Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОСТИ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 11
1.1 Основные теоретические концепции самосознания личности 11
1.2 Религиозность как один из компонентов в структуре самосознания личности 34
Глава 2. ЮНОШЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 61
2.1 Социально-психологические факторы религиозности современной верующей молодежи 61
2.2 Религиозные организации и их влияние на самосознание верующей молодежи Башкортостана 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 138
- Основные теоретические концепции самосознания личности
- Религиозность как один из компонентов в структуре самосознания личности
- Социально-психологические факторы религиозности современной верующей молодежи
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Феномен религиозности принадлежит к одному из массовых и стойких явлений. Религия сопутствовала человеческой культуре на протяжении всей истории и была неотъемлемой частью общественного и индивидуального сознания и самосознания. Интерес к религии повышается у значительной части населения, в том числе и у молодежи. Господствующая в предыдущие десятилетия идеология потерпела крах, появилась потребность в наполнении опустевшей духовной ниши. Наряду с возрождением традиционных религий, в настоящее время для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная пропагандистская деятельность. Это вызывает наибольшую тревогу, так как увеличивается негативное воздействие различных культовых сект современную молодежь.
В свете вышеизложенного актуальным становится вопрос о влиянии религии на процесс формирования самосознания человека, которое является неотъемлемой частью его личности и определяет личностные выборы и социальные условия в единое поле возможностей для самоактуализации.
Особую актуальность, данная работа приобретает в свете последних событий всколыхнувших общественность на рубеже тысячелетий. Люди становятся жертвами религиозного экстремизма и террора, что вызывает неподдельный интерес к данной проблематике специалистов всех общественных наук. В настоящее время в нашем обществе нет общегосударственной идеологической доктрины, религия пытается заполнить этот вакуум, но Россия - государство не только светское (что закреплено законодательством), но и многоконфессиональное, и ни одна религия не может претендовать на роль государственной.
Изучение самосознания верующих различных конфессий, способствует наиболее полному раскрытию сущности мировоззренческих установок их личности и соответственно прогнозировать их социальную активность, так как, несмотря на отсутствие в обществе объективных причин для проявления нетерпимости, и религиозных конфликтов, субъективные факторы, в частности формирование личностных структур, развитие самосознания верующих молодых людей, могут спровоцировать негативные социальные трансформации даже в относительно стабильно развивающемся обществе.
Таким образом, актуальность настоящего социально-философского исследования диктуется отсутствием научных работ направленных на комплексное изучение влияния различных конфессий на самосознание своих последователей.
Степень научной разработанности проблемы. Влияние религиозности на человека издавна является предметом изучения философии, психологии и истории. В последнее время данная проблема активно изучается социологией, политологией, этнологией, культурологией, т.е. самыми разными областями современной науки.
Попытки осмысления самосознания человека через призму его религиозности имеют давние традиции в философской и психологической мысли. Еще в древности понятие "Я" практически неизменно трактовалось в религиозно-метафизическом духе. Философы-идеалисты античности определяли "Я" как некую духовную субстанцию (стоики, софисты, Платон). Объективно-идеалистическую позицию в трактовке природы самосознания занимали и такие мыслители, как Беркли, Гегель, Декарт, Кант, Юм и др.)1
1 Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения - М.: Мысль, 1978. -556 с; Гегель Г.Ф. Философия религии. - М.: Мысль, 1977. - С. 25.; Декарт Р. Трактат о свете // Избранные произведения. - М.: Наука, 1950. - С. 215.; Кант И. Религия в пределах только разума. // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. - М.: ЧОРО, 1994. - 612 с; Юм. Д. Трактат о человеческой природе //Сочинения в 2 - х томах. - М. Наука, 1966. Т 1.; - С. 93-120.
Само определение религии и религиозности в рамках философии традиционно трактовалась с двух позиций: идеалистической и материалистической.
С позиции идеалистической философии религиозность рассматривалась как одна из важнейших составляющих самосознания личности в субъективно-идеалистических (Джеймс У.)1, биологизаторско-психологических (Гроф С; Фрейд 3.) , антропологических (Малиновский Б., Фрейзер Д.) , социологических (Э. Дюркгейм и др.)4 концепциях.
Несмотря на то, что философы, придерживающиеся материалистических взглядов на природу религии объявляли себя атеистами, они так же отмечали влияние религиозности на личность человека. Особенно явственно данная зависимость прослеживается в работах французских философов-материалистов XVIII в. (Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Ламетри, Мелье и др.)5 Существенный вклад в развитие психологических основ религии внес немецкий философ XIX в. Людвиг Феербах.6
Позже диалектический материализм Маркса и Энгельса поставил перед собой задачу теоретического обоснования специфики религиозного сознания, отвергая любое богословско-мистическое объяснение религии.
Отечественные исследования религиозности человека так же велись в двух направлениях.
Периодом рассвета русского богословия, можно считать начало XX века, когда в среде русской интеллигенции получили свое дальнейшее развитие идеи Канта (Бердяев, Булгаков, Лосский, Несмелов, Розанов, Соловьев,
1 Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.- 367с.
2 Гроф С. Священное и профанное. // Психология религиозности и мистицизма:
Хрестоматия.- / Сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Харвест; М: ACT, 2001.- С. 247-292.; Фрейд 3.
Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. - М:
Политиздат, 1989. - С. 102-176.
3 Малиновский Б. Магия, наука и религия //Магический кристалл. Сборник. - М., 1992. С. 84
- 99.; Фрейзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.- М.: Изд-во полит.
Литературы, 1983. - 703 с.
4 Дюркгейм Э. О. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., Канон, 1995.
5 Да скроется тьма: Французские материалисты об Атеизме, религии и церкви. М.:
Политиздат, 1976. - 303 с.
6 Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965. - 412 с.
Флоренский, Франк, и др.). По разному, они приходят к общей мысли о помощи религии в осознании жизненных целей, поиске смысла жизни, решении предельных вопросов человеческого бытия.
Материалистическое трактование феномена религиозности освящено в трудах революционных демократов России (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев, Чернышевский и др.)2
Современные научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, разграничивают два определения религиозности: религиозность символизирующая духовность (как возвышенное и осознанное принятие законов природы, жизнь в согласии с некоей высшей инстанцией контролирующей существование всего человечества) и религиозность которая признает существование определенного бога, который един, проповедует послушание и выполнение всех религиозных ритуалов и традиций, обладает культом, противопоставляющем себя всем остальным вероисповеданиям). И соответственно признается двойственное влияние религиозности на сознание человека (Аллен Р., Аллпорт Ж., Рассел Б., Рокич М., Спилка Б.).
Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных религиозности человека, они имеют скорее теоретическую направленность. Явственно прослеживается недостаток исследований, которые изучают данную проблему не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации, т.е. непосредственно в рамках определенных конфессиональных общностей в конкретной культуре, времени и пространстве. Именно эти аспекты и составили проблемное поле настоящего исследования.
1 Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине. //Философские науки. - 1991. - № 8. - С.121-
128.; Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. — М.: Терра: Ассоц.
совмест. предприятий международных об-ний и орг., 1991. - 413 с; Лосский Н. О. Условия
абсолютного добра. - М: Политиздат, 1991. - 367 с; Розанов В.В. Религия. Философия.
Культура. - М; Харьков: ACT: Фолио, 2001. - 639 с.
2 Я верую в разум. Народники революционеры об атеизме и религии. - Л.: Лениздат, 1989. -
416с.
3 Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии. //Психология религиозности и
мистицизма: Хрестоматия. - Сост. К. В. Сельченок.- Мн.: Харвест; М.:АСТ, 2001. - С. 92-147.
Объект исследования: является содержательное наполнение структурных звеньев самосознания современной верующей молодежи.
Предмет исследования: мировоззренческие ориентиры юношей и девушек мусульман и свидетелей Иеговы.
Цель исследования. Социально-философский анализ формирования религиозного компонента в структуре самосознания современной молодежи. . Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:
определить категориальный смысл понятия «самосознание» с позиций социально-философского анализа;
охарактеризовать функции и признаки религии, как социально-ценностной системы;
анализ юношеской религиозности как заметного явления современной общественной жизни;
выявление ценностно-ориентационного наполнения самосознания юношей и девушек мусульман и св. Иеговы;
показать специфику формирования самосознания юношей и девушек мусульман и св. Иеговы;
Методологические основания исследования заданы, прежде всего, социокультурным подходом. Использовались методы философской рефлексии, системного подхода, ориентированного на выделение интегративных, инвариантных, системообразующих связей и отношений; личностный подход, требующий признания уникальности личности, ее мировоззрения; методы философского синтеза и моделирования.
Теоретическую базу диссертации составили теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей проблем формирования самосознания личности. В конструктивном плане особую ценность для нас представляла
концепция самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной и получившая отражение в ряде экспериментальных исследований.
Эмпирическое исследование самосознания молодежи проводилось в г.Уфе, Бирске и п. Краснохолмский, в нем принимали участие: 1. Учащиеся Исламских институтов им. Разетдина Ибн-Фатхетдина и «Муслима». 2. Община Св.Иеговы (п. Краснохолмский), участники конгресса, проходившего в г. Уфе 23-24 января 1999г. Для исследования отбирались верующие не менее полутора лет исповедующие догматы и регулярно выполняющие все необходимые обряды и предписания. 3. Студенты БирГПИ (фоновая группа).
В диссертации были использованы результаты исследований проводившихся лабораторией Бирского педагогического института под руководством кандидата психологических наук, доцента Курачева Д. Г. Новизна диссертационного исследования:
Научная новизна работы определяется ее направленностью на социально-философский анализ формирования самосознания и мировоззрения современной верующей молодежи. Эта новизна может быть конкретизирована в целом ряде положений выносимых на защиту.
Определено наличие существенных отличий в формировании «образа-Я», в семейных и общественных отношениях верующих молодых людей и секулятивного юношества. Из поля саморефлексии верующей молодежи, выпадает анализ собственных личностных качеств, внешнего облика, особенностей характера, а также такие значимые сферы, как «семья», «друзья», «карьера». Акцент саморефлексии смещается в заданные доктринами их религии эталоны идентичности, указывающие на то, каким должен быть «Я образ».
Обоснована слабо выраженная рефлексивная составляющая мышления верующих мусульман и Свидетелей Иеговы. Их рефлексивные акты характеризуются сильной загруженностью культовой терминологией.
1 Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. - М.; Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 1999.-635 с.
Мировоззрение формируется в узких рамках религиозных доктрин, что позволяет им не углубляться в социально-философское содержание окружающей их действительности, обеспечивая тем самым состояние относительного душевного покоя и стабильности.
Выявлено, что половая идентификация верующих юношей и девушек определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым.
Определена более выраженная чувствительность девушек к идеологическим воздействиям своего вероисповедания. В отличии от юношей, девушки в большей степени идентифицируются со своей конфессией, их мировоззренческие ориентиры и структура самосознания характеризуются более выраженным культово-религиозным содержанием. Доказано, что существенными отличиями формирования структурных звеньев самосознания мусульман от Свидетелей Иеговы является то, что идеологические концепции «Свидетелей Иеговы» оказывают на самосознание более деструктивное воздействие, чем идеология традиционного ислама. В первую очередь, это проявляется отличном от магистральной культуры преобладании социальной идентичности, над персональной.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая
значимость состоит в том, что полученные в диссертационном исследовании
. результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на
формирование самосознания современного человека, так же они будут
способствовать изучению феномена религиозного самосознания личности.
Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в общественной жизни. Ее выводы найдут применение в различных областях социальной философии, философии религии, социологии, психологии личности и педагогики. Проведенное исследование предоставляет возможность использования апробированного комплекса методов
как диагностического средства для объективного изучения самосознания юношей и девушек из различных религиозных конфессий, с возможностью последующего сопоставления полученных данных. Учет установленных в настоящем исследовании особенностей самосознания мусульман и Свидетелей Иеговы может послужить научному пониманию этого феномена, а также способствовать оптимизации деятельности общественных работников с данной категорией юношей и девушек.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе: на научно-практической конференции по проблемам практической психологии и гуманизации образовательного процесса в г. Уфа 24-25 марта 2000 года; на XL научной конференции аспирантов и студентов - Школа. Вуз. Наука, в г. Бирске 21-22 ноября 2002 года; на региональной научно - практической конференции по проблемам педагогических инноваций в условиях современных образовательных учреждений в г. Бирске 29 апреля 2003 года; на региональной научно -практической конференции, посвященной образовательным учреждениям, как пространству формирующему здоровый образ жизни в г. Бирске 31 мая 2004 года. По теме диссертации опубликовано пять работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, и списка использованной литературы, включающего 203 наименования. Общий объем диссертации -153 страницы.
Основные теоретические концепции самосознания личности
Для более целостного изучения затронутой нами проблемы, в данном параграфе мы ставим перед собой следующую задачу - рассмотреть теоретические концепции феномена «самосознание» человека в философии и психологии и на базе этого очертить проблемное поле для настоящего исследования.
Человек - существо сознательное. «Особенность сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от остального жизненного окружения, сделать свой умственный мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания».
Самосознание определяется как познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта.
Специфика самого феномена самосознания делает проблему самосознания более психологичной по своему содержанию, чем проблема сознания. Но, тем не менее, она так же, как и проблема сознания, является комплексной: здесь «стыкуются» интересы таких наук, как философия, социология, психология, этика. Каждая из них соответственно своей специфике определяет особый подход и ракурс анализа этой проблемы. Комплексность проблемы самосознания вызывает необходимость консолидации различных наук, синтеза результатов многоаспектного анализа. Вместе с тем каждое исследование самосознания на теоретическом уровне требует уточнения границ рассмотрения самосознания именно в пределах данного аспекта анализа.
В настоящее время существует достаточно большое количество научных исследований, которые раскрывают сложность и неоднозначность понимания изучаемого явления. Наиболее обширно проблема самосознания личности освящается в рамках философии и психологии. Но, несмотря на это, существует еще целый ряд вопросов вызывающих интерес, как тех, так и других.
Первые попытки осмысления природы самосознания человека, его «Я» в истории философии рассматривались как проблема соотношения субъекта и объекта, мира и человека, бытия и сознания. В древности понятие «Я» трактовалось преимущественно в религиозно-метафизическом духе. Философы-идеалисты, определяли «Я» как некую духовную субстанцию. Уже Платон говорил о том, что в душе человека происходит особая внутренняя работа, своеобразный внутренний диалог с самим собой. В Средние века, самосознание рассматривалось как опыт самоуглубления. В учении св. Августина, самосознание оказалось важной стороной познания бога.1
В Новое время, исходя из его рационалистических позиций, изучение самосознания определяется принципом непосредственной данности психического, предполагающего, что внутреннему взору человека его
. внутренняя жизнь открывается такой, каковой она является на самом деле.2 Наиболее полно данная позиция проявляется в философии Декарта, который отождествлял «Я» с душой. «...Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неотрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим». Согласно его концепции, «Я» (т.е. душа), мыслящая субстанция и она всегда знает о том, о чем думает, о своих желаниях и потребностях.
Локком была сформулирована установка на самосознание как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления.
Понятие внутреннего опыта как данного самосознанию посредством интроспекции (самонаблюдения) присутствует в традиции эмпиризма. Так, единственной реальностью Беркли, являлось собрание впечатлений и нечто познающее или воспринимающее их, которое он называл «ум, дух, душа», или «Я».1 У Юма «Я» распадалось на отдельные ощущения о самом себе, которые сменяются в сознании с огромной скоростью.
Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта. В противоположность вышеперечисленным точкам зрения, И. Кант обнаружил разорванность человеческой познающей способности, сложность согласования им познавательных, нравственных и эстетических составляющих духовной жизни человека. Канту принадлежит переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и самосознания: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». При этом самосознание может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях. Кант различал два вида «Я»: эмпирическое (имеет характер эмпирической реальности) и чистое, или сознание вообще, которое носит надиндивидуальный характер, его основной функцией является объединение многообразного данного в ощущениях, посредством чистых категорий рассудка.
