Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Методолого - теоретические проблемы социальной ориентации молодежи 11
1.1. Проблемы социальной ориентации и трудности их решения 11
1.2. Новый подход философского осмысления смены поколений 17
1.3 Причины и следствия индифферентной социализации молодежи 27
1.4. Классовые и национальные аспекты ориентации молодежи 38
Глава вторая. Концептуально - эвристические основы социальной ориентации молодежи 60
2.1. Диалектиктическая закономерность и противоречия в ориентации молодого поколения 60
2.2. Пути толерантно - гуманистического развития формирующейся личности 70
2.3.Становление художественного мышления как системный процесс 100
2.4. Саморазвитие - цель и способ творческой самореализации молодежи 124
Заключение 141
Библиография
- Проблемы социальной ориентации и трудности их решения
- Причины и следствия индифферентной социализации молодежи
- Диалектиктическая закономерность и противоречия в ориентации молодого поколения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Жизнеспособность человечества обеспечивается сменой поколений. И чем острее социальные противоречия в обществе, тем актуальнее проблема становления молодого поколения. Научная значимость работы: «Проблемы социальной ориентации молодежи в современных условиях» практически не нуждается в особых доказательствах, ибо ее стратегическая и прагматическая актуальность отражена в самом названии и объясняется переломным характером исторического периода. Процесс перехода из одного состояния общества в другое порождает глубинные, ранее неизвестные, противоречия во всех сферах материальной, духовной жизни общества, охватывающих и молодое поколение. Оно оказалось в исторической неопределенности: не может следовать старому образу жизни, но и не имеет новых социальных ориентиров. В то же время сложнейшие социальные коллизии и непрогнозируемые результаты распада колоссальной общественно-политической системы с ее духовно-нравственными атрибутами и институтами абсолютизации классового воспитания привели к деформации устоявшихся концепций формирования "нового человека".'
В связи с вышеизложенным, диссертант разделяет оценку советника Президента Российской Федерации, известного писателя о молодежи Анатолия Приставкина о том , что и сам "народ потерял ориентацию". Он констатирует:" Из 100 дел, которые мне приходится изучать, 99 - бессмысленные убийства... Бессмысленные в том отношении, что парод не
Это обстоятельство предопределяет выделение такой
научно-теоретической и методологической базы, которая свободна от прежней парадигмы идеологизированного детерминизма и направлена на осуществление диалектического подхода к современным проблемам молодежи с позиций гуманистических, общечеловеческих ценностей.
Степень разработанности проблемы. Систематизация имеющейся научной литературы в контексте данной проблематики позволяет выделить следующее:
В целях обоснования философских основ смены поколений в обществе изучены труды Аристотеля, Гегеля, Конфуция, Канта, Сенеки, высказывания и рассуждения Сократа и других классиков.
Рассмотрены теоретические и конкретно-социологические труды,
непосредственно связанные с проблемами молодежи, В.И.Добрыниной,
Ю.Е.Волкова, Ю. А. Замошкина, С.Н.Иконниковой, И.С. Кона,
В.И.Купцова, А.А.Козлова, В.Т. Лисовского, А. В. Мялкина, В. А. Сухомлинского, Ю. В. Торсуева, А. С. Фриша и др
В связи с исследованием соотношения общечеловеческого и классового, национального и интернационального в социальной ориентации молодого поколения рассмотрены работы Н. А. Бердяева, А.Г. Бутенко, В.В. Денисова, Г.Г.Дилигенского, Д. В. Джохадзе М.В.Иордана, Камю, В.Ж. Келле, Н.И. Лапина, В.А. Малинина, Р.А. Медведева, А.С. Панарина, Ю.К. Плетникова, Р.А. Саликова,Г.Л. Смирнова, B.C. Семенова, С. Франка, Н.П.Французовой, Э.Фромма, А. Н.Чумакова, А.С. Ципко, В.Н.Шевченко, Б.А. Шувалова, А.Н. Яковлева и др.
понимает, что творит, он потерял ориентиры в жизни...Мы неуправляемы. У нас нет критериев поведения...До какой глубины несчастен наш народ. Если бы не Комиссия по помилованию, я бы и теперь не знал. Л ведь многие, может быть большинство ,до сих пор не знают". ("Жестокость и безразличие", "Аргументы и факты" № 23-2004 г. С.6). Писатель Даниил Гранин: «...У народа потеряна идея жизни. Куда мы идем? В чем паша цель?» ( «Аргументы и факты» № 46 — 2004 г.С. 3).
В диссертации использованы исследования, посвященные
раскрытию диалектики материального и духовного, социального и природного в становлении гуманистических черт молодежи. Эти аспекты отражены в работах таких ученых, как: Г.С. Арефьева, Л.П. Буева, Б.Г. Григорьян, А.А. Гусейнов, В.И. Зеленков, М.Х. Игитханян, Э. В. Ильенков, Т.В. Керимова, А.И. Красин, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лощилин, А.В. Маслихина В.М.Межуев., К.К. Платонов, Г. М. Пурынычева, С.А. Рубинштейн, А.Д. Сахаров, А.Г.Уледов, В. Г. Федотова и др.
Автором проанализированы труды по раскрытию роли искусства в формировании художественного мышления молодежи таких ученых, как: Г.З. Апресян, А.И. Арнольдов, Н. И. Кияшенко, Г. А. Недошвин, Б. М. Йеменский, Л. И. Столович. и др.
Ознакомлены с монографическими исследованиями докторов наук
Чувашии,, профессоров: В.М.Ермакова, Ю.С.Гурова, Н.А. Исмукова,
Р.В.Михайловой, В.К.Кириллова, Л.П.Куракова, А.И.Петрухина,
Г.Ф.Трифонова, В. Н. Урукова, В.Л. Сусликова, И. В. Федорова, Э.З.Феизова, в той или иной мере связанными с проблемами формирования личности.
Цель и задачи исследования. Обосновать последовательную концепцию социального аспекта ориентации молодого поколения в условиях реформирования общества и осуществить конкретные рекомендации, способствующие решению ряда острейших вопросов теории и практики, возникших при переходе к новому состоянию общественной системы.
Достижение этой цели потребовало осуществления постановки и решения таких задач:
1. Анализировать сущность избранной темы исследования,
раскрыть трудности решения ее проблем и сформировать категориальную
установку.
2. Изучить работы выдающихся философов прошлого об
общечеловеческих принципах формирования молодого поколения, в
частности, Гегеля.
3. Провести причинно-следственный анализ условий, в которых оказалась современная молодежь, выявить ее социальное положение, ставшей объектом воздействия и субъектом "новой" свободы, исследовать корни и основы духовно-нравственного кризиса, охватившего основную часть молодого поколения.
4. С позиции примата общечеловеческих ценностей, опираясь на анализ новых данных и публикаций исследователей, выявить определенное позитивное содержание проблемы человека, раскрыть конкретно-историческую сущность тоталитарного мышления, показать антигуманность абсолютизации классово-идеологического диктата в формировании молодого поколения. Раскрыть механизм воздействия на молодежь деструктивных начал новых направлений неонационализма.
5. Исследовать диалектическую закономерность и образовавшие новые противоречия в ориентации молодого поколения причины устоявшегося метафизического мышления.
6. Обосновать методологическое положение общечеловеческого гуманизма, как необходимое условие социальной ориентации молодежи. Наметить пути толерантно - гуманистического развития формирующейся личности
7.Сформулировать как системный процесс становления
художественного мышления молодого поколения.
8. Рассмотреть проблемы саморазвития и обосновать его как способ творческой самореализации молодежи.
Методологическая основа исследования Методологическую основу диссертации составили философские учения о закономерностях становления личности, работы видных ученых, исследования последних лет в области человековедения. При обосновании новых идей и выводов автор стремился применять системный метод и сравнительно-исторический анализ конкретного материала о молодежи, рассматривая взаимодействие объективных и субъективных факторов ее формирования.
Научная новизна и ценность исследования. Научная новизна и ценность исследования определяются поставленной целью и задачами, обоснованием нынешних проблем молодежи. В исследовании диссертант выдвигает нестандартные подходы, свободные от старых канонов, новые замыслы, связанные с предметом исследования. При сложившихся острых и неизученных проблемах противоречий социально-политических и духовно-нравственных сфер общественного развития, то новое, что показано в данной диссертации, как видится автору, является одним из опытов поиска методологии, формирования научно-теоретической основы, позволяющей устранить сформировавшийся классово-идеологический механизм торможения изысканий в области человековедения. Дальнейшее исследование и решение стратегических направлений, выдвинутых диссертантом, в перспективе призваны обеспечить решение комплекса задач повышения личностного потенциала в условиях реформирования общественных отношений.
В то же время, исходя из уровня теоретической разработанности проблем молодежи, автор стремился по-новому осмыслить ряд традиционно важных и спорных вопросов, что дало возможность конкретизировать, углубить принципы и положения данного исследования.
Более конкретно представляющие новизну результаты
можно резюмировать в следующих положениях и выводах, выносимых на защиту.
- На защиту выносятся следующие положения;
На основе анализа фундаментальной основы развития человечества раскрывается "философский камень" формирования современного молодого поколения, трудности решения проблем его социальной ориентации.
Анализ причинно-следственных связей положения молодежи, ее социальный статус в условиях переходного периода, проблемы детерминации и отчуждения, связанные с новыми реалиями, диалектика взаимообусловленности целостного развития общества и социальной
ориентации молодого поколения.
3.Основываясь на анализе исторической практики и существовавших концепций создания "нового человека", показана несостоятельность абсолютизации классового подхода и его параметров в становлении творчески целостного молодого поколения, выявлены политические спекуляции "победоносного насилия" в социальной ориентации молодежи. Осуществлено на конкретно-историческом материале изучение влияния
тоталитарного сознания и его социально-нравственных последствий на
становление молодого поколения. Выявлены тенденции нового
национализма, влияющие на молодежь, спроектированы некоторые аспекты
его преодоления.
4. Исследуются проблемы формирования диалектического мышления
молодого поколения. Обосновав закономерность о соответствии духовно-
нравственного воздействия на молодежь характеру и уровню развития ее
Ф социальной практики, раскрываются возникшие социальные противоречия
и пути их разрешения.
5 .Выдвигаются новые направления становления
толерантно - гуманистического - мышления молодого поколения, рекомендации по преодолению возникших проблем в данной сфере.
6. Раскрыв, что в обществе происходит атрофизация многих видов искусства, их общечеловеческие функции и традиции утрачивают свою воспитательную значимость, диссертант исследует диалектическую связь нового гуманизма и эстетической культуры, выдвигается структура определенной системы формирования художественного мышления формирующейся личности.
7. Обосновано положение о том, что социальной преградой развития творческих начал у подрастающего поколения выступает недооценка фактора саморазвития, заложенного самой природой человека. Формирующаяся личность рассматривается только как живой предмет воздействия воспитательных органов, но отнюдь не субъект, развивающий самого себя. В диссертации рассмотрено, как в итоге это оборачивается ощутимыми потерями в формировании одаренных индивидуальностей и усредненных "трудящихся масс". Показав, что принятие данного фактора демократической общественностью не менее важно, чем необходимость социально-экономических реформ и борьба с "олигархией" в создании правового государства, диссертант обосновывает некоторые методологические принципы, обеспечивающие становление творческой молодежи.
Научно-практическая значимость и апробация основных положений диссертации. Значение данной работы состоит в том, что она в определенной мере восполняет пробел в социальной философии по изучению проблем формирующейся личности в контексте общечеловеческих ценностей.
Посвященная разработке новой гуманистической методологии в противовес учению об абсолютизации классового воспитания по отношению
к молодежи, диссертация может способствовать разрешению ряда актуальных вопросов по теории и практике обновления социального организма в переходный период от тоталитаризма к демократии, открывает перспективные методологические возможности для плодотворного исследования как общих, так и частных аспектов универсальных ценностей в социальной ориентации молодого поколения.
Результаты исследования могут быть использованы при рассмотрении широкого круга социально-философских, политических, нравственных проблем, связанных с развитием созидательно-интеллектуального потенциала общества. Основные положения диссертационной работы автором изложены при написании книг и статей, составлении учебных программ, разработке курсов лекций и в проведении практических занятий со студенческой молодежью. Выводы, обобщения и анализ нашли отражение в работе научных конференций и личной практике автора.
Проблемы социальной ориентации и трудности их решения
Реформирование общества, создание его демократических основ - самый сложный и длительный процесс, в котором будет участвовать не одно поколение россиян. А природно-социальная целостность самой личности выражается в необходимости формирования новой смены, способной взять на себя ответственность за историческую судьбу государства. Суть данной темы исследования заключается в том, чтобы создать долгосрочную, научно обоснованную программу ее социальной ориентации. В решении этой избранной проблемы перед автором возникают сложнейшие задачи и весьма существенные трудности:
1.3а последние годы исчезло с исторической арены, такое казалось бы, вечным, такое понятие как «советский народ». Не стало категории «советская молодежь». Рухнула вся система коммунистического воспитания. Возникла острейшая проблема, требующая на основе диалектического понимания нынешнего переломного периода российского общества, освободиться от идеологических догм, препятствующих адекватному видению реальных проблем становления социальной зрелости молодого поколения.
2. Провозглашенная программа КПСС: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» к концу ушедшего века была иллюзией. В то же время диссертант не может согласиться с теми авторами, которые огульно критикуют все предшествующее. Скрупулезно отбирая все позитивное «социалистического» опыта по формированию подрастающей смены, в данной работе приводится немало примеров, фактов и положительного прошлого.
3. В стране создается система рыночной экономики, которая должна овладевать всеми сферами общественного развития. Хотя и с большими издержками, формируется новый средний класс. Тем не менее, для капитализма характерны: нарушение демократии, двойные стандарты в оценке общественных явлений, безработица среди молодежи, попрание прав национальных меньшинств и др. Диссертант не согласен и с теми, кто призывает во всем следовать примеру Запада. В данной работе автор «конструирует» программу социальной ориентации на основе достижений как «социализма», так и «капитализма», на прогрессивных идеях и установках, соответствующих духу времени и задач наиболее полного раскрытия творческих способностей и интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Смысл исследования заключается в том, чтобы молодежь, в какой бы сфере жизни не оказалась, должна служить Истине, чтобы творить Добро « по законам» Красоты и Любви к человеку. В этом, по нашему мнению ,и заключаются общечеловеческие ценности, свободные от прежней парадигмы идеологизированного детерминизма и направленные на осуществление диалектического подхода к современным проблемам молодежи с гуманистических, толерантных позиций.
4. Многие наши ученые проделали немалую работу в области изучения молодежных проблем. Об этом сказано при рассмотрении степени разработанности избранной темы. Однако, необходимо учитывать и то, что многие труды о молодежи выходили в свет под неусыпным контролем идеологической цензуры, при огромной тоталитарной политической системе с ее духовно-нравственными атрибутами и институтами абсолютизации классового воспитания и устоявшихся ошибочных концепций формирования "нового человека".
5. Каждое исследование предполагает осмысление содержания научных понятий, каковыми приходится оперировать, и в которых отражаются изучаемые связи и явления, а также методологические принципы постановки и решения проблем. И уже здесь зарождаются трудности, ибо в нашей научной литературе нет еще устоявшихся дифиниций относительно многих понятий, используемых диссертантом. Здесь мы выдвигаем свое построение о некоторых дифиниций категориального аппарата. Остальные понятия применяемые автором, рассматриваются в последующих параграфах.
Что же такое «Социальная ориентация» молодежи в современных условиях? При рассмотрении понятия «социальное» диссертант исходит из того, что оно означает «общественное». Само понятие произошло от латинского «социалис» и охватывает как, происходящие в обществе целенаправленное воздействие, так и стихийные, спонтанные процессы. Определяется социальной структурой общественной системы.
«Ориентация»(фршцузско& слово "опеп1аиоп")буквально означает «направление на восток», произошло от латинского "orienes" - восток. Имеет разные значения: 1) определение своего местоположения на местности; 2) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо; 3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего-либо.
Исходя из данных посылок, диссертант рассматривает соииальную ориентацию как установку, направленность деятельности, «линию» жизни молодого поколения. Это - процесс усвоения вступающим в жизнь индивидом определенной системы знаний, норм и общечеловеческих ценностей, определяющих его жизнедеятельность в качестве полноправного творческого члена общества.
Работы по социальной ориентации молодежи в условиях реформировании общественной системы пока не появлялись. Есть несколько статей, вышедших в свет еще в советское время. Например, большая статья доктора философских наук Ю.А. Замошкина «Проблемы социальной ориентации молодежи».2 В ней имеется и рациональное зерно. В статье говорится: «...Стоит во всей остроте задача разработки продуманной, гибкой, диалектической системы социальной ориентации человека, системы, в рамках которой максимально гармонически сочетались бы современность и будущее».3 Эти слова и сегодня актуальны. Но мы не можем согласиться с утверждением о том, что социальная ориентация должна выполнять функцию марксистско-ленинской идеологии.
