Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Ценностное ориентирование как проблема аксиологии 12
1.1. Сущность и специфика ценностного ориентирования 12
1.2. Ценностные ориентации личности как сложная динамическая система 33
1.3. Основные условия формирования и функционирования систем ценностных ориентации 56
Глава 2. Особенности ценностных ориентации современной молодежи. 78
2.1. Специфика формирования ценностных ориентации молодежи 78
2.2. Социальная действительность и ценностное ориентирование молодежи 102
Заключение 122
Примечания к главе 1 130
Примечания к главе 2 135
Библиография 138
- Сущность и специфика ценностного ориентирования
- Основные условия формирования и функционирования систем ценностных ориентации
- Специфика формирования ценностных ориентации молодежи
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Ценностное сознание общества во всей своей сложности и многоаспектное выступает сегодня объектом пристального внимания представителей самых разных наук, фокусирует в себе многие острые проблемы современности. Особое место в ряду этих проблем занимает проблема ценностного ориентирования молодежи. Это обусловлено в значительной степени условиями переходного состояния российского общества, неопределенностью на данном этапе его ценностной системы, кризиса духовных оснований жизни людей.
Исследование этой проблемы нуждается в глубоком социально-философском анализе с использованием возможностей всех современных подходов. Большие возможности в этом смысле содержит современная аксиология, синтезирующая в себе вопросы содержания ценностей и особого метода их исследования. Проблема ценностного ориентирования вообще и молодежи, в частности, составляет важную и наиболее актуальную сторону современной аксилогии, поскольку относится непосредственно к социальной практике одного из ведущих государств мира, находящегося на распутье.
Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей ценностной системы, в передаче ряда ценностей от поколения к поколению. Это является необходимым условием стабильности, устойчивости общества, духовного единства народа. Проблема ценностного ориентирования тем самым выступает как проблема согласования ценностных ориентации личности с ценностной системой общества. Целью такого ориентирования выступает достижение соответствия ценностных представлений каждого человека официально закрепленным установкам сознания и поведения.
Наше время особенно нуждается в ценностном мышлении, более того, В ценностном познании и ориентировании. Последнее означает новую п, вешен НОВЫЙ СНОСОб их объективного рассмотрен -
перспективу видения вешен, но
переход от аналитической научной констатации и каузального объяснения к движению научного знания в направлении ко все более полной его оптимизации, что предполагает достижение такого типа синтеза, в котором были бы учтены критерии, прилагаемые человеком к объекту не только как предмету познания, но и как предмету человеческого действия - сообразно нуждам и целям человека.
Реферируемая работа воспроизводит один из возможных вариантов трактовки указанной в заглавии темы. Мы следуем тем тенденциям, которые уже наметились в отечественной философской литературе при рассмотрении ценности и ценностного ориентирования как общефилософских понятий, как центральных категорий общей теории ценностей. Имеются в виду прежде всего исследования В.П. Тугаринова, В.А. Василенко, В.Ф. Сержантова и В.В. Гречаного, некоторые работы О.Г. Дробницкого. Вместе с тем в диссертации затрагивается иной, по сравнению с ранее рассмотренным, круг вопросов, обращается внимание на некоторые новые аспекты и возможные подходы в изучении излагаемой темы. Важная особенность работы состоит в том, что она ориентирована не столько на содержательные результаты исследований из области ценностной проблематики, сколько на предварительное обсуждение некоторых сторон проблемы ценностного ориентирования молодежи.
Степень научной разработанности проблемы определяется уровнем современных представлений о роли и месте, основных функциях и структуре ценностного ориентирования как важного аспекта общей теории ценностей. В реализации замысла диссертации мы опираемся прежде всего на достижения современной отечественной науки. Несмотря на идеологическую ангажированность в определенные периоды истории, а нередко прямые идеологические йнтеРпРетаииитехилиитпредс_еиий о „
реализации в различных видах
деятельности, достижения на данном
падении неоспоримы. Различные аспекты проблемы ценностных ориентации активно осмысливались на протяжении XX столетия. В период 80-х - 90-х годов перед учеными остро стал вопрос о необходимости разработки новых подходов к решению проблем образования и воспитания человека, управления его социальными ориентациями в условиях нарастающих противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества и личности.
Наиболее целенаправленно исследовались следующие
взаимосвязанные проблемы: сущность собственно ценного и различных сторон его проявления и функционирования; вопросы развития и формирования ценностных представлений человека; особенности производства и воспроизводства ценностей; а также рассмотрение тех сторон жизни общества, которые связаны с этими процессами. Самые различные аспекты изучения ценностных ориентации в том или ином контексте нашли отражение в работах Андреевой Г.М., Андрюшиной Н.Е., Анохина П.К., Анисимова С.Ф., Батенина С.С., Батищева Г.С, Бахтина М.М., Барулина B.C., Байкова Е.М., Бойко В.В., Буевой Л.П., Гречаного В.В., Гулиан К.И., Горшкова В.А., Демина М.В., Джиоева О.И., Дробницкого О.Г., Здравомыслова А.Г., Кагана М.С., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Лосского Н.О., Макарова Н.И., Малахова В.А, Медведева Н.П., Нарского И.С., Новика И.Б., Парыгина Б.Д., Пеньковой Р.И., Слободняк С.С., Спиркина А.Г., Титаренко Р.Н., Угриновича Д.М., Уледова А.К., Фалина Л.Н., Фоминой Л.П., Фрадкина Ф.А., Шишкина А.Ф., Ядова В.А. и др.
Однако специальных работ, посвященных целостному философскому анализу и осмыслению ценностного ориентирования в современных условиях в отечественной литературе пока еще крайне мало. По этой причине данная проблема до сих пор остается малоисследованной и недостаточно разработанной. Изучение литературы по данному вопросу свидетельствует о том что эта тема только становится предметом самостоятельного
философского исследования. До недавнего времени ее рассмотрение проводилось лишь попутно при решении общефилософских (В.Г. Афанасьев, Т.И. Ойзерман, А.И. Ракитов, И.Т. Фролов и др.) или специальных, культурно-исторических (С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, Е.М. Мелетинский, Н.З. Чавчавадзе и др.) и этических (Р.И. Александрова, Р.Г. Апресян, В.Т. Ганжин, А.А. Гусейнов, Н.Д. Зотов, А.И. Титаренко, В.А. Титов, А.И. Фортова, К.А. Шварцман, Ф.Н. Щербак и др.) задач.
Между тем, тщательный и глубокий анализ этой сложной и многогранной проблемы важен именно в контексте современных аксиологических представлений. Такой анализ помог бы, с одной стороны, по-новому взглянуть на многие основополагающие ценностные установки современной цивилизации и культуры, а с другой - позволил бы не только увидеть альтернативные модели взаимоотношений человека с окружающей его природой и социальной средой, но и внести существенные поправки во всю систему социальных ценностей, предлагая новый взгляд на человека, на его место, положение и назначение в мире.
В последние годы появился целый ряд публикаций, посвященных проблемам человека, авторы которых затрагивают и частично анализируют вопросы ценностного ориентирования в условиях современной цивилизации в связи с разрабатываемой ими темой (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Горелов, Б.Т. Григорян, О.Н. Кругова, Л.В. Скворцов, Ю.В. Согомонов, В.Н. Щербаков и др.).
Таким образом, хотя вопрос о социально-философском осмыслении феномена ценностного ориентирования не стал еще предметом монографического исследования, вместе с тем, имеется уже достаточно оснований для его решения, опирающегося на труды как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. Анчел, А. Бергсон, М. Вебер, Э. Гуссерль, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, А. Печчеи, Б. Рассел, Ж.П. Сартр, П. Теяр де Шарден, Э.
Фромм, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, А. Швейцер, К. Ясперс и др.), в которых данный вопрос так или иначе рассматривается и частично анализируется.
Объект и предмет диссертационного исследования.
В качестве объекта исследования в диссертации выступает сознание переходного общества, взятое в его ценностном аспекте.
Предметом исследования является феномен ценностного ориентирования, который включает в себя процессы изменений в ценностном сознании, состоящие из последовательно чередующихся этапов ценностной дифференциации, оценки, анализа ее результатов, выбора неценного, переоценки ценного и неценного, предпочтения и выбора более ценного по отношению к менее ценному.
Здесь внимание диссертанта обращено на проблему особенностей ценностных ориентации молодежи и условий их формирования.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи в современных условиях, с учетом перемен, происходящих в России. Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие общей теории ценностей за счет включения в нее проблемы ценностного ориентирования, а с другой, разработку ряда положений социологического анализа ценностного ориентирования молодежи путем выделения социальных приоритетов, отражаемых сознанием индивида.
В соответствии с указанной целью диссертант ставит перед собой задачи:
- раскрыть посредством ретроспективного этико-философского анализа духовно-ценностные ориентации человека, определившие становление и развитие современной цивилизации;
выявить и рассмотреть морально-ценностную интенцию, лежащую в основе современных представлений о ценностном ориентировании;
уточнить и конкретизировать понятие "ценностное ориентирование" с точки зрения системного и функционального подходов, принятых в современной науке;
- осуществить анализ и социологическое обоснование ценностного
ориентирования современной молодежи, сформулировать идеи, которые
будут положены в основу исследования этого процесса.
Методология исследования. Методологическую и теоретическую основу для проведения исследования составили как общенаучные принципы, методы и способы познания объекта и предмета исследования, так и положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и культурологов. На формирование концепции диссертационного исследования определенное влияние оказали идеи русских философов: НА. Бердяева, А. Белого, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, П.А. Кропоткина.
Научная новизна диссертационного исследова-ния состоит в том, что:
- впервые ставится проблема проведения комплексного исследования
ценностного ориентирования личности в его динамике, формируется
проблема ценностного ориентирования как предмета философско-
социологического анализа;
- на основе обращения к системно-функциональному методу
исследования ценностного ориентирования прослеживается историческая
логика изменения социальных приоритетов общества и личности;
- впервые рассмотрена возможность применения к построению систем
ценностных ориентации личности и общества основных типов
классификации, принятых в современной науке: генетического, функционального, морфологического, структурного, атрибутивного;
- обосновывается положение о том, что непосредственный предмет
социального интереса в ценностном ориентировании молодежи - не само
благо, как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые
обеспечивают возможность получения этого блага;
- обращаясь к социологическим аспектам проблемы, диссертант
исследовал основные факторы современного ценностного ориентирования,
специфику его проявления в студенческой среде;
- выявлены формы возможного воздействия со стороны общества на
формирование ценностных ориентации молодежи и управление ими.
На защиту выносятся следующие положения:
Ценностное ориентирование в целом, в том числе и молодежи, следует рассматривать как комплексное выражение активного созидательного характера сознания человека и общества.
Проблема ценностного ориентирования должна рассматриваться в свете теории социальных изменений, как ее особый раздел, связанный со спецификой человеческого предпочтения одних элементов действительности другим, менее ценным в данный конкретный момент времени.
Ценностное ориентирование - это синтез всего того, что отличает человека от человека, с помощью чего и на основе чего люди "делаются" людьми.
Важнейшей основой ценностного ориентирования молодежи является специфическое "поле", образованное пересечением двух основных факторов - социального неравенства и господствующей в данном обществе системой социальных и культурных ценностей.
5. Сущность ценностного ориентирования молодежи, в отличие от процесса осознания потребностей и интересов, определяется тем, что это есть одновременно и особый процесс, и продукт этого процесса. Признание ценностного ориентира является одновременно и показателем степени социализации индивида.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
его основные положения и выводы способствуют дальнейшей разработке проблем формирования ценностных ориентации личности в современную эпоху;
оно открывает новые возможности в исследовании проблем ценностного ориентирования молодежи как в общетеоретическом, так и в прикладном отношениях;
- содержание диссертации может быть использовано для разработки
спецкурсов по философии ценностей.
Апробация результатов исследования.
Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Ставропольского государственного технического университета. Содержание и основные результаты исследования докладывались автором на ряде Всероссийских, региональных и межвузовских конференций, методологических семинарах кафедры философии СтГТУ.
Отдельные вопросы темы диссертации включены в учебные планы по курсу философии и социологии для слушателей и аспирантов Ставропольского высшего авиационного инженерного училища.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, и заключения. Общий объем работы 149
страниц. Библиография включает 193 источника , в том числе 4 на иностранных языках.
Сущность и специфика ценностного ориентирования
Ценностные ориентации древних обществ представлены рядом основных блоков ценностей, к которому, очевидно, следует отнести ценности-потребности, связанные с поддерживанием жизни организма, обеспечением выполнения человеком основных функций, как их понимали древние. Сюда, согласно взглядам ведущего теоретика русского анархокоммунизма П.А. Кропоткина, следует включить и обычаи, формулируемые по принципу: «не следует делать того-то, потому что делать это было бы «нехорошо» или было бы стыдно», это означало бы слабость физическую или слабость характера. Нарушающий такие правила не только выказывает нежелательные черты характера, но и наносит ущерб своему роду
Стремление к ориентированию между различными видами ценностей отмечается еще в размышлених Протагора из Абдер. Мы предпринимаем попытку рассмотреть в данном параграфе историческое развитие ценностного ориентирования и его составных частей - ценностных ориентиров.
Прежде чем излагать свои взгляды по этим вопросам, обратимся к обзору представлений об ориентировании в совокупностей ценности, известных человечеству с древнейших времен и нашедших отражение в исследованиях мыслителей различных школ. Так, нравственные правила, проблемы сознания и познания, само умственное движение, направленное на «глубокое изучение человека - его мышления, его чувств, его воли и общественных учреждений, а также всей жизни Космоса-Вселенной, т.е. всей природы вообще» (2) составляли в Древней Греции своеобразное «поле» ценностного ориентирования, в пределах которого человек осуществляет выбор, направленный на использование или ориентирование определенной ценности (набора ценностей). Признание относительности добра и зла, их определенности человеческой природой указывает, что выработка основ ценностного ориентирования с самого начала развития философии велась не только опытным путем, но и через исследование закона всеобщей борьбы, как его понимала древняя диалектика (3). Анализ дошедших до нас источников и их интерпретаций дает достаточно оснований для вывода о том, что в древнеиндийской и древнекитайской философии, в трудах философов Древней Греции содержится своего рода предвосхищение многих понятий о стремлении человека к полноте жизни, возможном лишь на основе всесторонне понятного ценностного ориентирования. Различие теоретико-ценностных концепций Конфуция (Кун-цзы), древнеиндийских упанишад, философов Древней Греции определило множественность направлений познания человеком самого себя на все последующие века, вплоть до наших дней.
При том низком уровне, на котором стояло тогда знание о человеке и мире в целом, источником того, что в нашем исследовании определяется как ценностное ориентирование человека, философы признавали его природные наклонности и его разум. В истинной сущности этих наклонностей они едва ли отдавали себе ясный отчет. Сократ, призывавший во имя истинного знания «познать самого себя» (4), Платон, возвышавший бога над человеком (5), Аристотель, искавший объяснение человеческой природе не в божественном, а естественнонаучном представлении о мире (6), учили, что благодаря своему разуму общественный человек не только развивает полезные ему и обществу наклонности, но и становится способным осуществлять выбор в пользу какой-то из них. Философ-материалист Эпикур, учивший, что целью жизни человека является достижение счастья, ввел особую шкалу удовольствий, основываясь на их влиянии на жизнь. Страдания тоже могут быть полезны, учил он, и могут вести к добру (7). Представить свои рассуждения, в современном их понимании, Эпикур, конечно, не мог. Но его взгляды, развитые затем в учении эпикурейцев, как звали последователей философа, оказывали сильное влияние на мыслителей последующих эпох, формирование рационалистических движений в Европе XII-XVII вв.
Таким образом, с самого своего зарождения в глубокой древности, теоретико-ценностные подходы на протяжении последующих эпох нашли свое выражение в совокупности экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных, эстетических общественных отношений.
Исторический процесс, движение общества создают потребность и условия расширения основы ценностного ориентирования. И если, согласно учения Эпикура, двигателем развития человека является правильно понятое стремление к личному счастью, то средневековые мыслители предпринимали попытки расширения такого подхода, обращаясь уже к поиску критериев ценностного ориентирования. Философия древнейшей цивилизации в определенной мере обратила внимание на специфику понятий, помогающих осмыслить ценностное отношение, осуществить выбор, ориентирующий человека в мире добра и зла, блага, пользы, истины. Однако в этой связи возникает другая проблема.
Основные условия формирования и функционирования систем ценностных ориентации
Ценностное ориентирование с глубокой древности и до настоящего времени служит удовлетворению многообразных личных и общественных потребностей. Выбор, предпочтение одних ценностей другим, составляющих его сущность, вплетаясь в повседневный быт, различные обряды, производственные процессы, способствовал организации трудовых действий, передаче социального опыта и т.п. Ценности вступают в сознание не иначе как посредством чувств субъекта, интенционально направленных на них. В связи с чувством субъекта они становятся ценностями, переживаемыми им. «Даже в предсознании субъекта они связаны уже с положительным или отрицательным предчувством», - писал Н.О. Лосский (77).
Основные свойства систем ценностных ориентации, их способность влиять на решение различных социальных задач исторически формировались под влиянием всей совокупности материальных и духовных потребностей общества. Это, в свою очередь, обуславливает полифункциональность систем ценностного ориентирования. На наш взгляд, при таком подходе следует вести речь именно о совокупности систем ценностных ориентации, обеспечивающих выполнение всего разнообразия социальных функций, которые невозможно вместить в пределы рассмотрения отдельно взятой системы. Однако, как отмечал П.А. Кропоткин, «Провозгласить хороший принцип еще недостаточно: надо суметь применить его к жизни» (78).
Выявление, разграничение, сопоставление функции систем ценностных ориентации необходимо не просто для осуществления некоторых чисто логических операций, но и для решения ряда весьма сложных методологических задач и принятых к исследованию проблем.
Любая система ценностных ориентации может быть выражена через систему присущих только ей функций, на основе общефилософских подходов как совокупности исходных принципов структурно-функционального анализа в исследовании системных объектов. Функции системы ценностных ориентации до сих пор не рассматривались как особая теоретическая проблема. Наше обращение к ней вызвано необходимостью изучения закономерностей функционирования систем ценностных ориентации, уяснения особенностей их строения. Все это позволит дать ответ на вопрос о том, почему той или иной системе ценностных ориентации свойственна именно эта структура, а не какая-либо иная, понять, какие конкретные элементы ее образуют, как они взаимодействуют друг с другом и с внешней средой.
Наша интуиция довольно легко выделяет из окружающего нас мира предметы, которые мы называем ценными. Но одновременно эта же интуиция не позволяет ответить на следующий первостепенный вопрос: какими свойствами должен обладать данный предмет, чтобы можно было считать его ценным? Возможно, что причина затруднения кроется не столько в самом определенном предмете, сколько в нашем вопросе - не исключено, что наш вопрос мы формулируем неправильно. Дело в том, что, спрашивая об отличительных свойствах, мы предполагаем, что предмет, называемый нами ценным, действительно обладает такими отличительными свойствами. Достаточно, однако, взглянуть хотя бы на некоторые из заведомо ценных предметов, чтобы убедиться, что никакие особые отличительные свойства от массы других (неценных) объектов в них не обязательны. Так, золото имеет целый ряд свойств, делающих его похожим на многие металлы - вес, блеск, плотность и т.д. Однако мы понимаем, что нельзя присвоить золотому металлу статус ценности, основываясь только на ряде перечисленных и схожих с ними качеств и свойств.
В связи с отмеченным наблюдением мы могли бы заключить, что отличительной чертой ценного является то, что составляющий его материал получает некий - отсутствующий в его естественном состоянии - дополнительный смысл. Однако такой дополнительный смысл возникает далеко не всегда, а если и возникает, то далеко не всегда он очевиден для всех наблюдателей. Отметим, что возникает рассматриваемый дополнительный смысл по двум основным причинам. Одна из них состоит в том, что познающий субъект рассматривает тот или иной предмет (явление, процесс и т.п.) в определенной последовательности и стремится к тому, чтобы эта последовательность была замечена окружающими. Другая же причина заключается в том, что по крайней мере некоторые из окружающих обращают внимание на эту последовательность и приписывают ей определенное значение. Более того, для тех, которые данной последовательности не заметили, предмет не обретает свойств ценности, а так и остается лишь фактом окружающего мира (привычным или экзотическим).
Так, случайно найденные камни, корни, сучья, случайно образовавшиеся сочетания пятен, теней, облаков мы готовы иногда признать ценными произведениями искусства без какого-либо дополнительного авторского вмешательства. В ряде случаев о намеренной организации материала говорить не приходится. А это означает, что поиск определения ценности, связанных с этим процессом свойств и отношений, ценностных ориентиров и попыток сведения их в систему следует вести не со стороны автора и не стороны свойств предмета, а со стороны воспринимающего субъекта. Поэтому рассмотрим теперь поведение именно оценивающего субъекта. Начнем с самого элементарного, но одновременно и с самого фундаментального условия. Наша культура, наше общество должны располагать определенным набором, системой отношений к окружающему миру по крайней мере двух видов: практических (материальных и духовных, так как без дифференциации этих отношений оценка вообще бы не возникала. Однако одного этого условия недостаточно - необходимо еще и объективизировать наши отношения, перевести их на общественный, межличностный (интерсубъективный) уровень.
С одной стороны, эта необходимость требует дифференциации не только внутри субъекта (признания наличия в нем нескольких, по меньшей мере, двух точек зрения), но и во внешнем мире, т.е. в самих предметах. С другой - это должна быть не любая, не произвольная дифференциация, а легко опознаваемая всеми членами общества, т.е. она должна подчиняться каким-то определенным правилам, нормам. Первое требование хорошо объясняет, например, появление на предметах отличительных признаков - и таких, как чисто внешнее оформление типа орнамента, и таких, как усложнение внутренней структуры. В этих случаях необходимое при смене точек зрения усилие воспринимающего субъекта заменяется усилием со стороны субъекта, оценивающего данные предметы: и внешнее оформление, и усложнение внутренней структуры играют одну и ту же роль - они либо вообще устраняют практическую функцию предмета (явления, процесса), либо отодвигают ее на задний план, ослабляя к ней внимание со стороны воспринимающего субъекта. В большинстве случаев, конечно, обе функции предмета более или менее уравновешены, но не редки, однако, и случаи неоднозначности.
Специфика формирования ценностных ориентации молодежи
Жизнедеятельность общества и его граждан регулируется множеством социальных норм. К ним относятся, как известно, нормы права, морали, политики, нормы общественных организаций, обычаи и традиции. Нормы несут в себе мощный «заряд» воздействия - предписания и стандарты поведения, ориентации и побуждения, информацию и социальные ценности, запреты, являющиеся элементами системы ценностных ориентации. Понять истоки и мотивы поведения людей, а молодых - особенно, нельзя без уяснения его нормативных оснований и их соотношения между собой. А они меняются с изменением экономических, научно-технических, социально-политических условий. Процесс формирования личности включает в себя сложное взаимодействие ее индивидуально-психологических качеств, с одной стороны, и общественно-психологических - с другой. К первым относятся, как известно, темперамент, эмоции и чувства, способности, характер, а ко вторым - качества, соответствующие различным стадиям социально-возрастного становления личности, социальные чувства, ценностные ориентации, социальные установки, притязания, стереотипы. Развитие социальных качеств, социализация личности предстает как процесс ее вхождения в социальную среду. Освоение молодым человеком конкретных социальных ролей и функций зависит, конечно, от образа жизни, влияния со стороны окружающих, индивидуально-психологических особенностей. Следствием совместного действия перечисленных факторов становятся многие социальные процессы. Важное место среди них занимает формирование феномена аксиологических настроений, как сущность основания ценностного ориентирования. В современной литературе аксиологические настроения определяются как субъективная оценка социальной действительности, рассматриваемая сквозь призму интересов, потребностей, притязаний и ожиданий людей. (1)
У истоков возникновения аксиологических настроений лежит взаимодействие двух основных факторов: с одной стороны, фактора объективного, предметного (реальная действительность), с другой стороны, фактора субъективного (различные представления людей о реальной действительности, ее оценки в свете собственных интересов и потребностей). Анализируя процессы формирования и развития представлений о социальных ценностях, ряд авторов отмечает, что выраженность аксиологических настроений в обществе, их интенсивность зависит прежде всего от степени однородности его социально-политической структуры. (2) Соответственно, чем дифференцированнее эта структура, тем больше появляется различных групп, обладающих собственными потребностями и интересами, и каждой из них присущи свои, особые аксиологические настроения.
Сегодняшнее резко ускорившееся развитие событий во всех сферах жизни нашего общества, может быть квалифицированно как время мобильных, быстро меняющихся ситуаций, с доминирующим влиянием трудно управляемых аксиологических настроений. "Разбушевавшись", аксиоолгические настроения могут на долгое время определять характер социально-политической жизни, и требуется дополнительное время для их умиротворения, и соответственно - для новой стабилизации системы. В данном параграфе мы исследуем основные условия формирования ценностных ориентации молодежи как специфической аудитории, поскольку молодое поколение - это особая общность, отличающаяся, с одной стороны, жаждой открытий, утверждения новационных ценностей, с другой -неустойчивостью, изменчивостью критериев ценностных ориентации.
Нам представляется целесообразным апеллировать к понятию "аксиологическое настроение", поскольку настроение, предрасположенность, внутренняя готовность к оценке и поиску, выбору ориентиров в мире социальных ценностей находит, на наш взгляд, свои истоки именно в совокупности аксиологических настроений и определяется ими. Учет господствующих в обществе или социальной группе аксиологических настроений важен для специального прогнозирования, которым занимаются специалисты в социологии, социальной философии, политологии, культурологии и других отраслях специального знания.
Отметим, что исследование современных условий формирования ценностных ориентации и их оснований, аксиологических настроений, не требует поиска каких-то особых принципов. Здесь мы наблюдаем как раз тот случай, когда наибольший эвристический эффект достигается за счет рассмотрения новационного явления на основе традиционных принципов, принятых в науке. Создание собственно системы таких принципов, их строгой иерархии, не является задачей исследования, да и, на наш взгляд, в этом нет необходимости, так как в зависимости от настроений исследователя, специфики его предмета, в определенных случаях приоритет может быть отдан различным группам принципов. Речь идет именно о группах, поскольку любые социальные системы и процессы всегда настолько сложны, что в их основании находятся не просто конкретные принципы, а их сложная система со всеми связями и отношениями. Философская теория ценностей требует использования многоаспектного анализа при изучении ее как целого, так и любой из ее сторон, каждая из которых, в свою очередь, образует сложную систему (система ценностей, система представлений и т.д.).
Обратившись к диалектическому принципу историзма, отметим, что одной из особенностей формирования ценностных ориентации молодежи в современных условиях является ситуация кризиса, как результата смены "монолитного единства общества" множественностью разнонаправленных аксиологических настроений, требующих своего концептуального осмысления в различных сферах жизни общества. Как отмечает Н.И.Сербенко и А.Э.Соколов: "Термин "кризис" широко используется в современной научной литературе. Медики говорят о "кризисе больного", экономисты - о "хозяйственном кризисе" ... "Кризис личности" -одна из важных тем литературоведов и социальных психологов. Таким образом, популярность проблематики, связанной с интерпретацией понятия "кризис" в самых различных сферах знания, очевидна". (3) Кризис системы ценностей есть, очевидно, такое ее состояние, при котором, с одной стороны, человеческая деятельность, сознательно или бессознательно, продуцирует новые формы реальности, не обеспечивая при этом эффективной адаптации к ним, с другой стороны, парализуется сам процесс создания новых ценностей, соответствующих изменившейся социоприродной ситуации. Исследования различных типов кризиса культуры содержатся в трудах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, П.Сорокина, А.Швейцера. Различаясь в оценке способов выявления и описания типов культуры, все они, однако, подчеркивают уникальность, самотождественность и замкнутость культурных типов. Содержание, форма и стиль одного типа не могут быть переданы по наследству другому: каждая культура вырабатывает их сама для себя. (4) Важно отметить то обстоятельство, что, по логике Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера, кризис каждой культуры уникален, как и ее расцвет. Культура лишь однажды зарождается, однажды живет, однажды переживает кризис и однажды умирает. Однако, по мнению П.Сорокина, современный кризис не является смертельной агонией культуры и не означает конца исторического существования. На самом деле, как считает П.Сорокин, тщательный анализ современной ситуации показывает, что нынешний кризис представляет собой дезинтеграцию определенной, а именно "чувственной" формы культуры. Если сравнивать культуру с индивидом, как это делают Данилевский и Шпенглер, то кризис культуры - это не смерть, а скорее перемена образа жизни. Созвучно с этим тезисом и размышление А.Швейцера о стремлении сохранять и развивать всякую жизнь, как условие эстетического обновления человечества. (5)
Вышеприведенные рассуждения являются, на наш взгляд, базовыми для исследователя современных аксиологических настроений молодежи и основанных на них систем ценностных ориентации. Точно так же, как перемена образа жизни не означает смерти индивида, а замена одной фундаментальной формы культуры другой не эквивалентна смерти культуры вообще, так и ценностные ориентации, существующие в пределах одной культуры, пройдя разные испытания, вновь востребуются людьми, но уже в "новом" качестве. Такие трансформации уже имели место в историческом процессе. Они возникают каждый раз, когда одна система ценностей сменяет другую. Сегодня ясно, что в существовавших на протяжении десятилетий идеологических конструкциях, трактовки массовых аксиологических настроений были направлены прежде всего на то, чтобы соответствовать официальным нормам. Некие фикции типа "общественного настроения", представляют собой идеальные требования, которые предъявляет тоталитарная социально-политическая система, однако помимо них, а психологически - прежде всего, существуют реальные массовые аксиологические настроения. Следуя диалектическому принципу детерминизма, отметим, что они возникают и развиваются прежде всего как специфические переживания людьми степени соответствия идеальных норм возможностям их практического осуществления.