Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социокультурных конфликтов 18
1.1. Эволюция подходов к исследованию социокультурных противоречий в обществе и государстве (зарубежные и отечественные школы) 18
1.2. Социокультурный конфликт: сущность, содержание, особенности развития в обществе и пограничном пространстве государства 45
Глава 2. Проявление социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации и их разрешение 82
2.1. Особенности возникновения и протекания социокультурных конфликтов в российском пограничном пространстве 82
2.2. Основные направления деятельности органов государственной власти и субъектов пограничной политики по профилактике и разрешению социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ЛИТЕРАТУРА 166
ПРИЛОЖЕНИЯ 185
- Эволюция подходов к исследованию социокультурных противоречий в обществе и государстве (зарубежные и отечественные школы)
- Особенности возникновения и протекания социокультурных конфликтов в российском пограничном пространстве
- Основные направления деятельности органов государственной власти и субъектов пограничной политики по профилактике и разрешению социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации
Введение к работе
Рубеж XX — XXI веков обозначается в мировом континууме как время радикальных, опасных трансформаций, характеризуемых распадом существовавших ранее государств, прежде всего Советского Союза, неконтролируемыми изменениями окружающей среды, ухудшением демографического и ресурсного потенциала планеты, кризисом духовного воспроизводства, яростными сопротивлениями западным стандартам мировоззрения и продолжаю-^ щимся конфликтом культур и цивилизаций. Управление такими процессами требует реализации концепции всеохватывающего диалога культур в целях создания оптимальных условий для сосуществования и развития национальных идентичностей в рамках однополярного мира.
Однако в современных условиях геополитического передела мира для российского государства определение и сохранение своего вектора цивилиза-ционного развития продолжает оставаться основной ценностью. Просчеты в области национальной и социальной политики в прошлом усложняют этот процесс в настоящее время и сказываются через проявление сепаратистских настроений, религиозной нетерпимости, волн экстремизма и национализма. Необходимость широкомасштабной интеграции всех этнических, конфессиональных, культурных общностей России в едином духовно-историческом поле является основным условием сохранения нации. Изучение в социально-философском ракурсе механизмов ее обеспечения в пограничном пространстве представляет приоритетную ценность в деятельности по нейтрализации угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами.
В области методологии исследования: наличием методологических противоречий при исследовании проблем общества, базирующихся на культурных, исторических, социальных, экономических, религиозных, территориальных, политических основаниях социального взаимодействия; недостаточной разработанностью методологии концептуализации социокультурной составляющей в исследовании конфликтов, возникающих как в обществе в целом, так и в пограничном пространстве Российской Федерации (далее пограничном пространстве); неоднозначностью понятия «социокультурное» в современной научной литературе, отражающей результаты исследования социальных противоречий в российском обществе; отсутствием целенаправленного социально-философского анализа социокультурных конфликтов в пограничном пространстве государства.
В области социальных и культурных реалий российского общества: негативными процессами в социальной сфере и продолжающимся ухудшением экономического положения российского приграничья; кризисом национальной идентичности российского социума и необходимостью поиска путей оптимизации духовной сферы общества; нарастанием геополитических угроз и очагов социокультурной нестабильности вблизи границ Российской Федерации.
В области политико-административных преобразований российского общества и системы обеспечения национальной безопасности: переходом пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации на новые способы оперативно-служебной деятельности и контрактный способ комплектования, обусловивших появление новых аспектов социальных отношений в различных приграничных регионах; изменениями законодательной базы, определившими вектор и качество социальных процессов в пограничном пространстве; радикализацией социальных процессов в целом по стране и непосред- ственно в приграничье.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Обращение автора к социально-философскому анализу социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации обусловлено относительно недавним выделением в самостоятельную отрасль российской науки дисциплины, изучающей конфликты (конфликтологии), ее инсти-туализацией в гуманитарном знании, использующем в основном эмпирические методы исследования. При этом философская концепция социального конфликта находится еще в стадии становления и представлена небольшим количеством работ, направленных в основном на изучение диалектического единства категорий конфликта и противоречия1.
Указанное определило целесообразность дальнейшей разработки данной концепции в русле оптимизации методологии исследования социокультурных конфликтов в российском обществе. При этом автор опирался на работы, которые могут быть представлены следующими группами.
