Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена радом причин и обстоятельств.
Во-первых, становление глобального мира, охватывающего как техногенные, так и социокультурные формы человеческой жизни, актуализирует проблему сближения Запада и Востока. Развивающаяся в этой связи глобализация ведет к формированию контуров единой цивилизации, что, однако, нисколько не отменяет ни культурного многообразия, ни специфических особенностей цивилизационного развития Запада и Востока. Решающее значение в процессах взаимодействия приобретает нахождение соответствия состояний, качеств и областей деятельности той и другой цивилизации, а также, порождение новых форм культурной активности и духовных ориентиров.
Во-вторых, проблема взаимодействия цивилизаций привлекает сейчас внимание специалистов различных областей знания. Объективной основой возрастания интереса к этой проблеме являются процессы интеграции и вместе с тем усиливающейся фрагментарности мира. Поскольку решение проблем социальной интеграции является приоритетным, это требует согласования указанных противоположных тенденций. Однако в исследованиях межцивилизационного взаимодействия по-прежнему преобладает дискретный подход, в котором цивилизации Запада и Востока
1 Фромм Э. Человек для себя. - М: Коллегиум, 1992. - С. 16.
рассматриваются как самостоятельные изолированные сферы социальног бытия, как различные по своему строению и культуре общественны системы. Аспекты их взаимодополнительности недооцениваются, поэтом сравнительный анализ оказывается поверхностным и неполным. В настояще время перед мировым сообществом стоит задача выработать эффективны механизмы овладения процессами глобализации, определения национальны, интересов каждой страны в этом процессе.
В-третьих, выбор темы исследования обусловлен тем, что в настояще время мы все еще стоим на пороге возникновения и развития глобализации і только можем догадываться о том, что она принесет в будущем. Существую' различные мнения на этот счет, анализ некоторых из них приведен в работе Каждое из этих мнений имеет свои обоснования, доказательства и слабы моменты. Часть из них анализирует текущую ситуацию и экстраполирует » на будущее, что, по мнению автора, является не совсем верным, поскольку на текущий момент мы можем говорить только об экономической и политической глобализации, в то время как глобальные процессы в духовной и социальной сферах только начинают развиваться. Анализ таких процессов, а также определение места и роли человека в новом мире глобализации занимает основное место в работе. Очевидно, что уже в наши дни каждой отдельно взятой стране тяжело полностью изолироваться от мирового сообщества, ежедневно мы можем замечать многочисленные примеры взаимонаправленных экономических и политических процессов. То же самое можно сказать и о прочих сферах жизнедеятельности человека, к примеру, ежедневно в процессе взаимодействия стран происходит взаимовлияние и взаимопроникновение различных культур. Этот вопрос также подробно раскрывается в данной работе. К тому же автор приводит различие в понятиях «культура» и «цивилизация», раскрывает особенности их взаимодействия, и описывает проблемы централизации, которые придают болезненный характер глобализационным процессам. Чаще всего именно эти проблемы и их последствия озвучиваются теми, кто выступает против глобализации и осознает негативные последствия глобализации, в современном ее проявлении, и пути, по которому она движется в настоящий момент. Однако, сейчас процесс глобализации вступает в новый этап, в котором основная роль отводится индивидуальным способностям человека и их вкладу в жизнеспособность общественных систем и выживаемость человечества в целом. Через некоторое время массовые способности
полностью исчерпают свои возможности, уже можно заметить тенденцию к снижению их актуальности и выведению на первый план понятий «личность» и «свобода личности» как основы нового общества в мире глобализации.
Степень научной разработанности проблемы.
Противоречие между Западом и Востоком и связанные с ней проблемы мировой глобализации и взаимодействия цивилизаций являются предметом исследования многих наук. В современной науке практически не существует отраслей гуманитарного знания, в которых, так или иначе, не рассматривались бы эти проблемы. Отдельные положения разрабатывались в экономической и политической теории, социологии, культурологии, сравнительной философии и философии истории. К концу XX века вопрос взаимодействия цивилизаций оформился в качестве самостоятельного направления философской мысли, приобретающего все большую значимость в связи с нарастающей потребностью предотвращения конфликта цивилизаций путем налаживания диалога культур.
Имеющиеся работы по проблеме взаимодействия «Запад-Восток» можно условно выделить в следующие группы:
1. Работы, базирующиеся на сравнительно-исторической и
сравнительно-социологической методологии. В области сравнительно-
исторической методологии основополагающими исследованиями
особенностей социокультурного развития Запада и Востока являются работы:
К.Ясперса, Г.Р.Риверса, Ф.Ратцеля, Ф.Гребнера, Дж.Эллиота, Н.И.Конрада,
Л.С.Васильева, Г.В.Бонгард-Левина, И.М.Дьяконова, Б.С.Ерасова,
М.К.Петрова, Б.Л.Смирнова, М.Т.Степанянца, А.В.Смирнова, С.Хантингтона
и других. Сравнительно-социологическая методология, акцентирующая
внимание на цивилизационной специфике восточного и западного обществ,
представлена работами Г.Спенсера, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера,
А.Токвиля, В.Парето, Г.Зиммеля, В.Зомбарта, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса,
К.Виттфогеля, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, А.С.Ахиезера, П.Бурдье,
П.Штомпки, В.В.Ильина.
2. Большое значение для изучения взаимодействия цивилизаций имеют
исследования философии истории, где сквозной темой является проблема
единства и многообразия всемирно-исторического процесса, в свою очередь,
приведшая к оформлению концепции европоцентризма:
а) Исследования, в которых историко-цивилизационный процес
понимается как развитие в рамках отдельных (локальных) цивилизаций. 1
ним относятся исследования Н.Я.Данилевского, Ф.Ницше, А.Тойнбі
О.Шпенглера, А.Кребера, П.А.Сорокина, Р.Генона, М.Элиаде, Н.А.Бердяевг
Л.Н.Гумилева, Э.Трельча, Э.Мейера, Л.Фробениуса, Ф.Нортропа и других. ]
данном подходе цивилизации оказались разорванными (не сводимы друг
ДРУГУ), и этот фактор не может объяснить современного движени
цивилизаций к всечеловеческой планетарной интеграции, а такж
удовлетворительно описывать новую сложную реальность.
б) Исследования, в которых история развития цивилизаций выступае
как линейная реальность формирования социокультурной системь
универсализма - всеобщего закона истории. К ним относятся работь
Ш.Монтескье, ГТегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Броделя, И.Валлерстайнг
Ф.Фукуямы и других. Ограниченность такого понимания всемирно
исторического процесса заключается в том, что в этих работах н
учитывается аспект многообразия культур (уникальный опыт различны
цивилизаций и их синхронизация в пространстве и времени).
3. Классические и современные исследования социальных
трансформаций восточных и западных обществ на базе социальных и
социологических теорий (однолинейности изменений - О. Конт, Г. Спенсер,
К. Маркс, Т. Парсонс, Д. Белл и другие; цивилизационных - П. Сорокин, Ш.
Эйзенштадт, Н. Элиас, О. Шпенглер, С.Хантингтон, Г.С.Померанц и другие;
динамических - И. Валлерстайн, А. Тойнби, А. Уайтхед и другие; концепций
индустриализма - постиндустриализма - Д.Белл, A.Giddens, Дж. Гэлбрейт,
В.Г.Федотова).
4. Исследования в области глобальной демографии, описывающие
демографические процессы на феноменологическом уровне. Отметим, что в
работах ряда видных ученых человечество в любой исторический момент
рассматривается как единая демографическая популяция, функционирующая
по законам развития целостной системы. Среди них, прежде всего, Т. де
Шарден, В.И.Вернадский, И.Валлерстайн, А.В.Акимов, Н.Н.Моисеев,
С.П.Капица, Э.Ильенков, Ф.Галецкий. Точка зрения о том, что человечество
всегда представляло собой единый системный организм, достаточно хорошо
аргументирована. Однако лишь с некоторого момента население земного
шара превратилось в единую демографическую популяцию. Таким образом,
демографическая глобализация демонстрирует системный характер, однако процессы глобальной демографии отличаются крайней неравномерностью.
Характеризуя основные направления социальной науки, связанные с изучением межцивилизационного взаимодействия, необходимо подчеркнуть, что в целом существующие исследования позволили накопить информацию об отдельных сторонах и аспектах взаимодействия «Запад-Восток», однако многие проблемы не нашли еще должного освещения. Несмотря на то, что интерес к исследованию проблем взаимодействия цивилизаций не ослабевает, остается нереализованной попытка оформления единого методологического основания, с помощью которого было бы возможно привести в соответствие способы анализа и предмет исследования. Таким образом, в литературе не уделено должного внимания вопросам целостности глобализационных процессов, их определенному единству, необходимому для всестороннего познания взаимосвязи и взаимодействия общенаучных подходов и методов.
Гипотеза исследования. В современном мире проблемы централизации оказывают негативное влияние на все стороны жизни общества. Деление общества по «региональному принципу» позволит более рационально использовать природные ресурсы, сводя к минимуму антропогенное негативное влияние на окружающую среду, а также повысит эффективность управления и создаст необходимые условия для развития индивидуальных способностей человека и создания новых технологий.
Объектом исследования в работе выступает современное общество, как совокупность различных культурных, цивилизационных, глобализационных процессов и общественных отношений, а также сам человек как наиболее важное составляющее современного общества.
Предметом исследования является философский анализ глобализационных процессов в современной цивилизации.
Целью настоящей работы является выявление противоречий глобализации в современную эпоху и путей их решения в будущем, а также определение роли человечества в решении этих проблем и формировании многокультурного и многонационального экономического, политического, социального и духовного пространства, опирающегося на принципы регионального построения мира.
Для достижения поставленной цели в работе были выделены такие задачи как:
-
раскрытие понятий «культура» и «цивилизация» и пояснение причиї и способов их взаимодействия;
-
выявление современных проблем, основанных на централизацш знаний, технологий и капитала в «Мировых городах», а также на основ< учета усугубляющегося разрыва в уровне развития стран и неэффективной использования экономических, политических технологий в решении таки: вопросов;
3) Определение раЗВИТИЯ И Изменения рОЛИ Денег В MHpOBOJ
общественно-экономическом пространстве, а также анализ современной значения финансового капитала не только в экономической, но и і культурной среде;
-
описание роли науки и образования в современном мире и их влияния на изменение развития человечества в будущем;
-
анализ массовых способностей человека и определение роли индивидуальной деятельности в мире глобализации;
-
раскрытие понятия «свобода личности» и ее роли и влияния на развитие общества;
-
определение эффективности разделения мира на основе регионального принципа и его анализ в сравнении с принципом централизации и полицентризма.
Теоретико-методологическую основу диссертационного
исследования составляют философские принципы развития и всесторонности, общенаучные подходы - системный, синергетический, функциональный, теоретико-информационный, ноосферно-экологический и др., данные социогуманитарных наук. Также необходимо отметить существенную роль диалектики в настоящем исследовании, которая выявляет закономерности в противоречиях между Западом и Востоком и рассматривает эти цивилизации как взаимоисключающие и взаимообусловленные полярные матрицы. Соответственно работа стоится на следующих принципах диалектической логики, таких как принцип объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Все эти методы и принципы использованы в работе с целью наиболее точного и объективного анализа сложившейся в мире ситуации, а так же для более полного отражения противоречий глобализации и их влияния на развитие и выживание человечества в целом.
Таким образом, выбор методологии исследования связан со спецификой темы, объекта и предмета, целей и задач диссертации. Характер темы предполагает применение междисциплинарного подхода. Рассмотрение взаимодействия цивилизаций на основе системного анализа позволяет раскрыть особенности глобализационного развития, а также выявить основные тенденции и характеристики современного общества.
Структура диссертации. В структурном плане диссертация включает введение, две главы, первая из которых состоит из трех, а вторая из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы.