Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Дударенок Светлана Михайловна

Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )
<
Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дударенок Светлана Михайловна. Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма ) : ил РГБ ОД 61:85-9/699

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основны проблемы сущности атеизма в развитом социалистическом обществе 15 - 80

1.О понятии "атеизм". 15-31

2. Корни массового атеизма в СССР 31 - 45

3.Влияние изменений социальной структуры развитого социалистического общества на распространение атеизма 46 - 58

4. Функции научно-атеистического воспитания 58- 72

5.Особенности научного атеизма в развитом социалистическом обществе 72 - 80

Глава 2. Взаимоотношбния атеизма и различных форм общественного сознания в развитом социалистическом обществе 81 - 160

1.Философия и атеизм 84 - 96

2. Наука и атеизм 96 - 107

3.Политика и атеизм 107 - 119

4. Право и атеизм 119 - 132

5.Мораль и атеизм. 132 -145

6.Искусство и атеизм 145 - 160

3аключенйе 161 - 164

Список использованной литературы 165 - 183

Введение к работе

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" говорится о необходимости активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять боль-шое внимание атеистическому воспитанию. Для того,чтобы оно было более действенным и эффективным, нужно усилить дальнейшую разработку проблем марксистско-ленинского атеизма как философской науки,изучающей наиболее общие законы возникновения, развития и преодоления религии.

Перед советскими философами, исследующими проблемы теории научного атеизма, стоит сложная задача: выяснить, как в содержании научного атеизма, в формах и методах его распространения отразились те глубокие преобразования во всех сферах жизни людей, происшедшие в развитом социалистическом обществе. Этот вопрос приобрел сейчас особое значение, когда идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете.

Одним из итогов развития нашей страны по социалистическому пути, предопределившему огромные социально-экономические и культурные преобразования, является становление и неуклонный рост массового атеизма. Главным объективным критерием в определении периодов его развития являются коренные сдвиги в социально-экономической и политической жизни общества, классовая борьба. Исчезновение в нашей стране антагонистических классов привело к тому, что острие классовой борьбы обращено вовне. Огромную роль в распространении научного атеизма играет идеологическая дея-

1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М.,1983,с.72-73.

тельность Коммунистической партии. В.И.Ленин считал признаком партийности философии атеистическую направленность ее, называл борьбу с религией азбукой материализма. Наконец, существенное влияние на характер развития массового атеизма, на содержание, формы и методы его пропаганды оказывала и оказывает политическая позиция религиозных организаций.

Историю развития атеизма в нашей стране можно разделить

на четыре основных периода.

Первый период охватывает 1917-1921 годы и может быть охарактеризован как начало массового антирелигиозного двшсения.В эти годы происходило становление и упрочение Советского государства.Рождение нового общественного строя протекало в условиях острой классовой борьбы. Значительная часть духовенства всех конфессий вела активную контрреволюционную деятельность. Антисоветская позиция духовенства привела к развертыванию в стране борьбы с клерикальной контрреволюцией. Это был этап ан-тицерковной агитации, главная цель которой состояла в том,чтобы сломить сопротивление реакционного черносотенного духовенства,раз облачить церковную контрреволюцию. В это время широкое распространение в нашей стране получили понятия "безбожие", "безбожник" (а не "атеизм" и "атеист"). Термин "безбожник" как более понятный для крестьянства был господствующим в нашей популярной литературе до 40-х годов.Этому способствовало назва-

1 Попытки дать периодизацию становления и развития атеизма в СССР предприняты в нескольких книгах. См.: Ярославский Ем. Против религии и церкви,т.1У.М.,1935,с.92; Шахнович М.И.Ленин и проблемы атеизма.М.-Л.,1962; Вещиков А.Т. Путь к атеизму. М., 1965; Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспита-

ниє газеты "Безбожник", имевшей большой тираж.

Второй период начинается с 1922 г., после опубликования статьи В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма".Это был период массового антирелигиозного движения.В 1922 году,выстояв в открытой схватке с внутренними и внешними врагами,страна получила возможность приступить к мирному строительству. В этих условиях Российская коммунистическая партия большевиков и Советское государство усиливают политико-просветительную и культурно-воспитательную работу. В стране создается Главполит-просвет во главе с Н.К.Крупской, которому была подчинена вся антирелигиозная пропаганда, игравшая существенную роль во внедрении в массы пролетарской идеологии, в распространении научно-атеистических взглядов среди населения.

В результате укрепления позиций Советской власти, которая завоевывала на свою сторону все более широкие слои народа, в том числе и верующих, в религиозных организациях происходил процесс размежевания. В православной церкви появилось "обновленчество". Его сторонники провозгласили курс на лояльное отношение к Советской власти.

Второй период развития атеизма был связан с деятельностью Союза воинствующих безбожников,возникшего из ячеек общества друзей газеты "Безбожник"(ОДГБ). Союз воинствующих безбожников внес большой вклад в развитие теории и практики антирелигиозной пропаганды,разработал программы и методические пособия для антирелигиозных университетов, кружков, семинаров,1 подготовил про-ния в практике партийной работы.Воронеж,1972,с.25-27; Коновалов Б.Н.К массовому атеизму.М.,1974,с.52-57; Воронцов Г. В.Массовый атеизм.Становление и развитие.Л.,1983.

пагандистов-антирелигиозников, издавал много книг, брошюр и журналов, создал Центральный антирелигиозный музей в Москве. С самого своего возникновения Союз воинствующих безбожников боролся против "левых загибщиков", требовавших немедленной "ликвидации религии", против оскорбления религиозных чувств верующих.

Третий период (1937 г. - начало 60-х годов) был периодом превращения СССР в страну массового атеизма, когда большинство советских людей окончательно порвали с религией. Построение в СССР к середине 30-х годов основ социализма привело к подрыву социальных корней религиозности широких масс.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 г. прервало мирный труд советских людей» Во время Великой Отечественной войны вся идейно-политическая работа партии и государства была подчинена мобилизации советского народа на разгром немецко-фашистских захватчиков. Неисчислимые страдания и потери, выпавшие на долю советских людей в годы войны, трудности первых послевоенных лет вызвали оживление религиозных настроений среди части населения. В послевоенные годы Центральный Комитет партии принял меры по ликвидации запущенности научно-атеистической пропаганды,по исправлению ошибок,допущенных в период культа личности.Большую роль в организации пропаганды атеизма сыграли постановления ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" (июль 1954 г.) и "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения" (ноябрь 1954 г.).

В условиях зрелого социалистического общества развитие массового атеизма в нашей стране вступило в новый период,который можно охарактеризовать как период научно-атеистического воспитания. В это же время возникли понятия "научный атеизм",

7 сменившее "безбожие" и атеистическая пропаганда" вместо "антирелигиозная пропаганда".

Начало новому этапу в становлении массового атеизма положили решения ХХП съезда КПСС,который принял Программу строительства коммунизма в СССР. В области идеологической работы новая программа КПСС поставила как одну из важнейших задач коммунистического строительства задачу преодоления пережитков прошлого,в том числе религиозных предрассудков и суеверий, формирование научно-материалистического мировоззрения у всех членов советского общества.На съезде говорилось: "...Нужна продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и под-

1 ростков".

Конкретизацией программных положений в области идейной борьбы с религией явились "Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения"(1964 г.). На их основе был разработан комплекс мероприятий, предусматривающий повышение идейно--теopєтического уровня и действенности научно-атеистического воспитания.

ХХ1У съезд КПСС уделил огромное внимание вопросам воспитания нового человека. В резолюции съезда по Отчетному докладу ЦК записано, что "формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения,высоких идейно-политических качеств,

норм коммунистической морали остается и впредь центральной за-

р дачей идеологической работы партийных организаций".

На ХХУ съезде КПСС была выдвинута идея комплексного подхо-

  1. Материалы ХХП съезда КПСС.М.,1961,с.Ш-112.

  2. Материалы ХХ1У съезда КПСС.М.,1971,с.205.

8 да к постановке всего дела воспитания как условие достижения эффективности идеологической деятельности. Комплексный подход, отмечалось в Отчетном докладе, означает "обеспечение тесного единства идейно-политического,трудового и нравственного воспи-тания с учетом особенностей различных групп трудящихся".

В Отчетном докладе ХХУ1 съезду партии отмечено,что мы "располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем,чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того,каковы интересы,потребности личности. Вот почему в их активном,целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики". Немалую роль в этом процессе играет формирование у людей научно-материалистического мировоззрения.

Указания ХХУ1 съезда КПСС непосредственно относятся и к атеистическому воспитанию: оно должно быть действенным,актуальным, глубоко и всесторонне учитывать не только специфику идеологической работы,но и содержание,основные направления социальной политики партии. Повышение ответственности коммунистов за эффективность научно-атеистического воспитания во многом определяется теми требованиями,которые выдвинул новый этап коммунистического строительства в нашей стране и все более обостряющаяся идеологическая борьба на международной арене.

Научная и политическая актуальность исследования. Совет-

  1. Материалы ХХУ съезда КПСС.М.,1976,с.74.

  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.М. ,1981 ,с.63.

9 ское общество было охарактеризовано на ХХУ съезде КПСС как общество^ котором "господствует научное материалистическое миро-воззрение". Органической частью этого мировоззрения является атеизм. Подъем культурного уровня трудящихся,рост трудовой и общественной активности масс,совершенствование социалистического образа жизни обусловили дальнейшее отмирание религии в условиях развитого социализма. Важнейшим показателем этого является сокращение воспроизводства религиозности в новых поколениях,и прежде всего среди наиболее социально активных слоев населения. Об этом говорят данные социологических исследований степени атеистической зрелости квалифицированных рабочих,сельских тружеников и интеллигенции.

Марксизм-ленинизм никогда не исключал возможности существования религии в социалистическом обществе, не отвергал участия верующих в созидании новой жизни. Русская православная церковь на протяжении последних десятилетий поддерживает политику Советского государства, сейчас активно выступает против угрозы ядерной войны.

Восемьдесят процентов населения может быть отнесено к тем людям,которых Ф.Энгельс характеризовал как людей,которые "попросту покончили с богом", они живут и мыслят в действительном

мире и являются поэтому "материалистами".

Под влиянием религии и церкви в нашей стране еще находится некоторая часть населения и "часть,прямо скажем,не такая уж малая"., Данные социологических исследований, проведенных в

  1. Материалы ХХУ съезда КПСС.М.,1976,с.87.

  2. Энгельс Ф. Эмигрантская литература.- П.Программа бланкистских эмигрантов.- Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.,т.18,с.514.

  3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.,с.60.

10 РСФСР,на Украине,в Белоруссии,Молдавии республиках Средней Азии и Прибалтике доказывают,что верующие составляют от 8 до 10 процентов взрослого населения. В западных районах страны влияние религиозных традиций более сильно. Так, например, в Литовской ССР под влиянием религии еще остается 19,5 процен-

тов взрослого населения в городе и 41,3 процента на селе.

Сохранение религии в развитом социалистическом обществе обусловлено наличием в нем пока неразрешимых неантагонистических противоречий, порождающих различные негативные явления,от которых нередко ищут утешения в религиозном опиуме. Оживление религиозных верований иногда вызывается влиянием зарубежной пропаганды и активной деятельностью молодого духовенства и сектантских проповедников.

Формирование научного мировоззрения у всех советских людей - важное направление идеологической работы в период зрелого социализма. А эффективность идеологической работы прямо зависит от того, "насколько точно учитываются особенности пери-ода, переживаемого страной". Поэтому вопрос о месте и роли атеизма в обществе развитого социализма выдвигается все более на первый план. Этим и продиктован выбор темы предлагаемого исследования.

Изучение проблем научного атеизма должно способствовать совершенствованию управления процессом преодоления религиозности. Большое значение для повышения эффективности пропаган-

  1. См.: Андрианов Н.П.,Никонов К.И.Актуальные вопросы атеистического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.М., 1982,0.11.

  2. См.: Бальсис А.Б.Становление научного мировззрения личности. Вильнюс, 197 4, с. 54.

  3. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.,с.27.

ды атеизма имеет научный анализ того,какие именно социальные потребности вызвали атеизм к жизни и способствуют его дальнейшему утверждению в общественном сознании,а также проблемы соотношения атеизма с различными формами общественного сознания.

Научная и политическая актуальность темы исследования обусловлена еще и необходимостью разоблачения буржуазно-клерикальной фальсификации,отрицающей закономерный характер массового атеизма в СССР. Составной частью нового "крестового похода" американских империалистов против СССР и других социалистических стран являются идеологические диверсии,в которых видное место занимает антикоммунистическая враждебная клерикальная пропаганда. "Многочисленные идеологические центры империализма, - отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,-стремятся не только поддерживать,но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о "нарушении свободы совести в СССР".1

Современные фальсификаторы марксизма-ленинизма продолжают традицию старых буржуазных и клерикальных "специалистов" по религиозному вопросу в СССР, клеветнически заявляя о якобы имеющихся у советских атеистов планах ликвидации религии в кратчайшие сроки. Так, например, к планам "жестокой антирелигиозной кампании",направленной якобы на "ближайшее уничтожение религии и церкви в СССР", советологи относят все современные мероприятия ЦК КПСС по улучшению и совершенствованию на-учно-атеистического воспитания.

  1. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.,с.60.

  2. См.: Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации поло-

Одним из направлений фальсификации массового атеизма в СССР является стремление советологов обосновать миф,связанный с якобы "новым религиозным возрождением" в СССР. Большинство авторов пытаются доказать,что несмотря на активную атеистическую пропаганду,число верующих в СССР якобы неуклонно растет. По утверждению религиозных комментаторов "Би-Би-Си", "число верующих в СССР не меньше,чем 50 лет назад". Необходимость опровержения буржуазной фальсификации массового атеизма в нашей стране, потребность контрпропаганды требуют изучения его в развитом социалистическом обществе.

Состояние исследования проблемы. В последнее время в атеистической литературе возник интерес к философским вопросам атеизма в обществе развитого социализма. Хотя исследование проблемы места и роли научного атеизма, его сущности, его соотношения с различными формами общественного сознания не стало еще предметом специального рассмотрения, тем не менее некоторые из перечисленных проблем так или иначе затрагиваются в книгах Н.П.Андрианова, Д.М.Аптекмана, В.Р.Букина,В.И.Гараджи, Н.С.Гордиенко,П.Ф. Колоницкого, П.К.Курочкина,М.П.Новикова, С.Н.Никишова,А.Ф.Окулова, В.А.Сапрыкина,В.А.Черняк,М.И.Шахновича,И.Н.Яблокова и др.

В современной советской атеистической литературе существует стремление к более углубленному пониманию предмета научного атеизма и точному определению его места в системе общественных и естественных наук,особенно в системе философского знания. В настоящее время усиливается изучение связи теории и практики атеизма с разработкой общих проблем коммунистического воспитания. Критика религиозной идеологии все полнее базируется на глубоком

жения религии в СССР.М.,1975.

знании места и роли религии в обществе,знании целей и задач атеистического воспитания. В литературе заметно стремление к конкретному и, вместе с тем, к кошлексному изучению социальных процессов и явлений на всех уровнях.

Цель и задачи исследования» В диссертации ставится цель дать философско-социологический анализ места и роли атеизма в обществе развитого социализма,и на этой основе предложить рекомендации,которые могут повысить эффективность научно-атеистического воспитания.Цель работы и специфика исследуемого материала обусловили ее основные задачи:

проанализировать понятие "атеизм", его формы,функции атеистического воспитания в развитом социалистическом обществе;

исследовать социальные,гносеологические и психологические корни массового атеизма в СССР закономерность становления и развития в общественном сознании развитого социалистического общества научно-материалистического мировоззрения;

выявить особенности научного атеизма на современном этапе строительства коммунистического общества;

исследовать влияние изменений в социальной структуре развитого социалистического общества на процесс становления научно-материалистического мировоззрения;

рассмотреть проблемы взаимоотношения атеизма с различными формами общественного сознания в обществе развитого социализма.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения К.Маркса,Ф.Энгельса,В.И.Ленина,документы и решения ХХ1У,ХХУ,ХХУ1 съездов КПСС, постановление ЦК КПСС »0 даль-

нейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы (апрель 1979 г.),материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС,труды Генерального секретаря ЦК КПСС тов.К.У.Черненко. Диссертант опирался также на труды видных деятелей КПСС и Советского государствам работы советских философов,занимающихся теорией научного атеизма.

Научная новизна исследования. В процессе решения перечисленных выше задач было осуществлено первое систематическое исследование места и роли атеизма в развитом социалистическом обществе.

Научную новизну диссертации определяет то, что в ней впервые: осуществляется специальный систематический анализ причин (корней социальных, гносеологических и психологических) массового атеизма в СССР; установлено,что вступление нашей страны в период развитого социализма привело к новому этапу развития массового атеизма,который обладает тремя особенностями; проанализированы проблемы взаимоотношения атеизма с различными формами общественного сознания в развитом социалистическом обществе.

Практическая ценность диссертации. Выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования актуальных проблем теории научного атеизма в условиях развитого социалистического общества, могут быть использованы в процессе преподавания основ научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях, в деятельности организаций общества "Знание", других идеологических учреждений по формированию научно-материалистического мировоззрения у всех членов нашего общества; в пропаганде научного атеизма,в усилении ее эффективности.

Корни массового атеизма в СССР

Место и роль атеизма в обществе развитого социализма невозможно правильно охарактеризовать без научного анализа его корней,т.е. без учета того,какие именно социальные потребности вызвали атеизм к жизни и способствуют его распространению.

Советскими исследователями создано много работ,в которых1 дается обстоятельный анализ корней религии и причин существо 1 вания религиозных пережитков при социализме, но до настоящеговремени нет ни одного труда,в котором с такой же полнотой анализировались бы истоки возникновения атеистической мысли,раскрывался бы не в историческому в философском плане процесс ее становления и развития.

Рассматривая социальные факторы того или иного явления в духовной жизни общества,марксизм-ленинизм имеет в виду прежде всего экономические и классовые отношения,но не ограничивается ими,а учитывает всю совокупность надстроечных отношений,так как материальное и духовное в общественном развитии неразрывно связаны.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно отмечали,что религия разрушается классовой борьбой,подрывающей ее корни.В.И.Ленин писал: "Современный сознательный рабочий,воспитанный фабричной промышленностью,просвещенный городской жизнью,отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки,представляет небо в распоряжение попов и буржуазных хан-гносеологических корнях религии.Горький,1960;Черкашин П.П. Гносеологические корни идеализма.М.,1961; Сухов А.Д.Рели-гия как общественный феномен.М.,1972; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религоведение.М.,1973 и др. 1 Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. Минск, 19 65; Черняк В.А.О преодолении религиозных пережитков. Алма-Ата, 19 65 Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков.М.,1966; Колоницкий П.Ф.Коммунизм и формирование коммунистической личности.М.,1975; Онищенко А.С.При-чины сохранения и особенности проявления религиозности в современных условиях.М.,1980 и жей завоевывая себе лучшую жизнь здесь на земле".

Массовый атеизм же порождается классовой борьбой.Чем выше по своему содержанию уровень классовой борьбы,тем выше и формы атеизма.Справедливость этого тезиса доказывается самим содержанием атеистической концепции,практической борьбой против религии на разных этапах истории вообще,истории рабочего движения,в частности.В условиях капитализма складываются объективные предпосылки, способствующие постепенному распространению атеизма в широких слоях индустриального пролетариата.Чем выше по своей организованности и сознательности становится рабочее движение, тем шире распространяется атеизм в рабочей среде.В книге М.М.Перси-ца последовательно рассмотрен процесс распространения атеизма в среде российского пролетариата - от религиозного индифферентизма и атеистических настроений среди незначительного числа рабочих до отхода от религии широких масс в период первой русской революции и соединение атеизма передовых рабочих с социалисти-ческими убеждениями.

Богатый фактический материал приведен в книге Л.Й.Емелях, свидетельствующий,что антиклерикальные и антирелигиозные настроения крестьянства углублялись па мере развертывания массового движения трудящихся против помещичьего строя. М.И.Калинин отмечал,что после Великого Октября "вполне естественно,как это у нас происходит повсюду,в особенности в деревне,вместе с революционностью часть... крестьян сделалась атеистами".

Таким обрasом,возникновение марксистско-ленинского,научногоатеизма явилось результатом закономерной социальной потребности пролетариата в устранении религиозных иллюзий,наиболее полном познании закономерностей окружающего мира и его преобразования в соответствии с этими закономерностями Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало сознательному отходу трудящихся от религии. Сднако в первые годы Советской власти процесс разрыва с религией был еще очень трудным,так как сохранялись социальные причины ее существования В этот период полностью подтвердилась правильность указаний В.И Ленина о том, что борьба с религией может быть успешной только в том случае,если будет тесно связана с борьбой, направленной на ликвидацию социальных корней религии В ходе строительства социализма они были подорваны Ликвидированы были классы,заинтересованные в поддержке и распространении религии, навсегда было покончено с эксплуатацией человека человеком,исчезла социальная придавленность трудящихся Уничтожение классовых корней религии привело к отмиранию и преодолению религии в сознании большинства населения СССР В ходе борьбы советского народа за успешное построение в CCGP основ социализма сбылось замечательное предвидение К.Маркса о том,что религиозное отражение действительного мира начинает исчезать только тогда,когда процесс материального производства "станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным и планомерным контролем" 1

К социальным корням массового атеизма возможно отнести:утверждение социалистических отношений во всех сферах общественной жизни,успехи социалистического строительства;-уничтожение безработицы и нищеты;- ликвидацию неграмотности населения,вековой отсталости деревни;-рост политического сознания и культуры рабочего класса и колхозного крестьянства.

Ем.ярославский в 1937 г. заявил,что "по тем данным,которые имеются в "Союзе безбожников11 мы можем сказать, что у нас в селе в среднем 1/3 трудящихся навсегда порвали с религией, а в го-роде мы имеем, примерно, не менее 2/3 порвавших с религией,среди

Функции научно-атеистического воспитания

Вопрос о том,как должны изживаться пережитки религии в условиях зрелого социализма,продолжает обсуждаться в нашей литературе. Одни авторы утверждают,будто В.И.Ленин "обосновал о несовместимость социализма и религии" ,а раз так, то развитой социализм требует быстрейшего и полнейшего ее вытеснения.Дру-гие, наоборот, полагают,что процесс усвоения массами научно--материалистического мировоззрения не требует ускорения :,гРе-лигия сама по себе отомрет в ближайшем будущем". Существует и третья точка зрения,которую выражал известный советский философ В.П.Тугаринов.Он неоднократно говорил,что пропаганда атеизма в СССР имела смысл,когда население страны было неграмотным, темным и религиозным,а теперь едва ли следует затрачивать силы и средства "на войну с ветряными мельницами",тем более,что в современной международной обстановке она очень опасна. Такие рассуждения можно нередко встретить в среде интеллигенции.Если представить себе,что действительно в нашей стране прекратилось бы научно-атеистическое воспитание трудящихся,то именно в этой сложной международной обстановке,в условиях даже зрелого социализма,сохраняющего неантагонистические противоречия, разрушение атеистического заслона от "крестового похода" религиозных воззрений.распространяемых из империалистического лагеря, имело бы тяжелые идеологические последствия. Все предложения ускорить преодоление религии или прекратить идейную борьбу с ней глубоко ошибочны. В нашей литературе еще дают себя знать некоторые крайности в подходе к постановке пропаганды научного атеизма,атеистического воспитания.Одна из них связана с представлением о том,что в политических позициях духовенства ничто не изменилось по сравнению с былыми временами и сущность их деятельности остается столь же традиционной,как и прежде.Отсюда ошибки в мето-дах,приемах и формах идейной борьбы с религией, не учитывающие новых явлений в деятельности самих религиозных организаций.Отголоски представлений такого рода иногда проявляются даже в периодической печати."Как-то незаметно "канули в Лету",- отме чает "Советская Россия",- такие яркие формы наступательного атеизма,как диспуты с верующими и служителями культа,антирелигиозные агитбригады и карнавалы,меткая частушка и сатирический скетч". Нет необходимости напоминать,что подобные методы борьбы с религией неприемлемы в современных условиях и только повредят атеистическому воспитанию.

До сих пор еще встречаются категорические заявления, что "любая религия пытается внедрить в сознание человека представление о том,что другом его является единоверец,а все остальные -враги". Это утверждение ошибочно. Если говорить о нашей стране, то Конституция СССР запрещает возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Служители церкви знают это и соблюдают Основной Закон государства. Чтобы избежать подобных ошибочных воззрений относительно атеистического воспитания населения,необходимо четко представлять себе функции научно-атеистического воспитания в развитом социалистическом обществе.

В настоящее время вопросы,связанные с выяснением функций идеологической деятельности,как в целом,так и в ее отдельных направлениях привлекают все большее внимание исследователей. Функции идейно-воспитательной деятельности партии можно определить как " систему идеологических отношений,выражающую потребность коммунистического строительства".3 Они есть единство це лей идеологической работы и системы практических действий,реа лизующих эти цели.

За последние годы в нашей литературе появился ряд работ,вкоторых в той или иной степени рассматривается вопрос о функци t ях идеологической деятельности. Так,В.Г.Байкова и В.А.Бароуквыделяют в качестве основных функций идеологической работы партии: теоретическую,образовательную,воспитательную и организа 2 торскую.

Вопрос о функциях идеологической работы рассматривался учеными социалистических стран.Болгарские ученые В.Момов и В.Иванов называют множество функций идеологической работы: трансформирующую,коррективную,компенсаторную,познавательную,оценочную, защитную,программно-целввую,футорологичвскую и т.д. На наш взгляд,выделить такое количество функций не представляется необходимым.В зависимости от характера решаемых задач в практической работе на первый план выдвигается то одна,то другая функция.Делаются попытки выделить из всех функций идеологической работы главную. Так,С.Н.Мостовой таковой считает мировоз вгзрбнческую функцию,присущую всем средствам идейного воздействия и соединяющую их в одно целое."При различных способах ее реализации,- пишет он,- она является определяющей во всех идеологических сферах: в пропаганде политической агитации,культурно--просветительной работе".

Рассмотрению функций научно-атеистического воспитания каксоставной части идеологической работы партии посвещено несколь р ко работ в научно-атеистической литературе. В частности, такая попытка сделана в коллективной работе Института научного атеизма "Партийная организация и атеистическое воспитание".

Коммунистическая партия рассматриавет атеистическое воспитание как неотъемлемую часть всей работы по коммунистическому воспитанию,подчиняя его решению главных идеологических задач. Будучи составной частью идейно-воспитательной работы,научно --атеистическое воспитание имеет ту же качественную характеристику преследует те же цели располагает теми же функциями.

Наука и атеизм

Одним из факторов, способствующих преодолению религии в обществе развитого социализма, является современная наука,имеющая большое значение для сферы производства,социальных отношений и общественного сознания. "Наука,- писал академик В.Энгель-гардт,- стала источником всех вообще производительных сил, какими располагает общество... , наука является основным фактором и современного существования предстоящего прогресса челове 1 чества." В настоящее время наука приступила к решению величайших задач, волнующих человечество. Трудно переоценить, и даже перечислить все то, что принесли за последние десятилетия научные открытия людям. Наука все более и более снимает покров с глубочайших тайн природы, все более раскрывает смысл прекрасных слов французского писателя-материалиста Анатоля Франса: "Наука помогает нам в борьбе с фанатизмом в любых его проявлениях; она помогает нам создать свой собственный идеал справедливости, ничего не заимствуя из ошибочных систем и варвар р ских традиций..." Сейчас ученые, - писал академик В.И.Вернадский, - создают под влиянием новых вскрывающихся фактов исключительного значения свои новые представлення,заходящие за пределы всех раньше бывших,за пределы самых смелых и фантастических идей и построений философского мышления.Впервые в писанной истории человечества наука новыми,небывалыми раньше путями строит не только конкретные обобщения, основанные на фактах, из них исходящие.Она строит помимо них новое понимание мира, далеко оставляющее за собой конкретные факты,но им не противоречащие ,как не противоречат им научно-философские представления,бе с спорно царившие в XIX в.Они отточены многовековой работой философского мышления.Все они подвергаются в настоящее время пересмотру в научной текущей работе и изменению,резко меняющему наше их понимание.Таковы понятия о времени пространстве,энергии, жизни, геометрии и т.п.

Значение науки в освобождении сознания верующих от религиозных заблуждений тем больше, чем полнее проникает она в массовое сознание, становится неотъемлемым и обязательным элементом мировоззрения,побудительным мотивом повседневного поведения.Сдним из главных каналов усвоения достижений науки является общеобразовательная школа. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренных Пленумом ЦК КПСС (10 апр.) и Верховным Советом СССР (12 апр.1984 г.)» говорится: "Незыблемой основой коммунистического воспитания учащихся является формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. Важно,чтобы преподавание и обществоведческих, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представлення,атеистические взгляды,умение правильно объяснить явления природы и общества,действовать в соответствии с нашими мировоззренчес-кими принципами".

Из истории мы знаем,что для домарксистского атеизма проблема отмирания религии сводилась часто только к проблеме победы знания. Поль Гольбах писал: "Если незнание природы дало на-чало богам, то познание ее должно уничтожить их". Однако исторический опыт показал, что соотношение между развитием науки и судьбами религии значительно сложнее. Сколь нелепыми и несостоятельными ни казались в свете современной науки те или иные религиозные концепции, они могут играть роль активной социальной силы, поскольку в какой-то мере сохраняется еще общественная потребность в том,чтобы эта роль исполнялась. Жизнь показала,что никакие антитезы чистого разума не в состоянии были опровергнуть тот факт, что самые иллюзорные и нелепые идеи пользуются доверием и часто господствуют еще над многими людьми.Только отмирание общественной потребности в богах делает их нелепыми. Религиозные системы прошлого гибли не потому, что они оказались "слишком неразумными" с точки зрения тогдашней науки,а потому, что разрушалась их социальная основа.

Ученые,исследующие влияние науки,научно-технической революции на религию приходят к выводу,что наука, технический прогресс сами по себе не исключают религию из жизни общества,внекоторых случаях они могут даже привести,и в условиях капита р лизма часто приводят, к проявлению ее новых форм. "Современная научная картина мира,- пишет В.Я.Минкявичюс,- мало доступна пониманию широких масс,особенно ввиду абстрактной ло гико-математической формы ее выражения. Поэтому религия может еще весьма прочно держаться на уровне обыденного сознания,ап-пеллируя к "здравому смыслу", ссылаясь на реализм эмпирического сознания". Вопрос о проникновении науки в обыденное сознание масс, об овладении научными знаниями как необходимой предпосылки формирования и развития научно-материалистического мировоззрения уже являлся предметом фундаментального исследова 2ния.

Говоря об огромном значении современной науки в борьбе с религиозным мировоззрением, мы должны иметь в виду, что наука влияет на процесс утверждения научно-материалистического мировоззрения не только прямо, непосредственно, но больше всего

Право и атеизм

В наши дни,в условиях ожесточенной идеологической борьбы на международной арене особенно острыми стали нападки буржуазной пропаганды на политику КПСС и Советского государства в от-ношении к религии и церкви. Клерикальные антикоммунисты распространяют небылицы о "насильственном искоренении религии в Советском Союзе и о преследованиях за веру", пытаются доказать, что у нас "нет свободы совести, а есть лишь принудительный ате-изм". Поэтому критика этих домыслов в атеистическом и правовом воспитании предполагает глубокое освещение проблем свобо ды совести.Свобода совести - сложное, многогранное понятие,имеющее морально-философский,социологический,политический и право 1 рвой аспекты. Анализ обширной литературы, посвященной проблеме свободы совести показывает,что у юристов,философов и историков существуют различные толкования самого понятия "свобода совести".

В одном случав она рассматривается как демократический принцип,т.е. право трудящихся исповедовать любую религию или не исповедовать никакой,отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. В другом,как выражение "внутреннего сознания нравственной ответственности перед обществом", как "возможность для каждого человека совершать поступки в соответ-ствии со своим представлением о справедливости, добре и зле", то есть как категория философско-этическая.В литературе приня Лисавцев Э.И.Религия в борьбе идей в современном мире.М.,1981; Лощенкова Н.В.Критика религиозного антисоветизма.!! .,1977,и др.то называть правовую категорию свободы совести свободой совести в узком смысле,а философско-этическую - свободой совести в широком смысле. При рассмотрении вопроса о соотношении права с атеизмом нас интересует свобода совести в узком смысле, т.е.как личное право человека на выбор между научно-материалистическим и религиозным мировоззрением и поведением, с одной стороны, и как система условий и гарантий в обществе для действительной реализации этого права - с другой.

Свобода совести - неотъемлемое право советских граждан. Наряду с экономическими и политическими достижениями зрелого социализма,его огромными успехами в области социального и духовного развития,внешней политики,новая Советская Конституция отражает величайшие завоевания социалистической демократии, широкие права и свободы граждан. Советская конституция по праву получила название политического кодекса строителей коммунизма. Статья 52-я Конституции гласит:

"Гражданам СССР гарантируется свобода совести,т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Конституция СССР,созданная на основе преемственности,не только сохраняет принцип свободы совести,но развивает и углубляет его.Новым в статье о свободе совести Конституции СССР является положение,подчеркивающее,что "возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается". Это положение направлено: во-первых, на защиту прав личности, независимо от отношения к религии. У нас в стране верующие и неверующие равны перед законом,те и другие являются строителями нового общества. В статье 34-й Конституции сказано: "Граждане СССР равны перед Законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения,расовой и национальной принадлежности,пола, образования, языка, отношения к религии... Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, политической и культурной жизни". Из этого вытекает недопустимость ущемления прав верующих,третирование и оскорбление их религиозных чувств,а с другой стороны - ограждает атеистов от враждебного отношения к ним со стороны религиозных фанатиков;во-вторых, положение о запрещении вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями направлено против каких бы то ни было антиобщественных явлений под прикрытием религии разжигания враждебных отношений к порядкам и законам социалистического общества. Согласно Конституции,важнейшей обязанностью всех граждан СССР является соблюдение советских законов,исполнение действующих в нашем обществе правовых норм. Статья 39 Конституции гласит,например,что использование гражданами своих прав и свобод (в том числе,конечно,права на свободу совести) не должно наносить ущерба интересам общества и государства,правам других граждан;в-третьих, нельзя допускать разжигания вражды и ненависти между верующими различных религиозных направлений» Советская власть с первых дней своего существования провозгласила равенство всех религий перед законом,покончила с привилегией одних религий и ущемлением других. Запрещение в СССР возбуждать вражду и ненависть на религиозной основе ярко демонстрирует гуманистические принципы социалистического образа жизни.

Таким образом,в статье 52,а также 34 и 39 Конституции наиболее полно выражены все основные элементы марксистско-ленинского понимания свободы совести: -право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы; -право не исповедовать никакой религии и вести атеистическую пропаганду; -равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии; -равенство всех религий перед законом; -отсутствие какого бы то ни было принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; -недопустимость использования религии во вред обществу,государству или отдельным гражданам; -невмешательство государства во внутренние дела церкви; 1 -невмешательство церкви в дела государства. Понятие "свобода совести" имеет мировоззренческое,идеологическое содержание - является "демонстрацией" права на "выражение взглядов мировоззренческого уровня и характера,проявляющегося в отправлении религиозного культа или ведения атеистической пропаганды". Выделяя конституционно-правовые нормы обеспечения свободы совести как особого личного права советских граждан,авторы монографии "Конституционный статус личности в СССР" указывают на систему политических,экономических и правовых ее гарантий, в частности,путем отделения церкви от государства и школы от церкви,полной секуляризации права и правовых отношений,юридической регламентации условий нормальной деятельности религиозных объединений, охраны прав верующих,юридической ответственности за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви,создание широких взаимосвязей для научно-атеистического воспитания. Актуальность исследования проблем взаимосвязи права и атеизма в обществе развитого социализма обусловлена,по нашему мнению,тем,что отсутствие элементарной правовой культуры некоторой части населения нашей страны приводит к агрессивному отношению этой части к верующим и церкви,к неправильному пониманию ими принципа свободы соввсти.Ло данным социологических исследований, 23,8 % из числа опрошенных молодых людей предлагают: "отменить свободу вероисповедания", "закрыть все церкви и мо-литвенные дома", "запретить религию" и пр. Подобные взгляды не имеют ничего общего с марксистско-ленинскими принципами свободы совести.Ф.Энгельс писал, что "единственная услуга,ко

Похожие диссертации на Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )