Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Духовность как социально - философская проблема 10
1. Проблема духовности в отечественной и зарубежной философии к. XIX - н. XX веков 10
2. Онтология духовности 40
3. Влияние научно - технической, информационной и образовательной революций на духовный мир общества и личности 64
Вывод по первой главе 77
Глава 2. Духовная сфера современного общества 79
1. Особенности и противоречия в развитии современного общества и их проявление в духовной сфере общества и личности 79
2. Императивы развития современного общества 97
3. Вернадскианская революция как методология понимания современной картины мира и человека 116
Вывод по второй главе 131
Заключение 133
Библиографический список литературы 1
- Онтология духовности
- Влияние научно - технической, информационной и образовательной революций на духовный мир общества и личности
- Императивы развития современного общества
- Вернадскианская революция как методология понимания современной картины мира и человека
Введение к работе
Актуальность исследования проблемы духовности обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. В настоящее время в социальной философии активно изучаются истоки духовности, сущность, формы её проявления на индивидуальном и общественном уровнях, перспективы эволюции в изменяющихся социальных условиях. Обращение к феномену духовного в современном мире, ориентированном, прежде всего на ценности материальные, оказывается более чем актуальным. Технический прогресс без развития духовных факторов привел к кризису социальной и духовной сфер общества, о чем свидетельствуют такие распространенные явления как эгоизм, равнодушие, жестокость.
Ситуация обостряется существованием глобальных проблем. В настоящее время стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями человечества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование антропосферы. Поэтому вопросы экологически безопасного развития цивилизации вышли на передний план научного поиска и общественного сознания в целом. От человека требуется понимание - материальный прогресс не может продолжаться бесконечно в силу причин экологического характера. Признание приоритета духовности является жизненно необходимым и требует сознательного и ответственного поведения от человека.
Общество должно научиться управлять собой и соизмерять свою деятельность с природным фактором, обеспечив такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит гармонично развиваться всей . социоприродной целостности.
С этой целью человечеству необходимо сформировать общую ценностную парадигму для. общества XXI века, которое имеет перспективу только при условии перехода от ценностей техногенной цивилизации к ценностям духовным.
Дальнейшее развитие немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым человеком смысла и значения предстоящих перемен. Лейтмотивом всех цивилизационных преобразований является поиск новых форм и способов проникновения экологических знаний в образовательные структуры различного уровня.
Насущной проблемой, таким образом, является потребность в целостном социально-философском анализе сущностных оснований духовности, особенностей её проявления и функционирования в современном обществе, её значимости в формировании общественных и личностных мировоззренческих ориентиров.
Степень разработанности проблемы. В отечественной философской литературе проблема духовности наиболее успешно разработана в социологическом аспекте — исследования МЛ. Ковальзон, В.Ж.Келле, В.И. Толстых, А.Г.Спиркина, А.К.Уледова, В.С.Барулина, В.Ф .Рябова, Н.В. Гончаренко. В данных работах освещена взаимосвязь духовного с потребностями и интересами общества и личности, проанализированы различные стороны духовной жизни и духовной культуры.
В научной литературе последних лет достаточно глубоко изучаются сущностные основания духовности как индивидуально-личностного образования (М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, Н.К. Бородина, СБ. Крымский, В.А. Зайцев). Важное значение имеют исследования рассматривающие духовность в рамках социокультурного подхода (Р.Л. Лившиц), в рационалистическом контексте (В.Е. Кемеров), с точки зрения способностей и потребностей личности (В.А. Лекторский). Истоки и социальные механизмы духовности описывает В .Д. Шадриков. Духовность как качество личности, которое может быть реализовано только в процессе общения с другими людьми, изучают П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский. Общие подходы
к духовности как интегральному качеству смысложизненных ценностей сформулированы в работах Л.П. Буевой, Т.В.Холостовой, И.А. Гундарева, В.Г. Федотовой. Психологические аспекты данного явления широко разработаны Б.С. Братусь, В.И. Слободчиковым.
Заслуживают внимания исследования посвященые анализу перспективы дальнейшего существования и развития человека как существа духовного (Н.Н.Моисеев, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, В.Н. Сагатовский, Л.В. Рейзема, А.И. Субетто).
Проблемы духовного отчуждения нашли отражение в трудах К. Маркса, ХОртеги-и-Гассета, Э. Фромма, современных исследователей - А.И. Субетто, СИ. Григорьева, Л.Д. Демина.
Экзистенциональные стороны духовного освещаются в работах МХайдеггера, Ж. Маритена. Истоки и сущность иррационального в духовных процессах рассмотрены русскими религиозными философами - И.А. Ильиным, С.Л. Франком, B.C. Соловьевым.
Характерные черты русской духовности, особенности национального характера пытались определить, Н.А. Бердяев, RO. Лосский, над этой темой работают современные исследователи В.П. Кожевников, Л.Е. Шапошников, А.В. Юдин, ИЗ. Можайскова.
Давая положительную оценку исследований по указанной проблематике, следует подчеркнуть, что в них раскрыты большей частью отдельные аспекты и структурные компоненты духовного опыта и духовности, в то время как большинство теоретических и практических проблем, касающихся сущности духовности остаются в тени научных дискуссий. Несмотря на большое разнообразие методологических подходов и альтернативных концепций, содержание понятия «духовность» остается до конца не разработанным и не проясненным и в каждом случае определяется контекстом его использования.
Актуальность исследования и недостаточная изученность данного вопроса обусловили выбор темы исследования: "Социально — философские аспекты исследования духовности".
Объект исследования: духовность как объективная и субъективная реальность современного мира.
Предмет: основные социально-философские характеристики феномена духовности.
Цель: исследовать основные социально-философские характеристики духовности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
-
Выявить и проанализировать основные подходы в определении понятия "духовность" в социально-философских концепциях К.ХЗХ -н.ХХ веков, показать их теоретические возможности и ограниченность.
-
Обосновать степень разработанности проблемы в современной философской науке.
-
Исследовать структуру и особенности функционирования духовности в условиях научно-технической, информационной и образовательной революций.
-
Определить понятия ноосферогенеза, ноосферы и ноосферно-экологического императива и выявить их сущность.
-
Определить основные тенденции и перспективы дальнейшего исследования проблемы духовности.
Теоретико-методологическая основа. В основу исследования положена совокупность идей системного и синергетического подходов к изучению социокультурных явлений (Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин). Теоретической базой исследования также стали: концепция культурно-исторических типов НЛ.Данилевского (П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби); теория эволюции ноосферы В.И. Вернадского и её реализация в работах Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева,
Е.А, Спирина, А.И. Субетто; совокупность идей о связи духовного с потребностями и интересами общества и личности (исследования М.Я.Ковальзон, В.Ж. Келле, А .Г. Спиркина, А.К. Уледова, B.C. Барулина, В.Ф.Рябова); ценностно-смысловая концепция (В.И. Слободчиков, Б.С.Братусь); социокультурный подход П.В. Симонова, психологическая теория самоактуализации (А. Маслоу, Э. Фромм). Исходные теоретические позиции базируются на совокупности представлений М.К. Мамардашвили, МС. Каган, Н.К. Бородиной, СБ. Крымского, В.А. Зайцева о духовности как индивидуально-личностном образовании. Исследование также опирается на подход к определению сущности и содержательных характеристик образовательного общества, обозначенный в работах В.М. Розина, С.К.Булдакова, А.И. Субетто, на теоретические и практические разработки СИХригорьева, Л.Д. Демина.
В работе использовались методы исследования: анализ философской, социологической, психологической литературы; формально-логические методы и основные принципы диалектики; структурно-функциональный и системный методы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
- феномен духовности исследован с точки зрения ноосферного (экологического) развития человека. В свете современности духовность уже не может рассматриваться как вторичное явление, производное от материальных процессов в обществе.
- аргументирована необходимость перехода от общества информационной стратегии и использования ресурсов природы к экологической стадии ноосферы, основанной на минимизации вещественно-энергетических ресурсов, устойчивом природопользовании и духовно-ценностных факторах.
- проанализированы духовные предпосылки выхода из экологического кризиса и механизм формирования ценностных ориентации и социальных установок, соответствующих парадигмам экологического сознания Практическое значение данного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы как методологические посылки при изучении феномена духовности в философии, культурологи, социологии, психологии. Материалы диссертации могут стать основой спецкурса и представлять интерес, как для специалистов, так и для широкой аудитории. Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой основных концептуальных идей исследования; непосредственным сбором и обработкой теоретического материала; обобщением и представлением результатов исследования. На зашиту выносятся следующие положения:
-
Духовность основывается на новом целостном многоуровневом понимании человека как природно-биологического, так и социокультурного существа.
-
Концепция ноосферно-экологнческого императива формируется на основе синтеза социальных и естественно-биологических законов и на сочетании нравственных и научных принципов, призванных обеспечить вывод человечества из состояния глобального экологического кризиса.
-
Духовность видится нами как перспектива для преодоления человечеством экологических и других глобальных проблем, как шанс предотвратить антропологическую катастрофу.
Апробация работы осуществлялась на протяжении всего периода исследования.
Основные теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Костромского Государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Материалы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях в Костроме 2003-2006 гг.
Результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях. Структура диссертацнонного псследования включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
Онтология духовности
В решении проблемы человека русская мысль в известном смысле контрастирует с западной философией. Если западная философия преимущественно теоретична, самодостаточна, то русская философия в своей основе "практична", она вся погружена в жизнь, ищет ответ на вопрос: как жить, чтобы соответствовать истинному назначению человека? Если поиски действительных оснований человеческой жизни привели западную философию к осознанию одиночества и заброшенности человеческого существования, к индивидуализму и субъективизму, то русская философия, базирующаяся на характерном для русского сознания стремлении к всеобщей справедливости, разрабатывает идею Всеединства, а отдельная личность мыслится в рамках соборности. Для русской философии характерно убеждение в существовании высших начал, связанных с отдельной человеческой душой и направляющих личность в ее земном существовании.
Религиозная направленность русской философии бесспорна. Однако из этого не следует, что она носит теологический характер и не обладает самостоятельным философским значением. Религиозные догматы, по мнению В.В. Зеньковского, лишь поставляют материал для философских размышлений, а что касается религиозного опыта, на который часто ссылаются русские мыслители, то он имеет для них не религиозное, а философское значение.1 Интуитивизм - одна из существенных особенностей русской философии. Он является следствием и выражением другой составляющей русского сознания - стремления к целостности, органичности, единству, прежде всего в сфере духа. Именно тема всеединства становится центральной для нашей философии. Своеобразие русской мысли состоит в том, что, разрабатывая задачи практического улучшения жизни, она никогда не опускалась на обывательский уровень и свои представления о достижении всеобщей справедливости связывала с движением человечества к Высшим ценностям. Как замечал Н.А. Бердяев, русская религиозная философия особенно настаивает на том, что философское познание есть познание совестью духовных сил - "целостным духом", в котором разум соединяется с волей и чувством, и в котором нет рационалистической рассеченности.1 Наряду с рациональным познанием в русской философии существенное место занимает вера. Феномен веры носит не религиозный, а философский характер. Вера, как элемент познания, не означает простой убежденности в существовании высших начал, а предстает как внутреннее состояние духа.
Стремление русской философии к целостности выражается в идее конкретности - в качестве отправной точки и одновременно цели познания полагается конкретная человеческая личность. Сосредоточием целостности человеческого существования выступает человеческая жизнь индивида, его душа. В ней происходит синтез многообразных отношений человека с миром. Определяющим началом человечности в русском менталитете всегда выступала не холодная разумность, а сердечность - способность к непосредственной эмоциональной реакции на окружающее. Характерно, что русские религиозные мыслители никогда не отвергали значение телесности, возможности ее одухотворения. Своеобразие русской философии состоит в том, что она, в отличие от философии европейской не стремится к абстрактной систематизации идей и понятий, но опирается на интуитивное, внутреннее познание сущего, которое постигается в силу этого не только и не столько через логические понятия и определения, сколько через символ и образ.
Русская философия строит свою теорию познания на понятии жизненного опыта. Для русской философии что-то "узнать" означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего осознания и сопереживания, освоить действительность предмета в его целостности, путем жизненного опыта.
Основу русской религиозной мысли составляет соборность, "мы -мировоззрение", органическое единство человеческого сообщества. Соборность предполагает внутреннюю гармонию между личной душевностью и надындивидуальным единством. Церковь здесь понимается не как организация, удерживающая верующих авторитетом и принуждением, но как внутреннее духовное единство всех верующих, - "божественная кровь, которая циркулирует во всех них и через них".
Характерной чертой русской философии является понимание особого предназначения России. Т.Ю. Сидорина отмечает, что "русские мыслители болезненно переживают кризисную ситуацию в России, осознание её судьбы и роли человечества. Произведения философов полны тревоги о будущем человечества, о судьбе России, предчувствия возможной гибели человечества. Все это воспринимается как реальность или близкая перспектива".
Русская философия образно, метафорически заявляет, что свобода и творчество человеку разрешены свыше, Богом, которому он подобен. Исходя из идеи божечеловечества, т.е. всемогущего (в позитивном смысле) человечества, B.C. Соловьев истолковывал историю и проблемы социальной жизни.
Влияние научно - технической, информационной и образовательной революций на духовный мир общества и личности
Духовно благополучными считаются действия, соответствующие общечеловеческим нормам, закрепленные народной мудростью в религиозных заповедях. Они предназначены для поиска оптимальных форм существования и развития человека в обществе. Противоположные мотивы относятся к сфере духовного неблагополучия. Автор разрабатывает "эпидемиологию духовности" - науку, о массовых нравственно-эмоциональных процессах, происходящих в обществе. И.А. Гундаров убедительно доказывает существование закона "духовно-демографической детерминации". Он гласит: при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовное состояние общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности.
Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентации имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентации обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. Утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности — важнейший системообразующий фактор культуры. По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом.
Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Ценности же относятся к области смысложизненных ориентиров, определяющих жизнь личности в целом. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные идеи, представления, знания. Духовные ценности имеют самодостаточный характер. Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности.
Духовность определяет ценности, мотивирующие поведение человека и его внутреннюю жизнь, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, выражающиеся для каждого человека в системе вечных вопросов: зачем он живёт, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение. На пути их решения осуществляется духовное восхождение личности, развитие её духовной культуры. Соответственно, и духовность - это проблема обретения смысла. Осмысление и выбор идеалов, ценностей осуществляется не просто на основе знаний, но подкрепляется переживаниями на основе личного опыта. Обретение смысла жизни может быть выстрадано или пережито в радости. Переживание судьбы дает начало к поиску и постижению знаний и ценностей, к стремлению реализовать свои идеалы, выйти за рамки обыденного бытия, в конечном итоге - к совершенствованию личности. Мысль, знание и чувство объединяются в духовность.
Человеческая духовность есть идеальный мир. Огромную роль в становлении и развитии духовности играет язык, понятийный строй сознания. Идеальность абсолютно субъективна, она существует только во внутреннем духовном мире личности, осязаема только внутренним зрением человека. В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира. Духовное как идеальное обладает абсолютной емкостью, универсальной открытостью, восприимчивостью. Идеально может осваиваться абсолютно все в этом мире. Духовное, в силу своей идеальной природы вбирает в себя разнообразие социального опыта, позволяет присваивать богатство материальной и духовной культуры. "Духовность -считает СБ. Крымский, - это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы перед постоянно меняющимся ситуациями. Духовность, в конечном счете, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственным законом личности."
Духовность как идеальность играет важную роль в творчестве человека, она выступает импульсом творческой деятельности. С помощью духовности человек оперирует идеальными объектами, комбинируя их с помощью фантазии, и создаёт новый идеальный образ, которого ещё нет, прообраз преобразований в реальности. Человек является творцом потому, что он духовное существо, духовность и есть творчество.
Духовность выступает некой границей, отделяющей данного человека от всего прочего. Человек осознаёт себя как некоторое Я, и это Я, будучи осознанным, становиться для него предметом саморефлексии. Это одна из фундаментальных особенностей существования и развития человека. Он включил в механизм собственного развития анализ самого себя, самооценку, как положительную, так и отрицательную. Это превращение себя в объект собственного отношения, сознательное преобразование самого себя явилось одним из важнейших факторов прогресса человека и общества. Благодаря идеальности духовного связь человека с обществом универсальна. Духовность существует как внутренняя жизнь человека, развёртывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека субъективно-индивидуальна.
Императивы развития современного общества
Интеллект человека позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Человек - не собственник природы, а один из членов природного сообщества. Иерархической картины мира не существует. Человек не обладает какими-то особыми привилегиями лишь потому, что разумен. Напротив, его разумность налагает дополнительные обязанности по отношению к окружающей природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они - элементы единой системы.
Человек подчинил себе планету, а должен был научиться жить в гармонии с ней. Человек должен осознать сложность своего положения, принять ответственность за будущее планеты и дальнейшее развитие человечества.
Отсюда проблема ценностей, поиска приоритетов общественного развития, мировоззренческих ориентации становится главной задачей духовного обновления общества. Сегодня ученые различных стран практически единодушны в том, что человечество сумеет преодолеть экологические и другие глобальные проблемы, но при условии, если будет осуществлен переход к другой цивилизации, построенной на иных ценностях, общечеловеческих.
В этой связи в новейшей философской литературе на первый план выходят вопросы гуманизма. "Гуманизм - (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный) - особый тип философского мировоззрения, в центре которого -человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова, гуманизм - доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил", - так определяет гуманизм Новая философская энциклопедия .
Категория гуманизма в основном трактовалась и продолжает трактоваться как приоритетное утверждение ценности человеческой личности, её права на свободное и равное развитие комплекса собственных возможностей и сил, раскрытие родовых сил человека, его способностей, обеспечения условий для его самореализации.
Такой подход, на наш взгляд, отличается односторонностью. Для истинного гуманизма характерно утверждение не только ценности человеческой личности, но и ценности природного многообразия. На эту важную черту современного гуманизма обращает внимание В.Т. Пуляев.1
Первый - сущностный. Он характерен самим фактом явления человечности человеку в чувстве, в переживании, в осмыслении и рефлексии над ним. В этом своём качестве он заслуживает максимально глубокого и тщательного продумывания, переживания и оценки. Этот уровень потенциально присущ всем людям и составляет гуманистическую предпосылку единства человечества. Человечество приобретает статус всеобщности, но не абстрактности. Люди человечны в той или иной степени здесь и теперь, человек гуманен только потому, что желает этого. Этот процесс несет в себе неисчерпаемый запас оптимизма, жизненности и продуктивности, он не может быть самоцелью, т.к. реализуется в других формах мировоззрения. Это и есть проявление гуманизма на втором уровне - неизбежно смешанном, интегративном. Примечательно то, что идея духа включена почти во все типы мировоззрений. Это свидетельствует об огромной ценности, неисчерпаемом содержательном потенциале человечности. Идея гуманности способна охватить весь внутренний мир личности, она способно со многим сочетаться, облагораживая, обогащая собой многие мысли и поступки человека. На втором уровне гуманизм проявляется как какая-то специфическая его форма, либо как гуманистическая, отнюдь не превалирующая, идея. Третий уровень -сущностное проявление гуманизма в повседневном человеческом мире, в котором сочетается целесообразное и случайное, закономерное и произвольное, прогнозируемое и неожиданное, психического и механического, бытового и общественного, рутинного и творческого. Существуют яркие явления гуманности и обычные, повседневные, но по качеству, гуманные действия. На этом конкретном эмпирическом уровне человечность может и не осознаваться, рассматриваться как незначительная, но в основании "правильного" поведения, воспитания, культуры лежит гуманность, как базис человеческой реальности.
Подобные взгляды нашли свое отражение в современных психологических теориях. Согласно гуманистической модели А.Г. Маслоу, человек рождается с гуманистическими потребностями в добре, нравственности, доброжелательности, и он должен уметь реализовать эти потребности.1 Психологи данного направления утверждают, что личность - это некое психологическое образование, которое возникает в процессе жизнедеятельности индивида того или иного социума и представляющее собой результатирующее освоение накопленного социального опыта и общественных форм поведения. Для представителей гуманистического направления личность является вполне определенной психической структурой, осознающей своё положение в мире, причем подчеркивается идея о том, что у человека изначально имеются гуманистические, альтруистические потребности, детерминирующие человеческое поведение.
Вернадскианская революция как методология понимания современной картины мира и человека
Закон возвышения управленческого начала в истории и закон интеллектуализации в космогонической и социальной эволюции А.И. Субетто сопрягается с системой теоретических воззрений Д.М. Мехонцевой, которая формулирует закон целесообразного и оптимального самоуправления и управления, рассматриваемый как средство реализации закона сохранения систем и, таким образом, приобретающий статус онтологического закона.1
Ноосферизм - категория, выведенная А.И. Субетто в последние годы в ряде работ. Эта категория отражает уже сложившуюся целостную теоретическую систему научных взглядов, законов, принципов, положений, которые есть теоретическая база нового мировоззренческого переворота, теоретически и идеологически вооружающие человечество для преодоления того глубокого "бытийного кризиса", который обозначился в конце XX века. Ноосферизм одновременно предстаёт итогом той научной революции, того синтеза научных знаний, которые могут быть названы "вернадскианской революцией", названной так в честь В.И. Вернадского.
А.И. Субетто сформулировал императив будущего ноосферогенеза: ноосферогенез может в будущем состояться только в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
Образование - основной механизм воспроизводства общественного интеллекта. Образовательное общество есть такое общественное устройство человеческого бытия, в котором образование как фундаментальная функция становится ведущей функцией всех социальных институтов и организационных систем в обществе. Новый социоприродный гомеостаз с общественным интеллектом в центре только тогда состоится, когда будет реализован закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Указанный закон, по отношению к современным реалиям, есть одновременно и ноосферный императив, входящий в систему императивов выживаемости человечества в XXI веке.
Близкую позицию к взглядам А.И. Субетто, занимает А.П. Назаретян, рассматривающий возрастание роли интеллекта в эволюции сложности организации систем. Он отмечает: "...чем сложнее организована система, тем большую роль в совокупной детерминации поведения играет информационная модель..."1
Необходимо развивать знания человековедения и его новых отраслей -космоантропологии (В.П. Казначеев, Е.А. Спирин), антропоэкологии (А.М.Буровский)3, этнологии (Л.Н. Гумилев)4. Вне человековедения не может быть реализована ноосферная функция человека, осуществлен экоцентрический гуманизм, в котором на передний план выходит космопланетарная ответственность человека за происходящее на Земле.
Фактически речь идет о новых нравственных ценностях, обращенных к человеку, обществу и экономике. В систему нравственных регуляторов начинает входить интеллект. Интеллект этический, включающий категорию добра как базовой ценности, социальную справедливость, человечность, устремленный к социоприроднои гармонии, к реализации императива выживаемости человечества.
Подобную позицию высказывает B.C. Голубев. Исследователь говорить о главном принципе экологического развития - росте качества человека, главной функцией которого является биосферная функция человека в новом качестве, направленная на сохранение биосферы. Новый принцип ноосферной нравственности ориентирован на реализацию нового качества биосферной функции человека.1 В.Н. Сагатовский представляет нравственность и духовную основу в идее развивающейся гармонии.2
Природа, общество, личность - каждое из этих начал может быть поставлено во главу угла в организации ноосферы. Концепция развивающейся гармонии предлагает учитывать самоценность каждого из этих начал и той целостности, в которую они объединяются. Каждое из этих начал самоценно не абсолютно, но в тех отношениях, которые исключают их несовместимость.
Таким образом, центральной проблемой теории развития ноосферы остается проблема обеспечения гармоничного совместного развития природы и общества, в центре которого находится человек не только разумный, но и духовный. Вне культуры немыслим синтез человека, природы и общества. "Культура есть средство духовного восхождения и развития человека, его творчества, интеллекта, поскольку он (человек) творит культуру и реализует себя через культуру" - замечает В.Т. Пуляев.
Культура есть основное условие самоорганизации общества в его цивилизационных формах. Культура изменяет природу человека, выступает ценностной ориентацией целостного развития общества, природы и человека. Ценности культуры отвечают на вопрос - во имя чего развивается та или иная социальная общность.