Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 10
1.1 Сравнительный анализ понятия «социализация» в отечественной и зарубежной философии 10
1.2. Структура и содержание процесса социализации 25
1.3 Социализация студенчества 44
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА 63
2.1. Система высшего образования как элемент макросреды студента 63
2.2 Микросреда студента 84
2.3 Социальный портрет современного студента: потребности, интересы, ценности 103
2.4. Совершенствование процесса социализации студенчества 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 138
- Сравнительный анализ понятия «социализация» в отечественной и зарубежной философии
- Социализация студенчества
- Система высшего образования как элемент макросреды студента
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие за последние годы в различных сферах жизнедеятельности российского общества, резко изменили всю систему социальных ценностей. Это непосредственным образом отразилось на процессе социализации студенческой молодёжи России.
Приобретение качеств, необходимых индивиду для жизни и деятельности в обществе, превращение человека в личность, занимающую определённое место в системе отношений и выполняющую определённую социальную роль, называется социализацией. Такой подход к анализу характера и содержания процесса социализации в полной мере можно применить и в отношении студенчества как социальной группы, более активной, мобильной и динамичной части молодёжи, свободной от стереотипов предшествующих лет.
Для характеристики современного студенчества важное значение приобретает исследование вопросов механизмов его социализации, процесса формирования и реализации его основных социально-политических, социально-культурных потребностей и интересов в тесной взаимосвязи с изучением социально-психологических, демографических и других характеристик общества.
В условиях реформ российского общества существенно меняются содержание, механизмы и критерии подготовки студентов. Приоритетными становятся такие аспекты социализации студенчества как высокая профессиональная компетентность, самостоятельность, творческая инициатива, предприимчивость.
От эффективного использования и обновления знаний молодых людей, роста их профессионализма в немалой степени зависит судьба реформ в стране. В связи с этим современные исследователи молодежи и студенчества обращают внимание российского общества на необходимость выработки новой, отвечающей требованиям времени, системы оптимизации процесса
социализации молодого поколения.1
Под влиянием процессов демократизации всех сторон общественной жизни, в условиях идеологического плюрализма меняются политические, идеологические, нравственные ориентиры и ценности студентов. Этот процесс идёт противоречиво и неравномерно в различных социальных группах и регионах. Всё это свидетельствует о необходимости исследования современных проблем социализации студенчества, выявления как положительных, так и отрицательных тенденций в её развитии.
Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации социума. Перечисленные выше обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования избранной нами проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая разработка проблем социализации впервые стала осуществляться в рамках западной социологии. Введение в научный оборот понятия «социализация» связано с именем американского социолога Ф. Гиддингса, который понимал под ней «процесс развития социальной природы человека»2. Значительный вклад в развитие теории социализации внесли З.Фрейд, Т. Парсонс, С. Бейлз и другие.
Проблемы социализации молодёжи, в том числе студентов, являются предметом исследования ряда наук: социальной философии, социологии, политологии, психологии, социальной психологии, культурологии, педагогики и других, каждая из которых изучает тот или иной аспект этого сложного процесса.
Научную литературу по исследуемой проблеме можно объединить в четыре группы: Первую группу составили труды, посвященные теоретическим
1 Попов М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации. // Вестник МГУ,
серия Социология и политология, №3, 2004, С. 22.; Орлов А.А., Исаев Е.И. Динамика личностного и
профессионального роста студентов педвуза// Педагогика, № З, 2004.С.53.; Гурьянова Л.М. Воспитание
жизнеспособной личности в условиях дисгармонического социума. // Педагогика № 1. 2004. С.14; Карпов А.О.
Опыт философского осмысления современной научно-образовательной практики.// Вестник МГУ, серия
Философия. X» 1,2005. С. 83.
2 Гиддингс Ф Основания социологии // Американская социологическая мысль. M., МГУ, 1994. С 146.
основам социализации. Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации личности приобрела особую интенсивность в XX веке. В частности, утвердилось понимание социализации как процесса, в ходе которого формируются наиболее общие, распространённые устойчивые черты личности.
В российской социальной философии значимый вклад в теорию развития личности внёс Л. Выготский, который подчёркивал социальный характер воспитания личности. Современными российскими учеными, занимающимися проблемами социализации, являются Г. Андреева, Е. Ануфриев, В. Добреньков, И. Кон, А. Мудрик, В. Ядов и другие. В их интерпретации социализация определяется как процесс становления личности, интеграции индивида в общество и различные типы социальных общностей.1
Вторая группа источников связана с разработкой молодёжной проблематики, выделением молодёжи в особую социально-демографическую группу. Это работы В.Боровика, С.Иконниковой, И.Ильинского, И.Кона, В.Лисовского, В. Родионова и других.2 Изучение названных источников позволило выявить основные методологические подходы к анализу ряда взаимосвязанных проблем социализации молодёжи.
Третья группа источников связана с разработкой проблем социализации студенчества. Это труды Б.Рубина, Ю.Колесникова, В. Димова, А. Дмитриева, Н. Никандрова и других.3
Широкий фронт конкретных социальных исследований студенчества, развернувшийся в 60-90-е годы, подготовил определённые теоретические предпосылки, подвёл к необходимости более широких исследовательских
1 Андреева Г. В Социальная психология M , 1998, Кон И С Социология личности M , 1967, Мудрик А В Социа
лизация и «смутное время» М , 1991, Ануфриев Е А Социальный статус и активность личности M , Изд-во
МГУ, 1984.
2 Иконникова С Н Молодежь //Человек и общество социальные проблемы молодежи/ Л , 1969, Ильинский И M
Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодежь и общество на рубеж
(веков M., 1999, Социология молодежи / Отв.ред. В.Т. Лисовский.-СПб.: Изд-во С.-Петербургского
университета, 1996, Молодежь - будущее России M 1996, Молодежь-97 Надежды и разочарования М , 1998,
Родионов В. А. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы. М., 2001 . - 134 с.
3 Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога Ростов-на-Дону, 1968; Лисовский В.Т., Дмитриев
А.В. Личность студента. Л., 1974; РубинаЛ.Я. Советское студенчество: социологический очерк М., 1989;
Социально-демографический портрет студента. М.,1986; Воспитательно-демографический портрет студента.
М.,1986, Воспитательный процесс в высшей школе, его эффективность: Социологический аспект- Киев, 1988;
Никандров Н. Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2001 . -156 с.
б обобщений и выводов. Требуется уточнение и дальнейший теоретический анализ различных подходов, характеризующих сущность, место и роль студенчества в жизни современного российского общества. Дискуссионными остаются вопросы о месте студенчества в социальной структуре общества, о границах данной группы, характере и содержании процесса её социализации. Всё это с особой актуальностью ставит вопросы о социальной сущности, определении места и роли студенчества в обществе, механизме его социализации.
Недостаточная теоретическая и практическая проработка исследуемой проблемы, сложность и противоречивость её решения на практике обусловили выбор объекта, предмета и цели исследования. Цель диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей социализации современного студенчества в условиях реформирования российского общества. Цель конкретизирована в следующих основных задачах:
- выявить основные подходы и основания формирования современных
концепций студенческой молодежи, историко-культурные и социально-
философские основания процесса социализация студенчества;
- проанализировать противоречивый характер процесса социализации
студенчества в период реформирования российского общества, возникающие
трудности и сложности;
- проанализировать состоятельность современных направлений и методов
социализации студенческой молодежи и выявить пути повышения ее
эффективности в современных условиях;
- рассмотреть динамику ценностных ориентации и предпочтений
студенчества, проявляющихся в деятельности студенческих организаций и
движений, альтернативных молодежных субкультурах и неформальных
объединений;
- выявить приоритетные задачи социализации студенчества в современных
условиях и сформулировать рекомендации, имеющие научно-практическое
значение для совершенствования практики государственной молодежной политики, деятельности вузов и общественных организаций.
Объектом исследования является современное российское студенчество как особая социально-демографическая группа молодежи в изменяющейся социокультурной действительности России начала 21 века. Предмет исследования составляют социокультурные процессы, формы и методы воздействия социальных институтов на студенческую молодежь.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования процесса социализации молодежи в условиях современного российского общества автор опирался на достижения научной мысли, посвященной анализу места и роли молодежи в общественном прогрессе, на идею преемственности поколений и роли культуры в воспитании и формировании молодого поколения. Диссертант использовал социокультурный и другие подходы к изучению проблем формирования человеческого общества как целостной социокультурной общности.
Осуществляя исследование избранной проблемы, диссертант исходил из таких принципов диалектики, как всесторонность рассмотрения, взаимосвязь и взаимообусловленность общественных процессов, использовал конкретно-исторический подход, а также принципы системности и целостности.
В качестве источников диссертационного исследования использованы публикации периодической печати, документы государственных органов РФ, общественных организаций. Автором было проведено социологическое исследование среди студентов 4 вузов города Уфы. Применялся также вторичный анализ эмпирических исследований, ранее проводившихся в разных областях социальной науки, что позволило сравнивать их с результатами, полученными автором. Это - прежде всего результаты исследований, проведённых Центром социологии ИСПИ РАН.
Практическое рассмотрение проблем студенчества и состояния процесса его социализации позволили сформулировать научную новизну исследования.
- обосновано, что в новой социально-политической, нравственной и
информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие
изменения социальных характеристик молодого поколения; при этом
проявляются региональные, национальные, социально-экономические различия
и особенности различных групп студенческой молодежи, формируются
социальные интересы, мотивы и устремления, состояние и содержание которых
определят в будущем становление гражданского общества в России;
доказано, что процессы социализации, пройдя традиционный этап развития, сегодня дополняются инновационной социальной структурой и формой социальной деятельности - государственной молодежной политикой, формы и средства реализации которой направлены на включение молодых специалистов в процесс демократических преобразований;
выявлено, что в системе ориентации студенческой молодежи проявляются как ситуативные, так и долговременные представления. Особыми формами проявления данных представлений выступают молодежные альтернативные субкультуры, анализ которых позволяет обнаружить тенденции приоритетов и предпочтений в интересах и потребностях студенчества;
обосновано, что региональные аспекты социализации студенчества обусловлены особенностями социокультурной среды региона, поиском новых форм работы с подростками и студенческой молодежью в рамках региональной молодежной политики;
доказано, что социализация студенческой молодежи есть сложный и многоплановый общественный феномен и одновременно процесс включения представителей молодого поколения в жизнь общества на этапе его трансформации.
выявлены противоречия процесса социализации студенчества, обусловленные сменой парадигм существующих моделей воспитания, усилившейся дифференциацией в среде студенческой молодежи по ряду существенных признаков (экономических, политических, жизненным ориентациям, установкам), высокими потребностями молодежи в освоении
новых структур общественной жизни и возникающих ценностей гражданского общества;
- раскрыт социальный портрет студенчества начала 21 века на основе анализа социально-экономических, стратификационных критериев и приоритетов основных форм его жизнедеятельности, включая культурно-досуговую сферу.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при подготовке учебно-методических материалов и пособий в курсах «Социология молодежи», «Философия молодежи» «Регионоведение», в практической работе организаторов молодежных коллективов. Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социальной философии, проблем молодежи, социологии студенчества и студенческих объединений; в научных исследованиях и разработках по проблемам молодежи, при проектировании социальных инноваций в процессе реформирования современных систем и структур по работе со студенческой молодежью. Выводы и рекомендации найдут свое применение в работе Госкомитета по молодежной политике Республики Башкортостан.
Апробация работы осуществлена на университетских и республиканских научно-практических конференциях, в монографии «Социализация молодежи на рубеже веков». Уфа, 2003.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Сравнительный анализ понятия «социализация» в отечественной и зарубежной философии
Традиция теоретического осмысления феноменов, охватываемых понятием "социализация" насчитывает многие десятилетия. Впервые данный термин был использован в 1898г. в работе Ф. Гиддингса "Элементы социологии" для объяснения эволюции общественного организма от "зоогенетической к демогенетической ассоциации". Современное общество основывается, по мнению автора, "на социализированном индивидуализме", который отличает более поздние в эволюционном отношении типы социальной ассоциации. Если в архаических сообществах доминирует "естественный" (т.е. природный) закон, формулой которого служит "выживание сильнейших", "борьба за существование" индивидов, групп, классов, то для ассоциаций второго типа характерно значительное видоизменение биологического закона. Причиной этого выступает "взаимное стимулирование" (воздействие) индивидов, осуществляемое через механизмы внушения и подражания, благодаря которому обеспечивается стихийное согласование индивидуальных действий, формируются матрицы коллективного типа поведения. Коллективное поведение предполагает развитие установки солидарности, что само по себе является нетипичным для "естественного" кода эволюции. Но для человеческого сообщества данная установка, напротив, имеет решающее значение. Именно благодаря чувству солидарности оказывается возможным возникновение и совершенствование системы социального взаимодействия, существенно видоизменяющей, "перекрывающей" действие естественно-биологических законов.1
Следует заметить, что Ф. Гиддингс в значительной степени психологизирует рассматриваемый процесс. Так, например, пытаясь реконструировать самые ранние стадии социальной эволюции, он вводит понятие "сознание рода", которое, по его мнению, выступает в качестве первичного социального эквивалента естественных форм проявления солидарности (инстинкта стадности, материнского инстинкта и т.п.)1. Сознание рода порождается особым состоянием индивидуальной психики - состоянием взаимного возбуждения (стимулирования), причем значительную роль в его формировании играют бессознательные процессы - внушение, подражание, имитация. Сознание рода состоит из "органической симпатии, восприятия сходства, осмысления или рефлективной симпатии, аффектации и стремления к признанию", т.е. имеет несомненную чувственно-эмоциональную подоплеку
Формирование родового создания служит основой для развития собственно-социальной системы отношений в историческом пространстве и времени. В процессе взаимного стимулирования усиливается восприимчивость к общим ценностям растет понимание их значимости. В результате оказывается возможным взаимосогласование действий людей на основе коллективно вырабатываемой системы ограничений индивидуальных притязаний, социальных правил поведения. В конечном счете, как справедливо замечают некоторые исследователи, Ф. Гиддингс отождествляет "сознание рода" с "коллективным сознанием" или "коллективным разумом", который организует, сплачивает и управляет социальным целым. Экономические и социальные кризисы, всеобщее противостояние обостряют чувство общности, интенсифицируют "сознание рода". Народ сплачивается. "Сознание рода" исключает тех, кто принадлежит к иной расе или культуре Оно усиливает сплоченность и укрепляет стабильность общества"1.
Таким образом, начиная с работ Ф. Гиддингса в гуманитарном знании утверждается традиция предельно "широкого" подхода к интерпретации понятия социализация. В рамках данного подхода под социализацией фактически подразумевается процесс развития социальной природы человека и человеческого сообщества. Социализация рассматривается как глобальная тенденция развертывания и утверждения социальных (в противовес природным) начал (принципов, законов и правил) жизнедеятельности людей, которые приобретают доминирующее значение в процессе исторической эволюции. Элементы данного подхода впервые встречаются еще в философии французского Просвещения, прежде всего в контексте обоснования идеи общественного прогресса, но отчетливое теоретическое выражение эта позиция получила в ряде позитивистски ориентированных социально-философских доктрин середины 19 - начала 20 века. Именно в этот период появляются модель "трех стадий" социальной динамики (О.Конт), идеи об обусловленности развития и развертывания сущностных сил человеческой природы системой производственных отношений (К. Маркс), о наличии "механической" и "органической" формы общественной солидарности (Э. Дюркгейм), исследуются специфика "надорганического типа" всемирной эволюции (Г. Спенсер) и тенденция возрастающей рационализации социальной жизнедеятельности (М. Вебер, К. Мангейм).
Общей методологической установкой подобных, глобальных по своей сути, интерпретаций процесса социализации выступает предположение о наличии особых закономерностей развития и функционирования социальных систем, которые не могут быть редуцируемы к каким бы то ни было типам взаимосвязей и взаимодействий, кроме собственно-социальных взаимосвязей и отношений. Социализация же фактически отождествляется с целым комплексом социальных (экономических, политических, культурных) преобразований, благодаря которым и утверждаются "социальные законы" жизнедеятельности людей.
Так, например, К. Мангейм рассматривает данный процесс с точки зрения стилевых особенностей человеческого мышления. Он подчеркивает, что "Общество, не способное предоставить индивиду проблемы и сферы деятельности, необходимые для развития его инициативы и формирования его суждения, не может достигнуть действительно индивидуалистического и рационалистического мировоззрения, способного на определенном этапе превратиться в эффективную социальную реальность"1.
Преимущество рассматриваемого подхода заключается в его ориентации на исследование сущностных характеристик процесса социализации. Однако логика исследовательского поиска в данном случае рано или поздно выдвигает на первый план проблему "социального первоначала", т.е. определяющего фактора становления и функционирования социальных форм жизнедеятельности. В результате этого процесс социализации либо "растворяется" в непрерывном процессе структурирования и институционализации правил поведения, обеспечивающих реализацию новых способов исторического действия, выражающего коллективный интерес, либо отождествляется с совершенствованием специфической способности мыслительной деятельности, свойственной представителям вида Homo sapiens, высшей формой проявления которой выступает опять же коллективный разум. Как это ни парадоксально, но предельно широкая интерпретация процесса социализации фиксирует в большей степени его внешние и внутренние предпосылки, чем содержательные стороны, оставляя в стороне непосредственного субъекта социальной жизнедеятельности - конкретного человека, являющегося инициатором, участником и результатом создания системы социального взаимодействия.
Социализация студенчества
Для выяснения сущности процесса социализации студенчества представляется важным проанализировать соотношение понятия «социализация» с понятиями «воспитание» и «социальное развитие». Социализацию нельзя сводить к понятию "воспитание" ни в узком, ни в широком смысле слова, в которых оно употребляется в отечественной литературе1. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых личности пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых человек приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества. Таким образом, мы можем выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания:
во-первых, относительная стихийность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном, целенаправленном влиянии среды;
во-вторых, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро- и макросредой;
в-третьих, возрастающая по мере взросления самостоятельность личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, и т.д., что оказывает важное значение в процессе социализации.
Социальное развитие студенческой молодежи может быть концептуализировано как "объективный и, вместе с тем, управляемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений социальных характеристик молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни"1. Исходя из приведенного определения, предложенного В.И. Чупровым, можно сделать вывод, что по объему понятия "социальное развитие" и "социализация" совпадают, но в них как бы по-разному расставлены акценты: акцент на активности личности кажется более четко представленным именно в идее развития, а в социализации в центре внимания оказывается социальная среда и ее воздействие на личность. Однако научное рассмотрение вопроса о социализации предполагает понимание личности прежде всего как активного социального субъекта, оказывающего влияние на общественную жизнь.
Чтобы перейти к более глубокому раскрытию механизмов социализации студенческой молодежи, сформулируем общеметодологические принципы, с позиции которых будет рассматриваться данный процесс.
Принцип системности. Социализация протекает непосредственно под воздействием микросреды, т.е. ближайшего окружения человека. В то же время этот процесс детерминирован социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными условиями жизни общества, создающими общий фон, на котором происходит формирование личности, что, в конечном счете, определяет и непосредственные условия жизнедеятельности индивида, и разнообразные культурные, идеологические воздействия, оказываемые обществом на личность. То есть применение принципа системности предполагает рассмотрение влияния на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга.
Принцип деятельности. Усвоение личностью социального опыта происходит в процессе активного взаимодействия с другими людьми, в которое индивид вступает в ходе деятельности и общения. Таково непреложное условие социализации как непрерывного целостного процесса освоения личностью через деятельность объективной действительности.
Принцип взаимодействия личности и социальной среды. Он предполагает рассмотрение социализации с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских, учебных, производственных и др. связей, в которые включается субъект по мере своего социального развития и взросления.
Принцип личной активности и избирательности. Человек в процессе социализации рассматривается не в качестве пассивного звена, а, напротив, предполагается его активная деятельность и избирательный подход по преобразованию социальных условий собственного развития, по формированию своей личности в соответствии со своими идеалами и убеждениями.
Исследование социализации студенческой молодежи требует уточнения ее определения. Студенчество - это специфическая социальная общность, особенности которой определяются местом и ролью в системе воспроизводства и развития общества. На наш взгляд, специфика ее обусловлена, во-первых, возрастом и вытекающими из этого физическимидісихологическими и социокультурными особенностями. Во-вторых, особым общественным положением, которое предполагает определенные права и обязанности, влияет на уровень притязаний и самосознание молодых людей, обуславливает характер их деятельности. Как справедливо отмечает И.С. Кон, "возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст, но и определенный социальный статус, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение" . В-третьих, специфика рассматриваемой социальной общности связана со стремлением получить знания и высшую квалификацию, ее особой ролью в воспроизводстве социальной структуры и развитии общества.
Большинство исследователей сходится на том, что студенческие годы необходимо рассматривать как особую фазу социализации, хотя на этот счет существуют различные точки зрения. Некоторые ученые относят их к дотрудовои стадии, в частности к стадии обучения. Однако специфика обучения в высших учебных заведениях довольно значительна по сравнению, например, со средней школой. Она обуславливается, во-первых, более тесным соединением обучения с трудом, которое находит свое выражение, в частности, в производственной практике. Во-вторых, в современных условиях определенная часть студентов параллельно с обучением в вузе занимается различными видами трудовой деятельности, о чем свидетельствуют данные социологических исследований.
Так, уже в 1992 г. исследование "Социально-экономические основы жизнедеятельности студенчества", проведенное среди студентов стран СНГ, показало, что дополнительно подрабатывали 42% респондентов. Среди московских студентов сейчас подрабатывают 59%, при этом регулярно в течение года и в каникулы - 22%.1 Исследование студенческой молодежи г. Екатеринбурга выявило, что "различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек"2. Результаты исследования, проведенного в 1992 году по заказу Комитета Российской Федерации по делам молодежи, сообщают:"Совмещают учебу с работой 15,7% студентов вузов. Вопреки распространенному мнению о чуть ли не поголовном вовлечении учащейся молодежи в трудовую деятельность, ее удельный вес в структуре вторичной занятости занимает пока незначительное место"1.
Система высшего образования как элемент макросреды студента
Характерной чертой современного общества является множественность институтов и агентов социализации. Можно выделить 9 важнейших каналов воздействия. Среди них три основные элемента микросреды: семья, неформальные группы, первичный коллектив, в которых происходит межличностное общение. Другие шесть исходят из духовной сферы: система образования, средства массовой информации, учреждения коммуникаций (библиотеки, музеи, театры), идеология, наука, искусство.
Каждый из них своеобразно воздействует на формирование и изменения личности, происходящие в течение всей жизни человека.
Важнейшим элементом макросреды студента и институтом социализации является система высшего образования. При исследовании ее влияния на становление личности можно выделить по крайней мере две группы проблем, представляющих особый интерес и актуальность. Первая группа затрагивает проблематику функционирования высшего образования как важнейшего института воспроизводства и развития культуры общества. В рамках этого направления мы сконцентрируем внимание на исследовании изменений в функционировании и развитии социума, в наиболее важных элементах жизнедеятельности студента, которые должны содержательно обеспечиваться системой высшего образования. Вторая группа касается изучения проблем, связанных с поиском перспективных моделей организации учебного процесса, необходимых для формирования более современных и динамичных качеств личности, которые высоко значимы как для индивидуального развития студента, так и для будущего развития общества.
Высшее образование как элемент духовной сферы включено в широкий социокультурный контекст, его состояние и перспективы развития во многом определяются системой существующих в социуме связей и отношений. Экономика определяет материальную базу, обусловливает содержание высшего образования в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. В то же время, от уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики общества. Политическая сфера также оказывает самое непосредственное воздействие. В зависимости от уровня демократичности социальной системы, от степени ее "открытости" складывается и соответствующая система образования как в плане ее структуры, так и содержания. С другой стороны, вузы, формируя гражданина, тем самым оказывают воздействие на социально-политические отношения. Кроме того, образование - это серьезный инструмент для достижения национального единства и политического согласия в обществе. В социальном плане высшее образование - важный механизм, поддерживающий как воспроизводство социальной структуры, так и социальную мобильность. Накопленный в рамках учебного заведения потенциал знаний и личностных ориентации предоставляет активной части населения возможность перехода в более престижные социальные слои. Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне также влияет на систему высшего образования. Здесь имеются ввиду определенные нравственные ценности общества, существующие традиции, влияние социальной структуры. В свою очередь, высшее образование - один из важнейших способов трансляции новым поколениям накопленных человечеством знаний и опыта и один из ведущих институтов социализации студенчества.
Необходимость рассмотрения образования в тесной взаимосвязи с обществом, его социальными структурами отмечал К. Маннгейм, в творчестве которого проблематика образования представлена достаточно глубоко и фундаментально. Прежде всего, он исследует образование как социальный феномен, а не просто "как взаимный обмен между двумя индивидами, учителем и учеником, на уровне личных отношений". По мнению К. Маннгейма, образование "представляет собой часть общего социального прогресса" и социологический подход к образованию должен базироваться на признании этого обстоятельства1. Другой важный аспект социологического анализа образования, по Маннгейму, состоит в том, что "образование может быть правильно понято лишь тогда, когда мы будем рассматривать его как один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля"2.
В целом, суть подхода К. Маннгейма к образованию выражается в трех основных аспектах, которые мы будем учитывать в своем исследовании:
во-первых, образование формирует не личность вообще, а личность в данном обществе и для данного общества;
во-вторых, наилучшей образовательной единицей является не индивид, а группа. Группы отличаются по размерам, целям и функциям. В ходе обучения вырабатываются различные модели поведения, которым должны следовать индивиды в группах;
в-третьих, цели образования в обществе не могут быть адекватно поняты, пока они отделены от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального строя, в котором они формируются3.
Характерной чертой социокультурных процессов, происходящих как в современной России, так и во всем мире, является высокий динамизм, ускорение темпов общественного развития. В подобных условиях происходят радикальные перемены во всех сферах социальной жизни: качественные изменения в производительных силах, характере и содержании труда, вносятся коррективы в механизмы воспроизводства как материальной, так и духовной жизни общества. Стремительность развития сопровождается осложнениями, вызванными неравномерностью процессов, протекающих в разных областях социума. Меняется система требований, предъявляемых к специалисту и к системе образования в целом.