Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность и функции эсхатологического мироотношения : На материалах позднего протестантизма Трофимов, Яков Федорович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трофимов, Яков Федорович. Сущность и функции эсхатологического мироотношения : На материалах позднего протестантизма : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Ин-т философии.- Киев, 1990.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/227-3

Введение к работе

Актуальность теш исследования. Сознательная деятельность человека всегда основывается на его понимании реального мира, на его более или менее обоснованных предположениях о будущем природы и общества. Причем известно, что кроме предвидения, опирающегося на реалистическое миропонимание и образующего необходимую составную часть человеческой жизнедеятельности, могут иметь место и псездодрогностичаслие феномены - различные гадания, "откровения" и "прорицания", мантнка, хиромантия, "черная" и "белая" магия, астрология и т.п. К этому ряду явлений относятся и христианская эсхатология.

Казалось бы, в наше время, в эпоху электроники и информатика, компьютеризации и роботизации, когда стало возможным действительно научное прогнозирование будущего человечества, все эсхатологические ядеи, лжефутурологические по своему содержании, должны быть отброшены. Но реальности сегодняшнего дня говорят о другом - о существовании и даже возрастании архитипов и стереотипов эсхатологического миропонимания у многих верующих, что обусловлено углублением общего кризиса технократического развития индустриальных цивилизаций, осознанизм общечеловеческой опасности термоядерной и экологической катастрофы, крахом прогнозов общественного развития, негативными явлениями периода застоя, кризисными явлениями в экономике, социальной нестабильностью и межнациональными конфликтами в настоящее время.

В связи с этим актуализируется вопрос о сущности эсхатологического мироотношвния. Разобраться в нем тем более важно, что в данное время возросла социальная потребность в повышении социально-политической активности верующих и неверующих, в консолидации их усилий в решении слошшх задач революционной перестройки всех сфер жизни советского общества.

Это говорит об актуальности темы данного исследования не только в теоретическом, но и в лрактическом плане. Эсхатология присуща всем тачаниям прошлого и настоящего христианства. Но особенно важное значение ей уделяют протестантские конфессии. В связи с этим обращение к анализу эсхатологического мироотношвния на материалах позднего протестантизма обусловлено тем, что в ого теологии эсхатологические построения имеют большую значимость, чем в католицизме и православии, и поэтому оказывают болызее влияние на мироотношение верующих.

Влияние эсхатологических идей выходит за рамки религиозных организаций. В частности, они активно используются буржуазно-кларикальной пропагандой в попытках отождествить марксистскую теорию общественного прогресса с христианской эсхатологией. В этом также заключается актуальность темы исследования.

Степень разработанности пройдеш. В философской, атеистической и религиоведческой литературе проблемы мироотношення, в том числе и религиозного, впервые начали исследоваться в начале 70-х годов и лишь в настоящее время понятие "мироотношение" все больше приобретает статус философской категории. Большое значение при этом имели исследования философов украинской школы -Шинкарука В.И., Иванова В.П., Яценко А.И. и др., а также работы Бабосова Е.М., Колосницына В.И., Угриновича Д.М., Яковлева В,Г. и др., в которых осуществлялся философский анализ сущности миро-отношения, его структуры, особенностей религиозного мироотношення. Результаты данного анализа создают основу для целостного изучения роли эсхатологических идей в формировании мироотноие-ния верующих.

В исследованиях Аверинцева С.С, Барга М.А., Гараджи В.И., Гопченко П.Г., Губмана Б.Л., Никольского Н.М., Попова А.С. и Радугина А.А., Рижского М.И. и др. с различных позиций охарактеризованы гносеологические и социально-политические корни христианской эсхатологии, ее генезис и эволюция в католицизма, православии и протестантизме. Особое внимание в работах данных авторов уделяется классовому анализу христианской эсхатологии, определению различия между церковной и народной эсхатологиями, критическому анализу "царствия бокиего" как специфической формы утопического идеала. Фундаментальный характер исследований христианской эсхатологии является основой для анализа сущности и функций эсхатологического мироотношення.

Теоретическое осмысление сущности позднего протестантизма, его теологии и деятельности, его эсхатологических построений дается в исследованиях Белова А.В., Гажоса В.Ф., Грандана В.Д., Кримуса Ю.А., Лялиной Г.С., Никифорова А.В., Сафоновой Н.А., Филимонова Э.Г., Шердакова В.Н., Шехтермана Е.И. и др. В работах данных -авторов содержится богатый материал по анализу гено-зпса и сущности эсхатологических представлений конкретных конфессий позднего пштестантизма (баптизм, адвентизм седьмого дня, иеговизм, лятидесятничество и др.), начато исследование мо-

дарнистских тенденций в развитии позднего протестантизма в нашей стране.

В то не время следуот признать, что проблема сущности эсхатологического мироотношения исследована еще недостаточно. Во многом это обусловлено тем, что объективному изучению религии и религиозной эсхатологии препятствовали иллюзорные представления об отсутствии социальных корней религии в нашем общества, упрощенное изображение религии как "пережитка прошлого". Требует теоретического переосмысления проблема социально-политической значимости эсхатологического мироотношения позднего протестантизма, которое длительное время интерпретировалось в научной и научно-популярной литературе как имеющее антиобщественный характер, подрывающее оптимистический настрой советского народа, ориентирующее верующих на пассивное ожидание "скорого второго пришествия Христа". Нуждается в исследовании и реальный факт усиления социально-политической активности варующах, особенно из протестантских общин, при одновременной активизации проповеди эсхатологических идей.

Целесообразно также углубить сравнительно-исторический анализ генезиса, сущности и фушсций эсхатологических представлений различных конфессий позднего протестантизма, особенностей сочетания консервативных и модернистских тенденций в их вероучении и деятельности в нашей стране.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в выяснении социальной и мировоззренческой сущности и функций христианского эсхатологического мироотношения на материалах позднего протестантизма, особенностей аго проявления в советском общество. В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

уточняя само понятие христианской эсхатологии, произвести анализ ее сущности и основішх. функций на основе сравнения общих и особешшх черт эсхатологических идей различных конфессий позднего протестантизма, а такла католицизма и православия;

определить причины усиления роли эсхато чіческих идей в религиозном сознании в современных условиях, выявить специфику эсхатологических построений позднего протестантизма в СССР и на Западе;

исследовать социальное и мировоззренческое содержание и значение христианского эсхатологического мпроотноиения;

- выделить возможные тенденции в развитии христианского эсха
тологического мирооотношения на ближайшую перспективу.

Теоретико-методологическая основа диссертации и источники. При решении поставленных задач диссертант опирался на марксистско-ленинское учение о социальной сущности религии, о политике социалистического государства в отношении религии, церкви и верующих, на анализ ф. Энгельсом первоначального христианства, на его оценку христианской эсхатологии и религиозных пророчеств.

Автор руководствовался также материалами съездов и Пленумов ЦК КПСС, в которых охарактеризованы тенденции развития современного мира, советского общества, сформулированы основные направления обновления социализма, определена сущность и пути демократизации всех сфер жизни, в том числе и в сфере свободы совести.

В своих выводах и обобщениях диссертант опирался на исследования советских ученых по проблемам мироотношения, в том числе религиозного, особенностей христианской эсхатологии.

В качестве источников в диссертации проанализирована религиозная литература различных конфессий - евангельского христианства-баптизма, адвентизма седьмого дня, свидетелей Иеговы, дяти-двсятничества, мвннонитства, Русской православной и Римско-католической церквей. Автор опирался на материалы социологических исследований, проведенных Карагандинским опорным пунктом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС, а также на результаты собственного анкетирования членов общины АСД в гор. Караганде, на материалы личных наблюдений за деятельностью протестантских общин в Алма-Атинской и Карагандинской областях.

Научная новизна исследования. В контексте общефилософского подхода к проблеме мироотношения разработана система положений, характеризующих сущность, социальные и мировоззренческие особенности эсхатологического мироотношения в позднем протестантизме (современный этап), выявлено традиционное и модернистское толкование соотношения интенсифицированного ожидания "скорого второго пришествия Христа" с "христианским служением миру".

В диссертации обоснован ряд положений,' отличающихся элементами научной новизны:

- христианская эсхатология является религлозно-мистичиской по
форме и иррациональной по содержанию разновидностью финалиста,
отрицающей о'іьектг'г'но-регіліииіі характер развития н'Ц.ч и упг.р-'.--
лг'.я'і;ой Ртрпіс.!'Л!П!3 ''^noBeHfCKoii истории ч.-і(-туі:лонгС'і "?о'чі:>г\>
.;-"рст?і:л i'o-wii-ro";

выполняя прогностическую функцію, христианская эсхатология создает для верующих систему ориентиров в их отношениях с конкретно-исторической действительностью;

главной особенностью эсхатологического мироотноишния позднего протестантизма является ого более напряженный, по сравнению

с протестантизмом, католицизмом и православием, характер, проявляющийся в конкретішх особенностях его теологии и деятельности; конкретно-обыденный характер ориентиров ("неопровержимых знамений конца мира") в сочетании с присущим позднему протестантизму религиозным профіхгизмом а аллегорическим истолкованием библейских пророчеств создает реальную основу для искаженного восприятия истерической действительности как "кануна конца человеческих времен";

для эсхатологических построений позднего протестантизма на Западе в настоящее время характерно глобальное морально-политическое осуждение действительности как "кануна второго пришествия"; в протестантских общинах нашей страны в эсхатологических построениях используется, главньи образом, моральное осуждение действительности и лишь изредка встречаются политические мотиви;

в зависимости от социально-политической позиции общин и проповедников "знамениям" придается либо духовный характер (позиция - положительное отношение к обществу), либо материальный, земной (позиция "критической дистанции" или "негативизм"). В первом случав проповедь "скорого конца мира" сопровождается призывами к "христианской активности" с отдельными моментами критики и осуждения фаталистического мироотноишния. "Христианская активность" при этом не сводится к культовым видам деятельности, в нее входит и работа на лрои эдетве, дела милосердия а благотворительности, участие в борьбе за мир и т.п.;

позиции "критической дистанции" и негативного отношения к обществу выражают традиционную, консервативную сторону протестантского эсхатологического мироотношения, а "христианская активность" или "христианское слоение миру" - модернистскую;

на ближайшую перспективу не следует ожидать снижения напряженности эсхатологического мироотноиения позднего протестантизма; возможны попытки назначения конкретных дат "конца мира";

важным условием преодоления эсхатологического миро отношения является отказ от "административного" отчуждения'верующих от общества (демократизация положения религии, религиозных организа-

ций и ворующих в обществе, устранение неофициального "запрета на профессии" и т.п.), переход от конфронтации к диалогу ворующих и неверующих, к их сотрудничеству в решении конкретных задач совершенствования советского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейшем изучении и научном анализе религиозного г.шроотношения, социальной роли религии, особенностей и тенденций развития религиозности современного протестантизма, совершенствования воспитательной работы с его последователями.

Эти результаты могут использоваться в преподавании курса "Философия" а также в курсе "История и теория религии и атеизма" в средних специальных и высших учебных заведениях при изучении тем: "Современные религии", "Религия и духовная культура".

Структура диссертации и последовательность изложения материала определяются логикой и задачами исследования. В первой главе рассматриваются истоки и основные идеи христианской эсхатологии и на основе этого анализируется сущность христианского эсхатологического мироотношения. Это позволило во второй главе определить основные особенности эсхатологических идей позднего протестантизма, их влияние на жизнедеятельность верующих. Особое внимание обращалось на анализ современного эсхатологического мироотношения в позднем протестантизме, причин его интенсифицирования. Резуль'^іьі анализа послужили основой для рассмотрения в третьей главе специфики эсхатологического мироотношения позднего протестантизма в советском обществе. Рассмотрение этих вопросов дало возможность в четвертой главе проанализировать возможные пути преодоления эсхатологического мироотношения, рассмотреть влияние на него современных общественных процессов. В заключении подводятся итоги исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

Похожие диссертации на Сущность и функции эсхатологического мироотношения : На материалах позднего протестантизма