Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие социально-политической мысли в Мавераннахре XIV-XV вв. Каримов, Сайимназар

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримов, Сайимназар. Развитие социально-политической мысли в Мавераннахре XIV-XV вв. : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03.- Ташкент, 1998.- 37 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Коренные преобразования, осуществляемьіе в независимом Узбекистане, подлинное национально-духовное возрождение, формирование и развитие идеологии независимости, все это ставит перед учёными-обществоведами новые методологические и теоретикоконцеп-туальные задачи в области изучения культурного наследия, требует разработки адекватных подходов к исследованию общественно-философской, в частности, социально - политической мысли.

Народы Востока, в том числе Узбекистана, унаследовали от предков немало ценных учений и идей, которые до сих пор сохраняют свою актуальность при выборе путей общественного прогресса и играют огромную роль в формировании и развитии современного духовного мира наших народов, дальнейшем обогащении традиционной восточной культуры.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов указывал на глубокую связь современных реформаторских процессов в независимом Узбекистане с актуализацией проблем культурного наследия: «_.,,., Одним из результатов грандиозных перемен на древней земле Мавераннахра стало не только обретение Узбекистаном независимости, но и восстановление исторической памяти народа, открытие мощных Пластов национальных традиций и культуры, духовного наследия великих предков»1.

Ученые Узбекистана имеют немалые достижения в изучении культурного, в том числе философского, социально - политического наследия, его разработке как национальной и общечеловеческой ценности.

Следует подчеркнуть, что наряду с успехами в этом направлении у нас прослеживаются и негативные явления, вызванные господством в недавнем прошлом философско - идеологического монополизма, а также догматической методологии исследования общественно - духовного процесса. Все это привело к использованию некоторых искаженных критериев в нашей историко - философской науке, появлению «белых пятен » в изучении общественно - философского, социально - политического наследия не только отдельных мыслителей, но и целых исторических эпох.

Большое научно - концептуальное и практическое значение имеет объективное освещение богатого наследия мыслителе» Центральной Азии, в частности, Мавераннахра XIV—XV вв. , которые своими глубокими социально-политическими учениями, свободомыслием, соединением

' Каримов И. А. Предисловие к сборнику тезисов международной научной конференции «АмирТемурн его место в мировой истории » . - Т.: Узбекистан , і 996.—С.З.

религиозных и светских идей, разработкой демократических принципов управления государством и обществом оставили глубокий след в истории идейной и политической жизни. Анализ этого наследия представляет большой научный интерес и с той точки зрения, что он непосредственно связан с реформаторско-преобразовательной деятельностью Амира Темура, 660- летний юбилей которого по решению ЮНЕСКО в 1996 году отмечался по всему миру, а также с происходившими в то время глубокими общественно-историческими и духовными процессами.

XIV—XV века, составляющие важный период культурного, общественно-политического прогресса народов Востока, особенно Мавераннахра, всегда привлекали к себе пристальное внимание наших учёных. В настоящее время этот интерес ещё более возрастает, ибо в эту эпоху в Мавераннахре происходит особенно интенсивное развитие национальных общественно-духовных ценностей, самостоятельной государственности и социально-политической мысли, что в совокупности выступает одним из важнейших духовно-исторических источников современного национального возрождения узбекского народа, подлинного общественно-духовного прогресса нашей страны, представляет собой крупный вклад в историю мировой цивилизации.

Несмотря на это, ряд фундаментальных аспектов культурно-философского наследия мыслителей того времени всё ещё остаётся малоизученным , и как результат без них невозможно создание целостной концепции развития всей социально-политической мысли того времени, в частности, в регионе Ближнего и Среднего Востока, в том числе Узбекистана.

До сих пор нет ни одного специального монографического исследования, посвященного системному изучению развития социально-политической мысли Мавераннахра в период XIV—XV вв. А между тем она представлена рядом выдающихся учёных, политических, литературных, религиозных деятелей, создавших интересные труды по общественным проблемам. Важное значение обретает обстоятельный анализ социально-политического наследия таких известных мыслителей, как Амир Темур, Улугбек, Касыми Анвар, Мухаммад Бухари (Порсо), Шах Неъматулла Вали, Ходжа Ахрар, Джами, Навои, Кашифи и др.

Они представляли разные слои общества, но выдвигали в центр своих, философских, политических, духовно-религиозных идей и учений человека, гуманистические ценности, человеческие интересы, интерпретируемые с точки зрения единства общечеловеческого и национально-религиозного подходов.

На наш взгляд, назрела необходимость целостно-комплексного изучения истории социально-политической мысли, общественных идей народов Востока, в том числе Мавераннахра, разработки методологии исследования этого процесса с учетом особенностей стран данного региона. Анализ общих

и особенненых аспектов вышеуказанной пробпематики выступает на современном этапе не только насущной задачей философской науки, но и одним из важнейших направлений по преодолению концепций, фальсифицирующих подлинную историю народов Востока и принижающих роль и значение их духовных ценностей.

В свете этих задач обращение к истории социально-политических учений Мавераннахра в XIV -XV вв., их роли в формировании идеологии различных общественных движений в странах мусульманского Востока обретает особую актуальность и значимость.

Рассмотрению, по преимуществу, этих вопросов посвящена настоящая работа, при написании которой научная консультация осуществлялась доктором философских наук, профессором Х.А. АликулоЕЫМ.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем социально-политической мысли народа Мавераннахра XIV-XV вв., выявление ее места и роли в истории общественных идей и в современных духовных процессах еще не имеет под собой сколь-нибудь серьезно разработанной концептуально-методологической основы и представляет собой одну из наименее изученных областей историко-философской науки.

Следует отметить, что несмотря На негативные последствий для философской мысли периода господства догматической идеологии, политического нажима, и тогда были достигнуты определенные результаты в изучении культурного наследия, в том числе социально-методологические положения о преемственности в развитии культуры, о взаимосвязи философских идей некоторые учёные толковали односторонне, так или иначе, умаляя вклад мыслителей XIV-XV вв. в формирование и развитие Восточного Ренессана, в мировую науку в целом.

Несмотря на отсутствие специальных работ по фундаментально-концептуальному анализу социально-политических взглядов мыслителей Центральной Азии, в частности Мавераннахра XIV-XV вв., имеется ряд исследований постановочного характера, рассматривающих отдельные аспекты данной проблемы.

В частности, следует отметить научные труды зарубежных и отечественных ученных, посвященные'изучению социально-политических взглядов мыслителей этого периода в контексте различных исторических экономических, социальных, культурных, историко-философских и религиозно-философских феноменов. Имеются в виду труды Аликулов X, Арипова М.К., Ахмедова Б.А., Бабаева Х.Б., БаратозаМБ., Бартольда В.В., Беляева Е А., БогоутдиноваМ.М, Болдырева А.Н., Брагинского И.И., Валиходжаева Б.Н., Вамбери Г., Гафурова Б.Г., Голдциера И.Э., Гордлевского В.А., Джумабаева Ю.Д., Захидов В.Ю., Кадиров М., Климовича Л.И., Крымского А.Є., Кули-Заде З.А., Массе П., Муминов И.М., Мэца А.М.,

Позднева П., Хайруллаева М.М., Раджабова Р.Н., Петрушевского И.П., Чехович О.Д., и др.2

Поскольку наши прежние теоретические и методологические концепции истории общественно-философской мысли были связаны с негативным подходом к роли религии и суфизма, других религиозно-философских течений в общественно-духовных процессах, то многие историко-философские исследования, непосредственно посвященные периоду XIV-XV вв., ограничивались односторонним изучением социально-политических взглядов мыслителей, в отрыве от таких источников, как религия, тасаввуф и др.

Социально-политическое наследие ряда мыслителей Мавераннахра, в частности Амира Гемура, Улугбека, Касыми Анварг, Шаха Неъматушты Вали, Мухаммеда Бухари (Порсо), Ходжи Ахрара, Джами, Навои, Кашифи и др. до сих поор не подвергалось специальному историко-философскому анализу с позиции новых методологических подходов.

Отдельные вопросы теоретического и методологического характера, связанные с изучением творческого наследия вышеупомянутых мыслителей, поднимаются в трудах наших отечественных исследователей.

Ценные научно-биографические данные об этих мыслителях, толкования их трудов с позиции своего времени встречаются в различных рукописях и литографических источниках, что способствует созданию более полного представления об их взглядов, отдельных аспектах духовной жизни той эпохи.

Анализ работ по данным проблемам в свете современных процессов свидетельствует о возрастающей актуальности и вместе с тем крайне недостаточной исследовательности социально-политических взглядов мыслителей Мавераннахра XIV-XV вв., в том числе Амира Темура и Темуридов, в контексте их коренных индейно-концептуальных основ, в частности, ислама, суфизма, предшествующих мусульманских политических учений, а также о том, что до сих пор не были выявлены особенности и специфика общественно-лолитической мысли исследуемого периода.

Цели и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является целостное, системно-концептуальное исследование на широкой текстологической базе .общественно-исторической обстановки, философско-методологических основ, в целом всего ряда процессов развития социально-политической мысли . Мавераннахра в XIV-XV вв.

Достижение данной цели предполагает необходимость решения следующих конкретных задач:

-проанализировать социально-экономические и духовно-культурные оновы формирования и развития социально-политической мысли Маверан-

1 Перечень трудов перечисляемых здесь в ниже авторов приводите» в списке исполуювздной литературы, приложенном к диссертации. -

нахра в период X1V-XV вв.;

- определить ее основные теоретические истоки и философско-
методологическую подоплеку;

выявить отношение к исламу и суфизму таких крупных мыслителей, как Амир Темур, Улугбек, Касыми Анвар, Мухаммад Бухари, Шах Неъматулла Вали, Джами, Навои, Кашифи;

раскрыть взгляды этих мыслителей по проблемам человека, гуманизма социальной структуры общества, политики, управления государством, его самостоятельности и независимости, идеального общества, справедливого правителя и т.д.;

провести специальный анализ деятельности и социально-политических взглядов таких крупных мыслителей, государственных и общественных деятелей, как Бахауддин Накшбанд, Амир Темур, Ходжа Ахрар и др, сыгравших важную роль в формировании и развитии общественной мысли того периода;

выяснить непосредственную роль и место ислама, шариата, суфизма (тасаввуфа) в формировании и развитии общественной, в частности социально-политической мысли, концепций государственного правления и исходя из этого раскрыть подлинные взаимоотношения суфизма с официальным исламом;

ввести в научный оборот ряд ноаых рукописных материалов, малоизвестных источников, работ зарубежных востоковедов, связанных с исследованием духовной культуры, социально-политической мысли Мавераннахра XIV-XV вв.;

дать конкретные научно-теоретические рекомендации по изучению социально-политической мысли Центральной Азии, а том числе Мавераннахра. Методологические основы исследования. Диссертант в своих теоретических и методологических подходах опирался на принципы объективности, историчности, научности, логичности, оптимального сочетания национальных и' общечеловеческих духовных ценностей в изучении историко-философского процесса, разработанных классиками мировой и отечественной философии.

Одним из важнейших методологических принципов исследования являлся системно-концептуальный подход к анализу развития социально-политической мысли того периода, стремление к целостному его осмыслению в контексте всего процесса.

Важными теоретичекими и методологическими источниками послужили труды прошлых историков философии Востока и Запада, современные исследования ученых Узбекистана и зарубежных стран, посвященные изучению данной проблематики.

Оприраясь на эти принципы, диссертант стремился к преодолению несо-

стоятельных аспектов недавней методологии исследования духовно-исторического процесса, которые в свое время привели к искажению многих концептуальных идей, социально-политических взглядов мыслителей прошлого.

Источниковедческой базой послужили рукописные труды мыслителей исследуемого периода на тюркском, арабском, перисидском языках, хранящиеся в фундаментальных библиотеках Ташкента, Самарканда, Москвы, Ленинграда, их последующие научные издания.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

с позиции современных методологических подходов подвергается специальному анализу развитие социально-политической мысли Мавераннахра XIV-XV вв., ее идейные источники и философские основы;

на основе богатых источниковедческих материалов изучено наследие крупных представителей социально-политической мысли этого периода - Амира Темура, Улугбека, Касыми Анвара, Шаха Неъматуллы Вали, Мухаммада Бухари (Порсо), Ходжи Ахрара, Джами, Навои, Кашифи, осуществлен его целостно-системный анализ;

исходя из особенностей развития социально-политической мысли XJV-XV вв., проанализированы ее наиболее существенные аспекты, которые до сих пор не рассматривались в нашей науке, в частности, проблемы возникновения человека и человеческого общества, отношение к человеку и проблемы гуманизма, вопросы управления государством в мусульманской политической теории, особенности политических взглядов и позиций Темура и Темуридов, вопросы политического учения в "Уложении Темура", концептуальные разработки представителей суфизма (мутасаввифов) по проблемам управления обществом и государством, идеального общества и справедливых правителей;

- выявлены специфические особенности, общие тенденции и закономерности развития социально-политической мысли Мавераннахра XIV-XV вв.;

на основе достаточного источниковедческого и фактологического материала рассмотрены, с точки зрения истории общественно-политической мысли, взгляды ряда деятелей и мыслителей, предпринята попытка объективной оценки их теоретической и практической деятельности, в частности таких, как Амир Темур, Бахауддин Накшбанд, Ходжа Ахрар и др., которые получили возможность достойно войти в историю культуры Мавераннахра лишь в условиях независимое- ти Узбекистана;

изучен и введен в научный оборот ряд малоисследованных трактатов мыслителей Мавераннахра.

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость данной диссертационной работы определяется прежде всего тем, что она направлена на целостное возрождение соци

ально-политической мысли Мавераннахра XIV-XV вв., на ликвидацию тех "белых пятен", которые образовались о ней в результате идеологического экспансионизма, а условиях административно-тоталитарной системы, на преодоление недостатков в изучении этой проблемы.

Исследование социально-политической мысли Мавераннахра дает нам возможность объективно оценить особенности и закономерности ее развития, выявить подлинное значение и место идей мыслителей того времени в системе духовных ценностей X1V-XV вв.

Изучение социально-политической мысли эпохи центроазиатсксго Ренессанса позволяет еще более обогатить и прояснить исторические и духовно-культурные истоки нынешних радикальных преобразований в социально-политической жизни независимого Узбекистана, идущего по пути построения современного цивилизованного общества с учетом богатых нзциональных традиций в этой области.

Ретроспективное осмысление истории социально-политической мысли Мавераннахра поможет глубже понять и истолковать характер общественных перемен, идеологических и социальных движений, преобразовательных процессов, происходящих в настоящее время в таких странах Востока, как Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, страны Ближнего и Среднего Востока. Объективное изучение развития социально-политической мысли, последовательная реализация принципов научного анализа могут способствовать дальнейшему соверіиенстзозанию методологических подходоз к исследованию всего процесса духовного развития XIV-XV

веков, выработке правильней оценки философско- мировоззренческих концепций и реконструкции подлинной истории социально-политической мысли Центральной Азии и ряда других сопредельных стран Востока.

Диссертантом проанализированы, переведень! и опубликованы фрагменты из известных и малоизвестных трудов Касыми, Шаха Неъматуллы Вали, Кашифи и др., обогащающих историю общественно-политической мысли наших народов.

Результаты исследования, теоретические положения и выводы могут служить также делу воспитания подрастающего поколения в духа уважения к национальному культурному наследию и совершенствованию методологического уровня его преподавания, приобщению к нему широких масс. Они могут быть использованы студентами, аспирантами, преподавателями при прохождении курсов истории философии, естетики, политологии, этики, социологии, истории религии и других наук.

Апробация.. Результаты исследования были изложены в форме докладов на конференциях профессорско-преподавательского состава СамГУ, ИПК

при ТашГУ и Самаркандского филиала АН Республики Узбекистан в период 1990-1997 гг., на региональных и международных конференциях, посвя- щенных 600-летию со дня рждения Улугбека (Самарканд, 1996 г.), 660-летия со дня рождения Амира Темура (Самарканд, 1995 г.), 85-летию со дня рождения академика И.М.Муминова (Самарканд, 1S94).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании отделов истории философии, современной философии и религии Востока Института философии и права им. И.М.Муминова АН РУз, а также на заседании Проблемного совета по истории философии этого же института.

Структура диссертации включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертации на Развитие социально-политической мысли в Мавераннахре XIV-XV вв.