Введение к работе
Актуальность темы исследования. XX век оставил глубокий след в истории человечества. Это было столетие невиданно быстрого развития науки и технологий. В десятки раз по сравнению с прошлым периодом возросло производство материальных ценностей. Это было время мощного экономического развития прерывавшегося мировыми кризисами. Одновременно происходило глубокое расслоение на бедных и богатых, как в отдельных странах, так и в разных регионах и в мире в целом. Это был век двух кровопролитных мировых войн и многочисленных вооруженных конфликтов. Те, кто жил в XX столетии, стали очевидцами широкого революционного движения по всему миру, важной вехой в котором была победа Октябрьской революции в России. Она явилась залогом успеха для социалистических революций и национально-освободительного движения во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки. Активно развивалось рабочее и коммунистическое движение, а также движение в поддержку мира и демократии. Тем не менее, в последнее десятилетие прошлого века социалистическая система в Советском Союзе и странах Восточной Европы ослабла и рухнула . Однако с начала XXI века наблюдается устойчивый рост отношений стратегического партнерства между Россией и Вьетнамом. Одновременно осуществляются попытки пересмотра или прямой фальсификации исторической правды . В этих условиях особенно востребованы исследования, направленные на создание адекватной и целостной картины не только исторического, но и культурного и философского развития Вьетнама .
XXI век также сулит крупные перемены. Не исчезнут, а будут только обостряться основные противоречия, свойственные современному миру. Все более усиливается конкуренция между независимыми государствами. Исходя из положительных и отрицательных уроков прошлого, а также учитывая чаяния и активность народов в разных странах, можно утверждать, что по-прежнему существуют условия и возможности для развития идей социализма. Как указывает Е.В. Кобелев, «С точки зрения научной объективности и практической значимости важное значение приобретает сегодня глубокое изучение процессов обновления (политики «дой мой») и избранной модели развития страны и общества во Вьетнаме» . Автор выдвигает предположение, что возможно эта политика направлена на реализацию когда-то отвергнутой в СССР концепции конвергенции капитализма и социализма. Г.М. Локшин подчеркивает, что VI съезд КПВ, состоявшийся в декабре 1986 г. и давший старт политике обновления, «стал результатом многолетних поисков и началом качественно нового этапа в истории Вьетнама» .
Вступив в XXI век, Вьетнам продолжает идти по пути социализма, осуществляя политику обновления. В условиях быстро меняющегося мира необходимо постоянно
Коммунистическая партия Вьетнама. Документ IX общегосударственного съезда. Ханой, 2001. - С. 86. (Dang Cong san Viet Nam. Van kien ctai hoi dang roan quoc Ian thu IX. Ha Noi, 2001. Tr. 86.)
2 См. подробнее об этом вступительную статью Е.В. Кобелева иА.Л. Федорина к сборнику «Вьетнамские
исследования» (Вып. 1. Вьетнам сегодня и вчера. М.: ИДВ РАН, 2011. - С. 6-7).
3 Видимо, отвечая на эти вызовы современности, 1 декабря 2008 г. по решению дирекции ИДВ РАН был
создан Центр изучения Вьетнама и АСЕАН. В основные направления научной деятельности Центра
входит как комплексный анализ и прогнозирование политического и социально-экономического
развития современного Вьетнама, так и межцивилизационный диалог в Юго-Восточной Азии и
участие в нём России.
4 Кобелев Е.В. Российское вьетнамоведение сегодня: проблемы и задачи // Вьетнамские исследования.
Вып. 1. Вьетнам сегодня и вчера. М.: ИДВ РАН, 2011. - С. 20.
Локшин Г.М. XI съезд КПВ: политике обновления («дои мои») альтернативы нет // Вьетнамские исследования. Вып. 2. М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 15.
совершенствовать теоретическую базу, чтобы она не отставала от новой реальности. Объективным и актуальным требованием является проведение научных исследований, которые позволили бы приобщиться к интеллектуальным достижениям человечества и использовать все лучшее, что накоплено в области знаний во Вьетнаме.
Когда народ Вьетнама оказался под колониальным гнетом, стали возникать патриотические организации и движения, выступающие за независимость. Это «Движение на Восток» («Донг зу»), «Тонкинская общественно-просветительская школа» («Донг кинь нгиа тхык»), «Общество обновления Вьетнама» («Зуи тан»), деятельность которых связана с именами таких борцов за независимость, как Фан Бой Тяу (1867-1940) и Фан Тю Чинь (1872-1926). Затем появилось национально-освободительное движение под руководством Коммунистической партии во главе с Нгуен Ай Куоком (Хо Ши Мином, 1890-1969). Этот период в духовной жизни вьетнамской нации Фан Бой Тяу назвал временем «дождей с Запада, ветров из Америки», когда происходило восприятие большого количества новых идей и философских учений с Запада .
Если в эпоху феодализма Вьетнам испытывал влияние в первую очередь китайской и индийской культуры и философии, то с «начала XX века во Вьетнам разными путями и способами стала непрерывно проникать и распространяться европейская культура, которая несла с собой и новые для страны философские взгляды...» . Каждая социальная группа во Вьетнаме «воспринимала те или иные привнесенные из-за рубежа идеи и философские взгляды, в зависимости от своего места в обществе и от своего понимания борьбы за национальную независимость и развитие страны» . В первую очередь получили распространение марксистские идеи, через книги и газеты популяризировались французские философы XVIII века. Их теории были восприняты такими вьетнамскими учеными и национальными деятелями начала XX века, как Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь, Лыонг Ван Кан, Нгуен Ан Нинь, идеи которых стали основой идеологических программ организаций и движений за спасение родины. В 40-е годы XX века определенное влияние на представителей интеллигенции Вьетнама оказали философское учение Бергсона, объективный идеализм Гегеля, психоанализ Фрейда и др. При проамериканском марионеточном режиме в 60-70-е годы на Юге Вьетнама получили распространение экзистенциализм, персонализм, прагматизм. Данные философские учения и сейчас находят отражение в разных теориях и оказывают влияние на интеллектуальную жизнь во Вьетнаме .
В то же время продолжали существовать, набирать силу и участвовать в идейном противостоянии того времени традиционные для Вьетнама давние философские учения конфуцианства, буддизма и даосизма. До сих пор в той или иной степени мировоззрение, заложенное в этих традиционных учениях, определяет сознание и поведение определенной части современного вьетнамского общества.
С 20-х годов XX века, оказавшись под сильным влиянием Октябрьской революции в России, Нгуен Ай Куок (Хо Ши Мин) и его единомышленники активно пропаганди-
См. об этом: Вьетнам в первой половине XX века. Сборник статей. Под ред. Чинь Чи Тхых. Ханой, 2006. - С. 20. (Tnnh Tri Thiic (chu bien). Niia dau the ky XX. Ha Noi, 2006. Tr. 20.)
2 Там же. - С. 38.
3 Там же. - С. 39.
4 Нгуен Тай Тхы. Конфуцианское образование и его особенности во Вьетнаме. Ханой, 1997. - С. 24.
(Nguyln Tai Thu. Nho hoc va Nho hoc d Viet Nam. Ha Noi, 1997. Tr. 24.)
ровали во Вьетнаме идеи марксизма-ленинизма. В 1945 году в результате совершения Августовской революции была образована Демократическая Республика Вьетнам. Марксизм-ленинизм постепенно стал все шире распространяться среди народных масс благодаря организации компартией учебных курсов и публикациям в революционной прессе. После победы над французскими колонизаторами в 1954 году на севере Вьетнама одна за другой стали открываться школы марксизма-ленинизма. Это происходило при содействии советских специалистов. Ежегодно готовились тысячи политработников разного уровня. С 1975 года, после освобождения юга страны и объединения, весь Вьетнам пошел по пути строительства социализма. Марксистско-ленинское образование, став приоритетной задачей, вводилось по всей стране. Марксизм-ленинизм приобрел статус официальной идеологии.
До того, как во Вьетнаме стала осуществляться политика обновления (1986 г.), марксистско-ленинской философии придавалось важнейшее значение. В то же время философской мысли Вьетнама, современной западной философии уделялось недостаточно внимания; отсутствовали системность, специализация и глубина при их изучении. Только в конце XX - первом десятилетии XXI века традиционные философские идеи и немарксистская философия становятся предметом изучения. По этим темам опубликовано много монографий и статей. Однако исследование этих философских направлений все еще находится на начальном этапе, в них отсутствует системность и всесторонность .
XX век был столетием больших перемен, одним из важных периодов в истории вьетнамского народа, а также временем активного развития философии во Вьетнаме, когда в него стали активно проникать западные философские учения, в первую очередь марксистские идеи. В этот период было создано много исследовательских работ по философии во Вьетнаме, ее различных аспектах, но на сегодняшний день ни одна научно-исследовательская работа не может рассматриваться как систематическая и всеобъемлющая. Именно поэтому мы предприняли данный труд по изучению становления и развития философии и общественно-политической мысли во Вьетнаме.
Сегодня, в начале XXI века, важное значение приобретает объективное изучение процесса распространения в XX веке во Вьетнаме европейских философских учений, научная и адекватная оценка их влияния на становление философии во Вьетнаме. Следует не только дать общую характеристику философским теориям, существовавшим во Вьетнаме в XX веке, но и понять, какое воздействие они оказали на общественную жизнь в стране и как их влияние сказывается сегодня. В то же время необходимо избегать односторонности и тенденциозности в данном анализе, что не всегда удавалось различным исследователям. Вместе с тем следует развивать те идеи, которые способствовали бы обогащению духовной жизни вьетнамского народа, содействовали успеху политики обновления и обеспечению безопасности Вьетнама в XXI веке.
Степень разработанности темы. На современном этапе развития большое значение во Вьетнаме придается обновлению теоретического мышления, что необходимо для определения дальнейшего вектора движения страны. Воспринимая все лучшее, что есть в мировой философии, необходимо совершенствовать и ту систему взглядов
Чинъ Чи Тхых. Проблемы изучения вьетнамской философской мысли в первой половине XX века // Вьетнам в первой половине XX века. Ханой, 2006. - С. 19. (Trinh Tri Thuc. Nhung van de nghien cuu tu tucmg triet hoc Viet Nam nua dau the ky XXII Nua dau the ky XX. Ha Noi, 2006. Tr. 19).
(включая философские теории), которая сформирована в самом Вьетнаме. Придерживаясь этой установки, вьетнамские философы собирают документальные материалы и развивают всё то ценное, что веками накапливалось во вьетнамской культуре. Результатом этого являются научные труды, как отдельных исследователей, так и целых коллективов.
Так в 1993 году был опубликован первый том коллективного труда «История вьетнамской мысли» , посвященный истории развития культуры и мышления Вьетнама с доисторической эпохи до нового времени. В 1997 году был опубликован второй том, в котором автор книги основное внимание уделили развитию вьетнамской мысли в XIX веке . В 2006 году был опубликован первый том коллективного труда «История философской мысли во Вьетнаме» , авторский коллектив которого исследует философские мысли Вьетнама с начала нашей эры до эпохи династий Чан (1226-1400) и Хо (1400-1407). В 1993 году был опубликован трехтомный труд «Идейное развитие Вьетнама с XIX века до Августовской революции 1945 года» . Это - объемистый, всесторонний и полный научный труд с глубоким анализом темы, имеющий также и практическое значение. Процитируем одну из рецензий на него: «Ни один другой труд не может превзойти эту научную работу, посвященную вьетнамской мысли на данном историческом этапе» . Автор рецензии, Чан Ван Зяу, в частности отметил, что «Существует тесная связь между историей мысли и историей философии, но они не одно и то же. Философия является системой взглядов, но не все взгляды являются философией» .
Помимо выше названных исследований, следует перечислить и другие труды, касающиеся изучения истории мысли и философии во Вьетнаме: «Конфуцианское образование и его особенности во Вьетнаме» (Ханой, 1997); «О некоторых вопросах религии и истории мысли Вьетнама» (Ханой, 1986); «Теоретические проблемы истории вьетнамской мысли» (Ханой, 1984); «Влияние системы взглядов и религий на современного человека во Вьетнаме» (Ханой, 1997); «Философия буддизма во Вьетнаме» (Ханой, 2002); «Общий курс философии Вьетнама» (Ханой, 2002); «Философские взгляды Хо Ши Мина» (Ханой, 2000); «Общий курс истории вьетнамской философии» (Ханой, 2000) и др. В этих научных работах авторы Нгуен Тай Тхы, Ле Ши Тханг, Нгуен Чонг Тюан, Нгуен Хунг Хау, Зоан Тьинь, By Ван Гау, By Кхиеу, Као Суан Хюи, Ле Хыу Нгиа и др. стремятся показать, что вьетнамская философия формируется на основе различных учений, таких как конфуцианство, буддизм, даосизм, которые синтезировались с традиционными идеями и культами. Именно этот сплав внешних и внутренних факторов позволил сформироваться особой системе философских взглядов во Вьетнаме. Как пишет Нгуен Хунг Хау, «Философия Вьетнама связана с религией, но не так тесно, как в Индии; связана с моралью, политикой, но не механически, не так жестко, как в
1 История вьетнамской мысли. В 2-х тт. Т. 1. Под ред. Нгуен Тай Тхы. Ханой, 1993. (Nguyen Tai Thu (chu
bien). Lich su tu tucmg Viet Nam. T. 1. Ha Noi, 1993).
2 Ле Ши Тханг. История вьетнамской мысли. В 2-х тт. Т. 2. Ханой, 1997. (Le ST Thing. Lich su tu tucmg
Viet Nam. T. 2. Ha Noi, 1997).
3 История философской мысли во Вьетнаме. Под ред. Нгуен Чонг Тюан. Ханой, 2006. (Nguyen Trong
Chuan (chu bien). Lich su tu tucmg triet hoc Viet Nam. Ha Noi, 2006).
4 Чан Ван Зяу. Идейное развитие Вьетнама с XIX века до Августовской революции 1945 года. Хошимин,
1993. (Tran Van Giau. Su phat trien cua tu tucmg is Viet Nam tu the ky XIX cten each mang thang tarn. Ho Chi
Minh, 1993).
5 Нгуен Хунг Хау. Общий курс истории вьетнамской философии. Ханой, 2010. - С. 12. (Nguyen Hung Hau:
Dai cuong lich su triet hoc Viet Nam. Ha Noi, 2010. Tr. 12).
6 Чан Ван Зяу. Указ. Соч. - С. 10.
Китае. В вопросах развития и защиты страны вьетнамская философия ориентируется в первую очередь на общечеловеческие нравственные ценности и принципы» . Исследователи отмечают также, что хотя слово «философия» не употреблялось, но во Вьетнаме тем не менее были философские идеи и свои мыслители, такие, как Чан Тхай Тонг (1226-1258), Чан Нян Тонг (1278-1285), Туэ Чунг Тхыонг Ши (1230-1291), Чан Куок Туан (1228-1300), Нгуен Чай (1380-1442), Нгуен Бинь Кхием (1491-1585), Ле Кюи Дон (1726-1784), Ле Хыу Чак (1720-1791), Нго Тхи Ням (1746-1803), Хо Ши Мин (1890-1969) и др. Ведь если человек не использует слово «диалектика», это не означает, что в жизни отсутствуют противоречия.
Оценивая научные труды по истории вьетнамской мысли, можно утверждать, что отечественные философы, несмотря на трагическую историю народа Вьетнама, имеют право гордиться своими успехами. Вместе с тем «исследования философской мысли Вьетнама принесли пока скромные результаты и идут довольно медленно» . За двадцать один год в период с 1972 по 1993 г. был подготовлен первый том «Истории вьетнамской мысли» . В течение следующих четырех лет (с 1993 по 1997 г.) появился второй том. Затем вышел в свет первый том «Истории философской мысли Вьетнама» (от начала нашей эры до эпохи династий Чан и Хо). Недавно, в 2010 году, Нгуен Хунг Хау был издан «Общий курс истории философии Вьетнама» . Обобщая материал ал ранее выпущенных книг, автор этого «Курса» коротко изложил историю вьетнамской философской мысли до 1858 года, когда французы захватили Вьетнам. В последней части книги автор в сжатом виде представляет философские идеи Хо Ши Мина и отмечает его роль в творческом развитии марксистко-ленинской философии в конкретных условиях Вьетнама. Таким образом, к 2010 году изучение философской мысли Вьетнама охватывало период лишь до конца XIX века. А что представляет собой философия во Вьетнаме в XX и в начале XXI века? Какое влияние на нее уже оказали и продолжают оказывать марксизм-ленинизм и западная философия? Это вопросы, ответить на которые должны современные исследователи философии во Вьетнаме .
Несколько научных трудов, посвященных изучению философской мысли Вьетнама, изданы за рубежом. Особого внимания заслуживают работы, которые вышли в свет в Советском Союзе и России. Это - «Антология традиционной вьетнамской мысли, X— начало XIII в.» (М., 1996); «Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Материалы и исследования. К столетию со дня рождения Хо Ши Мина» (М., 1990); «Распространение марксизма-ленинизма во Вьетнаме» (М., 1983). Эти книги составлены из статей вьетнамских, советских и российских авторов, которые излагают свое понимание философских взглядов во Вьетнаме. Как правило, эти статьи ранее уже публиковались во Вьетнаме. И главный вопрос почти в каждой из них: если ли во Вьетнаме фило-
1 Нгуен Хунг Хау. Общий курс истории вьетнамской философии. Ханой, 2010. - С. 19. (Nguyen Hung Hau.
Dai cuong lich sii triet hoc Viet Nam. Ha Noi, 2010. Tr. 19).
2 Нгуен Чонг Тюан. Полвека изучения и преподавания философии во Вьетнаме. Ханой, 2001. - С. 24.
(Nguyen Trong Chuan: Niia the ky nghien cuu va giang day triet hoc is Viet Nam. Ha Noi, 2001. Tr. 24).
3 История вьетнамской мысли. В 2-х тт. Т. 1. Под ред. Нгуен Тай Тхы. Ханой, 1993. (Nguyen Tai Thu (chu
bien). Lich sii tu tucmg Viet Nam. T. 1. Ha Noi, 1993).
4 Общий курс вьетнамской философской мысли. В 2-х тт. Т. 1. Под ред. Нгуен Хунг Хау. Ханой, 2002.
(Nguyen Hung Hau (chu bien). Dai cuong tu tucmg triet hoc Viet Nam. T.l. Ha Noi, 2002).
5 Нгуен Хунг Хау. Указ. Соч. - С. 19.
6 См. об этом ст. А.В. Никитина «О состоянии историко-философских исследований в Социалистической
ской Республике Вьетнам» (Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной
историко-философской науке СРВ. М.: ИФ АН СССР, 1989. - С. 5-23).
софия или нет? А также, какова методология изучения вьетнамской философии? Исходя из ответов на эти вопросы, специалисты могут идти дальше в изучении мировоззрения видных вьетнамских мыслителей - таких, как Фан Бой Тяу, Хо Ши Мин и др. При этом очевидно, что еще нет системного и всестороннего подхода при разработке истории философской мысли Вьетнама. Цель нашего труда - посильно восполнить этот недостаток.
Объектом диссертационного исследования является история вьетнамской философской мысли; новоевропейские и современные философские теории во Вьетнаме.
Предметом исследования является изучение развития и преподавания философии во Вьетнаме в последнее столетие; влияния современных европейских философских теорий и марксизма-ленинизма на культуру и социально-политическую жизнь Вьетнама.
Источниковая база исследования опирается в основном на вьетнамские первоисточники и исследовательскую литературу.
Целью диссертации является систематическое изучение процесса развития философии во Вьетнаме в XX и начале XXI в.; анализ степени влияния различных направлений европейской мысли, - от французского просвещения до марксизма-ленинизма и современных направлений западной философии, - на культурную и социально-политическую жизнь Вьетнама в XX веке и настоящее время.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:
-
Рассмотреть формирование вьетнамской философской мысли и выявить ее характерные черты.
-
Установить качественно отличные периоды в развитии философии во Вьетнаме, связанные с историей страны в XX веке.
-
Определить те направления западной философии, которые оказали наибольшее влияние на жизнь, культуру и историю Вьетнама в XX веке.
-
Изучить степень влияния различных направлений западной мысли на культуру и философию Вьетнама.
-
Выявить особенности восприятия во Вьетнаме наиболее популярных европейских философских течений (персонализма, экзистенциализма, прагматизма и психоанализа).
-
Рассмотреть творческое развитие Хо Ши Мином марксистско-ленинской теории.
-
Выявить специфику восприятия марксизма-ленинизма во Вьетнаме и связанные с этим проблемы.
Научная новизна результатов исследования. В диссертационной работе впервые в российском вьетнамоведении дан комплексный анализ развития философии и ее изучения во Вьетнаме в XX веке. При этом установлена степень влияния тех или иных течений европейской философии (от эпохи Просвещения, до марксизма-ленинизма и современных направлений) на развитие, изучение и преподавание философии во Вьетнаме указанного исторического периода. Показано, какие изменения претерпело изучение и преподавание европейской философии во Вьетнаме вплоть до сегодняшнего дня. Вскрыты и проанализированы проблемы, с которыми столкнулось вьетнамское общество при осуществлении политики обновления («дой мой») и модернизации марксистского учения в конкретных условиях Вьетнама.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Вьетнамскую философскую мысль следует рассматривать как итог развития национальной культуры, отражающей в себе многие виды творческой человеческой деятельности. На ее формирование влияли исторически изменяющиеся экономические отношения, социальная борьба, природные факторы, рецепция идей зарубежной философии.
-
Вьетнамская мысль тесно связана с идей патриотизма, духом совместного строительства справедливого общества и его защиты от агрессии. Она доводит до уровня систематического мировоззрения обыденные представления о человеческой жизни, философские идеи при этом оказываются «текучими» и с трудом поддаются жесткой систематизации, она не склонна к высокой степени абстрагирования и формализации, при этом ищет единства и синтеза. Она в большой степени связана с религией, обществом, политикой и этикой.
-
Развитие философии во Вьетнаме тесно связано с историей страны, в связи с чем можно выделить следующие периоды:
- до 1954 года, когда широкий круг вьетнамских читателей знакомится с основами
французской культуры и философии (Декартом, Монтескье, Руссо, Дидро, Вольтером и
др-);
- период колонизации (1954-1975 г.), когда юг Вьетнама находился под домини
рующим влиянием культуры и философии Запада;
- философская мысль во Вьетнаме в период независимости, когда марксизм-
ленинизм превратился в официальную государственную идеологию;
- философия в период обновления страны (с 1986 г.).
4. Хо Ши Мин и Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) приспособили и мо
дернизировали марксизм-ленинизм для осуществления национально-освободительной
борьбы вьетнамского народа и построения справедливого социалистического общества.
Вместе с тем это сказалось на идеологизации философии во Вьетнаме.
5. Современные течения западной философии (персонализм, экзистенциализм,
прагматизм, психоанализ и др.) претерпели существенные изменения во Вьетнамской
культуре. Причины их востребованности и трансформации связаны с социально-
экономическими и политическими обстоятельствами, а также смысложизненными по
требностями вьетнамцев. Современная западная философия явилась одним из важных
факторов, сформировавших облик вьетнамской культуры начала XXI века.
Теоретическая значимость. Результаты исследования, полученные в диссертации, обеспечивают теоретическую основу для дальнейшего глубокого изучения истории общественной и философской мысли Вьетнама. Они показывают перспективность целостного, системного подхода к изучению сложных социокультурных явлений, будут полезны ученым, работникам социально-культурной сферы, специалистам, занимающимся стратегическим планированием и задачами по развитию страны.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что они могут быть использованы для построения философски и идеологически обоснованной формы управления современным вьетнамским обществом. Содержание работы может быть использовано при чтении лекционных курсов по истории философии, спецкурсов по социальной философии и культурологии в высших учебных заведениях. Имеющиеся в диссертации материалы и выводы могут послужить своеобразным справочным пособием по истории социально-политической мысли, способст-
вовать дальнейшему развитию и углублению историко-философской науки в современном Вьетнаме.
Методы исследования. Исследование опирается на широкую методологическую базу. В нем использованы общенаучные методы познания, такие как восхождение от конкретного к абстрактному, историзм, анализ и синтез, а также различные частнона-учные методы: конкретно-исторический, системный, сравнительный, проблемно-теоретический. Кроме того, применялись экзистенциальный и герменевтический методы анализа текста.
Апробация результатов исследования. Содержание и выводы исследования апробированы диссертантом в выступлениях на научных конференциях. Результаты диссертационного исследования были представлены в выступлениях на следующих научных конференциях: История, политика и философия в эпоху глобализации (Москва, РУДН, 29 апреля 2013 г.); Фестиваль науки. РУДН, 2013; Современные гуманитарные и социально-экономические исследования. Первая междунар. науч.-практ. конф. (26-28 мая 2013 г.). Гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013; Диалог цивилизаций: Восток - Запад. Глобализация и мультикультурализм в посткризисном мире. XIII научная конференция молодых ученых. М.: РУДН, 2013.
Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите 24 сентября на заседании кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.