Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты Максимов Сергей Владимирович

Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты
<
Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максимов Сергей Владимирович. Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Максимов Сергей Владимирович; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2008.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/98

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические аспекты ценностной проблематики 9

1.1 Проблема ценностей в философии 9

1.2 Ценностные ориентации и их роль в жизнедеятельности человека 42

2. Состояние и эволюция ценностных ориентации студенческой молодежи в условиях современной России 57

2.1 Молодежь как социально-демографическая группа 57

2.2 Ценностные ориентации российского студенчества 77

Заключение 120

Библиографический справочник использованной литературы 129

Приложение 139

Введение к работе


Актуальность темы исследования.
В настоящее время в России
наблюдается становление новой социальной реальности.

Трансформационные процессы охватили все сферы общественной жизни. Драматические общественно-политические и экономические изменения, начавшиеся в начале 90-х гг. XX в., воспринимаются общественным сознанием как постоянное нарастание кризиса у общества.

Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не ограничивается традиционным расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, в художественных вкусах и манере поведения. Сегодня он касается философских позиций, мировоззренческих убеждений, базисных взглядов на экономику и производство, материальную и духовную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам существенно затруднена. Социальные ценности, которыми жили отцы, в новой исторической ситуации часто не воспринимаются детьми, представляются им несоответствующими нынешней действительности и ненужными для практической жизни. В российском обществе отчуждение поколений ясно отражает разрыв постепенности исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя.

Изучение ценностных ориентации, жизненных планов и социальных проблем современной студенческой молодежи является наиболее актуальной задачей современных исследователей. Являясь переходной социальной группой, студенчество в ближайшее время станет основой нового в ценностном плане интеллектуального слоя, который заменит современную российскую интеллигенцию. С включением в экономическую жизнедеятельность общества их ценностные ориентации будут оказывать, а в некоторых случаях уже оказывают, огромное влияние на социально-экономическое развитие российского общества.

Жизненные ценности сегодняшней студенческой молодёжи определяют образ нашего "завтра". Изучение ценностных ориентации студенческой молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент у них будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Степень научной разработанности проблемы. Известные зарубежные мыслители прошлого и современные философы и социологи уделяли и уделяют значительное внимание проблеме ценности. Различные мировоззренческие подходы к ее решению нашли отражение в трудах: И. Канта, Ф. Ницше, К. Маркса, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Н. Гартмана, М. Шелера, М. Вебера, П. Сорокина, У.Томаса и Ф. Знанецкого.

В современной отечественной философской литературе вопросы природы ценности и ценностных ориентации специально рассматривались в работах: А.К. Абишева, И.Г. Афанасьевой, М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.А. Малахова, К.Х. Момджяна, И.С. Нарского, И.М. Попова, Д.А. Леонтьева, В.П. Тугаринова, Д.Н. Узнадзе, И.З. Чавчавадзе, В.А. Ядова А.Г. Здравомыслова и ряда других авторов. Существует множество различных точек зрения по вопросу о сущности ценностей и ценностных ориентации, но общепринятого определения не выработано.

Социально-философское исследование проблем молодежи в нашей стране возродилось в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления оно опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. Молодежь изучалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. В 80-е годы значительно расширяется проблематика исследований, возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах страны. В последнее десятилетие

издано большое количество работ, в которых теоретически обобщаются результаты исследований по данной проблематике.

Данной проблематикой активно занимались такие авторы как И.С. Кон, С.Н. Быков, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, A.M. Гендин, С.Н. Иконникова, И.О. Карпухин, В.Т. Лисовский, Б.А. Ручкин, А.В. Соколов, В.Т. Шапко и

др.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является первое постсоветское поколение начала и середины 1980-х годов рождения.

Предмет исследования. Предмет исследования - социально-философские аспекты проблемы формирования и эволюции системы ценностных ориентации современной российской студенческой молодежи.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является социально-философский анализ ценностных ориентации современной российской студенческой молодежи. Реализации этой цели подчинены следующие основные задачи исследования:

  1. Эксплицировать понятие ценности.

  2. Осветить сущность понятия ценностные ориентации.

  3. Раскрыть смысл и содержание понятия молодежь, выявить, чем она отличается от других общественных групп, определить ее место в современном обществе и роль в культуре. Проанализировать индивидуально-личностные особенности, свойственные молодому возрасту, раскрыть закономерности усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, социальным группам.

4. Выявить ценностные ориентации современной российской
студенческой молодежи на основе теоретического обобщения данных
социологических исследований последних лет в России и собственного
репрезентативного анкетирования студентов, определить особенности их
социально-группового мировоззрения в понимании смысла жизни в
отношении к себе, обществу и государству, в социальных ожиданиях, в стиле

жизни и поведения, в жизненных планах и методах их реализации, в мере социальной активности и пассивности, включенности в социальное управление и самоуправление, в морально-психологической готовности к труду и безработице и т.п.

Методология исследования. Методологическими основаниями
исследования являются диалектический метод, принципы

материалистического понимания истории, факторов детерминации человеческой деятельности, системный и деятельностныи подходы к анализу изучаемых явлений. В качестве важного элемента методологического базиса работы использовались современные теоретические концепции сущности феномена ценности, его содержания и социальных функций, разрабатываемые в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна:

  1. Показано, что содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации» в приоритетном порядке формируются на основе категорий «оценка», «идеал», «отношение».

  2. Приведена собственная классификация ценностей, согласно которой ценности подразделяются на: витальные ценности, ценности межсубъектной коммуникации, ценности развития, деятельностные ценности, ценности социального качества, ценности общественного признания, общественные ценности.

3. Раскрыта взаимосвязь ценностных ориентации молодежи от
социальных условий и темпов современного общественного развития,
согласно этой зависимости ценностные ориентации молодежи формируются,
как правило, стихийно, без учета долговременных перспектив жизни
общества.

4. Показано, что особенностью современной социализации молодежи,
является то, что процесс ее становления происходит в условиях радикальной
коррекции традиционных ценностей и ценностных ориентации российского

общества в направлении формирования общества потребления и укрепления стандартов индивидуализма.

5. На основе обобщения данных конкретно-социологических
исследований показано, что студенческая молодежь опережает другие
социальные слои в процессе адаптации ценностного сознания к новым
социальным условиям.

6. Выявлено, что студенческая молодежь, как и молодежь в целом,
становится элементом нестабильности в связи с неудовлетворенностью
новыми условиями жизни. Причем молодежное протестное движение
выражается главным образом не в политической радикализации, а в усилении
девиантности поведения (алкоголизм, наркомания, различные виды
правонарушений и преступлений, религиозное сектантство, эмиграция и т.д.).

Научная и практическая значимость. Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание и выводы способствуют более глубокому пониманию значения проблемы взаимодействия социальной среды, с одной стороны, и процесса формирования и развития ценностных ориентации личности, - с другой, для различных сфер общественной жизни и социально-экономического развития общества в целом. Материалы настоящего исследования могут быть использованы в вузах при разработке и преподавании учебных курсов по социальной философии, социологии, этике, а также в целях оптимизации практической деятельности общественных организаций и отделов молодежи.

Апробация результатов исследования.

Полученные автором результаты исследования обсуждались на кафедре философии и социологии КГПУ им. В.П. Астафьева, а также на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: на международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2003), на международной научно-практической конференции «Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке» (Пенза, 2003), на всероссийской научно-практической

конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2004), на межрегиональной научной конференции аспирантов и соискателей «Проблемы обществоведения» (Красноярск, 2004), на всероссийской научно-практической конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2007).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Проблема ценностей в философии

Вопросы о природе различных явлений, которые ныне принято именовать ценностями, обсуждались в философии, начиная с древности. Но проблема ценности становится предметом специального философского исследования лишь во второй половине XIX века. С этого «момента» и ведет свое летоисчисление аксиология, пытающаяся решить с помощью понятия ценности одну общую, коренную для нее проблему — освоения общественной культуры индивидом. Ибо человек, ограниченный в своем существовании социально-групповыми, профессиональными рамками, выполняющий лишь частичные операции в общественной деятельности, не способен рационально освоить законы жизни общества в целом, его культуру. Эта система социального разделения труда «нового» общества имеет тенденцию к перерастанию в разностороннюю функционализацию деятельности, где индивид включается в движение социального целого как пассивный исполнитель заданной ему роли, подчиняющийся системе жестких регуляторов.

«В этих условиях общественная природа человека противостоит ему как нечто принципиально чуждое: как внешняя необходимость, с которой он должен согласовать свои действия, но смысл, которой он не в состоянии разгадать, как заданная ему извне общественно полезная деятельность, цели которой не имеют ничего общего с его «собственно человеческими» целями. В силу этого приобщение индивида к культуре происходит внешним его жизнедеятельности способом» [22. С.38].

Это простое научение общепринятым принципам действия, усвоение нерасшифрованных формул науки, производства, морального поведения, канонизация их в качестве непререкаемых догм и абсолютов или выработка соответствующих эмоционально-психологических стереотипов. «Такое «приобщение» к культуре, не раскрывающее его исторического генезиса и человеческого значения, неизбежно происходит в виде построения «шкалы ценностей», выполняющей функцию социальной ориентации личности в иррациональном мире» [22. С.39].

Проблематика ценностных суждений в этике сегодня часто решается с позиций той или иной интерпретации понятия оценки. Естественно не претендующее в отличие от ценности на объективность [49. С.21]. Оценка представляет собой, очевидно сложный психологический акт, включающий эмоционально-чувственные и рационально-логические моменты и имеющий процессуальный характер. Г.П. Вышлецов, например, выделяет в ее структуре «оценочное отношение (оценка-процесс)» и «оценочное суждение (оценка-результат)». Первое представляет собой эмоциональное восприятие объективных свойств явлений в соответствии с потребностями субъекта, а второе - логическую форму осознания результата оценочного отношения [См.: 12. С. 23].

Оценивая свое отношение к тому или иному предмету действительности, человек выражает свою оценку не только рассудочно, но и эмоционально. Именно поэтому оценки всегда в той или иной мере эмоционально окрашены. Но, тем не менее, не чувство является основанием оценки, ибо оно само нуждается в основании. Таким «основанием рассудочной и эмоциональной оценки выступают потребности и интересы того или иного субъекта» [97. С.160].

А.И. Коршунов определяет оценку как «средство осознания значимости вещи для деятельности человека, удовлетворения его потребностей» [45. С.7]. С этим можно согласиться, но нельзя на этом остановиться, ибо оценка это не только «средство». В большей степени это способ осознания значимости чего-то для субъекта (это ее функциональный аспект), а также специфическая форма осознания (это ее содержательный аспект).

Одним словом, оценка - субъективное выражение значимости. В практической деятельности человек использует выявленные в процессе познания полезные (а также вредные) для себя свойства предмета, а для этого ему приходится соотносить познанные свойства со своими потребностями, интересами, желаниями, оценивать их. Значит, в оценке отражаются не все свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения — значимости для субъекта.

Стремясь установить значимость предметов и явлений окружающей действительности, люди осуществляют тем самым их оценку. «В отличие от ценностей, которые сами по себе объективны (об этом речь пойдет специально), оценки всегда субъективны. Они рождаются в процессе субъективного установления ценности, когда субъектом осознается мера соответствия того или иного предмета и явления его потребности и интереса» [20. С. 125].

Как известно, понятие «субъективное» неоднозначно по своему содержанию. Субъективное в своем исходном значении связано с принадлежностью человеку как субъекту. В этом смысле субъективной является познавательная и - шире - духовная деятельность, которая раскрывает человеку объективную реальность. Исходя из этого, можно утверждать, что нет несовместимости, как может показаться на первый взгляд, между субъективностью, которая по форме выступает как познавательная деятельность и объективностью содержания последней, т.е. результатом познавательной деятельности. Именно здесь субъективное не означает неадекватности объективному. Хотя вместе с тем субъективное в отражении реальной действительности выступает еще и в другом, более специальном смысле, а именно в смысле неполной его адекватности действительности, объекту познания.

Ценностные ориентации и их роль в жизнедеятельности человека

Ценности, будучи осознанными, имеют фундаментальное значение для ориентации людей, для определенной направленности их поведения и деятельности. Это объясняется тем, что духовная и материальная деятельность человека, механизм его взаимодействия с окружающей средой детерминированы не прямо внешней действительностью, а опосредованы внутренним содержанием, в частности, известной установкой личности на определенные ценности. В своем поведении, принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» - систему ценностных ориентации. Ценностные ориентации являются важным компонентом структуры личности и представляют собой сложное духовное образование, включающее элементы мировоззрения, идеалы, характеризующие социальную зрелость индивида. Человеку в процессе его сознательной деятельности обязательно надо сопоставлять, сравнивать, оценивать объекты и явления общественной жизни по нормам, правилам и законам, принятым в этом обществе на основе определенных ценностей. Как решает личность те или иные проблемы, каково ее отношение к объекту и какова будет оценка явлений и предметов окружающего мира - во всем этом большая роль принадлежит ценностным ориентациям личности. В нашей стране изучение ценностных ориентации началось с середины 60-х годов. В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов являются первыми исследователями данной проблемы. В.Б. Ольшанский понимал ценностные ориентации как цели, стремления и жизненные идеалы и рассматривал их в виде "системы определенных норм, принятых в групповом сознании" [72. С.509]. "Под ценностными ориентациями, - пишут В.А. Ядов и А.Г. Здраво мыслов - мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства и с точки, зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [26. С. 199]. Ценностные ориентации - это зафиксированные в сознании социальные установки, мотивирующие действие субъекта в соответствии со значимыми целями и идеалами, формирование которых зависит от степени развития общества и его общественных отношений, воспитания индивида и его личностных особенностей [3. С.39.]. И.С. Кон называет ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, ценностными, а сама ориентация это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий [41. С.161]. Понятие «ценностные ориентации» стали рассматривать в тесной связи с понятием установки после выхода в свет в 1918 году работы Ф. Знанецкого и У. Томаса "Польский крестьянин в Европе и Америки". По мнению этих авторов, установка является субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценностям. "Ценность есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности" [91. С.346]. Соответственно этой интерпретации, появляется возможность определить социальную установку как некое психологическое переживание человеком смысла или ценности социального объекта. Г. Олпорт, американский авторитет в проблемах исследования личности, указал на регулятивный характер установки. Установку он характеризует как состояние определенной готовности, которая, складываясь под влиянием опыта, оказывает направляющее воздействие на реакции человека в отношении окружающих его объектов. По мнению Д. Катца, в установке следует видеть единство двух основных моментов: когнитивного (информация, знания, убеждения) и аффективного (чувства, эмоции, общее чувство симпатии и антипатии), или рационального и иррационального. Он предлагает рассматривать установку как известную предрасположенность личности к положительной или отрицательной оценке того или иного предмета. В соответствии с основными потребностями, имеющимися у индивида, установка обладает приспособительной, защитной функциями, а также выражает ценности и организует знания. В отечественной литературе по данной проблеме особое место занимают труды Д.Н. Узнадзе, в которых экспериментально и теоретически достаточно обстоятельно и системно разработаны сложные проблемы внутренней психологической установки, играющей организующую роль в поведении субъекта. Проблему установки Д.Н. Узнадзе прежде всего связывает с потребностью, составляющей специфику всего живого. «Ничто так не специфично для живого существа, - замечает он, - как наличие у него потребностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении» [96. С.37]. Деятельность индивида протекает на двух уровнях: на уровне импульсивного поведения и на уровне сознательного, волевого поведения. При импульсивном поведении при наличии актуальной потребности как постоянного источника активности и условий ее удовлетворения, т.е. при наличии актуальной ситуации, проявляется актуальная установка, санкционирующая и направляющая акты импульсивного поведения в условиях, когда отсутствует сознательная регуляция поступка.

Молодежь как социально-демографическая группа

В данном параграфе нами предпринята попытка раскрыть содержание понятия «молодежь», выявить особенности, данной социально демографической группы. Трудность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что конец двадцатого столетия стал в России временем не только преобразования базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и периодом, характеризующимся заметной эволюцией российской ментальности. За предельно короткий исторический период в общественном сознании феномен «советского человека» трансформировался в многоликий облик «россиянина».

Одной из существенных особенностей этого процесса является ценностный конфликт во взаимоотношениях молодого и взрослого поколений. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил специфический, не традиционный конфликт поколений. «В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития» [54. С.20].

Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению понятия «молодежь», необходимо остановиться на понятии «поколение», которое, как и «молодежь», имеет несколько отличных по смыслу и подходам определений.

Так, В.Т. Лисовский называет целый ряд своеобразных типов поколений, выделенных по различным критериям: демографическое, антропологическое, историческое, хронологическое, символическое. С проблемой нашего исследования непосредственно связаны понятия «демографического» и «исторического» поколений. Первое из них означает «совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения» [53. С. 18]. Второе «охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей.

Статистически это интервал, составляющий примерно 20-25 лет. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. В зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни число поколений может увеличиваться или сокращаться» [53. С. 18].

Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко подчеркивают многомерность подходов к определению данного понятия. Поколение - «это определенная возрастная когорта, имеющая более или менее жесткие возрастные границы: когорта сверстников; не масса случайных сверстников, а динамический компромисс между массой и индивидом, т.е. признаки поколения типологические, общность социальных условий формирования и жизненного опыта: общность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций, общность детерминирующих возрастных социально-психологических черт; общность поколенческого сознания, поколенческого духа; хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение - например, поколение 1990-х и т.д.» [10. С.40].

Итак, поколение как социальная реальность предполагает существование совокупности людей в виде некоторого взаимосвязанного относительного единства.

Как отмечает В.Т. Лисовский: «Люди одного поколения участвуют в одних и тех же событиях, испытывают на себе их влияние. Разумеется, и отношение к этим явлениям и событиям, и влияние последних на различные группы поколения разные, тем не менее, все поколение в целом несет на себе печать тех исторических . событий, в которых они принимали непосредственное участие» [53. С.23]. Кроме указанных признаков, поколение характеризуется и другими чертами - тем или иным количественным составом, определенным соотношением полов, дифференциацией по профессиям, национальным составом и др. Все эти черты, так или иначе, накладывают свой отпечаток на его дееспособность, социальную активность и т.п.

История есть не что иное, как последовательная смена поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого молодое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененных деятельности и мировоззрения. Так количественно определенная продолжительность жизни сказывается и на эволюции социальных явлений. То есть в социальной жизни человечества наблюдается естественная закономерность последовательности и смены поколений, обусловленная ограниченностью человеческой жизни. По нашему мнению, многие исторические перемены прямо или косвенно связаны со сменой поколений. Смена поколений, таким образом, - один из главных механизмов социальной эволюции.

Ценностные ориентации российского студенчества

Социально-философский анализ проводится главным образом на основе материала научных публикаций о результатах социологических исследований ценностных ориентации студенческой молодежи в разных регионах страны и на основе репрезентативного исследования, осуществленного автором данной диссертационной работы в городе Лесосибирске в 2004 году (См. Приложение 1). В ходе исследования по разработанной нами «Анкете студента» было опрошено 223 человека. Из них 91 являются студентами ЛфСибГТУ (Лесосибирского филиала Сибирского Технологического Университета) и 132 студента ЛПИ КрасГУ (Лесосибирского Педагогического института Красноярского Государственного Университета). В результате обработки полученных данных определены статистически средние показатели ценностных ориентации по степени их значимости у студенческой молодежи разных регионов России и, в частности, г. Лесосибирска (См. Приложение 2). Следует при этом отметить, что наше собственное анкетирование имеет вспомогательное значение, являясь как бы иллюстрацией к общей картине социологических данных по стране в целом. Проведенный нами опрос респондентов двух вузах гуманитарного и технического профиля, с одной стороны, как мы увидим в дальнейшем, подтверждает типичность анализируемых в работе черт духовного облика российского студенчества, а, с другой, - позволяет глубже понять, конкретизировать на местном материале некоторые его важные особенности. Какие же мировоззренческие представления, характерны для сегодняшней молодежи? Какие ценности характеризуют новое поколение? Проведенное нами социологическое исследование свидетельствует, что 73.4% респондентов предпочли самореализацию и достижение успеха (карьера, богатство) как смысл жизни. Это говорит об изменении жизненных ориентиров молодежи в сторону прагматизации интересов, выдвижения на первый план мотивов частно-личностного характера. И лишь 26.6% респондентов отдали приоритет совершенствованию себя и общества. Эти данные наглядно свидетельствуют, что значительная часть молодежи сделала материальное благополучие и обогащение смыслом и целью своего существования, что формирует соответствующую мотивацию деятельности и жизненных потребностей. Материальное благосостояние - одна из самых значимых ценностей молодежи. Уже сейчас стало ясно, что значительная доля молодых людей в нашей стране опасно больна «синдромом Раскольникова». Первый и главный симптом этой болезни - необузданное желание богатства, отсутствие внутреннего «гирокомпаса», способного направить это стремление в конструктивное, созидательное русло. Второй признак заболевания готовность во имя поставленной цели прибегнуть к насилию. Некоторые считают такие явления, как насилие, нормальными и даже необходимыми, обеспечивающими накопление первичного капитала на этапе перехода к рыночной экономике. Другие, заботясь о нравственном «капитале» общества, усматривают в них опасность для общества, оценивают их как исключительно разрушительные. Однако как бы ни оценивались эти явления, ясно одно - насилие находится в глубоком противоречии с любым цивилизованным общественным устройством, с избранным ныне обществом направлением развития к свободному рынку. Мало кто из молодых людей сегодня осуждает погоню за большими деньгами. Наоборот, умение быстро сколотить состояние рассматривается в качестве основного мерила человеческого успеха. О том, где и как люди достают деньги, уже давно не спрашивают. А жизненный успех в первую очередь связывается с тем, что обеспечивает материальный достаток. Человек — карьерист вот идеал многих сегодняшних студентов. В связи с этим следует произвести переоценку таких понятий, как карьера, успех, элитная профессия, престижное образование, которые до недавнего времени имели негативные оттенки, а в настоящее время переместились на самую вершину ценностной иерархии молодежной культуры. «Ныне в такой социально-демографической группе, как молодежь, все более доминирующее положение занимает прагматичный тип морального сознания, балансирующего на грани цинизма. Само общество, функционирование его глубинных, экономико-генетических структур порождает эти качества молодежи, ее моральное состояние, которое обостряется в период кризисов» [36. С. 191]. На вопрос, «Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными, а какие наименее важные? (отметьте 5 наиболее важных и 5 наименее важных)» опрошенная нами часть студенческой молодежи ответила следующим образом:

Похожие диссертации на Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи : социально-философские аспекты