема сущности этого феномена несколько размыта, поскольку различные исследования социальной политики государства в значительной степени опираются на одни и те же фактические данные о состоянии социальной сферы общества, общие понятия сущности социального государства, социальной справедливости, солидарности и ответственности. Исследуя социальную функцию государства через ее историческую и социальную динамику, фактически мы имеем дело не с понятием «социальное государство», а с концептом, не совпадающим с понятием «социальная политика» и другими вышеупомянутыми понятиями- В отличие от понятия, концепт выражает смысловую направленность и наполненность явления, выстраиваясь по логике «понимание - объяснение», а не только отражает объект в некой копии. Концепт может быть раскрыт через несколько понятий, отражающих явления социальной жизни. Отличие социально-философского анализа социальной функции государства от политологического, юридического или социально-экономического исследования той же проблемы заключается в подходе к самому явлению как к феномену, который может быть системно понят только через концепт, а не через отдельные понятия.
Актуальность темы и степень ее научного исследования позволили сформулировать объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.
Объект исследования - деятельность государства по реализации своей социальной функции в современном российском обществе.
Предмет исследования - противоречия, возникающие в ходе реализации социальной функции государства, их типы и формы в условиях трансформации современного российского общества.
Цель исследования — выявление факторов, обусловливающих трансформацию социальной функции государства, анализ противоречий, особенностей и тенденций ее реализации в современном российском обществе,
Зада чн иссл ед ова и и я: 1- Проанализировать содержание западноевропейских социально- философских, философско-правовых концепций сущности и функций государства, оказавших наибольшее влияние на содержание современных парадигм го сударств е н ности.
Изучить содержание российских концепций государственности, раскрыть и сисгематизировагь их положения о социальной функции государства.
Выработать определение концепта «социальная функция государства», показав взаимосвязи социально-философских попятим и категорий, которые отражают уровень и качество социальных отношений.
Выявить факторы, детерминирующие содержание социальной функции государства и оказывающие влияние па практическую деятельность по ее реализации в современном российском обществе.
Проанализировать противоречил, особенности и тенденции процесса реализации социальной функции государства в современном российском обществе.
Сформулировать и обосновать приоритетные направления деятельности государства по реализации его социальной функции в современном российском обществе.
Гипотеза исследования. В условиях глобализации, несмотря на различия политических систем и экономических моделей, объективно изменяются сущность, содержание и функции современной государственности. В ходе системной социальной трансформации современного российского общества социальная функция государства подвергается наибольшим изменениям. Эти изменения имеют нелинейный характер и являются результатом влияния определенных факторов и конкретно-исторических условий. Особенности трансформации содержании социальной функции государства выражаются в разрыве между декларированными целями и реальностью формирования социального государства, который возможно преодолеть с помощью конкретных мер.
Теоретические и методологические основы исследования.
Исследование проведено на основе материалистического понимания истории, систем но- структура ого, струюурпо-функциопалыюго и феноменологическою подходов. Важнейшими методологическими принципами диссертационного исследования являются конкретно-исторический принцип, принципы развития, взаимосвязи и единства исторического и логического. Данные принципы реализуются при рассмотрении единства и взаимопроникновения противоположи о стей? восхождения от абстрактного представления о проявлении сущности и функций государства к раскрытию конкретных объективных оснований трансформации социальной функции государства и важнейших направлений ее реализации в современном российском обществе .
Источниковую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по социальной философии, политической философии, политологии, теоретической социологии, философии права, теории государства и права> освещающие отдельные направления исследования проблем сущности и функций государства. В процессе написания диссертации автор также опирался на работы, авторами которых являются В.И. Жуков, Г.И. Осадчая, В.С, Нерсесяіщ, О.Э. Лейст, В.И. Спиридонова, ВЛТ. Якунин.
Научная новизна исследования.
Проведён комплексный социально-философский анализ классических и современных концепций сущности и функций государства, па основе которых разработаны авторские предложения по методологии исследования социальной функции государства.
