Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ Ашхамаф, Айтэч Русланович

Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ
<
Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ашхамаф, Айтэч Русланович. Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ашхамаф Айтэч Русланович; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Майкоп, 2011.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/227

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Во второй половине XX в. стало очевидным, что изменение экологического баланса природы может поставить под угрозу выживание самой цивилизации и возможность ее устойчивого развития. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности сохранять качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, нового экологического сознания, исключающих возможность разрушения природной среды. Появились признаки глобальных изменений в природе, способствующие становлению коллективного экологического сознания. Одной из причин экологического кризиса стало господствующее несколько столетий в мире потребительское мировоззрение. В условиях обострения экологической ситуации, все более сужающимися возможностями самовосстановления природы, с одной стороны, и продолжающимся антропогенным воздействием – с другой, особую значимость приобретает решение экологической проблемы на глубинном, причинном уровне и, в первую очередь, встает необходимость формирования нового экологического сознания. К числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды относится, прежде всего, низкий уровень развития экологического сознания и культуры всего населения планеты Земля.

Судьбой человечества обеспокоились ученые, деятели культуры и передовая часть общества. Активизировались философские, культурологические, социально-аксиологические, экономические, экологические, психологические, правовые и другие исследования, связанные с необходимостью прогнозирования взаимодействия человека с природным бытием. Это привело к постановке проблемы необходимости формирования нового экологического сознания.

Степень научной разработанности проблемы. Становление и сущность экологического сознания являются комплексной проблемой, которая нашла свое отражение в ряде литературных источников. Экологическое сознание изучается многими науками: экономическими, социальной экологией и психологией, философией, этнопсихологией, социальной философией, социологией, историей, культурологией, политологией, уголовным и экологическим правом, криминологией и др. Взаимоотношения общества и природы, экологическое сознание людей стали предметами осмысления с момента зарождения философии. Экологический опыт народов стал предметом анализа как зарубежных, так и отечественных ученых прошлого и современности самых различных направлений. Как известно, осознание единства природы и человека присутствует уже в древнейших мифологиях и религиях народов. В частности, анализу мифологических представлений, отражающих зарождающееся экологическое сознание древнего мира, посвящены исследования Ф. Х. Кессиди, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева, М. Элиаде и других ученых, а также работы современных зарубежных авторов – Р. Дажо, Ю. Одума, Ф. Сен-Марка, В. Хесле и др.

У истоков развития научной мысли о проблемах взаимоотношений человека и природы стоял Гиппократ, который сформулировал первые идеи влияния природы на формирование «народного духа». Основы экологического сознания были сформулированы в античной философии Платоном, Аристотелем, Зеноном, Лукрецием, Марком Аврелием, которые считали, что человек должен жить в соответствии с законами природы, стремиться к гармонизации или к слиянию с ней. В средневековой философии понятие «экологическое сознание» стало трактоваться в соответствии с другой философской парадигмой. В ней природа рассматривалась как триада «Бог – человек – природа», которая была сформулирована Августином Блаженным. В философии и науке Нового времени в работах В. Вундта, Р. Декарта, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Г. Лебона, Ш. Монтескье, И. Фихте, Д. Юма и других ученых обосновывается необходимость изменения экологического сознания. Р. Декарт указывал, что люди должны «сделаться хозяевами и господами природы». Позднее утилитарно-потребительское экологическое сознание поддерживалось философией технического детерминизма в работах А. Сен-Симона, О. Конта.

В XIX в. К. Маркс, понимая значимость природной среды для развития общества, для жизни человека, указывал на необходимость научной рационализации взаимоотношений общества и природы. Однако эти идеи в философии марксизма в дальнейшем не были развиты.

В Новейшее время распространенность идей технологического детерминизма (Д. Белл, У. Ростоу) обеспечивала сохранение господства утилитарно-потребительского экологического сознания. Вместе с тем в социальной философии XX в. появились идеи о необходимости переориентации экологического сознания с утилитарно-потребительских целей на ноосферные. Эти идеи развиваются в философии инвайроментализма (Дж. Пиншо, О. Леопольд, Р. Эмерсон).

На необходимость аксиологического изменения существующего экологического сознания указывали и русские философы-космисты: В. С. Соловьев, Н. А. Умов, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный и др. Они считали, что человек является частью природы и поэтому его необходимо рассматривать в единстве с ней. Важную роль для развития теории экологического сознания играют учение о ноосфере П.Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского, а также коэволюционная теория Н. Н. Моисеева.

В настоящее время в западной философии проблемы экологического сознания рассматриваются в основном в рамках экологической философии

(А. Нейсс, Л. Уайт, У. Фокс) или экологической этики (Р. Атфилд, Т. Ролстон). Центральной в них является идея о том, что изменение взаимоотношений общества и природы возможно только в случае изменения структуры личностного «я» (когда человек начнет мыслить «изнутри» природы). Природа воспринимается как ценность и как объект моральной оценки. Это дает возможность ощутить свою принадлежность к «планетарной общности».

В современной российской философии проблема экологического сознания исследуется в нескольких аспектах. Проводится философско-методологический анализ отдельных элементов системного экологического сознания в истории развития философской и научно-экологической мысли (Л. И. Василенко, Э. В. Гирусов, А. А. Горелов, Г. А. Давыдова, А. Н. Кочергин, Л. Леви-Брюль, А. В. Лосев, А. Ф. Лосев, И. И. Мазур, Ю. Г. Марков, Н. Н. Моисеев и другие).

Б. А. Грушин, К. Х. Каландаров, А. Н. Кочергин, Г. В. Платонов, Г. С. Смирнов, В. И. Толстых, А. К. Уледов анализируют экологическое сознание как определенный компонент общественного сознания, подчеркивая его особую значимость. В работах А. А. Алдашевой, В. П. Беркута, В. В. Глебова, О. В. Горячева, С. Д. Дерябо, В. И. Медведева, В. А. Ромашова, А. Д. Урсула, В. А. Ясвина выявляются виды, формы, типы экологического сознания, определяются его функции.

Нормативно-правовые ресурсы становления экологического сознания исследуются во взаимоотношениях «человек – природа – общество» и рассматриваются сквозь призму права в работах С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, О. Л. Дубовика и др. Широкую известность получили труды Б. В. Ерофеева, в которых автор попытался исследовать глобальные планетарные и внутрироссийские проблемы, приведшие к экологическому кризису. Серьезный вклад в изучение проблемы экологического права, механизмов реализации норм экологического права, а также экологических функций государства внесли О. С. Колбасов, В. В. Петров, Т. В. Бурмистрова, М. И. Васильева, Э. Н. Желваков, Л. О. Красавчикова и др.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам экологического сознания, позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями в ее разработке сохраняется немало спорных и нерешенных вопросов. Так, экологическое сознание в недостаточной степени подвергнуто социально-философскому анализу, не в полной мере осуществлена его дефиниция, слабо исследовано место экологического сознания в структуре общественного сознания, факторы его формирования, его взаимодействие с другими формами общественного сознания, недостаточно четко определены основные тенденции развития экологического сознания и взаимодействия с правовыми институтами в современном обществе. Все это обусловливает актуальность и необходимость данного исследования.

Цель диссертации. Цель настоящего исследования – социально-философский анализ факторов становления экологического сознания, изучение сущностных свойств экологического сознания и основных тенденций его развития в современном обществе. Реализация цели предполагает решение следующих конкретных задач:

– рассмотреть эволюцию философских взглядов на экологическое сознание;

– уточнить понятие «экологическое сознание»;

– выявить

– определить степень влияния менталитета, цивилизации, религии и традиций на содержание экологического сознания, исследовать его типы;

– показать значение экологической этики в экологическом образовании;

– продемонстрировать регулирующую роль экологического права в формировании экологического сознания.

Объектом исследования является экологическое сознание.

Предмет исследования – факторы и механизмы формирования экологического сознания.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Важнейшими принципами исследования экологического сознания являются принципы развития и историзма. Большим эвристическим потенциалом для выяснения сущности экологического сознания обладает сравнительно-исторический метод. Эффективно изучать экологическое сознание можно основываясь на цивилизационном подходе. При этом необходима системность изучения, т. е. исследование объектов как системы, что позволяет построить целостную, непротиворечивую концепцию. Поскольку экологическое сознание может рассматриваться как диссипативная структура, состоящая из большого количества взаимодействующих элементов, необходим синергетический подход к его изучению.

Теоретической основой диссертационного исследования служат труды классиков зарубежной и отечественной философии, а также исследования в области теории культуры, социальной экологии и экологического права.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней осуществлен целостный социально-философский анализ эволюции и факторов формирования экологического сознания, а именно:

– дана общая характеристика современного состояния экологического сознания и обосновано, что одной из главных причин экологического кризиса является низкий уровень экологического сознания и культуры общества;

– уточнено содержание понятия «экологическое сознание»;

– определены принципы и методы изучения экологического сознания;

– определены факторы формирования и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе; выявлены типы экологического сознания и дана их характеристика;

– продемонстрировано значение экологической этики в экологическом образовании;

– определена роль права как регулирующего фактора отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

Положения, выносимые на защиту. Осуществленное в соответствии с актуальностью проблемы, целями, задачами и теоретико-методологическими основаниями диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. В условиях обострения экологической ситуации особую значимость приобретает решение экологической проблемы на глубинном, причинном уровне. Важнейшим фактором дестабилизации природной среды является низкий уровень культуры и экологического сознания всего населения планеты Земля. Только изменение экологического сознания людей всего мира может спасти и природу, и человечество.

2. Экологическое сознание – форма общественного сознания, индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и относительной устойчивости природной среды их обитания и использование этого знания в практической деятельности.

3. Экологические отношения человека и природы обусловлены менталитетом, религией, традициями. Условно можно выделить восточное и западное экологическое сознание, между которыми нет четкой границы. Восточное экологическое сознание – одна из форм экологического сознания, отличающаяся глубоким уважением к окружающей Вселенной, оно ориентировано на «равноправие» и гармонию между человеком, природой и религией, на принцип невмешательства в протекание природных процессов, мир воспринимается как единый живой организм, не расчлененный на природный и человеческий. Западное экологическое сознание предписывает деятельностное отношение к миру, воспринимая природу как упорядоченное, закономерное явление, над которым человек, познающий законы природы, способен осуществить свою власть.

Менталитет и религия – важнейшие факторы, определяющие содержание и характер экологического сознания. Можно выделить два противоположных его типа: антропоцентрическое и экоцентрическое. Только посредством формирования экоцентрического экологического сознания можно разрешить назревшие глобальные проблемы современности.

4. Ориентиром, указывающим человеку принципы взаимоотношений с природой, может служить экологическая этика, которая предписывает новую нравственность. Экологическая этика предполагает ценностную переориентацию сознания в духе уважения и любви к природе, отказа от потребительской установки общества. Она опирается на традиции восточного миропонимания. Для преодоления экологического кризиса необходимо распространить этическую теорию на взаимоотношения человека и природы в целом. Экологическая этика должна стать основой экологического образования, экологической культуры.

5. Механизм формирования в обществе экологического сознания и экологической культуры реализуется посредством права. Экологическое правосознание имеет большое значение в видоизменении ценностей техногенной цивилизации и формировании экологического сознания в современных условиях.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке социально-философских проблем общественного сознания вообще, и экологического сознания, в частности. Фактический и концептуальный материал диссертации применим в политической и научно-преподавательской деятельности. Материалы диссертации могут явиться основой для совершенствования вузовских курсов по философии, социальной философии, философии науки, политологии, экологии, философской антропологии, особенно разделов, которые касаются проблем взаимоотношений общества и природы. Они также могут быть использованы при чтении спецкурсов по философии природы, применены в целях улучшения экологического образования и воспитания.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей диссертации в печати, во время выступлений на научно-теоретических конференциях, а также в процессе преподавания в Академии ИМСИТ и Кубанском ГАУ. Основные идеи диссертации в течение 2001-2009 гг. были доложены и обсуждались на 1 международной научно-практической конференции, на 4 всероссийских, а также 2 межвузовских конференциях в городах Краснодар, Адлер, Туапсе, Анапа.

Публикации. Основные положения и выводы диссертации отражены в 18 публикациях общим объемом 6,3 п. л., в том числе опубликованы три статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Похожие диссертации на Эволюция и факторы формирования экологического сознания : социально-философский анализ