Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Интернет-среда: генезис и особенности 13
1.1 Становление и развитие Іінтернета как новой информационной технологии 13
1.2 Хакерство: идеология и практика 28
1.3 Анализ Интернета с позиций концепций виртуальности и интертекстуальности 38
Глава 2. Роль Интернета в утверждении гуманистических ценностей в обществе 55
2.1 Интернет как знаковый элемент глобальных социальных изменений: анализ философских концепций 55
2.2 Интернет в основных сферах жизнедеятельности общества 79
2.3 Интернет-коммуникация и проблема гуманизации общения 100
Заключение 122
Библиографический список 126
- Становление и развитие Іінтернета как новой информационной технологии
- Анализ Интернета с позиций концепций виртуальности и интертекстуальности
- Интернет как знаковый элемент глобальных социальных изменений: анализ философских концепций
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования
Новые информационно-коммуникационные технологии существенно меняют жизнь современного общества. Апофеозом все совокупности новейших информационно-коммуникационных технологий и одновременно уникальным социокультурным феноменом, требующим философского осмысления, стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Интернет активно включился в жизнь общества и за сравнительно небольшой срок своего существования оказался задействованным во всех его сферах.
Многие ученые усматривали в Интернете средство гигантских социальных трансформаций еще на заре его массового распространения. С этого момента наблюдается ярко выраженная полярность мнений и оценок глобальной сети.
Развитие коммуникационных технологий на протяжении всей человеческой истории вызывало у современников противоречивые мнения. В каждую эпоху существовали свои "энтузиасты" и "скептики". Уже в платоновском диалоге "Федр" живая и одушевленная речь знающего человека сравнивается с технологизированной письменной речью, и сравнение - не в пользу письменности, по крайней мере, для целей обретения мудрости. Однако именно письменность как коммуникационная технология донесла до нас этот диалог и дала возможность соприкоснуться с Сократовой мудростью. Сегодня объектом дискуссии стала глобальная компьютерная сеть Интернет.
Одни ученые связывали с Интернетом возникновение дружественного человеку компьютеризированного мира материального изобилия. Другие предрекали радикальную демократизацию общества как результат использования новых телекоммуникационных технологий.
Вместе с тем стали активно высказываться опасения растущей изоляции людей и усиления их зависимости от глобальной коммуникации. Авторы предрекают опасность использования глобальных коммуникационных
4 технологий в целях манипулирования общественным сознанием, а также тотального слежения и контроля над людьми [1].
В западной философии прошлого века звучали голоса в защиту гуманитарности, против засилья техногенной цивилизации. Х.Ортега-и-Гассет с развитием производства и потребительского изобилия связывал появление "массового человека" как угрозы для развития культуры [124]. Русская философия XIX-XX в.в. демонстрирует критическое отношение к технократическому детерминизу. Н.Ф.Федоров, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой предостерегали от увлечения машинным прогрессом, усматривая в нем угрозу духовности человека. Критика технологического детерминизма получила свое продолжение в трудах отечественных философов советского времени. В работах И.Т.Фролова, И.В.Бестужева-Лады, А.М.Гендина и др. критиковались теории "постиндустриального общества", "информационного общества", "открытого общества" за то, что в них преувеличивалась роль техники и связанного с ней типа рациональности.
Новые информационные технологии и, в частности, Интернет являются объектом исследования "философии глобальных проблем". Какова роль Интернета в решении проблемы выживания цивилизации? Он увеличивает количество информации, и тем самым совершенствует общество потребления. Интернет делает доступной любую информацию и увеличивает мощности массовой культуры в ее самых нежелательных, с точки зрения развития личности, проявлениях. Проблема состоит также в том, что Интернет, возможно, не улучшает качество информации и не способствует выживанию культуры.
Экспансия Интернета во все сферы общественной жизни остро ставит проблему информационной безопасности.
Выдающийся ученый XX века К.Лоренц в книге "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" пишет о всеобщем притуплении чувства [92, С.57]. Интернет может служить игрушкой для развлечения в руках человека "отчужденного от природы, верящего лишь в коммерческие ценности,
5 эмоционально нищего, низведенного до уровня домашнего скота и потерявшего связь с культурной традицией" [92, С.54].
И.В.Бестужев-Лада считает, что будущее - за альтернативной цивилизацией, суть которой в ее спасительности. Контуры этой цивилизации - в спасении гибнущей семьи и исчезающего единства, преемственности поколений, гибнущей природы, деградирующей личности, оказавшегося перед лицом катастрофы человечества [21, С.98]. Является ли Интернет элементом "альтернативной" спасительной цивилизации, или он продолжает и усиливает тенденции, ведущие человечество к деградации?
На сегодняшний день весьма актуальной является проблема сохранения национального информационного пространства в условиях глобализации. Ее решение возможно при условии осознания обществом важности следования традициям своих стран в информационной сфере.
Проблема отношения технического прогресса и прогресса гуманитарного остается актуальной и в наше время и требует философского осмысления в условиях движения России к "информационному обществу".
Степень разработанности темы исследования
К настоящему времени накопилось достаточно большое количество работ, посвященных проблемам и перспективам коммуникации при помощи компьютерных сетей.
Проблемы и перспективы становления информационного общества, характеризующегося созданием и массовым распространением новых технологий коммуникации и информации исследуются в работах О.Тоффлера, Д.Белла, М.Маклюэна, М.Кастельса, А.И.Ракитова, Н.М. Чуринова, М.Пората, И.С.Мелюхина, В.Л.Иноземцева, А.Н.Ефимова.
В работах Н.В.Чудовой, М.А.Евлампиевой, Н.А.Рахимовой Интернет определяется в качестве новой культуры, обладающей собственной семиосферой (по Ю.Лотману).
Проблемы и перспективы организации информации посредством гипертекстовой технологии раскрываются в работах В.Л.Эпштейна,
6 К.Дрекслера, А.Лебедева, М.М.Колесниковой, И.Р.Купер, В.А.Емелина, М.Г.Карымовой, Е.А.Баженовой.
В работах О.В.Смысловой, А.Е.Войскунского, О.Н.Арестовой, исследуются основные виды деятельности и ее мотивации, осуществляемой посредством Интернета.
Перспективам использования новейших коммуникационных технологий в политической коммуникации посвящены работы М.Маклюэна, О.Тоффлера, М.Кастельса, В.А.Ачкасова, А.В.Чугунова, Ю.В.Яковуа, Д.В.Иванова, Е.В.Лобзы, А.Михеева.
Выявление и исследование особенностей виртуальной коммуникации мы находим в работах А.Е.Жичкиной, И.С.Шевченко, Н.В.Чудовой, В.Нестерова, Е.Нестеровой, А.Минакова, Л.Тираспольского, А.Новикова.
Особенностям социально-психологического склада личности хакера посвящены работы О.В.Смысловой, Д. и М. Букиных, М.Бабаева, К.Касперски, А.Москалюка, А.Петровского. Историю хакерского культурного движения и его влияния на развитие Интернета мы находим в работах М.Кастельса, В.А.Емелина, Э.Реймонда, М.Вершинина.
В настоящее время активно обсуждается феномен психологической зависимости от Интернета, так называемой, "интернет-аддикции". Это едва ли не единственная область во всем спектре гуманитарных исследований Интернета, на разработку которой не претендует никто, кроме клинических психологов. Данной проблематикой занимаются: К.Янг, Ш.Текл, Д.Сулер, А.Е.Войскунский, О.В.Смыслова, Е.П.Белинская, А.Е.Жичкина. Авторы называют "уход" человека в виртуальный компьютерный мир новым видом эскапизма.
О месте Интернета в системе современных СМИ и его влиянии на журналистику пишут В.В.Кихтан, М.В.Шкондин, Я.ИЗасурский, Л.Н.Федотова и др.
Анализу виртуальной реальности посвящены работы С.И.Орехова, С.Дацюка, В.А.Емелина, Н.А.Носова, Д.В.Галкина.
Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию Интернета и его роли в социальных процессах, остаются недостаточно изученными проблемы гуманизации интернет-среды. Требуется философский анализ выявленных тенденций ее изменения. Исследователи отмечают, что развитие киберпространства опережает эволюцию наших теоретических представлений о нем (Л.Л.Делицин, И.И.Засурский, И.Г.Куринной). Мы не считаем, что в данной работе сможем однозначно ответить на данный вопрос. Однако попытаемся дать анализ ряда важных проблем, обусловленных интеграцией глобальной сети в общество с целью внести вклад в решение проблемы: роль сети Интернет в утверждении гуманистических ценностей в обществе. Следуя философской традиции, под гуманистическими ценностями мы будем понимать единство истины, добра, справедливости, свободы человеческого выбора и творческой самореализации.
Объектом диссертационного исследования является Интернет в системе общества. Предметом исследования является роль Интернета в утверждении гуманистических ценностей в обществе.
Цель диссертационного исследования - раскрыть свойства Интернета и определить его роль в утверждении гуманистических ценностей в обществе.
В движении к основной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
установить причины появления и массового распространения Интернета;
определить технологические особенности Интернета как средства массовой коммуникации;
определить место Интернета в процессах глобализации;
исследовать специфику аудитории Интернета, рассмотреть явление хакерства;
раскрыть сущность Интернета с позиций философских категорий "виртуальности" и "гипертекстуальности";
определить место Интернета в становлении информационного
8 общества;
определить роль Интернета в различных сферах жизнедеятельности современного общества;
определить причины популярности и раскрыть специфику интернет-общения.
Методологическую основу исследования составили философские методы и принципы познания: принцип отражения, принцип конкретности исследования и всестороннего рассмотрения явлений общественной жизни.
Принцип диалектического единства структуры и функции применен в анализе особенностей функционирования Интернета как средства коммуникации. Принцип взаимосвязи: Интернет как отражение и проявление общественных процессов, и Интернет как фактор, влияющий на общественные процессы.
Применены идеи системного подхода, а также функциональный подход, в центре внимания которых взаимозависимость элементов и системы, уровневость системной организации функций.
Использован принцип фальсифицируемости как конкретизация практической проверки истинности знания в анализе понятия "виртуальная реальность".
Научная новизна исследования заключается в том, что Интернет рассматривается в единстве технико-информационного и социального содержания на основе последних данных, в свете современных тенденций развития информационных технологий и на пересечении различных философских концепций.
Положения диссертации, содержащие новизну и выносимые на защиту, сводятся к следующему:
1. Появление и массовое распространение Интернета имеет свои технологические и социальные предпосылки. К первым относится уровень развития научно-технической мысли достаточный для разработки подобного рода технологии, массовое производство персональных компьютеров.
9 Социальные предпосылки заключаются в состоянии развития общества, характеризующегося потребностью в обеспечении национальной безопасности, интенсификацией информационного обмена, появлением хакерской субкультуры.
История Интернета свидетельствует, что в идее его создания и массового распространения присутствовали гуманистические мотивы: выравнивание условий доступа к информации, свобода творчества.
Хакерство является знаковым элементом глобальной сети Интернет. «Знаковость» заключается не только в активном участии хакеров в разработке программного обеспечения глобальной сети на протяжении всей ее истории, но и в оказании ими непосредственного влияния на формирование сетевой культуры общения.
Применение понятия «виртуальная реальность» в отношении Интернета определяется, прежде всего, технологическими и социальными функциональными сходствами с технологиями "виртуальной реальности". При этом, с одной стороны, категория "виртуальной реальности" раскрывает в Интернете его предельные возможности, а с другой - Интернет уже сегодня делает актуальной проблему погружения человека в виртуальные миры. Метафорическое значение понятия «виртуальной реальности», тиражируемое СМИ, мифологизирует образ Интернета на уровне массового сознании.
Отличительная особенность интернет-текстов состоит в единстве интертекстуальности и гипертекстуальности. Интертекстуальность связана с семантикой текста, гипертекстуальность определяет его структуру. С другой стороны, структура ссылок выражает семантические связи. Компьютерный гипертекст в глобальной сети проявляет особенности структурной организации научных текстов и не является новым способом смыслопорождения.
Философский уровень осмысления Интернета возможен и необходим потому, что фокусирует характеристики социума, в которых сегодня ведется философский дискурс об обществе: "постиндустриальное общество", "информационное общество", "постмодерное общество". По новому осмыслено
10 значение философских концепций информационного общества. В результате того, что Интернет проявляет многие черты как апологетов нового информационного общества, так и их критиков, стало возможным оценить прогностический потенциал их идей.
7. Роль Интернета в процессах глобализации имеет противоречивый характер. С одной стороны, Интернет способствует выравниванию информационного пространства - тенденция глобализации, с другой -способствует углублению различий в темпах технико-экономического развития разных стран.
8.Показано, что Интернет представляет собой уникальное сочетание технологии связи с технологией хранения информации и обеспечения доступа пользователей к ней, создающее возможность самоорганизации. Сетевое устройство Интернета обеспечивает представление в нем не только массовой, но и маргинальной и элитарной культуры. Таким образом, Интернет дает возможность проявиться демократическим началам не только в смысле обеспечения интересов и ценностей большинства, но и меньшинства.
9. Показана противоречивая роль Интернета в социально-политической
и культурной (наука, искусство, образование) сферах. Интернет, по сути,
является своеобразной репрезентацией общества и концентрировано отражает
существующие в обществе противоречия.
10. Установлено, что Интернет проявляет противоречивость
гуманистических ценностей равенства, свободы и творчества, обнажая
противоречия ценности количества информации.
11. Установлено, что причины популярности интернет-общения
находятся в трех сферах: а) привлекательных технических возможностях
глобальной сети Интернет; б) особенностях психологического склада личности;
в) особенностях межличностного взаимодействия в современном обществе.
Сопоставлены положительные и отрицательные, с точки зрения развития
личности, стороны интернет-коммуникации. С одной стороны, интернет-
коммуникация помогает преодолеть барьеры, мешающие общению, однако с
11 другой - не способствует развитию навыков непосредственного общения.
12. Предложена новая классификация аудитории Интернета, где критерием дифференциации пользователей на группы является степень их участия в изменении информационного пространства глобальной сети. Практическая значимость данной классификации заключается в определении на основании количественного соотношения групп пользователей тенденций развития сети, а также определении соотношения между творчеством и потреблением в сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы диссертационного исследования могут быть применены для дальнейшего изучения особенностей Интернета, для анализа противоречивых тенденций гуманизации и дегуманизации интернет-общения и интернет-творчества.
Результаты работы могут быть использованы в прикладных исследованиях мотивации интернет-общения, определения социально-психологических характеристик пользователей сети. Разработка классификации пользователей Интернета по степени изменения ими информационного пространства глобальной сети имеет значение для создания системы медиаобразования. Проведенный в работе анализ особенностей сетевой коммуникации может быть полезен для создания системы профилактики интернет-зависимости.
Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, истории и философии науки, социологии и культурологии.
Апробация результатов исследования
Содержание работы обсуждалось на семинарах кафедры философии Сибирского юридического института МВД России, на заседаниях научно-редакционного отдела Восточно-Сибирского института МВД России. Основные положения диссертации нашли отражение в монографии, научных статьях, а также в учебных курсах по философии и коммуникативной
12 психологии.
Структура работы композиционно соответствует общей логике исследования, заданной целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка цитируемой литературы.
Становление и развитие Іінтернета как новой информационной технологии
Существует множество определений глобальной сети Интернет. С одной стороны, это компьютерная сеть, с другой - база данных и хранилище информации, с третьей - среда для общения. Распространенным считается следующее определение Интернета: Интернет - это сеть сетей, сеть информационных ресурсов, а также людей, которые эти ресурсы создают и используют. Возможно даже такое определение глобальной сети: "Интернет -это такие проводки, по которым бежит не электрический ток, а душа" [32]. Дословный перевод "интернет" означает "международная (всемирная) сеть" (inter - между (лат.); net - сеть (англ.).
Существующее разнообразие толкований термина "Интернет" связано с тем, с какой точки зрения обращен взгляд исследователя на данный феномен. Интернет как явление технологическое Б.Гейтс определяет в виде: а) конгломерата компьютерных сетей, объединенных между собой разнообразными линиями связи; б) сети сетей; в) "информационной супермагистрали" [59]. Интернет как явление социальное А.А.Зубрилиным определяется как: а) культурный феномен, аналогичный письменности, книгопечатанию, телевидению и т.д.; б) виртуальная сообщность людей [59].
Основная задача данного параграфа заключается в анализе исторического материала с целью установления предпосылок появления и массового распространения Интернета, а также определения его особенностей как средства коммуникации и информации.
История Интернета дает важный материал для понимания его технических, организационных и культурных характеристик, открывая путь для оценки его роли в жизни современного общества.
Интернет родился в одном из самых новаторских исследовательских институтов мира: Advanced Research Projects Agency Министерства обороны США (DARPA). Когда в конце 1950-х годов запуск первого спутника встревожил американский военно-технологический истеблишмент, DARPA выдвинуло ряд смелых инициатив, некоторые из которых изменили историю технологии и воистину возвестили наступление информационной эпохи. Одна из инициатив состояла в проектировании коммуникационной системы, неуязвимой для ядерного удара. Основанная на коммуникационной технологии с автоматическим переключением, система сделала сеть независимой от командных и контрольных центров так, что единичные сообщения находят свои собственные пути в сети, собираясь в значимые сообщения в любой ее точке.
Когда позднее цифровая технология позволила пакетировать все виды сообщений, включая звук, изображения и данные, образовалась сеть, способная передавать все виды символов, не пользуясь контрольными центрами. Универсальность цифрового языка и чистая сетевая логика коммуникационной системы создали технологические условия для глобальной горизонтальной коммуникации. Кроме того, архитектура сетевой технологии такова, что ее очень трудно контролировать и цензурировать.
Первая такая сеть под названием ARPANET (названная по аббревиатуре своего могущественного спонсора) увидела свет в 1969 году. Ее открыли для исследовательских центров, сотрудничавших с Министерством обороны США. Она состояла из четырех компьютеров, находящихся в трех университетах и научно-исследовательском институте США. Эти первые участники сети получили название процессоров обработки данных. В начале 1971 года количество узлов увеличилось до 15 и включало в себя 23 хоста. В 1973 году были осуществлены первые международные подключения к сети (к ARPANET подключились университеты и научные центры Англии, Норвегии, была запущена спутниковая линия связи с Гавайским университетом). Однако ученые стали пользоваться сетью для самых разных коммуникационных целей. Наступил момент, когда стало трудно отделить оборонные исследования от научной коммуникации и личных переговоров. В результате этого в 1983 году сеть раскололась на ARPANET, посвященную научным исследованиям и MILNET, непосредственно ориентированную на военное применение.
Национальный научный фонд тем временем включился в создание научной сети - CSNET и в сотрудничестве с ЮМ еще одной сети для специалистов гуманитарных наук - BITNET. Однако обе эти сети использовали ARPANET в качестве коммуникационной системы. Сеть сетей, сформированная в 1980-х годах получила название ARPAESfTERNET, а затем просто Интернет. Она работала в рамках национального научного фонда и по-прежнему финансировалась Министерством обороны США. К 1984 году общее число хостов сети достигло тысячи.
Теоретически передавать сообщения могли все входящие в Интернет подсети, однако для пересылки на большие расстояния были разработаны специальные скоростные магистрали. Среди них ведущее место принадлежало магистрали NSFNET, финансировавшейся фондом поддержки науки США. Эксплуатация NSFNET началась в 1985 году. Сеть основывалась на пяти суперкомпьютерных центрах в Принстоне, Питсбурге, UCSD, NCSA и Корнельском университете. Эта сеть была доступна лишь для зарегистрированных пользователей, в основном университетов. За 10 лет пропускная способность NSFNET и объем передаваемой информации значительно увеличились, расширился и контингент организаций - клиентов NSFNET. Число хостов в 1987 году превысило десять тысяч, а в 1989 году - сто тысяч. К сети NSFNET подключились пользователи из различных стран. В 1993 году к NSFNET подключилась и Россия. В 1994 году начинается торговая деятельность через NSFNET.
Демонтаж NSFNET в апреле 1995 года стал рубежом, после которого сеть окончательно освободилась от прямой зависимости от государства и перешла на финансирование многих негосударственных источников. На 1 января 1996 года сеть объединяла 9 472 000 хостов, - за, без малого, двадцатилетие она окончательно превратилась в глобальное массовое явление. Фактически сегодня Интернет состоит из множества локальных и глобальных сетей, принадлежащих различным компаниям и предприятиям, связанных между собой различными линиями связи. Интернет можно представить себе в виде мозаики, сложенной из небольших сетей разной величины, которые активно взаимодействуют одна с другой, пересылая файлы, сообщения и т.п. В настоящее время в Интернете используются практически все известные линии связи от низкоскоростных телефонных линий до высокоскоростных цифровых спутниковых каналов. Однако высокая скорость передачи данных недостаточна для установления мировой коммуникационной паутины. Компьютеры, входящие в сеть должны уметь "общаться" друг с другом. Данное стало возможным благодаря созданию оперативной системы UNIX и специальных протоколов (правил, регулирующих процессы электронного общения).
Анализ Интернета с позиций концепций виртуальности и интертекстуальности
Благодаря развитию информационных технологий в обиход вошло понятие "виртуальность". Связь его с Интернетом обязывает к тому, чтобы дать анализ этого понятия.
Вначале обратимся к этимологии слова "виртуальность". В латинском языке virtus понималось как "возможный", "который может или должен появиться". В древнегреческом языке - это сила, доблесть, храбрость, мужество, мудрость, добродетель, воинская честь. В старославянском языке это слово трансформировалось в "верти" и обозначало событие, творимое и порождаемое сейчас, в данный момент времени, чьей-то активностью. В буддизме слова с корнем vrt обозначали мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта (в психике йогина) [139].
Руководитель Центра виртуалистики Института человека РАН Н.А.Носов считает, что ключ к пониманию категории "виртуальности" следует искать у представителей средневековой схоластики [115, С. 83-84]. В средневековой христианской философии понятие "virtus" использовалось для обозначения актуально действующей силы. Посредством этой категории схоласты пытались ответить на вопрос: как абсолютные сущности реализуются во временных, частных событиях. Фома Аквинский с помощью понятия виртуальности решал одну из ключевых проблем средневековой философии, -каким образом сосуществуют реальности разного уровня, например, душа мыслящая, душа животная, душа растительная. Дуне Скотт использовал эту категорию в своей концепции реальности, исходя из которой вещи содержат в себе различные эмпирические качества не формально (как если бы вещь существовала отдельно от эмпирических наблюдений), но виртуально, тем самым он пытался преодолеть пропасть между формально единой реальностью, предполагаемой нашими концептуальными ожиданиями и нашим неупорядоченно разнообразным опытом. Не углубляясь в специфику средневековой схоластики, можно сказать, что термин "виртуальный" использовался тогда для концептуализации событий, существующих временно и в частичной форме, а также для объяснения связи всеобщей абсолютной сущности с активностью единичных предметов. Идея виртуальности в схоластике вводилась через противопоставление, с одной стороны, субстанциональности, а с другой - потенциальности: виртуальный объект (реальность) существует, хотя и не субстанционально, но реально, и в то же время - не потенциально, а актуально. Употребление этого термина в его основных значениях можно обнаружить в трудах различных авторов (Цицерон, Сенека, Августин Блаженный, Бэкон, Вико, Гегель и др.). Затем интерес к проблематике подобного рода угас, и "виртуальность" надолго выпала из области рассмотрения философии.
В словаре иностранных слов 1979 года издания, "виртуальный" - есть возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях [51]. В Оксфордском словаре современных английских слов 1992 года издания "виртуальный" - есть существующий на практике, хотя не в строго данной форме или под данным именем [70, С.351].
В современной науке термин "виртуальность" используется в квантовой физике, где он применяется для обозначения особых элементарных объектов, так называемых виртуальных частиц, характеризующихся особым статусом существования. Такие частицы существуют в промежуточных состояниях короткое время, которое связано с их энергией соотношением неопределенностей.
Новую жизнь понятие виртуальности обретает после того, как в употребление входит эпитет "виртуальная реальность", придуманный в Массачусетском Технологическом Институте в конце 70-х годов прошлого столетия для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера. Такая макромодель создает эффект присутствия в ней человека, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы взаимодействия: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства и т.п. [45].
Предполагаем, что термин "реальность" здесь употребляется в значении "среды обитания человека", "социальной среды".
Для того чтобы иметь право именоваться виртуальной реальностью, созданная компьютерными средствами макромодель реальности должна удовлетворять, как минимум, трем требованиям:
1) она должна быть полностью трехмерной (все ее объекты должны быть представлены в трех измерениях;
2) все ее одушевленные участники (подключенные к сети люди) должны иметь возможность взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени через свои графические образы;
3) она должна быть мультимедийной, чтобы комплексно воздействовать на органы чувств.
Существующие на сегодняшний день технические воплощения виртуальной реальности далеки от совершенства. Компьютерные образы не вполне реалистичны. Однако наука и технология не стоят на месте и настоящее время для виртуальной реальности - это время надежд, в котором компьютерная "виртуальная реальность" существует на грани возможного и действительного. Это означает, что, возможно, она (виртуальная реальность) станет неотличимой от реальной действительности.
Интернет как знаковый элемент глобальных социальных изменений: анализ философских концепций
Начало научной рефлексии новейших информационно-коммуникационных технологий как фактора, радикально трансформирующего социально-экономическую, политическую, культурную структуру общества, было положено в 60-х годах прошлого столетия.
В это время выходят в свет работы канадского культуролога М.Маклюэна [98, 180]. Отличительной особенностью взглядов М.Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора в процессе формирования того или иного типа общества. На основании этого М.Маклюэн выделил три этапа в развитии цивилизации.
Первый этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни, интуитивного восприятия и понимания окружающего мира. Устный мир является миром богатого вовлечения всех органов чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания.
Второй этап - письменно-печатная культура, разрушившая племенные общности, ознаменовала собой эпоху дидактизма, индивидуализма и рационализма и породила "типографского", "индустриального" человека. Детонатором "взрыва технологий", по М.Маклюэну, стало гусиное перо, а эпицентром взрыва можно считать изобретение печатного станка Гутенбергом.
Изобретение алфавита переключило центр восприятия со слуха на зрение. Важность одновременно звучащего сменяется доминированием последовательного взгляда ("видеть в черном и белом тонах", "нить мысли", "выработка своей точки зрения"). По аналогии с линейным печатным текстом появляются представления о линейности рассуждения, линейности в идее прогресса и т.п. Начинает преобладать аналитическое мышление, основанное на том, что любое многообразие может быть представлено ограниченным числом базовых элементов в различных комбинациях по аналогии с печатными текстами, составленными из ограниченного набора букв алфавита.
Если в мире слуха человек находился в центре своих ощущений, то визуальный "типографский" человек, в некотором смысле, всегда находится с краю, в качестве наблюдателя, он имеет время на раздумье перед действием. В то время как слушатель может прервать говорящего своей репликой, читатель должен позволить автору изложить свою точку зрения целиком, прежде чем написать ответ. В устных сообществах слова всегда являются событиями, происходящими во времени. Члены устной культуры погружены в динамическую текстуру устной коммуникации. В "печатном" обществе слово становится объектом, пространственно зафиксированным на странице, и по поводу которого можно рефлексировать. Разрыв с интенсивным, динамичным, слышимым окружением удаляет людей от звука, осязания и немедленного ответа и позволяет им стать более интроспективными. С момента изобретения Гутенбергом печатного станка начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Возникновение письменности и книгопечатания сделало возможным запоминание и хранение идей, знаний, разнесенную во времени и пространстве передачу опыта, что явилось толчком развития мысли, идентификации человеком самого себя как личности.
В "Галактике Гутенберга" М.Маклюэн показывает, что развитие экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса [180]. Лишь в условиях эгалитарно-массового распространения слова становятся возможными частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным формируется исходный элемент и центральный агент такого общественного устройства атомизированная, герметически изолированная от всех иных человеческая индивидуальность со специфической сенсорикой, ментальностью и телесностью. Наконец, по мнению канадского культуролога, книга стала первым товаром массового производства.
На третьем этапе развития цивилизации большая роль, по мнению М.Маклюэна, принадлежит электричеству. Оно мгновенно связывает людей во всем мире, устраняя границу между днем и ночью, и превращает мир в одну "глобальную деревню". С помощью электронных средств коммуникации общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слухо-визуальное многомерное восприятие мира и коллективности. Электронные средства коммуникации: телеграф, телефон, телевидение возвращают ключевой аспект устного способа общения: одновременность действия, восприятия и реакции. Электронные средства коммуникации, как считал автор, являются продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни.
Однако, на наш взгляд, указанные тезисы М.Маклюэна являются более корректными именно по отношению к Интернету, а не к его электрическим и электронным предшественникам - телеграфу, радио, телефону и телевидению. Только на уровне компьютерных технологий и массового их использования стало возможным моделирование разрозненных фрагментов интеллекта человека, элементов его сенсорики и психосоматической организации. Еще одним подтверждением того, что в исследованиях М.Маклюэна по сути дела речь идет уже не столько о современных ему масс-медиа, сколько о тех, которые приходят им на смену в конце века, является его тезис о "глобальной деревне". Тенденция к ликвидации государственных границ, уничтожению языковых барьеров и аннулированию гигантских расстояний между континентами, наметившаяся в эру телефона, радио и телевидения, становится реальностью лишь сегодня при наличии мгновенно связывающей любые точки планеты глобальной компьютерной сети.
В ином ключе мыслит У.Эко. Он выдвигает тезис, что Интернет не удаляет, а наоборот, возвращает общество обратно к Гутенбергу. Считая, что глобальная сеть радикально "путает карты" маклюэновских прогнозов [164], автор утверждает, что посредством Интернета осуществляется обратный переход от имиджевого к вербальному способу восприятия информации. Если телевидение, ориентирующее на зрительный образ, ведет, в конечном счете, к упадку грамотности, то компьютер, так или иначе, предполагающий работу со словами (чтение строк на экране, ввод данных, общение в чатах), реанимирует умение работать с печатными текстами. "Если телеэкран - это окно в мир, явленный в образах, то дисплей - это идеальная книга, где мир выражен в словах и разделен на страницы" [166, С. 91-92]. Рассуждая в этом ключе, У.Эко озвучивает гипотезу, что в ближайшем будущем общество расщепится на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть, получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть, кто способен отбирать и обрабатывать информацию.