Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джадидское движение в Туркестане и его влияние на развитие нравственно-эстетической мысли Махмудова, Гули Тилабовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмудова, Гули Тилабовна. Джадидское движение в Туркестане и его влияние на развитие нравственно-эстетической мысли : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Ташкент, 1996.- 27 с.: ил.

Введение к работе

*

Актуальность ївш исследования. Б общественных и духовных сферах все больше и больше укрепляется новое мировоззрение и идеология независимости. Наибольшую акіуальносіь приобретает преданность идеям гуманизма, беренное отношение к духовным ценностям народов, решительный отказ от монополии.одной идеологии, укрепление у людей чувства патриотизма и т.д.

В исследовании духовного наследия народов большая ответ-ственнооть возлагается на общественно-философскую мысль современности. "Наша теперешняя задача - освободить нашу духовную жизнь, деятельность нашей науки, наши изыскания от шаблонов старой идеологии, если это будет необходимо, го вырвать наше, мировоззрение из тисков зависимости. Ученые должны быть свободны от всякого давления на них"1. Следовательно, новое оошсле-ниэ общественно-философского содержания джадидизыа, широко распространенного в начало XX века, сыгравшего большую роль з национальном и духовном развитии края, призванно служить идеологии независимости и национального возрокдеция.

Новый и объективный подход требует восотановления и научного осмысления тех общественно-философоких и нраватвенно-эо-татичеоких ценностей, которые в течение 70-ти лет либо не изучались по идеологическим соображении, либо были запрещены. Било общепринято обвинять в реакционности и национализме дви-нение дкадидизма, получившее широкое распространение в начале века в качестве идейно-филооофского движения. Поэтому исследование с точки зрения''ид9й и идеологии независимости философоко-эогвтических цанноотей, определяющих нашу близкую и далёкую ио-юрив, представляется веоьма актуальным.

Степень изученнооти тещ исследования. По тема развития общеотвенно-философской шсли Туркаоїана конца XIX и начала XX

Кариаов И.А. Оставим потомкам родину свободной и благоустроенной /на узб.пз./.- Ташкент:Узбекиотон, 1991.-С. 171.

веков шзагся достаточное колическво научных исследований. Большшсїво 32ЮС рабої написано с гочки зрения марксисяской методологии и класоовой борьбы. В них собран большой фамичеокий магериал. Творческое наследив мыслителей Туркестана изучено с і очки зрения общвоіввнно-полиіичвокого, философского уровня исследуемого периода. Эгоцу могук служить примером рабозы іа-кюс философов, иоюрикоа, лигерагуроведов и иокуооївоводов, как С.Айни, ф.Ходжаева, О.Ашнова, И.М.Муминова, М.М.Хайруллае-ва0 Э.Ю.Юсупова, А.Валиева, А.И.Йаанова, С.Ш.Іернухамадова, Р. Абдушукурова, Х.А.Аликулова, Г.Ахыаджанова, Х.Бабаходкаева, Н. Бекназарова, И.С.Брагинского, Х.Бахидова, М.Г.Вахабова, Б.Га$у-роза„ К.Э.Жикова, Н.Исламовой, А.Мирзаева, Н.Маллаева, З'.Радка-бова, М.Рахманова, С.Соаіова, Щ.Суліановой, Т.Турсунова, Х.Т. Турсуноза, Г.А.Хидоягова, Ш.Юсупова и др.

Ценаосїь этих исследований заключавюя в том, что в них ообраны очень интересные материалы и сделан ряд существенных выводов относительно общее івенно-филооофской шели народов Туркестана конца XIX - начала XX веков.

. В последние годы позитивно изменилось оїношєниє к Бехбуди, витрату, Чулпану, Мунаввар кары, Абдулла Авлони, Сидкий Хондай-лики и вообше джадидиаму как общесисвенно-философскому движению. Опубликованы стагьи и исследования А.Алиева, С.Ахмедова, Х.Бал-табаева, Б.Имамова, З.Ившурадовой, С.Касымова, Э.Каршшва, А. Нуриддинова,.А.Насрвддинова, Ш.Турдиева, С.Халбаева, А.Шарафут-динова, Б.Зргашева и др.1 Очередная задача, продолжая новое

КариаовИ.А. Узбекистон: ииллий исгиклол, иктиоод, сиёсаг, ыафкура.- ТошкениУзбвкисгон,1ЭЭЗ;.10супов Э., Каримов Э. Объектив бахо бвриш пайти келди,- Узбвкястон коммуниста.-' 1988.~'№ 12: Алиев А. "Бахтоиз куёв" талкинлари.- Нафооат. -1993.- їй 3-4; Бодтабоан X. "Усули жадид" мактаблари.-Халк, суви,- 1991.- ІЗ дек. ; Каримов н. аадидчилик нима? -Саньаг.- 1990.--й 12; Гурдиев Ш. ИаиоилбекТаопирали ва Туркисюн.- Уабвкиоюн аїабиети в а оанъати,- 1991.- 15 марі; Р{оаимов С. Бахбудии ва иадидчилик.- Узбекиотон ада-биоіи ва санъажи.- 1990.- 26 янв.; Цосимов Б. їадидчилик.-Ешлик.- 1990.- й 7; -Эргашев Б.Х. Идеология и нанионально-оовободиіельное движение в Бухарском эмирата,- Ташкент: Фаа, 1991; ^ушчоноа И. Цодирий - зрксизяик вдрбони.-Товкені; Фая, 1992 и др.

направление в исследовании, еше больше углубиться в изучение нрава твенно-эстетических идей джадидизма, оставивших неизгладимый след в духовном развиїии народа и украпивших национальное самосознание.

Цель и задачи исследования;

объективная оценка общеетвенно-иоторичеоких и национально-освободительных движений, определивших развиїие общественно-философской мысли Туркестана конца XIX и начала XX веков;

исследовать движение джадидизма как широкого общественного явления, сыгравшего прогрессивную роль в развитии общественно-философской шели в Туркестане начале XX века;

дать научную периодизацию просветительства в Туркестане, развивавшегося в соответствии о объективными социально-иотори-ческиыи явлениями;

научно-осыыолить и обобщить нравственно-эстетические идеи джадидизма, мировоззрение и творчество его наиболее крупных представителей!

показать социально-историческое значение идей джадидизма по вопрооам образования и воспитания человечеокой личнооти;

определить роль нраватвенно-эстетических принципов джадидизма в формировании и развитии реалиетичеаких видов искусства и профессионального театра в Туркестане.

Методологической основой исследования являютон теория и идеология независимости, позволяющие рассматривать духовное наследие народа как соотавнуа чаоть общечеловеческих ценностей. Идеология независимости дает возможность нового подхода и -объективного научного исследования развития общеетвенно-фило-софской мысли Туркестана конца XIX и начала-XX зеков. Методологической основой исследования послужили также труды ведущих ученых - философов, иоторинов, литературоведов и искусствоведов.

Научная новизна диссертации:

- осуществлен новый подход к анализу и оценке общественно-
философской мысли народов Туркестана конца XIX и начала XX ве-

ков, что проявилось в отказе от пресловутой теории борьбы классов и вульгарного социологизма;

дана объективная научная оценка национально-освободительного движения и деятельности его представителей, сыгравших болыаую роль в формировании и развитии общественно-философской и нравственно-эстетической шсли Туркестана того периода;

утверждается.прогрессивная роль джадидизиа как теоретико-практического проявления просветительства и его развития в новой исторической ситуации;

-исходя из логики социального движения и философских идей того времени, сделана попытка дать новую периодизацию двинения просветительства;

новые материалы творчеотва.Бехбуди, Цунаввар кары, витрата, А.Авлони, С.Хондайлики и др. по вопросам школы, просвещения, науки и искуоства анализируются и оцениваются как большое достижение нравственно-эстетической мысли народов Туркестана начала XX столетия, направленное на совершенствование человеческой личности;

формирование и развитие новых реалистических форы литературы и искусства, профессионального узбекокого театра рассматриваются как практическое проявление нравственно-эстетических принципов джадидизиа.

Практическая ценность работы соотоит в том, что она оценивает с точки зрения идеологии независимости джадидизы, сыгравший большую роль в духовной развитии народа, способствует превращению национальных ценноозей в общечеловеческое достояние. Материалы диссертации ногуі быть использованы в дальнейшей ис-ледовании общественно-философской шсли Туркестана и при составлении курса лекций по истории философии и эстетика.

Апробация диссертации. Она обоуадена на кафедре "Истории культуры и эстетики" Ташкентского Государственного Технического университета имени Абу Райхана Беруни, в секторе Истории философии Института философии и права имени И.М.Мумшова Академии наук Республики Узбекистан, Ташкентский Государственный Университет ка^одра "Истории философии и логики" - научно-теоретически!, свії-шар, Проблемный Совет по истории философия Института ."..тлоесф;:;; .. права л:.;енл ІІ.ІЛ.І.іушінова АН РУз.

- б -

Результата и выводы диссертации докладывалиоъ на научно-георвїичеаких конференциях, отражены в публикациях автора, которые перечислены в конце автореферата.

Структура диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и описка использованной литературы.

Похожие диссертации на Джадидское движение в Туркестане и его влияние на развитие нравственно-эстетической мысли