Первую группу составляют классические и современные исследования, раскрывающие социокультурные аспекты социальной действительности и осо-бенности самого социокультурного подхода в общественных науках , обнаруживающие огромный пласт противоречий в социокультурном пространстве бытия:
Алиев Ю.И. Социальный конфликт в советской философской литературе // Общество, культура, человек. - Баку, 1990; Дмитриев А.В. Исследовательская парадигма социального конфликта // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М., 2001; Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении. //Человек. - 1998. - №2; Дурин В.П. Противоречие и конфликт: методологические основы конфликтологии. Дисс. ... д-ра филос. наук. - СПб., 1994; Кулапин А.П. Фи-лософско-социальный анализ социальных конфликтов: основные понятия и положения // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М., 2001; Проценко А.Ф., Проценко О.П. Системный анализ социальных конфликтов: проблема методологии // Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 1993.; Светлов В. А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. - М.: КД «Либроком», 2009; Сундиев И.Ю. Личность, группа, общество в экстремальные периоды развития: конфликтологический анализ. Дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 1994; Штракс Г.М. Социальное противоречие. - М., 1977. 2 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. От прошлого к будущему: 2-е издание, переработанное и дополненное. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997 - Т. 1. (Социокультурная динамика России); Ахиезер А.С., Матвеева С.Я. Культурные основания в исследовании глобальных процессов // Динамика культуры: теоретико- а) в этническом ракурсе: работы Ю.В. Арутюняна, Ф. Боаса, Л.Н. Гуми лева, Л.М. Дробижевой, СВ. Лурье, М. Мид, А.Р. Рэдклиф-Брауна, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишкова и др.'; б) в конфессиональном ракурсе Р.А. Абдулатипова, Л.А. Андреевой, В.А. Бондаренко, Г.П. Герейханова, М.П. Мчедлова, А.В. Малашенко, А.В. Щипкова и др.2; методологические аспекты. - АЫ СССР Ордена трудового красного знамени Института философии Философское общество СССР. - М. 1989;. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. - М.: РИК, 1995; Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М.: Российский государственный гуманитарный институт, 1995; Кир-дина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России// Социс. — 2002 - №12. - С. 23-32; Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса // Общественные науки и современность - 1997. -№ 4; Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М.: Институт философии РАН, 2000; Он же. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры. // Социс. - 2000. - №7. - С. 3-12; Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. — М.: МГУК, 1998; Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. - 1994. -№4;. Черныш Н., Ровенчак О. Социокультурный подход в социогуманитарных науках: обмен смыслами // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - №, 4. - С.92-105; So-rokin Р.А. Social Philosophies of an Age Crisis. - Boston: Porter Sargent Publisher, 1951; Toyn-. bee A. A. Study of History II Oxford University Press. - 1961. - Vol. XII. 1 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М. 1998; Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современ ной России. / Ред.: B.C. Магун, Л.М. Дробижева, И.М. Кузнецов - М.: Ин-т социологии РАН, 2006; Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. - М: Шк. «Яз. рус. культуры», 1998; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Эксмо,2008; Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003; Лурье СВ. Национализм, этничность, культу ра. Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. - 1999. - №4; Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Academia, 2002; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл,1998; Тишков В.А. Реквием по этносу: Ис следования по социально-культурной антропологии. - М., 2003; Он же. Этнология и по литика. Научная публицистика. - М.: Наука, 2001; Он же. О феномене этничности// Этно графическое обозрение. — 1997. - №3; Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб, 2000; Benedict R. Patterns of culture. - N.Y., 1934; Boas F. Race and Democratic Society. - N.Y., 1946; Boas F. Race, Language and Culture. - N.Y., 1940; Mead M. Culture and Commit ment. Natural History Press. - N.Y., 1970; Radcliffe-Brown A.R. Structure and Function in Primitive Society. - Essays and Addresses - London: Cohen & West LTD, 1952; Redkliff- Brown A.R. A Nature Science Of Society. - Glencoe, 1957. 2 Абдулатипов P. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М.: Мысль, 2002; Андреева Л.А. Процесс рехристианизации в секуляризованном российском обществе // Социологические исследования. - 2008. - № 8; Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. - М.: АФПС РФ, 1999; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерца ния и умозрения. — М.: Республика, 1994; Веремчук В.И. К вопросу о взаимодействии во- в) в цивилизационном ракурсе: А.С. Ахиезера, Н.Я. Данилевского, Н.Н. Моисеева, П. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона, Я.Г. Шемякина и др.1;
Вторую группу составляют труды зарубежных и отечественных авторов, исследующих структурные элементы конфликтов в различных сферах общественного производства. Эта группа включает: а) отечественные и зарубежные работы в области институализации конфликтологического знания с параллельным выделением его сферной специализации в социологии, политологии, этнологии, менеджменте, психологии, военной науке: А.Р. Аклаева, А.В. Авксентьева, А.Я. Анцупова, Р. Дарендорфа, А.В. енной службы и религии // Социологические исследования. - 2003. - № 12; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ). Дисс. ... канд. философ, наук - М. АФПС, 1999; Каариайнсн К., .Фурман Д.Е. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий // Общественные науки и современность. - 2007. - №1, 2; Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. - М., 1997; Марданов Р. Этноконфессиопальные конфликты в регионах распространения ислама: причины и особенности. //Этнические региональные конфликты в Евразии: в 3 кн.6 кн. 1. Центральная Азия и Кавказ - М.: Издательство «Весь Мир», 1997; Москвин Л.Б. Идеи культуры мира - важный фактор ненасилия и политической стабильности // Вестник Московского университета. - Сер. 12. Политические науки.-2000. -№3; Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизацион-ных контактах // Социологические исследования. - 2006. - № 10; Щипков А.В. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. - СПб.: РХГИ, 1998; Layman G.C., and Carmines E.G. Cultural Conflict in American Politics: Religions Traditionalism Postmaterialism and U. S. Political Behavior// The Journal of Politics. - 1977. - Vol. 59. -№3; 1 Аванесова Ы.Г., Беспалова T.B., Верещагин В.Ю. Природа и виды этнонациоиальных> конфликтов: цивилизационный подход // Философия права. - -2002. - № 2; Ахиезер А.С. Цивилизационный выбор России и проблема выживаемости общества. // Россия и современный мир. - 2002. - №2. - С.69-86; Баєва О.Н., Каширин В.И. Цивилизационная идентичность России: универсальная модель метасубъекта в планетарном самосознании // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. - Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. — Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - 4-е изд. - СПб.: Изд-во товарищества «Общественная польза», 1889; Назаретян А.П. Цившшзационные кризисы в контексте универсальной истории: синергетика, психология, футурология. -М.: Per Se, 2001; Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цившшзационные разломы // Вопросы философии. -1995. -№1. - С.3-30; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. (Перевод и предисловие Т.С. Васильевой) - М., Ин-т социологии РАН, 1993; Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003;Фриш А.С. Приобщение к цивилизации: какой? // Цивилизация на перепутье: Сб. ст./ Отв. ред.: B.C. Семенов, А.С. Фриш. -М.: ИФРАН, 1992; Шемякин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс // Общественные науки и современность. - 1998. - №4.
Дмитриева, М. Дойча, А.Г. Здравомыслова, Г. Зиммеля, Л. Козера, Е.И. Степанова, Л.Н. Цой и др.1; б) исследования, направленные на поиск способов, технологий разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций с учетом их социокультурной специфики, а также путей построения в современном российском обществе прочной основы для позитивного межкультурного диалога Н.Г. Аванесовой, Л. Крисберга, М.М. Лебедевой, Э.А. Паина, В.В. Танчера, Ю. Хабермаса, А.Н. Чумикова, Р. Фишера, Л.Н. Цой, У. Юри и др,2
Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. — Ставрополь, -2001; Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. -М.,2005; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М., 2000., Бабосов Е.М. Конфликтология. - М., 1997; Горячев А.И. Социальная конфликтология. - М., 2006; Да-рендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. - 1994. - №5. - С. 142-147; Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2003; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. (Россия на путях преодоления кризиса): Учебное пособие. 3-е издание (доработанное и дополненное). - М.: Аспект-пресс, 1996; Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - Пг., 1925; Козер Л.А. Функции социального конфликта. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал, книги, 2000; Конфликты в современной России (проблемы анализа и урегулирования) / Под ред. Степанова Е.И. - М.: Эдиторал УРСС, 1999; Лебедева М.М., Юрченко В.М. Политическая конфликтология. - Краснодар, 2000; Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. - М.: Издательство ЛКИ, 2008; Цой Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов. //В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией. - 2000. -№3; Deutsch М. The constructive and destructive processes. —New Haven and London , 1973; Merton R.K. Social Theory and Social Structure. - Glencoe, 1949. 2Аванесова Н.Г. Государственно-правовое регулирование этнонациональных конфликтов: Дисс. ... канд. юр. наук. - Ростов-на-Дону, 2002; Братин А.А. Регулирование этнических конфликтов: предупреждение и разрешение: Дисс. ... канд. социол. наук. - Белгород, 2001; Бабин И.А. Миростроительство в контексте культуры мира // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. — Москва-Ставрополь, Изд-во СГУ, 2002; Бочарников И.В. Противодействие сепаратизму: теоретико-политологический анализ: Дисс. ... докт. полит, наук, - М., 2008; Бутуев O.K. Межэтнические конфликты и социокультурная специфика урегулирования их последствий: Дисс. ... канд. социол. наук. - М., 2006; Котанджян Г.С. Этнополи-тология консенсуса-конфликта: цивилизационные проблемы теории и практики. - М.: Луч, 1992; Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов // Социс. -1990. - №11.; Лебедева М.М. Отечественные исследования процесса ведения переговоров: истории развития и перспективы // Вестник МГУ. - Сер. 18. Социология и политология. - 2000. - №1; Она же: Политическое урегулирование конфликтов: подходы, технологии, решении, - М.: Аспект-Пресс, 1997; Москвин Л.Б. Идеи культуры мира - важный фактор ненасилия и политической стабильности // Вестник Московского университета серия №12 Политические науки.- 2000. - №3; Смульский СВ. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах: Дис. ...докт. полит, наук - М., 1997; Танчер В.В., Казаков B.C. Технологии регуляции конфликтов: исторический в) исследования, касающиеся непосредственно феномена социокультурных конфликтов в их ценностной детерминации, характеризуемые довольно узким кругом работ
Третью группу составляют исследования социокультурной действительности и конфликтогенности ее производства в различных регионах России, в т.ч. приграничных. Данные исследования проводят представители региональных школ: В.А. Авксерпъев, З.В. Анайбан, Г.Ф. Балакина, СВ. Голунов, В.Г. Дацышён, Н.В. Мкртчян, Ю.В. Попков, Н.А. Томилов, В.В. Черноус и др.2 Ис- характер, параметры консенсуса // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М., 2001; Тишков В.А. Этнологический мониторинг и раннее предупреждение конфликтов. Научно-информационное издание. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2006; Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина. - М.: Институт социологии РАН, 2005; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения: Пер. с англ. - М.: Наука, 1990; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М.: Наука, 1992; Цой Л.Н. Профилактика преступлений террористической направленности: мыслить глобально - действовать локально // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Материалы научно-практической конференции, 27 ноября 2002, г. Москва: Академия управления МВД. — М.: Институт социологии РАН, 2002 г. 1 Большакова Т.Ю. Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе: Дисс. ...канд. социол. наук. - М., 2003; Глухова А. Социокультурный конфликт как фактор со временного политического процесса// Логос. - 2005. - № 4 (49); Марача В.Г. Право и про- восознание в неразрешимых социокультурных конфликтах // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Материалы пятой научно-практической конференции 11 декабря 2003 г. - М., 2003; Соловьева Е.А. Особенности социокультурного конфликта и способы его урегулирования: Дисс...канд.филос.наук. -Великий Новгород, 2002. 2 Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) // Социс. - 2007. - №9. - С. 70-77; Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. - Ново сибирск, 1995; Голунов СВ. Постсоветское пограничье как фактор дезинтеграции и реин теграции // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Еже годный доклад 2001. - М., 2002; Дацышен В. Потенциал конфликтности в зоне российско- монгольской границы в Туве // Международные процессы.- 2005. - №1; Денисова Г.С. Конфликтогенность социокультурного пространства Ростовской области. - Ростов-н/Д, 2007;Жалсанова В.Г. Социальное самочувствие сельских бурят в современном обществе //Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008 [Электронный ресурс] UPvL:; Кравчук С, Мотрич Е. Демографи ческий потенциал как фактор социально-экономического развития и пограничной безо пасности СССР на Дальнем Востоке в 1950—1970 годы // Проблемы Дальнего Востока. - 2008. - № 4; Макарычев А.С. Ловушка политического реализма: Калининградская область как «пленница геополитики» [Электронный ресурс] URL:; Мкртчян Н.В. О некоторых особенностях миграции в приграничных с Казахстаном регионах России // Этнопанорама. - 2004. - №1; Поикратова Л.И. Особенности динамики и структуры международных миграций в при граничных регионах Дальнего Востока. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - пользование этих материалов позволило системно представить особенности социальных процессов в пограничном пространстве, выявить противоречивость построения связи «центр-периферия», изучить особенности диалектики периферического и геополитического, социально-экономического и демографического факторов в развитии социокультурных конфликтов.
Определение степени и качества воздействия социокультурных факторов на национальную безопасность, а также на основы деятельности по ее обеспечению в пограничном пространстве оказалось возможным при изучении работ А.И, Владимирова, Г.П. Герейханова, А.В. Кулакова, А.Г.Лукьянова, Ю.Г. Носкова, B.C. Пирумова, М.П. Телякавова и др.1
Объект исследования: социокультурные конфликты в российском социуме.
Предмет исследования: сущность, содержание, особенности проявления и разрешения социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации.
Т. 3. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002; Попков Ю.В., Костюк В.Г., Тюгашев Е.А. Народы Сибири в социокультурном пространстве Евразии: ценностные предпочтения и межэтнические установки // Социс. - 2007. - №5; Томилов Н.А. Народы и национальные группы Западной Сибири в 60 — 90-е годы XX в. и решение национальных проблем // Этносоциальные проблемы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В. Попкова. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. - Вып.4. 1 Бейдина Т.Е. Безопасность приграничных субъектов Российской Федерации в социально-политической сфере: Дис. ... докт. полит, наук. - М., 2000; Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития // Реформы: вчера, сегодня, завтра - М.: ИМЭПИ РАН, 2000. — № 11/12: Приграничные районы, приграничное сотрудничество; Владимиров А.И. Тезисы к стратегии России (избранные этюды). — М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2004; Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России и пограничная безопасность (социально-философский анализ): Монография - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2005; Герейханов Г.П., Лукьянов А.Г., Моренов И.С. Угрозы национальной безопасности России на Северном Кавказе (этноконфессиональный аспект). Монография. — М.: Граница, 2004; Гришин М.Л., Губченко В.Н., Дмитриев В.А. и др. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. - М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2001; Кулаков А. В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации: Дис. ... докт. филос. наук. - М.: АФПС, 2000.; Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: Дис... докт. фил. наук, - М.: ВУ, 2000, Пирумов B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности России // Проблемы глобальной безопасности. - М., 1995.; Телякавов М.П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений как угроза региональной безопасности России (политологический анализ): Дис... канд. полит, наук. - М., 2003.
Цель исследования: состоит в социально-философском анализе социокультурных конфликтов как негативного социального явления в российском обществе, выработке приоритетных направлений по их разрешению в пограничном пространстве.
Гипотеза исследования состоит в следующих положениях:
Анализ социальной действительности в пограничном пространстве Российской Федерации свидетельствует о тенденциях роста конфликтности. Данный социальный процесс основывается, прежде всего, на социокультурных противоречиях, которые в течение последних десятилетий актуализировались в связи с кризисом российской идентичности и проявляются в межэтнических, межконфессиональных и межцивилизационных контактах.
Рост регионального национализма, экстремизма и других угроз национальной безопасности требуют обязательного учета социокультурного фактора при анализе возникающих конфликтных ситуаций в пограничном пространстве в соответствии с его социально-экономическими и политическими параметрами. Именно данный факт обусловливает необходимость разработки новых теоретико-методологических подходов к исследованию феномена социокультурных конфликтов.
Имеющиеся механизмы их разрешения не в полной мере соответствуют нарастающим угрозам национальной безопасности России. Динамика социальных процессов в пограничной сфере предъявляет новые требования к формам и методам разрешения социокультурных конфликтов, что в свою очередь требует наращивания темпов профессионализации пограничных органов, а также более интенсивных исследований в области обеспечения национальной безопасности с точки зрения новых социокультурных вызовов в пограничном пространстве.
Для достижения цели и обоснования гипотезы исследования в диссертации предполагается решить ряд задач: - исследовать в указанных ниже границах эволюцию философского знания, направленного на изучение противоречивости социальной реально- сти обществ и государств, а также осуществить анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию и разрешению в обществе противоречий социокультурного характера; определить на методологическом уровне взаимосвязь между культурными основаниями общества и конфликтами как результатом эскалации противоречий между социальными субъектами в процессе совместного воспроизводства реальности; уточнить сущность и содержание социокультурного конфликта, выделив при этом социально-философские аспекты социальных процессов в пограничном пространстве; исследовать особенности социокультурного портрета отдельных приграничных регионов России и определить основные противоречия построения российской социокультурной системы в локальном, региональном, государственном и цивилизационном измерении, то есть в социальном пространстве и времени; определить основные направления перерастания данных противоречий в социокультурные конфликты, в большей степени характерные для того или иного приграничного региона; с учетом приоритетов национальной безопасности и выявленных противоречий построения российской социокультурной системы определить направления деятельности и выработать практические рекомендации по оптимизации деятельности органов государственной власти и пограничных органов при разрешении социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации.
Границы исследования определяются, во-первых, социально-философским анализом социокультурных конфликтов сквозь призму их историографии, что обусловливает в качестве нижней исторической границы исследовать период античной философии, в качестве верхней исторической границы - современные взгляды на природу социокультурных конфликтов.
Во-вторых, задачами и областью деятельности субъектов государственной власти, в том числе пограничных органов по разрешению социокультурных конфликтов в пограничном пространстве. В-третьих, временными рамками — обращением автора к отдельным фактам обострения социальных процессов в пограничном пространстве с 90-х годов XX века по настоящее время. В-четвертых, географическими рамками, включающими отдельные приграничные субъекты Российской Федерации.
Методологическую основу диссертационного исследования составили последовательно реализуемый социально-философский анализ в единстве основополагающих принципов и понятийно-категориального аппарата социальной философии в целостности развиваемых данной областью таких методологических подходов как социокультурный, цивилизационный, деятельно-стный, институциональный, аксиологический и др., а также общенаучные методы системного подхода, методы синтеза и анализа, контент-анализ документов. В ходе исследования использовались материалы научных и диссертационных исследований, отражающих особенности социокультурного процесса в российском обществе и некоторых приграничных регионах. С учетом различия географического и сходства цивилизационно-стратегического статуса этих регионов путем логической корреляции и дальнейшей аппроксимации были определены основные направления разрешения социокультурных противоречий в пограничном пространстве Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертации составили: статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные сети этнологического и этноконфессиоыального мониторинга EAWARN, контент-анализ периодических и научных изданий, данные социологических исследований, проведенных в обозначенных границах исследования и материалы Независимого института социальной политики (Интернет проект «Социальный атлас российских регионов»), законодательная база федерального уровня, аналитические материалы Совета Федерации Федерального Собрания РФ по во- просам национальной, религиозной и культурной политики, а также вопросам обеспечения национальной безопасности страны.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень её научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, характеризуются методологические основы анализа решаемых задач, их теоретические и эмпирические источники, подчёркиваются научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования социокультурных конфликтов» изучается эволюция взглядов на природу конфликтов вообще с постепенным вычленением знаний о генезисе социокультурных противоречий при конструировании социума. В соответствии с указанными границами исследования анализируются взгляды различных научных школ (зарубежных и отечественных) по указанной проблеме, обосновывается значимость идей представителей социокультурного подхода в социально-философской науке применительно к проблеме конфликта. Проводится социально-философский анализ культуры и ее нормо-ценностной системы и ее значения в структурировании социальной общности, на основе которого дается исследовательская трактовка и типология социокультурных конфликтов в российском обществе и пограничном пространстве.
Во второй главе «Проявление социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации и их разрешение» проводится четырехуровневый анализ противоречий в системе российского социума и связанных с ними проблем пограничного пространства в следующих аспектах: локальном, региональном, государственном и цивилизационном. Раскрываются содержательные элементы социокультурных конфликтов (структура, динамика и типовые особенности) на примере их проявления в различных приграничных регионах. На основе выделенных противоречий и особых подходов к разрешению социокультурных конфликтов в пограничном пространстве, ориентирующихся, в первую очередь, на его стабильность, предлагаются основные направления деятельности органов государственных власти, общественных организаций и субъектов пограничной политики по предотвращению и разрешению социокультурных конфликтов.
В заключении диссертации сделаны обобщающие выводы по теме исследования, предложены практические рекомендации и предложения органам государственного управления в сфере взаимодействия с пограничными органами федеральной службы безопасности Российской Федерации по противодействию угрозам национальной безопасности, возникающим в результате обострения социокультурных конфликтов в пограничном пространстве страны.
Список литературы включает источники, непосредственно используемые в системе аргументации исследования, представленные нормативно-правовыми актами в порядке их статуса и хронологии, а также прочими источниками, приведенными в алфавитном порядке.
