Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Объективные и субъективные условия социализации личности Зарубкина Ольга Викторовна

Объективные и субъективные условия социализации личности
<
Объективные и субъективные условия социализации личности Объективные и субъективные условия социализации личности Объективные и субъективные условия социализации личности Объективные и субъективные условия социализации личности Объективные и субъективные условия социализации личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зарубкина Ольга Викторовна. Объективные и субъективные условия социализации личности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Чебоксары, 2006.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/575

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социализации личности 13

1.1. Человек как объект социально-философского исследования 13

1.2. Единство и взаимодействие биологического и социального в человеке 22

1.3. Философское понимание социализации личности 50

Глава 2. Социально-философские аспекты социализации личности 76

2.1. Объективные условия социализации личности 76

2.2. Самооценка и оценка со стороны как условие социализации личности 108

2.3. Современное состояние и перспективы социализации личности 127

Заключение 146

Библиография 152

Введение к работе

Проблема социализации относится к разряду тех проблем обществен
ного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как
отражают сущность, закономерности и особенности существующего в
обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и пере
дачу новым поколениям накопленного социального опыта, преемствен
ность норм, ценностей и институтов. Изменения, происходящие в нашем
обществе за последнее десятилетие в его социально-экономической
структуре, переход от предшествующей формации к новой, выдвинули в
ряд актуальных проблему интегративной природы социализации лично
сти.

Процесс социализации личности изучается с самых разнообразных точек зрения и позиций, что порождает определенные трудности и некоторую путаницу в понятиях и определениях. Поэтому сегодня созрела объективная необходимость в систематизации всего накопленного знания с целью выявления новых направлений социализации личности. Особенностью такого подхода в изучении социализации является то, что он позволяет обнаружить ее интегративную природу.

В настоящее время в условиях модернизации российского общества, с одной стороны, социального дисбаланса, с другой стороны, изучение проблемы социализации личности имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью общества, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. От разрешения противоречий во многом зависят прогрессивные изменения в обществе, его стабилизация и перспективы. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности людей в основном не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности. Из этого вытекает необходимость социального исследования проблем социализации человека, факторов влияния на его формирование как личности.

Объективные условия - это факторы, которые пе зависят от сознания и воли людей и определяют направлешіе, рамки их деятельности. Такими условиями выступают: вселенная, природа, материальный и духовный мир, социально-экономические, политические, культурные, образовательные, религиозные и др. институты.

Объективные условия всегда выступают как определяющие, но их действие проявляется только через действие субъективного фактора. Последние могут играть решающую роль лишь тогда, когда для них подготовлены объективные условия. Субъективными условиями выступают: особенности психического склада каждого конкретного индивида, генная принадлежность, внутренний

міф каждого человека. Одним из значимых субъективных условий, влияющих на социализацию, является самооценка и оценка со стороны, которая выступает как само идентификация (или идентификация). Личность не только отражает определенные системы общественных отношений, а вместе с ними и саму себя. Возникает особая межличностная реальность, интерсубьективность. Субъек-пгвные условия — это активное участие народа, личности в прогрессивных преобразованиях, его умение разобраться, кому отдать государственную власть, его анализ происходящих социально-экономических преобразований. От него во многом зависит действие объективных факторов.

Модернизация экономической и социальной системы требуют определенных преобразований. Одними из них является неизбежное расслоение общества по уровню доходов и возникновение слоя бедных людей. С другой стороны, в условиях рыночного порядка индивид располагает защищаемой законом свободой, в пределах которой он вправе самостоятельно принимать любые решения на свой собственный страх и риск, причем как положительные, так и отрицательные последствия его действий будут сказываться непосредственно на нем самом.

И как следствие этого - научно-техническое преобразование материальных условий жизни стало основой модернизации общества. Оно постоянно наращивает открытость, рациональность, избирательность, индивидуализм, ориентированность на личный успех, осознанные формы солидарности и т. п. Этот процесс не только не приостановился, но продолжает развиваться.

Таким образом, мы являемся свидетелями зарождения принципиально иной модели российского общества, где происходит ломка менталитета, постепенно исчезают старые нормы и возникают инновационные установки, т. е. происходит смена парадигмы ценностного мышления в на-правлешга приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей, признании прав, свободы и достоинства каждой личности. В этом также проявляется актуальность исследуемой темы.

Степень научной разработанности проблемы.

В настоящее время вопросы комплексного исследования личности привлекают к себе внимание представителей различных областей науки. Появились работы философов, психологов, социологов, педагогов, посвященные анализу данного социального феномена.

Для выяснения теоретических .источников концепций и определения их взаимосвязи с другими течениями использовались труды зарзгбежных и российских философов-классиков: Аристотеля, Платона, Гегеля, Канта, Спинозы, Ф.Ницше, Л.Фейербаха, А. Шопенгауэра, К. Маркса, Ф. Энгельса, Н.А. Бердяева, Э.В. Ильенкова, В.С! Соловьева и др.

Социально-философская (общетеоретическая) сторона проблемы затрагивается в трудах Г.А. Антипова, В.А. Артемова, А.П. Валицкой, В.Л. Гезикова, Э.В. Гирусова, ВД. Губина, Н.Д. Короткова, С.Э. Крапивенского, В.Л. Лося, Л.А. Миголатьева, К.Х. Момджяна, В.П. Ратникова, Э.И. Романовой, Н.С. Савкина, А.Г. Спиркіша, А.Н. Чумакова, Т.М. Ярошевского и др.

Также в качестве основных теоретических источников послужили классические концепции социализации, разработанные в рамках "понимающей социологии" М. Вебера, структурно-функционального анатиза (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, III. Айзенштадт), конструктивистских теорий (П. Бергер, Т. Лукман).

Психологические аспекты развития личности разрабатывались представителями психоанализа: 3. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Э. Фроммом, К. Хорни и др. В своих исследованиях они столкнулись с противоречием вследствие редукции духовных основ личности к подсознательным влечениям, за что и подверглись критике со стороны М. Шелера, Л.С. Франка, Б.П. Вышеславцева и др.

Целостный анализ психологического аспекта социализации личности представлен в трудах современных российских ученых: А.А. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, Н.П. Бехтерева, В.А. Богданова, Л.И. Бо-жович, Г.Г. Дилигенского, И.А. Донцова, И.С. Кона, В.М. Лейбин, Д.А. Леонтьева, B.C. Мерлина, И.М. Палей, В.А. Петровского, К.К. Платонова, П.В. Симонова и др.

В философских работах видное место занимает проблема единства индивида и общества, где решаются проблемы возможного преобразования социальной среды и личности, рассматриваются процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Среди таких исследователей можно выделить П.В. Алексеева, Г.А. Антипова, Л.П. Буеву, Б.Т. Григоряна, Э.В. Ильенкова, О.И. Ключко, В.В. Морозова, В.М. Ме-жуева, Л.И. Рувинского, Т.Н. Самсонову, К.Д. Ушинского, И.Т. Фролова, КВ. Харченко, АФ. Шишкина и др.

Наиболее известными исследователями социализации человека в отечественной философии признаны Е.А. Ануфриев, B.C. Барулин, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Кикнадзе, Н.И. Лапин, К.Н. Михайлов, П.А. Рачкова, Ю.Р. Хайрулина и др.

Важное значение приобрели труды, в которых разрабатывались общие вопросы философии человека, прежде всего, влияние семьи как важнейшего института социализации раннего детства. Среди таких крупных исследователей можно выделить АИ. Антонова, М.С. Мацковского, П.С. Павлова, А.Г. Харчева, Н.Д. Шилина, Н.Г. Юркевича.

Немалую роль в формировании деятельностного подхода к пониманию человека, т. е. связи человека с культуроведческой позицией общества и человека, ориентирование против натурализма и огромной роли человека в социокультурных нормах отношения человека к миру было, разработано более конкретно в 60-70-е гг. XX в. в нашей стране такими теоретиками как, Г.С. Батшцев, В. П. Иванов, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, А.К. Улсдов, Г.П. Шедровицкий, Э.Г. Юдин и др. Деятельность понималась ими как специфический человеческий способ отношения к миру, которое базируется на том непреложном факте, что человеческое бытие представляет собой жизнь в социуме.

Тема гармоничного развития и сохранения физического, псігхиче-ского и нравственного здоровья современного человека стала объектом изучения у А.А. Аладышевой, Н.М. Амосова, Ф.П. Березина, П.С. Брега, Б,Е. Егорова, Н.М. Жарикова, Ю.П. Давыдова, П.К. Иванова, А.Б. Леонова, Д.С. Лихачева, B.C. Новикова, В.А Писачкина, Л.В. Сахно,. А.П. Скрипника, О.П. Целиковой и др.

Также среди авторов, изучавших человека с позшцш "нового мышления", можно выделить А.Е. Бовина, Ф.М. Бурлацкого, Н.Н. Моисеева, А.И. Новикова, А.К. Уледова, И.Т. Фролова, Ю.В. Филиппова и др. В своих работах они ограничились постановкой актуальных задач политологического и этического характера. Практически не уделялось внимания вопросам об истоках и методологическом обосновании данного течения.

В работах философов Чувашии Ю.С. Гурова, Ю.П. Кулькова, А.И. Петрухина, Э.З. Феизова, В. И. Чекушкина и др. рассмотрены научно-познавательные, психологические аспекты социализации личности.

Однако некоторые важные аспекты социализашш еще не получили должного теоретического осмысления. Мы имеем в виду такие проблемы, как генезис социализашш, осмысление социализации человека в межличностных, прошводственных отношениях, отношениях в области государственной и социальной политики, влияние переходного периода на социализацию личности, перспектива социализации личности.

Исходя из результатов анализа литературы по вопросу современного состояния достижений науки о социализации личности, социального и природного субъекта, именно комплексное исследование психологического, культурного, политического и социального аспектов социализации личности следует рассматривать как важное средство преодоления дестабилизации общества. Изучение данной проблемы позволило заключить, что причинность в дисбалансе общества, влияющего на социализацию личности, вытекает их факторов влияния на его формирование как личности, поэтому внимание исследователя переключилось с анализа причин социализации на анализ путей решения возникающих конфликтов. От

разрешения противоречий во многом зависят прогрессивные изменения в обществе, его стабилизация и перспективы. Последний фактор имеет определяющее значение в процессе всеобщего развития как общества, так и личности, где последний подразумевается триумфатором положения. Анализ данной проблемы позволил локализовать наиболее эффективные объекты трансляции социального опыта и предоставить пути решения выхода из кризисного положения, указывая на пассивность одних и активность других социализирующих условий. Раскрытие указанных проблем и осуществляется в данной диссертационной работе.

В качестве гипотезы диссертационного исследования выдвигается положение: в условиях модернизации российского общества на первый план выходит проблема социализации личности, т.е. приобщение к культуре, обучению, воспитанию совершенно новых понятий в новых условиях российского общества, где утерян целый фонд и приобретен новый пласт культуры и быта существования.

Объект исследования - личность как главный агент социализации.

Предмет исследования — объективные и субъективные условия социализации личности в период реформирования современного российского общества.

Цель и задачи научного исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе социально-философского анализа раскрыть специфику понимания целостной личности и показать ее социализацию на современном этапе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. выделить теоретико-методологические основы изучаемой проблемы;

  2. показать процесс становления и постепенного усложнения представлений о личности в историко-философском контексте;

  3. выявить факторы, определяющие социализацию личности нового поколения, рассмотрев новые механизмы взаимодействия социально-экономической, экономико-политической и культурно-нравственной сфер общества и человека;

  4. представить перспективы развития взгляда на социализацию личности.

Методологические основы исследования. Для формирования методологической основы автором использованы:

  1. системно-функциональный, нормативно-ценностный, политико-культурный подходы; исторический, сравнительный и описательный методы исследования;

  2. идеи о взаимодействии материальной и духовной основ развития

общества и мотивов выбора им социальных и духовных ценностей;

3) принцип диалектики взаимосвязей внешних и внутренних факторов
движущих сил, составляющих механизм человеческого поведения;

4) междисцшглинарность исследования (на основе вопросов филосо
фии, культорологии, педагогики, социологии, психологии, эконо
мики, политологии).

Источниками исследования послужили философские, социологические, психологические, политические, экономические, педагогические научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социализации личности.

Научная новизна исследования:

  1. дан обстоятельный анализ степени научной разработанности проблемы человека и его места в міфе;

  2. проанализированы существенные изменения в социализации человека в процессе реформирования общества;

  1. выявлена зависимость социальных и духовных ценностей от раз-личных объективных и субъективных условий;

  2. представлены перспективы развития взгляда на социализацию личности и разработаны рекомендации по решению этой проблемы.

Положения, выносимые на защиту: 1. Ведущая роль философии в системе человекознания сквозь призму исторического времени, где человек как существо социальное выступает и субъектом, и результатом общественных отношений, являясь единственным, универсальным и высшим предметом философии.

  1. Феномен человека — двойственность его природы: человек является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно он и субъект, наделенный разумом, существо социальное.

  2. Социально-деятельностная характеристика человека лежит в основе его социализации, в процессе которой и происходит формирование личности.

  3. Человек не может быть завершенным, поскольку для того чтобы быть, он должен меняться с течением времени, под влиянием различных внешних и внутренних факторов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Значимость данной работы состоит в том, что она в определенной мере восполняет пробел в социальной философии по изучению проблем социализации личности в контексте общечеловеческих ценностей. Также работа определяется актуальностью влияния объективных условий социализации личности в условиях трансформации российского общества.

Исследование дает реальную возможность представить социализацию

личности как междисциплинарное направление в науке. Его результаты могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов философии, социологии, политологии, психологии, педагогики, а также в исследовательской работе философов, антропологов, социологов и представителей других областей знания, интересующихся социально-философскими аспектами проблем взаимодействия личности и общества, а также для моделирования различных социальных процессов, для разработки эффективной социальной политики.:

Многие положения диссертационного исследования апробированы на республиканских, российских и международных научно-практических конференциях, проведенных в ФГОУ ВПО 'Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова". Некоторые выводы были использованы на лекционных и семинарских занятиях по философии, политологии и социологии.

Структура її объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Объем диссертации 165 страниц компьютерного набора, библиографический список включает в себя 180 наименований.

Человек как объект социально-философского исследования

Для социальной философии, как для всей духовной культуры, исходной и фундаментальной посылкой при рассмотрении всего комплекса проблем "человек" наряду с "обществом" являются главными идеями, поскольку общество созидается человеком, творится им, а общественный мир, в свою очередь, мир человека. Стало быть именно человек является воплотителем общества. "Человек, - отметил К. Маркс, всегда остается сущностью всех этих социальных образований, но эти образования выступают также и как его действительная всеобщность, поэтому также и как общее всем людям" (20, С. 437).

Человек как объект социально-философского исследования включает в себя философское творчество многих, весьма разных мыслителей, несущее на себе ярко выраженную печать соответствующих эпох, регионов, стран, социальных культур. Определение понятия человека имеет большое мировоззренческое и методологическое значение, как в теории, так и на практике. Философ Платон определил человека как двуногое бесперое существо с широкими ногами. Для Аристотеля человек - политическое животное. Писатель Рабле считал, что человек - это животное, которое смеется. А. Шопенгауэр считал человека трагическим животным, которому недостает инстинкта для уверенных и безошибочных действий, а разум не в состоянии этот инстинкт заменить. Ф. Энгельс утверждал, что человек - это животное, способное изготавливать орудия труда. В наши дни, основные философские концепции человека принимают в качестве исходной посылки наличие у человека разума, что и отличает его от животного. Если животное в процессе жизнедеятельности руководствуется инстинктами, то у человека появляется способность к свободной постановке цели своей деятельности и выбору соответствующих средств. Эта способность связана с разумом. Поэтому человек - это животное, обладающее разумом, т. е. свободой воли в выборе цели своей деятельности и средств ее достижения.

Так кто же он человек? В чем его сущность? Действительно ли он непознаваем как "вещь в себе" (Кант) и универсальна как "мера всех вещей" (Протагор)? Что есть биологическая и социальная природа человека? Каковы его эволюционные истоки и жизненные силы, социальные идеалы и система ценностей? Есть ли у него цель существования и призвания на этой планете?

Вопрос остается открытым до наших дней. Но, может быть, это и неплохо: постоянно сохраняется вызов человеческому интеллекту, совершающему тяжкий путь познания. Проблематика философской антропологии актуализируется всем ходом развития современного человека и социоприродной среды его обитания.

Актуальность древнейшей проблемы человека в современных условиях, т. е. на рубеже второго и третьего тысячелетия нашей эры, определяется в первую очередь тем, что в результате собственной деятельности человека (хозяйственной, социальной, политической, экологической, военной и др.) в корне изменились и продолжают с нарастающей скоростью меняться объективные условия и факторы существования миллиардов людей, что имеет своим неизбежным следствием как серьезные сдвиги в бытийной стороне жизни индивидов и их социальных общностей, так и в особенности перемены во внутреннем духовном мире каждого человека, требующие глубокого и всестороннего научного анализа.

В наши дни сущность человека и его место в мире исследует философская антропология, т. е. философия человека, определяющая своим предметом сферу человеческого бытия, человеческой индивидуальности, понимающая человека как уникальное проявление "жизни вообще", творца культуры, истории и окружающего мира. Философы с древности (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, софисты, стоики) обращались к проблеме человека, но философская антропология в качестве самостоятельного направления начала становление с философии Л. Фейербаха. Фейербах провозгласил, что человек - "единственный, универсальный и высший предмет философии", всю философию посвятил последовательному проведению этого антропологического принципа.

С именем Л. Фейербаха связан существенный шаг в понимании взаимосвязи человека и общества, общественной сущности человека. Его критика религии, разоблачение ее как порождения человеческого духа есть не что иное, как раскрытие общественной силы человека, выраженной в превращенной форме, религиозной вере. В могуществе Бога Л. Фейербах увидел отражение и порождение могущества бытия человека, причем бытия в коллективе, в обществе. Точно так же учение о нравственности Фейербах отнюдь не замыкает на человеке как на природном индивиде. Оно все нацелено на мир человеческого общения. Стремление к счастью, любовь, следование нравственному долгу у Фейербаха основано на идее связи людей, на отношении Я и Ты.

Идейными истоками философской антропологии также были: философия жизни (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше), конкретно-биологические и психофизиологические концепции (Л. Больк, П. Тейяр де Шар ден, 3. Фрейд, Я. Искюль). Великий немецкий философ Ф. Ницше создал свою оригинальную, противоречивую концепцию человека, его отношения с обществом. Исходным для Ницше является не единое, истинное "бытие" сущности вещей, а "жизнь", которую он понимал как вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов "бытия". В этом движение нет истинности и ложности, доброго и злого, цели, единства. В этом пространстве постоянного течения существует человек. Разум человека, его суждения об объективном мире, ценностные суждения, вся его духовная жизнь есть, по Ф. Ницше, не что иное, как проявление воли к власти, призванное или сохранить, или отвергнуть определенные формы жизни. "С этих позиций - воли и власти человека - Ф. Ницше рассматривает отношения человека и общества. Они противоречивы. С одной стоны, в обществе как бы "твердеют", извращаются мышление и язык, выражая уже не индивидуальность воли и жизни, а нечто всеобщее. С другой - жизнь в обществе является условием выражения человека, т. е. в обществе человек и теряется и сохраняется... Человек в обществе может быть свободен от любых духовных предписаний и в то же время не может не считаться с обществом" (20, С. 484).

Для обоснования примата человека в обществе Ф. Ницше выдвинул идею "сверхчеловека", который преодолевает постоянные черты человеческой природы, создает новые, более совершенные черты жизни. В концепции Ф. Ницше фактически отражена глубокая связь, противоречивость отношения человека и общества.

Тейяр де Шарден Пьер в своей книге "Феномен человека" рассматривает эволюцию универсума, отправляясь от человека как его центра. Рассматривая человека как "ось и вершину" эволюции, Тейяр де Шарден выделяет ее четыре стадии: "Преджизнь", "Жизнь", "Мысль", "Сверхжизнь". Он призывает увидеть не только внешнее - материальную эволюцию вещей, но и их духовное содержание. Этап "жизни" начинается с клетки, которая непрерывно усложняется в формах материального мира и означает решающий шаг к появлению сознания на Земле. Появление человека и сообщества связано с этапом "мысли". Человеческая личность, наделенная рефлекторной способностью, движется в направлении бесконечного совершенствования, "персона-лизации". При этом налицо диалектическая взаимосвязь индивидуально-личностного и родового совершенствования. Итог деятельности человечества - "пласт мысли", т. е. ноосфера приобретает планетарное значение.

Философская антропология оформилась в самостоятельное направление в 20-е годы XX в. в концепциях немецких философов М. Шелера ("Положение человека в космосе». "О вечном в человеке"), X. Плеснера ("Ступени органического и человек"), А. Гелена, М. Бубера и др. С точки зрения немецкой философской антропологии, человек - это "существо, определенное его недостатками" (Гелен), по сравнению с другими животными человек незащищен от окружающей среды. Это компенсируется у человек духом - внежизнен-ным началом. Поэтому человек - это пересечение духа и жизни (Шелер). Вследствие биологической неоснащенности, у человека сформировался особый практический интеллект - с помощью орудийной деятельности он стал создавать собственную среду обитания - мир культуры.

Человек эксцентричен, поэтому он ищет центр своего существования вне себя, нуждается в других, Не-Я, Ты. Поскольку культура является следствием биологической недостаточности человека, она понимается как порождение инстинктивно-витальной сферы человека. Отсюда выводится и этика, и право, и социальные институты. Поэтому и культура, и социальные институты вытекают из биологической основы человека. Культурологическое направление в философской антропологии развивалось М. Ландманом, Э. Рот-хакером в 50-60-х гг. XX века. В их работах делается акцент на человеке как творце и творение культуры. Мир (здесь истолковывается как имеющее ценностное значение окружение человека а культурная среда - как определенный духовный ландшафт. При этом в мире животных обитателем среды является вид, а у человека - особая группа (профессиональная, социальная, этническая). Ландман объективирует дух и рассматривает субъективность человека как пункт обнаружения объективного духа.

Философское понимание социализации личности

Под социализацией мы понимаем усвоения многообразного опыта общественной жизни и воспроизводство норм социального поведения. Данный процесс происходит в конкретных исторических условиях.

Социализация - это, во-первых, процесс становления, формирования и развития индивида, происходящий под влиянием различных социальных факторов; во-вторых, процесс ознакомления человека с различными системами ценностей, выработанных обществом, выбор одной из этих систем.

К. Маркс был первым, кто поставил проблему личности с позиций конкретно-исторических условий (85, С.236). С точки зрения теории диалектики проблематика социализации может быть построена в соответствии со следующими критериями:

1) в процессе социализации происходит становление личности как члена группы в конкретных условиях;

2) социализация личности имеет не только внешнее выражение (проявляется в поведении), но и внутренние изменения (наличие ценностных ориентации);

3) способы и механизмы процесса социализации личности зависят от определенных условий и различаются в зависимости от них;

4) в процессе социализации личность является как объектом, так и субъектом данного процесса;

5) социализация личности оказывает влияние на социализацию всего общества.

Проблема социализации изучается в основном в двух направлениях: социологическом и психологическом. В научной литературе большой упор сделан на второе направление, которое рассматривает социализацию как процесс усвоения личностью опыта социальной жизни. Главной задачей данной работы является выявление субъективных и объективных факторов на влияние социализации личности, как проблемы изучения данного аспекта на основе междисциплинарного синтеза, т.е. жесткого разграничения быть не может.

Философский словарь трактует социализацию (лат. Socialis - общественный) как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств (154, С.441).

Ранее в науке были распространены два подхода к пониманию процесса социализации - психоаналитический и интеракционистский. Сущность различия заключается в вопросе: что первично - индивид или общество. В психоаналитической традиции социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям (3. Фрейд, Э. Эриксон). В интеракционизме социализация трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия различных групп общества (Ч. Кули, Дж. Г. Мид).

Ч. Кули считает, что каждый человек строит свое "Я", основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности - это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и других групп, о мнении которых он заботился. Человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Ч. Кули. Ч. Кули считал, что индивидуальное "Я" приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы, т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Дополнена теория зеркального "Я" была концепцией «обобщенного другого" (Дж. Г. Мид). "Обобщенный другой» - это анонимные люди как абстрактные люди. Формирование в сознании "обобщенного другого" - решающая фаза социализации.

А. Бандура, Дж. Доллару, Н.Миллер, Р. Сире, Б. Скинер предложили концепцию "социального научения". Согласно этой концепции, социализация -это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе в результате "научения". По Б. Скинеру поведение формируется благодаря наличию одного из множества возможных вариантов, с помощью награды или наказания. А. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Другой формой научения является научение через наблюдение, имитацию и идентификацию. В теории социального научения рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, имитация поведения сильных личностей, подкрепление социального поведения и другие воздействия внешнего окружения. Выше перечисленные концепции делают упор на социализацию отдельной личности.

В существующих отечественных и зарубежных концепциях социализации личности чаще всего используется лишь один термин - адаптация, что не может полностью раскрыть специфику этого процесса, т. к. не учитываются особенности протекания процесса социализации в разных социальных типах общества и среды, а также особенности становления социальных групп.

Начиная с некоторого этапа антропогенеза не преобразования генотипа, не закономерности селекции порождают значимые изменения Homo Sapiens, а история социально-организованного человечества составляет основное содержание его развития. Связано ли это развитие с биологической эволюцией человека? В течение длительного времени имели место попытки положительно отвечать на этот вопрос в работах Т.В. Карсаевской "Прогресс общества и проблемы биосоциального развития современного человека", в работах Б.Г. Ананьева и др. Обоснования данных ученых подводят все исследования к тому, что все происходит на микроэволюционном процессе. Но ведь микроэволюционный процесс - это процесс необратимой приспособительной реакции популяции, определяющий специфичность ее эволюционной судьбы. Формы, в которых материализуется микроэволюционный процесс, целесообразно назвать подвидами.

Факторов социализации множество, фактически не все они еще выявлены, а из известных далеко не все изучены. Выделяют три фактора успешной социализации: ожидание, изменение поведения и стремление к конформизму.

А. В. Мудрик выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на процесс социализации: 1) мегафакторы (космос, планета); 2) макрофакторы (мир, страна); 3) мезофакторы (народ, нация, класс); 4) микрофакторы (семья, группа сверстников, организация) (97, С. 7).

Рассмотреть все факторы влияющие на социализацию в одной работе просто не возможно. Поэтому мы коснемся некоторых субъективных факторов и объективных условий социализации человека, которые рассмотрим в следующих главах.

Можно выделить четыре стадии социализации: ранняя социализация; обучение, социальная зрелость; завершение жизненного цикла. Эта классификация условна. Иногда выделяют три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о сфере образования: к какой стадии социализации ее можно отнести.

Выделяют три основных этапа социализации: первичное (социализация ребенка); маргинальная (промежуточная социализация подростка); устойчивая, концептуальная, целостная (в юношеском возрасте в период перехода от юности к зрелости).

Итак, процесс социализации представлен как совокупность четырех составляющих: стихийной социализации; относительно направленной социализации; относительно социально контролируемой социализации; более и менее сознательного самоизменения человека (97, С. 15).

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические (97, С.22). Данное разделение не может быть жестким. На любом этапе социализации происходит разрешение определенных задач.

Объективные условия социализации личности

Прежде чем приступить к описанию влияния социально-экономических факторов на процесс социализации личности целесообразно ввести базовые понятия.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения людей, как в историческом плане, так и в плане "наличного бытия" оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретные состояния и свойства (79, С. 538).

То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека - та основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности.

Социализация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности (79, С.538).

Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. "Личностью не родятся, личностью становятся" (82, С. 176). Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, это постоянное становление.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

- игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: "ид" - источник энергии, стимулируемый стремление к удовольствию; "эго" - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и "суперэго", или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление этих трех составляющих элементов личности.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, тогда социализация детей формирует ценностные ориентации.

Ценностные ориентации личности - это продукты ее социализации, поскольку в процессе освоения нравственных и эстетических норм, социальных и политических идеалов происходит формирование личностной системы ценностных ориентации, становление молодого человека как активного субъекта социальной жизнедеятельности.

Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детском возрасте связана в большей степени с мотивацией поведения. Психологом Р. Гарольдом была предложена теория, в которой социализация взрослых рассматривается не как непрерывный процесс, имеющий началом детство, а как отдельный процесс, в котором изживаются детские мифы.

Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного ее воспитания. Начинается социализация в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве.

Важным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. К таким институтам относятся - институты семьи, образования, армии, религии, средства массовой информации, и другие. Посредством социальных институтов организуется общественная жизнь, обеспечивается удовлетворение важных жизненных потребностей. Для каждого института характерны свои многообразные функции. Например, экономико-социальные институты (собственность, банки, деньги, хозяйственные объединения) обеспечивают совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя экономическую и социальную сферы жизни общества.

Российское общество переживает сложный исторический этап - становление рыночных отношений. Стала актуальной и важной проблема влияния рыночных ценностей на социализацию личности. Происходит не только изменение экономических отношений, но и всей системы социальных отношений. Меняется весь образ жизни людей, а это ведет к изменению ценностных ориентации, мотивации поведения и всего процесса социализации личности. Суть рыночных отношений - экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. С одной стороны, они побуждают инициативу, активность, энергию, расширяют возможности для развития способностей и творчества.

Но нельзя не обращать внимания на второю сторону влияния ценностей рынка - на формирование личности. Она заключается в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции ради прибыли, как это показали К. Хорни, Э. Фромм, Р. Мертон и другие приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т. д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка, приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества строится по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума.

Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступить как высшие ценности. Это всего лишь средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения, рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят более основополагающие ценности духовного развития личности.

Хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, в то же время государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика в обществе должна быть социально ориентированной. Ценности экономического либерализма и социальной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе. Только при этом условии будут социально защищены бедные и дана свобода действий социально активной и способной части населения.

В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальной вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысли жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и , часто ведет к развитию неврозов.

Современное состояние и перспективы социализации личности

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ориентации данного общества, что и называется "социализацией". Человек учится выполнять свои особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, школьника, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.

Еще великий испанский философ XVII в. Грасиан-и-Моралес Бальтасар сказал: "Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное. Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней" (95,С. 358).

Личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения ребенка с матерью, ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Как указывают современные педагоги - воспитание не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательного организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционно сложившихся форм.

Выступая и субъектом и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленной организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Целенаправленное формирование личности предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психические особенности.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они не возможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное участие и соучастие в этом процессе.

Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовной жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет свою материальную и духовную жизнь определенной направленности, содержания и активности.

Особое место в формировании личности играет духовность. Социальная философия характеризует общественное сознание, духовную жизнь общества как сложнодифференцированное, многокачественное общественное образование. Чем дальше развивается общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание духовной реальности общества. Важной субъективной стороной духовного влияния является воспитание в современном человеке чувства прекрасного, возвышенного. Постепенно в обществе сложилась целая отрасль общественной деятельности, общественная подсистема образования и воспитания, в рамках которой и осуществляется передача накопленных достижений культуры, первичная социализация подрастающих поколений.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. Но с развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастает роль и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.

Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляет для субъекта любого уровня (а для конкретного человека тем более) специфическое общественное условие, активно детерминирующее и его образ жизни. Личность сталкивается с целью совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию), или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности), или только приспосабливаемости к существующим условиям, равнодушно следуя «правилам жизни» микросреды (пассивная жизненная позиция), или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненная позиция).

Молодое поколение в особенности стремится к самостоятельности, самоопределенности в своих целях и желаниях. И часто на жизненном пути встают трудности. Как преодолеть их безболезненно? Вопрос всего времени. Хорошо ответил на подобный вопрос великий русский писатель Л. Н. Толстой: "Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества" (95, С.584).

В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни. В этот момент и сказываются условия социализации, как ее негативные, так и позитивные стороны. Рассмотрим перспективы социализации личности в разных аспектах.

Важную роль в процессе формирования человеческой личности играют так называемые критические периоды. Психолог Л. С. Выготский впервые попытался систематизировать и истолковать критические периоды в психологическом развитии человека. Они длятся сравнительно недолго, однако в это время происходят крупные перестройки в психике, биологическом и социальном развитии. Согласно Выготскому перестройки, происходящие в критические периоды, особенно опасны в психологическом отношении, так как социальная среда запечатлевает в личности человека в это время как положительные, так и отрицательные воздействия.

В таком критическом периоде, как подростковый возраст отмечается снижение порога возбудимости центральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадекватность и дизинтегрированность Реакция подростка на воздействие внешних раздражителей, повышенный интерес к событиям жизни, стремление к участию в них, самооценка своих сил и возможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности. Подростковые поведенческие реакции являются внешним проявлением психологической защиты. Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки старшего поколения. В течение критических периодов интенсивно проявляется единство созидательных и разрушительных процессов, которые при неблагоприятных социальных воздействиях деформируют личность. Поэтому в такие периоды требуется особое внимание к воспитуемым, сознательное предотвращение отрицательных воздействий, мешающих формированию положительных качеств личности. Вспыльчивость, повышенная возбудимость, несдержанность - это результат разрушения тормозных процессов, который будет иметь место, если подросток сталкивается в своем ближайшем окружении с жестокостью и насилием.

Зачастую говорят о проблемном поведении подростков, которое выражается в негативизме и сопротивлении педагогическому воздействию. Специфические условия влияния двойного противоположно-направленного воздействия - внешней среды и воспитателей приводит к колебаниям в поведении. В случае преобладания отрицательного влияния происходит не только привитие антисоциальных правил поведения, но и подавление интеллекта, осуществляется психологическое давление на личность, понижение его человеческого достоинства, выработка безоговорочного подчинения.

По данным исследований 68,3% аномалий психики у несовершеннолетних возникли постепенно как следствие неблагоприятных условий семейного воспитания, постоянных конфликтных, либо стрессовых ситуаций, жестокого обращения со стороны родителей, ухода из семьи одного из родителей. К этому прибавлялись конфликтные ситуации в школе. Поскольку трудности дома рождали соответствующее поведение в школе (80%), плохую успеваемость и соответствующую реакцию школьной администрации (72,9%) (9, С. 280).

Похожие диссертации на Объективные и субъективные условия социализации личности