Религиозность как один из компонентов в структуре самосознания личности
Так как в современном мире перед учеными, как материалистами, так и идеалистами, встают важнейшие задачи по изучению феномена религиозности и веры, то в данном параграфе мы уделим внимание определению религии с социально-философской точки зрения и рассмотрим некоторые теоретические воззрения философов и психологов, касающиеся сущности религиозных переживаний человека. Так же мы уделим особое внимание изучению внутреннего мира верующего, влиянию религиозности на развитие личности и формирование самосознания.
Но прежде чем перейти к рассмотрению этих задач, необходимо определится с тем, что мы называем религией.
Изучая всеобщую историю человечества, мы наблюдаем как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся указать людям их настоящее лицо, определить цели и задачи, место в космической эволюции. К таким учениям относятся мировые религии.
«Так что же такое религия?» именно этот вопрос задает в своем учебнике А.А. Круглов. Отвечая на него, он приводит интересные факты. Оказалось, что, несмотря на то, что в нашей стране действуют более 26 официально зарегистрированных религиозных конфессий и более 30 неокультов, и к верующим причисляет себя каждый второй житель, полноценного ответа на поставленный вопрос он в своих исследованиях так и не услышал. И даже если попросить опрашиваемых назвать какие они знают религии, то называют, как правило 5-6 конфессий: православие, католицизм, баптизм, иудаизм, иеговизм, ислам.
Религия на самом деле является весьма сложным явлением, и остается некоторой тайной не только для неверующих, но и для большинства верующих. Даже происхождение термина религия трактуется по-разному: от лат. Religio -благочестие, благоговение, святость; от лат. Relegere - вновь собирать, обсуждать, обдумывать; от лат. Religare - связывать, соединять; от лат. Reeligere - воссоеденять, вновь отыскивать.
Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Принято считать, что это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика Цицерона (106 - 43 до н.е.), где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования высших сил, т. е. Бога или богов.
Трактовка религии так же напрямую зависит от мировоззрения автора, с какой точки зрения он рассматривает данный феномен. Существует богословское, философское (материалистическое и идеалистическое) и научное определение религии.
К. Маркс, считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил».1 По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».
Авторы Полного православного богословского энциклопедического словаря трактуют религию как «исконно присущую человеку потребность общения с Богом», настаивая на том, что только «в религии человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство в своей деятельности». Протестантский философ Р. Отто (1869 - 1937) сводит религию к априорно присущему человеку «переживанию святого», обусловленного силой исходящей от божества. П. А. Флоренский (1882 - 1937) являясь православным богословом и философом, утверждал, что «...онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас», она есть «система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение».4 С.Н. Булгаков, крупный русский мыслитель и богослов, писал: «в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом».5 Современный богослов, профессор Н.Н. Фиолетов в «Очерках христианской апологетики» (1992) считает, что религия «есть целостное отношение к абсолютному началу, определяющее смысл всей жизни и деятельности».
Таким образом, мы можем отметить, что у богословов, несмотря на конфессиональные различия, существует общее мнение о том, что религия -это нечто возвышенное, величина особого рода, возникшая в результате взаимосвязи человека с богом. Под термином религия, ими понимаются воззрения основанные на признании реального существования сверхестественных сил и возможности отношений с ними. Богословы приписывают религии, следующие общеобязательные требования:
1) исповедовать бога как духовное начало и творца всего сущего, в том числе и человека;
2) верить в способность человека к духовному единению с богом в результате соблюдения догматов и заповедей данной религии;
3) признавать первичность духовных и нравственных ценностей по сравнению с ценностями материальными.
4) соблюдать культ как совокупность всех обрядовых предписаний, таинств и действий.
Социально-психологические факторы религиозности современной верующей молодежи
В настоящее время, когда человечество отметило свое очередное тысячелетие, отношение молодежи к религии определяется особенностями развития ее ценностных ориентации и формированием современных мировоззренческих приоритетов. Религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских ученых, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, но специальные исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются религиозность молодежи, которая предполагает, прежде всего, выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам, верования молодежи, ее отношение к религии, религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек, психологические особенности формирования личности верующих молодых людей.
В последнее десятилетие уходящего двадцатого века, мы могли наблюдать постепенное утверждения в обществе социально-психологической атмосферы индивидуализма, поисков собственной выгоды, погони за наживой, в нравственном сознании молодого поколения происходили существенные сдвиги ценностных ориентации. Психологи, социологи, педагоги, давно забили тревогу по поводу трагедийного положения значительных слоев молодежи (роста преступности, алкоголизма, наркомании, массовой безработицы, бессмысленности существования). Все это соответствует действительности, но с другой стороны, было бы ошибкой игнорировать тот факт, что в последнее время, наряду с вышеперечисленными, негативными тенденциями, в современном российском общественном сознании начал происходить процесс переосмысления старых ценностей и формирования новых. Согласно исследованию О.И. Карпухина, несмотря на то, что многие молодые люди сегодня на первое место ставят личные приоритеты, заботу о себе и о своей семье, мы не можем назвать процесс становления жизненных ценностных позиций однозначным и прямолинейным. Он протекает в борьбе взглядов и мнений, многие из которых, через сложную систему общественных отношений, еще оставшихся от прошлого, оказывают влияние на формирование мировоззренческих установок молодежи.
Мы можем наблюдать как у сегодняшней молодежи, неуклонно растет интерес к получению знаний, умений и навыков, способствующих росту материального благосостояния человека. Параллельно с этим люди все чаще стали задумываться и над тем, какое место в их жизни занимают моральные и духовные ценности.1
В условиях переходного периода нашего общества выявление состояния духовного мира, морального сознания различных социально-демографических групп, в особенности молодежи, стало задачей, диктуемой как научным интересом, так и практической необходимостью. Согласно данным исследования В.И. Чупрова, устойчивым стереотипом самосознания молодежи является идентификация со своим поколением.
В юности индивид оказывается ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было, он становится «созвучен эпохе». При этом он конституирует себя как представитель определенного поколения, которое, в свою очередь, объединяется, «синхронизируется» какими-то важными для многих событиями общественной жизни, совпадением установок, вкусов, моды.
В исследованиях конца XX века, начало уделяться пристальное внимание характеристике социальных процессов в молодежной среде, так как исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века.
Именно молодежь по своей социальной природе отражает все противоречия и возможности социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле мы можем отметить, что именно молодежь, в значительной степени определяет траекторию исторического движения общества.
Самоидентификация или установление собственной идентичности в социальной психологии возможны с помощью разработки так называемой «Я-концепции». Подсистемами этой концепции выступает личностная и социальная идентичность. Юношеские годы в социальной психологии — это рубежи, обычно обозначаемые как переход от самоопределения к самореализации. В отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалось, что осознание себя как части поколения приходит к возрастным когортам в особые эпохальные моменты истории, периоды потрясений, ломки социальных стереотипов, ухудшения экономического положения широких масс населения, ощутимого сужения для подавляющего большинства молодых людей жизненных перспектив. На этом фоне, как правило, нарастает процесс консолидации социальных групп, и в частности молодежи, процесс постепенного зарождения молодежной поколенческой идеологии.
Еще одной особенностью формирования мировоззрения современного юношества является то, что происходит пересмотр сложившейся в конце девятнадцатого начале двадцатого века картины мира. Наше поколение еще воспитывалось в русле концепций марксистской философии, где царит принцип детерминизма, где не было места для различных, сверхъестественных явлений. В последние же годы философский материализм подвергается резкой критике со стороны многих ученых из разных стран мира. Это обусловлено новейшими достижениями науки в генной инженерии, антропологии, астрономии и т. д. В построенной материалистами картине мира появилось слишком много белых пятен, которые смущают умы людей, заставляя искать альтернативные пути познания окружающей действительности. Таким путем, зачастую становится возврат к религиозному мировоззрению. В средствах массовой информации появляется очень много сообщений о научных подтверждениях существования нематериального мира, который оказывает мощное влияние на бытие человечества, признается существование души, высшего разума, жизни души после смерти и т.п. Многие люди этому верят, многие относятся скептически, но, тем не менее, глобальные вопросы человечества о том, как появилась жизнь на земле, что первично - сознание или материя, на сегодняшний день остаются без ответа, и это не может удовлетворить пытливый ум человека.