Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовой нигилизм в российском общественном сознании: социокультурные факторы формирования Паремузов Артем Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Паремузов Артем Николаевич. Правовой нигилизм в российском общественном сознании: социокультурные факторы формирования: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Паремузов Артем Николаевич;[Место защиты: Краснодарском университете МВД России].- Краснодар, 2012.- 25 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исторически сложилось так, что советское общественное сознание, а затем и российское общественное сознание хронически страдают правовым нигилизмом. Государство традиционно олицетворяется с карательным аппаратом, часто действующим неправовым способом, а государственные власти далеко не всегда учитывали и считались с к интересами граждан, их нуждами, запросами, правами и свободами.

Пренебрежительное и нигилистическое восприятие права в общественном сознании россиян играет достаточно заметную роль. В соответствии с азиатским ментально-культурным элементом, для которого характерным является сильная, централизованная, жесткая государственная власть с преобладанием державно–имперских, авторитарных и консервативных социальных тенденций и установок, российское общественное сознание идентифицирует соблюдение государством прав граждан больше с внутренней слабостью государственных органов, чем с силой государства, что способствует развитию нигилистических тенденций в восприятии права. В вследствие с существующей культурной традиции российские граждане по-прежнему склонны рассматривать права человека как милость со стороны властей, тогда как повседневные экономические и социальные отношения больше базируются на внеправовом фаворитизме, коррупционных привилегиях и принуждении.

Российский законодатель неоднократно подчеркивал, что «условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд)».

Чтобы государственная политика развития человеческого и общественного потенциала имела реальный результат, необходимы усилия по гуманизации российского общества, формированию позитивного и гуманистического правового общества, выстраиванию правовой инфраструктуры, институционализации, упорядочению и согласованию правовых отношений власти и общества.

В российском обществе правовой нигилизм имеет устойчивые социокультурные корни, поэтому преодоление нигилистических общественных тенденций невозможно без социокультурного сдвига. Социокультурные факторы формирования правового нигилизма в российском общественном сознании продолжают вызывать дискуссии среди философов. Эта проблема нуждается в комплексном социально-философском изучении.

Степень научной разработанности темы. Понятие «правовой нигилизм» всегда включено в национальный социокультурный контекст, в котором отношение к праву трактуется в соответствии с национальными правовыми и культурными традициями.

Разработке проблемы правового нигилизма в России в философской литературе уделено достаточно много внимания. Этой проблеме посвятили свои классические труды в конце XIX – начале XX в. российские правоведы Н.Н. Алексеев, В.С. Соловьев и др.

Традиционно в отечественной философской литературе нигилизм характеризуется как негативное явление, заключающее в своей основе голое отрицание. Размышляя о национальных особенностях восприятия права, К.С. Аксаков подчеркивал, что «Россия никогда не обоготворяла права, никогда не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

А. И. Герцен, анализировавший проблему нигилистического отношения к праву, считал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. …Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

Оптимальный выход, по мнению И.А. Ильина, в том, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользоваться своими полномочиями, право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».

Современные исследователи (С.В. Кодан, В.А. Лекторский, А. Ослунд, М.Ю. Попов, Ю.В. Самович и др.) признают, что в России правовые ценности не укоренились достаточно прочно, несмотря на то, что правовые учреждения в постперестроечный период подверглись существенному переустройству. Право не стало инструментом разрешения существующих конфликтов экономических интересов.

В XXI в. правовой нигилизм еще больше утвердился в общественном сознании. Поэтому глубинные причины нигилистического отношения к праву, отсутствие восприятия его как социальной ценности продолжают волновать современных философов. Можно согласиться с мнением К. Г. Федоренко в том, что правовой нигилизм является одним из тех понятий, которое в настоящее время активно «эксплуатируется» как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовой лексике.

Н.И. Матузов связывает правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей: «... неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законопослушания».

Философы Ю.А. Агафонов, В.М. Межуев, В.М. Розин, Р.Г. Шайхутдинов и др. отмечают решающую роль следующих факторов развития правового нигилизма в России:

  1. Рассредоточение населения на огромных пространствах и изначально слабые правовые связи между относительно изолированными территориальными общностями.

  2. Особая значимость борьбы за выживание в условиях сурового и неблагоприятного климата, которая не оставляла времени для разработки сложных многоуровневых правовых систем, характерных для Западной Европы.

  3. Постоянная территориальная экспансия, рост самовластия и милитаризации страны, что приводило к росту государственной исполнительной бюрократии за счет судебной и законодательной, доминированию авторитарных тенденций в общественном сознании.

Несмотря на некоторые незначительные различия, авторы указанных концепций правового нигилизма в главных сущностных особенностях сходятся во мнениях. Так, все они единодушны в том, что правовой нигилизм связан с пренебрежением обязательности соблюдения правовых норм, а также с пренебрежением государственного или общественного осуждения неправового поведения. В психологическом плане правовой нигилизм связан с маргинальной раздвоенностью современной личности, что не позволяет ей сформировать четкую, рефлексивную и активную правовую позицию в отношении существующих правовых отношений.

Вместе с тем в российской философской традиции отсутствуют социально-философские работы, посвященные изучению социокультурной специфики правового нигилизма в российском обществе, не концептуализируются социокультурные факторы формирования правового нигилизма в общественном сознании российских граждан. Процессы формирования правового нигилизма в условиях трансформационных исторических сдвигов нуждаются в системном социально-философском изучении применительно к конкретной национальной и социально-культурной реальности. Без социально-философского понимания социокультурной сущности правового нигилизма невозможно преодолеть господствующие в российском отношении к праву, государству нигилистические тенденции и построить правовую демократию.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении социокультурных факторов формирования правового нигилизма в общественном сознании российских граждан.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

– концептуализировать современные социально-философские исследования правового нигилизма в российском обществе;

– выделить сущностное содержание правового нигилизма в российском общественном сознании;

– определить методологический конструкт социально-философского и социокультурного изучения правового нигилизма в российском социуме;

– определить социокультурный кризис современного российского общества как основной фактор формирования правового нигилизма в общественном сознании граждан;

– концептуализировать социокультурную неразвитость правового и гражданского сознания российских граждан как фактор формирования правового нигилизма;

– исследовать социально-правовые перспективы преодоления правового нигилизма в общественном сознании российских граждан.

Объектом исследования выступает правовой нигилизм в современном российском обществе.

Предметом исследования являются социокультурные факторы формирования правового нигилизма в российском общественном сознании.

Гипотеза исследования. Правовой нигилизм представляет собой ключевую проблему общей неустроенности социально-правовых отношений индивида и государства. Заключая в себе осознанное пренебрежение нормами права в повседневной жизни, правовой нигилизм в общественном сознании российских граждан воплощается в совокупности антиправовых социально-психологических установок и социально-культурных стереотипов. Нигилистическое отношение к праву и правовым ценностям имеет в российском обществе глубокие исторические социокультурные корни, однако обострение в общественном сознании нигилистических установок связано с общей социально-экономической и духовной деградацией социума в транзитивный период, а также с низким уровнем правового сознания. Преодоление правового нигилизма в общественном сознании российских граждан невозможно без комплексных мер укрепления правовой и гражданской культуры со стороны как чиновников государственных органов, так и всего общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационная работа выполнена с использованием концептуальных идей, сформулированных российскими научными школами изучения правового нигилизма, которые следуют в рамках канонов, установленных отечественными социально-философскими традициями (Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и др.).

Методология исследования основывается на социокультурном подходе с использованием принципов диалектики. В рамках социокультурного подхода философами рассматривается культурно-ценностное ядро социума, которое определяет особенности социально-правовых процессов, правовых установок и ценностей, которые, в свою очередь, определяют особенности мировоззрения, поведения и жизненных повседневных практик индивидов и социальных групп, в том числе и процессов формирования нигилистического отношения к праву в российском социуме.

Кроме того, в диссертации использовались логико-исторический анализ, обобщение и интерпретация научных данных.

Особое внимание было уделено работам российских правоведов и социологов в области развития правового государства и гражданского общества (А.Н. Ильяшенко, В.М. Межуев, Ж.Т. Тощенко, И.В. Упоров, И.Б. Чубайс и др.).

Научная новизна диссертационного исследования. В рамках социокультурного подхода и предложенного методологического конструкта к исследованию социальных и культурных факторов формирования нигилистического отношения людей к праву в российских модернизационных социально-политических и социально-экономических условиях конкретное приращение научного знания заключается в следующем:

– концептуализированы современные социально-философские исследования правового нигилизма в российском обществе и показана включенность понятия «правовой нигилизм» в национальный социокультурный контекст, в котором отношение к праву и правовым ценностям зависит от культурных традиций;

– выделено сущностное содержание правового нигилизма в российском общественном сознании, отражающее не только недоверие к праву, но и антигосударственные и антибюрократические социокультурные установки, и показана зависимость правового нигилизма от характера отношений гражданского общества и государства;

– определен методологический социокультурный конструкт социально-философского изучения правового нигилизма и роста нигилистических процессов в российском социуме на основе признания социокультурной обусловленности социально-правовых явлений, единства и взаимосвязи социокультурной сущности и факторов правового нигилизма;

– выявлено, что социокультурный кризис современного российского общества, переживающего транзитивный период национального развития, выступает основным фактором формирования социально-психологических установок и социально-культурных стереотипов правового нигилизма в общественном сознании граждан;

– концептуализирована исторически обусловленная авторитарным политическим развитием социокультурная неразвитость и слабость правового и гражданского сознания российских граждан как важный фактор формирования правового нигилизма;

– определены социально-правовые перспективы и стратегии преодоления правового нигилизма в общественном сознании российских граждан, и показано, что без преодоления нигилистического и инструменталистского отношения к правовым институтам и ценностям невозможно формирование устойчивого демократического правосознания и правовой культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема доминирования в общественном сознании нигилистического и пренебрежительного отношения к праву, правовым ценностям и государству является одной из ключевых проблем, поднятых российскими философами с XIX в. в двух основных направлениях философской мысли – либеральном и консервативном. Консервативная мысль исходила из приоритета традиционных ценностей «иерархии», «долга», «правды», «справедливости», «духовности» и «религиозности» по отношению к праву. Либеральными философами правовой нигилизм рассматривался в контексте укоренившегося в российской культуре пренебрежения правовой стороной развития общества и недооценки значимости права в развитии государства. Оба социально-философских направления признают включенность правового нигилизма в социокультурный контекст, в котором отношение к праву коррелируется в соответствии с господствующими в общественном сознании правовыми и культурными традициями.

2. В российском общественном сознании правовой нигилизм отражает не только недоверие, пренебрежение и неверие в значимость правовых ценностей, доминирующих в западной культуре, но и общее нигилистическое отношение к государственному аппарату. На уровне социальных действий правовой нигилизм проявляется в сознательном отказе граждан от правового поведения и/или игнорировании ими исполнения норм права, созданных государством. Негативное комплексное воздействие правового нигилизма на общественно-государственные отношения разрушает социально-правовые связи, соединяющие индивида и гражданское общество с государством, что ставит правовое положение и защищенность индивида в зависимость от характера его отношений с чиновниками.

3. Социально-философское исследование правового нигилизма в российском социуме невозможно без анализа социокультурных факторов, формирующих нигилистическое отношение к праву; необходимо выявить то особенное, индивидуальное и сущностное социокультурное содержание, что отличает правовой нигилизм от других видов общественного нигилизма (политического, морального, религиозного и т.п.), и что является результатом исторического развития патерналистского, консервативного и этатистского общественного сознания. Социально-философское осмысление социокультурных факторов формирования правового нигилизма невозможно без комплексного использования социокультурного подхода, подчеркивающего социокультурную обусловленность социально-правовых явлений и процессов. В рамках примененного социокультурного подхода правовой нигилизм рассматривается как совокупность социально-психологических установок и социально-культурных стереотипов, сформированных в ходе исторического развития российского общества и государства и отрицающих значимость права, правовых ценностей и идеалов построения правового государства для повседневных общественных отношений.

4. В условиях социокультурных разломов транзитивного времени современное российское государство в 1990-е годы возникло как государство минимальной законопослушности, неустойчивого правопорядка, неуважения к праву, а также безответственного поведения по отношению к нарушению урегулированных правом общественных отношений. Низкий уровень развития правовой и политической культуры российского общества определяет высокий уровень правового нигилизма как среди граждан, так и среди сотрудников государственных учреждений, исполнительной и законодательной ветвей федеральной и региональной власти, правоохранительной и судебной систем. В российском обществе не существует культурных традиций индивидуалистической морали и гражданского достоинства, которые могли бы способствовать возникновению системы социально-психологических установок уважения права. В общественном сознании российских граждан право ассоциируются с чем-то произвольным и субъективным, а «закон» не воспринимается в качестве безусловной ценности.

5. Проблема роста правового нигилизма в современной России связана с негативным социально-культурным наследием десятилетий авторитарного политического управления и жесткими экономическими преобразованиями 1990-х годов, когда государственные власти не уделяли достаточного внимания процессам формирования правового и гражданского сознания российских граждан. Сформировавшиеся в ходе исторического развития российского государства социокультурные установки пренебрежения чиновниками правами и интересами граждан сформировали в них гражданский и правовой цинизм. Низкий уровень развития правового и гражданского сознания, убежденность российских граждан в низкой социокультурной и аксиологической значимости права, а также в возможности инструментального использования существующих норм права для незаконного обогащения служат социокультурной факторной средой формирования нигилистического общественного отношения к праву.

6. Преодоление правового нигилизма необходимо для построения страны с рыночной экономикой, основанной на принципах верховенства закона, соблюдения политических, экономических и социальных прав граждан, укрепления демократических институтов, развития гуманного и свободного общества свободы, социального партнерства, ответственности. Преодоление правового нигилизма в общественном сознании российских граждан, формирование у них устойчивого правосознания, правовой и гражданской культуры, ценностей взаимоуважения и гражданской солидарности представителей разных религий, национальностей и поколений невозможно без трансформации государства в сторону более правоориентированного, нацеленного на соблюдение прав человека. Для решения этих задач в первую очередь необходимо предусмотреть персонификацию ответственности государственных служащих за несвоевременность и ненадлежащее качество законодательного обеспечения государственной политики, неисполнение законов, недобросовестное правоприменение.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в детализации и разработке методы социально-философского анализа социокультурных факторов формирования правового нигилизма в российском общественном сознании, а также в углублении существующих в современном социально-философском знании теоретических представлений о специфике правового нигилизма в условиях модернизации общества. Выводы и полученные диссертационные результаты могут быть использованы федеральными и региональными властями России в сфере предотвращения развития правового нигилизма и смягчения негативных социально-экономических и социально-политических последствий роста нигилистических тенденций в российском общественном сознании.

Материалы, положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших социально-философских исследованиях правового нигилизма в России, а также применяться в учебном процессе преподавания курсов и спецкурсов «Социальная философия», «Философия права», «Философия культуры».

Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования обсуждалась на заседаниях кафедры социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета.

Результаты исследования были изложены на региональных и всероссийских научных и научно-практических конференциях и семинарах, в частности на: Второй Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 23–24 сентября 2010г.); Международной научно-практической конференции «Модернизация России: региональные особенности и перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 21–22 апреля 2011 г.); Региональной научной конференции «Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук» (г. Ростов-на-Дону, 21-22 апреля 2011 г.); III Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 27–29 сентября 2011 г.); Всероссийской научной конференции «Геополитическая миссия России в XXI веке и национальная идея» (г. Ростов-на-Дону, 17–18 марта 2011 г.).

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6 научных публикациях, в т.ч. в изданиях, включенных в список ВАК Минобрнауки РФ, общим объемом 10,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Правовой нигилизм в российском общественном сознании: социокультурные факторы формирования