Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Философско-методологические проблемы исследования процесса социализации студенческой молодежи 13
1.1 Студенческая молодежь как объект исследования 13
1.2 Сущность социализации молодежи как философская проблема 31
1.3 Ценностная характеристика образования 49
Глава 2. Социально-философский аспект исследования социализации студенческой молодежи в образовательном процессе 70
2.1 Роль знания и социальной активности в духовно-нравственной социализации студенческой молодежи 70
2.2 Профессиональное образование как социально-духовная ценность студенческой молодежи 84
2.3 Современное состояние и перспективы социализации студенческой молодежи в образовательном процессе в условиях социально-экономического реформирования российского общества 112
Заключение 131
Литература
- Студенческая молодежь как объект исследования
- Ценностная характеристика образования
- Роль знания и социальной активности в духовно-нравственной социализации студенческой молодежи
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие современного российского общества во многом зависит от тех качеств молодежи, которые формируются в образовательном процессе. В условиях трансформации общества происходит пересмотр ранее существовавшей системы ценностей. Становление постсоветской системы ценностей будет происходить достаточно долго, данная ситуация отражается на процессе духовно-нравственного и профессионального становления такой социальной группы, как молодежь. Проблема заключается еще и в том, что молодежь принадлежит ко всем стратам общества, и, находясь в процессе социализации, она испытывает давление со стороны различных факторов. В связи с этим возрастает интерес к проблеме социализации молодежи вообще и в образовательном процессе, в частности. Социализация подрастающего поколения -одна из главных задач любого общества.
Актуальность нашего исследования обусловлена и преобразованиями в современной системе образования, которые зависят от влияния внешних и внутренних процессов. Внешние - это изменения, происходящие во всех сферах жизни общества и отражающиеся на социализации. Внутренние изменения - увеличение числа педагогических концепций и программ в самой системе образования. Целью образовательного процесса является формирование таких качеств студенческой молодежи, которые позволили бы юношам и девушкам реализовать себя в современном обществе, т.е. образование должно целенаправленно способствовать социализации студенческой молодежи. И сегодня это остается актуальным. Важно, чтобы студенчество могло играть активную роль в социуме.
Молодежь - это социальная группа, в которой общество воспроизводит себя на каждом следующем этапе собственного развития. Любое общество стремится приобщить молодое поколение к основным социально-духовным ценностям, принятым в данном обществе. Решить эту задачу
4 можно в процессе социализации. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что и называется социализацией.
Государство и общество должны создать соответствующие условия для приобщения молодежи к ценностным ориентациям. В этом деле большая роль отводится процессу социализации в системе образования. Этим определяется актуальность изучения современного состояния процесса социализации студенческой молодежи в образовательном процессе. Под образовательным процессом мы понимаем явление, которое помогает адаптироваться подрастающему поколению в социуме посредством передачи знаний и социально-духовных ценностей.
Исследование социализации студенческой молодежи имеет важное практическое значение, необходимое в работе по преодолению негативных явлений в России: наркомании, алкоголизма, проституции, суицида и т.п. Все эти проблемы нацеливают на пересмотр представлений о социализации студенческой молодежи в образовательном процессе.
В данной работе автор рассматривает различные группы молодежи, используя исследования, появившиеся за последние двадцать пять лет. Для сравнения разных групп молодежи приводятся данные по учащейся молодежи и учащимся ПТУ. Рамки работы охватывают как советский, так и современный этап.
Степень разработанности проблемы. Философы и ранее разрабатывали проблему социализации. Однако данный процесс рассматривался как формирование личности (Г.Гак, Ю.Н.Давыдов, П.Е.Кряжев, А.К.Курылев, Э.В.Соколов, Э.В.Струков, С.Г.Струмилин, В.П.Тугаринов, П.Н.Федосеев). На наш взгляд, процесс социализации в пространственно-временном жизненном континууме шире, чем процесс формирования личности (последний предполагает определенного рода целенаправленное воздействие на индивида).
Термин «социализация» сначала применялся в политэкономии и означал «обобществление» земли, средств производства и т.п. Впервые этот термин использовал Ф.Г.Гиддингс (1887 г. «Теория социализации») по отношению к человеку. К середине XX века такой процесс, как социализация, становится самостоятельной междисциплинарной областью исследования (работы американских социологов и социальных психологов В.М.Вентуорса, Д.А.Гослина, Т.Декарье, Э.Маккоби, И.Таллимена и др.). Почти до шестидесятых годов XX века под социализацией имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В настоящее время сферой изучения социализации является и население зрелого возраста.
В социальной философии проблема социализации рассматривается с точки зрения влияния на личность общественных преобразований, обозначается механизм социализации и анализируется соотношение объективных условий и субъективных факторов (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Л.Н.Коган, П.П.Лямцев, А.В.Мялкин, Б.Д.Парыгин, Г.Л.Смирнов, Г.Н.Филонов, И.Т,Фролов и др.).
Психологический аспект социализации, соотношение объективного и субъективного рассмотрен в работах Л.С.Выготского, Ю.Н.Кулюткина, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Б.Д.Парыгина, Л.А.Петровской и др. В этике проанализирован процесс присвоения социально-нравственного опыта и механизм морального выбора индивида (С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, А.И.Титаренко и др.). В социологии личность рассмотрена как действующий субъект социальных отношений (И.В.Бестужев-Лада, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, М.А.Нугаев, Г.В.Осипов, В.АДцов и др.).
Процесс социализации можно условно разделить на два направления: индивид рассматривается либо как объект социализации (Д.Болдуин, Г.Зиммель, Э.Мак Нейл, Т.Парсонс, Э.Дюркгейм, Ж.Пиаже, Дж. и Э.Перри, И.Таллимен, Г.Тард, Р.Хавингхарст), либо как субъект (Ф.Знанецки, А.Инкельс, Ч.Х.Кули, Дж.Г.Мид, У.И.Томас, Т.Шибутани, Г.М.Андреева,
Л.С.Выготский, А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн). Учитывая эти подходы, выделяют факторы, влияющие на процесс социализации. Внешние факторы -это требования и нормы, предъявляемые обществом к индивиду (А.А.Леонтьев, Д.Картрайт), необходимость решения определенных задач и проблем переходного возраста (Н.П.Сазонова, М.Г.Шарова), культивируемый западным обществом идеал преуспевающей личности (Дж.У.Огбю) и внутренние (личностные), характерные для индивида способы действия (А.В.Мудрик), интериоризованный социальный опыт (Д.И.Фельдштейн), ценностные ориентации (А.В.Мудрик), которые определяют особенности социализации.
Представители бихевиоризма и необихевиоризма рассматривают социализацию как процесс социального научения (Rachlin Н., O'Donnell J.M.). Символические интеракционисты анализируют данный процесс как результат взаимодействия людей (Goffman Е., Blumer Н., Weltzer В., Petras J., Charon J.M., Т.Шибутани). В рамках структурно-функционального направления социализация - это процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление (Р.Мертон, Т.Парсонс). В марксистской традиции индивид является как объектом, так и субъектом социализации (Н.В.Андреенкова, Л.П.Буева, И.С.Кон, Р.А.Логуа, Г.В.Осипов, С.Н.Першуткин, Б.А.Титов, Ж.Г.Тощенко, Ф.Р.Филиппов, А.Н.Хузиахметов, Н.И.Щипанов и др.). Представители этих направлений создали наиболее яркие концепции социализации.
Говоря о социализации в образовательном процессе, необходимо отметить, что понятие «образование» означает способ освоения мира. Роль и место образования рассмотрены в работах Б.С.Гершунского, О.В.Долженко, Л.А.Степашко. Философскому анализу деятельности университета посвящена монография Н.С.Ладыжец. Система образования как социальный институт исследована В.Я.Нечаевым и Ф.Р.Филипповым. Социальная сущность образования рассмотрена в работах Л.П.Буевой. Влияние образования на
7 социальное положение человека анализируется в работах П.Бурдье, Э.Дюркгейма, К.Мангейма.
В отечественной научной литературе молодёжная проблематика стала рассматриваться только с начала XX века. На наш взгляд, можно выделить пять периодов в изучении такой группы, как молодежь. Первый период охватывает дореволюционное время. В это время появляются статьи о проблемах учащейся и студенческой молодёжи, о проблемах быта и материального положения студенчества, о положении рабочих-подростков на производстве и в быту, о проблемах «отцов и детей». Второй период относится к 20-м годам XX века: изучаются проблемы труда и воспитания молодёжи. Третий период приходится на середину 30-х годов XX века. Молодёжь стала рассматриваться на этом этапе как объект социалистического воспитания. Четвёртый период изучения молодёжи приходится на 60-е годы XX века. На этом этапе основными темами были: нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - социалистического" облика молодёжи, патриотизма, честности, порядочности и верности идеям марксизма-ленинизма.
Важное значение приобрели труды, в которых разрабатывались общие вопросы социализации молодежи. Среди крупных исследователей данной группы можно назвать И.В.Бестужева-Ладу, В.М.Боряза, С.Н.Иконникову, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, Л.Я.Рубину, М.Х.Титму, В.И.Чупрова, В.Н.Шубкина.
Немало ценных положений и идей по вопросу изучения особенностей студенчества высказали в своих работах такие исследователи, как С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, Л.Я.Рубина, М.Н.Руткевич.
Изучение ценности образования невозможно без анализа проблематики жизненных ориентации молодежи (А.Васильев, М.К.Горшков, О.И.Карпухин, Т.Н.Кухтевич, Н.Е.Тихонова). Исследованию профессиональных ориентации и жизненных планов юношей и девушек посвящены работы Н.И.Захарова, Л.А.Йовши, Ю.Н.Козырева, С.П.Крегдже, Д.Л.Константинов-
8 ского, М.Х.Титмы, Г.А.Чередниченко, В.Ф.Черноволенко, С.Н.Чистяковой, В.Н.Шубкина. В них содержатся определенные методики анализа жизненных планов и ориентации молодежи на образование и профессию.
Пятый период приходится на последние годы, когда стали появляться работы, в которых проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций: учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых А.А.Матулениса, Н.С.Слепцова, В.И.Переведенцева, М.Х.Титмы, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкина и других.
Социально-психологические особенности студенчества как демографической группы стали объектом изучения отечественной науки в 60-е гг. XX века. До настоящего времени накоплен немалый эмпирический материал, а также не раз были предприняты попытки теоретической разработки данной проблемы.
Изучению проблем молодежи региона посвящены исследования ученых Чувашии Б.Л.Алексеева и Г.Г.Тихомировой (жизненные ориентации студенчества), З.С.Беловой (нравственная социализация молодежи), Ю.С.Гурова (социально-образовательные потребности молодежи), И.Е.Ильина (общие вопросы социализации молодежи), Л.П.Куракова (высшая школа как система, объединяющая молодежь), Д.М.Шабунина (правовое сознание молодежи), В.К.Шумилова (политическое сознание молодежи) и др.
Анализ имеющейся литературы по философии, социологии, педагогике, психологии, этике и культурологии позволил сделать вывод о том, что в существующей сегодня литературе недостаточно представлены работы, охватывающие проблему социализации студенческой молодежи в образовательном процессе. Проблема социализации в основном характеризует различные аспекты детского возраста, или проблематику социализации отдельной личности. В целом же обзор научно-исследовательских работ по данному вопросу свидетельствует об односторонности изучения социализации.
Исходя из анализа литературы и современного состояния молодежи, сформулирована проблема исследования: «Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования)». Решение этой проблемы составляет содержание данной научной работы.
Непосредственным предметом исследования диссертации является социализация студенческой молодежи в образовательном процессе, а объектом исследования - студенческая молодежь.
Гипотеза исследования: в условиях социально-экономического реформирования России образовательный процесс обретает качественно новое значение как важный фактор социализации студенческой молодежи.
Цель диссертационного исследования — определить место и роль образовательного процесса как одного из факторов социализации в современном обществе.
Задачи исследования:
Определить роль образовательного процесса в духовно-нравственной социализации студенческой молодежи.
Определить иерархию функций профессионального образования как социально-духовной ценности студенческой молодежи.
Проанализировать современное состояние и перспективы социализации студенческой молодежи в образовательном процессе в условиях социально-экономического реформирования российского общества.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили совокупность приемов и принципов научного познания. Для формирования методологической основы автор использовал следующие принципы: историзм, объективность, диалектику внешних и внутренних факторов, системно-функциональный подход.