Приложения представлены таблицами и схемами, иллюстрирующими материал диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в положениях, выносимых на защиту, а также в выявлении методологического подхода к комплексному исследованию социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации, в рамках которого: осуществлено исследование эволюции философского знания о конфликтах, обусловленных социокультурными противоречиями общества; проанализированы взгляды некоторых отечественных ученых в области исследования социокультурных взаимодействий, охватывающих, в том числе, и социокультурные конфликты и выделены социально-философские школы; уточнен ряд дефиниций и предложено авторское определение социокультурного конфликта; выявлены ценностные причины социокультурных конфликтов между социальными общностями и внутри них, проведена на основе трехаспектного факторного анализа классификация социокультурных конфликтов в обществе; проведен анализ противоречий в системе российского социума и пограничном пространстве на локальном, региональном, государственном и цивилизационном уровнях их существования; раскрыты структура, динамика и типовые особенности социокультурных конфликтов в-приграничных регионах, предложена процессуальная модель социокультурного конфликта с учетом особенностей социальных процессов в пограничном пространстве Российской Федерации; разработаны основные направления деятельности субъектов пограничной политики и органов государственных власти в процессе управления и конечного разрешения социокультурных конфликтов.
Положения, выносимые на защиту:
Анализ социально-философского знания и современных теоретико-методологических подходов в сфере изучения социальных конфликтов, позволивший уточнить категориальный аппарат исследования, обосновать выбор социокультурного подхода как основного метода исследования конфликтов в российском социуме и пограничном пространстве.
Выявленные автором особенности структурирования социокультурного конфликта в пограничном пространстве государства на основе анализа социальной реальности общностей, характеризуемых через особые структуры связи культуры и социальности в пространстве, его определение, а также обоснование причинности и классификация социокультурных конфликтов.
Результаты социально-философского анализа противоречий в системе российского социума и пограничного пространства на локальном, региональном, государственном и цивилизационном уровнях их существования, раскрывающие причины и механизмы эскалации социокультурных конфликтов в отдельных приграничных субъектах Российской Федерации.
4. Обоснованные автором приоритетные направления оптимизации взаимодействия органов государственной власти и субъектов пограничной политики в сфере разрешения социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в диссертации выводы, предложения и рекомендации могут значительно расширить методологическую базу анализа и исследования конфликта как социального и культурного явления, а также позволят усовершенствовать деятельность пограничных органов в регулировании возникающих конфликтов с учетом социокультурного критерия, оптимизировать социально-культурную политику в целях противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации. Отдельные положения диссертационного исследования окажут помощь слушателям и курсантам вузов ФСБ России пограничного профиля в углублении практических знаний о разрешении возникающих конфликтов с учетом социокультурного критерия конкретного региона, повышении своей управленческой культуры, а профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений — при подготовке учебно-методических материалов по блоку гуманитарных и военно-специальных дисциплин.
Эволюция подходов к исследованию социокультурных противоречий в обществе и государстве (зарубежные и отечественные школы)
В последнее время в российском обществе часто затрагиваются вопросы социокультурного развития, и это объяснимо, ведь его уровень отражает уровень безопасности общества1. Нередко исторические ошибки основывались на недооценке высшими органами власти социокультурного фактора в обеспечении безопасности российского общества. Нарастание в последние годы геополитических угроз привело к переоценке историко-культурной парадигмы развития народов, наций, этносов. Сегодня каждый народ находится в состоянии повышенной ответственности за сохранение своей самобытности. И это не случайно: многие ученые говорят об ускоренной маргинализации, люмпенизации, «раскультуривании» многочисленных групп, утрате ими национальной и социальной идентичности. Причем к более пагубным последствиям ведут «ценностные деформации в ментальности социальных властных группировок, коррозия их духа препятствует всякому разумному выходу из кризисной ситуации»2.
Конечно, противоречия социокультурного развития обществ существовали всегда, однако наметившаяся смена самой парадигмы цивилизационно-го развития от техноцетризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором зиждется цивилизация постматериальных ценностей, требует изменения плоскости их научного рассмотрения.
Академик Н.Н. Моисеев в этой связи отмечал: «Думая о будущем, о грядущей эпохе ноосферы, я постепенно склоняюсь к убеждению, что насту пающий век будет веком гуманитарных наук. Если первая половина нынешнего века прошла под знаком развития технических наук и физики, если во второй половине текущего столетия на первый план стали выдвигаться науки о живом мире, то наступающий век станет веком наук о человеке»1.
Неслучайно социокультурный подход в конце XX века приобрел такую популярность. Так С.Г. Кирдина указывает «...потоки, часто не ощущаемые на поверхности, но определяющие течения и направления постоянной социальной-деятельности неугомонного человечества, это основы социальной жизни, ее несущие конструкции, постоянно колеблемые усилиями толп и одиночек, государств и регионов, но сохраняющие вопреки им, устойчивость и целостность обществ, стремящихся к гармонии»". Именно социокультурный подход, по ее мнению, в наибольшей мере направлен на поиск, выявление и изучение такого рода структур и тенденций.
Во многих энциклопедических изданиях с помощью категории культуры определяется целостность процесса общественного воспроизводства. «Культурные факторы в значительной степени определяют и экономический потенциал общества, и стабильность политической системы, а также экологическую и демографическую ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны»3. При использовании такого подхода акцент делается на то, что различные стороны социума реализуются через диалектический механизм социокультурного единства и борьбы различных систем ценностей, норм, традиций.
Конфликт как объект социально-философского осмысления актуализируется не только наличием объективных противоречий в современном общественном процессе и необходимостью их разрешения, но и наличием проти воречий в самой культуре общества, в потере духовности и цивилизационной идентичности.
Не менее важен анализ противоречия, сложившегося в России между самим социальным производством в процессе реформирования и культурно-историческим потенциалом. Конфликты, которые наблюдаются при формировании новой российской идентичности, обращают на себя внимание не только со стороны специалистов, но со стороны управленческих и специальных структур. Наблюдаемое сейчас социокультурное несоответствие негативно отражается на утверждении объединяющей национальной идеи.
Выявление в социокультурном контексте общественного развития конфликтных потенций, подтверждаемое всемирной историей войн и локальных конфликтов, социально-культурными кризисами и цивилизацион-ными «разломами», требует более внимательного изучения конфликта как феномена общества и культуры. Рассмотрение вопроса эволюции теоретических воззрений на проблему общественных противоречий освещено во многих учебных и научных изданиях. Однако автору представляется целесообразным в рамках данного диссертационного исследования дать общее отображение эволюции подходов к изучению социокультурных противоречий общества, их места в концепте конфликта и влияния на безопасность государства.
Изучение сущности противоречий как источника единого материального начала зарождается в натурфилософских воззрениях Анаксимандра. Диалектическое осмысление природы Гераклитом Эфесским выражено в обосновании вражды и согласия как противоречивой сущности общества.
Особенности возникновения и протекания социокультурных конфликтов в российском пограничном пространстве
На сегодняшний день российское пограничное пространство представляет собой сложную центрально-периферическую организацию пространства, причем, по нашему мнению, не столько в форме существования политического дискурса1, сколько в большей выраженности социокультурного обоснования действительности этой организации как одновременной множественности культурных миров, объединенных всеобщностью концепта границы. С усилением роли цивилизационного фактора общественных противоречий российское пограничное пространство предстает не только в своей географичности и политичности, но и как пространство социальности и культуры.
«Процесс современной глобализации остро поставил вопрос о состоянии социокультурных миров в пространстве, многократно пересеченном государственными, конфессиональными, этническими, социокультурными, географическими границами» . В данном утверждении, несмотря на историографическую специализацию исследователей, заложен по мнению автора глубокий онтологический и гносеологический смысл пограничного пространства. Изучение культуры существующих в нем социальных общностей, то есть в их локализации, должно постигаться через проблему «социокультурного взаимодействия периферии и центра, т.к. граница — всегда окраина, где обитают наименее ценимые с точки зрения принятой нормы центра со 1циокультурные объекты, что делает ее более аморфной, а значит более восприимчивой к влиянию иных культур»1.
Предполагается, что в соответствии с пространственной детерминаци ей генерации социокультурных конфликтов будет методологически верным исследовать существующие на локальном, региональном, государственном и цивилизационном уровнях противоречия построения современного устойчи вого общества через всеобщий концепт границы и тренды угроз националь ной безопасности2. --- -= -- = Представляется целесообразным в первую очередь исследовать мезо-уровень детерминации социокультурных конфликтов и сферы из развития. На данном уровне автор предполагает исследовать особенности социокультурного портрета отдельного приграничного субъекта Российской Федерации в его региональном аспекте, с вычленением его социально-экономических показателей, индекса развития человеческого потенциала и политико-административного статуса (противоречия типа «центр-периферия») в системе российской государственности.
Далее целесообразно исследовать конфликтогенность такого социокультурного потенциала в самом приграничном регионе и связанные с ними особенности проявления вычлененных факторов (этнического, религиозного, цивилизационного). Это будет так называемым микроуровнем исследования социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации.
Изучение особенностей генерации социокультурных конфликтов, через их локальность и региональность, непосредственно отражаемых на социальных процессах в самом пограничном пространстве выводит нас на логическое завершение качественного анализа данного феномена на макроуровне государственного строительства социокультурного целого имеющегося «культурного многообразия» .
Мегауровень эскалации социокультурных противоречий требует особого изучения в свете расширяющейся сети межнациональных, международных, межцивилизационных отношений и геополитической ситуации, которые нашли свое отражение в Стратегии национальной безопасности до 2020 и новой Военной доктрине Российской Федерации2.
На мезоуровне развития социокультурных конфликтов в пограничном пространстве автор обращается к проблеме современного российского государства в региональном аспекте. Противоречия развития федерализма в России в ракурсе «центр - периферия» до сих пор исследуются с позиций не утратившей актуальности «ассметричности» , которая сказывается на процессах социокультурного взаимодействия в приграничном регионе.
Противоречия регионального аспекта на всем протяжении строительства федеративных отношений в нашей стране обусловливались сложностью и неоднозначностью процессов реализации реформ на местах. Их обязательное закрепление, по мнению автора, должно быть продиктовано необходимостью сохранения единства социокультурного пространства России, обеспечения ее устойчивости в системе глобальных координат, что было подчеркнуто еще Н.Я. Данилевским: «цивилизация лишь тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда составляющие ее этнографические элементы не поглощаются одним политическим целым, а составляют федерацию...» .
Эта одна из основных посылок нашего исследования в аспекте сохранения единого социокультурного пространства России позволяет понять, почему нарушение пространственных связей, нарастание центробежных сил и явлений сепаратизма, недостаточное внимание к результатам внедряемых реформ на местах привело к кризису нашего общества к началу XXI века.
Основные направления деятельности органов государственной власти и субъектов пограничной политики по профилактике и разрешению социокультурных конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации
Исходя из выявленных социокультурных противоречий пограничного пространства, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, обоснованным будет рассмотрение основополагающих подходов к их разре шению. Представляется целесообразным дать обзор принимаемым мерам по разрешению этих противоречий на выделенных выше мега-, макро-, мезо- и микроуровнях. Прежде чем перейти к исследованию практических мер по устранению конфликтогенности социокультурной среды пограничного пространства, необходимо разобраться с определениями этих действий.
Автор придерживается стратегии разрешения конфликтов, а не их регулирования. При регулировании1 конфликтов их завершение в результате противоборства сторон заканчивается достижением односторонних преимуществ. Ориентация на подавление, насилие в ходе конфликта связывается с действиями, имеющими негативный нравственный смысл. В этом случае, как упоминалось в первой главе ущемленные нравственные ценности могут спровоцировать еще большие последствия. Для регулирования характерны такие стратегии конфликтного поведения как конфронтация, подчеркивание различий, концентрация внимания на участниках, а не на решении проблемы. При разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны на основе анализа причин, направленного на максимальное сближение позиций и достижение взаимовыгодных позиций. Консенсус, содержащийся в процессуальной части определяет сохранение целостности социокультурного пространства. В научной литературе разрешение конфликта связывается с процедурами до(не)юридического решения проблемы посредством переговоров.
Следующей стадией завершения конфликта может стать процесс управления им в виде процедур юридических разбирательств.
В соответствии с концептуальной постановкой проблемы разрешения конфликта как работы, прежде всего, с детерминантами (причинами) возникших противоречий, автор предлагает работать с выделенными кластерами социокультурных конфликтов, где основополагающими являются факторы их развития (этнический, религиозный, цивилизационный).
Цивилизационный фактор является универсальным понятием всех социокультурных конфликтов. При их разрешении наиболее удачно употребимы такие понятия разрешения противоречий как «снятие» и «антиномия».
В процедуре «снятия» полярной противоположности сторон противоречия подразумевается наличие общей основы, которая и является базой раз решения противоречия с сохранением предыдущего положительного опыта в новом качестве. «Тип противоречия, противоположный по своему характеру гегелевскому «снятию», может быть охарактеризован с помощью кантовско-го понятия «антиномии». Антиномия не предполагает слияния сторон противоречия в новом качестве. Это противоречие неразрешимо в силу самого своего характера, ибо здесь отсутствует единое основание, которое соединяло бы стороны противоречия; между ними не может быть посредника, ибо каждая из них — это «смьіслоструктура особого мир і1» Именно антиномия отображает суть значительного числа социокультурных конфликтов, в первую очередь тех из них, в которых сталкиваются представители различных цивилизаций. Смыслоструктурой в этом отношении является потребность в развитии собственной национальной идеи и возможности ее отстаивать.
Национальная идея российского государства, сопряженная со смысло-образующими цивилизационными ценностями, которые должны представлять сплав техногенных и традиционалистских критериев культуры. «И эти совокупные ценности надо совместить и реализовать в государственной политике, в воспитательном, образовательном и информационном процессах, в личной и государственной мотивациях стран, принадлежащих к разным типам цивилизаций. Это уже ноосферный подход к формированию нашего общепланетарного цивилизационного бытия» .
Выработка национальной идеи в ракурсе поиска оптимальных направлений разрешения социокультурных конфликтов представляется наиболее значимой. В связи с чем, автор опирается на концептуальный подход в этой области, предложенный Вице-президентом Коллегии военных экспертов А.И. Владимировым, которым сформулирована стратегическая направленность национальной идеи России. Данная стратегия предполагает: во-первых, внутреннее смыслообразующее наполнение социальной реальности российского общества по обеспечению «выживания, устойчивого развития, процветания и достойной жизни народов России на основе примата прав личности россиянина, его честного труда и благополучия российской семьи»1. Во-вторых, обеспеченным геостратегическим курсом России в связывании социокультурного пространства современного Союза независимых государств в целях образования мирового центра силы в едином цивилизаци-онном смысле. В-третьих, гармонизирующее влияние России на взаимодействие цивилизации в целях формирования нового, единого мира и предот-—вращения планетарных угроз (крушения суперэтносов, мутации цивилизаци-оныого генофонда, размывания «суверенности» государств и т.д.).
Поэтому решение проблем выживания и развития должно обеспечивать деятельность государства как глобального субъекта наряду с его идентификацией в цивилизационном отношении, обозначением его границ, четким определением национальных интересов и стратегических позиций в общепланетарных цивилизационных взаимодействиях позволит формировать задачи, способы, силы разрешения основных социокультурных противоречий на остальных уровнях их воспроизводства и существования
Исследуя особенности разрешения противоречий в цивилизационном аспекте, который был частично затронут выше, необходимо учесть, что в его отношении на всех уровнях существования социокультурных противоречий должны применяться единые принципиальные подходы, базирующиеся на теоретико-методологических исследованиях П.Сорокина, Л. Крисберга, Ю. Хабермаса, Я.Г. Шемякина и. Выработанные ими духовно-универсальные подходы к разрешению такого подвида социокультурных конфликтов направлены в основном на изучение и теоретическое осмысление конфликтов, характеризуемых столкновением качественно различных ценностных ориентации, на их антиномичности.