Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Сущность и закономерности развития спорта как социокультурного феномена (на примере Олимпийских игр) 9
1.1 Социокультурные функции спорта в Античной Греции 10
1.2 Социокультурные функции спорта в современном мире 27
Глава 2. Спорт и гуманизм 60
2.1 Проблема гуманистической ценности спорта 60
2.2 Спорт как качество жизни молодежи 76
2.3 Будущее гуманизма в спорте 80
Заключение 96
Библиографический список 99
- Социокультурные функции спорта в Античной Греции
- Социокультурные функции спорта в современном мире
- Проблема гуманистической ценности спорта
Введение к работе
Актуальность исследования. Физическая культура и спорт существуют на протяжении многих тысячелетий, являясь одной из важнейших сторон человеческой жизни. Современный мир и вовсе представить себе без них невозможно. Спорт стал одной из важнейших сфер общества. Это относится, безусловно, к обеим его ипостасям: и к постоянным занятиям физической культурой огромных масс людей (это и одна из важнейших форм их досуга, и средство укрепления здоровья и достижения физического совершенства), и к профессиональному спорту (способу достижения высших спортивных результатов и развитой форме коммерции).
Применительно к современной России проблема массовых занятий физической культурой актуальна еще и потому, что средний российский мужчина, по данным министра регионального развития РФ Владимира Яковлева (2004 г.), живет на 12 лет меньше по сравнению с мужским населением развитых стран (соответственно - 59,1 и 71,1 года). Проигрывают по этому показателю развитым странам и российские женщины -соответственно 72,2 и 78,7 года, но, как видим, не в такой степени, как мужчины.
Основная идея диссертации - раскрытие значение спорта как важнейшего социокультурного феномена цивилизации и обоснование его необходимой и существенной роли в повышении гуманистического потенциала современного человечества.
Степень разработанности проблемы. Как это ни парадоксально, спорт как важнейший социокультурный феномен современного общества до сих пор не получил сколько-нибудь глубокого и соразмерного его значимости
-4-философского и социального анализа в соответствующей литературе. Особенно это касается внимания к спорту со стороны философов и социологов. Оно -явно недостаточно. Действительно, количество научных статей, в которых анализируется спорт как социокультурный феномен, спорт как социальная подсистема и ее взаимодействия с другими социальными подсистемами, исчисляется несколькими десятками, а тематических сборников и монографий -буквально единицы. (В качестве примеров можно назвать следующие: Спорт, культура, духовные ценности. Выпуск 3-й. Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения. -М.: РГАФК, 1998; Проблема методологии построения концепции олимпизма как социально-культурного явления // Новое мышление и олимпийское движение: Материалы Всесоюзного научного симпозиума "Международное олимпийское движение: проблемы и тенденции развития на современном этапе". - М.: Знание, 1990; Спорт и образ жизни: Сборник статей // Составители В.Столяров, З.Кравчик. - М., ФиС, 1979; Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Сентябрь, 25-27, 1996; Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. - Кишинев: Штиинца, 1986). Такое положение, на наш взгляд, ненормально и, полагаем, требует специального обсуждения среди философов и профессионалов спорта как важнейшего социокультурного феномена современной цивилизации.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы -ознакомить с наиболее важными концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, связанными с осмыслением места спорта в системе явлений культуры. Для этого было необходимо провести анализ спорта и олимпийского движения как явлений античной и современной культуры и дать их оценку с гуманистических позиций. В ходе этого анализа важно было показать, что спорт не только достаточно эффективно используется как средство физического совершенствования (если говорить о физкультуре) и укрепления здоровья людей, но и для выполнения других важных
социокультурных функций. Для дальнейшего развития спортивной теории и практики необходимо разработать философскую концепцию спорта как важнейшей сферы жизни современной и будущей цивилизации.
Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:
-определить сущность и закономерности развития спорта как социокультурного феномена;
-раскрыть социокультурные функции спорта и их динамику в диахроническом аспекте (на материале Олимпийских игр);
-раскрыть социокультурные функции спорта в синхроническом аспекте на основе анализа современного спорта в двух главных его ипостасях: массовый спорт и профессиональный спорт;
-обосновать важнейшую и необходимую роль спорта в повышении гуманистического потенциала современного человечества, особенно в воспитании молодежи;
-сформулировать основные тенденции развития спорта в XXI веке.
Объектом исследования является спорт в его основных аспектах. Социальные связки "спорт и политика", "спорт и идеология", "спорт и искусство", "спорт и нравственность", "спорт и философия", "спорт и бизнес", "спорт и здоровье личности и общества", "спорт и СМИ" сегодня стали как никогда весомыми и значимыми общественными отношениями. Уровень их развитости существенно влияет на функционирование всего общественного организма, всех его подсистем, во многом определяя их динамику, востребованность и имидж у населения.
Предметом исследования выступают социокультурные функции спорта. Среди них можно выделить следующие: реализация и совершенствование физических возможностей человека (метры, килограммы, секунды); гуманистическое развитие личности (воплощение игровой сущности человека, творчество); социальная функция (использование свободного времени, психотерапия - спорт как средство формирования интереса к жизни и
оптимизма, моделирования функций социума, подключения к политическим ценностям); физическое совершенствование личности; спорт как средство нравственного воспитания.
Методологической основой диссертации явились принципы единства эмпирического и теоретического знания, диалектической связи теории и практики, принципов историзма, системности, социокультурной обусловленности знания, анализа и синтеза основного массива литературы по исследуемой в диссертации проблеме.
Научная новизна работы состоит в следующем: определены сущность и закономерности развития спорта как социокультурного феномена; раскрыты социокультурные функции спорта и их динамика в диахроническом аспекте (на материале Олимпийских игр), а также в синхроническом аспекте на основе анализа современного спорта в двух главных его ипостасях (массовый спорт и профессиональный спорт); обоснована важнейшая и необходимая роль спорта в повышении гуманистического потенциала современного человечества, особенно в воспитании молодежи; сформулированы основные тенденции развития спорта в XXI веке.
В результате проведенного исследования выработаны следующие положения, выносимые на защиту:
-сущность спорта как социокультурного феномена заключается в том, что он является особым средством культуры в формировании жизнелюбивой, самоутверждающейся на основе соперничества по сознательно принятым правилам, постоянно совершенствующейся личности;
- главные закономерности развития спорта как социокультурного феномена состоят в постоянном совершенствовании, благодаря участию в различных спортивных мероприятиях, физических и нравственных качеств как отдельной личности, так и огромных масс людей; в утверждении жизнелюбия и повышении жизнеспособности общества; в понимании гуманного соперничества как естественного и важнейшего средства самореализации
-7-человека;
-основные социокультурные функции спорта заключаются в формировании у человека стремления к физическому совершенствованию, к победе через соперничество по правилам, в развитии игровой и творческой сущности человека, в востребованности его волевого и одновременно дисциплинарного начала;
-спорт играет важнейшую и незаменимую роль в повышении общего гуманитарного потенциала современного общества;
-основными тенденциями развития спорта в XXI веке являются: глобализация; все более узкая специализация спортсменов и культивация новых видов спорта; более четкое осознание диалектически уровневой организации современного спорта на массовый (физкультура) и профессиональный; возрастание роли спорта как средства организации досуга, моделирования различных жизненных ситуаций, укрепления здоровья, утверждения игровой (творческой) сущности человека.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Теоретическая значимость диссертации состоит в восполнении современных философских исследований культуры анализом такой важнейшей ее подсистемы как спорт, показом сущности и закономерностей развития спорта и его важнейших функций в целостном функционировании современной социокультуры и особой роли спорта в повышении гуманистического потенциала современного общества.
Практическая значимость работы состоит в использовании исследованных в диссертации идей и рекомендаций в государственном и общественном управлении спортом современной России и в решении целевых долгосрочных программ, в усилении пропаганды гуманистического потенциала спорта, в учете спорта, как важнейшей подсистемы современной культуры, и его незаменимой роли в нравственном и патриотическом воспитании молодежи.
-8-Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение трех научных статьях : "Социокультурные функции и гуманистическая сущность современного спорта" и "Актуальные проблемы управления физической культурой и спортом в современной России" // Сборник статей слушателей кафедры философии ИГТПК МГУ им. М.В.Ломоносова "Философия. Наука. Культура", выпуск 7. - М.: МГУ, 2004; "Проблема гуманистической ценности спорта" // Философские науки, №5, 2006), в в докладе на кафедре философии в МГТУ и на Ломоносовских чтениях в МГУ, в работах, опубликованных в прессе (ряд публикаций в центральных СМИ России.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка. Структура диссертации выражает логику исследования: от характеристики сущности и закономерностей развития спорта как социокультурного феномена (от античности до современности) к рассмотрению гуманистических функций спорта в современной культуре как важнейшем его предназначении в становлении цивилизации XXI века.
Социокультурные функции спорта в Античной Греции
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Вообще, в целом формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.
Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является императивом для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки, спортивные мероприятия.
Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. В спортивной жизни существуют свои традиции, например, в хоккее, футболе, фигурном катании.
Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в философии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей. Культура в общественной системе норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. Например, субкультура молодежи, музыкальных групп, художников, жителей малых городов. Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.
Философы выделяют более шестидесяти культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду. Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное -а той или иной форме они имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся: наличие двух полов, беспомощность младенцев, потребность в пище и тепле, возрастные различия между людьми, усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя, в частности, возможны разные варианты.
Социокультурные функции спорта в современном мире
Человек - общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей, сложной организации мозга и т.д., так как все это есть результат развития его общественно-трудовой деятельности, зафиксированной в материальной структуре органов тела. Таким образом, специфическое строение тела, сознание и членораздельная речь являются производными признаками. Способность осуществлять целенаправленную деятельность, ориентированную на создание предметов материального, а также духовного потребления, в условиях общества и с помощью искусственно созданных им орудий труда составляет отличительную черту человека.
Совершенствование личности в ходе общественного развития приводит к тому, что одной из первейших потребностей человека становится труд, а процесс труда превращается в источник положительных чувств. Кому случалось сделать своими руками какую-нибудь вещь, тому знакомо чувство радости и душевного подъема не доступное бездельникам.
Человек не может существовать вне трудовой деятельности. Овладение способами деятельности, вхождение в профессию, выявление в труде способностей, формирование мотивов деятельности, притязаний на успех - эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения деятельности человека. В деятельности человек использует орудия труда и создает продукт, удовлетворяющий человеческую потребность.
Включение человека в трудовую деятельность формирует его способности. Число профессий велико, и возможности овладения разными видами деятельности у людей различны.
Важный социально-психологический аспект деятельности - уровень притязаний и объективных возможностей личности. Уровень притязаний - одна из движущих сил развития личности и выявления ее способностей. На основе соотношения притязаний с реально достигнутыми результатами формируется отношение личности к деятельности и к собственному «я». Расхождение между завышенными притязаниями и реальными возможностями личности приводит либо к усиленной работе над собой, чтобы развить свои способности до желаемого уровня, либо к выработке защитных компенсаторных механизмов психики.
Известно, что всякая деятельность приводит к утомлению, физиологическому явлению, вызванному затратой энергии и необходимостью ее восстановления. Однако, преломляясь через социально-личностные структуры, утомление выступает в комплексе эмоционально-волевых отношений личности к деятельности. Эти переживания выражаются в полярных чувствах удовлетворенности или неудовлетворенности деятельностью. В связи с этим возникает состояние усталости или бодрости. Так, человек может переживать усталость при неинтересной, монотонной, безразличной для него работе или же деятельности, вызывающей сверхнапряжение, связанное с риском для жизни.
"Современный спорт напоминает, насколько я могу судить, атлетику времен профессионализации, начиная с четвертого века до христианской эры..." - замечает профессор СПбГУ А.Зайцев в одном из интервью. [39, с.59]
К этому необходимым считаем добавить, что спорт выполняет в современном обществе важнейшие социокультурные функции. Он выполняет функции, которые никто не выполняет. Или выполняет такие же, но лучше. (Резонным представляется заметить: если бы спорт не был нужен, он бы уже умер). Их классификация может быть представлена следующим образом.
1. Реализация и совершенствование физических возможностей человека (метры, килограммы, секунды).
2. Гуманистическое развитие личности:
а) воплощение игровой сущности человека;
б) творчество.
3. Социальная функция:
а) использование свободного времени;
б) социальная и индивидуальная психотерапия (спорт как средство
формирования интереса к жизни и оптимизма);
в) моделирование функций социума;
г) средство подключения к политическим ценностям;
д) физическое совершенствование личности;
е) средство морального воспитания ("Побеждать надо честно!",
"Проигрывать тоже нужно уметь!").
Говоря о социокультурных функциях спорта в современном мире, писатель А.Генис в конце предыдущего столетия отмечал, что именно "в спорте нагляднее всего обнаруживаются те судьбоносные перемены, которые готовят нас к XXI веку - переход от механических, позитивистских представлений к органическому, "мистическому" мировоззрению". [12, с.50]
Для примера можно привести борьбу всего прогрессивного человечества с глобальной человеческой катастрофой, наркотической зависимостью миллионов и миллионов людей.
Проблема гуманистической ценности спорта
Для постановки проблемы и ее решения необходимо использовать ряд понятий. Например, "спорт" и "гуманизация спорта", а также ряд других. Уточним их.
Как мы уже замечали, спорт - это как бы борьба, борьба-игра. В ходе соревнований, подготовки к ним складываются определенные социальные отношения, нормы и правила поведения. Спорт существует в разнообразных формах. Среди них важно различать две разновидности: массовый спорт и спорт высших достижений.
Важно иметь в виду конкретно-исторический характер спорта. Соревнование является атрибутом, свойственным самой природе человека, присущим ей на протяжении всей человеческой истории, оно является моментом любого акта человеческого самоопределения. Принято считать, что соревновательность - неотъемлемый элемент бытия человеческой сущности, обязательный аспект любых человеческих взаимоотношений.
Но такого рода утверждения, с нашей точки зрения, нуждаются в серьезных уточнениях и даже дополнениях. Так, все же не всякое межличностное взаимодействие в контексте "я-другой" является соревнованием. Да, человек сопоставляет себя с другими. Но не всякое сопоставление является соревнованием, ведь человек сравнивающий необязательно ориентируется на то, чтобы быть лучшим, первым. Возможно, он намерен быть равным, сотрудничать. Да и соревнования в античности зачастую лишь внешне напоминали соревнования, но по сути своей не являлись таковыми.
Вообще культурологические исследования показывают, что в различных социально-исторических условиях соревновательность приобретает разные формы. Так, для греческой и всей западной культуры действительно характерна позиция, выраженная в девизе: "Всегда быть впереди, быть лучше других", который отец Ахиллеса формулировал для своего сына. Но вот эстафетные забеги у индейцев Амазонки, если верить М.Эллисон [57, с.95], проходили по-другому: никто не стремился к победе, участники действовали на пределе сил и в конце должны были одновременно придти к цели.
Индейцы навахо при игре в баскетбол и прочие игры также не ориентированы на конкуренцию. Они играют, пока не упадут от бессилия, но не допускают агрессивных действий. В первую очередь они борются сами с собой.
Еще пример. В Центральной Америке индейцы племени таракумара проводят забеги по пересеченной местности из ритуальных соображений. Но в организованном одним ученым забеге участники решили прекратить соревнования и поделить призы (одеяла, представляющие там большую ценность) поровну.
Канадские эскимосы большое значение придают взаимопомощи. Волейбол, положим, они принимают как форму развлечения. Каждая подача или удар встречается шутками и смехом, а не обычными возгласами, выражающими радость успеха или горечь поражения.
При этом в Европе, напротив, жителям Андалузии (Испания) пришлось отказаться от соревнования по футболу между деревнями. Значение, придаваемое таким понятиям, как честь и позор, не позволяют андалузцам терпеть поражения в игре. Впоследствии они прибегают к жестокой мести за пределами игрового поля. Это происходит и в других частях света...
Перейдем к проблеме гуманизации спорта. Гуманизм - система воззрений, которая считает человека высшей ценностью общественного развития и критерием оценки всех сфер жизни. Все, что работает на человека, то гуманно. И наоборот - самая высокоорганизованная и технически совершенная деятельность, если она направлена против человека, его существования, его самореализации, рассматривается как антигуманная. К числу наиболее важных, фундаментальных ценностей гуманизм относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение и так далее.
В спорте, поскольку он представляет собой гуманную, игровую модель соревновательных ситуаций, заключен огромный гуманистический потенциал. Особенно высока гуманистическая ценность "спорта для всех".
В этой разновидности человеческой деятельности заключены большие возможности для позитивного воздействия не только на здоровье человека, но и на его духовный мир, культуру, моральные принципы. Впрочем, важные социально-культурные ценности связаны и со спортом высших достижений. Он может выступать не только как яркое и уникальное зрелище, но и как средство воспитания - и физического, и нравственного, и эстетического (особенно это касается фигурного катания, синхронного плавания, художественной гимнастики), и как одна из важных специфических сфер самореализации и самоутверждения личности, и как исследовательская лаборатория, позволяющая выявить возможности человека.
Но почему тогда вообще возникает вопрос о гуманизации спорта. Дело в том, что заложенные в спорте возможности не реализуются в полном объеме. На первый план выходят антигуманные явления, культурный потенциал используется в меньшей степени. Наблюдается девальвация нравственных и других ценностей. Отмечается возрастание жестокости, физического насилия, грубой игры. Все больше стран сталкивается с побоищами болельщиков до, во время и после матчей. Имеется немало фактов негативного отношения спорта на социальные отношения народов. Использования его в качестве разжигания межнациональных конфликтов (пример - уже упоминавшаяся "футбольная война" между Сальвадором и Гондурасом).