Молодежь является органической частью общества, продуктом воспроизводства социальной структуры. Ее функции и социальные возможности, содержание самосознания предопределяются развитием общественных отношений. Однако есть специфически возрастное, позволяющее зафиксировать данную социальную группу , как нечто целостное образование. Специфические черты в характере и поведении молодежи оказывают определенное влияние на социальную ориентацию. Она, представляя собой наиболее неустойчивую, наиболее динамичную и подвижную часть общества, предрасположена к воздействию и ложных воззрений и взглядов.
Причины и следствия индифферентной социализации молодежи
Современная молодежь, - какая она? Вот социологические данные: 50 % - агрессивная, 40 % - циничная,8 % инициативная, 30 % - образованная, 8 % - трудолюбивая, 5% верная, 3 % - искренняя, 1 % - безграмотная Хотя в социологических исследованиях допускается определенная неточность, тем не менее от острых проблем воспитания молодежи, возникших, прежде всего, в связи с распадом СССР, никуда нам не уйти.
Как нынешняя молодежь стала объектом стихийно-номенклатурной демократии и субъектом "новой" свободы"? Каково же состояние ее социального организма, плюсы и минусы воздействия на подрастающее поколение нынешнего периода общественного развития? Каковы же причины ошибок и новых противоречий, отрицательно повлиявших на нравственный статус молодежи?
Первые шаги переходного периода расслабили пружины идеологического диктата и расширили возможности свободы развивающейся личности, раздвинули первоначальные шаги демократии. Это частное признание инакомыслия, многопартийность, выборность всех органов власти на альтернативной основе, многообразие форм собственности, зачатки рыночных отношений, утверждение начал свободы слова, митингов и вероисповеданий. Перестали преследовать и сажать за нарушение «морального кодекса коммунизма». Это позволило формирующейся личности в той или иной мере осознать свое "я" и свою историю. Однако чем глубже проникает во внутренний мир молодого поколения новизна переходного периода со всеми ее ошибками, тем драматичнее его статус, отягощенный неосознанной свободой вне ответственности и равнодушным отношением слабого государства к его нуждам и запросам. В нынешней обстановке молодежь находится в гораздо более неуравновешенном состоянии, чем прежде, ибо в ее жизнедеятельности происходят нравственно-психологические сдвиги, диктуемые необходимостью выбора.
Современная молодежь оказалась в таком периоде нашего общества, к которому не были готовы ни наш разум, ни воля, ни совесть. Все сферы функционирования общества парализовались, и молодежь предстала в небывалом социально-экономическом хаосе и духовно-нравственном вакууме непредсказуемых перемен. Сложнейший процесс переориентации на новое мышление и освоения общечеловеческих ценностей, непредсказуемые социально- экономические, общественно политические и духовно-нравственные коллизии переходного периода, многочисленные ошибки и промахи руководства страны, отсутствие глубоко продуманной государственной молодежной политики привели к нежелательным последствиям в становлении подрастающего поколения. Сегодня молодежь оказалась самой незащищенной частью населения, она стала жертвой негативных процессов реформирования общества и вакуума, возникшего в связи с разрушением прежней системы общественных институтов и развалом страны. Национальная трагедия, падение нравственности, все увеличивающая преступность и террор, бедность и нищета тяжелейшим бременем легли на плечи молодых. Наша экономическая реформа обесценила труд, а воровство стало примером для молодежи, - замечает Александр Солженицын. Нет главного - защиты прав маленького человека. «Я убежденный противник коммунизма, - вторит ему Станислав Говорухин, - но и коммунисты думали о будущем... России уготовано позорное будущее... Растет - глупое, необразованное, воровское племя. Растет нация рабов. Удел ее, в конечном счете,- служить иностранцам... Формируется новый - волчий мир. В нем не будет места таким понятиям, как "честь" и "достоинство", не будет места товариществу и взаимовыручке, по законам этого мира нужно ударить первым, ибо нельзя упасть - затопчут ногами, забьют насмерть". Через 19 с лишним лет этот известный кинорежиссер говорит: «Это звучит ужасно, но настроение у меня было лучше, когда Ельцин был Президентом, хотя я всей душой его ненавидел. Я думал, уйдет этот разрушитель России - и все изменится, наладится. Но вот пришел (причем надолго) новый человек - умный, образованный, все в него влюблены... Но политика-то ельцинская!
Диалектиктическая закономерность и противоречия в ориентации молодого поколения
Как уже заметили выше, мы берем за основу то, что важнейшим принципом творческого развития молодежи, необходимым условием обеспечения ее целостности с иммунитетом независимости от политического диктата и идеологического угнетения, откуда бы они не исходили, является отказ от догматизма и социальных утопий путем формирования научно-диалектического мышления. Однако, методологическая функция диалектики в вопросах воспитания и образования молодого поколения пока повисает в воздухе. На наш взгляд, это очевидное недоразумение связано с тем, что она была превращена в служанку тоталитарной политики и отброшена от проблем развития "непослушной" творческой личности. Стратегические лозунги догматического воспитания, вроде, "Октябрята - ленинские внучата", пионерское - "Всегда готовы!" или "Ленинский комсомол - резерв КПСС", отражая классовый подход к проблемам молодежи, на самом деле, служили формированию поколений людей, лишенных критического отношения к действительности и к самому себе, единодушно одобряющих любую политику партии и правительства. И до сих пор, как естественно-природные, так и социально-нравственные противоречия, закономерные проявления в становлении молодого поколения остаются неисследованными. Диалектика как теория развития «не вмешивается» в социально-историческое творчество, в тени находятся ее мировоззренческая роль. Как протекает процесс развития личности? Как управлять закономерностями становления молодого поколения и как выявлять его противоречия? Каким образом использовать механизм обратной связи и взаимодействия теории и практики в воспитательном процессе? На эти и другие вопросы, связанные с диалектическими проблемами формирования личности пока ответа не находим. А дальнейшее развитие теории и практики воспитания молодежи, демократизация этого процесса требуют исследования механизма сознательного и творческого использования социологических законов в ее становлении. Только на этой основе возможно "очеловечивание" методологии, программ, концепции о молодежи.
Для овладения механизмом использования социологических законов в формировании молодежной политики необходимо изучение и обеспечение развития закономерных связей не только в рамках отдельных сфер ее жизнедеятельности, сколько между этими сферами. И здесь встает проблема познания единой, всеохватывающей, общей закономерности функционирования и развития всего социального организма, диктуемая необходимостью достижения главной цели - формирования целостной личности в гармонии с природным миром и общественной действительностью.
В чем же заключается главная закономерность развития молодого поколения?
Как мы рассмотрели во втором параграфе диссертации, вступая в процесс социальной ориентации, молодое поколение так или иначе вынуждено воспринимать как плоды материального производства предшествующих поколений, так и результаты духовно-нравственного развития общества, дошкольное и школьное обучение, семейное воспитание, вступление в коллектив, приобщение к жизни общественно-политических и государственных институтов, - все многообразные факторы социального воздействия постепенно формируют молодежь, придают определенный характер и направленность восприятия ею установившегося образа жизни. Данный процесс усвоения знаний и социально-нравственных норм со временем обогащается способностью критического анализа смысла жизни и отдачи, когда личные приобретения, знания и опыт через практическую деятельность начинают оказывать известное влияние на окружающую среду. Процесс взаимообогащения социальной среды и формирующейся личности непрерывен, находится в постоянном движении. Главную роль в механизме его регулирования и аккумулирования играет идеолого-нравственное воздействие. Через этот компонент у молодежи складывается определенное понимание окружающей действительности, формируются ус тановки и ориентация самосознания в соответствии с требованиями общества, представление о нормах нравственного поведения, ценностное отношение к ним. Посредством обучения, образования, воспитания она как бы теоретически овладевает этими нормами, обретает способность к оценке социальных явлений и событий на основе общих критериев, к пониманию общественных интересов и характера связи с ними личных устремлений. Функция нравственно-духовного воздействия, его методологическая роль выражается в том, чтобы обеспечить мировоззренческую надежность жизнедеятельности и удовлетворять естественные помыслы молодых служить истине. С разрушением устоев коммунистического воспитания и с отказом от марксистско-ленинской идеологии как теоретического ориентира "развитого социализма", общество как бы лишилось фундаментальных основ идеологического воздействия на молодое поколение. И часть молодежи, воспитанная в духе преданности иллюзорному коммунистическому идеалу, оказалась неподготовленной к восприятию новых жизненных ориентации, при отсутствии социального опыта и диалектического ума для усвоения первоначальных идей политического плюрализма и рыночного хозяйствования, идеологического многообразия и частной собственности, она стала аморфной массой "демократических" спекуляций политиков разного рода и направления.