Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Функция религии в общественной жизни. Роль и место идеологии и религии в жизни вьетнамского общества.
1. Общественная функция религии 18
2. Существенные черты восточной религии и особенности религиозной жизни вьетнамского общества 31
3. Идейные учения, религиозные верования, их формы существования и способы воздействия на духовную жизнь современного вьетнамского общества 44
Глава II. Эволюция католицизма во вьетнамском обществе
1. История вьетнамской мысли в контексте культуры (докатолический период) 50
2. Вьетнамское общество в период "проповедничества" 57
3. Место и роль католицизма во вьетнамском обществе 70
4. Формирование и развитие католической общины .95
Глава III. Анализ и оценка влияния католицизма на вьетнамское общество 118
1. Влияние католицизма и Западной культуры на вьетнамское общество в период религиозного проникновения (XVI в.— 1945 г.) 119
2. Вхождение католицизма в культуру и верование вьетнамцев 128
3. Католицизм и национально-религиозные отношения 139
4. Католицизм и национально - освободительное движение 146
5. Католицизм и политика 157
6. Католицизм и мораль 167
Заключение 176
Приложение 182
Список литературы 189
- Общественная функция религии
- История вьетнамской мысли в контексте культуры (докатолический период)
- Влияние католицизма и Западной культуры на вьетнамское общество в период религиозного проникновения (XVI в.— 1945 г.)
Введение к работе
Актуальность темы. Актуальность разработки названной темы обуславливается тем, что с конца 80-х годов (в частности, после VI съезда КПВ в 1986 г.) во Вьетнаме началось осуществление программы социально-экономических реформ. Данная программа получила название "политики обновления" - "дои мэй". Суть обусловленного ею процесса состоит в переходе к рыночному хозяйству при сохранении существующего политического механизма .
Процессы обновления в экономике, в свою очередь, обусловили некоторые заметные перемены и в общественной жизни страны. В частности это проявилось в либерализации общественных движений, активизации религиозной жизни. В настоящее время можно даже говорить о возрождении религий во Вьетнаме после предшествующего периода ограничений и давления со стороны государства, хотя это и не носит всеобщий характер. Коммунистические власти Вьетнама, несмотря на либерализацию общественной жизни, все же предпочитают держать религиозную жизнь своих граждан под строгим контролем. Контролируя ситуацию в этой сфере, правительство все же продолжает поступательное движение в сторону дальнейшей либерализации в области религии. Об этом свидетельствует
Особенности этого момента становятся основанием для наблюдения и анализа со стороны и российских специалистов: Современный Вьетнам: особенности переходного периода : Сб. тез. Междунар. конф. Евровьет V, 28-30 мая 2002, Санкт-Петербург. СПб.: Фонд вост. культур, 2002 г.; Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986-1997 гг.) / Е. В. Кобелев; Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения. М.: ИВ РАН, 1999; Вьетнам на пути реформ: экономика и политика / Меркулова Э.А.; Под ред. Ю.Б. Кашлева; Дипломат, акад. МИД РФ. Ин-т актуал. междунар. пробл. М.: Науч. кн., 1998; Вьетнам: поиски путей обновления (Сб. ст.) АН СССР, Ин-т экономики мировой соц. системы; [Отв. ред. и авт. предисл. Е. Р. Богатова]. М.: ИЭМСС, 1990. Вьетнамские специалисты также много делают в этом направлении для знакомства российских коллег с проблемами в этой области: Нгуен Тхи Тху Ха. Социальные проблемы образования в условиях перехода к рыночной экономике: Социально-структурный аспект; на примере Социалистической Республики Вьетнам: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.04 М., 2001. Фунг Тхи Зиеп Линь. Влияние политики "обновления" (Дой мой) на средства массовой информации социалистической Республики Вьетнам в историческом контексте, 1986-1999: Дис.... канд. ист. наук: 07.00.03 М., 2000; Фам Минь, Шон. Проблемы политической стабильности Вьетнама в период перехода от командно-административной к рыночной экономической системе: Автореф. дис. ... канд. полит, наук / МГУ им. М.В Ломоносова. - М., 1997.
принятие правительством Вьетнама трех юридических документов о свободе вероисповедания: Распоряжения от ноября 2004 года, Инструкции премьер-министра от февраля 2005 года и Декрет о религии от марта 2005 года. Следует также отметить и на вьетнамско-американское соглашение о соблюдении религиозной свободы от 5 мая 2005 года.
Под влиянием происходящих изменений в конфессиональной сфере и в условиях постоянного действия этнических факторов во Вьетнаме в последнее время формируется новая, колоритная и своеобразная этноконфессиональная ситуация, представляющая собой результат взаимодействия современных этнических процессов с конфессиональными.
Во всем мире религия по-прежнему играет значительную роль в социальной сфере. Согласно статистическим данным более 4/5 человечества относит себя к верующим. Религиозное мировоззрение в той или иной степени пронизывает собою многие области культуры. При этом представители религиозной идеологии активно участвуют не только в церковной, но и в светской жизни. Так что невозможно составить полную картину современной действительности без учета роли религиозного фактора.
Как показывает история, формы религиозности, и ее содержание существенно менялись в зависимости от характера материальной и духовной жизни людей. Смена исторических эпох всегда сопровождалась преобразованиями и в сфере религии. Современная эпоха также вносит существенные изменения в облик религии. Чрезвычайно показательны в этом отношении процессы, происходящие в современном католичестве, число приверженцев которого насчитывает более миллиарда человек. География распространения этого верования чрезвычайна широка. В зону влияния католицизма попадал и Вьетнам, где на данный момент имеется более 6 миллионов его последователей. В настоящее время в СРВ признаны два назначенных Ватиканом кардинала: ханойский архиепископ Фам Динь Тунг и хошиминский - Фам Минь Ман. При этом следует отметить, что Ватикан не может назначать на вьетнамские кафедры епископов без согласования с правительством страны 2.
2 Папа Римский Иоанн Павел II, посетивший 129 стран, так и не смог побывать во Вьетнаме.
Социалистическая Республика Вьетнам - государство, возникшее в 1975 г. в результате объединения ДРВ и Вьетнамской Республики (Южного Вьетнама). Страна расположена на востоке Индокитайского полуострова, граничит с Китаем на севере, Лаосом и Камбоджей на западе; омывается водами Южно-Китайского моря с востока и юго-востока и Сиамского залива с юго-запада. Население современного Вьетнама составляет около 74 млн. человек. Население многонационально, в его состав входят 54 различных этнических образования, представляющих австроазиатскую, австронезийскую и китайско-тибетскую языковые семьи. Расселение народов по территории страны неравномерно. Структура территориального размещения населения Вьетнама сводится к трем типам расселения: дельтово-приморский (равнинный,) горно-долинный и горный. У народов, населяющих территорию Вьетнама, в разные периоды их этнической истории были распространены различные религиозные системы и верования: анимизм, тотемизм и другие ранние формы религиозных верований; культы покровителей и культ предков во всех его проявлениях; буддизм Хинаяны и Махаяны; даосизм; конфуцианство; равно как и вьетнамизированная форма синтеза трех последних; индуизм; ислам; христианство (католицизм и протестантство); а также "новые" синкретические по своему характеру религии такие, как каодаизм, буддизм хоахао, кокосовая религия. Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн.человек (что составляет около 1\3 населения страны), насчитывается 50 тысяч служителей культа (монахов или лиц, профессионально занимающихся религиозной деятельностью) и более 20 тысяч культовых сооружений, относящихся к различным религиозным течениям.
Если рассматривать общую тенденцию эпохи, то во Вьетнаме также наблюдается тенденция дальнейшей эволюции религии (прежде всего в форме католицизма и протестантизма). Такое развитие оказывает значительное влияние на политическую, социальную и культурную жизнь страны. Не удивительно, что в документах VII и VIII съездов Коммунистической партии Вьетнама равно как и в других партийных постановлениях и резолюциях подчеркивалось, что в последующий период «религия по-прежнему будет оставаться потребностью для части населения» и будет оказывать
определенное воздействие на духовную жизнь человека.
Наряду с религией воздействие на духовную жизнь вьетнамского общества оказывали и оказывают всевозможные идейные учения. На каждом историческом этапе в духовной жизни общества имеется идейное учение или религия, которое занимает главенствующие позиции относительно уже существующих идейных учений или религий. В свою очередь и эти религии воздействуют не только на культурные регионы и социальные слои, но и влияют на главенствующее учение. Все это мы наблюдаем и в нынешнюю эпоху, когда марксизм и идеи Хо Ши Мина играют руководящую роль во всей деятельности вьетнамского общества.
Для того чтобы понять влияние религии вообще, и католицизма, в частности, на вьетнамское общество, следует взглянуть на религию и с конкретно-исторической точки зрения, и в динамике. Нельзя рассматривать современный католицизм с тех же позиций, что и в период национально-освободительной борьбы, когда вся страна в едином порыве занималась строительством социализма, когда многие служители церкви и верующие многих религий слились с народом, прочно соединились с сообществом, стали на путь самоотдачи во имя других, во имя «хорошей жизни», «прекрасной религии».
Проблемой, заслуживающей в настоящее время пристального внимания и тщательного изучения, является существование религии вообще, особенно католицизма в условиях социализма в условиях социализма, которому Вьетнам остался верен. Так что это чрезвычайно сложная проблема. Она осложняется еще и тем, что мнения и оценки роли в общественной жизни религии и веры вообще, конкретной религии и религиозной деятельности различны — как между политическими и культурно-научными кругами, так и внутри них. Как в партии, так и в органах, непосредственно отвечающих за вопросы религии (исследовательских и управленческих), нет единого мнения.
Более того, национальные и религиозные проблемы бывают обычно наиболее важными и чувствительными; они, как правило, переплетаются друг с другом. Если их правильно оценивать, то это придает стране силы; и напротив, это легко может стать бикфордовым шнуром, воспламеняющим конфликты, может привести к войне, к подрыву единства населения разной
веры и разных национальностей. Примером этого может служить урок,
извлекаемый из истории
вьетнамского народа, в аспекте истории эволюции в нем католицизма.
Все эти сложные и чрезвычайно актуальные проблемы и подтолкнули меня к исследованию такой темы, как «католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама». Надеюсь, что с показом как структуры католицизма, так и его воздействия на вьетнамское общество, мне удастся содействовать выработке соответствующих рекомендаций, и, тем самым, способствовать процессу обновления страны по социалистическим ориентирам, считая это проблемой, имеющей насущное теоретическое и практическое значение.
Степень разработанности проблемы. Вьетнам - страна древней и яркой культуры. Исследования историков, археологов и этнографов показали, что в I тыс. до н. э. территория этой страны была центром самобытной цивилизации, получившей название донгшонской. Мы имеем дело с цивилизацией со сложными религиозными верованиями, с высокоразвитым и глубоко своеобразным искусством, с очагами государственности. Вьетнамская культура становилась объектом пристального изучения исследователей самых разных стран. В центре внимания их было изучение самых разнообразных проявлений вьетнамской культуры, чаще всего -философии и религии.
К настоящему времени в самом Вьетнаме имеется немалое количество исследовательских работ, посвященных всестороннему изучению католицизма во Вьетнаме. Среди них хотелось бы в первую очередь отметить такие как: «История проповедования» Нгуен Хонга, «Маршруты проповедования» А. де Рода, «История католической общины» Буй Дык Шиня, «Католицизм и колониализм» Као Хюи Тхуана, «Некоторые вопросы истории католицизма во Вьетнаме» До Куанг Хынга, «История вьетнамского католичества» (в 2-х тт.) Фан Фат Хуона, коллективный труд под названием «Некоторые вопросы истории католицизма в истории вьетнамской нации». Авторы перечисленных выше работ приложили немало усилий к сбору свой эмпирического материала, выработке методологии исследования, и имеют определенный взгляд на проблему.
Следует отметить, что когда речь заходит о вычленении корпуса исследовательской литературы по данной проблеме, стоит учитывать такой фактор, как деление Вьетнама на «северную» и «южную» части. Что касается Южного Вьетнама, то до 1975 г. там существовало две тенденции при написании работ по религиозной проблематике вообще, и роли католицизма во Вьетнаме в частности.
Отличительной чертой первой тенденции являлось подчеркивание роли крупных религиозных практик и идеологий, прежде всего - буддизма и католицизма. Например, Дык Нюан, автор книги «Воплощение буддизма в эпоху», исходил из первенства буддизма для общественной жизни. А католический священник Као Ван Луан, автор книги «Рядом с потоком истории», исходил из признания особой роли уже католицизма. А совсем недавно, отвечая на письмо Буй Тин, г-н Чан Ван Ань, бывший офицер армии Республики Вьетнам, просто абсолютизировал роль католицизма на Юге, рассматривая его как основную силу, противостоящую компартии Вьетнама на протяжении почти века.
Во втором случае роль и место религии в обществе оценивалась авторами критически. Прежде всего — из-за развязывания войны во Вьетнаме. Следует отметить, что эта тенденция имеет, безусловно, психологическую подоплеку. Она отражает острую душевную боль авторов в связи с утратой ими родины. Но с другой стороны она являет нам пример одностороннего взгляда, затушевывающего сущность проблемы, и искажающего роль коммунистической партии Вьетнама. Представители второй тенденции предпочитают говорить о том, что причина трагедии, которую вынужден был пережить вьетнамский народ, имеет два источника: католицизм и коммунизм. Последняя точка зрения в наиболее острой форме выражена в книге До May «Вьетнам в огне и крови - моя родина».
В отличие от Юга, на Севере до 1975 г. исследований в области религии практически не велось. Но с момента обретения независимости и объединения страны здесь наметился определенный прогресс. Особенно когда в стране начался процесс обновления, и когда религиозная активность приняла такой характер, что можно сказать, говоря об общественной жизни Вьетнама, что начался религиозный бум. Благодаря этому и появилось много работ,
посвященных проблемам религии. В общем и целом эти работы опирались, как правило, на теоретические положения марксизма о религии. Эти принципы позволяли давать довольно глубокий анализ роли буддизма и католицизма в национальной истории. В статьях многих авторов говорилось о том, что религии во всем мире, включая Вьетнам, оказывают негативное воздействие на социальную сферу. Тем не менее в некоторых статьях отмечалась и определённая целесообразность религии, особенно с точки зрения морали. Материалы двух конференций по буддизму, состоявшихся в Ханое в 1984 г. и в г. Хошимине в 1985 г., и сборник «Некоторые вопросы истории католицизма в истории вьетнамской нации» Института общественных наук и Комитета по делам религий г. Хошимина, изданный в 1988 г., дают как раз пример именно такой оценки.
Помимо трудов вьетнамских ученых заслуживают внимания и работы российских, прежде всего советских исследователей. Сразу же следует отметить, что работы ученых Советского Союза не следует автоматически помещать в архив, списывать со счетов, как устаревшие. Благодаря работам того периода можно узнать много ценного о вьетнамской культуре, выпавшей из поля зрения после процесса перестройки в России. Поэтому неудивительно активное использование при написании диссертации и работ представителей советской школы. Хотя следует признать, что в советской историографии традиционной являлась разработка вопросов, связанных с развитием национально-освободительного и коммунистического движения во Вьетнаме,
Среди трудов российских авторов особого внимания заслуживает работа «Политическая роль буддистских монахов Южного Вьетнама» Мелик-Гайказовой. В этой работе отмечается позитивная роль буддизма в Южном Вьетнаме, утверждается, что для народа это основная религия. В своей работе «Буддизм и его роль в общественной жизни азиатских государств» Конев касается вопроса отношений между буддизмом и политикой, буддизмом и буддистами во Вьетнаме и приходит к мнению о том, что по сравнению с буддизмом на Севере отмечается более высокий уровень позитивности у буддизма на Юге. Проблема роли религии и церкви в общественно-политической жизни стран Азии, Африки и Латинской Америки находит отражение в работах: М. В. Андреева (Католицизм и проблемы современно рабочего и национально-освободительного движения. М.1968; «Религии и церковь в современную эпоху», М, 1976 и др.). Из работ, посвященных непосредственно роли и месту религии в колониальном обществе, следует отметить такие как: И. СШерн-Борисова «Христианская религия и современный колониализм»; Э.О.Берзин «Католическая церковь в Юго-Восточной Азии». Большое внимание эти авторы уделили анализу миссионерской деятельности европейской католической церкви в колониальных странах и взаимоотношению христианского миссионерства и колониальной политики.
однако практически все исследования велись без должного учета роли религиозного фактора. В процессе перестройки специалистам в области вьетнамской мысли удалось провести конференцию и опубликовать результаты своей исследовательской работы.4 Особого внимания заслуживает деятельность Центра восточных философий Института философии РАН, где ведется работа в направлении изучения вьетнамской философии. Итогом их работы стала «Антология традиционной вьетнамской мысли. X — XIII вв.». Проблемам взаимодействия религиозной и общественной форм Вьетнама была посвящена диссертация В.Н.Колотова, но она основана на узком временном интервале. В данной работе взаимосвязь между такими явлениями, как религия и политика изучается на материале истории Южного Вьетнама середины XX в. 6 Следует отметить также рассмотрение этнических процессов в современном Вьетнаме в их взаимодействии с конфессиональными факторами, имеющееся в диссертации Н.В.Григорьевой, давшей анализ сложившейся этноконфессиональной ситуации и тенденций ее развития 7.
Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке Социалистической республики Вьетнам". М., ИФ РАН, 1989. "Вьетнамская философия нового и новейшего времени, материалы и исследования. К 100-летию со дня рождения Хо Ши Мина". Наука М., 1990. 5 Антология традиционной вьетнамской мысли. X — XIII вв. Вводная статья, переводы, комментарии, составление" М., Ин-т философии, 1996. — 238 с. Отв. ред. М.Т. Степанянц.
Идея создания "Антологии традиционной вьетнамской мысли" зародилась до перестройки, в ходе активного двухстороннего сотрудничества между Институтом философии АН СССР и Институтом философии Комитета общественных наук СРВ. В то время - время начала 80-х гг. - достаточно плодотворно велась совместная советско-вьетнамская научная деятельность по различным направлениям гуманитарного, в основном - общественно-политического знания, которое осуществлялось в духе овладения и распространения марксистско-ленинского мировоззрения. С этих позиций и было предложено тогда "взглянуть" на исторический, литературно-художественный материал, хранящийся в Библиотеке национальной литературы Вьетнама.
Колотов В.Н. Религия и политика в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг. Специальность 07.00.03 - "Всеобщая история". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. С.-Петербург, 1997.
Григорьева Н.В. современная этноконфессиональная ситуация во Вьетнаме. Специальность 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург, 2000. Автором выявляется интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этнических процессах, обуславливающая, соответственно этническое объединение /консолидацию или ассимиляцию/ и этническое разделение /размежевание/.
Изучив имеющуюся вьетнамскую, российскую и зарубежную литературу по нашей проблеме, можно отметить следующее. Наряду с существующим согласием по определенным проблемам, имеются также и разногласия. Прежде всего это касается вопроса о том, каково влияние религии вообще и католицизма в частности в идейной и культурной истории Вьетнама? Кроме того, имеются различия по ряду других вопросов, таких как методы подхода к вопросам религии, отношение между религией и политикой, между религией и нацией, религией и культурой... Все это показывает, что весьма сложно дать адекватную оценку католическому влиянию в идейно-культурной истории Вьетнама, которая была бы приемлема всеми.
Особо хотелось бы отметить, что нет почти ни одной работы, в которой бы давалось относительно системное исследование католицизма и его влияния на общественную мысль во Вьетнаме с точки зрения философии. До сих пор нет специальных работ, где проводился бы комплексный анализ религиозно-политической ситуации во Вьетнаме. Надеюсь, что данная работа ликвидирует этот пробел.
Цель и основные задачи исследования. Основная цель данной работы заключалась в том, чтобы применяя научный (философский) подход к религиозной области, всесторонне изучить такое явление, как католицизм во Вьетнаме, и прежде всего - в аспекте его влияния на социальную сферу общества. В свете этой цели на первом плане для нас была философски обоснованная оценка влияния католицизма на общественную мысль Вьетнама как в его прошлом, так и настоящем.
Для достижения этой цели нами формулируются следующие задачи:
Основываясь на современных философских приемах и научных методах, оценить роль религиозного культа в социальной практике;
Изучая религиозный фактор социальной сферы вьетнамской культуры, выявить роль религиозных общественных организаций и институтов религии, мотивы, формы и импульсы, обуславливающие трансформацию религиозных обрядов;
Проанализировать с философских позиций сущность восточной религии, выделить наиболее существенные особенности религии во
Вьетнаме;
Выявить идейные учения, религиозные верования, их формы существования и способы воздействия на духовную жизнь современного вьетнамского общества;
Определить роль марксизма и идей Хо Ши Мина в оценке современных идейных учений, религиозных верований, их форм существования;
Выделить наиболее ярко те черты, которые присущи католицизму во Вьетнаме на всех этапах его идейной и социальной эволюции.
Выработать основы для адекватной оценки влияния католицизма на общественную мысль Вьетнама в прошлом, настоящем и ближайшем будущем.
Методологические основы исследования. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, предполагающий многомерный синтез философских, социологических, антропологических, культурологических и религиоведческих исследовательских практик, применительно к феномену воздействия католицизма на общественную мысль Вьетнама. При решении основных задач диссертации были использованы в той или иной степени приемы и принципы эмпирико-религиоведческого, сравнительно-исторического, контекстуального методов исследования. В работе присутствуют исторические экскурсы, реконструкции, историко-религиоведческие иллюстрации, введенные для убедительности аргументации и наглядности изложения.
Научная новизна исследования обусловлена системным подходом к религиозной и социальной практике вьетнамской культуры, а также рядом конкретных результатов.
Дан системный анализ основных идей относительно роли религии, что затронуло проблему методологического значения, т. е. подхода к роли религии с философской и социальной точек зрения. А именно: религиозные организации и общественные институты создавались, прежде всего, на основе религиозного сознания и религиозной идеологии. Организации и институты соответствуют религиозному сознанию и религиозной идеологии. Результатом такого анализа являются три основных принципа, используемых при изучении
влияния католицизма на вьетнамскую общественную мысль.
Определен подход к проблеме сущности восточной религии и на основании этого установлены некоторые самые существенные особенности религии во Вьетнаме. На этой основе были показаны идейные учения и религиозные верования, оказывающие влияние на общественную мысль Вьетнама.
Для того, чтобы объективно оценить католицизм во Вьетнаме на всех этапах его эволюции в контексте его влияния на вьетнамское общество, были философски проанализированы различные религиозные контакты внутри культуры, в том числе и в разрезе процесса познания; изучены влияние католицизма и западной культуры на вьетнамское общество, слияние католицизма с культурой верований у вьетнамцев, отношения между католицизмом и нацией, католицизмом и национально-освободительной революцией, католицизмом и политикой, католицизмом и моралью.
Роль религии и политики рассматривается на примере взаимодействия религиозных объединений (буддизм, католическая церковь) с профранцузскими и проамериканскими политическими режимами.
Рассмотрены условия появления и становления основных религиозных сил Вьетнама;
Определены основные факторы воздействия в пору их образования и развития;
Исследована роль религиозного фактора в историческом развитии Вьетнама; дана оценка деятельности основных конфессиональных групп в данный период;
Проведен сравнительный анализ развития религиозно-политических группировок и ряда современных им политических партий, и на этой основе раскрыто взаимоотношение наиболее крупных религиозных групп и политической власти.
Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного
исследования автор выносит на защиту следующие теоретические положения:
1. В результате анализа общественной роли религии на основе
метода комплексного анализа, религия рассматривается как подсистема общественной надстройки. Правильный подход к роли религии возможен на основе комплексной позиции, с философской и социальной точек зрения. В изучение вопроса было включено религиозное сознание и организация общественных институтов религии наряду с факторами религиозных обрядов.
2. Была рассмотрена сущность восточной религии, а также воздействие
идей и религии на вьетнамское общество. Работа выполнялась на основе
исследований классиков общественной, политической и философской мысли
(таких как И. Кант, С. Л. Франк, Г. В. Ф. Гегель, В. Гейзенберг, И. Ньютон, И.
С. Дмитриев, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, Хо Ши Мин), и ряда
современных ученых, занимающихся вопросами религии, археологии,
этнографии, таких как Данг Нгием Ван, Нгуен Тай Тхы, Дарио Субтуччи, Л.
Кадьер, А. Г. Одрико, с широким использованием исторических материалов и
анкет социологических исследований. На основании этого были также
сделаны выводы об основных особенностях религии во Вьетнаме.
3. Католицизм формировался и развивался во Вьетнаме в условиях,
когда в стране происходила ожесточенная классовая борьба (между Чинями и
Маками, затем между Чинями и Нгуенами) и в течение длительного времени
велась борьба против необычайно жестокого агрессора, пришедшего с Запада.
По этой причине католицизм не мог отделиться от политики, активно
вмешиваясь в социальную сферу и культурные процессы.
Будучи частью народных масс, верующие католики вместе с народом вели героическую борьбу, вписав яркие страницы в историю создания и защиты родины. Однако агрессоры в тесном сговоре со своими приспешниками внутри нашей страны всячески использовали религию для осуществления своих замыслов на разделение национального единства, поставив её на службу своим черным целям. Поэтому католицизм во Вьетнаме контролировал власть и участвовал в ней как в центре, так и на местах, находился в реакционной армии и даже в частной армии.
Как раньше, так и теперь наивысшим желанием масс верующих было желание спокойно жить, участвовать в созидательном труде во имя родины, своего района и свободно заниматься делами религии. Но бури длительной и непрерывной войны сделали так, что в тот или иной момент, в той или иной
местности эти справедливые чаяния верующих не были осуществлены, вплоть до того, что бессовестные люди их обманывали и использовали в своих целях. Деятельность католиков во Вьетнаме была связана с общественно-политическими событиями в стране. Поэтому при оценке влияния католичества во вьетнамском обществе нужно быть верным исторической правде, т. е. тому, как это было на самом деле, иначе говоря, не приукрашивая позитивного влияния, но и не выпячивая негативное. В процессе изучения католицизма во Вьетнаме во главу угла ставился объективный, конкретно-исторический подход и динамика развития.
6. История вьетнамского католицизма неотделима от хода
исторического развития нации, поэтому, если посмотреть на вьетнамскую
историю по вертикали (полихронически), мы увидим, что католицизм во
Вьетнаме прошел, в основном, следующие главные этапы:
с момента своего появления до французской агрессии (1858) и до установления господства в 3 частях (Север, Центр, Юг) (1884);
с 1884 г. до Августовской революции 1945 г.;
с 1945 г. до 1954 г.;
с 1954 г. до 1975 г. (на этом этапе положение католицизма в Северной и Южной частях существенным образом различно);
после 1975 г., когда страна была полностью освобождена.
Мы считаем, что изучение влияния католицизма на вьетнамское общество не должно отрываться от исторического и логического методов.
Налицо использование французскими колониальными властями и американскими специалистами религиозного фактора в управлении большими людскими массами в Южном Вьетнаме.
Когда мы говорим о католицизме, то помимо участия отдельных верующих, мы должны затронуть и роль общины, потому что прежде всего именно она организовывала, руководила и направляла всю религиозную деятельность. Формы организации деятельности верующих, в основном, изменились мало (поддержание веры в добродетель, участие в молитвах, изучение догматов, исполнение религиозных обязанностей). А характер, степень, масштаб и формы этой деятельности находились в ведении общины и непосредственно в руках миссионеров. Поэтому не только у католицизма, но
и в любой религии община всегда играет ключевую роль, а её деятельность является самым наглядным проявлением всех религиозных оттенков. История католицизма связана с историей общины. Эта реальность заставляет нас коснуться деятельности общины, рассматривать её как непрерывную линию, основную цветовую гамму на картине религии.
9. Религия вообще, а католицизм в частности, является социально-культурным явлением, поэтому она следует общим действующим закономерностям культуры. Во взаимосвязи всех остальных религий степень влияния католицизма на вьетнамское общество определяется следующим:
католицизм во Вьетнаме появился позднее, чем другие религии, такие как буддизм, конфуцианство, даосизм;
из-за негибкости религиозных догматов и организаций католической общины католицизм не смог органично вписаться во вьетнамское общество;
католицизм пришел во Вьетнам одновременно с западным вторжением, что привело к тому, что он рассматривается как религия агрессора.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она содержит уникальный вариант решения сложных концептуальных проблем взаимодействия католицизма и вьетнамской общественной мысли. Предложена новая и перспективная для дальнейших исследований историко-философская, социальная и религиоведческая концепция исследования феноменов религии (католицизма) и общественного сознания. Полученные результаты исследования показывают перспективность целостного, системного подхода к изучению сложных социокультурных явлений.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы для направленного идеологического воздействия в области культуры, быть философски обоснованной формой управления современного вьетнамского общества. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии в высших учебных заведениях. Представленный материал может быть полезен также при чтении спецкурсов
по социальной философии, культурологии, религиоведению, философии религии. Имеющиеся в диссертации материалы и выводы могут послужить своеобразным справочным пособием по истории философии во Вьетнаме и других регионах Юго-Восточной Азии.
Апробация результатов исследования. Содержание и выводы диссертационного исследования обсуждены и одобрены на совместном заседании кафедр истории философии и социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета Дружбы Народов. Содержание и выводы диссертационного исследования использованы в выступлениях диссертанта научных конференциях, на многих международных конференциях, организованных во Вьетнаме и в России. Основные итоги исследования изложены автором в 8 публикациях.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделенных на 13 параграфов, заключения, приложения (содержит 1 таблицу и 5 схем) и списка литературы. Работа изложена на 202 страницах. Список литературы включает 246 цитируемых источников.
Общественная функция религии
Религия - это явление, длительное время существующее в человеческом обществе. Не говоря о первобытной религии, а касаясь лишь крупных религий, существующих в нынешнем мире, можно сказать, что за несколько сотен лет до нашей эры в бассейне реки Ганг в Индии Будда говорил о нирване, в Китае Лао-цзы говорил о нравственности, Конфуций говорил о гуманности, а затем в первые годы начала новой эры в Израиле на берегу Средиземного моря появился Иисус и стал говорить о любви Бога. Начиная с этого времени история религии насчитывает несколько тысячелетий. Если учитывать и первобытную религию, то, можно сказать, что религия существовала на протяжении всей истории развития человеческого общества. Она была важной составной частью общественной жизни человечества.
В истории были периоды, когда религия господствовала во всей общественной жизни, определяла не только «религиозную сторону», но и «житейскую сторону». История знает жестокие религиозные столкновения, кровавые религиозные войны и не только: в средние века это были Крестовые походы, бесконечно продолжающие в течение столетий, которые вели католики с целью отвоевания святой земли Иерусалима, находящейся в руках иудаистов. В современную эпоху происходил травля евреев нацистами во II Мировой войне в концентрационных лагерях, что за 5 лет (1940 - 1945) привело к смерти свыше 6 млн. человек. А взаимное истребление последователей исламизма и индуизма в 1947 г., когда Индия и Пакистан избавившись от английского господства, отделились и провозгласили независимость, и когда за короткий период были унесены жизни около 600.000 человек. А войны в бывшей Югославии, в районе Персидского залива, политические события в Алжире и недавние события в Турции, за которыми стоят переплетения сложных религиозных механизмов...
Что представляет собой религиозная вера, с магической силой притягивающая человека, делающая его истово верующим, которая может объединить людей или толкнуть их к такой глубокой взаимной дискриминации? Что она собой представляет, так воздействуя на многие сферы общественной жизни от политики и экономики до культуры, образования нравственности, социальных благ, так влияя на идеологию, чувства и действия широких масс населения? Для этого надо посмотреть, какова была роль религии в истории, соответствовала ли она догматам религиозной науки.
С точки зрения марксизм нельзя забывать, как говорил Ф. Энгельс, что, будучи подсистемой надстройки, религия оказывает обратное воздействие на базис, на то, что её порождает и иногда оказывает мощное, глубокое, трудно измеряемое воздействие. И ещё, религия представляет собой социальное явление, имеющее свои корни в материальных условиях существование общества на определённых этапах его развития, а именно в ограниченности людей к природе и друг к другу8. Бессилие людей перед природными и социальными силами, оказывающими разрушительное действие на их жизни и судьбы, создаёт потребность в преодолении реальных противоречий в сознании, в иллюзиях, потребность восполнении ограниченности земных отношений потусторонним миром. Религиозная потребность существует объективно во всех докоммунистических формациях. «Экономическая ситуация это основа, но различные факторы надстройки, политические формы классовой борьбы и её результаты, такие как институты класса, одержавшего победу в успешной борьбе... законодательные институты и даже отражение всей современной борьбы в умах участников; такие как политические теории, законы философии, религиозные взгляды и их дальнейшее развитие, и превращение в догму, вызывают их воздействие на историческую борьбу и в очень многих случаях занимают доминирующее положение при определении её формы. Между этими факторами существует взаимодействие, в котором есть бесконечная цепь неожиданных событий (это предметы и события, имманентные отношения между которыми очень расплывчаты или не поддаются контролю, что заставляет нас предполагать, что они не существуют или не заслуживают внимания), а экономическая деятельность, в конечном итоге, играет роль закономерности. При таком понимании применение теории к любой исторической эпохе будет более легким, чем решение простого линейного уравнения»9.
Таким образом, изучая воздействие и влияние идеологических факторов, особенно религиозной идеологии, на жизнь общества мы должны быть осторожны по отношению к жизненным ценностям, приносимым религией, которые могут удовлетворять духовные потребности человека. Среди них абсолютные нравственные ценности, смысл жизни человека, обеспечение тем или иным образом торжества равенства, удовлетворение абсолютной потребности в благостной жизни в раю, нирване.... Это легко может привести к приданию религии и её влиянию, всегда имеющих относительную независимость, статус абсолютной независимости, т. е. к такому воздействию на человеческую жизнь, которое оказывают внешние факторы материального мира, а это основное положение идеализма. Потому что, в конечном итоге, высокие идеалы, которые несет человеку религия, никогда не воплощаются в действительность. Это лишь иллюзорное удовлетворение потребностей.
Роль религии в общественной жизни проявляется через её функции. У религии может быть много функций. Например, по мнению ряда исследователей, религия выполняет следующие основные функции: иллюзорно-компенсационную, мировоззренческую, общение, общественного единения. Говорят и о таких более конкретных функциях, как культурная, просветительская, политическая, правовая (особенно религиозных организаций).
Здесь мы не будем обсуждать конкретной роли и конкретных функций религии, а будем затрагивать один вопрос, который имеет методологическое значение — подходе к роли религии с точки зрения философии и социологии. Это организации, общественные институты религии и фактор религиозных обрядов.
История вьетнамской мысли в контексте культуры (докатолический период)
Вьетнам - страна древней и яркой культуры. Исследования историков, археологов и этнографов показали, что в I тыс. до н. э. территория этой страны была центром самобытной цивилизации, получившей название донгшонской. Мы имеем дело с цивилизацией «со сложными религиозными верованиями, с высокоразвитым и глубоко своеобразным искусством, с очагами государственности» 25.
Однако письменные источники дают возможность проследить связную историю вьетнамской культуры только с X в., хотя к этому времени письменная традиция во Вьетнаме насчитывала уже около тринадцати столетий. Время, войны и влажный тропический климат уничтожили многие из ранних памятников вьетнамской литературы и мысли. Исследователям вьетнамской древности приходится собирать по крупицам сведения из произведений китайских авторов, в которых встречаются описания Вьетнама и фрагменты сочинений литераторов и мыслителей этой страны.
Отсутствие в ранней истории вьетнамской мысли следов теоретико-аналитической познавательной деятельности связано, как отмечают специалисты, с тем, что хорошо известные вьетнамцам конфуцианство, буддизм и даосизм были восприняты ими как готовые формы. А система сильных национальных верований (прежде всего культ предков и духов) не нуждалась в философских обобщениях и в соответствующей литературе. Характерно, что во Вьетнаме история национальной мысли была написана намного позже, чем в других странах Дальнего Востока. Первый том ее вышел только в 1993 г. Как показали исследования, наиболее сложным для вьетнамских ученых оказался вопрос именно о содержании понятия "вьетнамская мысль". Чан Динь Хыоу, один из виднейших современных специалистов по истории вьетнамской культуры, считает, что во Вьетнаме вообще не было философии. "В нашей истории, - пишет Чан Динь Хыоу, были яркие эпохи, открывавшие блестящие перспективы и благоприятные возможности для развития мышления. Но эпохи эти, как правило, были связаны с отражением иноземных агрессий... Блестящие победы окрыляли поэтов и художников, но они не создавали необходимых условий для философских обобщений. В обществе, где на первом месте стояли вопросы сохранения единства вследствие постоянной угрозы агрессии извне, где основу организации составляла деревенская община-крепость, где производство опиралось на опыт, трудолюбие и умелые руки, - в таком обществе техника не требовала много науки, а наука не нуждалась в философии... С одной стороны, у нас не было принято фанатично верить, проливая кровь в религиозных конфликтах, а с другой - у нас не возникло правило удостоверять знания, проливая чернила в спорах за истину... У нас вообще не возникла традиция философского мышления" 26. По его мнению, можно говорить только о мировоззрении и особом типе мышления вьетнамцев 21. Суть этого явления он определяет так: "Мировоззрение, представления о человеке, жизни, движении, историческом движении, основанные на сложном взаимопроникновении конфуцианства, буддизма и даосизма, тесном переплетении "трех учений" с народным типом мышления, а также сочетание всего вышеуказанного с теориями инь-ян и у-син и составляют вьетнамский тип мышления» .
Другим сложнейшим вопросом является проблема соотношения традиционной культуры Вьетнама с китайской культурой. Известно, что Вьетнам, который более тысячи лет (с конца II в. до н. э. по X в. н. э.) входил в состав китайского государства, относится к числу стран, где национальная культура длительное время развивалась преимущественно в формах, заимствованных из Китая (а в первые века н. э. - и из Индии). В течение почти двух тысячелетий, до основательного знакомства с европейской культурой (в XIX - XX вв.), понятия "грамотность", "образование", "наука" для вьетов и вьетнамцев прочно связывались с понятием "китайская культура". В последние столетия китайское влияние на Вьетнам выражалось
преимущественно в конфуцианских мотивах, что для вьетнамцев стало означать тождественность понятий "конфуцианство" и "китайская культура".
Культурное влияние Китая, до IX столетия осуществлявшееся административными мерами, с X в. определялось внутренними потребностями вьетнамской культуры и волнами китайской эмиграции в XIII вв. и XVII вв. Наибольшее сближение двух культур произошло, в XIX в., когда Вьетнам действительно очень полно воспринял культурную модель Китая, в первую очередь политические институты Цинской империи. Некоторые европейцы, знакомившиеся с культурой Вьетнама именно в это время, порой говорят о ней как о "слепке с культуры китайской" .
В этой ситуации вопрос о специфике и самобытности вьетнамской культуры решается вьетнамскими учеными по-разному. Чан Динь Хыоу, например, считает, что "выдающиеся вьетнамские мыслители, обладавшие чувством национальной гордости, стремились развивать книжность во Вьетнаме равняясь на Китай, стремясь не уступить китайской культуре, а не критиковать ее с целью демонстрации своей специфики. Наши историки составляли исторические труды по образцу "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее") Сыма Гуана, "Ган му" ("Основы и детали") Чжу Си, а наши поэты и прозаики старались писать как Ли Бо, Ду Фу, Оуян Сю, Су Дунпо и др. А то, к примеру, что входило в содержание понятия "фыонг ки" (кит. фан цзи), т.е. фармацевтика, гадание, география, астрономия и т.д., изучалось по китайским книгам. Если учитывался и местный опыт, то объяснялось все равно с позиций у-син и инь-ян" 30.
Влияние католицизма и Западной культуры на вьетнамское общество в период религиозного проникновения (XVI в.— 1945 г.)
В эпоху феодализма вьетнамское общество во многих отношениях было построено по образцу и примеру китайского феодального общества. Это хорошо просматривается через сферу инфраструктуры и надстройки общественной структуры. Можно сказать, что вьетнамское общество в эпоху феодализма было уменьшенной копией китайского (общества). В идейном плане помимо идеологии китайского феодализма, особенно конфуцианства, оказывающего сильнейшее воздействие на социально-культурную жизнь вьетнамцев, следует говорить и о глубочайшем влиянии буддизма. Но к концу XVI, а затем в XVII и XVIII в. в. в духовной и культурной жизни части вьетнамцев появился и укоренился новый совершенно чуждый фактор: проникновение католицизма с Запада.
Говоря о культурно-идейном влиянии на Вьетнам со стороны Запада, со всей вероятностью можно сказать, что в этом воздействии католицизм являлся начальным фактором. Таким образом, религия в истории всегда играла роль первого посланца при посещениях, контактах, культурном общении между народами, государствами и культурами. Из Индии буддизм очень рано пришел во Вьетнам: уже во II веке он был в Луилау, Бакнине, т. е. он появился за много веков до установления дипломатических отношений, появления других официальных широких контактов в культурной сфере между Вьетнамом и Индией.
Можно сказать, что в духовно-культурной жизни нет более сильного воздействия, чем воздействие религии, но нет также и более сильного искушения, чем религиозное, когда оно уже вошло в души людей. Таким образом, во Вьетнаме впервые сошлись два совершенно различных источника культуры. Католицизм, как представитель Западной культуры, переместился и стал обитать на земле Востока. Появление католицизма придало новый оттенок религиозной палитре Вьетнама. Раньше там было Небо, был Будда, а теперь появился и Бог.
С точки зрения философии и культурологии люди, проживающие на Востоке, получив эту новую религию с Запада, получили и новый взгляд на жизнь, новое мировоззрение. Для католиков их душа является исходным пунктом, самоцелью во всем процессе совершенствования человека. Они устремлены наверх, хотят выйти за рамки действительности и подняться к Богу. Это путь к личному совершенствованию человека, стремящегося к бесконечности. В Библии (Книга «Сотворение мира») говорится: человек, созданный Богом, отдалился от Бога из-за грехопадения, поэтому всю жизнь он должен нести наказание. В связи с этим всю жизнь человек борется за то, чтобы воссоединиться с Богом в другом мире. И, напротив, в восточном конфуцианстве и даже буддизме, хотя и говорится о «нирване», в конечном итоге, действия человека, стремящегося вверх по пути этих религий, направлены на забвение личности, своей индивидуальности для слияния с социумом или космосом. Иначе говоря, восточные конфуцианство и буддизм стараются достигнуть состояния слияния с социумом, с миром, чтобы помочь человеку познать истину посредством наглядности, интуиции, своей деятельности, т. е. человек, ищет истину в земной жизни. В это же время католики ищут истину в райской жизни. Это влияет на подходы и пути разъяснения многих жизненных вопросов.
В государствах Востока, где сильно влияние католицизма, произойдут значительные изменения в таких разных областях, как общественная жизнь, идеология и культура. Говоря об обязанностях «послушничества» истинно верующих католиков, можно сказать, что они менее тяжелые, чем у послушников восточных религий, в частности, у конфуцианцев. В то время как католические прихожане равны перед Богом, каждый отвечает только за себя, за свою душу перед Всевышним, вне связи с другими людьми, в конфуцианстве и буддизме присутствует взаимосвязь с другими людьми, а чрезвычайно важным является иерархия. Именно этим объясняется, почему в Западных странах значительно раньше, чем в Восточных странах, появились идеи демократии и личной свободы, идеи прав человека и почему проблема демократии в Восточных странах решаются сложнее, чем другие вопросы жизни общества.
До настоящего времени католицизм во Вьетнаме не получил широкого распространения, и существует лишь в ряде определенных районов, из-за чего не смог стать важным фактором, способствующим проведению больших и разнообразных преобразований в культуре и идеологии Вьетнама. Более того, в процессе своего существования во Вьетнаме многие реакционные политические силы использовали религию в своих целях, что дало ей плохую репутацию и нанесло вред тому исконно красивому и позитивному, что имеется в её золотом фонде.
Однако с момента переноса католицизма и до распространения культуры и идеологии Запада во Вьетнаме должен был пройти довольно длительный и сложный процесс с элементами деликатности, в котором французы сыграли самую важную роль.
Влияние в сфере идеологии и культуры
Культурно-идеологическое влияние Запада стало настоящей проблемой . для вьетнамского общества, или, говоря другими словами, Вьетнам по-настоящему испытал это влияние, когда страна оказалась в новой ситуации, в новой обстановке. Французские колонизаторы совершили агрессию, императорская династия Нгуенов капитулировала, Вьетнам находился под владычеством французов. В политическом аспекте французская агрессия привела к противоборству, противостоянию патриотизма и героизма вьетнамского народа иноземной агрессии.
Но с культурной точки зрения это было противостояние и противоборство между двумя культурами, двумя цивилизациями - Востока и Запада, где западная культура поклонялась понятиям развития, прогресса, а восточная культура проявляла медлительность и даже безразличие в отношении этих понятий.
Это особенно касается философско-идеологической сферы, где имело место жесткое столкновение между совершенно различными идейными взглядами на жизнь и мировоззрение, которые французы усиленно насаждали во Вьетнаме, разрушали социальную структуру Вьетнама, построенную по образцу феодального Китая, создавали в Юго-Восточной Азии сориентированную на Запад колонию, чтобы, в конце концов поставить их на службу интересам Франции.
В процессе освоения колонии, разрушения культуры французы во многом изменили вьетнамское общество.
В политическом аспекте изменения выразились прежде всего в переходе от феодального строя к колониальному феодальному строю. Права правительства императора Вьетнама постепенно уменьшались. Согласно постановлению Поля Думера - генерал-губернатора Индокитая, от 27 сентября 1897 г. об упразднении Регентского совета, все решения императора должны утверждаться Верховным резидентом Франции и лишь после этого исполняться; таким образом, фактически была лишь одна власть, осуществляемая французами.
В экономической структуре происходил переход от феодального способа производства к частично капиталистическому (появление объектов торговли, строительных площадок, заводов, шахт, предприятий, плантаций). Изменения в экономической структуре привели к появлению в обществе новых классов. Помимо существовавшего раньше крестьянства появились рабочий класс, интеллигенция, торговцы, мелкие продавцы, служащие, подсобные работники и т. д. В связи с возникновением новых профессий и видов работы появились, и новые способы работы и это также постепенно привело к изменению взглядов на жизнь и на жизненный уклад.