Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ на материалах Башкирии и Татарии Фаизов, Гали Биктимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фаизов, Гали Биктимирович. Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ на материалах Башкирии и Татарии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06, 09.00.11 / Рос. академия управления.- Москва, 1993.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/1926-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Стремление осознать причины и последствия ошибок прежней государственной политики по религиозному вопросу, сближение светских и религиозных ценностей и идеалов в условиях демократизации общества обусловливают необходимость нового теоретического осмысления государственно-конфессиональных отношений в различные периоды истории нашего отечества. В связи с этим исследование прошлого, настоящего и будущего государственно-исламских отношений в Башкирии и Татарии как части всей системы государственно-конфессиональных отношений в России приобретает особую актуальность.

В Поволжье и Приуралье в последнее время появилось множество общественно-политических движений промусульманской направленности, деятельность которых оказывает существенное влияние на эволюцию государственно-исламских отношений. Под их воздействием произошел раскол Духовного управления мусульман Европейской части СНГ и Сибири: образовались независимые духовные управления в Башкирии и Татарии. Анализ программных требований и деятельности этих общественно-политических, национально-религиозных движений, а также их взаимоотношений с органами государственной власти представляет не менее значимую актуальность.

Злободневность исследования эволюции государственно-исламских отношений в регионе обусловлена не только внутренними причинами, но и внешними факторами: значительным возрастанием в последние два десятилетия роли ислама и мусульманских стран в мировых процессах. Все более укрепляющиеся связи суверенных республик Башкортостан и Татарстан с мусульманским миром, установление тесных.контактов, в первую очередь, с Турецкой Республикой и Саудовской Аравией выдвигают на передний план необходимость исследования взаимоотношений государства с исламом в Поволжье и Приуралье и как части всемирного исламского движения.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Историко-философский и социологический аспекты взаимоотношений государства с исламом в Башкирии и Татарии практически не разработаны,что во многом объясняется социально-политическими факторами. Существовал своего рода табу на эту тему как до Октябрьской революции, так и после нее. До революции потому, что царская цензура всеми мерами препятствовала исто-рико-теоретической разработке проблемы, лежащей в основе колониальной политики. После революции не только идеологическое, но и политическое противоборство фактически атеистического государства с исламом,как и всеми другими конфессиями, в не-меиьшей степени тормозило развертывание непредвзятых исследований их взаимоотношений.

Однако,отдельные аспекты проблемы нашли отражение в трудах таких авторов дореволюционного периода как Л.Баязитов, И.Гаспринский, Н.Натанов, А.Крымский, А.Мюллер, В.Соловьев и др. . Большую пользу автор извлек из работ В.Бартольда, С.Рыбакова, М.Худякова, написанных в начале XX столетия.

В двадцатые и тридцатые годы был опубликован ряд научных трудов об исламе, панисламизме и пантюркизме в России. Это работы А.Аршаруни, Х.Габидуллина, Б.Ишемгулова, Г.Касимова, Л.Климовича, Н.Маторина и др. Хотя им характерен узкоклассовый подход к религии, что сникает их научную ценность, они имеют богатый эмпирический материал, что дает немалую информацию для переосмысливания государственно-исламских отношений Б реГИОНе.

В силу известных причин в 40-е годы исследования по проблемам религии и церкви почти не проводились. В 50-70-е годы в связи с началом новой антирелигиозной компании внимание ученых привлекала,главным образом,атеистическая тематика. Она непосредственно не затрагивала вопросов взаимоотношений государства с исламом и в основном была посвящена проблемам партийно-политической работы среди населения. Тем не менее, определенный интерес для .диссертанта представляют научные исследования таких авторов как Д.М.Азаматов, Н.Аширов, Р.Г.

I.Перечень работ дан в прилагаемом к диссертации списке использованной литературы.

Балтанов, З.А.Ишмухаметов, Ю.С.Комаров, Р.Р.Мавлютов, Н.А. Мустафин, Р.Б.Тагиров.

В связи с постепенным смягчением идеологического прессинга партии на общественные науки, и особенно, с появлением на Востоке такого феномена как "исламский бум" живой интерес у ученых вызвали проблемы перэосмысливания роли ислама в современном мире. Различные аспекты этой проблемы исследованы в работах А.И.Ионовой, Г.М.Керимова, К.А.Меркулова, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Т.С.Саидбаева, М.Т. Степанянца, Р.Ы.ШарипоЕой и других ученых востоковедов.

Проблемы социально-политической жизни и властных структур в отдельных мусульманских странах, формы взаимоотношений светской и духовной власти в исламском обществе рассмотрены С.А.Алиевым, А.Б.Борисовым, В.И.Даниловым, Д.Е.Еремеевым, А.К.Лукьяновым, Н.Г.Прусаковой и рядом других авторов. Научные выводы этих авторов, полученные на материалах стран зарубежного Востока, помогли диссертанту выявить общие и особенные характерные черты государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье.

Пониманию сущности и принципов государственно-конфессиональных отношений в регионе в советский период способствовали исследования Г.П.Лупарева, Ю.Б.Пищика , Ю.А.Розенбаума, В.Д.Тимофеева, Э.Г.Филимонова и других ученых. В методологическом плане полезными для разработки новых подходов к проблеме государственно-исламских отношений явились философские труды и статьи А.Н.Ипатова, Л.М.Митрохина, А.А.Нуруллаева, М.И.Одинцова, Ф.Г.Овсиенко, А.В.Сагадеева, З.А.Тажуризиной. В проработке социологического исследования, анализе и подведении tec итогов диссертанту содействовали методологические рекомендации, содержас^еся в научных работах Р.А.Лопаткииа, Д.М, Угриновича, А.В.Фаткуллина, И.Н.Яблокова и других ученых.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный историко-философский и социологический анализ государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье, выявление тенденций их дальнейшего развития в Баш-

кирии и Татарии.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

определение методологии нового подхода к изучению взаимоотношений между исламом и государством;

выяснение места государственно-исламских отношений в системе понятий;

критический анализ современных научных и богословских концепций о взаимоотношениях ислама с государством;

раскрытие содержания и форм государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье через призму трех сущностных исторических этапов;

выявление возможных перспектив государственно-исламских отношений в Башкирии и Татарии на основе социологических исследований в регионе;

разработка предложений для оптимального сочетания интересов субъектов государственно-конфессиональных отношений в гражданском обществе.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые:

вводится в научный оборот новое понятие "государственно-исламские отношения", которое определяется как исторически обусловленная, диалектически детерминированная система взаимосвязи между светской государственной властью и мусульманской конфессией с ее вероучением, последователями и духовенством в различных сферах жизни общества;

обосновывается идея о целесообразности рассмотрения государственно-исламских отношений не как составного элемента государственно-церковных отношений, а как автономной части более общей системы государственно-конфессиональных отношений;

предпринята попытка историко-философского переосмысления эволюции государственно-исламских отношений с позиции приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми;

раскрываются в комплексе внутренние и внешние, материальные и духовные, объективные и субъективные причины и по-

следствия принятия ислама народами Поволжья и Приуралья;

исследуются сравнительные особенности государственно-исламских отношений в Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве, царской России, а также в Башкирии и Татарии;

вводится в научный оборот социологическая информация, полученная автором в ходе полевого исследования, которая выявила в основном позитивную роль ислама в исторической памяти башкирского и татарского народов, его большую значимость в сегодняшней общественно-политической жизни, сравнительно высокую степень религиозности населения, качественный уровень государственно-исламских взаимоотношений в регионе и наиболее оптимальный механизм регулирования этих отношений в правовом государстве;

дается прогноз Дальнейшего развития государственно-исламских отношений в республик^: Башкортостан и Татарстан, их влияния на взаимоотношения с правительством Российской Федерации, определяются основные принципы гармонизации государственно-исламских отношений в регионе.

Методологической основой диссертации послужили принципы и подходы, выработанные ведущими учеными-обществоведами, занимающимися проблемами философии, истории и социологии религии, а также взаимодействия государства с религиозными организациями. Системный и диалектический подходы, сочетание исторического и логического методов, анализа и синтеза дали возможность, на взгляд автора, объективно исследовать прошлое и увидеть некоторые перспективы государственно-исламских отношений в Башкирии и Татарии.

Источником исследования кроме работ отечественных ученых стали труды арабских историков раннего средневековья, современных философов и богословов мусульманских стран, архивные документы государственных, религиозных, партийных органов и общественно-политических движений, публикации светской и религиозной периодической печати, а также данные социологического исследования, проведенного диссертантом в сентябре-октябре 1992 года в Башкирии и Татарии.

- б -

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают системное представление о взаимоотношениях мусульманских общин и государственных структур власти на всех этапах распространения и эволюции ислама в регионе.

Знакомство с содержанием, структурой и внутренней логикой развития государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье может иметь большое практическое значение при подготовке работников органов власти и управления российского и республиканских уровней. Эти знания помогут избежать непредвиденных осложнений при рааработке и принятии политических решений по проблеме государственно-конфессиональных отношений. Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы для дальнейшего улучшения государственно-исламских отношений как в Башкирии и Татарии, так и в целом в России.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на "круглом столе" "Государственно-церковные отношения в современном российском обществе", состоявшемся 27-28 октября 1992 г. в Гуманитарном центре Российской академии управления, и на республиканской научной конференции "Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: традиции, современность, перспективы" (Уфа, 15 декабря 1992 г.).

Диссертация обсуждена на группе рецензентов Гуманитарного центра Российской академии управления и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Похожие диссертации на Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ на материалах Башкирии и Татарии