Источниками исследования послужили философские, общественно-политические, научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам образования и социализации молодежи, а также материа-
10 лы исследований, проведенных автором по темам «Ценности молодежи», «Образование как ценность студенческой молодежи». Научная новизна исследования:
Определена роль образовательного процесса в духовно-нравственной социализации студенческой молодежи.
Определена и проанализирована иерархия функций профессионального образования как социально-духовной ценности студенческой молодежи.
Проанализирован механизм социализации студенческой молодежи в образовательном процессе на современном этапе.
Даны теоретические и практические рекомендации по активизации процесса социализации студенческой молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возрастающая роль образовательного процесса в духовно-
нравственном становлении студенческой молодежи на современном этапе.
Необходимость активизации механизма социализации студенчества в образовательном процессе. Профессиональная, гуманистическая и социальная функции образования как социально-духовной ценности взаимозависимы, и дисфункция свидетельствует о недостатках в системе «общество — образование». В образовательном процессе должны быть созданы условия для формирования ценности образования.
Анализ современного состояния процесса социализации, свидетельствующий об усилении стихийных факторов. В этих условиях возрастает роль высшей школы, так как институт образования становится решающим фактором социализации молодого поколения.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный нами аспект изучения социализации молодежи в процессе образования дает возможность по-новому взглянуть на социально-экономические и духовно-нравственные процессы, происходящие в современном обществе. Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы будут использованы в учебном процессе.
Данные исследования можно использовать при чтении основного курса философии, в том числе по темам: «Философия образования», «Социализация молодежи», «Теории социализации».
Достоверность результатов работы подтверждена методологией и логикой анализируемого материала.
Апробация работы. Главные положения и отдельные результаты исследования были изложены автором на XXXIV студенческой научной конференции (подсекция аспирантов ЧТУ) (2000г., Чебоксары); научно-практической конференции «Болгаро-чувашская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее» (2000г., Чебоксары); научно-теоретической конференции «Общество. Государство. Религия» (2000г., Чебоксары); XXXV студенческой научной конференции (подсекция аспирантов ЧТУ) (2001г., Чебоксары); VII межвузовской научно-практической конференции «Трансформация болгаро-чувашской цивилизации» (2001г., Чебоксары); Поволжской научной конференции «Экономическая, политическая и духовная трансформация Приволжского федерального округа» (2001г., Чебоксары); XXXVI студенческой научной конференции (подсекция аспирантов ЧТУ) (2002 г., Чебоксары); Республиканской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика» (2003 г., Чебоксары); Всероссийской научно-методической конференции "Информационные технологии и гуманитарное образование» (2003 г., Чебоксары).
Соискатель принимал участие в работе Международной летней школы «Молодежные культуры и жизненные стили» и защитил проект по теме «Социология молодежи» (сентябрь 2000 г., г. Ульяновск), прошел обучение в III Международной школе «Образование и общество» (январь 2001 г., г. Ижевск).
Отдельные положения диссертационного исследования использовались в практической работе соискателя как преподавателя в ЧТУ им. И.Н.Ульянова.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры философии и методологии науки и комплексных исследований по философии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Студенческая молодежь как объект исследования
Перед тем, как более подробно разобрать сущность, факторы и механизмы социализации, рассмотрим проблематику изучения молодежи. Молодежь как специфическая группа изучается многими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией и культурологией.
Молодость - это первый этап зрелости, в ходе которого приобретаются качества взрослого человека. Через молодежную субкультуру проходит каждый человек, так происходит адаптация юношей и девушек к жизни большого общества. Распространенным считается мнение, что молодежь является лидирующей группой общества, так как именно она представляет перспективу развития и будущее социума. Исходя из этого положения, каждое новое поколение молодежи усваивает те ценности, которые сформированы в обществе, а затем реализует их в своей жизненной программе. Особенность молодежного сознания - это принятие нового, т.е. того, что обещает перемены и совпадает с мировосприятием молодого человека. Любое новое поколение формируется под воздействием предыдущего, усваивая определенные социально-духовные ценности, позже становясь инициатором преобразований.
Выделяют две стороны взаимосвязи поколений - освоение наследия и новаторство. Они являются фундаментом исторической преемственности. Понятие «поколение» можно определить в следующих аспектах: 1) демографическое поколение; 2) антропологическое поколение; 3) историческое поколение; 4) символическое поколение; 5) хронологическое поколение [69, С.23-24]. Анализируя преемственность с точки зрения диалектики развития, стоит отметить взаимосвязь между отрицаемым и отрицающим, между старым и новым. Это явление преемственности включает в себя единство тождества и различия, прерывности и непрерывности в процессе бесконечного саморазвития. Преемственность является одной из сторон закона отрицания отрицания. Закономерным результатом было бы, если смена поколений всегда была бы фактором социального прогресса. По мнению ученых, новые поколения могут стать фактором социального прогресса в том случае, если специфические условия, выпадающие на период становления подрастающего поколения (ситуация волнений, войн, кризиса), формируют у его представителей свою обновленную культуру, стили жизни и ценности, отличные от предыдущих поколений. С течением времени молодежная ценностная ориентация приводит к новому направлению социальной жизни общества в целом. Тогда можно говорить о формировании исторического поколения (К.Мангейм) [179, С. 100]. В истории культуры встречаются молодежные движения, которые вырабатывали свои принципы, отличные от официальных. Но эти принципы получили очень узкое временное проявление и временную реализацию. С переходом к следующему периоду взрослости эти принципы перестают функционировать.
В обществе одновременно живет несколько поколений, и проблема заключается в характере их взаимоотношений. Молодое поколение отличается особенностями процесса социализации в конкретно-исторических условиях, своими особенностями, жизненным опытом, иерархией ценностных ориентации.
Структура молодежи - это миниобраз данного конкретного общества. Молодежь является наиболее мобильной частью общества и оказывает активное воздействие на динамику социальной структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Для молодежи характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенерационной мобильности.
Говоря о роли и значении молодежи в общественном развитии, следует отметить не только прогрессивные перемены, но и то, что она является носительницей социальной нестабильности. Не случайно Б.А.Ручкин говорит о расширении в современном российском обществе процесса десоциализа-ции, маргинализации молодежи, снижении возможностей участия молодежи в экономическом развитии, падении социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий [166, С.92-93].
Так в процессе общественного развития отмечают не только репродукцию уже бывшего, взаимосвязи и взаимопроникновение различных ранее существовавших явлений, но и два направления этих изменений - прогрессивное и регрессивное. Для прогрессивного характерно при интеграции старого в новое подчинение первого второму на основе качественного повышения уровня. Регресс, напротив, связан с переходом к низким уровням, с деградацией, соответственно подчинением нового старому.
Таким образом, верно утверждение, что молодежь может являться как регрессивной частью общества, так и прогрессивной, но преемственность есть необходимое условие любой формы общественных изменений.
Социальное положение такой группы как студенческая молодежь зависит во многом от процесса социализации. Именно поэтому необходимо знать специфику процесса социализации в образовательном процессе. Студенческая молодежь рассматривается в единстве определенных объективных и субъективных факторов как целостность в соотнесении с другими группами молодежи и всего общества.
В числе показателей обычно рассматривают: единые границы социального развития, близкие по содержанию формы жизни, социальный статус, ценностные ориентации. Важнейшим фактором в изучении студенческой молодежи является процесс социализации.
Научный подход к изучению студенческой молодежи предполагает рассмотрение ее как части большой социально-демографической группы молодежи, особенности которой определяются ролью и местом образования в процессе социализации.
Конечно, молодежь не может быть только саморазвивающейся системой, т.к. является частью общества и включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем студенческой молодежи присущи специфические общественные функции, одной из которых является получение образования.
Понятие «молодежь» используется как в обыденной речи, так и в научном смысле, и, рассматривая эту социальную группу, следует уточнить само понятие. Понятие «молодежь» статистически достаточно неопределенно. Госкомстат относит к этой категории население в возрасте от 16 до 30 лет.
Этот возрастной период определяют не только годами, но и социальным положением человека, достигшего физиологической зрелости.
Можно говорить о трех его положениях. Молодость и молодежь — это определенный возраст; некое состояние, определяемое социально-культурными критериями; некая группа или поколение с присущими ей ценностями [144, С. 13].
Ценностная характеристика образования
Каждое поколение, независимо от выводов предыдущего, размышляет о смысле человеческой жизни, задумывается и о ценностях жизни. Институт образования непосредственно влияет на формирование ценностей. Ценности служат для реализации лсизненных целей. Для изучения студенческой молодежи актуально изучение социально-духовных ценностей данной социальной группы.
Как уже отмечалось выше, российское общество находится в стадии становления, и в массовом сознании происходит переоценка духовных ценностей. Роль и значение ценностей изменяется, т.к., как уже говорилось, они часто становятся мотивами поведения конкретных социальных групп и ведут систему к тому или иному будущему. Существуют механизмы, направляющие ценности молодых в русло общечеловеческих ценностей. Важно дать оценку образования как социально-духовной ценности студенческой молодежи.
Относительно философско-методологической роли проблематики ценностей речь может идти в двух значениях: во-первых, ценности являются объектом философии и несут познавательное содержание, во-вторых, ценности являются способом рассмотрения действительности [172, С.57]. Подразумеваются мировоззренческие, человекотворческие, формирующие функции института ценности.
Люди часто рассуждают о ценном и неценном, эти представления зависят не только от свойств объекта, но и от оценивающего действительность субъекта.
«Ценность - одно из основных понятийных универсалий философии, означает в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности - в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания- обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), - которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие» [218, С.320].
Автор согласен с мнением А.К.Абишевой, что «осевой смысл человеческого бытия в мире, его смысловой центр обычно составляют те или иные ценности или система ценностей»[1, С. 140]. Насчитываются десятки определений термина «ценность», поэтому возникает потребность в конкретизации данной категории.
Для этого рассмотрим подходы к определению такой аксиологической категории, как ценность. Ценность раскрывает значение одного явления для существования другого. В настоящее время как в марксистской литературе, так и в философской литературе других ориентации мы можем встретить довольно большое разнообразие определений понятия «ценность». Но все эти трактовки можно свести к трем основным подходам к определению данной категории:
1. Понимание ценности как значимости предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. Эта концепция представлена в работах В.А.Василенко и его сторонников. В.А.Василенко считает, что «категория ценность отражает единство субъекта и объекта, которые составляют абсолютную предпосылку ценностного отношения и ценности как его момента»[30, С.46]. Недостаток данного определения состоит в том, что ценность сводится к средству удовлетворения потребностей, т.е. по сути дела, к полезности как положительной значимости.
2. Ценности - это высшие общественные идеалы (И.С.Нарский).
С этой точки зрения, ценность является уже целью. Эта концепция оказалась наиболее популярной в этике.
3. Объединяет первые два направления. Ценность определяется как значимость и идеал одновременно (В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий). «Ценность — это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом» (О.Г.Дробницкий) [56, С.ЗЗ]. «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» (В.П.Тугаринов) [189, С.261]. Из этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще надо осуществить, за что надо бороться.
Ценность, отмечает В.П.Тугаринов, есть реальное или желаемое явление (факт или идеал), а оценка - отношение к этому явлению. «Отнесение к ценностям» того или иного явления, т.е. значение его в ценности или отказ ему в этом, зависит от характера указанного отношения: от положительной или отрицательной оценки [187, С.З]. В.П.Тугаринов показывает несостоятельность точки зрения, будто само понятие ценности принадлежит идеалистической философской традиции.
Каждая социальная группа осуществляет три операции, связанные с ценностями: 1) наполняет эти ценности конкретно-историческим содержанием; 2) определяет разный удельный вес базовых ценностей; 3) формирует свои специфические ценности [119, С. 101]. Это характерно и для такой группы, как студенческая молодежь.
Функционирование ценностей происходит на трех уровнях: социальном (ценностная структура общества); групповом (групповые ценности); личностном (ценностные ориентации индивида). Нас интересуют ценности такой группы, как студенчество. Анализ ценностных ориентации молодежи показывает, что индивидуалистические интересы начинают превалировать над коллективистскими. Сегодня студенты формируют и эксплуатируют для удовлетворения индивидуалистических интересов групповые ценности. Групповые ценности являются искусственными и узковременными, а индивидуалистические интересы - явными и действительными.
Роль знания и социальной активности в духовно-нравственной социализации студенческой молодежи
Как мы уже выяснили, в современной философской литературе ценности рассматриваются как «жизненные ориентиры», которые являются стратегиями деятельности. Известно, что духовные ценности влияют на процесс социализации.
Ценностные ориентации - основа направленности активности не только личности, но и группы. Система ценностей взаимосвязана с нормами морали.
Э.З.Феизов считает: «К духовной жизни общества относятся лишь такие поступки, которые несут определенную нравственную или иную ценность для общества». Далее он отмечает: «Все отчужденные от человека духовные ценности: произведения искусства, наука, повествование истории общества - существуют в материальной форме. Но ведь из этого вовсе не следует отрицание духовных ценностей (реалий)» [194, С.43-44].
Духовно-нравственная социализация студенческой молодежи связана с личностной переработкой знания духовных ценностей общества. Среди множества ценностей всегда были и есть общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, знание, труд и т.п. Знание, наряду с другими ценностями, сохраняет актуальность во все времена.
Образ жизни и система ценностей какой-либо группы - это те показатели, которые включают группу в социум. В образе жизни реализуются социальные функции группы, система ценностей представляет собой систему ценностных ориентации отдельной личности.
Мы не можем согласиться с мнением Л.В.Сохань и М.В.Кирилловой, которые полагают, что жизненные планы направлены на совершенствование субъекта. Содержание жизненных планов определяется жизненными планами индивида [87, С. 181]. Передача жизненного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляются при помощи главным образом образования.
Интенсивное развитие одних групп духовных ценностей предполагает отставание производства и потребления других. В условиях одного и того же социума люди производят, передают и потребляют сходные социально-духовные ценности. Разные виды деятельности порождают различные присущие им потребности и стимулируют производство разных групп социально-духовных ценностей, удовлетворяющих эти потребности. Духовное производство в разных социальных группах отличается спецификой используемых в них средств. Главная особенность ценностных отношений состоит в том, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное со свободным выбором. Ценностные отношения должны для студенчества быть не только внешними, но и внутренними.
Ценности, или ценностные ориентации, проявляются всякий раз при удовлетворении потребностей и интересов. Исходя из этого, классификация ценностей часто основывается на классификации потребностей. Поэтому В.А.Дцов, на основе классификации Г.Г.Дилигенского, делает упор на том, с какой социальной группой человек в наибольшей степени отождествляет свое существование. Сначала идет отождествление с потребностями своего «я», затем - потребностями ближайшего семейного окружения, далее — потребности целостной социальной системы [59, С.61]. В исследованиях выделяют пять основных социальных потребностей - это потребность в труде, общении, самовоспроизводстве и самосохранении, красоте и, что еще важнее - в познании.
Процесс исторической самоидентификации субъекта образования зависит от трех компонентов:
1) естественноисторический процесс (знания, навыки, традиции);
2) социальный механизм передачи опыта - система образования, воспитания;
3) отражение социального опыта в сознании (потребности, интересы, ценности, ролевые установки, социальные стереотипы, нормы) [129, С. 178].
Наряду с теми классификациями ценностей, которые были выше перечислены, можно говорить о генеральных ценностных ориентациях, содержащихся в таких понятиях как ценность жизни, свобода, долг, идеал, ответственность, справедливость, призвание, добро, бессмертие. Одной из задач аксиологии является установление связей между общечеловеческими ценностями и социально-духовными ценностями такой социальной группы, как студенческая молодежь.
В любые исторические времена социально-духовные ценности молодого поколения имеют свои особенности. При всем том очевидно, что духовные ценности являются элементами не только личного, но и группового сознания.
Ценностные ориентации студенческой молодежи являются продуктом ее социализации, поскольку в образовательном процессе происходит передача социально-духовных ценностей. Стоит отметить, что ценность - предмет социализации молодежи в конкретной культуре, и ценность различна в разных обществах. Ценности влияют на выбор той или иной социальной активности.
Знание духовно-нравственных норм, включенное в содержание образования, в основном рассматривается как некоторая определенная структурная форма. Она должна быть передана студенческой молодежи и усвоена этой группой в готовом виде. Но дать все знания невозможно. Во-первых, ввиду их экспоненциального роста, и, во-вторых, из-за быстрого изменения характера и содержания труда, его интеллектуализации. Значит, остается одно -студенты должны обладать гибким мышлением, навыками самообразования, широкой информированностью и культурой.