Введение к работе
Актуальность темы исследования.' Проблем . гуманизации духов
ного мира-личности и ео социальной деятельности относится к чис
лу самых'злободневных задач современности, от рєіления которое "
во мног;м зависит не только дальнейшее развитие человека-и ка
чества его взаимосвязи с действительностью, но и само 'существо
вание цивилизации. ' . ' »'
Ра .тужнії динамизм зоциалыгах преобразований, глобальные пгтолс-мн, жесткие требования к субъективным ка-іеотром какого индивида, - все ото вызывает интерес к человеку, возможностям его духовного разгития, способности гуманизировать себя и результаты свози деятельности. Сейчас общепризнано, что гіез реализации принципов гуманизма, норм общечеловеческих нр- зственных ценностей дальноГже развитие истории ненозмо-дно.
Актуальної! проблемой, обсуждаемой - мне представителями различных мировоззренческих напраглении, в том числе атеизма и религии, является мерз готовности человека к переустройству об-' аестненных отноцзнип на началах гуманизма, способность его к нрагстгсіг.іочу совершенствованию. Задача соотнесения деятельности личности с тенденциям;! общественного про гросс s является обьектнрнш,! требОЕан"гн исторг.» со гребенного человека и изучающих его наук, в том числе и научного религиоведения.
Актуальность речения 'проблеми гуманизма средствами наушо-религиоведчес; >П теопин определяется так?;о и ток, что современник христианский гуманизм парестал бить оторванную от жизнедеятельности людей, абстрактным учение. Принятая церковью программа социального служения, активная благотворительная и ^миссионерская деятельность религиозных объединений привлекают значительную часть общества. 3 массовой сознании понятия "милосер- , дне", "сострадание" и т.п. соотносятся, скорее, с религиозной деятельностью цзр-'вн, чем со светскими трактовками человека и вноцерковньши общастЕошгіїми организациями.
Актуальность избранной теми определяете;; тзкзе-и тем, что су'цес'твую.цио глобальные проблемы прпакнзтот длл сгоего решения объединения усилил"! всех людей, но^авкси:,:о от их мировоззрения и идеологических- установо;-. Историческим требованием в настоя- . ідеє время является диалог атеизма і; религии в полях гуманизации, духовного мира личности, устранения пмежнхея прарственчых деформаций.
.-3-
Для атеизм'; активный диалог с религией не означает признания своей социальной неэффективности или мировоззренческой несостоятельности. Чаоборої, такой союз является свидетельством его открытости и способности к дальнейшему обогащению собственной проблематики, развития своего содержания общечеловеческими ценностями.
Состояние исследование проблемы Формирование ценностных ориентации духовного мира человека и его практической деятельности с целью их гуманизации привлекали.к себе внимание мыслителей ' и общественных деятелей на всем пути развития философии, религии, этики и друих гуманитарных дисциплин. Со времен Парменида и Сократа и до насия.цего времени вопросы гуманизации природы человека постоянно наход5тся в центре теоретических поисков.
Сейчас этот поиск стимулируется исключительное?;о роли человека в им самим созданном мире культуры, мимо чего не могли пройти в своих теоретических интересах философы и богословы. Проблема взаимосвязи гуманизма с религией и атеизмом Являлась в связи с втим предметом изучения ряда отечественных исследователей, которые рассматривали его с разных сторон и позиций.
Большинство работ, затрагивающих взаимосвязь гуманизма с атеизмом и религией и их соотношение с человеческой деятельностью, имеют характер общефилософского и обцзеоциояогичэскэго подхода. В первую очгоедь здесь следует указать на разработки Гор-диешга 11.С., Гарадки В.И,, Іригулоьича И.Р., Григорьяна U.M., Дулумака Е.'К'., Калинина ЮЛ., Окулова 0.$., Оніцеико А.С, Тан-чета В.К., Угринспича Д.М., ыинкарука В.11. и других, в работах которых проблемы атеизма и религии и их-отношение і гуманизму рассматриваются, преимущественно, в общзтеоретическом и историко-философском планах.
Достаточно много специальных исследований, посвященных положительному аспекту ^генетической теории. Таковы работы В.АіЗо-ца, Ленсу-Й.Я., Косухи 11.11., Колодного А.П., Колэницкого П.Ш., Масловой А.Г.", Никитина В.Н., Тажуризнной З.А., Саух П.Ю., и других. J публикациях отих авторов исследуются проблемы влияния атеизма на духовный мир личности, освецаются роль и место светской культуры в системе духовной культуры в целом, изучается значение атеизма в формировании личности.
Достаточно многосторонне рассмотрено взаимодействие атеистического и других аспектов воспитания личности: трудового,
нряЕсгеанноги, uCiv'.H4eor-:jrj її т.н. З рао'огач-, например, Ри'ба-чук ii.i'., Костенко H.A., Уі'риіілі-.іча Д.І.І., Чердаков а З.Н. и других, проблеми атеистического воспитания соединены о решением ort^Viй задачи формирования всесторонне развитой личности. Все упомянутые авторы не ограничились узкими ранками научных интересов. НаждыЯ из ник, так или .иначе, затрагивал вею сферу вопросов, связанных с.религией и атеизмом.
lia основании имеющихся публикаций мэхшо сделать вывод, что еовременнмми ..^следователями проведена значительная работа в области религиовздення л атеизма,- Вместо с отим следует признать, что анализ имеющейся литературы свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки вопросов с^зи гуманизма с атеизмом и. религией. Об этом говорит и то, что в подавляющем большинства работ осуществлен подход к религии с позиций признания ее, в качестве исторически преходящего явления, без освещения причин ее возможного возрождения в условиях изменяющихся общественных отношений. Подходы к обнаружения и осмыслению общечеловеческих ценностей б религии только намечаются.
he наала е^е достаточного і .имения со стороны исследователей проблема -'Лиянця социальных деформаций в нашей стране на ре-Л'тлоолоеть трудящихся и отношение их л атеизму.
Нуждается ь разработке,, по мнению диссертанта, да.ч;е сама известная мисль Маркса о -том, что атеизм есть гуманизм. Практически пет специальных-работ, посвяденннх проблеме самой возможности совместного зоздеГ.стспя атеизма и религии на духовими мир личности и гуманизации ее социальной активности. Такое влияние рассматривалось только в форме взаимного исключения религии и атеизма в процессе формирования личности.
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертационис-о исследования состоит в доказательстве того, что вызванная особенностями современного развития цивилизации необходимость объединения усілий людей в решении стоящие перед ними общих проблем, требуют, одновременно,.!! объединения гуманистического потенциала различных,и даже протньополоянус мировоззренчес-их систем в целях формирования исторически задаваемых характеристик духовного мира современной личности. В связи с этим виявить, в религиозном и атеистическом ыировозэро.чиях элементы гуманизма, показать их отличительные особенности и потенции, опреде/ :ть пути их реализации в актуальном процессе гуманизации лі. шости.
р^сс^отрет!, вопрос о роли' j,',Wati;,cr;i4euKoi о содержания х;;/о-?ьа.ч-_ткй з истории д„,ховной культури и ролі, аіеизма к историческом процессе;
X f.ccwoi'x'eii. причины, по который н условиях напиго ос дзет-ьа станоьптся Еозмогоілі и нзэ Сходіте.! дли духовною кипа личности поиск и обнаружение ценностных гуманистических ориентиров в христианском учении;
еішснить причины и следствия деформаций гуманистической сухости атеизма, допусел.гыа в период ''господства научно-матс-ри-алистичеокого мировоззрения";
рсесмотритх обьактіїЕііиз и субъективные основания еоокох-ного''сотрудничества представителей атеистического п христианского кпрспочиманий s целях (^ормнроаьния гуманистически ерлентиро-ьг.шіоІі личности;
е'-і.чс.-іііїь пути ;, среде; Ей едшенш; ппророззрьпчзе "И протп-eo"i:o:io;k-m.v, лодходоь :і человеку (атеистическою і; христианского) без уступок каждого из них ь мировоззренческих основаниях,
Ттор-; н^ко-мотоиологическ^ о і:. ;12^^^551Б1;1:- Сло^ноетт проблеск связи атеизма,релпгпи с духоькігн миром личности \\ te социальном активностью''лркчелп к необходимости использования мзтодо-логнк, позволяющей репать пост"влениуи проблему і! прзно:.г>"їочні;з т.дг.г.1 е плане ориентации па их актуальном теоретическом и гграк-тпчоском с о держи: о: и. С огой-целью диссертант считал еозможд-і і^спользопанио в изучении феноменов обцостьєі-шого сознания системного подхода, метода исторического анализа, сравнительно-исторического метода, прогнозирования и т. п.
В пределах использованного и осмысленного материала прослежены основные согаадьио-иеторпческие и кироюззхзончоские закономерности говникновеыш, актуальности и тенденций взаимосвязи атеистических и религиозных учений с гумьнпстнчзегамн представ- , .лоциями в их совокупном влиянии на духовный пир личности.
Для получения рыеодов и обобщений диссертант опирался на последние исследования отечественной: ученых-философов и богословов, в трудах которых :>сеег.;оны проблема атеизма и религии в их связи с гуманизмом на оснпе гіиорптета о<5ідзчєлоеочєских ценностей, дается объективная оценка роли религии и атеизма б истории духоеной культуры,
Пр:: написании диссертации использовались труди і .дне Пи их ^л~ лоссфон прошлого, Необходимость актуализации содержание диссертации потребовала использование религиозных1и нерслиг,исзных периодических издания.
Научная новизна исследования и основное положения, вычосимьи. на защиту. Основная задача диссертанта состояла в том, чтобы п религиозном и атеистическом мировоззрениях выявить элементы гуманизма, показать их отличительные особенности и потенции, определить пути их реализации в актуальном процессе гуманизации личности.
В результате исследоптія проблеми в днссер'іаг їй обоснованы положения, характеризующиеся научной новизной:
- в истории человеческой культуры элементы гуманизма во всем
их разнообразии и возмоашзй й тех условиях полноте, впервые поя
вились в сфере мифологического а религиозного мировоззрения; в
религиозном мировоззрении любых его уровней (то ли обыденного,
то ли теоретического) наряду «. теоцентризмом всегда присутствовал и антропоцентризм, элементы которого зсе^да :«лз :и гуманистическое содержание и значение;
-атеистическое мировоззрение сначала про'-чвосояло религиозному только в чисто когнитивном плане и считало всю систему верований в сверхъестественное пустой, бездоказательно:!, ошибочной; становление атеистического гуманизма происходило го законам своего собственного развития и в то ке иремя было своеобразной реакцией на подавление- антрппоцентркзма теоцентризмом l средневековом религиозном- мировоззрении;
- разложение и раикд социалистической системы вызвал у на
родов бывшего Советского Союза, чраие всего прочего, повгтенный
спрос на мировоззрение, с юсобное содействовать гуманизации об-
щества и человека; атеистический гуманизм дискредитирован пре
дыдущей практикой насаждения воинствующего атеизма, а содержа
ние религиозного гуманизма осталось неизвестным широким массам
населения - страны; все это способствовало пояелєн-чо наблюдаемому ныне опциональному отрицанию самой возможности существования атеистического гуманизма а также лозунговому восприятию религиозного гуманизма;
- религиозный гуманизм и гуманизм атеистический обг. в сос
тоянии способствовать подлинной гуманизации личности; для реали
зации своих потенций какдое .із них имеет ^остаточне идеологичес-
»;ия, пшіхолоі'ЧЧііСКих и практических методов воадействия; их реализация отьоЧйьт социальным потребностям назе, о'общества;
- ціьмесїиая деятельность идеологов религии и атеизма, веру-»'i»ix и а'.гистоь г деле г.манизации личн сти и общества возможна только в обществе, в котором господствуют общечеловеческие права и свободы в отношении мысли, совести,религии и убе.едений; в котором религиозное и атеистическое іафОБОозреше ле используется политическими,силами для достижения своих узкопартийных целей.
Теургическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем сочетается научное решение проблеми с практикой современной общественной жизни. Полученные ' результати и выводы могут быть использованг для дальнейшего изу~ чеиия проблеми взаимосвязи атеизма и религии с общечеловеческими ценностями, углубления гуманистической сущности атеистической теории,.рчзульта1;л исследования могут исполь-зов ться в целях изучения іозмекностей дальнейшего развития диалога атеистов с веру-..j^if.ii, способствовать консолидации различных мировоззренческих течений в практическом решении проблем гуманизагчи общественной и личной кизни.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при составлен»., программы и-учебников по курсу религиеве- . дения.
Структура диссертации определена логикой и задачами исследования. В'первой і'лаве рассмотрены причини возникновения гуманистических идей 'в истории человеческой духовной культуры, их взаимосвязь, с рёлигиозыш и атеистическими представлениями. Это позволило прийти к выводу, что в условиях, где реализованы возможности самоутверждения и самореализации личности, она отходит . от религиозных-гуманистических представлений как несоответствую-щйх реальному жизненному процессу. Исходя из этого утверждается, что сохранение религиозности до сих пор определяется рядом субъективных и.объективных факторов, которые искажают реализацию гума-, нистических принципов в жизнедеятельности людей. Следствием этого является обращение значительной части общества к религиозному гуманизму, при одновременном углубляющемся недоверии людей к гуманистической природе- атеизма.