Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества Шоисматуллоева Зарина Шоназаровна

Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества
<
Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шоисматуллоева Зарина Шоназаровна. Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шоисматуллоева Зарина Шоназаровна; [Место защиты: Ин-т философии им. А.М. Богоутдинова АН РТ].- Душанбе, 2010.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/433

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы много говорится о кризисе идентичности различных социальных категорий, о возникновении социальной аномии, утрате прежних стандартов жизни, растерянности и пессимизме.

Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции. Понимая под интеграцией в самом общем смысле объединение элементов системы в единое целое, социальная философия рассматривает ее в качестве важнейшего элемента механизма стабилизации и развития, одного из условий общественного воспроизводства.

Современное таджикистанское общество находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций. На формирование идентификационных предпочтений современных таджикистанцев непосредственное влияние оказала ушедшая в прошлое советская идентичность, поскольку девальвация прежних идентификационных рамок породила феномен массового «поиска идентичности». Современный социокультурный контекст интеграционных процессов детерминируется рядом специфических черт, среди которых наиболее значимыми являются: распад советского интеграционного пространства, реорганизация политических и экономических структур, усложнение социально-стратификационной системы общества, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, культурное многообразие, а также глубокая модификация нормативно-ценностной системы и моделей социального, экономического, политического поведения. Эти и другие факторы обусловливают нестабильность и аморфность социокультурной среды, к которой современные таджикистанцы вынуждены адаптироваться.

Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь, сущностное определение которой связано с ее специфической ролью в общественном воспроизводстве. Интегрнруясь в социальную структуру, молодежь осуществляет не только простое воспроизводство, но и расширенное, благодаря своему инновационному потенциалу. Расширенное воспроизводство как важнейшее условие общественного развития может успешно осуществляться в интегрированном обществе. Следовательно, от того, насколько активно и беспрепятственно молодежь включается в общественные структуры, и от степени ее солидарности с ними во" многом зависит целостность и стабильность общества.

Исходя из вышеизложенного, атуальность темы исследования заключается в следующем:

- в настоящее время таджикистанское общество представляет собой мозаичное интеграционное пространство, представляющее множестве вариантов интеграционных стратегий и способов социальной интеграции і ичности, что требует специальных социально-философского и социологического ис-

следований, учитывающих влияние как внешних социокультурных детерминант, так и внутренних индивидуально-личностных факторов;

- особый интерес представляет философский анализ складывающихся
интеграционных предпочтений молодежи. Молодежь, представляя собой
большую социально-демографическую группу и являясь главнейшим
агентом социальных перемен, обладает значительным инновационным по
тенциалом, который можно эффективно использовать на благо всего обще
ства. Для личностной самоидентификации молодежи характерны такие каче
ства, как неустойчивость, отсутствие окончательной сформированное, бо
лее высокая по сравнению со старшими возрастными группам реактив
ность в отношении перемен социокультурной среды; но при этом именно
молодежь обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих
более высокой адаптивности и инновативности данной социальной группы в
условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная ак
тивность, готовность рисковать и т.п. Именно молодежь, обладая таким со
циокультурным потенциаюм, может выступать в качестве проводника соци
альных инноваций, необходимых для стабилизации общественного развития;

- исследования, в которых был бы представлен социальный аспект инте
грации и самоидентификации молодого поколения, в Таджикистане отсутст
вуют.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в научном осмыслении и анализе проблем социальной интеграции молодежи в условиях социальных перемен современного таджикистанского общества. Проблема состоит р противоречии, возникающем между объективно присущим молодежи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, образующимися в условиях социальной нестабильности и экономического кризиса.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной социально-философской и социологической литературе наметились определенные направления в исследовании проблем интеграции. Одно из первых направлений разработки проблем интеграции связано с анализом тенденций и закономерностей изменения социальной структуры общества. В советской философской науке эти работы были начаты в 20-е годы, в период становления советского общества, и связаны с именами А.А.Богданова и Н.И.Бухарина.1 Так называемая равновесная теория, рассматривающая устойчивость как объективную характеристику общества, противопоставлялась господстиовавшим в то время концепциям, обращенным главным образом на революционные волнения и катастрофические перемены.

В дальнейшем интеграция глубоко и всесторонне рассматривалась в контексте проблем совершенствования социальной структуры советского общества. Несмотря на спорность конечных выводов о преодолении классовых различий и достижении социальной однородности, советские ученые внесли существенный вклад в разработку теории и практики социальной интеграции.

1 См.: Богдане s Л. Философия живого омыта. М., 1920; Бухари» Н.И Теория исторического материализма. М., 1923.

Проблемы идентичности и самоидентификации личности достаточно широко освещены как в философских и социологических, так и в социопсихологических теориях, поскольку понятие идентичности изначально имеет психологические корни и связано с именами таких известных теоретиков психологии, как Д. Кэмпбелл, Ж.П. Кодол, Дж. Марена, А. Маслоу, С. Мос-ковичи, Дж. Тернер, Г. Таджфел, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.1

В социально-философской и социологической науке существует ряд теоретико-методологических подходов к пониманию феномена социальной интеграции и самоидентификации личности. Так, в рамках структурно-функционального подхода выделяется несколько наиболее значимых теорий и концепций, среди которых социологическая теория Э.Дюркгейма и теория социальных действий Т. Парсонса." Сторонники данного подхода считают, что в любом обществе интеграционное пространство определяется существующей социокультурной ситуацией, а личностные идентификации в условиях аморфности ценностно-нормативного компонента характеризуются нестабильностью.

Представители феноменологической социологии - П. Берг, Т. Лукман, А. Шюц3 значительную роль отводят собственным представлениям индивида об обществе и социальных нормах, осмыслению его деятельности как информационного процесса социального взаимодействия. Сторонники интегративных социологических теории стремятся к созданию синтезированной модели социальной реальности, сочетающей макросоциологические и микросоциологические взгляды, в том числе и на интеграционные процессы: общесоциологическая теория П. Бурдье, концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса, интегративная модель социальной идентификации личности К. Дюбараи др.4

В рамках российской социогуманитарной науки проблематика иденти
фикации личности достаточно нова и представлена в ряде исследований
К.А.Абульхановой-Славской, Е.М.Авраамовой, Л.С.Выготского,

В.И.Журавлева, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,

А.Н.Филиппова, В.А.Ядова и др.5

В начале 90-х гг. прошлого столетия, после распада Советского Союза, в российской литературе появился целый ряд публикаций по проблемам социальной интеграции и социокультурной идентификации личности в трансформирующемся обществе, осуществлялись анализ и апробация в новороссий-

' См.: Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Уринсон Э. Идентичность, юность и кризис. М,. 1996. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1990; Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1966; Антонова Н В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, ннтеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. К«1: Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. X» 2. ' Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Парсонс Т. Система современных обществ. М, 1997.

1 См.: Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат но социологии знания. М., 1995. J См.: Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Бурдье П. Начала. М, 199).

' См.: Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Мм 1979; Аввраамова Е.М. Формирование новой российской идентичности 7 Общественные науки и современность. 1998. № 4; Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии '' Собр. соч. в 6-ти т. T 4 М., 1984; Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. Т. I. М., 1973; Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь // Отв. ред К. А. Абульханова-Славская. М., 1990; Кен И.С. Открытие «Я». М., 1978.

ских социокультурных условиях известных зарубежных теорий и методик. Значимую роль в концептуализации ряда аспектов социальной интеграции и социокультурной самоидентификации личности в условиях перемен сыграли работы таких исследователей, как З.Т. Голенковой, Г.Г. Дилигенского, Л.М. Дробижевой, Т.И. Заславской, Л.Г. Ионина, П.М. Козыревой, К).А. Левады, В А. Ядова и др.'

БолЬшая часть теоретических и эмпирических исследований молодежи представлена в работах российских социологов - С.Григорьева, И.М.Ильинского, Л.В.Коклягиной. Т.Н.Кухтевич, Д.Л.Константиновского, В.Т.Лисовского, М.М.Малышевой, ЛЛ.Рубиной, В.В.Семеновой, В.И.Чупрова, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкина и др.; эстонских социологов -М.Х.Титмы, П.Кенкманна, Э.Саар, Р.К.Вээрманна; литовских А.А.Матулёниса, М.Тапьюнайте; белорусских - Е.М.Бабосова, Е.А.Барковской; украинских - Е.И.Якубы, О.Балакиревой, И.И.Шеремет; таджикских - Г. Гарибшоева, А.Калонова, А.АШамолова, Ш.Шоисматуллоева, и многих других.

В отечественной философской и социологической науке вопросы социальной интеграции, идентичности, идентификация и социальной самоидентификации только начинают становиться предметом исследования. В первую очередь следует отметить работы К. Гиеева, Х.У.Идиева, П.Д.Шозимова, Ш.Шоисматуллоева и др.2

Вопросы социальной интеграции и социальной самоидентификации личности в имеющейся философской и социологической литературе освещены весьма фрагментарно и преимущественно в рамках исследований, посвященных проблемам идентичности и социальной самоидентификации в целом. Исследования, в которых был бы представлен именно социальный аспект интеграции и самоидентификации молодого поколения, в республике отсутствуют, что обусловливает актуальность выбранной для анализа проблематики.

Объект исследования - современная таджикская молодежь как особая идентификационная группа.

Предмет исследования - особенности и основные направления социальной интеграции молодежи в таджикистанском обществе.

Цель диссертационного исследования - выявить особенности социальной интеграции молодежи в условиях трансформирующегося таджикистан-ского общества. Данная цель предполагает решение следующих задач:

раскрыть социальный аспект интеграционных процессов;

определить молодежь как особую идентификационную группу;

См.; Голенкова 3. Т..Социальная стратификация российского общества. СПб., 2003; Дилигенский Г.Г. Люди среднею класса. М . 2002; Дробижева Л.М Российская и этническая идентичность; противостояние или совместимость //Россия реформ ирующаяся. М.. 2002; Заславская Т.И. Современное российское общество; проблемы и перспективы //Общественные науки и современность. 2004 №5; ИонинЛ.Г. Идентификация и инс іенировка // Социологические исследования. 1995. №4; Козырева П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся; Ежегодник - 2003, М.. 2003. Левада Ю.А, От мнений к пониманию. М., 2000.

" См. Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе: Ирфон, 2003; Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и іхісударственное строительство в Таджикистане Душанбе: Ирфон, 2003; Шоисма-туллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе: Ирфон, 2006.

выявить особенности социальной интеграции молодежи в таджики-станском обществе;

проанализировать социальную мобильность как проявление интеграционных процессов в обществе;

рассмотреть трудовую мотивацию как показатель направленности социальной идентификации молодежи;

в проанализировать образование как фактор устойчивости процесса социальной интеграции молодежи.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основу исследования был положен социально-философский подход, позволяющий рассматривать изучаемые явления социокультурной среды и личность в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило дать определение социальной интеграции, идентичности, социальной идентификации личности, проанализировать социокультурные механизмы данных процессов.

Цель и задачи, заявленные в диссертационном исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно исследование проблемы в комплексе и который обусловливает использование методов, применяемых в социальной философии, социологии и психологии.

'Эмпирическую базу исследования составляют материалы социологических исследований, проведенных Отделом социологии Института философии им. академика А.М.Богоутдинова АН Республики Таджикистан, результаты ряда эмпирических социологических исследований, опубликованных в научной периодике и монографиях последних лет; данные статистики.

Научная новизна диссертационного исследования:

Реализация целостного концептуального подхода к исследованию социальной интеграции молодежи позволила выявить следующие ее особенности в условиях социальной нестабильности:

внутренне противоречивый характер интеграционных процессов, проявляющихся, с одной стороны, в нарушении взаимосвязей между отдельными этапами процессов (включением молодежи в социальные группы, общности; осознанием своего статуса в них; полной самоидентификацией с ними), а с другой стороны, в явлениях отрицательной интеграции, когда интеграционные процессы в разных группах, в пределах единой структуры, не только не совпадают, но и имеют противоположную направленность;

одним из значимых факторов социальной стратификации общества и, соответственно, социальной интеграции в современных условиях становится уровень и качество образования. По нему формируется свой специфически групповой образ жизни, накладывающий отпечаток на цели, ценности, структуру потребностей и потребления, ка формы производственной и досуговой деятельности, брачно-семейные отношения;

падение уровня жизни большинства таджикистанских семей привело к снижению аскриптивного статуса молодёжи. В то же время ограниченный доступ к ресурсам развития обостряет противоречие между стремлением мо-

лодых людей к самореализации, как одной из базовых потребностей, и сужающимися возможностями её удовлетворения. Оно является непреодолимым препятствием к воспроизводству и повышению их статусного положения и отчётливо просматривается во всех сферах, особенно в образовании и системе трудовых отношений молодёжи;

- ценностно-нормативная неопределённость и последовавшая за ней
трансформация социально значимых оснований интеграции молодёжи сыгра
ли ключевую роль в усилении риска кризиса идентичности;

постсоциалистическое таджикистанское общество возвратилось к традиционному механизму демонстрации социального статуса, существовавшему до начала ускоренных модернизационных преобразований. Символами положения в обществе, как и в доиндустриальную эпоху, стали чисто внешние - материальные, имущественные, имеющие практическое значение, а не социальные и культурные, то есть личностные, показатели.

в условиях трансформирующегося таджикистанского общества процесс личностной адаптации перерастает в сложные субъектно-объектные отношения, при которых изменения касаются не только объектов трансформации -социальных институтов, социальных общностей, ценностей и т.п., но и самих субъектов трансформации. В таких условиях социальная мобильность принимает на себя и выполняет для индивида адаптивно-защитную функцию;

молодое поколение оказалось в ситуации длительных социокультурных трансформаций, характерными чертами которых являются нестабильность и нечёткая структурированность жизненного мира индивида, что неблагоприятным образом сказывается на процессе социальной мобильности и формировании устойчивых социальных идентичностей. Получается, что в сложившихся условиях самоидентификация личности представляет собой показатель степени и способа адаптации индивида к социальной нестабильности.

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защиту.

Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля проблематики социализации личности, дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений анализа интеграционных процессов в молодежной среде.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и представлять интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся исследованием интеграционных процессов в современном Таджикистане.

Основные положения и выводы работы могут использоваться в учебном процессе и служить теоретико-методологической основой при разработке и чтении учебных курсов по социальной философии, социологии, социальной психолог ии, социологии личности и другим дисциплинам, а также при подготовке вариативных и факультативных курсов по проблемам социальной интеграции молодежи.

Апробация результатов исследования.

Диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии им. академика А.М.Багоутдинова АН РТ. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на научно-теоретической конференциях «Формирование национальной и социальной идентичности в трансформирующемся таджикистанском обществе» (Душанбе, 2008), на ежегодных апрельских конференциях Российско-Таджикского (Славянского) университета, на научно-практических конференциях и семинарах.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 публикациях, общим объемом около 3 п.л., в том числе в статьях, опубликованных в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Социальная интеграция молодежи в условиях трансформирующегося таджикистанского общества