Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Кантеева (Афанасова) Ксения Михайловна

Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект
<
Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кантеева (Афанасова) Ксения Михайловна. Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 : Саранск, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:04-9/590

Содержание к диссертации

Введение

I. Нравственные ценности: история изучения и современное состояние 16

1.1. Теоретические основы изучения нравственных ценностей 16-

1.2. Ценностные ориентации современной молодежи: анализ прикладных исследований 43

II. Место и значение нравственных ценностей в процессе развития социальной активности молодежи 78

2.1. Социальная активность как этический феномен 78

2.2. Ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности молодого поколения 109

Заключение 142

Библиографический список 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Культурно-исторический контекст развития мирового сообщества в последние два столетия характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, ускоряется-течение социального-времени-и,- как следствие, повышается жизненный темп и ритм жизнедеятельности социума в целом, что выражается в стремительном научно-техническом прогрессе, появлении новых информационных систем и систем связи. В то же время снижается длительность жизни отдельного человека в подавляющем большинстве стран, социальные болезни распространяются в геометрической прогрессии.

Во-вторых, расширяются пространственные характеристики во всех

сферах жизнедеятельности мирового социума, в связи с чем возникает необходимость экономических, политических и социальных интеграционных процессов. Стираются границы между государствами, культурными сообществами, наблюдается явная тенденция к объединению человечества для решения единых задач.

В-третьих, вопреки предыдущим признакам, наблюдается высокая плюрализация путей развития отдельных государств, как в политическом, так ив социальном планах. XX век принес миру множество социальных потрясений, характер которых во многом был непредсказуем. VI, наконец, современному сообществу характерна духовная трансформация, смена жизненной философии в целом, продиктованная и обусловленная выше обозначенными факторами. Наступает этап серьезного переосмысления социальных представлений о стиле и перспективах существования мировой цивилизации. Формируется новый тип социального мышления, который можно было бы обозначить как антикризисный, в очередной раз в истории выступает на первый план проблема Человека.

'$ Данная тенденция к гуманистической трансформации социального

бытия на фоне, усугубления негативной картины развития социума может

быть поставлена под сомнение. Тем не менее, о ее наличии свидетельствуют многие факторы, среди которых одним из важнейших является постановка антропологической проблематики в центр научного пространства современности, повышенный исследовательский интерес к гуманитарной области знания.

Общество оценивается^ в- современном- мире по уровню
экономического развития, политическому режиму, уровню

интеллектуального потенциала. Серьезно ставится в нашей, стране вопрос о принятии и введении единого социального стандарта. Но все эти показатели носят внешний, производный характер, являются вторичными по отношению к уровню нравственного сознания и нравственной психологии нации; Нравственные основы мировосприятия выступают как основной движитель, глубинный механизм и стимул развития народа, нации, государства. Именно на данном уровне формируются основные деятельностные установки, стили поведения, вырабатывается- стратегия развития.

Диссертационное исследование затрагивает три актуальные проблемы современности, лежащие в плоскости целого ряда гуманитарных наук.

Во-первых, в исследовании рассматривается проблема нравственных ценностей, их место в общей ценностной системе, и те процессы, которые оказывают позитивное и негативное влияние на данную систему. Данная тема выступает в качестве стержневой, что обусловлено признанием системы ценностей центральным элементом моральной структуры. В последнее время вопросы ценностных ориентации являются одними из самых популярных в прикладных исследованиях. В данном исследовании предпринята попытка придать проблеме ценностных ориентации практическую значимость через применение ценностного подхода в нравственном воспитании молодежи и развитии ее социальной активности.

В современной воспитательной системе важность ценностей признается, но не связывается с социальной активностью, то есть

исключается важнейший элемент - реализация ценности в социокультурном пространстве через деятельность. В исследовании осуществляется поиск путей применения ценностного потенциала через рассмотрение места ценностей в сфере социальных отношений и выражения их духовно-нравственного содержания в конкретном социальном действии.

Во-вторых, речь идет о проблеме молодежи- как- специфической-и уникальной социальной группы, обладающей своими характерными особенностями и ролями. В научном пространстве проблема молодежи до сих пор считается новой, и потому неразработанной. «До XX века общества не знали молодежи», - считает современный политолог А.С. Панарин [120,354], и с его утверждением сложно спорить. Действительно, осознание молодежи как особого бытийного феномена наступает лишь в XX веке. В современной (не только российской, но и общемировой) ситуации, когда постоянно поднимаются вопросы о дальнейшей судьбе цивилизации, будущем культуры, направлении научно-технического прогресса и т.д., изучение молодежи как субъекта мирового развития становится все более актуальным. В исследовании в качестве основного аспекта изучения молодого поколения выступает его нравственное развитие и способность к усвоению и трансляции духовного потенциала социума.

В-третьих, в исследовании проводится анализ таких феноменов как социальная активность и пассивность. Социальная активность, ее характер и результаты рассматриваются сегодня в психологии, социологии, политологии и многих других науках. В данной работе категории социальной активности и пассивности анализируются с точки зрения их морального содержания, с позиций философии и этики. Социальная активность рассматривается как этический феномен, имеющий под собой глубокие духовно-нравственные основы.

Учитывая, что наибольшую актуализацию социальная активность получает именно в молодом возрасте, исследование построено на анализе

6
взаимосвязи вышеуказанных проблем, оценке ценностных оснований
л социальной активности молодежи.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ ценностных оснований социальной активности как этического феномена. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

—рассмотрение феномена нравственных ценностей-с точки-зрения-их внутренней структуры, типологии и внешних связей в системе морального сознания личности;

- изучение современного состояния ценностной системы молодежи,
выявление тенденций трансформации этой системы на основе современных
прикладных исследований;
^ - раскрытие содержания категорий «социальная активность» и

«социальная пассивность» с социологических и философско-этических позиций, рассмотрение направленности и характера социальной активности, факторов влияния на нее;

разработка основных аспектов ценностно-ориентированной
концепции развития социальной активности молодого поколения как
социально-педагогического подхода, основанного на использовании
нравственного потенциала ценностной системы.
.±> Объектом диссертационного исследования является социальная активность

как онтологическая характеристика личности, актуализированная в сознании и поведении молодежи.

Предметом исследования выступают нравственные ценности как основания социальной активности.

Степень разработанности проблемы. Из трех приоритетных проблем исследования (ценности, социальная активность и молодежь как группа) самую богатую историю изучения в науке имеют нравственные ценности.

Вопросы ценностного сознания, ценностного бытия интересовали еще

*' философов Древней Греции. Тогда ценности рассматривались как некие

идеальные основания существования человечества (Платон) и как

обязательные свойства настоящего гражданина (Сократ, Аристотель).
, д, В Средневековье ценности - Божественные атрибуты, заданные человеку как

этапы истинного пути к спасению и совершенствованию души (Фома Аквинский, Плотин, Августин и др.).

В философии эпох Возрождения и Просвещения высшими ценностями- становятся- Человек, Знания^ Культура; Появляются самостоятельные моральные учения, основанные на приоритете той или иной ценности.

Проблема изучения ценностей в XVIII веке связывается, прежде всего,

с именем И. Канта, у которого ценности - это некие трансцендентные

ориентиры человеческой воли. Ценности, по Канту, сами по себе не

^ обладают бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные

к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней.

Наибольший интерес к проблеме ценностей возникает в XIX веке,
когда они начинают изучаться целым рядом наук (от психологии и
социологии до экономики). Наука о ценностях.— аксиология - приобретает
самостоятельность. В это время появляются работы В. Виндельбанда [21] и
Г. Риккерта [136]. Оба философа делают ценности центральной проблемой
философского знания.
л, Одним из крупнейших аксиологов в истории мировой мысли является

М. Шелер, одно из важнейших открытий которого состоит в признании своеобразных для нации и эпохи «структур переживаний ценностей» [187].

Проблема ценностей раскрывается в работах социологов М. Вебера [20] и Э. Дюркгейма [42], которые занимаются поиском социальных оснований ценностной системы. Тогда же впервые ценности начинают рассматриваться в тесной связи с социальными отношениями, раскрывается роль ценностей в мотивационной системе личности.

В российской научной мысли прямое обращение к исследованию

'*) ценностей началось в 50-х г.г. XX века. Однако, размышления о ценностях

в контексте изучения национального характера, русского миросозерцания

присутствуют уже у философов к.ХІХ-н.ХХвв. Н.А. Бердяев [11], [12], [13], И.А. Ильин [58], [59], [60], Н.О. Лосский [95], [96], В.В. Розанов [137], [138], [139], B.C. Соловьев [151], [152], С.Л. Франк [174], В.Ф. Эрн [194] и мн.др. обращались к данной тематике. У российских мыслителей ценности рассматривались в аспекте раскрытия особенностей русского мировосприятия. Их природа, уникальность их существования-в социальном пространстве тесно связывалась с религиозными основаниями. Усвоение ценностей, духовное развитие рассматривалось как путь к праведной, истинной жизни, в гармонии с Богом и миром.

XX век стал периодом наибольшего развития аксиологии. Проблема ценностей прочно входит в поле научных интересов психологов и педагогов. В отечественной научной мысли это развитие связывается с именами В;А. Блюмкина [16], O.F. Дробницкого [37], [38], [39], Mi Кагана [66], И.С. Кона [79], А.И. Титаренко [160], Д.Н. Узнадзе [165], и др. На первый план в их исследованиях: выступает теория ценностей, изучение их внутренней структуры, места в системе морального сознания, типология-ценностных смыслов. В этот период ценности изучаются в тесной связи с социальными действиями, анализируются системы ценностей различных групп, разрабатываются воспитательные модели.

Во второй половине прошлого столетия складывается научная школа, изучающая молодежь. Сегодня масштабные комплексные исследования молодежи проводят П.И. Бабочкин [7], [62], И.М. Ильинский [61], [62], А.И. Ковалева, В.А. Луков [72], С.Н. Щеглова [190], [191], [192] и др. В работе при раскрытии проблемы молодежи мы основываемся на концепции К. Манхейма [98], рассматривающего молодежную активность как залог общественного прогресса, и И.М. Ильинского [61], представившего концепцию молодежи с философских и социологических позиций. В конце 90-х гг. был проведен целый ряд исследований ценностных ориентации молодежи [7], [8], [18], [23], [36], [41], [48], [63], [117], [119], [123] и др.

Появляется множество монографий по молодежной тематике,
. затрагивающих широкий спектр вопросов - от рассмотрения специфических

проблем молодежи как группы, формирования и развития молодежной политики до отдельных аспектов изучения данной группы (молодая семья, молодежь и армия, профессиональное самоопределение молодежи, возрастные характеристики и- особенности- процесса социализации- и т.п.) [10], [93], [130], [176], [184]. С середины 90-х молодежь перестает рассматриваться только лишь в русле конкретной идеологии и становится объектом многих, диссертационных исследований: Наиболее популярными в исследованиях молодежи становятся проблемы деятельности детских и молодежных общественных объединений [74], [92], [101], [153], вопросы,

-^ связанные с адаптацией молодого человека в условиях изменяющейся

социальной среды [52], [65], [73], [86], [118], [131], широко освещаются проблемы детства [115], [127], [135], [191], особенности девиантного поведения молодежи [19], [90], [106], [183], самоидентификации молодежи в этнической и культурной среде [1], [28], [30], [54], [150].

К концу 90-х г.г. особое звучание и актуальность приобретают вопросы, связанные с выражением социальной инициативы и активности [9], [22], [44], [146], [164], [166], участия, и роли молодежи в процессе

.. становления гражданского общества [3], [32], [68], [69], [83], [99], [122].

Социальная активность молодежи и ценностные ориентации рассматриваются в юридическом [140], [143], [154], [171], социологическом [46], [43], [63], [77], [117], политологическом [126], [129], [132], [177], педагогическом аспектах - [41], [75], [76], [107], [ПО], [189], [193]. Реже данные проблемы освещаются в философии, и практически совсем не изучаются, в этике. В то время как в иностранной литературе этический и аксиологический акценты присутствуют достаточно четко [195], [196], [197], [198], [199]:

(4 В настоящий момент мы наблюдаем новый всплеск

исследовательского интереса к проблемам социальной активности

в контексте социальных и политических наук. Однако, изучение выше обозначенных проблем в пространстве этического осмысления до сих пор остается недостаточным. При этом поле для исследований нравственного содержания данных феноменов представляется очень обширным. Методологическими и теоретическими основаниями исследования послужили- идеи- зарубежных мыслителей, занимающихся вопросами аксиологии (М. Вебер, В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, Г. Риккерт, М. Рокич, М. Шелер и др.), и работы представителей отечественной научной школы советского и постсоветского периода (Р.Г. Апресян, В.А.Блюмкин, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, О.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.И; Титаренко, Д.Н: Узнадзе и др.), рассматривающих этико-философские категории в многообразии их структурных и внешних связей, с учетом причинно-следственных связей и функций. Работы ученых позволяют представить нравственные ценности как элемент морального сознания- и выделить их специфические, свойства. В соответствии с данными учениями, на основе- их обобщения под термином «ценности» мы понимаем оформленные в процессе культурно-исторического опыта устойчивые представления о значимости феноменов человеческого бытия, организованные в многоструктурные системы и проявляющие себя в духовно-психологической и социальной сфере жизнедеятельности человека, группы, общества.

Понятие «социальная активность» рассматривается как имманентный бытию человека феномен, который проявляется, в открытом социальном действии, включающем ценностно-обу словленную мотивацию, совокупность поступков и-результат. Результат выражается в смене статуса субъекта и/или= изменениях в социальной ситуации и предполагает ценностную динамику в сознании личности.

При анализе феномена молодежи мы опираемся на концепции К. Манхейма и И.М. Ильинского, и определяем молодежь как субъект культурно-исторического развития; часть общества, особую социальную

11 группу, обладающую специфическими свойствами, функциями и характеристиками.

В исследовании применяется комплексно-системный подход, который позволяет рассмотреть выше обозначенные феномены с позиций различных наук, в плоскости их взаимосвязей, как элементы единой духовно-нравственной- сферычеловеческого бытия^

При работе над диссертацией применены следующие методы исследования:

-компаративный метод (метод сравнительного анализа), способствующий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но не одинаковыми свойствами;

.. -антропологический метод, на основе которого человек понимается как

уникальная, целостная система, а его духовная сфера рассматривается как залог этой уникальности и целостности;

-аксиологические методы (анализ и моделирование), помогающие проанализировать и, выстроить ценностный срез, молодежного морального сознания;

-интегративный социологический метод, основанный на: опросных методиках (анкетирование), качественном и количественном анализе социологического материала, наблюдении, проектировании; -методы педагогического эксперимента, и социально-педагогического конструирования, на основе которых выстроена ценностно-ориентированная модель развития социальной активности молодого поколения. Научная новизна. В исследовании впервые предпринята попытка комплексного анализа феномена социальной активности с философских, социологических и педагогических позиций. Центральное место в нем занимает поиск этических оснований социальной активности, в качестве которых рассмотрена система нравственных ценностей.

{$ Феномен социальной активности исследован в широком

многообразии связей и отношений - с процессом социализации,

в диспозиции «активность-пассивность», с точки зрения деструктивности и конструктивности социального действия, в приложении к сферам общественного и духовного бытия.

Диссертационное исследование носит теоретико-прикладной характер, содержит два самостоятельных социологических исследования: «Ценностные-ориентации-студента-огаревца» (МГУ им* Н.ГШгарева, 2002г., N - 250 чел.), осуществленного с целью компаративного анализа общероссийских тенденций трансформации ценностного сознания молодежи и особенностей ценностной иерархии регионального молодежного субсоциума; и «Ценности социально активной молодежи» (г. Москва, Московская обл., Рязанская обл., Свердловская обл., Ростовская обл.,

*& Республика Мордовия, Республика Дагестан, 2001-2003 гг., N — активисты

молодежных организаций, 250 чел.), целью которого является выявление особенностей ценностной структуры молодого поколения с высоким уровнем социальной активности.

В работе предлагается новая модель нравственного воспитания -
ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности
молодого поколения.
Положения, выносимые на защиту:
, 1. Социальная активность может быть рассмотрена как этический

феномен. Социальный характер активности состоит в понимании её как общественной функции, этический - в наличии ценностных оснований социальной, активности. Характер и интенсивность социальной активности определяют лежащие в ее основе ценности.

2. С этических позиций социальная активность определяется как имманентный бытию человека феномен, который проявляется в открытом социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков и результат. Результат выражается в смене статуса

[ГІ субъекта и/или изменениях в социальной ситуации и предполагает

ценностную динамику в сознании личности.

3. Социальная пассивность в социологическом плане определяется как
нарушение общественной функции молодежи - социальной активности.
В этическом аспекте социальная пассивность может носить как негативный,
так и позитивный характер. Нравственная оценка социальной пассивности
обусловлена спецификой ее проявлений: как особой поведенческой
установки, как- состояния- «духовного- уединения», как особенности-
национального типа, как ценностной дезориентации.

4. Стратегии социальной активности современной молодежи
определяются типом ценностных ориентации и приоритетов. Устойчивые
позитивные ценностные ориентации и более высокий уровень социального
самочувствия присущи социально активной части молодежи.

5. Одной из моделей нравственного воспитания может выступать
ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности
молодого поколения. Данный подход основан на принципе совмещения
в воспитании личности традиционных и современных духовных ценностей,
центральными из которых являются патриотические.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в разработке прикладных социально-педагогических методик работы с молодежью.

Кроме того, выводы, сделанные по результатам анализа феномена социальной активности, применимы при проектировании программ подготовки волонтеров и молодежного актива сектора некоммерческих организаций.

Учитывая, что в работе проанализирован целый ряд источников различных научных направлений (психологии, философии, юриспруденции и т.д.), материалы исследования могут использоваться при разработке курсов по молодежной тематике, этике, юношеской педагогике для будущих специалистов по социальной работе, студентов-педагогов и социологов.

Апробация работы. Текущие и окончательные выводы работы были

представлены в качестве докладов на международных, всероссийских,

межрегиональных и республиканских конференциях:

-Круглый стол в рамках Ярмарки молодежных организаций Приволжского

федерального округа (г. Чебоксары, март, 2000 год)

-Круглый- стол «Гражданские ценности молодежи мира»- в рамках

XV Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Алжир, август, 2001 год);

-Круглый стол по проблемам профессионального самоопределения молодежи

и вопросам подготовки кадров в рамках Всероссийского Гражданского

Форума (г. Москва, ноябрь, 2001і год);

-Научно-практический семинар «Наука о молодежи: новое поколение»

(г. Москва, MFC А, декабрь, 2001 год);

-Международная конференция по; развитию добровольческого движения

(г. Саранск, январь, 2002 год);

-Ежегодные научные семинары и чтения молодых ученых и аспирантов в

МГУ им. Н.П.Огарева;

-Ежегодные республиканские молодежные форумы (1999-2003 гг.).

Основные результаты исследования освещались и обсуждались в. рамках проведения семинаров, дискуссий и мастер-классов по молодежной тематике, проведенных автором в рамках работы Всероссийских лагерей молодежного актива «Лидер XXI века» (2001, 2003 гг. - Ростовская обл., 2002 год - Краснодарский край), Всероссийских студенческих лагерей «РОСТ» (2001 год - Рязанская обл., 2002 год - Нижегородская обл.), Республиканских лагерей актива молодежных организаций «Созидание» (2001-2004 гг.).

Ценностно-ориентированный подход в. качестве эксперимента . реализуется в работе «Школы лидеров» Мордовского республиканского детско-юношеского общественного движения «Истоки» (2001-2002, 2002-2003, 2003-2004 уч./гг.). Некоторые аспекты данного подхода использовались при подготовке вожатых детских оздоровительных лагерей в рамках

республиканской программы «Школа вожатского мастерства» и программы «Школа социального педагога» (Историко-социологический институт МГУ им. Н.П. Огарева), при подготовке добровольцев в «Школе милосердия» (октябрь 2002 года), при реализации программы для старшеклассников «Эстафета лидеров» и Республиканской программы для руководителей и актива молодежных общественных объединений «Лидер года». На основе данного подхода автором разработана и реализуется Республиканская межведомственная программа «Трудовые лагеря актива для сельских школьников РМ» (22 сельских и 1 городской районы Республики Мордовия, 2001-2003 гг., охват программы - 2.270 чел., грант III степени Департамента по молодежной политике Минобразования РФ, грант Ярмарки социальных инициатив ПФО РФ).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (200 наименований).

Теоретические основы изучения нравственных ценностей

Основанием морального сознания общества и отдельной личности выступает система ценностей, ценностная структура. Уже более века проблема ценностей и ценностных ориентации признается одной из центральных в различных областях гуманитарного знания (философии, психологии, педагогике, социологии и др.).

Прямой интерес к проблеме ценностей возник во второй половине XIX века - времени, выделения аксиологии в самостоятельную отрасль философского знания. Однако, само понятие, «ценности» встречается еще в XVIII веке у И. Канта. Ценности, по Канту, сами по себе не обладают бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней. Философ обозначил проблему терминальных ценностей, ценностей-целей.

Значительное развитие наука о ценностях получает в трудах философов баденской школы неокантианства - В; Виндельбанда (1848-1915) и Г. Риккерта (1863-1936). В. Виндельбанд рассматривал философию как критическую науку об общепринятых ценностях. «То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии, - это размышление о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью» [21, 90]. Дуализм мира действительности и мира ценностей (сущего и должного) философ провозглашает «Священной тайной», познавать которую призваны философы.

Историю мыслитель понимает как процесс осознания и воплощения ценностей, которые делит на категории: религиозные, логические, эстетические и этические. Виндельбанд ставит серьезную проблему соотношения ценностей личности и ценностей группы, которая актуальна и сегодня: «Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве» [21, 91]. Оценка, в которой проявляется ценность, являет собой реакцию личности на содержание познания, обусловленное диалектическим взаимодействием потребностей человека и его представлений о мире. Отнесенность к ценности означает отнесенность к трансцендентальному. Трансцендентальный метод, по В. Виндельбанду, должен помочь определить значимость ценностей в различные эпохи истории и различных сферах человеческой культуры.

Г. Риккерт выделял шесть сфер и шесть соответствующих им ценностных систем: искусство, этика, эротика (блага жизни), наука, мистика и теизм. Соотнесенные с этими системами единичные феномены образуют человеческую культуру и выступают как воплощение высших ценностей -истины, добра и красоты [136].

Ценности у неокантианцев - не реальность, это идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект - «сознание вообще», «нормальное сознание», задающее нормы бытия. Для Риккерта ценности — это еще и проявление высшей степени свободы человеческой личности. Вступая в отношения с. миром ценностей, человек научается творить не только мир действительности, но и мир должного, значимого. Устремление человека к свободе бесконечно, так же как бесконечен его творческий потенциал и безграничен мир ценностей. Смысл нравственной ценности подтверждает, по Риккерту, «сама личность, во всей сложности ее социальной связанности, ценность же, в силу которой она становится благом, есть свобода внутри общества или социальная автономия» [136, 63]. В данном утверждении даются четкие контуры понимания ценностной структуры сознания как основы способностей к индивидуальной активности человека, его креативной деятельности;

Особенно важным вкладом этих философов в развитие аксиологии является, во-первых, постановка проблемы ценностей на вершину философского знания, придание ценностям важнейшей онтологической роли.

Во-вторых, показание связи ценностей и культуры человечества в ее историческом становлении, обозначение практического проявления ценностей в социальном опыте человечества (ценности как инструмент сотворчества человека, проблема соотношения групповых и индивидуальных ценностных систем и т. д.).

Аксиология была одной-из основ творчества крупнейшего немецкого философа М. Шелера (1874-1928) и является центральной темой его творчества в первый, классический период. Ценности, по М. Шелеру, это объективные качественные феномены, предписывающие человеку нормы долженствования и оценок, находящиеся вне времени и пространства [187], [188]. Данный феномен обнаруживается в акте эмоциональной интуиции и не может быть выражен в формах только логического мышления.

Онтологическую сущность ценностей Шелер усматривает в их двойной независимости: 1) от субъекта и его потребностей; 2) от предмета-носителя. Ценности могут быть положительные и отрицательные, но это не зависит от их восприятия субъектом или характера предмета, это их априорная сущность, система фактов, заданная в определенном порядке.

Мир ценностей надысторичен, но каждая эпоха имеет свою структуру переживания ценностей. Шелер критикует эту структуру у современной цивилизации. Он предлагает положить в основу ее не предпринимательство и конкуренцию, а принципы солидарности и содружества. Высшими же считать блага, доступные большему числу людей (свет, вода, воздух и т.п.). По сути, философ утверждает наличие культурно-типической и культурно-исторической ценностных систем, существование которых обусловлено преломлением постоянно существующей, вечной ценностной системы через уникальную, характерную определенной общности структуру их переживания. Таким образом, Шелер описывает механизм формирования иерархии ценностей отдельного социума. Но он так же говорит о наличии абсолютной ценностной иерархии, которая формируется путем соотношения сферы ценностей со сферой Абсолютного. Абсолютная ценность Бога является основанием всех ценностей, а иерархия ценностей в конечном итоге равна отношению каждой отдельной ценности к Богу. Шелер выделяет: гедонистические ценности; витальные; духовные (куда наряду с другими относит этические); ценности святыни.

Ценностные ориентации современной молодежи: анализ прикладных исследований

В последние десятилетия система нравственных ценностей развивалась и трансформировалась от приоритета идеологически детерминированных ценностей в 70-х гг. XX века (общественно-полезная деятельность, ценность труда образования)- до- личностно значимых в 80-е гг. (спокойная жизнь, общественное признание, друзья). В 90-х гг. преобладать стали плюрально-нравственные ценности, определяющие значительный разрыв в иерархиях ценностей отдельных групп населения (от радикального патриотизма до космополитизма, от приоритета материальных ценностей до полного отказа от них).

Данные процессы характерны для общества в целом, и особенно для молодежи как социальной группы. Среди исследователей данной проблемы в последнее десятилетие господствует однозначно-негативное мнение о состоянии ценностной: системы молодежи, которое в целом сводится к следующему: «Не будучи способными разобраться в том, что истинно, а что мнимо и ложно, молодые люди ударяются в «бегство» от свободы, от общества, организаций, политики и т.д. в мир иллюзий, верований, активно осваивают мир; антиценностей, связанных с силой» [179, 16]. Здесь нет прямого обвинения самой молодежи, но прослеживается четкое указание на отсутствие ориентиров, критериев познания и освоения ею нравственных ценностей. И это не специфически молодежная проблема, это беда современного общества в целом, наиболее остро стоящая в молодежной среде.

Для того, чтобы дать ценностный срез молодежного сознания, необходимо определить те позиции, с точки зрения которых рассматривается молодежь как уникальный бытийный феномен.

Основные характеристики молодежи как группы и принципы отношения «молодежь - общество - молодежь» определены в концепции И.М. Ильинского, раскрытой в монографии автора «Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория» [61]. Стержневым положением концепции Ильинского выступает тезис: о том, что «молодежь - главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но так же экономическое, социальное, политическое» [61, 208]. Автор, исходя из такого понимания, призывает к тому, что «необходима современная, отвечающая запросам XXIвека,- концепция молодежи; которая; в свою очередь, не может быть создана без новой философии возраста. Эта философия и основанная на ней. концепция молодежи будут складываться из системы универсальных общепринятых среди ювенологов мира научных истин о молодежи как особой категории общества, которые являются общечеловеческим достоянием, а так же идей и знаний о молодежи конкретных обществ» [61, 6].

Возведение молодежи в ранг общественных ценностей означает признание несомненно высокой роли молодого поколения в грядущем и настоящем бытии человечества.. Именно с данных позиций необходимо рассматривать молодежную проблематику, что позволит дать максимально объективную картину. Автор рассматривает молодежь в тесной связи с обществом: «Молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Молодежь - часть общества, молодежь - часть общества» [61, 109], [72, 90].

Речь идет даже не о взаимосвязи, а о неразрывности этих двух понятий. «Молодежь является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Если из молодежной средьг пробиваются порочные побеги, если в этой среде появляются проблемы, то это, прежде всего, «вина» социальной среды., С молодежью может произойти только то, что произошло с обществом. Молодежь,такова, каким является взрастившее ее общество» [61, 109]. Данное утверждение представляет чрезвычайную важность, прежде всего, потому, что автор настаивает на изменении закрепившегося в общественном сознании стереотипа о «плохой молодежи» и рассматривает процессы, происходящие в молодежной среде как свойственные обществу в целом. Молодежь выступает в роли некой контрольной группы, так как тенденции, имеющие место в обществе, в среде молодежи проявляются наиболее ярко и глубоко. Показательна в этом отношении и проблема ценностных ориентации.

Трансформация ценностей есть процесс, представляющий собой реакцию на социально-экономические, социально-политические и социокультурные изменения Но- ценностная- структура- имеет и- обратную функцию: «.. .ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования. По системе ценностных ориентации можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества» [157, 3]. Это свойство ценностной системы,—быть своеобразным лакмусом состояния общества - обусловлено отмеченной ранее способностью ценностей служить,каналом между внутренними и внешними системами.

Ценности молодежи как наиболее проблемной и стратегически важной группы в процессе изучения внутреннего ее состояния представляются, таким образом, «двойным зеркалом» социального состояния. Поэтому ценности молодежи, как наиболее показательные, часто выступают объектом и предметом изучения специалистов самых разных гуманитарных наук (от педагогов и социологов до юристов и экономистов). В настоящем исследовании важно получить обобщенную картину ценностной системы молодежи, поэтому мы не междисциплинарного разделения при анализе, возрастных и статусных разделений.

Опорными точками нашего анализа выступают, во-первых, показатели социального самочувствия молодежи, как фактора, задающего направленность социальных действий, поведения человека. Во-вторых, иерархия терминальных и инструментальных ценностей современной молодежи и их соотношение. В-третьих, положение в общей иерархии ценностей духовно-нравственных норм, что является показателем моральной составляющей мотивационного механизма молодых людей на деятельность. Социальное самочувствие — показатель уровня удовлетворенности-неудовлетворенности человека настоящим и степень его оптимизма-пессимизма по отношению к будущему, задающий характер и стратегию поведения Социальное самочувствие находится- в- двойной взаимосвязи с ценностями человека.

Социальная активность как этический феномен

В гуманитарных дисциплинах, за исключением социологии и. психологии, социальная- активность не рассматривается как самостоятельная категория. Между тем, данный термин используется все чаще и в науке, и в обыденной жизни. И это требует его разностороннего рассмотрения.

Мы ставим задачу определить этический компонент социальной активности, содержание которого состоит в наличии ценностной платформы, на которой базируется социальной действие. При изучении; социальной активности в качестве некой контрольной группы может выступать молодежь, так как именно в молодом возрасте социальная активность получает наибольшую актуализацию.

В социологии молодежь считается- самой социально активной категорией общества, и активность рассматривается как ее общественная функция. Такова основа социологического понимания активности. Социальная пассивность, особенно пассивность молодежи, исходя из этого, выступает как противоестественное явление, противоречащее специфике молодежи как группы, и разрушающее внутреннюю логику общественного бытия. Теряя энергию, полученную от активной деятельности молодежи, и не получая притока новой, социум лишается источников «подпитки» для дальнейшего развития. Еще К. Манхейм [98] подчеркивал значение молодежи для «динамических», стремящихся к прогрессивному развитию обществ. Он отмечал наличие у молодого поколения того творческого потенциала, инновационного запаса, которым уже не обладает старшее поколение и который не используется обществами, нацеленными на традиционно-консервативный путь развития. Философ делает акцент на способности молодежи к быстрому реагированию на смену ведущих социальных факторов, на ее мобильность. Молодежи необходимо

предоставлять возможности осуществления своей основной миссии — новаторского и творческого функционирования в социуме. Наделить молодежь правами субъекта общественного развития, значит, предоставить ей условия для самореализации на основе сознательной активности. «Если молодежь не активна, не служит источником развития и прогресса, то ее существование в главном и основном- не имеет социального смысла... Не реализовавшее себя социально молодое поколение - это потерянное поколение»,- отмечает И.М. Ильинский [61, 114-115].

Конечно, нельзя утверждать, что социальная активность является сугубо молодежной характеристикой. Молодежь имеет более высокую склонность и потенциал к социально активному поведению в силу возрастных и психологических особенностей. Эти особенности в свою очередь обусловлены приходящимися на молодой возраст процессами социализации, когда нормы, ценности и поведенческие модели еще не полностью интериоризированы субъектом, а только проходят этап «согласования» общего и индивидуального внутри формирующегося, но уже имеющего некоторый жизненный опыт Я:

В процессе этого «согласования» возникают естественные, реакции «принятия-непринятия», имеющие под собой креативно-инновационную основу, то есть неизбежно испытывающие преобразование, так называемую «субъективизацию». Это период самостоятельной оценки культурного и духовного багажа человечества, сопровождаемый множеством смежных процессов. Так исследователь А.С.Панарин говорит, что «молодость - это период ухода молодежи от сложившихся институтов и матриц поведения по манящему зову современных сирен - референтных групп и выступающих от их имени (от имени модного, престижного, современного) центров духовного производства» [120, 356]. И на каждый такой «зов» молодой человек обязан отреагировать, дать обратную связь, то есть проявить активность. Именно от характера этих реакций во многом зависит тип социальной активности, принятый и реализуемый молодым человеком.

Мы понимаем социальную активность как «имманентный бытию человека феномен, проявляющийся в открытом социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков и результат, влияющий, на последующую ценностную динамику в сознании личности, и влекущий смену статуса субъекта и/или изменения в социальной ситуацию И если социальный характер активности состоит в понимании ее как общественной функции, то этический компонент обусловлен наличием ценностной платформы. Связь ценностей и социальной активности является очень прочной и наличествует в двух плоскостях: - ценности лежат в основе структуры социальной1 активности как открытого действия и регламентируют ее характер; - социальная активность также как и процесс формирования ценностных ориентации, имеет место на различных этапах жизни,человека. И от того, в какой стадии протекает усвоение ценностей, во многом зависит интенсивность социальной активности.

Кроме того, в этике существует понимание социальной активности как «нравственной ценности стратегии жизненного выбора» (Г.П.Иванова, [53]), куда ее относят наряду с: «любимой работой», «материальным благополучием» ш др. Определение социальной активности (или «активной жизненной позиции», следуя терминологии автора) как нравственной ценности, несомненно, имеет основания, однако, следует подвергнуть сомнению постановку этой ценности в один ряд с вышеуказанными, которые являются, скорее, показателем, а еще вернее — сферой приложения и продуктами социальной активности. Однако, указанные моменты вторичны по сравнению с важностью понимания и утверждения, исследователя о том, что социальная активность, имея подсобой ценностную платформу, сама так же входит в ранг нравственных ценностей человечества.

Связь ценностей со структурой социальной активности проявляется во всех элементах этой структуры:

1. Мотив и цель. Ценность или несколько ценностей может являться мотивом к действию. Так, к примеру, высокая; позиция: материального достатка в системе ценностей отдельного человека может побудить его искать высокооплачиваемую работу, завести свое дело или начать переобучение. Приоритет экологических ценностей побуждает человека стать- членом профильного - общественного объединения и т.д. То есть ценности - это и мотивационные механизмы социальной активности. Причем цель, которую перед собой ставит человек или группа так же зачастую представляет собой нравственную ценность. При этом речь идет именно о цели, а не о результате, т.к. нередко эти два понятия не совпадают. Собственно уже на уровне определения цели и мотива закладывается характер социальной активности - деструктивной она будет или конструктивной.

2. Поступок или совокупность поступков. Ценность регламентирует сам- поступок человека. В первую очередь речь идет о ценностях инструментального уровня, то есть посредством чего человек будет достигать поставленной цели. Здесь часто и происходит смещение акцентов социальной активности, когда для достижения нравственно положительной цели, используются морально-негативные средства. История знает немало подобных примеров.

Ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности молодого поколения

В условиях нестабильного социального развития, которое свойственно сегодняшней России, вопрос о роли и месте молодежи в процессах становления нового социального устройства представляется одним-из главнейших-и первостепенных.

Введение молодежи в социальное пространство проходит в несколько этапов, которые в целом выстраиваются в единый, непрерывный процесс социализации.

Современными исследователями молодежи (И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин, СВ. Полутин и др.) была предложена и продолжает разрабатываться концептуальная модель социализации молодежи в условиях изменяющегося общества, на основе которой мы представим ценностно-ориентированный подход к развитию социальной активности молодого поколения. Концепция включает три этапа, выделенные по принципу преобладания типа взаимодействия молодого человека с социальной средой [130].

Первый этап - адаптация — это приспособление молодого человека к реалиям социальной среды, освоение социальных норм и моделей, реализация первичных социальных потребностей. Здесь молодой человек выступает в большей степени в качестве объекта для социальных институтов, влияние которых он на себе испытывает, но уже и проявляет активность в данном процессе. «Социальная адаптация - это двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта с социальной средой» [130, 81].

В соответствие с процессом интериоризации ценностей данный этап совпадает с периодом получения информации о ценностях, началом их самостоятельной переоценки и сопоставления с личными интересами и потребностями. От уровня активности индивида в процессе адаптации зависит как длительность данного процесса, так и ее качество для субъектов.

Вторым этапом предлагаемой концепции выступает интеграция. Происходит процесс «согласования-отрицания» ценностей, появляются и разрешаются конфликты субъекта с социальной средой; В результате «социальный субъект становится неотъемлемой частью социума, то есть воплощает в себе коллективные интересы и устремления» [130, 80]. Этот этап обеспечивает процесс социального; воспроизводства, так как именно здесь происходит усвоение и передача социальных традиций, являющихся «системой? мировоззренческих и нравственных координат, которую принято называть системой ценностей» [158]. На этом этапе системе ценностей принадлежит основное место и от состояния ее, а так же от способности общества транслировать данную систему, зависит успешность интеграции. Но многое зависит и от активности молодого человека. «Социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь,опыт всемирной истории человечества. .. . Однако, и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях НТР требуют более активного и творческого участия молодежи», - отмечает И.С.Кон в статье о социальной преемственности (БСЭ).

Третий этап - инновация- период непосредственной творческо-преобразующей деятельности, «устойчивое стремление к достижению определенных изменений окружающей социальной среды» [130, 81]. Это период высшей социальной активности человека, который выпадает именно на молодой; возраст, что и позволяет считать социальную активность социальной функцией» молодежи: «Инновационное поведение объективно отражает сущностную; социальную характеристику молодежи: стремление к самоутверждению, социальному новаторству и обновлению» [130, 85]. Наиболее ярко этот процесс прослеживается в молодежной культуре, и не всегда носит позитивный характер. Действительно, внешние проявления социальной активности молодежи порождают определенную стратегию видения мира, собственный стиль отношений с обществом, который оформляется в уникальный социокультурный феномен - «молодежную культуру». Именно вектор молодежной активности, ее характер задает тип молодежной культуры, ее позитивное или негативное содержание, формируя ее отдельные элементы. А они, в свою очередь, обеспечивают «имидж» молодежной среды в общейсоциальнойткартине:

Описанные выше элементы и этапы социализации находятся в тесной взаимосвязи, и потому, успешность одного этапа напрямую влияет на характер и результативность другого. Все эти этапы проходят под воздействием факторов социализации (агентов), которые меняют свою роль, позицию, силу влияния в зависимости от проходимого им этапа.

Но каким бы влиянием ни подвергался молодой человек, все они имеют форму воспитания. Воспитание понимается в самом широком смысле: нравственное, гражданское, правовое и т.п. Нас особенно интересует т.н. социальное или универсальное воспитание, которое прививает человеку навыки, знания и стратегии, позволяющие гармонично развиваться в социуме и найти в нем приложение своим способностям и интересам. Сам молодой человек не может рассматриваться как объект социального воспитания, он — непосредственный его участник, несущий в себе способность к самореализации и самостоятельной оценке всего происходящего с ним в период вхождения в общественные системы. Развитие социальной активности — важный компонент этого воспитания.

Требования современности ставят социальное воспитание в центр первоочередных задач общества, но неизбежно возникает вопрос о том, кто должен заниматься им, какой институт может быть ответственным за успешность его протекания. Большая часть дискуссий связана с обсуждением позиций семьи и школы, причем эта тема приобретает характер «вечной» из-за несомненной важности этих институтов, но, вместе с тем, сколь перспективными не являлись намечающиеся перемены в их функционировании, все остается по-прежнему. Однозначно только то, что современное воспитание находится в кризисном состоянии.

В настоящее время, по мнению профессора А.А.Фомина [172, 4-5], можно судить о трех кризисах системы воспитания. Первый, наиболее глубокий кризис - мировоззренческий, выраженный в. отсутствии целей и ориентиров-воспитания принципов выстраивания педагогической- модели. Второй - технологический кризис, то есть несовершенство, неактуальность и неразработанность приемов, методик и форм воспитательного процесса. Организационно-управленческий кризис касается адаптации к новым экономическим, финансовым, информационным и кадровым условиям.

На наш взгляд, это связано еще и с такой общей для семьи и школы характеристикой, как консервативность. И семья, и школа базируются на укоренившихся, традиционных (а нередко застойных и регрессивных) принципах, и потому не являются способными быстро реагировать на требования стремительно меняющейся социальной среды. Так, семья как институт, претерпевающий сегодня глубокую трансформацию, едва, справляется» с реализацией адаптационного периода социализации своих детей. Школа же, взяв на себя функцию интеграции молодого поколения, «успешно» делает это,, следуя давно неактуальным; моделям и технологиям, забывая о наличии инновационного периода, который должен последовательно сменить предыдущий: «Одни действуют по-старому, так как по-новому не умеют, другие соединяют разные несовместимые начала, усложняя тем практику воспитания, третьи действуют интуитивно. Все это вместе крайне осложняет воспитательный процесс, снижает его эффективность, что наблюдается повсеместно, особенно в последнее время» [172, 5].

Похожие диссертации на Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект