Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фэнтези и социализация личности Помогалова Наталья Валерьевна

Фэнтези и социализация личности
<
Фэнтези и социализация личности Фэнтези и социализация личности Фэнтези и социализация личности Фэнтези и социализация личности Фэнтези и социализация личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Помогалова Наталья Валерьевна. Фэнтези и социализация личности : 09.00.11 Помогалова, Наталья Валерьевна Фэнтези и социализация личности (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Омск, 2006 157 с. РГБ ОД, 61:07-9/74

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3-15

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ ФЭНТЕЗИ КАК ЯВЛЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ 16-68

1.1. Основные подходы к пониманию феномена фэнтези 16-32

1.2.Фэнтези как трансцендентное со-бытие личности и мирозда
ния 33 -55

1.3. Фэнтези как со-бытие личности и общества 56-68

ГЛАВА 2. ФЭНТЕЗИ КАК ФЕНОМЕН БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 69 - 90

  1. Конструирование возможных миров в фэнтези 69-76

  2. Архетипико-символические аспекты миров фэнтези 77-90

ГЛАВА 3. ФЭНТЕЗИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ 91-131

  1. Особенности процессов социализации личности 91-105

  2. Особенности социализации личности в ролевых играх 106 - 121

3.3. Особенности социализации личности в виртуальной реальности
(ролевые компьютерные игры) 122- 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132-134

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135-157

Введение к работе

В настоящее время проблема социализации актуализируется в силу многих причин: социально-экономических изменений, перемен в массовом сознании, смены идеологий. Углубление этих процессов и синтез различных предпосылок становления личности в единую систему приводят к изменению представления о содержании и факторах социализации. Отсюда возникает необходимость изучения содержания социализации в современных условиях развития общества. Одним из новых факторов, влияющих на содержание социализации, является фэнтези.

На сегодняшний день фэнтези стала частью социальной реальности, заняло свое место в социуме как особый феномен. Фэнтези - это явление, распространившееся и приобретшее популярность в России в 80-е года прошлого века. Это сравнительно молодое явление. С другой стороны, 25 лет (период проявления фактора в поколении) - достаточное количество времени, чтобы изучить его, найти в нем свои плюсы и минусы, но такого исследования с философских позиций до сих пор проведено не было.

И сейчас в литературе существует противоположное оценочное отношение к фэнтези. Его рассматривают либо как фактор, негативно влияющий на социализацию человека (эскапизм) [38, с. 174], либо как фактор, развивающий активность, творчествование, фантазию и мышление читателя [202,203]. Такое противоречивое отношение к фэнтези само по себе уже является проблемой, а этап синтеза, по-видимому, впереди. Кроме того, до сих пор не существует общепринятой традиции определения фэнтези.

Наблюдается растущая увлеченность школьников и студенчества фэнтези, а такие явления как ролевые игры на основе фэнтези, и тол-кинистская субкультура, в частности, давно и прочно вошли в социальную действительность. Но внимание со стороны государства, науки (сопоставимое с масштабами распространения фэнтези в обществе) к этим явлениям незначительно, что также становится определенной проблемой, ведь фэнтези в современном обществе может быть одной из форм эскапизма, и, таким образом, представлять серьезную опасность:с одной стороны, эскапизм, как временный отдых от обыденности не опасен, и ролевые игры на основе фэнтези выполняют ряд полезных функций для своих участников; но увлечение может стать чрезмерным, поэтому закрывать глаза на его негативные стороны недопустимо.

В литературе устоялось мнение, что современная молодежь массово инфантильна как носитель свойственной ей квазимифологической картины мира. Так, 3. В. Сикевич называет следующие признаки молодежного мировосприятия: слабо артикулированное время и причинная связь явлений (мгновенные превращения и перемещения - магия), отождествление желаемого и действительного, снятие личной ответственности в коллективном действии и деятельности «высших сил» [145, с.51]. Миры фэнтези удивительно точно подходят под это описание. Однако на сегодняшний момент мы можем говорить скорее не об инфантилизации молодежи, но общества в целом. Этой проблеме посвящена глава «Новая магическая эпоха» в книге «Социология культуры: путь в новое тысячелетие» Л. Г. Ионина [55].

Распространение фэнтези требует всестороннего, системного изучения этого феномена в социальной реальности. Казалось бы, фэнтези представляет собой римейк древних саг, средневековых баллад, всевозможных легенд и волшебных историй, и возрождение этих авторских сказок имеет свои причины в состоянии современного общества. Однако, не все так просто — фэнтези в современном обществе присущи черты и особенности, выделяющие его как особый социально-культурный феномен, а не только как литературный жанр с неопределенными до сих пор характеристиками (героическая эпопея, роман, волшебная сказка). С одной стороны, фэнтези есть продолжение традиции, с другой стороны оно, как и саги в свое время, включено в социально-культурный процесс.

Истоки фэнтези могут быть найдены еще в романтической литературе и романтическом мировоззрении. Свобода от догм нормативной этики, поэтика тайны и настроения, пафос обновления мира, свобода романтического творчества, поиск «внесоциального» утопического идеала, культ и мифологизация прошлого (а именно, Средневековья), содержащего ценности национальной культуры, поэтизация настоящего - все это свойственно фэн-тези. Как пишет Н. Н. Мисюров, «... разница в убеждениях не мешала всем романтикам воспринимать себя принадлежащими к некоему романтическому братству» [102, с.22]. Образ братства получил освещение в литературе (новеллистический цикл Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья») и воплощение в социальной действительности - йенский кружок братьев А. В. и Фр. Шле-гелей. Фэнтези также воплощается в социальной действительности, но только не в виде кружка, а в виде игровой субкультуры. Сформировалась определенная категория читателей и поклонников, которые не просто прочитывают эти произведения, но еще и проигрывают, проживают их.

Очевидно, насколько творческой является среда игровых субкультур, не говоря уже о специальных исследованиях1 (по самому определению, в фэнтези предполагается создание вторичных миров как «испытательного полигона»). Мы придерживаемся мнения, что фэнтези не просто дает возможность творческого самовыражения (задействуя при этом не столько логическую, сколько образно-символическую составляющую), но и влияет на социализацию человека как общественного и духовного существа.

В связи с этим первоначально следует определиться с пониманием категорий социального и социализации. Автор обращается к пониманию социального и включенности личности в социальное религиозными философами [А. С. Хомяковым, В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Н. С. Булгаковым, С. Л. Франком, П. Тейяром де Шарденом, Э. Фроммом]. Взаимодействие че- 1 Васильева, Н И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж К Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: [Электронный ресурс]* Дисс. ... канд. филол наук: 10.01.03, 10 01.09 - М: РГБ, 2005. 05/0756/050756006 pdf; Виноградова, О В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы: Дис. ._ канд. пед, наук 13 0001. М: РГБ, 2003 //http //diss rsl ru/ diss/03/0655/030655043 pdf) Кошелев, СЛ Философская фантастика в современной литературе (романы Дж Р.Р. Толкиена, У.Голдинга 50-60-х гг.) Авторефдисс. ...канд. филол. наук: 10 01 03.-М.:МГПИ, 1983. - 15с; Кабаков РИ. «Повелитель колец» ДжР.Р. Толкина и проблема современного литературного мифотворчества - Автореф. дисс. ...канд. филол. наук - 10 01.05. - Ленинград, 1989. http7/www kulichki. com/tolkien/cabinet/about/avtoref shtml ловека и общества не может быть раскрыто, исходя из установки на какую-то одну сферу - человеческую или общественную. Если начинает превалировать какое-либо из вышеназванных начал, подчиняя второе, развитие становится дисгармоничным [8]. Социальность есть взаимообусловленность «коллективного и индивидного, совместного и разделенного человеческого бытия» [67, с. 10]. Основания взаимодействия могут быть найдены в третьей реальности, в которой первые две оказываются укоренены. Эта «последняя» реальность, бытие или мир, закладывает основы социального как такового, единства «я» и «я», а не «я» и «ты» [термины С. Л. Франка]. Человек в таком единстве предстает как личность. Фэнтези через обращение к трансцендентному предоставляет возможность человеку обратиться к своим духовным основам, к самому себе и, осознав свои истоки как родового существа, глубже укорениться в социальном.

Степень научной разработанности темы определяется традицией в исследовании проблем взаимоотношения личности и общества, социализации личности в отечественной философии и социально-гуманитарных науках, а также влияния фэнтези на социализацию личности. В работе выделяются 8 смысловых блоков - фэнтези, социализация, магия, утопия, миф, братство, игра и виртуальная реальность, каждый из которых прорабатывался исследователями и имеет свою историографию.

Специфика настоящего исследования определяет необходимость обращения при рассмотрении фэнтези не только к достижениям собственно социально-философской мысли, но и к результатам различных дисциплинарных исследований. Работы, выполненные в рамках филологии [С. Л. Коше-лев, Е. М. Неелова, Т. Чернышева, А. И. Осипов, Л. А. Баркова, О. В. Виноградова, Н. И. Васильева], психологии [И. Г. Тимощук и Н. Ф. Калина, А. Сера-вин] и культурологии [Т. А. Апинян] во многом заложили основы понимания и стимулировали развитие исследовательского интереса, в том числе и в русле социальной философии, к проблемам фэнтези и социализации в фэнтези.

Значимыми являются такие Интернет-сайты, как «Арда-на-Куличках», «Активная органика», «Архивы Кубикуса», «Клуб любителей фэнтези», «Мир фантастики и фэнтези», «Dragon's Nest», «Fantasy-Earth», «Fantasy Portal», в архивах которых собрано множество материалов о фэнтези, большая часть которых представляет собой работы высокого научного уровня. Так, среди прочих, можно найти авторефераты кандидатских диссертаций, защищенных по проблеме фэнтези2, статьи, опубликованные ранее в научных журналах («Мир фантастики»3, «Ученые записки ТГУ»4, статьи из сборников научных трудов БҐУ, ГГГГУ, ЛГІГУ, СГУ)5, доклады с фестивалей6, а также статьи исследователей фэнтези7, опубликованные впервые именно на этих сайтах. 1 См. Лихачева, С. Б Аллитерационная поэзия в творчестве Дж. Р. Р. Толкина — Автореф дисс ... канд. фи- лол. наук. - 10 01 05 - М, 1999. http //www kulichki coin/tolkieti/arhiv/manuscr/ld_intro shtml, Кошелев, С. Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж. Р. Р. Толкина, У, Голдинга и К, Уилсона 50-60-х гг.). - Автореф. дисс. ...канд. филол. наук. - 10 01 05. - М, 1983. http //com/tolkien/arhiv/manuscr/koshel83 shtml, Соболева, К. А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж Р. Р. Толкин, У. Б. Йейтс). - Автореф дисс. ...канд филол. наук. - 10 01.03. - М., 2005. http // com/tolkien/arhiv/manuscr/sobaref shtml; Потапова, О. С. Мифотвор чество Дж. Р. Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа. - Автореф. дисс. ... канд филол наук - 10 0103. - Нижний Новгород, 2005 http //www kulichki cotn/tolkicn/arhiv/manuscr/pot_ aref shtml; Кабаков P. И. «Повелитель колец» Дж, P. P. Толкина и проблема современного литературного ми фотворчества. - Автореф дисс канд. филол. наук. - 10 01 05. - Ленинград, 1989. http //www kulichki com/ tolkien/cabtnet/about/avtoref shtml 3 См. Невский, Б Артур, от легенды к фэнтези, http//excalibMrl.narodm/stat/mf3-arh]r.htm; Невский, Б. Ге роическое фэнтези. http //excaliburLnarod ru/stat/mf9-ss htm; Невский, Б Готика, http //excalibur narod ru/stat/ mfti-got htm; Невский, Б. Историческое фэнтези. http7/excahburl narod ru/stat/mf-histfantasy htm, Невский, Б Миры Терри Пратчетта. narodru/stat/mfl-pratthtm; Невский, Б. Темное фэнтези. http// excalibur! narod ru/stat/mf-dfanthtm; Невский, Б, Технофэнтези. http7/excahburl. narodru/stat/mf-technof htm; Невский, Б «Умное» фэнтези http //excaliburl narod ru/stat/mf8-intel htm; Невский, Б Эпическое фэнтези httpV/excaliburl narod ru/stat/mflO-epic htm. 4 Linask, L. Influences of the germanic and Scandinavian mythology in the works of J. R. R. Tolkien, Ученые записки Тартуского гос. ун-та, вып. 646. Литературоведение. Теоретические и практические вопросы взаимодействия литератур, 1983. - с. 77-91. http7/www kulichki com/tolkien/arhiv/manuscr/lmask83 shtml 5 Ермакова, Г. М. Время в трилогии Д. Р. Р, Толкиена «Властелин колец». Романо-германская филология Межвузовский сборник научных трудов Выпуск 3, Издательство Саратовского университета, 2003 - С. 217- 225. http //www kulichki com/tolkien7arhiv/manuscr/ermakova shtml, Кабаков, Р.И. Возникновение героя. {Литературно-сказочный образ в творчестве Дж. Р. Р. Толкина) - Л : ЛПГУ, 1989. http'//www kulichki com/ tofkien/arhiv/manuscr/kabako89,shtm1; Кабаков Р.И. «Повелитель колец» Дж. Р. Р. Толкина. эпос или роман? - Л.: ЛПГУ, 1988. http7/ com/tolkien/arhiv/manuscr/kabako88.shtml; Кошелев, С. Л. Кузнец слова и наковальня власти // Молодой дальневосточник, 10 декабря 1988 (№ 236-239) http //www kulichki com/ tolkicn/arhiv/manuscr/koshel88 shtml; Кощеева, С А. Вода как структурообразующий элемент мира Средиземья в трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» // Диалог культур и цивилизаций - Тобольск, 2002. - С. 149-152 http //www kulichki com/totkien/arhiv/manuscr/ kosheeva shtml;

Немирова, А. Творчество Толкиена как литературный и социальный феномен: (Доклад на фестивале «Звездный мост-99» 8 октября 1999 г., секция «Фантастика и просветительская традиция на рубеже тысячелетий») http7/ com/to1kien/arhiv/manuscr/nemirova.shtmI; Лихачева, С. Миф работы Толкиена. http7/ com/tolkien/cabuiet/about/hh shtml; Лопсонова, А, Цыренова, Н. Мировоззренческие основы трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» // Литература и религия, проблемы взаимодействия в общекультурном контексте. Сб науч. статей. Улан-Удэ, Бурятский гос. ун-т, 1999. http //www kulichki com/ tolkien/arhiv/manuscr/mirosn99 shtml 7 Карелии, А, Міф фаптастиш и фзіггези. http7/www mirf ru/Articlcs/art285 htm; Логипоп С. Русское Фзігтсзк - Новая Золушка //Активная Органика, - №9. - 1998 http 7/ html; Отсутствующая кошка или Весь кайф в процессе!: (Полемические заметки о статье А. Линецкого «Философские аспекты произведений Дж. Р. Р. Толкиена в связи с западной эзотерической традицией») http //www kulich

В зарубежной литературе фэнтези изучается не как феномен жизни человека в целом, в поле внимания исследователей попадают лишь отдельные ее аспекты и произведения. Так, рассматриваются фольклорные мотивы в фэнтези [S. W. Sullivan], мотив змееборчества [S. Unerman], характеризуются главный герой в произведениях детской фэнтези [М. Nlkolajeva], религиозные мотивы в «Сильмариллионе» Дж. Толкиена [С. Garbowski], влияние германской, скандинавской и кельтской мифологии на творчество Дж. Толкиена [К. Briggs, L. Linask], «Беовульф» как одна из книг, наиболее сильно повлиявших на фэнтези [S. De Camp]. Только работа К. P. Smith «Литературоведческо-исторический подход к исследованию британской фэнтези 1789-1990» может претендовать на всестороннее рассмотрение литературы фэнтези, однако в поле внимания этого автора попадают произведения только английской литературной традиции.

Тема социализации хорошо проработана как в социологии [М. Мид, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ч. Кули, Дж. Мид], так и в философии: социальной [Т. Парсонс, Ю. Хабермас, Г. Г. Шлет] и религиозной [А. С. Хомяков, В. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. С. Булгаков, С. Л. Франк, П. Тейяр де Шарден, Э. Фромм].

Труды социологов, как классические работы по этой проблеме, стали отправной точкой нашего исследования, но в них отражено больше механическое, пассивное поведение личности в процессе социализации и практически не раскрыт духовный уровень социализации. В социальной философии акцент переносится на человека, значимость его эмоций, активного преобразования окружающей действительности, но не показано, как возможно уравновесить две такие сферы, как человек и общество, в процессе социализации.

Поэтому, мы обратились к исследованиям русских и зарубежных религиозных философов, в которых утверждается мысль, что именно через духовное развитие человека осуществляется подлинная социализация как осознание своей идентичности Другому и переживание единства с ним. Социали- ki. com/toIkien/arhiv/manuscr/Iinez.shtnil зация может пониматься здесь как становление своей духовной сущности, своей самости, так называемое взращивание себя или вхождение в духовную общность (по Н. А. Бердяеву), приобщение к духу в сообществе себе подобных- У этих мыслителей подчеркивается социальная укорененность человека в бытийственном, а не во временной действительности.

Так как в ходе исследования мы пришли к выводу, что фэнтези аккумулирует в себе основные архетипы человеческого бытия и имеет свои истоки в сознании человека, целесообразно было обратиться к этим истокам, а именно, к магическому, утопическому и мифологическому мышлению, а также архетипам братства и игры.

Феномен магии в сознании человека и обществе начали исследовать с XIX века, и интерес к этому явлению сохраняется по сию пору. На сегодняшний день существует много фундаментальных исследований, посвященных этой теме, причем не только отстраненных, теоретических работ, но и ряд ин- тересных исследований магии «изнутри», глазами самого мага . Значимыми для нашего исследования являются труды Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, М. Мос-са, К. Кроули, К Кастанеды. Из современных авторов, рассматривающих феномен магии, можно назвать И. Т. Касавина, В. Д. Шинкаренко, С. Гре-чишникова, М. А. Маркова.

Утопия и утопическое мышление рассматривались в работах Е. Шацкого, Ч. С. Кирвель, Э. Я. Баталова, Э. Блоха, И. Ю. Васильковой, В. А. Гуторо-ва, В. А. Исаева, С С Сизова, Д А. Морщихиной, Н. Н. Натуральновой, Т. С Па-ниотовой. Миф, мифологическое мышление и архетипическое получили всестороннее освещение в работах крупнейших отечественных и зарубежных исследователей - А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи, К. Г. Юнга, К. Леви-Строс-са, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, В. И. Топорова и О. М. Фрейденберг.

Игра является важной темой в работах Г. Г. Гадамера, Ф. Ницше, X. Ор-теги-и-Гассета, Ф. Шиллера, Р. Кауйи, О. Финка, Л. Т. Ретюнских, М. М. Бахтина, Р. Барта, М. Маклюэна, П. Бурдье, С. А. Кравченко, Д. Б. Демидова, * Г. Спенсера, Р. Маретта, Б Малиновского, Э. Э, Эванс-Причарда, А. П, Элькина, К. Леви-Стросса, В. Тэр-нера, Э. Лича, Р. Фирта, С. А, Токарева, Д М. Крэга, Лю Гуань Люй, Джао Бо - дуань, Г. Гурджиева, У. Эко

В. А. Гущина, Н. А. Мазровой, Л. П. Тимофеевой, О. В. Хлебниковой, К. В. Яб-локова, в текстах по ОДИ (организационно-деятельностные игры) Г. П. Щед-ровицкого, О. С. Анисимова, Е. Н. Смирнова.

Исследованием феномена братства занимались такие ученые, как Н. В. Сомин, В. Н. Авдасев, Т. Г. Лобова. Так или иначе, проблема братства освещалась в трудах русских религиозных философов - С. В. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка.

При определении сущности виртуальной реальности и ее значения для современного человека, мы опирались на работы Н. А. Носова, С. И. Орехова, С. С. Хоружего, О. Маслова и Е. Прониной, Л. П. Тимофеевой, Е. Е. Та-ратуты, Е. Э. Чеботаревой.

Понимание мифа, утопии, магии, игры, братства и виртуальной реальности этими авторами как предоставляющих человеку условия для подлинной экзистенции и, отчасти, трансценденции, определило наше понимание фэнтези как фактора культурной социализации личности.

Основная идея работы состоит в том, что в фэнтези содержится большой потенциал для социализации личности, и ход социализации современной молодежи находится под влиянием фактора фэнтези. Но до сих пор этот потенциал не освоен наукой, так как не исследованы социально-онтологические основания явлений фэнтези и ролевых игр.

Объектом исследования является фэнтези как основание становящейся, социализирующейся личности, органично сочетающей в этом процессе как логические, так и сверхлогические компоненты, представляющие собой трансцендентные идеи-архетипы (магия, утопия, миф, братство, игра).

Предметом исследования стали особенности проявления эффектов социализации посредством фэнтези на двух уровнях человеческого бытия: реальном и виртуальном как позитивные для развития человека, так и негативные.

Цель работы состоит в рассмотрении феномена фэнтези как явления современной культуры, обладающего собственными отличительными особенностями, и фактора социализации с определенным потенциалом для развития человека и общества в целом. В связи с поставленной целью формулируются следующие задачи:

Проанализировать основные подходы к пониманию сущности фэнтези и разработать определение фэнтези как социального явления.

Раскрыть социальную онтологию миров фэнтези как со-бытие личности и общества.

Проанализировать основные подходы к пониманию социализации и уточнить содержание этого понятия в рамках социальной философии.

Рассмотреть фэнтези как феномен человеческого бытия на двух уровнях реальности - действительном (ролевые игры) и виртуальном (ролевые компьютерные игры).

Выделить особенности процессов социализации личности в фэнтези на примере ролевых игр и ролевых компьютерных игр.

Теоретико - методологическая основа исследования предусматривает использование диалектического, идеал-реалистического и категориально-системного подходов.

Синтетическое рассмотрение мифологических, утопических и магических представлений в фэнтези обусловило обращение к диалектике, а также к категориально-системной методологии.

Идеал-реалистический метод потребовался при раскрытии сущности социализации с позиций русской и зарубежной религиозной философии, обоснований укоренености человека и общества в объединяющей их первой, истинной реальности, одновременно трансцендентной и имманентной человеку, и фэнтези как возвращения человека к утерянным основаниям своей целостности.

Сложность предмета исследования предопределила также использование в качестве теоретической базы не только трудов российских и зарубежных философов, но и применение результатов исследования психоанализа юнгианской школы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

В русле социальной философии уточнено понятие такого междисциплинарного предмета исследования, как фэнтези, определяемое синтезом основных трансцендентальных идей-архетипов человечества: утопии, магии, братства, игры. Существующие изначально как утопические, магические и мифологические представления в произведениях фэнтези, эти архетипы затем находят свое воплощение в различного вида реальностях в феноменах братства и игры.

Выяснено, что в триаде «человек - общество - мир» категория их единства (мироздание) понимается как трансцендентная реальность. Установлено, что взаимодействие человека с этой реальностью, как основой личностно-общественного бытия, осуществляется как спонтанно, так и целенаправленно, через определенные символы. В фэнтези такими символами являются идеи, содержащиеся в магическом, утопическом и мифологическом мышлении, свойственном читателям фэнтези, а также идея братства.

Рассмотрены базовые архетипы фэнтези - героя и братства, раскрывающие процесс социализации личности, происходящий по схеме: общественное <— индивидуальное -4— общественное'.

Они отражают не только процесс индивидуации личности и включение человека в социум, но и взаимопереходы этих состояний, включая и определенное изменение общества.

4. Уточнено и расширено понятие социализации с привлечением трудов русских и зарубежных религиозных философов. Социализация личности осуществляется на двух уровнях: социальном (процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социального опыта) и культурном (становление своей духовной сущности). С использованием духовных практик человек не просто включен во «всемирную сеть разума» (ГГ. Тейяр де Шарден), но способен к творческому самоосуществлению в ней.

Установлено, что распространение фэнтези в социальной реальности может не только становиться препятствием для его развития (эскапизм, девиации), но и предоставлять возможности для социализации человека. Обозначены конкретные положительные и отрицательные эффекты социализации посредством фэнтези на двух уровнях бытия человека: реальном и виртуальном.

Определено, что фэнтези воплощается в социальной реальности в игре, которая представляет собой свободную, творческую, постигающую активность-искусство, обладающую замкнутым на-себе-бытием, существующую в эмпирической реальности как процесс. Поскольку игра, сближающаяся с искусством, является символом (приобщает человека к первореальности, раскрывая ему при этом его собственную сущность), постольку в ней осуществляется социализация не только внешняя (овладение определенными навыками поведения, усвоение норм и традиций), но и внутренняя, духовная.

Доказано, что виртуальная игровая реальность предстает как эффективная среда для реализации потребностей формирующейся личности и для ее развития, так как дает человеку возможность получить символический опыт, а также возможность трансцендирования (С. С. Хоружий), но эффект снижается из-за технического характера такой трансценденции и квазимагического, потребительского отношения к ней.

Положения, выносимые на защиту:

1. Фэнтези есть сложное явление социальной жизни, художественные произведения, порожденные особым типом мышления с элементами мифологического, утопического и магического представлений о мире, проживаемые в архетипах героя и братства и воплощенные в двух типах бытия человека - реальном и виртуальном - в игровой субкультуре ролевиков.

Социализация - это не только процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта и включения его в систему общественных отношений, но и становление духовности личности, приобщение к духу в сообществе себе подобных, поэтому в явной или скрытой формах социализация сопричастна фэнтези.

В социальной и виртуальной реальностях фэнтези может не только затруднять самодетерминацию и актуализировать ресоциализацию человека (что обусловлено двойственным характером тех основ мышления, на которых базируется фэнтези, а также характером виртуального), но и предоставлять возможности для самореализации, социализации и развития человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что обосновано значение фэнтези как социально-культурного феномена человеческой жизни, показаны перспективы влияния фэнтези на социализацию личности. Фэнтези как обращение к внутреннему, глубинному «Я» человека в феномене магии (экзистенция) и выход за пределы логически ограниченного, рационального видения мира есть необходимое «вечное возвращение» личности к своим первоначалам. Не просто к глубинам подсознательного («забытое» у 3. Фрейда) и бессознательного (пралогическое К. Г. Юнга), но и надсознательного, трансцендентного (структура личности в психосишезе Р. Ас-соджиоли [5, с.34]). Обращение к надсознательному - это условие развития личности, постижение нового.

Вместе с тем, эта необходимая остановка на пути рационального постижения мира представляет собой великий соблазн остаться на этом празднике иррационального, игре навсегда. Это означало бы прекращение всякой социализации и развития, так как форма воплощения фэнтези в социальном -игра - отграничивает основные ценности человеческого существования. Там, где есть любовь, нет места игре, и наоброт, исчезает серьезное трудничество личности по становлению своей самости.

Виртуальная реальность, в которой воплощается фэнтези (ролевые компьютерные игры), также обладает двойственным характером: с одной стороны, наделяя человека определенным символическим опытом и возможностью трансценденции, с другой - обедняя эти возможности техническим характером такой трансценденции и магаческим, потребительским отношением к ней.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов лекций по русской философии, социальной философии, по философской и социальной антропологии, культурологии и педагогике; при разработке спецкурса «Социализация юношества, увлекающегося фэнтези» (такой спецкурс был разработан автором в рамках выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в ОмГПУ).

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации апробировались на семинаре аспирантов кафедры философии ОмГУ (сентябрь 2003 г., апрель 2005 г., март 2006 г., сентябрь 2006 г.); на заседании кафедры философии ОмГУ (октябрь, 2006 г.) научных и научно-практических конференциях: региональной научной конференции «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» (Омск, 2004 г.), Летней философской школе НГУ (Новосибирск, 2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и ценности современного общества» (Омск, 2005 г.), пятой региональной научно-практической и методической конференции в ОГМА (Омск, 2005 г.), первой всероссийской научной конференции «Философия и социальная динамика 21 века: проблемы и перспективы» (Омск, 2006 г.), научно-практической конференции «Современное социально-экономическое развитие России: тенденции, перспективы, проекты» (Наро-Фоминск, 2006 г., заочное участие), а также отражены в семи публикациях автора.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения и списка литературы, включающего 284 наименования на русском и английском языках. Объем диссертации - 157 страниц.

Похожие диссертации на Фэнтези и социализация личности