Предложена авторская трактовка особенностей содержания концепций государственности, созданных российской социально-философской мыслью.
Выявлены социально-экономические, социально-политические, социально-культурные основания, социально-исторические условия и другие факторы, определяющие сущность и особенности содержания социальной функции государства в современном российском обществе.
Обосновано утверждение о том, что социальная функция государства в современном российском обществе является наиболее изменяемой, оказываясь наиболее «отзывчивой» на системную трансформацию российского общества. Показано, что преобразования содержания социальной функции государства носят нелинейный, трансформационный характер, обусловленный влиянием различных условий.
Дана авторская трактовка концепта «социальная функция государства» во взаимосвязи с понятием «социальная политика государства»,
Обоснована иерархия приоритетов в деятельности государства по выполнению своей социальной функции, сформулированы первоочередные меры по реализации социальной функции государства в современном российском обществе.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. В настоящее время, западная модель социального государства, сложившаяся в связи с объективными переменами а общественном жизнеустройстве, оказывает наибольшее влияние на формирование массовых ожиданий в современном российском обществе, тогда как на реальную российскую государственную политику воздействует пример западной инструментальной модели, реализующей принцип прагматизма. 2- В российской философской традиции идеи государственности имеют следующие особенности. Во-первых, «русскость», то есть осознание авторами концепций той особенной роли в жизни российского государства, которую выполняют материальные и духовные силы русского этноса. Во-вторых, «державності^} - практически все российские концепции государственности ставили целью развития страны обретение ею статуса великой державы, приобретение и закрепление ведущей роли в мировом процессе. В-третьих, «.идеократичиостюу, то есть наличие в каждой из них утверждения о необходимости общей идеи как основы объединительного характера. В-четвертых, «транзитивность», что предстает как обусловленность постоянных изменений и нацеленность на эти изменения, имеющие системный и коренной характер. В-пятых, «солидаризм» - все концепции предусматривали условием її ре образования общества совпадение ключевых социальных интересов нескольких социальных групп или слоев, объединяющих свои усилия на пользу всего общества. В-шестых, «пропорциональная ответственность'» или «.функциональность» - во всех концепциях говорится о разделении полномочий, задач и степени ответственности за их выполнение между субъектами исторического развития и процесса государственного строительства.
Социальная функция государства — это деятельность органов государственной власти по регулированию отношений субъектов — элементов социальной сіруктурьі общества {в рамках классов о-стратификационной? социально-этнической, дсмоірафи ческой, поселенческой, профессионалы іо-образовательно и подструктур). Социальная функция субъекта власш реализуется при исполнении деятельности, направленной на удовлетворение объективных потребностей общества в согласовании интересов участников общественных процессов, в сохранении целостности общественной системы, в обеспечении национальной консолидации. Концепт «социальная функция государства» выражает фундаментальную особенность любого государственного устройства, которое призвано охранять существующее состояние общественных отношений.
Осуществляя свою социальную политику, государство полагает, что выполняет свою социальную функцию, но выполнение социальной функции предусматривает обоснованность социальной политики, её реалистичность, а также выполнение других видов деятельности государства. Социальная функция государства и социальная политика государства тесно взаимосвязаны, а связь этих явлений предстает как взаимозависимость общего (социальная функция государства) и частного (социальная политика). Социальная функция выполняется каждым государством, но способы ее выполнения (социальная политика государства) детерминированы потребностями и возможностями развития общества в данный исторический период. Таким образом, можно утверждать, что содержание феномена «социальная функция государства» — это относительно постоянная величина, а содержание феномена «социальная политика государства» — величина относительно переменная.
Наиболее сильное влияние на трансформацию социальной функции государства в современном российском обществе оказывают такие явления, как глобализация, распрос гранение бедности и некоторые черты российской ментальности. Задачей государства становится активное его участие в глобализационных процессах на правах полноправного партнера, на основе инновациошюго технологического потенциала экономического, научно-технического, политического и культурною развития. Создание подобного потенциала - это цель процесса модернизации, в которой ведущую роль призвано играть российское государство. Пока действительность такова, что меры по преодолению бедности и выходу общества из состояния социальной напряженности, являются первоочередными и срочно востребованшлми, однако происходящая трансформация нарушает логическую взаимосвязь между политикой преодоления бедности и политикой удержания власти. Содержание общественного сознания и деятельность государства по осу щес гшгению своей социальной функции формируются под нлиянием таких черт российской ментальности, как стремление к справедливому распределению благ? способность стойко переносить невзгоды, полярное отношение к лидерам государства и бюрократическому аппарату,
Основные противоречия процесса осуществления социальной функции государства в современном российском обществе — противоречия между обществом и государством, между содержанием деклараций о целях деятельности государства и содержанием его реальной деятельности -складываю тся под влиянием фактически неуправляемых процессов. Содержательное преобразование социальной функции с необходимостью требует расширения сферы ее реализации во всех видах деятельности, а не только совершенствования ее регулирования- Сведение социальной функции государства к форме социальной защиты неприспособленных к самостоятельному выживанию членов общества, оставляет вне границы государственного влияния множество других проблем в сфере социальных отношений.
В современный период развития российского общества, когда происходит противоборство сил, ориентирующихся на такие доктринальные концепты государства, как либерализм, неоконсерватизм и социальный гуманизм, именно социальный гуманизм может служить основой для создания действительно социального государства, или такой государственной формы организации управления всей общественной системой, при которой социальная функция государства становится не просто предельно насышеиной видами деятельности, а реализуется в интересах всего населения, во всех сферах жизнедеятельности общества и жизненною мира человека, И даже, в своем основном назначении, перестает быть функцией только государства (государственного аппарата), а становится функцией всех общественных институтов.
Первоочередными задачами деятельности по реализации социальной функции государства являются: А) регуляция социальных отношений в сфере труда для обеспечения эффективного инновационного развития экономики; Б) преодоление бедности, правовое обеспечение равного доступа к социальным благам и возможностям творческой самореализации для всех граждан; В) формирование современной высоконравственной идеологии как основы для реализации социального партнерства, согласия и солидарности интересов всех слоев и групп общества. Уже сейчас, по мнению диссертанта, у общества и государства есть условия и средства, которые могут обеспечить социальное назначение государства. Речь идет, прежде всего, о таких мерах, как; 1) правовое и кадровое обеспечение деятельности, реализующей социальную функцию государства и общества; 2) формирование позитивного общественного настроя на сотрудничество с институтами власти; 3) повышение адаптационного потенциала личности, предусматривающее реализацию стратегии «социального образования» и «непрерывное образования»,
Степень обоснованности и достоверности результатов исследования автор стремится обеспечить обращением к социально-философским методам познания, последовательным применением общефилософских методов, инновационных идей источников по социальной философии, истории философии, философии права, теоретической и прикладной социологии, теории государства и права. Достоверность полученных результатов также определяется обоснованностью интерпретаций особенностей содержания и форм практической деятельности государства л о реализации своей социальной функции. Привлекается обширный статисти чеокий материал, результаты социологических исследований.
Научно-практическое значение исследовании. Авторская концепция социально-философского исследования социальной функции государства имеет практическое значение, ибо является методологической основой исследования феномена социального государства, связанных с ним противоречий повседневной реальности и путей их разрешении. Основные положения и концепции диссертанионного исследования социальной функции государства в условиях трансформации современного российского общества могут быть использованы при решении на государственном уровне проблем государствен но-общественных, социально-гражданских и иных отношений, в которых участвуют субъекты государственной жизни. Выводы исследования могут быть применены научными работниками, преподавателями высших учебных заведений при чтении лекций по учебным курсам «Социальная философия», «Философия права», «Основы социальной политики государства», «Политология», «Социология».
Апробация исследования. Основные положение теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в публикациях автора, в докладах и сообщениях, сделанных в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (Сургут, 2006); научных чтений «Социальная модернизация, сущность и содержание» (Сургут, 2007); 1-ой Межвузовской научно-практической конференции «Семья в современных социокультурных условиях» (Сургуг, 2008); II-ой Межвузовской студенческой научной конференции «Современный облик молодежи XXI века» (Сургут, 2009); 1-ой Региональной научно-практической конференции «Молодежь и глобальные проблемы современности» (Сургут; 2010). А также использованы при чтении лекций для студентов Сургутского филиала Российского государственного социального университета по учебному курсу «История социальной работы»; на курсах переподготовки социальных работішков в окружном методическом Центре развития социального обслуживания (Сургут).
Структура работы. Структура работы определяется логикой исследования проблемы и отражает последовательность решения поставленных задач. Исследование состоит из введения, двух глав и шести параграфов (но три параграфа в каждой главе), заключения и списка литературы.
Концепции сущности и функций государства в западной социально- философской традиции
В науке существуют несколько подходов к классификации концепций сущности и функций государства. Например, В,С, Нерсссятщ приводит следующую последовательность возникновения западных теорий государственности: 1) мифологические и религиозные концепции; 2) патриархальные и патерналистские концепции; 3) органические концепции; 4) естественн оправо вые (договорные) концепции; 5) насильственные концепции; 6) психологические концепции; 7) марксистская концепция,
В основе мифологической и религиозной концепций, лежат представления о сверхъестественном происхождении и сущности государства. Главной особенностью такой системы взглядов является огсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления сохраняли ведущее положение до окончания периода Средневековья и представлены во взглядах авторов периода античности и раннего христианства,
Например, Платон был убежден, что государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов , Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (идеям) правления людьми . Платону при падл ежит одно из первых произведений, поевяшепных философии политики — «Государство», где он описал идеальное общество, существование которого основано на соблюдении общего закона вселенской гармонии, управляемое философами - Платон доказывал, что у личности не может быть интересе отличных от интересов государства, практически не различая понятия государства и общества. Платон известен в истории философской мысли как основатель европейского идеализма, доведший объективный идеализм до сої шалы ю-политической утопии . Эту утопию К. Маркс характеризовал как «...афинскую идеализацию еіішеїского кастового строя» 1,
К религиозному типу концепций государствснности относится и теория средневекового христианского мыслителя Фомы Аквинского. Его трактат «О правлении государей»5 - «De regimine principum ad Regern Cypri», был создан около 1266 г. Фома Аквинский вносит в традиционное для своего времени понимание государственности новое содержание. Государство как и природа5 и все сущее, берет своо начало от Бога, Но, поскольку созданная Богом природа обладает некоторой автономией и творческими свойствами, то такими же свойствами обладает созданное природой государство7. Взгляды Фомы Аквинского испытали большое влияние государственной теории Аристотеля В частности, влиянием идей античного мыслителя вызвано рассуждение о формах правления, справедливых или несправедливых, в зависимости от цели, которую ставит перед собой правитель, К справедливым формам Фомой Аквинским отнесены монархия, аристократия и полития, к несправедливым - тирания, олигархия и демократия . Высшая цель человеческое общества - вечное блаженство, но для ее достижения усилий правителей недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается на священников и, особенно, на наместника
Христа на земле — Римского Папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу, Любая светская власть произвол на от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной,
Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти уже в XX в. развивал Жак Мари ген , считая необходимым чётко различать свободу человеческую и свободу божественную. Государство обеспечивает свободу человеческую, являющуюся необходимой предпосылкой для свободы божественной. Свобода в рамках государства — это свобода выбора каждого человека, необходимая для расцвета личност ей, составлюк щих народ и объединяющихся в государство во имя общего блага. Государство должно позволять личности обрести ту степень независимости, которая проявляется в существовании гарантий экономической независимости, прав собственности, политических прав, возможностей культурного развития. И вес это совершается во имя достижения божественной свободы, исполняя замысел Бога через правильное функционирование созданного по его воле государства.
Также и многие другие современные сторонники теологических естественноправовых учении (А. Ауэр. Э, Вольф, X, Домбоис, Ф, Харст PI др.), в конечном счёте, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т. д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее иремя данная концепция представляет официальную доюрину Ватикана. Позитивный потенциал дашюй теории, как и других религиозных концепций сущности государства, заключаются в том, что наделение правителя ореолом святости поднимает его авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка. Но данная доктрина не позволяет определить пути улучшения государственного устройства каким-либо рациональным, доступным обычным людям путем\
Содержание концепта «социальная функция государства»
Марксистская концепция государственности подчеркивает значение социально-экономических факторов происхождения и функционирования государства, которое возникает в результате исторического процесса развития со времени существования первобытнообщинного строя (через постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественную и социальную дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом2.
Основные тезисы марксистской теории государства были сформулированы Фридрихом Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» . Во втором разделе «Анти-Дюринга» — «Политическая экономия» Энгельс на основании исторических данных показывает, что государство возникло в результате раскола общества на классы как орган подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства. -Явления насилия сопровождали процесс классовой дифференциации общества, но они не играли определяющей роли в этом процессе и не могут объяснить его возникновения и дальнейшего развития.
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс более детально рассматривает вопросы происхождения, сущности и функций государства. Он пишет о том, что государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не иожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, по ставяіцая себя над ним, вес более и более отчуждающая себя от него, есть государство .
Энгельс определяет основные признаки государства: разделение подданных государства по территориальным делениям; наличие учреждений публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила, С позиции последовательного диалектического материализма Энгельс говорит о том, что государство существует не ИЗПСЧІЮ. Были общестна, которые обходились без него, которые понятия пс имели о государстве и государственной власти. Следовательно, настанеї исіорический черед таких обществ, когда государство станет не нужным, поскольку отомрет разделение общества на классы",
Так можно описать содержание сониально-философских идей, если принять за основу классификацию B.C. Нерсесянца, основанную на разделении идей по критерию поиска источника государственной власти и причин её утверждения в обществе. Но есть иные подходы к изучению социально-философского наследия. По млению некоторых других исследователей3, все множество концепций государства, созданных западной социально-философской традицией, можно условно разделить на два направления: унститущональное и этическое. Критерием, в данном случае, служит то, какое содержание вкладывают исследователи в понятие «государство», какие задачи оно, по их мнению, решает в глобальном масштабе исторического времени.
Эти направления демонстрируют во многом противоположное содержание, трактуя сущность и функции государства. С точки зрения институциональной парадигмы государство — это аппарат управления, политическая машина для поддержания минимального порядка в обществе. Степень эффективности средств, применяемых государством для управления, превалирует над целями при оценке деятельности этого общественного явления. Для институциональной парадигм ЬЕ любое государство является необходимо возникающим на определенном этапе и работающим по обіщш закономерностям механизмом, Таким образом, государство в рамках институционального направления рассматривается в «узком» смысле Этическая парадигма предлагает рассматривать государство в «широком» смысле слова и, в связи с этим? видит в нем продукт истории конкреп ного народа, поэтапное развертьшание высшей (или абсолютной) идеи, В этом случае сущность каждого государства отражает ту нравственную ценность, которая объединяет множество людей в конкретную общность со своим общим духовным полем. Этическая парадигма нацеливает на поиск таких технологий воздействия на людсй? которые должны не только поменять их поведение в необходимом обществу ракурсе, но и оптимизировать содержание общественных отношений. Государство, согласно такому подходу, должно быть аутентично национальной культуре, соблюдать преемственность по отношению к коренным ценностям национальной идентичности.
Факторы чрансформации социальной функции государства в современном российском обществе
Процесс изменения содержания социальной функции государства происходит в условиях, которые характеризуются наличием сложных и противоречивых процессов. Эти процессы протекают її нескольких измерениях -социально-экономическом.. политико-правовом и культурно-мировоззренческом.
В ракурсе социально-экономического измерения отмечаются, с одной стороны, такие процессы, как: значительный количественный и качественный рост производительных сил на фоне научно-технического прогресса; информатизация не только производственной, но и других сфер жизнедеятельности общества; глобализация как интеграция экономических связей в мировом масштабе и стандартизация показателей экономического развития стран и уровня жизни населения; усложнение отраслевой и, следовательно, профессиональной структуры общества. С другой стороны, для этой сферы характерно резкое возрастание проблем истощения природных ресурсов и сохранения окружающей среды, падение авторитега производительного труда, усложнение социального взаимодействия вследствие резкой поляризации категорий населения по доходам, массовое распространение бедности, нарастание социальной напряженности.
В плане политико-правового измерения можно выделить, с одной стороны, процессы демократизации, распространение приоритета прав и свобод человека, стандартов политической культуры и плюрализма убеждений, развитие структур гражданского общества. С другой стороны, п этой сфере наблюдается нарастание правового нигилизма, обращение к агрессивным видам политической борьбы, использование терроризма как способа решения проблем, иптолсратпгиостъ, коррупция.
В культурно-мировоззренческом плане также наблюдаются противоречивые процессы, а именно: наступательное распространение образцов и стандартов массовой культуры происходит одновременно с повышением доступности к общекультурной информации различного уровня и содержания; целенаправленная элитаризация искусства совершается на фоне снижения массовых эстетических вкусов и распространения гедонистических идеал он; увлеченность неірашщиоиными формами духовного роста в рамках новых религиозных движении наблюдается одновременно с повышением общественного авторитета традиционных религиозных организаций; поиски новых объединительных форм совместного проживания сообществ людей соседствуют с резким падением нравов, кризисом традиционного института семьи; распространение идеологии космополитизма происходит одновременно с акцентированием самобытности, национальной ментальности.
По мнению диссертанта, из всего множества перечисленных объективных условий су шествования наиболее сильное влияние на трансформацию социальной функции государства в современном российском обществе оказывают такие явления как глобализация, распространение бедности и некоторые представления массового сознания, свойственные российской ментальности.
Общим свойством поступательного развития человечества является расширение и углубление связей и взаимодействия между различными странами и регионами, что в качестве тенденции было отмечено еще в XVI веке И. Кантом. В эволюции глобализации можно выделить три этапа. Первый охватывает период после окончания второй мировой войны до 70-х годов XX века и характеризуется господством идеи нации, национального государства, которое является главным субъектом политики. Движение капиталов и товаров происходит полностью под контролем государства. Второй этап начинается в середине 70-х годов и ограничивается концом XX столетия. Транснациональные фирмы перешагивают национальные границы и имеют (дома» во многих странах и уже перестагот ввдеть смысл в существоваїши привычной формы государства. С конца XX столетия начинается отсчет третьего этапа, который, собственно, и обозначают как глобализацию- Сеть интересов планетарных субъектов образует новую единую сущность которая поднимается над национальными государствами и имеет планетарный масштаб.
Наша эпоха характеризуется до сих пор небывало высокой динамикой развития глобальных процессов, имеющих принципиальное значение для судьбы всего мира и каждой страны- Этим объясняется высокая степень общественного внимания к проблемам глобализации, наличием большого числа интересных работ1, посвященных различным аспектам и последствиям этого мирового явления,
В литературе встречаются три термина, при помощи которых происходит описание современных явлений: «глобальные процессы», «глобализация» и «глобализм». В данной работе базовым является определение, предложенное академиком РАН В.И. Жуковым: глобальные процессы - это интеграционная сущность развивающихся международных отношений; глобализация - это развитие глобальных процессов; глобализм - это политика ряда ведущих стран мира но главе с США О- іождсстшіспие обьективных процессов и субъективной целенаправленной политики формирует два полюса в оценках происходящих явлений — от некритического преклонения до радикального отрицания. Отечественные исследователи, в большинстве своем, считают, что глобализация наступает на государственный суверенитет, на «укорененность» государства в территории и этносе, тем самым противореча интересам российского государства . Но речь здесь илст, скорее о политике глобализма, а не о процессах глобализации.