Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Микрюков Владимир Олегович

Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ
<
Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Микрюков Владимир Олегович. Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Микрюков Владимир Олегович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2009.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/490

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1. Социально-философские основания анализа воздействия религиозного фактора на современный террор 20

РАЗДЕЛ 2. Религиозные идеи как составная часть современного террора 63

РАЗДЕЛ 3. Динамика и формы проявления религиозного фактора в терроре 110

Заключение 148

Введение к работе

Начиная с 90-х годов XX века, резко возросло влияние террора на ход и развитие экономических, духовных и социально-политических процессов в мире. Глобализация мирового сообщества приводит к тому, что именно религиозные конфликты и противостояния повсеместно выходят на первый план, независимо от политического устройства и экономического потенциала государств.

Актуальность исследования роли религиозного фактора в современном терроре обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых. Глобализация мирового пространства сопровождается значительными изменениями в системах социума. Наряду с усложнением социальных структур, появлением новых типов социального взаимодействия приобретает новые формы и модификации террор, одно из самых тревожных явлений современности. Религия при этом становится средством оправдания преступлений, совершенных той или иной террористической организацией, члены которой идентифицируют себя в качестве представителей конкретной религиозной ветви, отстаивающей интересы своей конфессии. Кроме того, религиозный фактор может сознательно использоваться лидерами данных организаций при формировании особого типа мировоззрения их членов.

Во-вторых. Сама неоднозначность восприятия современного террора при единодушной оценке его как «мирового зла» настоятельно требует уточнения соотношения понятий «террор», «терроризм», «террористическая деятельность», выявления особенностей их детерминации в современных парадигмах философии. Исследование религиозного фактора в данном контексте представляется актуальным, так как именно он придаёт этим явлениям новые характеристики, и сегодня мы имеем дело с качественно новой религиозной волной распространения террора.

В-третьих. Для выявления сущности любого социального явления необходим анализ его глубинных онтологических оснований. Не является исключением и террор. Соответственно, воздействие религиозного фактора на террор нуждается в отдельном целенаправленном социально-философском исследовании, в детальном осмыслении сущности и содержания данного процесса. Помимо этого, сама систематизация многообразных религиозных идей, воздействующих на террор, познание возникающих в ходе данного воздействия противоречий, невозможно без привлечения познавательного инструментария социальной философии.

В-четвертых. Для современного мирового сообщества остаётся нерешённой проблема формирования адекватного отпора террору и терроризму. Практика показывает, что даже ООН не может придти к выработке единой системы по борьбе с террором, принять решение, которое устраивало бы все страны. Но определённые действия, предпринимаемые в мире по противодействию террору, их результаты, позволяют надеяться, что проблема распространения террора опирающегося на религиозную почву рано или поздно решится. Кроме того, проанализировав религиозные идеи, наиболее часто использующиеся для оправдания террора, становится возможным разработка рекомендаций по предупреждению проявлений данного социального явления.

Степень научной разработанности проблемы. Учитывая, что данная работа связана с уточнением сущности и содержания целого ряда сложных, многозначных понятий (террор, терроризм, религиозный фактор и т.д.), с современным их употреблением становится понятным важность их социально-философского осмысления.

Первоначально интерес к познанию сущности террора проявляли зарубежные учёные, так как западная цивилизация раньше столкнулась с проблемой уяснения причин и истоков этого социального феномена, а также необходимостью борьбы с ним. Так, И. Александер считает, что террор просуществует ещё много лет, потому, что имеются региональные, этнонациональные и религиозные конфликты, которые не поддаются легким решениям, поэтому в будущем можно ожидать только худшего. Для данного исследования интересен подход У. Лакера, который замечает, что террор, мотивируемый религиозно-национальными побуждениями, никоим образом не является исключительным достоянием мусульман. Он есть среди христиан, евреев, индусов, в других странах и группах, но для современного этапа он преимущественно распространен в странах, где ислам преобладает или сосуществует с другими религиями и традициями. У. Лакер также исследует сложные проблемы насилия и жестокости, делает прогнозы о судьбе террора в будущем. В его работах содержится обстоятельный анализ истории развития религиозного фанатизма в мире, его истоки, а также исследуется угроза, которую террор несет миру.

Для западных официальных кругов и исследователей свойственно расширительное толкование терроризма как всеобщего зла. Так, Госдепартамент США под терроризмом понимает «заранее обдуманное, политически мотивированное насилие, осуществляемое против невоенных целей субнациональными группами или неизвестными лицами, обычно с намерением повлиять на публику». В Великобритании толкуют терроризм как «осуществление или угрозу осуществления политических, религиозных или идеологических целей; действие, которое предполагает значительное насилие против личности или собственности». А Б. Хоффман считает, что терроризм – это «намеренное создание и использование страха путем применения насилия или угроза насилия ради достижения политических изменений».

Отечественные исследователи обратились к проблеме сущности террора и терроризма только в начале 90-х годов XX в. С началом боевых действий на Северном Кавказе эта тема приобрела для России особое звучание.

Проблемы терроризма, террора и борьбы с ними стали одними из наиболее актуальных для российской науки, породив многообразие подходов к пониманию сущности данных феноменов. Так, Н.В. Мелентьева и Б.Г. Чурков видят в терроризме разновидность социального конфликта; Э. Ги Дебор и Р.Р. Вахитов считают террор порождением западной виртуальной культуры; И.В. Рыжов, Н.А. Сляднева под терроризмом понимают особую социально-информационную технологию воздействия на общественное сознание, а И.В. Манацков — иррациональную реакцию на несправедливость, «революцию помешанных».

Думается, разграничение понятий «террор» и «терроризм», как это делает, например, А. Бернгард, способствовало бы более осознанному употреблению и правомерному использованию этих терминов. Но современное функционирование данных явлений в социуме существенно расходится с этим широко распространенным убеждением. А проблема их соотношения пока остается не раскрытой.

Безусловно, можно отметить социально-философские исследования, посвященные терроризму, представленные трудами М.Н. Шахова, Н.Б. Шулевского, диссертационными работами В.В. Кафтана, А.Ш. Киракосяна, С.И. Краснова, В.И. Шулова, в которых проводится сущностной анализ терроризма и террора как социальных явлений, выделяются их содержательные элементы, но они не внесли ясность в рассматриваемую проблематику. Кроме того, в данных работах религиозный фактор практически не рассматривается.

Особый интерес для данного исследования представляют работы, посвященные выявлению сущности, содержания и форм проявления непосредственно религиозного фактора в различных социальных явлениях. Здесь следует отметить труды В.А. Ераносяна, В.Н. Рагузина, Ю.А. Сибирцевой, авторы которых выделяют существенные признаки религиозного фактора. Основательный анализ религиозного фактора в системе национальной безопасности был проведён Ю.Г. Носковым. Он под религиозным фактором понимает «понятие, служащее для обозначения воздействия, оказываемого со стороны религии на тот или иной социальный объект и представляющий в данных конкретных условиях особое значение для функционирования и исследования этого объекта». Однако анализ содержания данного понятия предусматривает дальнейшее его совершенствование.

Отдельные исследования роли религиозного фактора в общественной жизни были проведены О.В. Золотаревым, И.В. Ильиным, Н.Н. Кудриной, М.П. Мчедловым, А.Б. Наумец, Т.С. Саидбаевым, С.Б. Филатовым, Д.Е. Фурманом, В.И. Шведовым. Эти авторы указывают на взаимосвязь и определенную обусловленность политического, экономического, этнонационального компонента в системе общеполитических процессов и взаимосвязь с ними религиозного фактора. Они обращают внимание на масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, рассматривают содержание и направленность геополитических процессов. В своих работах авторы аргументировано показали место России в новом глобальном мире. Но религиозному фактору в современном терроре данные исследователи не уделяют должного внимания.

А.В. Малашенко и И.Т. Рябовая рассматривают конфессиональный фактор, опираясь на концепции ислама и христианства. В их работах имеется основательный анализ источниковой базы современного религиозного террора, но целостной социально-философской концепции они не выдвигают, а изучают отдельные компоненты проблемы. С.А. Мельков рассматривает характер, содержание и особенности исламских военно-политических идей и механизмы их реализации. Ему удалось определить роль исламского фактора в формировании военной политики государства, раскрыть его структуру и специфику. Он предлагает использовать систему мер и способов военно-политического реагирования на возрастающую активность исламистов, используя позитивный потенциал государственно-исламских отношений при организации противодействия агрессивному исламизму.

Анализ имеющейся научной литературы позволяет выделить статьи, монографии, документы, рассматривающие воздействие религиозных идей на современный террор. Среди ученых, исследующих противоречивость трактовок религиозных текстов, следует назвать З.С. Арухова, А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, А.Ж. Шоманова и др. Эти исследователи доказывают, что в Библии, Коране и иных священных источниках довольно часто встречаются отрывки, которые могут быть интерпретированы абсолютно по-разному. Соответственно, содержащиеся в них идеи, могут стать основой для реализации порой противоречащих между собой целей.

Наиболее основательный анализ религиозных идей современного террора проведён Б.Г. Чурковым. Автор исследует компоненты террористической мотивационно-ценностной системы, а также религиозные идеи и истоки крайней агрессивности современных террористов. Также значительный вклад в изучение религиозного мировоззрения террористов, роли религиозного фактора в его формировании внесли И.М. Добаев, B.Н. Немчина и др. Р.Ф. Сиразетдинов, в частности, с социально-философских позиций анализирует мировоззренческие основания современного террора, особое внимание уделяя историческим и современным религиозным идеям террора.

Религиозный экстремизм стал предметом научного рассмотрения в работах таких авторов, как Л.А. Баширов, В.И. Власов, А.В. Журавский, А.И. Кудрявцев, Р.А. Лопаткин, А.А. Нуруллаев, Э.А. Паин, М.П. Телякавов, А.А. Ярлыкапов. Поднимаемые данными авторами вопросы продолжают оставаться дискуссионными, требуют научной разработки и использования специального терминологического аппарата для анализа критериев и признаков таких феноменов социальной жизни, как экстремизм, радикализм, их истоков и тенденций трансформации.

Радикализм и фундаментализм на основе исламских текстов анализируются в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, З.С. Арухова, Л.А. Баширова, Г.П. Герейханова, Е.В. Крицкого, А.В. Кудрявцева, Г.М. Курбанова. Также в названных трудах проводится анализ идей ислама, радикального исламского фундаментализма и экстремизма.

Среди авторов, изучающих сущность религиозного террора и терроризма, выделяются А.А. Мантаев и Л.И. Медведко, исследующие сущность «джихада» и его взаимосвязь с террором.

Характеру и особенностям новых религиозных организаций, имеющих в своей основе идеологию экстремизма, были посвящены исследования Е.Г. Балагушкина, И.Р. Григулевича, А.Ю. Григоренко, П.С. Гуревича, А.И. Хвыли-Олинтера, Т.А. Бажан, И.В. Понкина, диакона А. Кураева

В работах В.А. Колосова, А.Г. Никитиной, А.А. Нуруллаева, Э.Г. Филимонова, Е.С. Элбакян, Н.А. Трофимчука, М.П. Свищева рассматриваются новые угрозы, связанные с религиозным фактором, и, прежде всего, с экспансией нетрадиционных для России религиозных форм.

Анализ изложенных в указанных работах идей показывает, что они не утратили своей актуальности и заметно обогащают современные представления о религиозном факторе в современном терроре. Вместе с тем необходимо отметить, что без пристального внимания отечественных философов пока еще остается проблема классификации религиозных идей воздействующих на террор, что представляется весьма актуальным. Между тем глобализационные процессы, происходящие в мире, настоятельно требуют усилить внимание к данной классификации, выявить факторы, ведущие к активизации международного террора.

Поэтому учёные уделяют повышенное внимание рассмотрению религиозного фактора, как одного из наиболее существенно влияющих на разрастание террора до глобальных масштабов. При этом в отдельных работах сделан акцент на социально-экономические и политические противоречия, порождаемых неравенством между странами. Н.Д. Мочалин, С.Е. Новак и др. отмечают, что террор в начале XXI века в условиях глобализации получил новый качественный скачок в своём развитии. А.М. Шелехов считает, что главная причина этого в том, что существующие методы оценки и прогнозирования общественных явлений несовершенны.

С.В. Джораеву, С.З. Канаеву, Р.А. Набиеву удалось проанализировать роль религиозного фактора в конфликтных и переходных обществах, его влияние на глобальную и национальную безопасность, выяснить причины религиозного ренессанса в мире и в нашей стране, состояние отношений государства и религиозных институтов.

Среди учёных, исследующих эволюцию воздействия религиозного фактора на террор, следует отметить работу А. Гейфман, которая изучает специфику проявления террора в России в период с 1894 по 1917 год, уделяя особое внимание бурным годам первой русской революции (1905-1907) и исследуя значение внезапной эскалации насилия после относительного затишья. Особый интерес для настоящего исследования представляет работа О.М. Нечипоренко, в которой он анализирует проявления террора в библейских сюжетах и делает вывод, что воздействие на террор со стороны религиозного фактора имеет глубокие корни. Можно также отметить исследования М. Иорданова, Е. Серебряковой, А.И. Суворова, внесшие определённый вклад в познание истоков террора и терроризма.

Выявлению опасности террора для общества на современном этапе посвящены работы В. Замкового, М. Ильчикова, Е.Н. Каратуевой, Н.Н. Кудриной и др. Интересен подход Б. Хоффмана, который подчеркивает, что для современного миропорядка характерна активизация религиозного фактора в терроре. Он отмечает, что такой процесс связан как с большинством мировых религий, так и с менее значительными сектами и культами.

Отдавая должное вкладу данных авторов, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры социально-философского анализа динамики воздействия религиозного фактора на современный террор. Это позволяет расширить диапазон данного исследования, так как эта проблема заслуживает более пристального внимания.

Отдельные направления дальнейшего воздействия религиозного фактора на современный террор выделяются Б. Луисом, который считает, что религиозный террор является «своеобразным ответом на экспансию секуляризированной западной цивилизации». Важную особенность современного религиозного террора подчеркивают В.А. Соснин и Т.А. Нестик – отсутствие единого контролирующего центра, т.е. его сетевую природу. Соединение антиглобалистов с религиозными террористами отмечают Е. Стаб, М. Пилисак и А. Вонг.

Однако до конца неизученными остаются вопросы: соотношения таких понятий как «террор» и «терроризм»; выявления основных религиозных идей, оправдывающих террор; обоснования основных тенденций функционирования религиозного фактора в терроре.

Объектом диссертационного исследования является террор как многоплановое социальное явление современности.

Предметом является воздействие религиозного фактора на современный террор.

Цель исследования: выявить роль и специфику проявления религиозного фактора в современном терроре.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

- рассмотреть и уточнить содержание категорий «террор», «терроризм», «религиозный фактор»;

- классифицировать религиозные идеи, которые используются для оправдания террора;

- раскрыть особенности воздействия религиозного фактора на современный террор в контексте проблемы глобализации;

- определить тенденции воздействия религиозного фактора на современный террор.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам сущности и содержания террора и терроризма, их взаимосвязи с религиозным фактором. В работе представлены такие методологические подходы, как диалектический, системный, структурно-функциональный. Особое внимание уделяется синергетическому подходу с его принципами открытости, энтропийности, сложности, свободы и т.д.

Использовались также конкретные методы систематизации и классификации, теоретического обобщения, описания и др. В исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили: социологические данные, полученные специалистами ИСПИ РАН и RAND Corporation, международное и российское антитеррористическое законодательство; материалы периодической печати по проблемам современного террора, опирающегося на религиозную идеологию и практику.

Социально-философские основания анализа воздействия религиозного фактора на современный террор

Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на современный террор предполагает необходимость:

а) анализа источников этого воздействия;

б) уточнения содержания исходных категорий (террор, терроризм,

религиозный фактор);

в) определение характера такого воздействия;

г) выявление религиозных идей современного террора.

Конечно же, источники воздействия религиозного фактора на террор не оставались постоянными. Ход истории человечества показывает, что любые социальные изменения являются результатом взаимовлияния ряда факторов и событий, которые часто бывает достаточно сложно выявить. Но исторические и современные проявления религиозного фактора в терроре позволяют назвать ряд основных источников такого воздействия.

Например, нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни общества, как известно, носит системный характер. Если политическая сфера жизни общества наполняется негативными явлениями, такими как острые противоречия между политическими противниками по поводу власти, бескомпромиссные действия одного из субъектов политики по отношению к другим (политические убийства, запугивания, покушения), то эти явления неизбежно окажут прямое или косвенное воздействие на социальную, духовную и экономическую сферы.

Бесспорно, кризис и нежелание идти на компромисс некоторых как светских, так духовных и религиозных лидеров приводит к нарастанию напряженности в остальных сферах жизнедеятельности. Крайним проявлением такого кризиса является террор. Ведущая роль в урегулировании таких явлений принадлежит обществу и государству.

В основе проявления, развития и особой активности современного террора находятся определенные общественные противоречия, которые выступают источниками как самого террора, так и взаимодействия этого социального явления с религиозным фактором.

Источники же воздействия религиозного фактора на современный террор являются составными частями единого всеобщего механизма причинно-следственных связей. Этот механизм в целом и его составные части являются объективными и принципиально познаваемыми. Источники в свою очередь представляют собой противоречия, при анализе которых мы можем комплексно подойти к выявлению источников этого взаимодействия. Противоречия рассматриваются обычно в социально-философских концепциях как исходные, внутренние импульсы, движущие начала и первооснова всякого развития. В общем виде противоречия представляют собой взаимосвязи, взаимоотношения, взаимодействия различных противоположных, взаимоисключающих свойств, сторон, тенденций, сил или интересов, находящихся вместе с тем в единстве и взаимопроникающих друг в друга.2 Без анализа противоречий невозможно раскрыть механизм воздействия религиозного фактора на современный террор, потому что они выступают источником возникновения, развития и взаимодействия абсолютно всех явлений объективной действительности, в том числе и террора, и религиозного фактора.

Таким образом, в качестве источника необходимо рассматривать объективно существующие, постоянные, наиболее глубокие противоречия, лежащие в самой основе общественных отношений, в их фундаменте, в сущности человека и человечества, способные при определенных условиях генерировать причины воздействия религиозного фактора, непосредственно воспроизводить акты насилия и террор. Экономические, социальные, политические и идеологические противоречия очень важны при анализе процесса воздействия религиозного фактора на террор. Они выступают непосредственными толчками в побуждении конкретных проявлений террора.

Если же говорить о терроре как социальном явлении, то самым глубоким его источником ученые считают противоречивую суть самого человека, характеризующую его двойственную природу. Это неустранимое, объективно существующее противоречие - между индивидуальным и коллективным началами в человеке, а в более широком плане - между биологическим и социальным в нем, является генератором насилия, а при определенных условиях способно принимать форму террора. Именно это противоречие И. Кант называл абсолютным противоречием человеческой жизни, которое нельзя устранить и которое является важнейшим импульсом развития человека и общества. Противоречивые потребности различных разобщенных групп человечества (народов, народностей, классов, групп, слоев) также могут порождать террористическое насилие как явление общественной жизни. Разобщенность в социуме не является случайной, ибо это следствие объективно существующей расчлененности человеческого бытия и сознания. Различные условия существования людей и их индивидуальные особенности неизбежно приводят к разделению всего человечества на отдельные группы по различным признакам (социальным, национальным, религиозным и т.п.).

Но если говорить о сложном характере воздействия религиозного фактора на террор, то возникает комплекс противоречий, опирающийся на характер и тенденции развития как самого террора в целом, так и на религиозный фактор.

Прежде всего, это противоречия экономического характера — резкое несоответствие уровня экономического развития между различными странами (Севером и Югом, Западом и Востоком) в условиях ограниченных финансовых, материально-технических, ресурсных и иных возможностей ведут к тяжелым социальным последствиям, создавая основу напряженности в обществе. Как известно, в современном глобализирующемся мире такое несоответствие часто приводит к повышению роли религиозного фактора в общественной жизни.

Религиозные идеи как составная часть современного террора

Человечество на пороге XXI века столкнулось с проблемой выживания в непростых условиях меняющейся обстановки. Некоторые мыслители склонны считать, что к числу глобальных проблем современности следует отнести и террор. Это социальное явление имеет солидную предысторию, но путей решения пока нет. Данное социально-философское исследование имеет своей целью определить взаимозависимость религиозного фактора и современного террора. Как было показано в первом разделе, наиболее существенное влияние на религиозный фактор оказывают религиозные идеи, опирающиеся непосредственно на идеологию и трансформирующиеся в конкретные социальные феномены. В данном разделе будет раскрыто содержание некоторых религиозных идей, наиболее существенно влияющих на современный террор.

Религиозный террор, опираясь на религиозные лозунги и используя религиозные догматы, направлен на достижение политических целей, связанных с разделом сфер влияния в мире, борьбой за политическую власть. Это ярко проявляется в теократических государствах и странах с традиционно высоким уровнем религиозности населения.

Согласно точке зрения, высказанной М. Вебером, отчужденность религии и политики по отношению друг другу обостряется тем, что политика может в решительных пунктах выступать как прямая соперница религиозной этики.1 В этом случае религиозный фактор, стремясь отстоять собственную автономность от политики, может проявить себя в двух вариантах.

Первый - радикальная настроенность мистических поисков спасения с её акосмической добротой и братством, которая своей максимой не может противодействовать злу и требованием «подставить другую щеку» вульгарным и недостойным с точки зрения самоуверенной мирской героической этики отказывается от неизбежного для любой политики насилия. Второй вариант - пуританская вера понимает волю Бога таким образом, что заповеди должны быть привнесены в рукотворный и, следовательно, подвластный насилию и этическому варварству мир его собственными средствами, то есть насилием, тогда это определяет границы братского долга в интересах «дела Господнего».1 Поэтому неудивительно, что в различных частях света возникали террористические организации религиозной направленности. В качестве примера можно привести такие организации, как Ках и Кахан Хай, целью которых было восстановление библейского государства Израиль, или различные тоталитарные секты типа Аум Сенрикё, добивавшейся установления тотального контроля Японии над всем миром. М. Вебер также подчеркивает, что «всякая организация спасения внутри универсального учреждения по дарованию благодати чувствует себя ответственной перед Богом за души доверенных ей людьми. Поэтому такая организация считает себя вправе противодействовать в случае необходимости с помощью насильственных мер тому, чтобы её члены не оказались на ложном пути в своей вере, следовательно необходимо применять по отношению к ним спасительные средства. И аристократизм избранных к спасению там, где они, как в кальвинизме (а равно и в исламе), несут в душе заповедь Божию -обуздать грешный мир во славу Всевышнего, - создает активного «борца за веру»."

Заметим, что личность религиозного террориста формируется под воздействием текстов Священного писания. Следует подчеркнуть, что практически в любом религиозном догмате при желании можно найти много мест, где можно оправдать насилие, а значит обязательно найдутся те, кто станут это использовать в своих интересах, так и те, кто им поверит.

Динамика и формы проявления религиозного фактора в терроре

Проведенный социально-философский анализ источников показал, что воздействие религиозного фактора на террор возникло фактически с появлением человеческого общества, а с появлением и дальнейшим расцветом государств стало неотъемлемой частью социальной жизни.

Итак, как отмечалось в первом разделе, в основе террора как социального явления лежат следующие признаки: насилие, повышенная общественная опасность, публичность проявления, страх, массовые убийства невинных людей и др. Фактически, при возникновении террора стала формироваться диалектическая связь квинтэссенции «насилие - страх - агрессия».

Основоположник теории архетипов К. Юнг предлагает рассматривать архетипы как «предустановленную способность к мысли, чувству и к действию». В соответствии с его представлениями, когда встречается ситуация, соответствующая определенному архетипу, этот архетип активизируется и ... «подобно инстинктивному влечению прокладывает себе путь вопреки разуму и воле, либо производит патологический конфликт».1 Он также предположил, что закрепление архетипов происходит на уровне «коллективного бессознательного - психической системы идентичной для всех индивидов, не разбиваемую индивидуально, но наследуемую»."" В соответствии с замыслом данного исследования, модель «насилие - страх - агрессия» можно представить в качестве архетипа. Религиозный фактор взаимодействует с данной моделью в качестве идеологической основы. Он способен наполнить содержанием два мифа: «охранительный» миф и «боевой» миф.3

«Охранительный» миф ориентирован на укрощение деструктивных инициатив со стороны индивида, либо группы в отношении доминирующей идейно-политической системы или религии.

«Боевой» миф реализуется как эффективный стимулятор брутальных действий со стороны отдельного лица или социальной общности, именно формат «боевого» мифа определяет характер террористических практик.

Вообще миф выступает воплощением трех элементов: 1) ситуация или явление, многократно возникающая в общественной жизни и зафиксированная в общественном подсознании; 2) смысловое содержание, эмпирически извлеченное из социального опыта; 3) система образов, функциональная символика которых соотносит конкретный опыт с соответствующим ему архетипом и трансформирует рациональное содержание этого опыта в иносказательную историю».1

Иррациональность выступает одним из ключевых элементов построения названных мифов, поскольку оформляет возможность чувственного восприятия их смысла, поскольку они «внушают свои идеи престижем, которым обладают, или, обращаясь к страстям, но нельзя произвести никакого влияния, если обращаться только к разуму». Только при условии вплетения мифа-идеи в структуру религиозного переживания насилия, страха и агрессии можно организовать как созидательную, так и деструктивную форму поведенческих реакций индивида или группы. Примечательно, что слово «террор» в Древней Греции имело значение мифологического, архаического ужаса, воплощавшегося в психологических образах античного театра.

Античная философия в целом была ориентирована на смысл «охранительного» мифа. Гармония и справедливое устройство социально-политического организма у Платона зиждилась на сдерживании трех начал. А политическое преступление, по мысли Аристотеля, мотивировалось «завистью, тщеславием и честолюбием».1 Поскольку античные философы не выделяли религию в особую сферу жизнедеятельности, воздействию религиозного фактора на террор уделялось мало внимания. Но проявления этого воздействия все же имели место в социальной практике тех лет.

Так, террор практиковался и в Древнем Египте (IV-III в.в. до н.э.) как в отношении рабов, так и фараонов. Фараон, как известно, был сыном Бога на Земле, поэтому террористические действия в отношении него связывались с проявлением религиозного фактора. Древние папирусы сохранили сведения о терактах, в результате которых пали многие фараоны, в том числе Тутанхамон, устраненный при помощи яда. В частности приводится факт, что всего за 70 дней успели смениться 70 фараонов."

Похожие диссертации на Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