Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис взглядов и представлений о роли атеизма в духовном мире личности : (Историко-философский анализ проблемы) Пашков, Виктор Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пашков, Виктор Иванович. Генезис взглядов и представлений о роли атеизма в духовном мире личности : (Историко-философский анализ проблемы) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Ин-т философии.- Киев, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/1458-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования, Социальное обновление, развитие духовной культурі общества предполагает личностное становление индивида, сердцевину внутреннего мира которого составляют мировоззренческие идеи и нравственные идеалы. Противоречия общественной жизни, потребности коронних изменений в экономике, социальной н духовной сферах, задачи гуманизации и демократизации общественных отіюшегаїй обусловили необходимость исследования проблемы человека во всем богатстве и многообразии форм его жизнедеятельности, обеспечивающих духовное развитие всех сфер общественной и индивидуальной ЖИЗНИ.

В кругу проблем, реализуемых в связи с формированием духовного кара человека, шровоззренческо-атеастическая убет-деншсть /как особая форда его самосознания и основа деятельности, благодаря которой и пробуждается духовность/ играет важную роль. Это актуализирует исследование человековедческой направленности атеизіа, оппоненты которого не в подпой мере учитывают современный, соответствующий потребностям общества, процесс поиска подходов к духовному наследию, в том числе к истории развития атеизш л эволюции религии, их места и значения в духовном становлении личности.

Зшние процесса становления атеизьи во взаишдействии с духовным мироы человека в культурно-историческом развитгаї общества особенно вазга, когда со стороны ряда литераторов, га-стеров искусств, политических деятелей, ученых осуществляются различгого рода попытки идеализации религии, что нашло своеобразное по своим проявлениям отражение в общественном мнении, характере некоторой части людей, мотивах их поведения и деятельности, в то время как распространители /тождественных с богословскими высказываниями/ мифов об абсолютном бескорыстии слуг церкш, о благотворности религии в развитии ценностей духовной культуры, в формировании духовно-нравственного облика индивида по сути выступают с открытой или чуть замаскированной пропагандой теизма.

Идиллические представления о религии явились следствием непростой ситуации, которая сложилась к 80-м годам, в поисках выхода из которой часть деятелей культура обратилась к религиозной вере, отождествив ее с единственно сущей духовностью, йричиюй такого обращения, зачастую скрывающегося за авторитет известных представителей философско-атеистической мысли

и трэду е этим нападок на атеизм под видом критики догшгиз-ыа как вааной задачи, стоящей перед обществоведами, явился кап раз и отрхв от реальности, от научной почвы. В одшк случае - это забвение, а порой е незнание исто раз атеизш и религии; в другом - отсутствие научного пошкашя социальной природа религии в кадостаточно четкие предсташешя о паучга" кощепции атеЕзш; в третьем - тенденциозный подход в опенке вжат верующих, неверующих, атеистов; в четвертом - слепоэ следование, некритический подход к современным богословским построешяи, обосновывающий религии н в то ке время недооценка или.даже прямое игнорирование тучной аргументации об атеизма как ваакои факторе формирования духовного кара личности; в пятом - во многом это объясняется и совремашшм состояеяєи теоретической шои в областп атеизш, где долгое время: было преобладающим научно-религиоведческое направление. Необходимо отметить и "своеобразное" понимание ышголетнах программных установок в области идейно-воспитательной работы, образования,' науки и культурі.

Совокупность причин и условий, вакность решения задачи -подымать человека духовно, уважая его внутренний шр, укрепляя его.нравственные позиции, обусловливают необходимость осмысления атеизма во взаимосвязи и взаимодействии с духовшм миром человека, в контексте преимущественно катёраалистичес-кой философии, которая "представляет собой живую душу і;ульгу-рц", "есть духовная квитэссенция своего времзни"/К.Шркс/. Именно это делает актуальным анализ данной темы, оценку тех или иных альтернативных религии форм, в рамках которых развивались атеистические идеи и тенденции, о оми еле ни е их места и рола в духовшм мире личности в непосредственной связи с общей матеріалистической концепцией исторического процесса.

Степень разработанности проблемы. Культурно-мировоззренческая налравлеішость атеизма на утверждение реальной сущности бытия человека, когда каждый получает возможность свободно развивать свою человеческую природу, впервые научно обозначена на историко-философском материале марксизмом.

Достигнуты были определенные результаты философами-материалистами домарксистского периода, каждый из которых продолжал /не всегда открыто проявляющуюся/ традицию борьбы научного знания с несоответствующими действительности взглядами,

осознавая значение все более конкретизирующихся атеистических идей своих предшественников для формирования содержания и функционирования внутреннего мира индивида, раскрытия его творчески деятельной природы, выдвигая новые, занимающие соответствующее место в духовном развитии человека.

В современной философской литературе уделяется значительное внимание разработке различных аспектов атеизма. Проведено много исследований, посвященных отдельным представителям фило-софско-атеистической мысли, созданы работы, дающие последовательное изложение атеистических учений в определенные периоды жизни общества, а также труды, освещающие историю атеизма в целом, которые позволяют сделать ванные обобщения в плане решения проблемы взаимодействия атеизма с духовным миром человека /М.М.Григорьян, З.В.Калиничева, Г.М.Лившиц, А.Ф.Окулов, Г.Б. Пищик, В.И.фтенбург, А.Д.фхов, З.АЛ'ажуризит, М.И.ПЬхнович/.

Глубокий анализ атеистического наследия позволяет как самим авторам, изучающим проблемы истории и теории атеизма, так и на основе их работ вычленить и раскрыть закономерности его развития и функционирования /З.А.Тажуризина, В.К.Танчер/, определить и рассмотреть гуманистическую ценность атеизма в формировании духовного мира личности и общества /H.II.Андрианов, Л.К. Гришагов, А.Г.Шслова, Ю.И.Терещенко, В.И.ПИнкарук, А.И.Яценко/..

Однако взаимосвязь атеизма и духовного мира человека на конкретно-исторических этапах'его развития как самостоятельный аспект в существующих /представляющих вне всякого сомнения большую научно-практическую ценность/ исследованиях не выделяется, а, как правило, рассматривается фрагментарно, в рамках анализа взаимодействия атеизма и духовной культуры /В.И.Га-раджа, В.А.Зоц, Н.Я.Кирюшко, З.А.Тажуризига/, духовной жизни общества в целом /Н.С.Гордиенко, П.И.КОсуха, Б.А.Іобовик, М.ІГ. Нэвиков, А. С.Онищенко/. В этой связи раскрываются социальные й культурные основания, сущность и формы, закономерности развития атеизма, исследуются особенности его взаимодействия с различными фордами духовной культури, место и значение в духовном прогрессе человечества, дается критика фальсификаций его социально-культурной роли. В этом же плане атеизм характеризуется и обществоведами ряда зарубежных стран /Т.Галечка,' . МЛанхел, И.Карола, Г.Лей, И.Лоукотка, Н.Г.йзов/.-,".*. При всем многообразии и всей шроте изучения атеизма и

прежде всего исследований, раскрывающих место и роль атеистических идей в духовном развитии человека, их преломление в его внутреннем шре как сложный мировоззренческий процесс формирования атеистической убежденности, в которых такве дается ее гносеологический и структурно-функциональный анализ, подвергаются критике концепции, фальсифицирующие значение атеизма в становлении личности /Н.П.Андрианов, Д.М.Аптекман, ЇЇ.И. Кирюшко, А.Н.Колодный, М.А.Попова, Н.Ф.йбачук, П.Ю.Саух, Е.И. Филиппова/, отсутствие работ, анализирующих взаимосвязь атеизма и духовного мира человека в культурно-историческом процессе затрудняет определение сущностных характеристик и закономерностей развития атеизма как на личностном уровне, так, безусловно, и в масштабах развития общества, его культуры. мааду тем именно последнее важно не только для анализа закономерной связи, взаимообусловленности их развития в прошлом, установления современных связей, но и для процесса формирования духовного шра человека будущего, свободного, адекватно воспринимающего окружающий мир и себя в нем как самоценности, что и обусловило выбор темы диссертации, цель и конкретные задачи настоящего исследования. . .

Цель и задачи исследования. Провести историко-философский аіализ проблемы взаимодействия атеизма и духовюго шра на личностном уровне в процессе становления и развития общественной жизни.

Б'соответствии с целью исследование концентрируется на решении следующих основных задач:

осуществить анализ возникновения и становления атеизма, показать, что атеистического характера идеи, как закономерный результат общественно-исторической практики людей, присущи духовному миру индивида как в древнейший период' человеческой истории, так и в будущем;

вычленить и проследить закономерную связь, взаимообусловленность развития атеизма и духовного мира человека, определить специфику этой связи на конкретно-исторических этапах общественной жизни и показать качественное своеобразие ее проявления на уровне марксистского атеизма в отличие от предшествующих ему исторических форм;

раскрыть историю становления атеизма как имманентно присущий момент развития преимущественно философско-магериа--

диетического /теоретического/ постижения мира и действительного /практического/ утверждения 'человека в нем;

- провести содержательный анализ взаимодействия атеизма и духовного мира человека пак сложный мировоззренческий процесс формирования атеистической убежденности личности.

Теоретико-методологическая основа диссертации и источники. При разрешении поставленшх задач диссертант опирался на ряд методов, принципов и подходов изучения обществе нго-историчес-кого процесса, что позволило с тучных позиций, на основе учета конкретно-исторических условий каждой эпохи дагь характеристику взглядов и представлений отдельных мыслителей и атеистических идей вообще, оценку их влияния на развитие духовного мира человека, социально-экономический процесс в целом.

Методологическим основанием в выработке основных положений и выводов диссертации выступили отечественняе "и зарубежные индивидуальные и коллективные монографии, сборники научных трудов, посвященные исследованию явлений духовного мира человека, работы, в которых рассматриваются различные формы его раскрепощения в процессе совершенствования общественной жизни, уделено внимание проблемам исторіи атеизма, закономерностям его становления и дальнейшего развития, вопросам формирования полноты духовной жизни индивида, его потребностей, мира чувств, рациональнэй сферы, нравственно-волевых качеств, дан их кон-кретю-социологический анализ."

Избранные труды ученых, а также общественно-политических деятелей, произведения представителей литературы и искусства, раскрывающие мировоззренческо-гуманистическую природу, жизнеутверждающую суть атеизма, послужили и основной текстологической базой исследования.

При написании диссертации были использованы и критически переосмыслены периодические издания Русской православной церкви, другие источники, в том числе и зарубежной, богословской литературы.

Щучтая новизна "исследования состоит в историко-философском анализе становления атеизма как неразрывно связанного с развитием духовного мира человека феномена, его включенности в число внутренних условий, обеспечивающих формирование миро-воззренческо-атеистической убежденности личности « В диссертации обоснован ряд положений и выводов, отличающихся исследова-

тельской новизной:

- атеистически ориентированные идеи в гой или иной форме
. всегда находили место в духовном шрз людей, начиная с древ
нейших периодов человеческой исторш, а не только возникали и
трансформировались'в соответствующие атеистические ученая в
результате долгого и противоречивого процесса общественного
развития. Отношение к миру, снятое в атеизме, форшрогалось на
основе уае существующего /в рамках синкретического/- наивно-
реалистического сознания, корни которого уходят в бззрелигиоз-
ний период, и пределах, реалистического миропонимания, собст-
венш, и начали складываться зачатки атеистического кировиде-
шя, нашедшие в последующем свое воплощение и дальнейшее раз
витие в сфере искусства, литературы, кэрали, политики, права,
науки, ю прекде,- в области философии;

- взаимодействие атеизма и духовной культура в духовной
кизш народов мара прежде всего находит свое вираже на е на
уровне личности, когда'атеизм проявляется в двух аспектах:
как неотъемлемой кошонент духовного шра человека, без кото
рого, собственно, не мэжет существовать, и как важнейшая сто
рона его формирования. Атеизм как внутренне присущ процессу
развития духовного шра человека, так и сам его в определен
ной мере обусловливает, доказывая свою /невыраженную в теоре
тической форме/ имманентность не только наивно-реалистическо-
ыу миропониманию на исторически древних ступенях становления
человечества, но и сопрічастность внутреннему миру личности

в будущем;

атеизму в любой из исторических форм его проявления внутренне присупіа не только позитивная теоретическая ориентация духовного мира личности, ю и соответствующая практическая ее реализация, которая находит свое реальное воплощение в утверждении действительного бытия человека. Принципиальное отличие марксистского атеизма от предшествующих ему форы, в выдвижении альтернативы религии не в плоскости простого противопоставления ей атеизма, а в созидании нового общества, в формировании такого духовного шра человека, который не будет нуждаться ни в каких превратно-иллюзорных формах сознания;

история развития атеизма, в какой бы по степени зрелости исторической форме он не выступал,- это не борьба с религией, не просто освобождение духовного мира человека от иллюзор-

тети и тем самым осуществление преодоления искаженных представлений о нем самом и об окружающем его маре, но и, главным образом,- это закономерный процесс зарождения и развития ростков тучного мировоззрения, постепенного углубления общения человека с реальной действительностью на основе признания естественного характера проявления ее законов; это закономерный процесс утверждения реальной сущности бития человека, возвращения ему и развития в нем его сущностных сил, формирования у шго духовно богатого внутреннего мира;

- атеизм не просто способствует формирванию духовного мара человека, а основанных на научном мировоззрении убеждений. Атеистические убеждения охватывают все многообразие духовного кара и в интегратявней форме реализуются в атеистической убежденности человека, которая не только выражает его отношение к внешнему миру, но и выступает специфической формой самосознания, составляющей мотивационную основу поведения и практической -деятельности. -

Теоретическая значимость и практическая ценность работы состоит в том, что проведенное в диссертации исслєдоваїше проблемы взаимодействия атеизма и духовного мира личности, его объективной роли в формировании мировоззренческой зрелости мира чувств, разула, воли, потребностей человека позволяет как углубить изучение связи атеизма с общественным бытием, так и расширять понимание его связи с явлениями духовного порядка, дать анализ этой связи на личностном уровне, в целом лучше отразить сущностные характеристики атеизма, показать его человёковед-ческуга направленность, практически-духовное значение-в созидании ценностей духовной культуры общества.

ївзультагн проведенного автором исследования могут быть использованы для обогащения содержания культурно-прсветитель-ной работы среди населения. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, применимы при составлении методических, учебных пособий и рекомендаций по п робленим форми рваная духовного мира человека, вузовской учебно-воспитательной работе - в курсах по философии, истории и теории атеизма в частности.

Апробация результатов исследования была осуществлена' в выступлениях на научно-практических конференциях: "Ленинская методология научного познания и современность"/Киев, апрель,

1985/, "Формирование шркоистско-ленинокого мировоззрения в ус ловиях ускорения социально-экономического развития советского ойчества"/Киев, апрель, 1987/, "Мхлодае учеше - ускорению научно-технического прогресса"/Киев, май, 1987/; Взспубликанских тучно-практической конференции "Социальная и творческая активность молодежи в современном мире"/Киев, декабрь, 1987/ и щучно-методической - "Шучно-техническое творчество: методологические и социально-экономические проолеш"/Донецк, сентябрь, 1990/.

Швода и предложения, сделанные в диссертации, напии применение прі чтении курса исторш и теории религии и атеизна в Киевском госуниверситете, Донецком политехническом институте, в ряде тем, написанных для методических разработок к изучению истории и теорій атеизма.

Структура диссертации и последовательность 'изложения материала обусловлены логикой проолеш, поставленной целью и задачами исследования, диссертация состоит из введения, грех глав, заключения и списка основюй использованной литературы. Впервой главе определены общеметодологические основания -принципы, категории, законы и закономерности, методы познания -проблемы.взаимодействия атеизма и духовного мира личности. С этих позиций анализ преимущественно философско-материалисти-ческих учений, осмысление различных форм нерелигиозного миропонимания,-а также некоторых религиозно-идеалистических взглядов во второй главе, позволил раскрыть историю становления атеизма как закономерный результат общественно-исторической практики людей и объективный процесс утверждения действительного бытия человека. Это дало возможность, начиная с древнейших периодов человеческой истории, обосновать взаимообусловленный характер разштия атеизма и духовного мира человека, определить специфику их связи на конкретно-исторических этапах общественной жизни, в результате анализа которой показано отличие исторически сложившихся- форы атеизма. Заключительная глава посвящена раскрытию различных подходов к рассмотрению атеизма и внутреннего мира человека в послеоктябрьский период, определению места и роли атеизма в формировании потребностей, эмоционально-чувственной и рассудочно-разумной сфер, волевых качеств духовного мира, составлжощих убежденческий комплекс личности, реализующийся в ее социально значимой деятельности.

Похожие диссертации на Генезис взглядов и представлений о роли атеизма в духовном мире личности : (Историко-философский анализ проблемы)