Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях российской действительности идет процесс осмысления прошлого и настоящего в жизни общества. Духовное обновление немыслимо без усвоения общечеловеческих ценностей, поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры наших предков. В мифах, в языческом веровании, традициях и обычаях народов заложены духовные ценности, понимание смысла жизни, основы их жизненной философии.
Этносы в процессе исторического развития стараются осознать и оценить самого себя, представить в контексте мировой культуры свой нравственный облик, интересы, ценности и мотивы поведения. В конкретном социуме утверждаются идеи национального самосознания. Чуваши в прошлом, как и все народы мира, выработали свое особое видение реальной действительности, т. е. возникла национальная мифоязыческая картина мира. Она проходит через призму национального переживания этноса. Чувства и смысл жизни, запросы и идеалы определяют специфику народной души и образа жизни.
Теоретическая значимость предпринятого научного изыскания заключается в введении в научный оборот понятия «мифоязыческая картина мира» путем определения её места в структуре мировоззрения, рассматривая её содержание в контексте условий жизнедеятельности этноса как формы практически-духовного освоения мира с экспликацией национального своеобразия.
Характеризуя степень разработанности проблемы, следует отметить, что мифоязыческая картина мира чувашского народа является одной из наименее изученных мировоззренческих систем. В современной научной литературе ряд принципиальных вопросов, связанных с анализом теоретического статуса понятия мифоязыческой картины мира (МЯКМ), еще недостаточно исследован. Требуется дальнейшее выяснение ее взаимосвязи с традициями, обрядами и образом жизни. В нашем понимании понятие «мифоязыческая картина мира» более полно и объективно раскрывает сущность единства мифов и язычества. Оно выражает основные смыслонесущие устремления наших предков и соответствует их практическим и нравственным запросам.
Мифоязыческая картина мира – это совокупность мировоззренческих знаний и представлений о мире. Она создавалась человеком веками и способствовала его адаптации и ориентации в окружающей среде. Человек всегда стремился составить для себя простой, понятный, как ему казалось, образ окружающего мира. На протяжении многих веков наши предки сформировали свою картину мира, отображающую то, что человеческий разум фиксирует в природе. Именно этим занимаются и поэт, и художник, и философ, и естествоиспытатель, любой здравомыслящий человек, причем каждый по-своему. Мифоязыческая картина мира является духовным образованием, изначально связанным с реальной действительностью, служит важным средством регулирования деятельности человека. Она прямо или косвенно влияет на поведение и историческую судьбу как отдельных людей, так и целых народов, социальных групп.
Создание картины мира выступало в качестве метода для решения проблем повседневной жизни. Она была ядром самоорганизации, функционирования, являлась силой, сплачивающей этносы, в том числе и чувашей. Религиозно-мифологическая информация о мире представляла собой синкретическое знание. Она является одним из источников для анализа этноса, его менталитета, образа жизни, традиций и обрядов, т. е. его материальной и духовной культуры.
В настоящем исследовании мы исходим из актуальности понятия мифоязыческой картины мира для анализа совокупности явлений общекультурного и духовного мира в мировоззрении и образе жизни наших предков. Мифологическое понимание мира наших предков эволюционировало и, постепенно изменяясь, превратилось в мифоязыческую картину. Эволюция картины мира выступала как адаптационный процесс в жизнедеятельности человека.
Вопросы об исторических типах картины мира чувашского народа требуют дальнейшего исследования. К сожалению, ни источники, ни общий уровень методологических разработок не позволяют пока решить эту проблему объективно и достоверно. Понять явления, рожденные в недрах другой, отдаленной от нас во времени и пространстве этнокультурных традиций – задача весьма сложная. Источники, которыми мы располагаем, не всегда позволяют реконструировать картину мира наших предков такой, какой они ее представляли. Естественно, многое исчезло, наши предки письменных источников не оставили, поэтому неизбежны и проблемы, и догадки, и предположения. Мы располагаем историческим и культурно-этнографическим материалом о мифах, языческой вере, традициях и обрядах чувашей, записанных только лишь в XVIII-XIX и начале XX вв.
В мифоязыческой картине мира постепенно накапливались знания, жизненный опыт, здравый смысл. И новые проблемы жизнеобеспечения выступали в качестве объективных условий для формирования рационально ориентированного мышления. Эта картина мира опиралась на неоднократно проверенный коллективный опыт, который являлся образцом и примером для модели, программой в человеческой жизнедеятельности. Жизненный смысл мифоязыческого мировосприятия выражался в том, что наши предки убеждались в полезности такого взгляда на мир. Он приносил им уверенность в завтрашнем дне, регулировал поведение как отдельных индивидов, так и этноса в целом, воздействуя на социальные отношения в коллективе.
Картина мира, создаваемая мифоязыческим сознанием, не выстраивала концепцию, законченную схему мира. В эту систему представлений включались наблюдения, факты, предположения и домыслы. Мифоязыческое мировоззрение не отрицало предшествующий опыт. С повышением интеллекта у наших предков появляются элементы критического осмысления этого опыта, устраняются явные или предполагаемые противоречия. Такое отношение к предшествующему опыту способствовало сохранению традиций и обрядов, их воспроизводству из поколения в поколение.
Накоплен большой эмпирический материал в областях с близкой проблематикой. Поэтому возникает необходимость использования этого материала из области этнографии, фольклористики, религиоведения, истории для воссоздания мифоязыческой картины мира чувашского народа. Ее исследование и выявление механизма действия традиций и обрядов в регулировании образа жизни чувашского этноса на стыке разных научных дисциплин на сегодняшний день изучены недостаточно. В настоящей работе в изучении мифоязыческой картины мира используется философская рефлексия, которая способна привести к своеобразному сращиванию разных сфер знаний и в большой степени объективировать ее осмысление в заданном научно-исследовательском режиме.
В данной работе осуществляется переход от эмпирических конструкций к научному осмыслению феномена «мифоязыческая картина мира этноса» и выясняется ее роль в регулировании, упорядочивании жизнедеятельности чувашского этноса, что в конечном итоге определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования выступают мифология и язычество как культурно-исторический феномен.
Предметом исследования является конструирование целостности мифоязыческой картины мира как регулирующей системы в контексте социально-исторического бытия чувашского народа.
Цели и задачи исследования. Основная цель заключается в том, чтобы изучить мифоязыческие представления чувашского народа, выявить основные структурообразующие компоненты мифоязыческой картины мира и каким образом они регулировали жизнедеятельность этноса. Их философское осмысление позволит лучше понять духовную культуру предков чувашей.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные направления исследования мифа зарубежными и отечественными учеными и выяснить состояние изученности религиозно-мифологических представлений чувашского этноса.
2. Сформулировать основные подходы к пониманию феномена «мифоязыческая картина мира» и выявить методологию ее исследования.
3. Обосновать конструирование чувашской мифологической картины строения мира.
4. Определить важнейшие параметры мифоязыческой картины мира и выявить интегративную и регулятивную функции традиций и обрядов в образе жизни этноса.
5. Выявить основополагающие функции культов в мифоязыческом сознании и их роль в регулировании образа жизни чувашского этноса.
Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Основой диссертационного исследования является синтез различных теоретических положений и концепций, разработанных в отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме. Наиболее заметными и влиятельными являются работы, анализирующие миф с позиций саморазвивающейся системы, которые представлены в исследованиях Э.Кассирера, Р.Барта, К.Хюбнера. Представители феноменологической теории мифа (И.Кант, К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Штернберг), идеалистической философской системы (Э.Гуссерль, Г.Г.Гадамер, М.Хайдеггер, С.Франк и др.) внесли определенный вклад в разработку понимания мифа.
Нами использованы теоретические источники, развитые с позиций семантики, лингвистики в исследованиях Ф.И.Буслаева, Вяч.В.Иванова, А.Ф.Лосева, А.А.Потебня, И.И.Толстова, Ю.Лотмана, Б.Успенского, О.М.Фрейденберга. Ф.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев рассматривали мифы, фольклор, языческие верования и обряды не с целью построения «пантеона богов» древности, как было принято ранее. Они впервые в отечественной науке пытались понять и воссоздать образ мыслей и поведения людей мифологического времени. Мы опирались на работы А.Ф.Анисимова, В.Г.Богораза, И.М.Дьяконова, В.В.Евсякова, Г.Л.Золотарева, А.Ф.Лосева, С.С.Парамонова, Б.Н.Путилова, С.А.Токарева, М.И.Стеблин-Каменского, М.И.Шахновича и др., исследовавших взаимосвязи мифа, религии и философии, способы отражения в них общественной практики, процессы организации коллективной жизни древних людей.
Социологический подход в объяснении мифологического мышления использовался в учениях Ф.Ницше, Э.Дюркгейма, М.Вебера и др. Согласно Дюркгейму, существуют две формы сознания: индивидуальное и коллективное. Первобытное сознание основано на коллективных представлениях, которые образуют общее основание мифов самых разных обществ. И на них базируется мифологическая картина мира.
Функциональная роль мифов исследовалась Б.Малиновским, А.М.Мелетинским, Ю.П.Францевым. Дж. Фрезер явился автором концепции примата ритуала над мифом. Разработке социально-психологической функции мифологического сознания посвящены исследования В.Вундта, Леви-Брюля, З.Фрейда, К.Юнга, закономерно вошедшие в мыслительный арсенал нашей диссертации.
В обосновании роли и места духовности в мировосприятии и мироистолковании человека использовались достижения классической немецкой и марксистской философии (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.), учения которых являются теоретической основой исследования.
Междисциплинарный характер работы потребовал объединить достижения и теоретические положения, развитые в последние годы в отечественной философии, социальной психологии, религиоведении, этнографии, культурологии (А.Ф.Анисимов, С.А.Арутюнов, Г.М.Андреева, П.С.Гуревич, И.Т.Касавин, И.А.Крывелев, А.Н.Леонтьев, А.Ф.Лосев, И.Н.Лосева, А.М.Лобок, В.М.Пивоев, Б.Ф.Поршнев, В.Н.Порус, С.Д.Смирнов, В.С.Степин, М.И.Шахнович, А.В.Штофф, В.П.Филатов и др.).
В анализ мифологического сознания чувашского народа внесли значительный вклад ученые Н.И.Ашмарин, П.В.Денисов, Н.И.Золотницкий, Г.И.Комиссаров, В.К.Магницкий, Д.Месарош, Н.В.Никольский, В.А.Сбоев, А.Фукс, Н.И.Егоров, Н.А.Исмуков, А.А.Трофимов, В.П.Никитин (Станъял), А.К.Салмин, А.П.Хузангай и другие авторы.
В работах Г.Э.Ахтямовой, В.М.Ермакова, Т.Н.Евграфовой, В.Ю.Кузнецова, Ю.П.Кулькова, Г.М.Пурынычевой, Г.Д.Петровой, В.С.Соловьева, А.И.Петрухина, А.Г.Степанова, В.А.Федотова исследованы проблемы сознания и мировоззрения, затрагивающие некоторые вопросы мифологического сознания и времени, нравственных ценностей и идеалов, феномена мудрости, традиций этноса. Работы Г.Н.Волкова, Ю.С.Гурова, В.К.Кириллова, Р.В.Михайловой и др. посвящены анализу роли традиционных обрядов в воспитании и образе жизни чувашского народа. Психологический аспект картины мира анализируется в книге Э.З.Феизова «Восприятие и реальность». В.И.Чекушкин исследовал нравственные основы менталитета чувашского народа. Различные аспекты картины мира в духовной жизни человека и общества исследовали А.В.Маслихин и В.Д.Маслихин. Вышеназванные источники представляют собой ценный мыслительный и эмпирический материал для исследования мифоязыческой картины мира чувашского народа. Их творческие достижения востребованы для нашего исследования самой темой диссертации.
Исходя из теоретических позиций вышеназванных и других авторов, нами выдвинута концепция исследования, включающая в себя: во-первых, мифоязыческая картина мира формировалась в результате эволюции мифологического мировосприятия. Она являлась самовыражением и смыслонесущим феноменом в регулировании образа жизни этноса в естественно-природных и социальных условиях. Самоутверждение, воспроизводство собственной человеческой жизни в биологической и социокультурной сферах осуществлялись в рамках конкретной социально-этнической общности; во-вторых, в процессе изменения бытия этноса совершалась эволюция картины мира, происходила постоянная адаптация этноса к изменяющимся природным и социальным условиям; в-третьих, повседневная жизнь наших предков осуществлялась на основе гармонии с природой и обществом. Человеческая жизнедеятельность регулировалась на основе соблюдения систем традиций, обрядов и символов, почитания божественных и земных культов, а также с помощью уникального набора смысловых средств, выраженных в языке.
В диссертации использованы мировоззренческий, системно-структурный, компаративистский и диалектический подходы, а также методы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, принцип преемственности в изучении феноменов духовной культуры этноса. В мировоззренческой реконструкции мифоязыческой картины мира использовались элементы сравнительно-исторического метода, представлен мировоззренческий компонент в формировании картины мира на различных донаучных этапах.
Автор для объяснения мифоязыческой картины мира и ее роли в регулировании человеческой деятельности применяет генетический, социально-исторический, социально-психологический методы. Они направлены на выявление связей между сущностью мифа и язычества с их многочисленными проявлениями в сфере сознания и образе жизни человека. В исследовании использовался деятельностный подход в формировании картины мира как способ, определяющий внутренний план сознания, как способ ее проявления, освоения и приспособления к природной и социальной действительности. Комплексность в методологической позиции автора обусловлена характером самого исследования, сложность и многоуровневый характер которого не может быть раскрыт в рамках единой методологической парадигмы.
Научная новизна исследования.
В процессе реконструкции мифоязыческой картины мира чувашского народа мы пришли к выводу, что она в своей истории прошла этапы генезиса, эволюции и преемственности, функционирования основополагающих смысловых и символических составляющих традиционного мировосприятия и выполняла важную роль в регулировании жизнедеятельности этноса. Чувашская мифоязыческая картина мира осмысливается как целостная система мировосприятия, как особый тип культурного освоения и отношения к действительности. В кратком изложении научная новизна исследования может быть представлена следующими положениями:
-
Выявлены основные направления исследования мифа зарубежными и отечественными учеными: античный, анимистический, лингвистический, культурологический, романтический, ритуалистический, семантический, социально-психологический, структуралистический, этнолого-религиоведческий, философский. Выявлено состояние изученности религиозно-мифологических представлений чувашского этноса.
-
Обоснованы подходы к анализу феномена «мифоязыческая картина мира» на основе имеющихся достижений в области методологии философского анализа. Введена логика выявления природы понятий «модель восприятия мира», «картина мира», «образ мира».
-
Впервые мифоязыческая картина мира чувашского народа исследуется комплексно, осмысливается как целостная система мировосприятия. Она рассматривается как специфический способ мышления, видения мира, особый тип культурного освоения и отношения к действительности.
-
Раскрыты природа чувашской мифологической модели мира, ее практическая значимость и ценностные установки в самосознании этноса. В процессе реконструкции традиционного мировоззрения воссоздана ее целостность.
-
Установлены важнейшие параметры мифоязыческой картины мира, ее генезис, эволюция и преемственность. Она являлась многомерным и многоаспектным феноменом, формировалась на основе эволюции мифологического мировосприятия, проявлялась в традициях и обрядах и выполняла упорядочивающую и регулятивную функции в образе жизни чувашского народа.
-
Выявлены основополагающие функции культов, их место и роль в мифоязыческом сознании и регулировании жизнедеятельности чувашского этноса.
Положения, выносимые на защиту.
В ходе решения вышеназванных задач обозначились положения, которые могут быть представлены в качестве основных идей нашего исследования.
1. В процессе познания мира формируются две концептуально-когнитивные формы его постижения: «модель восприятия мира» и «картина мира». Они взаимосвязаны в единую систему, являются той формой, через которую и посредством которых человек «встраивается» или «вживается» в существующий мир. Картина мира исторически представлена сложной многоуровневой структурой. Каждый из ее уровней имеет автономную форму детерминации.
Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место в окружающем мире. В общественном сознании исторически складывались и постепенно изменялись разные картины мира, которые человек воспринимал как то, что есть на самом деле. Принятое в среде философов-профессионалов понятие «картина мира» выражает образно-понятийную копию Вселенной. Она возникает на основе определенного мировоззрения, является духовным образованием, служит важным средством управления человеческой деятельности, помогает человеку ориентироваться в реальной жизни.
2. Мифы являются исторически первым типом мировосприятия. Они отражали и реальные, и иллюзорные модели жизни человека, социума, Вселенной. До появления научных представлений о природе люди задумывались об окружающем их мире, его строении и происхождении. Мифологическая картина мира связана с непосредственной (визуальной) наглядностью, парцептивно-эмоциональным механизмом формирования картины окружающего мира. В ней разум оставался подчиненным чувственно-образному восприятию, отсутствовало логико-понятийное освоение причинно-следственных связей. Она обладала универсальными параметрами, имела всеобщий смысл и в духовной, и в практической жизни человека. В этой картине мира воссоздавалась вся полнота жизни людей со всеми ее ценностями, поддерживались, санкционировались определенные нормы поведения и соблюдалась эффективность ритуала. На основе коллективного опыта, небогатой исторической памяти она упорядочивала образ жизни людей. Они убеждались в полезности мифов, так как мифологическое сознание выполняло функцию интеграции наших предков в определенный коллектив, с его помощью пытались объяснить повседневные жизненные проблемы.
3. Космогонические мифы определяли структуру религиозно-мифологической картины мира, описывали возникновение и существование пространственно-временных свойств Вселенной, ее функции, взаимосвязанность с человеческой деятельностью. Мифы творения – это мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит мир. Объяснение перехода от первоначального хаоса к упорядоченному Космосу выступало в качестве основной цели мифов. В модели строения мира образ мирового дерева выступал в качестве универсального символа, объединяющего все сферы Мироздания.
Космогония, являющаяся ядром мифологической системы чувашей, претерпела длительную историческую эволюцию, основные этапы которой связаны с трансформацией идеи возникновения мира, Вселенной. Во-первых, космогонические мифы повествуют о возникновении того, чего раньше не было; во-вторых, особое внимание уделяется внесению упорядоченности в природную среду; в-третьих, миф обязательно предполагает введение обрядов, поддерживающих установленные порядки между людьми. Руководствуясь мифоязыческим мировосприятием, предки чувашского народа смысл жизни согласовывали в гармонии с Космосом. Космогонические представления являлись универсальной знаковой системой, организующей традиционные общественные отношения, материальную и духовную культуру народа. Чувашские узоры, орнамент, жилище, двор, киреметище связаны с мифологической моделью мира.
4. В результате анализа и обобщения теоретических исследований по проблеме формирования картины мира выяснилось, что мифоязыческая картина мира, сочетая логико-понятийное и эмоционально-образное начала познания, в силу указанных особенностей не имеет аналога. Она является универсальной картиной мира, охватывая аспекты религиозной, духовной, социально-психологической картин мира. В мифоязыческой картине мира чувашского народа можно обнаружить общекультурные закономерности. Эта картина мира включала в себя богатое культурно-символическое содержание и огромный комплекс первобытных верований и обрядов. Она возникла в результате культурно-исторической эволюции, преемственности мифологической картины мира разных исторических эпох, на основе единства природных и социально-исторических компонентов, опосредованных этнокультурным воздействием. Ей присущи традиции и обряды, которые являлись средством объективизации религиозно-мифологических представлений. Они выполняли регулятивные функции в жизнедеятельности чувашского этноса. Мифоязыческая картина мира повлияла на их духовный мир, социальную организацию и образ жизни. Ей присущи социально-психологические аспекты механизма внушений, мотивации, установок в регулировании деятельности человека.
5. Культы выступали в качестве идеальной формы осмысления жизненных проблем и способа их закрепления в материально-социальной реальности и в образе жизни людей. Действие культов не ограничивалось сферой сакрального и природного, а также распространялось и на социальную реальность и определяло человеческую повседневность. Система культов в мифоязыческом миропонимании в качестве нравственных правил активно включалась в регулирование общественных процессов на основе традиций и ритуалов. Согласно языческим воззрениям чувашей, люди взаимосвязаны со всеми видимыми и невидимыми мирами Вселенной. Они обращались к другим уровням бытия, т. е. сверхъестественного и божественного, с желанием с помощью культов вносить те или иные изменения как в свой мир, так и в другие миры. Большинство языческих культов связано с поклонением самой природе, природным явлениям, Богу, божествам, добрым и злым духам, Киремети, предкам и т. п.
Апробация результатов работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр философии и методологии науки и социально-экономических дисциплин Батыревского филиала Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова. Основные положения диссертации отражены в монографиях, учебных пособиях, статьях и выступлениях на международных, региональных научных и научно-практических конференциях: Научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения И.Я.Яковлева (Ульяновск, 1998), Международная научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося чувашского просветителя И.Я.Яковлева (Чебоксары, 1998), Международный симпозиум, посвященный 70-летию Васильевой Е.Ф. (Чебоксары, 2004), Региональная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Батыревского филиала Чувашского государственного университета (Батырево, Чувашская Республика, 2004), Итоговая научная сессия Чувашского государственного института гуманитарных наук, посвященная научно-исследовательской работе за 2004 год (Чебоксары, 2005), Межрегиональная научно-практическая конференция (Батыревский филиал Чувашского государственного университета, 2006).
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что в нем обосновано философское осмысление мифов и языческой религии, сформулировано понятие «мифоязыческая картина мира» и определены ее основные функции в качестве ценностных и смыслонесущих ориентиров в деятельности этноса, определяющих сознательную мировоззренческую позицию человека в контексте данной исторической этнокультурной традиции. Модели восприятия мира как ценностного императива в жизнедеятельности человека представлены в качестве фундаментального духовного образования для анализа мифоязыческого мировоззрения. Диссертационное исследование вносит определенный вклад в разработку философской концепция мифоязыческой картины мира в определении ее места и роли в исследовании духовной культуры, традиционного мировоззрения наших предков.
Материалы исследования использовались автором в процессе преподавания курсов философии, концепций современного естествознания, культурологии и религиоведения в Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова. Основные положения и выводы, отражающие содержание работы, материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания в вузах, в создании учебников и учебных пособий по социальной философии, культурологии и религиоведения.
Структура диссертации состоит из введения, двух разделов, пяти глав, заключения и библиографического списка.