Введение к работе
Актуальность темы исследования. На протяжении последних двух-трёх десятилетий в разных странах, включая Россию, появилось множество новых религиозных учений, движений и культов. Каждый год в данные религиозные организации вступает большое количество людей, надеющихся таким образом найти смысл жизни, психологическую поддержку в коллективе единомышленников, обрести уверенность в себе и т. д. Но вероучения и ритуальные практики некоторых новых религиозных движений и культов носят деструктивный характер. Поэтому с точки зрения социальной безопасности необходимым является контроль над формированием религиозного сознания, заключающийся в регулировании деятельности религиозных организаций и поддержке социально уязвимых групп населения.
В настоящее время деятельность некоторых религиозных организаций приводит к значительным трансформациям процесса формирования религиозного сознания, проявляющимся в конструировании синкретических религий и культов, соединяющих образы, представления и ритуальные практики разных религиозных учений. Кроме того, в современных условиях данный процесс характеризуется широкой сферой распространения и массовостью.
Традиционные религии, веками существовавшие на территории тех или иных стран и прочно закрепившие свои позиции в духовной культуре определённых народов, также не всегда благотворно влияют на отдельных индивидов и социальные группы, например, способствуя зарождению в обществе апокалипсических страхов. Такие религии, внося значительный вклад в становление духовности и самосознания того или иного народа, тем не менее характеризуются консервативностью, тенденциями к сохранению сложившихся взглядов и верований. Устойчивые вероисповедные позиции традиционных религий иногда не соответствуют характеру и уровню развития современного общественного сознания, что приводит к противоречиям в политической, экономической, культурной и других социальных областях. Таким образом, в современных условиях существования социума, контролируемое традициями религиозное сознание, с одной стороны, благотворно влияет на социальное развитие, с другой, может способствовать разрушению социальных устоев, например, разжигая межконфессиональные конфликты и войны.
Кроме того, на протяжении всего исторического развития общества религиозное сознание, будучи одной из форм общественного сознания, оказывало и продолжает оказывать воздействие на сознание и деятельность неверующих индивидов, привнося в их жизнь отдельные элементы религиозных практик и доктрин, трактуемых как культурные ценности.
В целях снижения уровня возможного деструктивного влияния религии на человека и общество следует контролировать процесс формирования и распространения религиозного сознания. Прежде всего необходим самоконтроль личности, достигаемый в условиях развития религиозной грамотности, приобрести которую можно исследовав диалектическое единство естественных и социальных факторов, которое проявляется через механизмы формирования религиозного сознания. Не вызывает сомнений то, что в основе социального, в качестве его предпосылки, лежит естественное начало, продолжающее функционировать в рамках социального и в настоящее время. Природные системы, закономерности психики человека, его биотическая сторона, естественные способы регуляции поведения вот лишь некоторые предпосылки формирования религиозного сознания, принадлежащие к области соотношения естественного и социального, обладающие естественной формой, наполняемой социальным содержанием. Социально-философское осмысление диалектики естественных и социальных факторов позволяет понять особенности формирования общественного и индивидуального религиозного сознания, способствовать конструированию научного мировоззрения индивидов и приобрести религиозную грамотность.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяет стремление к обеспечению современного общества духовной стабильностью, столь необходимой для социальной безопасности.
Степень научной разработанности проблемы. На протяжении длительного периода времени проблема факторов формирования религиозного сознания не выделялась исследователями в качестве самостоятельной. Изучение основ религиозного сознания являлось составной частью системы знаний о зарождении религии. Выявление причин и особенностей процесса происхождения религии позволило составить целостное представление о ней как о социальном феномене, о причинах её возникновения. Тем не менее сформировать комплекс знаний о структурных элементах религии, к которым, прежде всего, принадлежит религиозное сознание, в полной мере не удалось. Таким образом, религия в целом, области её функционирования, её место в социальной системе, роль в жизни общества и человека являются наиболее изученными аспектами. При этом основной системообразующий элемент религии – религиозное сознание и причины его возникновения – на наш взгляд, не получили достаточного освещения в работах исследователей; особенно много неизученных аспектов имеет проблема естественных факторов формирования религиозного сознания.
Религия как сложное и многогранное явление находилась в центре внимания философов с древних времён. Однако научное исследование данного феномена началось лишь с XIX века.
Проблемы религии волновали также исследователей других научных направлений, например, социологов, этнографов, психологов, физиологов и др. Зарубежные исследователи XIX–XX веков – М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. – пытались выяснить сущность религии и объяснить причины её возникновения. Эти исследователи показали социальную сторону религии, а причинами, её порождающими, считали социальные условия бытия общества и индивида. Но факторы формирования религиозного сознания ими специально не рассматривались. Хотя, например, М. Вебер, изучал религиозное сознание как составной элемент общественной системы и исследовал его значение для развития данной системы. Э. Дюркгейм относил религиозное сознание к социальным явлениям, отмечая при этом, что оно – плод коллективного сознания людей. К. Маркс и Ф. Энгельс, не затрагивая проблем религиозного сознания, рассматривали религию в качестве социального феномена. К причинам её возникновения они относили, прежде всего, особенности социально-исторических условий бытия индивидов, бессилие человека перед силами природы. Таким образом, они объясняли причины возникновения религии системой объективных отношений. Находя предпосылки религии в общественных формациях, Маркс и Энгельс выделяли, тем самым, исторические корни религии.
Стоит отметить, что вышеназванные философы не ставили вопрос о естественных факторах формирования религиозного сознания. Они не искали основы религии и религиозного сознания в естественных (географических) условиях, не тронутых человеком; они не исследовали глубинные уровни психики в качестве самостоятельной предпосылки формирования религиозного сознания.
Начало XX века ознаменовано усилением внимания учёных к психике человека и проблемам её функционирования. В связи с этим социальные философы и психологи XX века, такие как У. Джеймс, З. Фрейд, К. Г. Юнг, впервые предприняли попытку исследования и обоснования возможности возникновения религиозного сознания на основе функционирования мозга и латентных сфер сознания человека. Заслуга данных исследователей заключалась в том, что истоки религиозного сознания они усматривали в особенностях развития психики и сознания человека. В то же время умалялась роль социальных и внешних естественных причин и предпосылок религиозного сознания.
Для отечественных философов и религиоведов весь XX век прошел под знаменем марксизма. Однако, несмотря на односторонний подход к религии как к продукту общественных отношений, советские исследователи сделали немало для выяснения действительной сущности религии и причин её возникновения. А. Д. Сухов изучал социальные и гносеологические корни религии. Ю. Ф. Борунков особое внимание уделял изучению структуры религиозного сознания. Д. М. Угринович был единственным советским религиоведом, изучавшим религию и религиозное сознание с позиции психологических причин их возникновения. Немалую роль в процессе исследования религии сыграл Ю. М. Левада, раскрыв ранее неизвестные грани социальной природы религии. Изучая процесс зарождения религии, данные исследователи использовали идеи Маркса и Энгельса. В основе исследований учёных советского периода находилось утверждение, что религия – это социальное явление, её нельзя объяснить исходя из естественной природы человека, так как социальное нельзя свести к биологическому, и, следовательно, в основании религии лежат факторы только социального характера.
Современные зарубежные и отечественные исследователи рассматривают религию с позиций социально-психологического подхода. Основания религии они выводят из индивидуальной или групповой психики, а также из влияния на неё социальных условий бытия. В плеяду таких исследователей входят С. Гроф, Т. Лири, А. Маслоу, С. Московичи, Е. А. Торчинов, К. Уилбер и некоторые другие. Данные учёные причины возникновения религии и религиозного сознания видят в эмоциональной сфере человека, в условиях функционирования измененных состояний сознания, в активности религиозного и мистического опыта человека. Так, представители трансперсональной психологии – С. Гроф и К. Уилбер – осветили роль измененных состояний сознания не только для процесса зарождения религиозного сознания в древних обществах, но и открыли новые грани изучения данных состояний сознания для формирования религиозного сознания в современных условиях развития социума.
Особо стоит отметить заслуги Е. А. Торчинова, который один из первых в современной отечественной науке представил религиозное сознание в качестве психологического феномена. Исследуя глубинные уровни сознания индивида, Е. А. Торчинов пришёл к выводу, что религия основана на глубинном религиозном опыте.
Уделяя особое внимание развитию психики человека и рассматривая её роль в процессе формирования религиозного сознания, современные исследователи в полной мере не освещают проблемы влияния на оформление религиозных образов и представлений биотических особенностей организма человека, закономерностей естественно-групповых отношений, суггестии, природных условий существования индивидов. Иными словами, естественные факторы формирования религиозного сознания в настоящее время зачастую остаются вне поля проблем существования и функционирования религии.
Особое значение для выявления и исследования естественных факторов формирования религиозного сознания играет теория соотношения естественного и социального в обществе и человеке, разработанная Н. Д. Субботиной. Изучая роль естественного в процессе становления социума, Субботина приходит к выводу, что в основании социального находятся предпосылки естественного характера. По мнению автора теории, социальное строится на основе естественного, включая его в сферу своего контроля и влияния, однако естественное до конца не подавляется социальным, а продолжает функционировать в его рамках. Всё это дает основания полагать, что в основе религиозного сознания находятся предпосылки, условия и механизмы не только социального, но и естественного характера, а также занимающие область соотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным.
Таким образом, объектом исследования является формирование религиозного сознания.
Предмет исследования – диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания как формы духовного производства.
Цель исследования – социально-философский анализ диалектики естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания.
Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются:
-
Осуществить анализ научных подходов к проблеме возникновения религии и религиозной формы общественного сознания в истории социально-философской мысли. Исследовать степень изученности и полноты структуры факторов формирования религиозного сознания.
-
Обосновать необходимость применения социально-философского методологического принципа соотношения социального с внутренним естественным и внешним естественным в целях изучения диалектики естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания.
-
Раскрыть сущность, содержание, структуру естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания в контексте социально-философского знания.
-
Выявить специфику диалектического взаимодействия внешних естественных и внутренних естественных факторов формирования индивидуального и общественного религиозного сознания.
-
Определить особенности соотношения естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания и роль религиозного сознания в праксеологическом отношении человека к социальной реальности.
Теоретико-методологической основой диссертации выступают концепции сознания, разработанные в современной аналитической философии (Д. Чалмерс, Н. Блок и др.), концепция комплексного анализа (И. Т. Фролов и др.), отдельные положения концепций известных теоретиков и основателей геополитики (Ф. Ратцель, Х. Маккиндер, Д. Майнинг и др.), теория соотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным, предложенная Н. Д. Субботиной.
Достижение цели и задач исследования определило необходимость использования общенаучных методов: анализа, синтеза, сравнения, объяснения, классификации и других.
Основным философским методом данного диссертационного исследования является диалектика, а также принципы научного познания: объективности, историзма, системно-структурного и структурно-функционального анализа.
В первой главе применяется историко-философский анализ, позволяющий рассмотреть этапы формирования представлений о сущности религиозного сознания и причинах его возникновения. Во второй главе доминирующими научными методами становятся методы системно-структурного, структурно-функционального анализа и диалектика. Применение данных методов позволяет выявить систему естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания, исследовать особенности её структурных элементов, проследить функциональную нагрузку, которую они выполняют. Использование категорий и законов диалектики позволяет раскрыть диалектическое единство внешних естественных, внутренних естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания.
В диссертационном исследовании использовались данные современной психологии и социальной философии, отдельных направлений религиоведения: социологии религии, психологии религии, феноменологии религии, истории религии, способствующие социально-философскому осмыслению проблем формирования религиозного сознания.
Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что её результаты вносят вклад в развитие социально-философской трактовки философии сознания, философии религии и социологии религии. Сформулированные в диссертационном исследовании положения и выводы позволяют более полно представить закономерности возникновения социального на основании естественных предпосылок. Анализ влияния естественных и социальных факторов, которые находятся в диалектическом единстве, на процесс формирования религиозного сознания позволяет объяснить роль религиозной формы сознания в праксеологическом отношении человека к социальной реальности, возникновение и сохранение религии в обществе, а также спрогнозировать возможные трансформационные процессы в ходе формирования и функционирования религиозного сознания на современном этапе развития социума.
Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные положения диссертационной работы можно применять в целях воспитания, формирования научного мировоззрения, а также для разработки стратегии и соответствующих ей мероприятий, которые способствуют пониманию возможностей и способов предотвращения вовлечения молодёжи в религиозные организации деструктивного характера, и снижению уровня их негативного воздействия.
Теоретические материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при подготовке учебных пособий, а также при разработке соответствующих разделов спецкурсов по социальной философии, основам религиоведения и истории религии.
Значимость изучения данной темы особенно возрастает в периоды социальных изменений и кризисов, в условиях которых сознание индивидов отличается наибольшей предрасположенностью к формированию его религиозной формы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-
Выявлена недостаточная степень изученности структуры естественных факторов формирования религиозного сознания. Определено, что в истории социально-философской мысли не исследовались такие естественные факторы формирования религиозного сознания, как время, пространство, звуки, закономерности естественно-групповых отношений.
-
Доказано, что одним из основных социально-философских методологических принципов исследования религиозного сознания выступает принцип соотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным, позволивший более полно реконструировать структуру естественных и социальных факторов его формирования.
-
Обоснована необходимость выделения в системах социальных и естественных факторов формирования религиозного сознания внешних и внутренних составляющих. Осуществлена систематизация факторов формирования религиозного сознания на основе социально-философского методологического принципа соотношения естественного и социального.
-
Выявлено различие структур факторов формирования индивидуального и общественного религиозного сознания. Доказано, что возрастает роль внутреннего естественного факторов формирования религиозного сознания на фоне снижения влияния внешнего естественного на социальное.
-
Определена специфика диалектического единства внешних и внутренних естественных факторов в процессе формирования религиозного сознания, заключающаяся в том, что внутреннее естественное является результатом естественной эволюции и адаптации организмов, психики и социальных групп к внешним естественным условиям их существования, и проявляющаяся через определённые механизмы воздействия внешнего естественного на внутреннее естественное.
-
Выявлены особенности диалектического единства естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания, заключающиеся в соотношении естественной формы и социального содержания таких факторов, как психика человека, его потребности, закономерности естественно-групповых отношений. Доказано, что специфику формирования и функционирования общественного религиозного сознания и праксеологическое отношение человека к миру определяют естественно-групповые закономерности.
Положения, выносимые на защиту:
-
При изучении формирования религиозного сознания в истории социально-философской мысли большая роль отводилась социальным факторам. Естественные факторы либо исследовались недостаточно, либо изучению их естественной сущности уделялось мало внимания. Такие естественные факторы, как время, пространство, звуки, закономерности естественно-групповых отношений практически не исследовались.
-
Особую методологическую значимость в исследовании формирования религиозного сознания имеет социально-философский методологический принцип соотношения социального с внешним естественным и внутренним естественным. Данный принцип даёт возможность диалектического анализа факторов формирования религиозного сознания, которые определяются векторами воздействия естественного на социальное и социального на естественное.
-
Система факторов формирования религиозного сознания включает в себя не только социальные, но и естественные факторы. В подсистеме социальных факторов формирования религиозного сознания необходимо выделять внешние социальные и внутренние социальные факторы, а в подсистеме естественных – внешние естественные и внутренние естественные факторы. Естественные и социальные факторы формирования религиозного сознания содержат предпосылки и причины, взаимообусловливающие друг друга.
-
Существует отличие структуры факторов формирования общественного и факторов формирования индивидуального религиозного сознания:
- общими факторами формирования как общественного, так и индивидуального религиозного сознания являются внешние естественные факторы (космо- и геосреда, пространство, время, звуки живой и неживой природы) и такие внутренние естественные факторы, как организм человека, его естественные потребности, психика и закономерности её функционирования; специфическими внутренними естественными факторами формирования общественного религиозного сознания являются естественные половозрастные отношения, естественные способы регуляции поведения индивидов, закономерности естественно-групповых отношений;
- внешние социальные факторы (объективные социальные процессы, которые «стоят над людьми» и входят как в материальную, так и духовную сферы социума) и внутренние социальные факторы (интериоризованное социальное – сознание и самосознание, речь, мышление, принятые индивидом социальные и культурные нормы, убеждения, идеалы, жизненные принципы и стереотипы поведения в тех или иных ситуациях) являются общими для формирования как общественного, так и индивидуального религиозного сознания.
В процессе непрерывного снятия социальным естественного снижается влияние внешних естественных факторов формирования религиозного сознания и возрастает роль внутренних естественных факторов, определяемых биотикой человека.
-
Специфика взаимодействия внешних и внутренних естественных факторов в процессе формирования религиозного сознания проявляется через следующие механизмы: обусловленность активности внутреннего естественного (биопсихические процессы в организме человека) как естественной предпосылки религиозного сознания наличием внешнего естественного (природные системы); зависимость интенсивности процессов развития и изменения внутреннего естественного от увеличения активности внешнего естественного.
-
Особенности диалектического взаимодействия естественного и социального в процессе формирования религиозного сознания проявляются через механизм наполнения естественной формы факторов социальным содержанием. Специфику формирования и функционирования общественного религиозного сознания определяют закономерности естественно-групповых отношений, которые проявляются не только в малых изолированных религиозных группах, но и в достаточно больших. Естественно-групповые отношения в религиозных объединениях определяют их способы организации совместной религиозной практики, принятия решений, мотивации и отношение приверженцев одних конфессий к инаковерцам и к неверующим. Формирование индивидуального религиозного сознания – это двойной процесс: с одной стороны, внешнее естественное воздействует на внутреннее естественное, активность которого способствует прочному закреплению религиозных верований и представлений; с другой стороны, эти верования и представления сформированы под влиянием внешнего социального на внутреннее социальное. В процессе формирования общественного и индивидуального религиозного сознания участвует психика индивида, представляющая собой противоречивое единство интериоризованного социального и внутреннего естественного.
Апробация работы. Основные положения, концептуальные идеи и выводы диссертационного исследования представлялись в виде докладов и выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Молодая наука Забайкалья» (Чита 2009 г.), V Всероссийский философский конгресс «Наука, философия, общество» (Новосибирск 2009 г.), «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке» (Чита 2010 г., 2011 г.), «Экономика. Социология. Право: новые вызовы и перспективы» (Москва 2010 г.), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва 2011 г.), а также на методологических семинарах аспирантов кафедры философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.
Отдельные положения и выводы диссертационного исследования использовались в ходе разработки учебно-методических комплексов для изучения дисциплин циклов ОПД и СД по специальности «Религиоведение».
По теме диссертации опубликовано 16 работ (статей, тезисов, учебно-методических комплексов), в том числе 5 статей в ведущих рецензируемых научных журналах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии.