Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззренческие ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма Колосков, Виктор Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колосков, Виктор Иванович. Мировоззренческие ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Академия обществ. наук.- Москва, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/4123-4

Введение к работе

Актуальность исследования. Советское общество переживает процесс обновления всех сторон жизни. В процессе перестройки глубокому пересмотру подвергаются не только отношения собственности, механизмы хозяйствования, политическая и правовая системы, но и многие аспекты науки, культуры, искусства, морали. Новое содержание общественного сознания, необходимое для дальнейшего динамичного социального прогресса, прокладывает себе дорогу через борьбу множества разнообразных, часто противоречивых позиций, порожденных сложным характером общественного бытия. С одной стороны, общественное сознание освобождается от догм и стереотипов, что создает условия для развития и распространения научного, диалектико-материалистичес-кого мышления, представляющего собой надежную теоретическую базу практической деятельности людей. С другой - среди возникающих новых и возрождающихся старых идей, взглядов, концепций немало таких, которые, базируясь на неадекватном отражении действительности, являются по своей сути ложными или утопическими.

Наиболее наглядно противоречивые процессы, протекающие в духовной жизни общества, проявляются в среде интеллигенции, особенно в ее отношении к религии, мистике и атеизму. В условиях глубокого социального, политического и духовного кризиса, переживаемого обществом, сознание части советской интеллигенции заполняется разного рода религиозными и мистическими взглядами, идеями, умонастроениями.

иоиск истины в вопросе о роли и месте религии в прошлом и настоящем привел, в силу ряда причин, часть интеллигенции не к объективным их оценкам, а к преувеличению значения религии в духовном и нравственном развитии общества, к взгляду на нее как на средство, способное вывести страну из нынешнего кризисного состояния. Среди интеллигенции немало людей, увлекающихся разного рода религиозно-мистическими учениями. Наблюдается интерес у представителей этой социальной группы к астрологии, мантике, парапсихологии. Часть из них включилась в религиозно-

- 2 -мистическую пропаганду через средства массовой информации, чтение лекций, художественное творчество.

Все это происходит на фоне негативных высказываний в адрес атеизма, который пытаются лишить исторических корней, связывая его появление только с марксизмом, заявляя о его искусственном, противоестественном для человека характере. Непонимание сущности атеизма, как закономерного явления духовной жизни человечества, сопровождается толкованием его как сугубо политического феномена, выступающего к тому же чуть ли не тормозом духовного и нравственного прогресса. В среде интеллигенции наблюдается неприятие критики религиозных учений, деятельности церкви, отрицательное отношение к атеистическому воспитанию.

Интеллигенция оказывает огромное влияние на духовную жизнь общества. От ее мировоззренческих позиций во многом зависит характер общественного сознания, а значит и результаты протекающего в стране процесса обновления общественного бытия. Это обусловливает актуальность изучения мировоззренческих ориентации этой социальной группы, в том числе в отношении религии, мистики и атеизма, как необходимой предпосылки для понимания процессов, протекающих в духовней сфере советского общества, и управления ими в интересах дальнейшего общественного прогресса.

Степень научной разработанности проблемы. В советской науке проблема мировоззренческих ориентации интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма исследована недостаточно. Имеющиеся в этой области научные разработки носят отрывочный, фрагментарный характер. Всесторонних исследований, посвященных становлению, эволюции, особенностям мировоззрения этой части общества, в указанном аспекте нет.

Большую ценность в методологическом и историко-философском плане изучаемой проблемы представляют работы В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, других известных деятелей революционного движения России: А.В.Луначарского, В.Д.Бонч-Бруевича, И.Л.Скворцо-ва-Степанова, Н.К.Крупской. К проблеме "интеллигенция и рели-

- З -гия" обращались известные деятели культуры начала XX века: А.А.Блок, А.М.Горький и другие. Она была предметом пристального внимания представителей философской идеалистической мысли России: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.Б.Струве. В работах советских исследователей - Ы.П.Новикова, А.і.Окулова, Н.С.Семен-кина, А.Д.Сухова и других - также нашли отражение вопросы мировоззренческих ориентации дореволюционной интеллигенции с выходом на некоторые проблемы религиозного и атеистического сознания современных представителей этой социальной группы.

Вопросы отношения современной интеллигенции к религии, мистике и атеизму нашли отражение в литературе по проблемам религии и науки, религии и искусства, религии и морали, а также в работах советских ученых, посвященных разным сторонам такого явления, как мистика- В частности, в книгах іі.Г.Балагушкина, Л.С.Гуревича, Л.Н.Митрохина, М.И.Шахновича, в статьях Ю.А.Ки-мелева, В.Ф.Миловидова, Б.З.Никифоровой и других.

Некоторые аспекты мировоззрения советской интеллигенции представлены в научной литературе по социологии религии в работах А.И.Демьянова, Д.Г.Данилова, В.Д.Кобецкого, А.А.Лебедева, Р.А.Лопаткина, А.А.Подмазова, М.К.Теплякова, посвященных изучению религиозности населения .

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы дать философско-социологический анализ проблемы мировоззренческих ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма, основанный на конкретно-социологическом материале, полученном в результате опроса интеллигенции г.Ярославля.

При этом диссертант ставил перед собой следующие задачи:

- на основе изучения научной литературы по рассматриваемой в диссертационном исследовании проблеме выявить противоречия между существующими в науке точками зрения на характер мировоззренческих ориентации интеллигенции и реальными фактами его проявления в настоящее время, проанализировать имевшие место в советском религиоведении подходы к конкретно-социологи-

I. Перечень работ дается в прилагаемом к диссертации списке использованной литературы.

- 4 -ческому изучению религиозности интеллигенции и обосновать научную целесообразность примененной автором методики собственного конкретно-социологического исследования;

установить, исходя из материалов конкретно-социологического исследования, критерии для выделения различных мировоззренческих типов, дать характеристику этих типов и раскрыть динамику отношения интеллигенции к религии, мистике и атеизму;

выявить особенности мировоззренческих ориентации различных профессиональных групп интеллигенции;

определить причины и факторы, влияющие на динамику мировоззренческих ориентации интеллигенции в современных условиях.

Теоретические основы и источники исследования. При проведении исследования автор руководствовался марксистской методологией изучения общественных явлений, в частности, религиозного сознания и прежде всего разработанным классиками марксизма-ленинизма принципом выведения из отношений реальной жизни соответствующих им религиозных форм.

Теоретической основой разработки темы диссертационного исследования послужили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, работы советских ученых по проблемам религиоведения и мировоззрения: Н.П.Андрианова, В.К.Арсенкина, В.И.Гараджи, Б.А.Грушина, О.Г.Дробницкого, Ё.А.Евдокимова, И.М.Кичановой, Ю.А.Левады, М.П.Мчедлова, М.П.Новикова, В.С.Овчинникова, А.С.Онищен-ко, Т.И.Ойзермана, М.М.Скибицкого, З.А.Тажуризиной, Д.М.Угри-новича и других авторов.

При анализе психологических аспектов проблемы использовались труды В.Р.Букина. Б.А.Ерунова, М.Г.Писманика, К.К.Платонова, В.П.Лебедева, В.И.Носовича.

Рассмотрение вопросов, связанных с особенностями мировоззрения интеллигенции,как специфической социальной группы, основывалось на трудах Е.М.Бабосова, В.Ф.Сбытова, Л.Я.Смоляко-ва, Р.Г.Яновского и других ученых.

При разработке инструментария конкретно-социологического исследования были использованы работы ученых советской социо-

логической школы, а также материалы конкретно-социологических исследований религиозности интеллигенции, проводившихся ранее в разных регионах страны .

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

проведен анализ мировоззренческих ориентации интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма, учитывающий распространение в ее среде не только традиционных, но и нетрадиционных религиозных и мистических верований, который позволил внести значительные коррективы в существующие в науке и общественном мнении представления о мировоззрении этой социальной группы, выявив в ней достаточно большое количество людей, имеющих различные . религиозные представления о сверхъестественном в сознании, что опровергает точку зрения на интеллигенцию, как часть населения, стоящую в подавляющем большинстве своем на атеистических мировоззренческих позициях;

разработана новая типология мировоззренческих ориентации в отношении религии, мистики и атеизма, в основе которой лежат различия в содержании представлений о сверхъестественном в сознании интеллигенции, что позволило выделить в религиозно ориентированном мировоззрении: традиционный, нетрадиционный и мистический типы, в атеистически ориентированном мировоззрении - материалистический и нематериалистический типы, а также индифферентный по отношению к религии, мистике и атеизму тип мировоззрения;

дан сравнительный анализ отношения к религии, мистике и атеизму основных профессиональных групп интеллигенции и выявлена специфика мировоззрения каждой из них; .

выявлены причины и факторы, влияющие на динамику мировоззренческих ориентации интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

I. Пеоечень работ названных авторов дается в прилагаемом к диссертации списке использованной литературы и источников.

его результаты позволяют государственным органам, политическим партиям и общественным организациям в своей политической и идеологической деятельности в условиях динамичного развития общества и существования противоречивой и часто тенденциозной информации о процессах, происходящих в нем, опираться на реальную картину мировоззренческих ориентации интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма.

Выводы, содержащиеся в нем, могут быть использованы для совершенствования системы высшего и среднего специального образования в направлении усиления гуманитарной подготовки советской интеллигенции. Его результаты открывают возможность дифференцированного подхода к организации идейно-воспитательной работы с различными профессиональными группами интеллигенции.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной работе в высших и средних учебных заведениях, в лекционной пропаганде, в деятельности средств массовой информации.

Полученные в доследовании эмпирические данные могут также представлять интерес для философов, социологов, религиоведов, занимающихся изучением духовной жизни и мировоззрения различных категорий интеллигенции.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на группе рецензентов Института религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС. Отдельные аспекты исследования были изложены на заседании секции социологии религии I съезда Советской социологической ассоциации, на совещании идеологического актива Ярославской областной организации КПСС, на совещании учителей г.Ярославля, в статьях, опубликованных на страницах журнала идеологического отдела Ярославского обкома КПСС.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертации на Мировоззренческие ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма