Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Бертова, Анна Дмитриевна

Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа
<
Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бертова, Анна Дмитриевна. Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Бертова Анна Дмитриевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2013.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/12

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История христианства в Японии 17

1.1. Проникновение христианства в Японию (XVI-XVII вв.): первая волна миссионеров 17

1.2. Вторая волна миссионеров: христианство в Японии во II пол. XIX -1 пол. XX века 23

1.3. Третья волна миссионеров: христианство в послевоенной Японии 46

Глава 2. Восприятие христианства в Японии: проблемы и особенности 74

2.1. Некоторые аспекты влияния христианства на японские социально-этические представления 74

2.2. Негативные факторы восприятия христианства японцами 103

2.3. Заимствования элементов христианства в японских «новых религиях 120

2.4. «Тайные христиане» в Японии: история и современность 132

Глава 3. Христианские движения миссионерского происхождения и японское традиционное мировоззрение 148

3.1. Классификация японских христианских движений и особенности адаптации христианства в Японии 148

3.2. Основные изменения в доктринах христианских движений миссионерского происхождения в японском культурном контексте 152

Заключение 197

Список использованной литературы 203

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Христианство в Японии представляет собой удивительный феномен, так как совмещает в себе два совершенно различных типа мировосприятия: западный и традиционный японский. Хотя христианское учение, проникшее в Японию в XVI веке, не породило традиции, равнозначной устоявшимся японским вероучениям – синтоизму и буддизму, оно, тем не менее, наложило заметный отпечаток на религиозность и культуру Японии. Это влияние стало особенно ощутимым в контексте возникших в стране новых религиозных движений. С другой стороны, процесс адаптации христианства к японской культуре представляет собой по-своему уникальный пример формирования региональной христианской традиции. Таким образом, актуальность заявленной темы исследования обусловливается следующими основными факторами: во-первых, знание истории христианства в Японии является насущно необходимым условием для понимания духовной жизни современного японского общества; во-вторых, изучение японского христианства проливает дополнительный свет на историю этой мировой религии, позволяет понять ее внутренний потенциал с точки зрения ее адаптации к местным культурным условиям и традициям.

Степень изученности проблемы. До настоящего времени в отечественной историографии практически не было публикаций, посвященных разностороннему рассмотрению христианских конфессий и процессов их адаптации в Японии. В то же время, в исследованиях японских и западных ученых эти проблемы освещены шире, и количество трудов по данной тематике более значительно. Это обусловило необходимость активного обращения к разнообразным историческим материалам на японском и английском языках.

В отечественной историографии, посвященной данному вопросу, основное внимание уделялось рассмотрению истории Русской Православной Миссии в Японии и Японской Православной Церкви. Для написания соответствующих разделов в диссертации использовались, в частности, работы Г.Е. Бесстремянной, А.М. Боголюбова, Э.Б. Саблиной, Н.А. Сухановой.

Изучению особенностей адаптации пришлой культуры в Японии посвящены работы А.Н. Мещерякова, Т.П. Григорьевой, В.Н. Горегляда. Особую важность для создания диссертации имели также труды С.А. Арутюнова, Г.Е. Светлова, А.А. Накорчевского, которые характеризуют особенности японских вероучений, в том числе буддизма, синтоизма, народных верований, христианства и новых религиозных движений, их взаимодействие и связь с японским культурным контекстом.

Важную роль при написании работы сыграли исследования западных ученых-религиоведов и социологов в отношении отдельных христианских организаций в Японии и изменений в их доктринах, в частности, публикации Д. Дёрнера, Д. Рейда, М. Шеррилла. Кроме того, необходимо отметить монографии и статьи М.Р. Маллинза и Р.Ф. Янга, содержащие глубокий анализ проблем и особенностей христианства в современной Японии.

Среди трудов японских исследователей особо важную роль при написании работы сыграли публикации Кавамата Тосинори (), Мориока Киёми (), Фуруя Ясуо (), посвященные переменам, произошедшим в христианских доктринах в Японии под влиянием японского традиционного мировоззрения.

Тем не менее, несмотря на все достижения отечественных и зарубежных исследований, история христианства в Японии до сих пор не изучена в надлежащем объеме.

Эмпирической базой исследования, наряду с работами вышеупомянутых отечественных и зарубежных авторов, послужили теоретические и пропагастические работы членов различных японских христианских движений, труд пастора «Объединенной Церкви Христа в Японии» Ивамура Синдзи () «Христианство третьего поколения», а также издания японских христианских организаций, в числе которых «Руководство верующим-католикам относительно вопросов, связанных с предками и усопшими» (), «Службы, таинства, традиции Православной Церкви» (), а также официальные интернет-сайты различных христианских групп. Помимо этого, в работе использованы результаты полевых исследований автора.

Объектом исследования служат феномены и реалии религиозной жизни, в первую очередь, повседневных верований и обрядовых практик современного японского общества.

Предметом исследования являются доктринальные изменения, связанные с культом предков, а также похоронными ритуалами и представлениями, произошедшие в наиболее крупных японских христианских конфессиях – Японской Католической Церкви, Объединенной Церкви Христа в Японии, Японской Епископальной Церкви и Японской Православной Церкви – за время их распространения и развития на японской почве.

Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, тем, что в диссертации впервые в отечественном японоведении предпринят опыт воссоздания целостной картины христианства в Японии. Кроме того, в работе 1) охарактеризованы основные этапы развития христианства в Японии (сер. XVI – нач. XVII века, сер. XIX – нач. XX века, 1945 – нач. 1950-х гг.) и показаны их общие черты; 2) выявлено значение, которое христианство имело для японского общества на разных исторических этапах; 3) определены основные факторы, оказывающие негативное влияние на распространение христианства в Японии; 4) охарактеризованы религиозные практики т. н. «тайных христиан» в Японии; 5) выделены значительные доктринальные изменения в японских христианских движениях миссионерского происхождения.

Практическое значение диссертации. Полученные данные могут быть использованы при создании курса лекций на тему «Христианство в Японии», при разработке программ курсов по специальностям «Востоковедение», «Религиоведение», «Культурология». Материалы диссертации также позволяют создать спецкурсы, посвященные японской религии, философии, менталитету.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном изучении и анализе развития христианства в Японии и влияния японского традиционного мировоззрения на доктрины и обряды различных японских христианских организаций.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- рассмотреть историю и особенности развития наиболее крупных христианских конфессий на японской почве;

- выявить факторы, влияющие на принятие христианства японцами;

- вычленить представления, типичные для традиционных японских вероучений, и проследить их отражение в современных японских христианских обрядах;

- сравнить доктрины западных христианских организаций с теми, которые характерны в настоящее время для аналогичных направлений в Японии.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют теоретико-методологические разработки зарубежных и отечественных ученых и специалистов, посвященные проблемам религии, истории, философии, этнопсихологии, социологии.

Информационной базой исследования стали публикации различных японских христианских организаций и их официальные сайты. Для изучения особенностей современного японского христианства привлечен широкий спектр материалов как фактического, так и более субъективного свойства, включающих опросы японских верующих и результаты полевых исследований автора. Для решения задач, поставленных в работе, использованы различные научные методы исследования: системный подход, методы исторической аналогии, сравнительно-исторического анализа, описательный, логический, лингвистический, метод интервьюирования и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Христианство особенно активно распространялось в стране в критические периоды ее существования, и его заимствование в Японии имело конкретные цели выведения страны из кризиса за счет приобщения к научным и культурным достижениям Запада.

2. Христианская социальная этика оказала значительное влияние на формирование в Японии современного общества, особенно в сфере образования, в плане развития прав и свобод человека, изменения отношений внутри семьи и укрепления положения женщины.

3. Основными факторами, негативно влияющими на распространение христианства в Японии, являются: чуждый характер христианства для японцев; противоречие монотеистической концепции христианства японскому традиционному мировоззрению; ощущение угрозы независимости Японии со стороны западных держав – основных распространителей христианства в стране; неприятие свойственных для западных христианских конфессий отношений «Бог-человек-природа», отличных от традиционных японских; социальная ориентация христианства в Японии на образованные слои населения; противопоставление западного индивидуалистического сознания японскому общинному.

4. В доктринах японских христианских организаций, как на уровне практик простых верующих, так и на официальном уровне, произошли значительные изменения в сфере отношения к культу предков, поминально-похоронным ритуалам, системе семейных связей, в области представлений о посмертном существовании и т. д.

5. Вышеуказанные изменения носят не только формальный, но и существенный характер, демонстрируя смещение исконного миссионерского варианта христианства к политеистическим представлениям, характерным для традиционного японского мировоззрения.

6. Предлагается рассматривать существующий в Японии вид христианства как особый, отражающий специфику японского мировоззрения и отличный от изначально принесенного миссионерского варианта.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Востока философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 8 апреля 2013 года и рекомендована к защите по специальности 09.00.14 – философия религии и религиоведение. Основные положения диссертационного исследования были представлены на XXIV Международной научной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (СПбГУ, 2007); научной конференции «Oriental'я. Культура, менталитет, религия» (СПбГУ, 2007); V Международной научной конференции по философии, религии и культуре стран Востока «Торчиновские Чтения» (СПбГУ, 2008); Международной конференции «Японоведческие исследования» (ЧОУ ВПО «Восточный институт», СПб., 2010); Санкт-Петербургской конференции молодых японоведов (СПбГУ, 2010); VII Международной научной конференции по философии, религии и культуре стран Востока «Торчиновские Чтения» (СПбГУ, 2011); XXVI Международной конференции Источниковедение и историография стран Азии и Африки «Модернизация и традиции» (СПбГУ, 2011).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и двух Приложений.

Вторая волна миссионеров: христианство в Японии во II пол. XIX -1 пол. XX века

Эти идеи «государственного синто» начали активно внедряться в сознание населения посредством новой системы образования, способствуя укоренению концепций почитания и поклонения императору, полного подчинения государству, превознесения милитаристских взглядов, шовинизма и осознания своей избранности. При этом вполне естественным следствием этого стали нападки властей по отношению к различным потенциально враждебным идеологиям, например, социалистической, коммунистической или христианской. Христианство вызывало особые подозрения ввиду своей тесной связи с западными странами, а также из-за представлений об исключительности своей веры.

Японский философ Иноуэ Тэцудзиро: (#_Ь1 Г#чё$, 1856-1944) выдвинул в качестве новой идеологии государства термин «японизм» {нихонсюги - 0 Зїіі). Он выражал надежду, что в дальнейшем конфуцианство, буддизм и христианство сблизятся и, основываясь на японизме, образуют «единственную» новую религию 3. Однако при этом Иноуэ заявлял, что христианские идеи в нынешнем виде несовместимы с основными японскими добродетелями - лояльностью и сыновней почтительностью, поэтому представляют опасность для страны 4. Его обвинения и последовавшая за ними полемика с христианскими лидерами привели к тому, что многие христиане для доказательства своей лояльности правительству начали поддерживать экспансионистскую политику властей как в японо-китайской войне 1894-95 года, так и во время русско-японской войны 1904-05 гг.

В 1912 году состоялась «Конференция трех религий», в которой, вместе с синтоистами и буддистами, участвовали и христианские представители. По итогам этого мероприятия собравшиеся приняли резолюцию об оказании содействия «императорскому пути» - официальной идеологии государственного синто, что фактически означало, что все официально зарегистрированные религиозные организации полностью поддерживают политику властей .

В начале 1930-х гг. Япония активизировала захватнические действия в Маньчжурии, а в 1932 году образовала марионеточное государство Маньчжоу-го. Под давлением правительства Католическая Церковь и многие протестантские организации поддержали политику властей . Члены христианских организаций должны были участвовать в синтоистских церемониях, так как, по трактовке Министерства просвещения, данные церемонии имели не религиозный, а просветительский характер, а участие в них лишь позволяло выразить свои патриотические и верноподданнические чувства97.

Постепенно жесткий государственный контроль распространился на все религиозные организации и был в результате сформулирован в законе «О религиозных организациях» (Сю:кё:дантай хо: - жЙШ№Й) 1939 года98. Согласно этому закону, министерство образования получало возможность посредством губернаторов провинций и местных чиновников держать под постоянным наблюдением организационную структуру, персонал, деятельность и учение всех религиозных организаций Японии, которые должны были объединиться внутри себя под начальством какого-то одного лица, действия которого будут контролироваться государством. При этом во главе религиозной организации больше не мог стоять иностранец. В результате католики, протестанты и православные объединились внутри своих групп, в результате чего, вместе с Католической и Православной Церквями, в 1941 году образовалась и протестантская Объединенная Церковь Христа в Японии - Нихон Кирисуто Кё.дан ( ІЗ Ж Ш Щ Ш. Щ ), включившая в себя большинство протестантских деноминации, представленных на тот момент в Японии .

Во время Второй мировой войны политика подчинения религиозных групп трону еще более усилилась, а те, кто был заподозрен в нелояльности, подвергались преследованиям со стороны властей100.

Правительство также вело активную антихристианскую пропаганду посредством газет, радио, школьного обучения. За учителями-христианами велось постоянное наблюдение, на занятиях присутствовали военные инструкторы. К церквям стали относиться с большим подозрением, многие прихожане перестали их посещать. Священники были вынуждены заниматься различными гражданскими работами, потому что правительство требовало, чтобы все, кто был в состоянии, принимал участие в общем труде на благо родины.

Третья волна миссионеров: христианство в послевоенной Японии

Представители Московского патриархата во главе с архиепископом Михаилом Жерженовым смогли попасть в Японию только в 1957 году, но не по делам проповеди, а в связи с проходившей в этот год конференцией против распространения ядерного оружия. Однако этот визит вызвал оживление в той группе православных японцев, которая выступала против американской юрисдикции и желала объединения с Русской Церковью. В результате эта группа отделилась от основной массы японских православных и образовала так называемую «Истинную Японскую Православную Церковь» {Нихон сэйто: сэйкё:кай - ЕЗ 1ЕШ1.Ш ) , во главе которой встали протоиереи Николай (Оно) и Антоний (Такай). 30 сентября 1957 году Священный Синод РПЦ официально признал ее преемницей церкви, основанной еще Николаем (Касаткиным). В 1965 году Антоний (Такай) скончался, и его преемником стал священник Николай Саяма. В 1967 году в Ленинграде он был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен предстоятелем Японской Православной Церкви.

В связи с активной урбанизацией, которая началась в период высоких темпов экономического роста, молодежь стала переезжать в города, поэтому число прихожан сельских общин значительно уменьшилось. Церковь продолжали посещать, в основном, только пожилые люди. В этой ситуации Японской Церкви особенно потребовалась духовная поддержка со стороны Русской Церкви.

Переговоры о воссоединении начали проходить между Русской и Японской Церквями еще в 1969 году, а в 1970 году Японская Церковь наконец вернулась в лоно Русской и начала свое существование в качестве Японской Автономной Православной Церкви. В связи с этим решением Священного Синода с апреля 1970 года Истинная Японская Православная Церковь стала Подворьем РПЦ в Японии, а в 1979 году Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия на «Подворье Русской Православной

Церкви Московского Патриархата в Японии». С июля 1991 года настоятелем Подворья является протоиерей Николай Кацюбан.

Количество православных в Японии по сравнению с другими христианскими конфессиями довольно невелико . Однако епископ Сэндайский Серафим (Цудзиэ) полагает, что многие христианские принципы, такие, как, например, «возлюби ближнего своего», «ударят по левой щеке - подставь и правую», издавна знакомы и понятны японцам. Он отмечает, что «Если в западном мире в центре вселенной стоит человек, его «я», и только потом его отношения с другими, то в сознании японцев на первом месте именно другие. То есть какие-то элементы православного сознания в них заложены»

В последнее время интерес к православию был замечен среди японских молодых людей из неправославных семей, поэтому священники начали организовывать специальные мероприятия, чтобы поддержать этот интерес. В том числе, с 2003 года Церковь проводит специальные конференции православной молодежи, а во многих приходах создаются молодежные организации150.

Японская Церковь сохранила традиции регулярного православного богослужения, проводимого по тем книгам, которые были переведены еще отцом Николаем. Так как тот вариант японского языка, которым пользовался святитель при переводе, уже не используется в обычной речи, и многие иероглифы оказываются трудными для понимания, их прочтение стало подписываться сверху азбукой. Церковь уделяет особое внимание изданию специальной литературы, в которой разъясняется смысл и особенности богослужения, а также отличия православия от других христианских конфессий. Вместе с этим развивается и православный интернет, где действуют сайты практически всех крупных православных храмов Токио, Йокогама, Осака, Нагоя и т. д151. Кроме того, большое значение придается благотворительной и образовательной деятельности.

Храмы и специальные молельные дома есть только в крупных православных общинах, а в более мелких прихожане собираются на дому у кого-нибудь из верующих. Приходы называются благочиниями. Они объединяют несколько небольших церквей, поэтому настоятель прихода, наряду со службой в главном приходском храме, раз или два в месяц попеременно совершает богослужения в каждой из церквей благочиния15 . Почти в каждом приходе в дни служб проходят занятия для взрослых по изучению Священного Писания.

В настоящее время в Японии действует одна православная семинария - при Токийском соборе Воскресения Христова. В префектуре Тиба существует православный монастырь Святой Софии. В Японской Автономной Православной Церкви 3 епархии: Восточно-Японская, Западно-Японская и Токийская, объединяющие 43 православных храма. Епископские кафедры имеются в Токио, Киото и Сэндай. Всего существует 70 приходов, объединяющих 266 общин. Православных верующих насчитывается около 30 тысяч человек133. Перспективы развития японского христианства

Заимствования элементов христианства в японских «новых религиях

Введение новых терминов способствовало расширению кругозора японцев на разных этапах развития страны, их ознакомлению не только с основами западной цивилизации, но и с мировым культурным наследием: здесь влияние христианства и христианской культуры было весьма значительным. Однако в этой сфере христианские церкви и организации сталкиваются также и с серьезными проблемами. Хотя словарь христианских выражений складывался довольно долго, до сих пор, несмотря на то, что определенная терминология была выработана, она порой значительно различается в переводах различных христианских конфессий. Внутри церкви или организации это не вызывает сложностей, но в случае межцерковного общения, попыток проведения совместных служб это может порождать вопросы и недоумение со стороны верующих разных христианских организаций, а также японцев-нехристиан, интересующихся христианством.

Христианство в Японии на современном этапе. По проведенным среди японского населения опросам, в настоящее время большинство жителей страны имеет определенное представление о христианстве, причем знакомство с ним происходит в основном через учебные заведения, христианские школы, книги2". Христианство в Японии активно воспринимается в культурной сфере, в частности, в области образования, литературы, искусства. Практически в каждом крупном японском городе действуют христианские учебные заведения, наиболее известными из которых являются протестантские Риккё: Дайгаку (іТ-ШІ 1, основан в 1874 году, стал университетом в 1922 году)), Аояма Гакуин (#1 й, основан в 1874, стал университетом в 1949 году), Цуда Дайгаку (ШїВЗк 1, основан в 1900 году, стал университетом в 1948 году) католический Дзёжи Дайгаку (_Ь !?;?ч , основан в 1913 году), Нандзан Дайгаку (ШЦі С , основан в 1949 году), а также Международный Христианский университет (ШЙк г У 7 ЬШ С — Кокусай Кирисутокё: Дайгаку, основан в 1953 году) и т. д. Исконно христианским считается также основанный Ниидзима Дзё: университет До.сися (в]л!5ті, основан в 1875 году, изначально - школа иностранных языков). В настоящее время около 12% всех японских университетов имеют христианское происхождение (около 40 университетов) , и этот процент можно считать весьма значительным, особенно учитывая небольшой общий процент христианских верующих. В стране существует также значительное количество больниц, приютов и благотворительных учреждений, содержащихся по большей части католиками и представителями Англиканской Церкви.

Кроме того, по западному христианскому образцу в стране в 1873 году был принят григорианский календарь, широкое распространение приобрели некоторые христианские праздники, в первую очередь, Рождество и День Святого Валентина, имеющие, правда, яркую коммерческую окраску.

Исследования отношения к христианству членов различных возрастных групп выявили довольно интересную картину. В возрастной группе от 16 до лет симпатию к христианству испытывают 29,7% опрошенных, к 60-70 годам этот процент постепенно снижается до 4,5% для людей 60-69 лет и до 5,4% для людей старше 70 лет, тогда как ситуация с буддизмом и синтоизмом обстоит противоположным образом, то есть симпатия к ним с возрастом увеличивается213. Эта статистика показывает, что в молодости японцы, вероятно, более открыты к восприятию нетрадиционной для японского общества религии, однако с возрастом все более усиливается стремление к более привычным религиозным течениям, то есть наблюдается «возвращение к корням».

Эта статистика показывает, что большее расположение к христианству испытывает молодежь. Это наблюдение подкрепляется значительным увеличением количества бракосочетаний по христианскому образцу, которое наблюдается в Японии. По результатам проверки, проведенной в 1992 году, по христианскому обычаю был проведен 31% свадебных церемоний в стране Конечно, основной причиной выбора свадебных церемоний на западный манер является скорее дань моде, нежели религиозные предпочтения, однако это демонстрирует готовность включения внешних христианских атрибутов и элементов в жизнь современного японского общества.

Кроме того, в японском языке укоренилась не существовавшая до прибытия в Японию миссионеров религиозная и религиоведческая терминология, а также стали развиваться новые научные дисциплины, в частности, сравнительное религиоведение. Японские христиане активно участвуют в общественно-политической жизни страны: более 10% японских премьер-министров, начиная с 1945 года, были христианами. Таким образом, влияние христианства в различных сферах довольно сильно, в первую очередь, в сфере социальной этики, а сама религия пользуется значительным авторитетом. Тем не менее, несмотря на все усилия миссионеров, им так и не удалось добиться в Японии значительного успеха в плане увеличения численности верующих.

Основные изменения в доктринах христианских движений миссионерского происхождения в японском культурном контексте

Объединенная Церковь Христа в Японии 307, Японская Православная Церковь, Японская Епископальная Церковь и Японская Евангельская Лютеранская Церковь. Выбранные организации наиболее показательны в плане исследования, так как не только несколько различаются по догматике, но и представляют, по сути, разную политику ведения проповеди. Католическая Церковь имела наиболее длительную историю миссионерской деятельности на Дальнем Востоке и выработала свою методику, выразившуюся в политике аккомодации веры к местной культуре, начатой еще иезуитами во второй половине XVII века. Русская Православная Церковь появилась в Японии позже, во второй половине XIX века, однако до этого имела значительный опыт в проповеди среди нехристиан - и на территории России, и в других странах (в частности, в Китае). Отличаясь наибольшей традиционностью в христианских доктринах, Церковь, в то же время, понимала невозможность мгновенного устранения влияния традиционных языческих верований в новообращенных, поэтому допускала сохранение традиционных обычаев, если они не противоречили христианским доктринам, а вместо противоречащих предлагала похожие по смыслу официальные церковные обряды. Протестантизм же изначально ставил своей задачей не столько проповедь среди нехристиан, сколько противостояние существовавшей католической церковной иерархии и организации, а также стремился к пересмотру традиционного католического подхода к вере, религиозной жизни и семье. Впоследствии, когда протестанты начали активно вести миссионерскую деятельность, их отношение к проявлениям нехристианских верований и традиций оказалось гораздо более непримиримым и строгим, нежели у более опытных в общении с нехристианскими народами Католической и Православной Церквей. Поэтому при анализе доктринальных перемен в японских христианских движениях миссионерского происхождения необходимо также учитывать их конфессиональные различия и специфику их миссионерской политики.

В главе анализируется ряд работ, которые были изданы вышеупомянутыми организациями и их представителями специально для помощи верующим в решении наиболее проблемных вопросов, связанных с похоронно-поминальными ритуалами, представлениями о посмертном существовании и поклонением предкам. В первую очередь, это такие документы, как «Руководство верующим-католикам относительно вопросов, связанных с предками и усопшими» ( ІГШ с Ъ tt TWi/ Ь У у 9 Ш (О Щ- Ц\ J - Сосэн-то сися-ни цуитэ-но каторикку синдзя-но тэбики, 1995), изданное Японской Католической Церковью; труд пастора «Объединенной Церкви Христа в Японии» Ивамура Синдзи ( tfls И, р. 1920) «Христианство третьего поколения» ( ITHf Ш (D $с У .X УШІ -Сандаймэ-но кирисуто-кё:, 1990); а также книга «Службы, таинства, традиции Православной Церкви» ( If IE ІІС 1ИФ L Ш$5 іткШІ - Сэйкё:кай-но хо:синрэй-кимщу-дэнто:, 1998), изданная Японской Православной Церковью.

По традиционному христианскому представлению, на Небесах душа человека претерпевает обновление и, предаваясь блаженству от близости к Богу, уже не помнит о своей бывшей связи с земной жизнью. Поэтому ритуалы, связанные с поминанием усопших, играют в христианстве второстепенную роль, подчеркивая, в первую очередь, единство живых и мертвых во Христе. При этом в протестантизме на первый план вышла доктрина об изначальном предопределении людей к спасению или к гибели и об уверенности в спасении на основании веры в Христа, поэтому поминанию усопших и молитве за них стало уделяться сравнительно меньше внимания, чем в католичестве и православии.

Японские христиане, изначально впитавшие из традиционной культуры трепетное отношение к семье, включающей как живых, так и усопших ее членов, внесли бессознательные коррективы в христианские представления, приспособив их к привычным реалиям. Миссионеры-иезуиты были весьма терпимы к проявлениям национальных особенностей, в частности, к поклонению предкам, не считая его религиозным действом308. Однако представители других католических орденов, менее привычные к японским реалиям и не поддерживающие начатую иезуитами политику аккомодации веры и образа жизни к японской культуре (в том числе доминиканцы и францисканцы), а также большинство протестантских миссионеров относились к культу предков весьма негативно, считая, что почитание усопших приводит к смещению ключевого постулата христианства о едином всемогущем Боге-Творце, трансцендентном и непостижимом, в сторону характерной для японцев идеи о множестве божеств, проявлениями которых и являются, в частности, души предков. Православие также считает культ предков проявлением идолопоклонства, однако предлагает в странах, где поклонение предкам является важнейшим компонентом традиционной культуры, акцентировать те ритуалы поминовения и молитвы за усопших, которые существуют в Церкви, при этом четко объясняя разницу между поклонением и поминовением309. Однако на уровне простых верующих, вне зависимости от политики того или иного христианского направления, возможны случаи приверженности к ключевым японским ценностям, демонстрирующей важность последних для японцев вне зависимости от вероисповедания.

Похожие диссертации на Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа