Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности развития философской мысли во Вьетнаме. (XX век) Во Тхань Хой

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Во Тхань Хой. Особенности развития философской мысли во Вьетнаме. (XX век) : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.03 / Российская Академия управления. Гуманитарный центр.- Москва, 1992.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/396-1

Введение к работе

Актуальность исследования. По состоянию философской

мысли какого-либо~народа-в-определенную эпоху можно во многом судить о его истории и степени его включенности-в-духов-ное развитие человечества. Поэтому исследование философской мысли отдельного народа имеет важное познавательное значешіе как для философской науки, для которой оно является естественное задачей, так и для приращения знания о современном мире, о духовном вкладе каждого народа в его культурное развитие.

В наше время, когда в странах бывсего социалистического сообщества происходят радикальные, коренные изменения, в том числе и процесс налаживания нового взаимодействия с остальным миром в лоне единой цивилизации, становится все более актуальным и необходимым возвращение к национальным ценностям, исследование их философских истоков в целях определения возможных параметров их участия в новом духовном взаимодействии с современным единым, неделимым и противоречивым МИрОМ.

Разумеется, исследование философской мысли Вьетнама имеет прежде всего историко-философское познавательное значение. Но ныне оно актуально и в более широком плане. Во вьетнамском обществе проходит процесс обновления, суть которого заключается в преобразовании всех сфер общественной жизни на демократических началах» Становится все более ясным, что потерпел поражение догматический марксизм и возникает необходимость нового его осмысления. С одной сторони, по-новому стоит вопрос о философской мысли в нашей стране, ее истоках и путях развития. С другой стороны, само по себе обновление теоретической мысли стало важным аспектом процесса демократизации политической и культурной жизни общества. Новое теоретическое мышление - самое актуальное требование вьетнамского общества в нынешней ситуации. Новое мышление само по себе не возникает, оно рождается только при определенных общественных условиях и

при всей его новизне обязательно должно исходить из определенных национальных духовных традиций, философской и общественной мысли. Оценка нынешнего состояния теоретического мышления, путей его обновления возможны только на основе глубокого исследования философской мысли страны, в особенности ее истории в XX веке.

Прежде всего - это период, в течение которого вьетнамская философская мысль претерпела много крутых перемен, перелом традиционных форм, их своеобразное переплетение с современными элементами. В этот период вьетнамская философская мысль при уменьшении влияния традиционных восточных идей, воспринимает философские течения Запада. С одной стороны, в это время претерпевают изменения традиционные идеи, основным содержанием которых являлось философское учение конфуцианства, а также религиозное мировоззрение, в котором философские идеи буддизма все еще играют значительную роль. С другой стороны, в этот же период распространяется и становится господствующим диа-лектико-ыатериалистическое мировоззрение марксистской философии. Проникают и оказывают значительное влияние другие современные философские учения Запада, в частности экзистенциализм и фрейдизм.

Все это придало вьетнамской философии XX века специфический облик, который нуждается в исследовании и осмыслении.

Цель и задачи исследования. Предлагаемая работа ставит перед собой цель выяснить главные особенности вьетнамской философской мысли с начала XX века до наших дней. Перемены во вьетнамском обществе, происходившие в течение века, непосредственно или опосредованно связаны с той или инок философской идеей. Поэтому осмыслить все эти перемены в сущности невозможно без общего представления об этих философских идеях. Исходя из этого, цель работы и состоит в обнаружении философского облика вьетнамского общества в его главных чертах. Конкретное пред-

ставление о ней однако мошю получить лишь при знании традиционных-черт-вьетнаїїіской философской мысли, чему посвящается самостоятельный раздел-работы.^Поставленная

задача здесь заключается не в анализе самой философской —

традиции прсилого, а в очерке ее самых ярких особенностей, на основе которых можно проследить за перипетиями философских идеи в XX веке. Последние рассматриваются в связи с особыми условиями вьетнамского общества» и важно обнаружить в этих философских идеях не только особенности самого их содержания, но и особенности их восприятия и использования в духовной .тлзни Вьетнама. Это - вопросы о влиянии, роли, месте философских учений, которые получали распространение в этот период, прежде всего марксизм и другие западные философские течения, те изменения и метаморфозы, которые они претерпели на вьетнамской почве под влиянием сложившихся здесь веками духовных традиций.

Методологически эти проблемы осмысливаются в терминах социальной философии. Нами признаются марксистские положения о первичных материальных условиях по сравнению с духовными явлениями, формами общественного сознания, а также их преемственный характер развитая. Их методологическое значение для нашей работы учитываются при рассмотрении особенности вьетнамской философской мысли XX века, которые можно выяснить только путем соотнесения их с общественно-историческими условиями Вьетнама, при этом не только XX века, но и предшествующей истории. Рассмотрение этих особенностей вне связи с общественно-историческими условиями приведет к непониманию того, почему, ска-нем, именно марксизм, а не какое-либо другое учение, смог проникнуть, быстро распространяться и надолго утвердиться во Вьетнаме, которому было еще далеко до промыш-ленно развитой стадии развития.

С другой стороны, нельзя рассматривать духовные явления лишь как нечто строго подчиненное данным материальным условиям жизни общества, поскольку сами эти явления

ймеш свою собственную историю. Духовная жизнь имеет свою собственную судьбу, свой путь и логику развития и свой потенциал воздействия на развитие общества. Последний, в известном смысле, в свою очередь, может во многом изменить тракторию развития конкретного общества. Но в конеч-ном счете он все равно существует в тесной связи с общественно-историческими условиями и не отделяется от них.

Автор исследования учитывает новые условия развития философской науки. Речь идет о критическом отношении к марксизму, вызванном тяжелым кризисом социализма, в особенности его модели в странах бывшего социалистического сообщества. Теоретические положения марксистской философии нуждаются в переоценке. При рассмотрении общих проблем философской мысли необходимо освободиться от закостенелых взглядов, устоявшихся догм и стереотипов.

Степень разработанности проблемы.

По основным проблемам вьетнамской общественно-политической мысли существует общая и специальная литература зарубежных и вьетнамских авторов. Однако все они изучались главным образом в рамках рассмотрения истории в целом или истории общей культуры. Философская же мысль как специальная проблематика, в особенности нынешние ее тенденции развития, в этой литературе затрагивались лишь вскользь. В ней существование разных философских идей, кроме марксизма, во многом мыслилось как пережитки реакционных идеологий, в связи с чем ставился вопрос о преодолении их в общественной жизни1, это с одной стороны

I. Старостина ю.П. Современный буддизм и проблемы социально-экономического развития в южной и юго-восточной Азии: научно-аналитический обзор. - М., 1985. -102 е.; Хоан Вьет. От западного экзистенциализма до сайгонского экзистенциализма,// Ханой, Дурнал философии, 1976. - ^ 12. - С. ІІ0-І2І (на вьет.яз.;; Дуй Тхи Кіш Куй. Использование традиций в культуре неоколониализма на юге Вьетнама //Ханой, Вопросы исторических наук, 1981. - № 2. - С. 400-409 хна вьет.яз.;.

с другой стороны, в связи с задачей' создания истории
зьетнамской^философской мысли, которая была поставлена у
нас в последнее время/ во^весь-рост_стали вопросы об осо
бенностях отечественкой философской мысли, о ролгГконфун-

цианства, буддизма, даосизма во вьетнамской истории и их участи.; в период проникновения и утверждения у нас марксизма . Актуальность этой проблематики для развития философских наук Вьетнама очевидна.

Научная новизна диссертационного исследования.

Во Вьетнаме задача систематического исследования истории отечественной философской мысли была поставлена 15 лет назад . по многим причинам такая работа до сих пор еще не создана. За это время имели место плодотворные дискуссии, в особенности, касающиеся методологии изучения истории философской мысли страны. Было признано, что изучение философской мысли Вьетнама, независимо от того, в каких формах она проявилась - в высказываниях мыслителей или в духовной деятельности всего народа - стало в стране одной из злободневных научно-исследовательских задач.

На основе рассмотрения общественно-исторических условий Вьетнама, достигнутого уровня анализа проблем восточной филосошии вообще, работ по истории и культуре Вьетнама советских и вьетнамских авторов диссертант:

I. См.: Буддизм и история вьетнамской мысли/ред.кол. Нгуэн Тай Тхы, Чан Баз Данг и др. Ком. общ.наук. Хансй, I98G (на вьет.яз.); Некоторые зопоосы истории вьетнамской мысли /ред.кол.: Нгуэн Тай Тхы, Кант Тоан и другие. Ком.общ.наук. - Ханой, 1984 (на вьетн.яз/); Конфуцианство раньше и теперь /рук.автор.кол. By Хьей. - Ханой: Ком.общ.наук, 1991 (на вьет.яз.;.

0. См.: Некоторые теоретические вопросы истории вьетнамских идей /ред.кол. Нгуэн тай тхы, Нгуэн Кант Тоан и др. Ханой: Изд-во общ.наук Вьетнама, 1984. - С.7 (на вьетн.яз.}.

3. Вьетнамская филосогёия нового и новейшего времени. Материалы и исследования (ред. составители: В.Г. Буров и Ле Ши Тханг). - М., Наука, 1990.

выясняет основные черты традиционного философского мышления вьетнамского народа;

анализирует взаимодействие между философскими учениями, распространенными во Вьетнаме в тот или иной период, и традициями слонившегося во Вьетнаме философского миропонимания;

раскрывает как особенности в отечественных традициях философского миропонимания, так и их влияние

на восприятие проникших во Вьетнам философских учении, восточных или западных;

- на основе анализа способа восприятия и перера
ботки восточных традиционных (конфуцианства и буддиз
ма) и западных современных (шрксизма и экзистенциализ
ма) философских учений во Вьетнаме, рассматривается не
столько первоначальное содержание этих учений, сколько,
их видоизменение в лоне вьетнамской философской мысли

и ее традиции.

В этом контексте рассмотрена участь марксизма во вьетнамских условиях, положительная и отрицательная роль утвердившейся в нашей стране его модели.

Впервые прослежены главные особенности вьетнамской философской мысли XX века, в пестрой мозаике и переплетении восточных и западных идей, тем самым очерчен своеобразный, специфический облик вьетнамской философии XX века.

Практическая значимость исследования.

Предлагаемая работа вносит определенный вклад в решение задач, стоящих перед вьетнамским обществом на пути духовного обновления и демократизации общественной кизни. Развитие общественной мысли на новых началах представляет собой один из важных моментов содержания процесса обновления. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы при исследовании нынешнего состояния вьетнамского общества, его духовной жизни.

Кроме того выяснение характерных особенностей философской мысли вьетнамского народа тлеет несомненное исторйкйіознавательное--значение, тем более если учесть, что речь идет о моментах "ветре чи" "1Г переплетения. вос-_ точных и западных философских моделей видения мира.

Похожие диссертации на Особенности развития философской мысли во Вьетнаме. (XX век)