Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ Гурьянов, Александр Сергеевич

Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ
<
Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Гурьянов, Александр Сергеевич. Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гурьянов Александр Сергеевич; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2010.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/10

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологический базис исследования социализации личности

1.1 Понятие и сущность социализации личности 10

1.2 Основные типы личности 34

1.3 Этапы социализации личности 58

Глава II. Представление социализации личности в различных типах общества

2.1 Социализации личности в различных типах общества 81

2.2 Социализация свободной личности 102

2.3 Социализация совершенной личности 122

Заключение 144

Библиографический список 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы исследования, определяется необходимостью
изучения процессов социализации личности с учетом специфики каждого
общества и особенностей качествования его в наличных объективных
условиях и при наличных субъективных факторах его жизнедеятельности.
При этом каждое общество в процессе своего исторического развития
переживает различные исторические эпохи. И в условиях каждой эпохи оно
должно рассчитывать на то, что его исконное качествование станет
гарантией его жизнеспособности и жизнеутверждения. Следовательно,
личность в каждом обществе выступает в соответствующий каждому
обществу процесс социализации, который специфицирует личность в
актуальном отношении. И более того, индивидуальность каждой личности в
ходе социализации оказывается индивидуальностью личности по-своему
актуализирующей необходимость соответствующей социальности

общества и даже если какая-то социальная группа или отдельные личности вступают в конфликт с наличным процессом социализации, но в этом случае они неизбежно вступают в конфликт с обществом и становятся источником социального конфликта, разрешение которого оказывается затруднительным или в лучшем случае оказывается возможным в какой-то мере снизить остроту конфликта.

Так, на пути обособления процессов социализации личности постепенно формируется адекватный каждому процессу социализации концептуальный аппарат, учитывающий специфику каждого общества и реализующегося в нем процесса социализации. И одновременно формулируется основание, согласно которому оказываются различимыми соответствующие типы общества: индивидуалистические и коллективистские. В индивидуалистическом обществе личность социализируется таким образом, чтобы в этом обществе личность обретала социальный комфорт и формировалась как личность индивидуалиста, для которого существенно главным образом только потребительские качества действительности. В свою очередь, в коллективистском обществе личность социализируется иначе: в процессе социализации у нее формируются такие качества, которые позволяют обрести социальный комфорт, согласно которому актуализируется прежде всего необходимый уровень совершенства общественных отношений между людьми и между природой и обществом.

Тема исследования является актуальной в том отношении, что практическое освоение процесса социализации личности предполагает дифференцированное раскрытие процессов социализации личности, а именно: социализации личности индивидуалистического общества -свободной личности, и социализации личности коллективистского общества - совершенной личности. Следовательно, процессы социализации в каждом обществе должны иметь соответствующее специфике процесса социализации институциональные оформления, чтобы личность

социализируясь могла в процессе социализации не только обрести богатый творческий потенциал, но и успешно реализовать его в повседневной жизни, не вступая в конфликт с обществом, не растрачивая указанный потенциал непродуктивно, а, напротив, в результате адекватной социализации личности она (личность) оказывается востребованной обществом и с оптимальными усилиями может найти свое место в жизни. Всей перечисленной системой аргументов определяется выбор темы исследования и характер разрешения познавательных задач.

Степень разработанности темы. Изучением таких явлений как процессы социализации личности и личность, выявлением их особенностей на протяжении многих лет занимались отечественные и зарубежные исследователи.

В частности, методологический базис исследования понятия социализация представлен в работах: Б. Г. Ананьева, А. Бандуры, 3. Баумана, П. Бергера, Л. П. Буевой, А. И. Герцена, Я. И. Гилинского, И. Гофмана, И. К. Джерелиевской, Ф. М. Достоевского, Э. Дюркгейма, Д. Зиглера, А. А. Ивина, Ч. Кули, М. Конфорта, И. С. Кона, В. П. Леныпина, Т. Лукмана, А. Р. Лурия, Э. Мак Нейла, Дж. Мида, С. Московичи, А. В. Мудрика, В. Г. Немировского, Г. В. Осипова, Т. Парсонса, Б. Д. Парыгина, Э. Пери, Ю. М. Плюснина К. Поппера, Н. Смелзера, В. С. Степина, Н. Ф. Федорова, Д. И. Фельдштейна, Л. Хьелла, Н. М. Чуринова, Т. Шибутани, В. А. Ядова и других авторов.

Изучение понятия личности - свободной представлено в работах Ч. Баккариа, Т. Гоббса, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Гобхауса, И. Канта, Д. Локка, Д. С. Милля, Ш. Монтескье, Ф. Ницше, Ж. Ж. Руссо, У. Уорнера, Э. Фаге, М. Фридмана и совершенной личности в трудах Аристотеля, Ивана Грозного, Платона, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Дамаскина, Ф. И. Карпова, Л. П. Карсавина, Иринея Лионского, Н. О. Лосского, Григория Нисского, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского, Д. Н. Фонвизина, Д. А. Хомякова, Н. М. Чуринова и других исследователей.

Значительное внимание этапам социализации личности уделено в работах Г. М. Андреевой, П. Бергера, Иосифа Волоцкого, Т. Гоббса, И. В. Гудовского, Е. В. Жижко, Данила Заточника, И. Канта, А. И. Ковалевой, Л. Н. Когана, Г. Крэйга, Д. Локка, Т. Лукмана, Дж. Масиониса, А. В. Мудрика, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Н. И. Новикова, С. Н. Орлова, П. Д. Павленока, Ж. Пиаже, М. Роббера, Д. Ролза, Н. Смелзера, Ф. Тильмана, Д. И. Фельдштейна, Ивана Хворостина, А. С. Хоцея, Т. Шибутани, М. И. Шиловой, М. М. Щербатова, Э. Эриксона и других.

Изучением процесса социализации занимались 3. Бауман, Е. П. Белинская, Б. Бергер, П. Бергер, И. Берлин, Г. В. Ф. Гегель, Л. Гобхаус, Иоанн Дамаскин, Л. А. Зеленов, А. А. Ивин, Максим Исповедник, Р. Кайуа, И. Кант, Юрий Крижанич, Ч. Кули, П. Ф. Лесгафт, Дж. Локк, И. В. Лопухин, В. В. Москаленко, С. Московичи, Т. Парсонс, Б. Д. Парыгин, А. С. Радищев, К. В. Рубчевский, Г. Руджеро, Л. П. Рычкова, Григорий

Сковорода, О. А. Тихомандрицкая, Э. Фаге, 3. Фрейд, А. Фрейд, А. С. Хоцей, Ян Щепаньский и другие.

Работами, в которых намечен анализ социализации свободного человека, свободной личности, являются труды Р. Арона, 3. Баумана, И. Берлина, У. Бронфенбреннера, Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Л. Гобхауса, Р. У. Джулиани, Дж. Дьюи, И. Канта, Ч. Кули, Дж. Локка, Д. Милля, М. Монтеня, Ш. Монтескье, К. Поппера, Ж.-Ж. Руссо, У. Уорнера, Э. Фаге, С. Френе, С. Холла и других исследователей.

Анализ социализации совершенного человека, совершенной личности намечен в трудах Аристотеля, А. Ф. Бестужева, Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Иоанна Дамаскина, С. Е Десницкого, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, И. А. Ильина, Максима Исповедника, И. М. Кандорского, П. Ф. Каптерова, Л. П. Карсавина, Иоанна Кронштадского, П. Ф. Лесгафта, Софрония Лихуда, Н. О. Лосского, Владимира Мономаха, Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Оригена, С. Л. Пирогова, Платона, В. В. Попугаева, Григория Сковороды, В. С. Соловьева, Нила Сорского, Г. Н. Теплова, К. Д. Ушинского, Ивана Хворостина, Н. М. Чуринова и других.

И, тем не менее, проблема социализации личности изучена недостаточно полно, особенно в содержании, имеющем непосредственное отношение к качествованию основных типов общества. Поэтому социализация личности требует дальнейшего предметного социально-философского анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является качествование общества и личности, предметом исследования является социализация личности в различных типах общества.

Цели и задачи работы. Цель исследования заключается в проведении социально-философского анализа социализации личности в различных типах общества.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие исследовательские задачи:

- показать, что понятие социализации личности в теории познания
как теории отражения выступает как образ действительности;

показать, что каждому типу общества соответствует определенный тип личности;

раскрыть основные этапы социализации личности;

исследовать процессы социализации личности в различных типах общества;

раскрыть процесс социализации свободной личности в индивидуалистическом типе общества;

- раскрыть процесс социализации совершенной личности в
коллективистском типе общества.

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический метод и соответствующие принципы философского познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе исследовательских подходов:

системного, структурно-функционального, деятельностного,

субстанционального, а так же общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического и др., а также положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Новизна исследования и личный вклад автора:

Показано, что при таком процессе, как социализация, личность принимает на себя и впоследствии воспроизводит определенные качества и стандарты той или иной социальной организации, которая зависит от типов общества.

Показано, что имеют место две основные тенденции в изучении общества: 1) тенденция классификации типов общества, принимающая во внимание необходимость учета специфики каждого общества и изучения общества с учетом данной специфики; 2) тенденция обезличивания всех обществ и создания теоретических схем, пригодных для изучения всех обществ вне зависимости от специфики каждого из них.

- Установлено, что с точки зрения теории познания как теории
отражения, актуализируется необходимость различения и классификации
типов общества и самовоспроизведения каждого общества в его
специфическом качестве.

- Показано, что по признаку социальности различимы
коллективистские и индивидуалистические общества и собственно каждому
типу общества свойственен свой тип личности.

Показано, что индивидуалистический тип общества развертывается и теоретизируется как общество свободных личностей, наделенных большим или меньшим количеством степеней свободы.

Показано, что коллективистское общество развертывается и теоретизируется как общество более или менее совершенных личностей.

- Показано, что этапы социализации свободных личностей связаны
с процессом освоения ими своих свобод и поэтому различимы два
основных этапа социализации: 1) социализация личностей до обретения
ими статуса полноправных граждан; 2) социализация личности после
обретения ими статуса граждан страны.

- Показано, что этапы социализации совершенных личностей связаны с процессом освоения ими комплекса социальных отношений, актуальных для различных этапов взросления человека.

- Установлено, что поскольку свободная личность свободна лишь в
пределах изложенных в нормах права, постольку процесс социализации
свободной личности, выступает как процесс самореализации личности в
рамках принятых норм права.

- Установлено, что поскольку совершенная личность совершенна в
целом в нормативной «ткани» общества, поскольку процесс социализации
совершенной личности выступает как процесс ее самореализации в
условиях наличной нормативной «ткани» общества и соответствующих
общественных отношений.

- Установлено, что процесс социализации свободной личности
предполагает дифференциацию того, что подлежит правовому
регулированию и что является личным делом каждого.

- Показано, что характер процесса социализации свободной личности зависит от того, какое число свобод может гарантировать государство.

Установлено, что процесс социализации совершенной личности предполагает дифференциацию актуальных социальных отношений, в рамках которых должно происходить его совершенствование.

Показано, что процесс социализации совершенной личности зависит от того, каков статус в обществе тех социальных институтов, которые отвечают за реализацию соответствующих социальных отношений.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования определяется продуктивностью их использования в целях дальнейшего исследования таких явлений как личность и ее социализация в системе качествования общества.

Практическая значимость результатов состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий, чтения таких учебных тем социальной философии как «общество», «цивилизация», «культура», «социализация личности», «личность и общество», «личность, индивидуальность человека» и т.д. Теоретические положения, выводы и проанализированный в диссертационной работе материал может быть востребован для подготовки реферативных и библиографических трудов по социальной философии, политологии и социальной психологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены в 14 публикациях общим объемом 2,5 п.л., в том числе 2-х публикациях в изданиях, входящих в перечень ВАК. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Структура диссертации. Структура работы определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Основные типы личности

Анализ основных тенденций исследований развития и формирования личности за последние годы, свидетельствует о том, что данная проблема все более настойчиво проникает не только в сферу психологии и педагогики, но и в сферу философско-социального осмысления, которое уже не может ограничиваться лишь выявлением сущностных характеристик личности, но и должно учитывать типы общества, в зависимости от которых и формируются эти характеристики. Поэтому главной задачей данного параграфа является приведение доказательств того, что каждому типу общества соответствует определенный тип личности. Высшая и конечная цель социализации - это формирование личности в каждом человеке. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий в науке, которое, наряду с социальной философией, изучается рядом других наук, таких, как социология, психология, педагогика и др.

Прежде всего следует остановиться на таких понятиях, как индивид и индивидуальность. Понятие «индивид» вошло в употребление в XV веке и восходит к латинскому слову individualis — неделимый, т.е. индивид — это общие характеристики человека, как организма. Понятие «индивидуальность» — это неповторимое своеобразие каких-либо явлений, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Иными словами данное понятие обозначает уникальный набор более или менее стандартных психологических свойств, свойственных отдельному человеку. Наиболее распространенным является определение личности, в котором личность рассматривается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Индивид с момента своего рождения застает определенный тип общества и, следовательно, развивается как личность в условиях определенных общественных отношений. Следовательно, личность — это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, обусловленных определенным типом общества, который способствует формированию и развитию определенного типа личности. Исходя из поставленной задачи данного параграфа, особый интерес для нашего исследования представляет индивидуалистический и коллективистский типы общества.

Развитие и формирование личности происходит в соответствующем обществе и, следовательно, личность в процессе своей жизнедеятельности принимает такие условия, которые позволяют ей в той или иной мере реализовать свой потенциал, не вступать в конфликт с обществом, раскрыть такие качества, благодаря которым личность становится востребованной обществом. Индивидуалистическое общество раскрывает различные потребительски существенные стороны социализации (рост, возвышение, изобретение, удовлетворение потребностей, управление потребностями и т.д.) развертываемые в рамках закона. Социальность данного общества выражается, в реализации свободы воли, свободы совести, экономической свободы, свободы слова и т.д., где преобладает приоритет норм права над всеми другими социальными нормами и социальными институтами, призванными обеспечивать осуществление норм права. В свою очередь, коллективистское общество предполагает усовершенствование связей и отношений между людьми, а также усовершенствование связей и отношений между природой и обществом, развертываемых в условиях гармонии созидательных социальных норм, в том числе норм права. Социальность коллективистского общества, оформляется в таких определениях, как честность, милосердие, доброта, терпимость, способность к состраданию, сопереживанию, трудолюбие. В соответствии с двумя типами социальности общества имеют место два типа личности: свободная личность и совершенная личность. Свободная личность живет и развивается в условиях роста, возвышения, изобретения, удовлетворения потребностей, где она реализует или может реализовать соответствующие степени свободы, и государство гарантирует реализацию данных степеней свободы. Совершенная же личность действует в таких рамках, которые не позволяют деградировать общественным отношениям. Совершенная личность призвана оберегать эти отношения и не допускать роста социальной энтропии. В данном случае потребности выступают как одно из общественных отношений, гармонизирующееся с другими общественными отношениями. Исследование индивидуалистического общества и соответствующего ему типа личности определены еще во времена античности (Протагор, Продик, Антифонт, Ликофрон и др.).

Они изучали различные свободы личности и предполагали, что человек, наделенный свободой воли, может изобретать, конструировать и перестраивать содержание мира. Их идеи нашли свое дальнейшее развитие в работах римских идеологов католицизма, протестантства, а также в учениях западных светских теоретиков, провозглашающих общество свободных людей, приоритеты свободной личности и общества потребления. В XVII-XVIII веках понятие свободного человека, свободной личности раскрывалось в трудах западных философов Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ч. Беккариа, Д. С. Миля, Л. Гобхауса, Ф. Милтона и др. В работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо раскрывается идея гражданского общества как идея союза свободных индивидуумов, свободных личностей, определяющего единство человека, общества и государства. Каждый человек стремится к достижению общественных благ, из этого следует соперничество друг с другом. Отсюда вытекает необходимость ограничения свободы посредством правового государства, деятельность которого должна формироваться на основе общественного договора (закона). Взамен теоретически абсолютной свободы, согласно общественному договору, предоставляется, так называемая, ограниченная свобода. Личности не должны более претендовать на полную свободу, взамен они получают определенную выгоду для себя, выраженную в неприкосновенности своей личности, своей собственности, в удовлетворении потребностей. Так, теоретик общественного договора и индивидуалистического способа производства общественной жизни Томас Гоббс характеризует свободную личность, как личность, не имеющую препятствий делать желаемое:

Этапы социализации личности

Социализация характеризует жизнь человека в обществе, начиная с его рождения. В процессе взаимодействия человека и общества личность проходит ряд этапов, каждый из которых в зависимости от возраста обладает своей спецификой. Поэтому задачей данного параграфа является раскрытие основных этапов социализации личности. Среди авторов изучающих этапы социализации нет единой точки зрения по данному вопросу. Одни авторы этапы социализации связывают с детским и юношеским возрастом, другие считают что социализации происходит в два этапа, и наконец третьи утверждают, что социализация протекает на протяжении всей жизни. Некоторые ученые, такие, как Ж. Пиаже, А. Фрейд, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, считают, что процесс социализации происходит только в детском и юношеском возрасте. Так, Ж. Пиаже этапы социализации у детей исследует в контексте процесса обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить ребенка. «Разумеется, от самого рождения вплоть до зрелого возраста человеческое существо является объектом социальных давлений, но давления эти осуществляются в соответствии с определенным порядком развития, и типы их весьма разнообразны» [95, с. 214]. Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, «в сенсомоторный период младенец является объектом многочисленных социальных воздействий: ему доставляют максимальные удовольствия, доступные его небольшому опыту — от кормления до проявлений определенных чувств (его окружают заботой, ему улыбаются, его развлекают, успокаивают); ему внушают такие навыки и регулятивы, связанные с сигналами и словами, взрослые запрещают ему определенные виды поведения и ворчат на него» [Там же, С. 215]. Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией.

В это время дети учатся различать символы и их значения. В конце этого этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. В связи с этим исследователь отмечает: «на дооперациональных уровнях, охватывающих период от появления языка приблизительно до 7-8 лет, структуры, свойственные формирующемуся мышлению, исключают возможность образования социальных отношений кооперации, которые .. . только и могут привести к построению логики» [Там же, С. 220]. Третий период называется стадией конкретных операций. В возрасте от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. Этой же позиции придерживается А. Фрейд. Исследователь так же социализацию детей делит на три этапа. Однако в данном случае обращает внимание на развитие так называемой «функции Я», как условия социализации. На первом этапе, по его мнению, «ребенок приобретает способность продумывать свои действия, т.е. между возникновением инстинктивного желания и его удовлетворением появляется теперь интеллектуальный процесс» [132, с. 154]. На данном этапе происходит продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности. Второй этап характеризуется как «контроль «Я» над двигательной сферой, который кладет конец инстинктивным действиям». [Там же, С. 154]. На данном этапе осуществляется контроль над собственным поведением.

Третий этап является окончательным процессом социализации ребенка и представляется как «развитие синтетической функции «Я», превращающей хаотический клубок импульсов, желаний, настроений, склонностей в четкую структуру, обладающую всеми свойствами личности» [Там же, С. 155]. Д. И. Фельдштейн также предлагает разделять социализацию детей на три этапа. По его мнению, процесс созревания личности проходит благодаря наслаиванию психических процессов. Первый этап — до трех лет, когда происходит общая социализация на доступном для ребенка уровне. Второй - с трех лет, когда ребенок осознает свое «Я» и в дальнейшем проявляет первые моменты самоутверждения, самодетерминации, вступает в отношения, осваивает нормы человеческих отношений. На данном этапе с шести лет ребенок фиксирует и пытается ориентироваться на оценку взрослых людей, как оценку общества. Третий этап социализации наступает с десяти лет. Подросток стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений.

Этот этап от первых двух отличается наиболее выраженной индивидуализацией, проявляемой в самоуправлении растущего человека при ярко выраженной тенденции субъекта к индивидуальному проявлению на социально значимом уровне. Д. И. Фельдштейн отмечает, что: «Именно эти этапы, заключающие наиболее плотные поля превращения психических процессов, возрастных новообразований в системообразующие свойства личности, и обеспечивают оптимальные возможности индивидуализации, проявления индивидуальности (в углублении процессов индивидуализации и заключен особый «каркас» формирования личности, которое достигается именно в этом поле)» [128, с. 292]. По мнению исследователя, процесс созревания личности проходит благодаря поэтапному наслаиванию психических процессов. И. С. Кон в своей концепции при исследовании этапов социализации предметом своего анализа ставит стадии формирования самосознания у ребенка. Первый этап формирования самосознания является переходом от случайных действий к целенаправленным поступкам. Данный процесс совершается лишь с помощью взрослых, которые приучают ребенка к игре и формируют у него соответствующие отношение к ней. Второй этап представляет собой процесс, когда ребенок начинает осознавать себя, как деятеля и продумывать способы достижения своих желаний: «сначала ребенок непосредственно реагирует на каждое внешнее раздражение. Постепенно его реакции становятся все более избирательными, ребенок начинает осознавать собственные желания и выбирать специфические

Социализация свободной личности

В различных типах общества (индивидуалистическом и коллективистском) формируется различный тип личности. Как отмечалось раньше, в индивидуалистическом типе общества формируется свободная личность, в коллективистском типе общества формируется совершенная личность. Поэтому задача данного параграфа — раскрыть процесс социализации свободной личности. Свободная личность, свободный человек, как отвлеченная единичность, находится во враждебном отношении к обществу, к себе подобным, которые также стремятся расширить степень своего влияния и собственную свободу воли. Так, в понимании Т. Гоббса, «свободный человек — тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это делать» [26, с. 163]. Таким образом, состояние свободы - это исключительное достижение личности индивидуалистического общества, которое, по мнению диссертанта, постепенно переходит в культ индивидуализма. Индивидуалистическое общество стало предметом изучения на Западе еще в XVIII веке. Индивидуалистическим обществом его делает то, что оно функционирует, как общество потребления: разрабатываются разнообразные идеалы ценностей, разнообразные совокупности ценностных ориентации, различные интерпретации принципа антропоцентризма, различные классификации потребностей и т. д. Так, А. Маслоу выделяет определенную классификацию человеческих потребностей: -

Физиологические: голод, жажда, половое влечение; - Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни; — Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность; - Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост; — Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение. Удовлетворив низшие потребности, например голод, «у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически» [ 1, с.81 ]. В соответствии с данными шкалами, ценностными ориентациями и классификациями и т.д., раскрываются степени свободы личности, степени доступности личности к тем или иным ценностям — материальным или духовным, возможности удовлетворения потребностей и социальные условия, необходимые для удовлетворения этих потребностей. В ряду этих условий можно назвать «свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующейся справедливостью, честностью и порядком» [1, с. 90]. В индивидуалистическом обществе социализация свободной личности, по нашему мнению, предполагает дифференциацию того, что принадлежит правовому регулированию и что является делом каждого.

Так, идеолог индивидуалистического общества Т. Гоббс в трактате «О государстве» пишет: «Свобода подданных заключается .. . лишь в тех вещах, которые суверен при регулировании их действием обошел молчанием, как, например, свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое место пребывания, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д.» [25, с. 165]. Отсюда социализация свободной личности — это приведение ее к тем стандартам жизнедеятельности общества потребления - индивидуалистического общества, в системе которых общество жизнеспособно и может успешно воспроизводить себя. Указанные стандарты разрабатываются и вводятся в рамки закона, и затем защищаются и гарантируются государством, исходя из основных потребностей общества потребления: потребность в слове — свобода слова; политические потребности -свобода собраний, митингов, шествий; потребность в отправлении культа — свобода вероисповедания; экономические потребности — экономическая свобода; потребность в присвоении угодных норм морали — свобода в выборе морали; потребность в смене места жительства - свобода передвижения и т.д. Всего этих свобод может быть столько, сколько необходимо во всех сферах жизни общества, где государство может гарантировать реализацию соответствующей степени свободы. В тоже время государство определяет не только количество свобод, но и меру каждой свободы, а именно: в какой мере гражданин свободен в данном отношении и в какой мере свобода данного гражданина ограничена. При этом законодательный орган страны систематически пересматривает по праву сильного как количество степеней свободы гражданина, так и ограничение указанных степеней свободы. В рамках данных степеней свободных и ограничений степеней свободы личность свободна и, следовательно, социализация свободной личности в каждую эпоху происходит к наличному составу ее (свободной личности) степеней свободы и к наличным ограничениям этих степеней свободы. «Для определения степеней человеческой свободы решающим фактором является не богатство выбора, предоставленного индивиду, но то, что может быть выбрано и что действительно им выбирается» [77, с. 25]. В каждую историческую эпоху наличные степени свободы и наличные ограничения степеней свободы раскрывают наличное содержание жизни общества как общества потребления. Так, 3.

Бауман пишет, что «в нашем обществе свобода конституирована, в первую очередь, как свобода потребителя; она зависит от наличия эффективного рынка и, в свою очередь, обеспечивает условия для такого наличия»[8, с. 20-21]. Так как понятие социализации появилось относительно недавно, то в античности и в средние века вхождение человека в общество понимали как воспитание. В эпоху возрождения эту идею о роли воспитании свободной личности выразил М. Монтень, при этом он отмечает, что социализация личности проходит свободно, воспитатель не должен внушать ребенку свою точку зрения, а должен позволить ему выбирать себе занятия самостоятельно. Так, в письме к графине Гюрсон мыслитель пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель вашего сына отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, представил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбрать между ними и различать их самостоятельно» [80, с. 165]. Данное наставление способствует к проявлению свободы выбора будущего гражданина. Однако, М. Монтень допускает ограничение свободы воспитанника, когда он пишет: «Если воля и вкусы нашего юноши окажутся податливыми, нужно смело приучать его к образу жизни любого круга людей и любого народа, даже, при случае, к беспутству и излишествам, если это окажется нужным» [Там же, С. 185]. С данной точкой зрения солидарен родоначальник английского материализма Ф. Бекон: «Пусть родители заблаговременно выберут занятия и карьеру, которым, по их мнению, должны посвятить себя дети, ибо тогда они наиболее податливы; и пусть они не слишком руководствуются наклонностями своих детей, полагая, что они лучше всего привяжутся к тому, к чему они более всего расположены» [15, с. 366]. В данном случае действует принцип свободного воспитания детей, т.е. можно воспитывать детей по своему усмотрению. Однако, если родители по какой-то причине не способны воспитывать своего ребенка, то закон становится ответственным за социализацию личности до тех пор, пока он (ребенок) не достигнет понимания о свободе и законе. В этом отношении справедливо положение Дж. Локка: «Когда ему не хватает понимания, то об этом заботится закон; кто-то другой должен

Социализация совершенной личности

Коллективистский тип общества иногда определяется, как совершенное общество, поскольку его жизнедеятельность и характер его жизнедеятельности зависят от уровня совершенства общественных отношений, благодаря которым личности, социальные институты и социальные группы получают возможность благополучного социального взаимодействия и решения стоящих перед обществом задач. Одной из этих задач является задача социализации личности и самовоспроизведения общества таким, каким оно при наличных объективных условиях и субъективных факторах является наиболее жизнеспособным и устойчивым. В обществе, жизнеспособность которого зависит от уровня совершенства общественных отношений, потребление является одним из общественных отношений, гармонирующих с другими общественными отношениями, и значение отношения потребления не преувеличивается по сравнению с другими общественными отношениями. Кроме того, личность, жизнедеятельность которой происходит в коллективистском обществе, выступает как более или менее совершенная личность, более или менее отвечающая требованиям наличного уровня совершенства общественных отношений. И поэтому процесс социализации личности происходит как процесс адаптации личности к наличному уровню совершенства общественных отношений, как процесс присвоения данных общественных отношений. Предпосылки социализации совершенной личности были разработаны еще в античности такими философами, как Платон и Аристотель. Понимая социализацию как воспитание, Платон считал, что важным критерием воспитания совершенной личности, является не свобода, а любовь. Платон отмечает, что: «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание, вносящее в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства» [97, с. 91].

По его мнению, человек должен совершенствоваться на протяжении всей жизни: «Что касается разумения и прочих истинных мнений, то счастлив тот, в ком они проявятся хотя бы в старости. Ведь, кто обладает ими и всеми зависящими от них благами, тот совершенный человек» [Там же, С. 100]. Поэтому для успешной социализации совершенной личности, по мнению Платона, необходимо с самого детства направлять ребенка на путь совершенствования: «В самом деле, первый отпрыск любого растения, хорошо направленный, получает возможность усовершенствовать качества, свойственные его природе» [Там же, С. 216]. Особую роль в воспитании играет наставник. С помощью наставника личность социализируется, т.е. раскрывает свои природные задатки и совершенствует их. Социализация совершенной личности в концепции Аристотеля представляет собой усвоение государственных законов. Однако законы у Аристотеля носят иной характер в отличие от законов индивидуалистического общества. Эти законы, прежде всего, должны отражать благоразумие и выдержку. По данному вопросу Стагирит пишет: «Получить смолоду правильное руководство [на пути] к добродетели трудно, если не быть воспитанным соответствующими законами; ведь жить благоразумно и выдержанно большинству не доставляет удовольствия и особенно молодым. Именно поэтому воспитание и занятия должны быть установлены по закону, так как близко знакомое не будет причинять страдание» [3, с. 288]. Следовательно, приучая с детства к законам принятым в государстве, человек на протяжении всей жизни стремится быть добродетельным, благоразумным, выдержанным, справедливым и совершенным. Аристотель обосновывает: «Закон велит поступать мужественно, благоразумно и вообще вести себя в согласии с тем, что зовется добродетелями.

Вот почему так говорят, что справедливость - это, по-видимому, некая совершенная добродетель. Ведь если справедливое — то, что велит делать закон, а закон приказывает исполнять все добродетели, то поступающий справедливо в соответствии с требованиями закона достигает совершенного достоинства» [Там же, с. 342]. Вслед за античными философами вопросами о социализации совершенной личности посредством церковного знания занимались отцы восточно-православной церкви и византийские философы Ориген, Иоанн Златоуст, Кирилл Архиепископ Иерусалимский, Иоанн Листвичник, Иоанн Дамаскин. Последователь неоплатоников Ориген в письме к святому Григорию Чудотворцу пишет о прирожденной способности понимания, как некого дара, и если понимание соединяется с упражнением, то можно обнаружить деятельность, которая ведет к возможному завершению того, над чем упражняешься. Так Ориген, обращаясь к Григорию Чудотворцу, пишет: «Твое дарование может сделать тебя совершенным» [119, с. 53].

Следовательно, человек достигает совершенства посредством постоянного осмысления того, что он делает. В сочинении о притворстве Ориген продолжает развертывать концепт человеческого совершенства. По его мнению, человек будет достигать совершенства, если будет избегать тщеславия и стремиться к истинному знанию. Мыслитель пишет: «Ибо ясно, что всякое совершенное благо от Бога исходит, и оно не иначе может быть достигнуто человеком, как тогда только, когда действительно обнаруживается совершенная истинность сказанного, что хвалящийся чем-нибудь должен превозноситься только тем, что он разумеет и знает, что Господь творит милость и суд и правду, и что в этом воля Божья» [119, с. 203]. Из вышеизложенного становится ясно, что совершенным человек становится благодаря истинному знанию о Боге и стремится быть похожим на него. Христианский святой, богослов, один из величайших отцов церкви, Иоанн Златоуст считал, что при обучении красноречию человек совершенствуется. При произношении речи ритор должен приносить своими словами пользу, а не удовольствие людям. Это достигается владением двумя совершенствами: презрением похвалы и силою слова. В связи с этим Иоанн Златоуст дает наставление оратору: «Посему нужно ему, как бы какому

Похожие диссертации на Социализация личности в различных типах общества : социально-философский анализ