Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реакционная сущность протестантизма на Кубе Кордова Мартинес Карлос

Реакционная сущность протестантизма на Кубе
<
Реакционная сущность протестантизма на Кубе Реакционная сущность протестантизма на Кубе Реакционная сущность протестантизма на Кубе Реакционная сущность протестантизма на Кубе Реакционная сущность протестантизма на Кубе Реакционная сущность протестантизма на Кубе Реакционная сущность протестантизма на Кубе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кордова Мартинес Карлос. Реакционная сущность протестантизма на Кубе : ил РГБ ОД 61:85-9/245

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История протестантизма на Кубе 22

Религиозные верования на Кубе 22

Распространение протестантизма 37

Глава 2. Протестантизм в современных условиях 57

Протестантские организации 57

Протестантизм и Кубинская революция . 92

Заключение 135

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях противоборства двух общественно-экономических систем, двух политических курсов - социализма и империализма - большое политическое и научное значение приобретает исследование роли религии как сложного социального явления, которое нередко используется врагами коммунизма против социалистических стран.

В январе 1984 года американский президент Рейган.лицемерно поздравляя через передатчики радиостанции "Голос Америки" кубинский народ с Новым годом, фарисейски заявил, что,мол, Кубинская революция, победившая 25 лет назад, лишила кубинцев возможности "верить в бога". Американский президент клевещет на кубинский-народ, достигший больших успехов в строительстве социализма, выдумывает всякие небылицы о гонениях на религию на острове Свободы, в то время как, согласно статье 54 Конституции 1977 года, кубинское государство гарантирует полную свободу совести всем своим гражданам. В Основных документах Коммунистической партии Кубы, принятых 1 и П съездами,в ее программной платформе и в выступления Фиделя Кастро отстаивается полная свобода совести, право каждого гражданина ис-

1 поведовать любую религию.

В резолюции 1-го съезда Компартии Кубы говорится, что политика партии по отношению к религии,церкви и верующим "ис-

1 См.: статьи члена-корреспондента Академии наук СССР И.Р. ГригулевичаДерарадо Корбе,Хуана Монтер о Хименес в журнале "Наука и религия",1973,№ 7;1979,№ 1; 1983, № в; 1980, 1 1; 1984, № 1. - 4 -ходит из марксистско-ленинской концепции данного социального явления; она принимает во внимание конкретные исторические условия нашей страны в прошлом и настоящем, наш собственный опыт и опыт других стран, строящих социализм и коммунизм, а также особое значение нашей революции для Латинской Америки.»1

Исследования религии на Кубе обычно посвящены распространению там католицизма, но в них не учитывается тот факт, что по мере проникновения США на Кубу на ней появился протестантизм. В первой половине XX века на остров было "экспортировано" из США свыше ста некатолических церквей и сект.После победы Революции на Кубе (1 января 1959 года) протестантские секты пытались вести контрреволюционную деятельность,но многие патриотически настроенные верующие помогали разоблачать агентов американского империализма, выступавших под флагом религии.

Победа Социалистической революции на Кубе обеспечила благоприятные условия для массового распространения и утверждения там научного мировоззрения: "Что касается... религии как идеологии или системы догм, представляющих концепцию мира и общества (концепцию антинаучную и потому ошибочную), -говорится в резолюции Первого съезда Компартии Кубы,- то политика партии основывается на ленинском принципе, согласно которому борьба за научное сознание, свободное от пережитков и суеверий, подчинена борьбе за построение нового общества и за укрепление соответствующих социалистических отношений, причем в этой борьбе участвовали, участвуют и непременно

1 Первый съезд Коммунистической партии Кубы.М.,1976,с.544. должны участвовать как верующие, так и неверующие,люди рели-гиозные и атеисты".

Второй съезд Компартии Кубы отметил, что партия "должна систематически проводить работу по широкому распространению среди масс научно-материалистических представлений о природе, обществе и мышлении, развивать новые традиции, направленные на укрепление социалистических общественных отношений и веры человека в собственные силы,в будущее Родины".

Походя из этих задач, мы стремились в свете марксизма--ленинизма изучить такое сложное социальное явление, как проникновение протестантизма на Кубу, который в конечном счете явился формой капиталистической экспансии в религиозной оболочке в сферу общественного сознания кубинского населения.

В диссертации анализируется настоящее и прошлое протестантских организаций на Кубе. Данный анализ ставит своей целью: выявить генезис протестантизма в этой стране; различные этапы его развития; классовую сущность деятельности протестантских организаций. Необходимость этого научного анализа вызвана объективной потребностью воспитания населения Кубы в духе марксистско-ленинского мировоззрения.

Строительство социализма на Кубе успешно развивается, несмотря на угрозы американского империализма и организованную им блокаду республики. Страна уже очень далека от той неоколониальной республики, какой была до 1 января 1959 года. Верховный Главнокомандующий кубинской армии

Первый съезд Коммунистической партии Кубы,с.545.

Второй съезд Коммунистической партии Кубы.М.,1982,с. 339. - б -

Фидель Кастро сказал: "В нашей стране построены сотни новых заводов, и .сегодня строятся нами такие предприятия,как атомная электростанция, нефтеперерабатывающий завод в Сьен-Фуэ-госе и Восточная ГЭС в Гаване,никелевые заводы в Мао и Пунта Горда,которые по сложности строительства,важности и технологическому уровню являются предметом гордости нашей страны, где до революции такие заводы строились только под руководст-вом иностранных фирм".

На Кубе развивается не только промышленность,но и сельское хозяйство. Самые трудные работы по разведению сахарного тростняка сейчас почти все механизированы.В стране почти во всех поселках имеется электричество. Традиционные кубинские жилища заменяются современными удобными домами. На Кубе растет уровень благосостояния народа. За пятилетие с 1976 по 1980 гг.было распределено 770 000 телевизоров, 420 000 холодильников, 1350000 радиоприемников, 465 000 стиральных машин и более 400 000 вентиляторов. В то же время улучшилось обеспечение населения продовольственными продуктами. Больших успехов кубинский народ достиг в области медицины и народного образования. Подготовлено более 200 тысяч учителей. Система образования, уровень обучения и учебные программы - лучшие из тех,что есть в развивающихся странах.

Достижения Кубы - это результат усилий ее народа,руко-водимого Компарией республики,его самоотверженного труда,а также сотрудничества со странами социалистического лагеря и вступления нашей страны в СЭВ. Подчеркивая огромное значение помощи кубинскому народу СССР,Фидель Кастро говорил: J- Castro, R,P. Discurso pronunciado en Santiago de Cuba en el XXX Aniversario del Moncada. - регібйісо "Granma", 28-VII-- 19:83. -7.-"... тогда кубинская революция нуждалась в помощи международного рабочего класса и международного революционного движения. В этом направлении основную помощь оказал Советский Союз."1

Некоторое время после революции всегда существует влияние старого мировоззрения на зарождающееся новое. По этому поводу В.Й.Ленин писал: "Но мы не утописты и знаем истинную цену буржуазных "аргументов", знаем также, что следы старого в нравах известное время после переворота неизбежно будут преобладать над ростками нового. Когда новое только что родилось, старое всегда остается в течение некоторого времени сильнее его,это всегда бывает так и в природе, и в общественной жизни."2

Формирование нового человека, соответствующего социалис-ническому обществу, Ленин соединяет с борьбой против капитализма: "Наша задача - побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное. Задача наших работников просвещения - осуществить эту переделку массы. Ее заинтересованность, ее тяга к просвещению и знанию коммунизма, которые мы наблюдаем, служат порукой тому, что мы окажемся и здесь победителями,хотя, может быть,и не так скоро,как на фронте,быть может, с большими трудностями, а подчас и поражениями,но в конечном итоге победителями будем мы".

1 Castro, R.P. Discurso en Соптетогасібп de la muerte de Nice- to-pdrez, en el XV Aniversario de la priniera ley de Reforma Agraria у del XIII de la ANAP. La Habana: Discursos de Fidel Castro, t.ll, 1976, p.186.

Ленин В.Й.Великий почин.-Поли.собр.соч.,т.39,с.20.

Ленин В.И. Доклад ВІДОК и Совнаркома 5 декабря. УП Всерос-

В Советском Союзе заветы В.И.Ленина были осуществлены.Советский народ не только сумел построить социализм,но и достойно защитить его, сумел восстановить народное хозяйство, разрушенное гитлеровским фашизмом в годы Великой Отечественной войны. И сейчас, в годы развитого социализма, первое в мире государство рабочих и крестьян - Советский Союз - продолжает оказывать интернациональную -и бескорыстную помощь другим народам.

Кубинская республика перенимает положительный опыт СССР и других социалистических стран, в том числе и в области формирования нового человека, не забывая об особенностях строительства социализма в своей стране. "Необходимо понимать своеобразие тех условий, в которых Куба вот уже более 20 лет ведет борьбу против империализма на идеологическом фронте. Существование в нескольких десятках миль от наших берегов самой богатой и агрессивной капиталистической страны в мире,которая является сосредоточием индивидуализма,азартных игр наркомании,проституции и других пороков,разобщающих людей,обязывает нас мужественно принимать постоянно бросаемый нам открытый

1 вызов", - говорил на Втором съезде Компартии Кубы Фидель Кастро.

Когда-то Фидель Кастро в условиях,когда было запрещено даже произносить слово "коммунист", в своих речах и лекциях используюя цитаты из Евангелия,доказывал необходимость создания справедливого общества. После победы Социалистической революции можно было открыто излагать идеи марксизма-ленинизма, который стал официальной идеологией нового общества,строяще- сийский съезд Советов.-Поли.собр.соч.,т.41,с.406. 1 Второй съезд Коммунистической партии Кубы,с.110. гося в стране. На Кубе систематически ведется идеологическая работа, для чего используются системы народного образования и средств массовой информации, которые находятся под руководством и контролем партии. В документах Первого съезда Компартии Кубы говорится: "Мы должны принципиально поддерживать твердую и непримиримую защиту чистоты марксизма-ленинизма и решительно,без каких-либо идеологических уступок бороться с буржуазными и империалистическими концепциями, а также проявлениями как правого,так и левого ревизионизма".

На Кубе в жестокой идеологической борьбе формируется новый человек, человек социалистического общества, с его нравственными, эстетическими, политическими чертами, которые характерны для наших рабочих, крестьян, интеллигенции и нашей молодежи. Свидетельство этого - производственные успехи, само отверженность и интернационализм кубинского народа.

В формировании нового человека важную роль играет атеистическое воспитание, формирование у людей научно-материалистического понимания природы и общества.

На кубе с успехом осуществляется атеистическое воспитание, хотя большинство населения еще не имеет научно-материалистического мировоззрения. Для более эффективного атеистического воспитания масс необходимо более конкретно знать особенности религиозности народа, глубоко изучить удельный вес и взаимоотношения всех компонентов,которые формируют, религиозные верования большинства населения. Важным является изучение деятельности религиозных организаций. Необходимо исследовать воззрения каждой церкви и секты,их основные догш, формы организа-

1 Tcsis у Resolucionos del ргішег Con^reso del partido Coxau-nistade Cuba» - La Hobana: 197S> p. 231, ции, международные связи,специфику их работы с новообращенными.

На Кубе имеются четыре большие религиозные конфессии: католическая церковь,протестантские организации,синкретические культы африканского происхождения и некоторые виды спиритизма,особенно кардекизм (верование французского спирита XIX в. Аллана Кардека).

Специальными корнями распространения религии на Кубе прежде всего было слабое экономическое развитие страны,гнет колониализма с сопутствующими ему явлениями: жестокой эксплуатацией,безработицей,нищетой,неграмотностью.

Диссертант избрал для изучения тему о протестантизме на Кубе,так как она является малоизученной. Между тем, о католической церкви.религиозной организации,наиболее распространенной в нашей стране, существует обширная литература.Немало есть книг по различным синкретическим культам. Но в обобщенном виде о протестантизме существует лишь несколько работ Революционного центра информации при ЦК КП Кубы.

Изучение протестантизма на Кубе необходимо еще и потому, что в стране имеется 4-6 протестантских организаций, ведущих активную религиозную деятельность, которая, несомненно,требует особо внимательного изучения из-за североамериканского "происхождения" большинства протестантских сект, из-за связи кубинской протестантской церкви с североамериканской церковью и другими международными религиозными организациями, из-за реакционного и антисоциалистического характера отдельных протестантских сект и использования их империализмом для борьбы с кубинской революцией.

Необходимо исследовать глубокие изменения,происшедшие в последние годы в некоторых кубинских протестантских церквях и их переход от оппозиции социалистическому режиму на позиции нейтралитета и даже верности и поддержки Революции.

Куба подвергается не только экономическим и политическим агрессиям со стороны североамериканского империализма,ей навязана особенно сильная идеологическая борьба,возглавляемая ЦРУ,которое использует любую возможность,чтобы внести в сознание кубинского народа чуждые ему воззрения. Наши враги часто используют религиозные организации для этих целей.На Кубе существуют секты, проводящие контрреволюционную политику. В решениях Первого съезда КП Кубы указывается: "Среди таких церквей и сект (их более 40 в нашей стране) на одном конце наблюдается самый мрачный и иррациональный фанатизм, основанный на апокалиптических понятиях,яростная контрреволюционность во внутренней и внешней политике, а на другом -- саше конструктивные позиции борцов за революцию".

Протестантские религиозные организации на Кубе часто связаны с Соединенными Штатами Америки.Оттуда в нашу страну проникают философские идеалистические идеи,которые противостоят марксизму-ленинизму пропагандируемому через национальную систему образования. Религиозные радиопрограммы,передаваемые иностранными станциями,также оказывают реакционное влияние. Поэтому научная критика протестантизма - актуальнейшая задача в борьбе против современной буржуазной философии и религии.

Проводя научное исследование, диссертант исходил из требований Коммунистической партии Кубы,в которых указывается,

1 TeslB у nesoluciones del Primer Con^reso del partido Coniu-nista dc Cuba. - Ob. Cit. p. 315-314. - 12 -что необходима "защита чистоты марксистско-ленинских идей: борьбы с теориями и концепциями буржуазии, империализма и их прислужников, причем следует особо подчеркнуть переживаемый в настоящее время этими теориями и концепциями кризис; отпор любым идеологическим диверсиям и борьба с ними,для чего необходимо изучать научную идеологию рабочего класса и пони-мать законы общественного развития".

О религии в этом документе говорится следующее:"... ... окончательное искоренение религиозных взглядов и идей возможно лишь в ходе преобразования искажаемого ими мира, ликвидации социальных причин, порождающих религию, и расши-ления воспитательной деятельности на основе научного понима-ния природы,общества и процесса мышления". Следует учитывать огромный опыт Коммунистической партии Советского Союза по воспитанию народных масс в духе научно-материалистического мировоззрения. Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко в докладе "Актуальные вопросы идеологической,массово--политической работы партии" на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года говорил: "Нельзя ослаблять работу и с такой специфичес-кой группой населения, как верующие".

Источники диссертации. В своей работе диссертант исходил из марксистско-ленинской методологии, и потому использовал труды классиков марксизма-ленинизма, документы Коммунис-

Первый съезд Коммунистической партии Кубы,с.349.

Там же,с.352.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,И-15 июня 1983 г.-М., 1983,с.60. - 13 -тических партий Советского Союза и Кубы, в особенности речи Фиделя Кастро,в которых содержится глубокий анализ социально--экономических условий развития страны и дается освещение религиозной проблемы на Кубе.

Основой диссертации являются документы Коммунистической партии Кубы: програмшая платформа, тезисы и резолюции Первого и Второго съездов КП Кубы, Отчетные доклады Первого секретаря ЦК КП Кубы Фиделя Кастро Рус на съездах партии.В речах и выступлениях Верховного главнокомандующего Фиделя Кастро разоблачается реакционная политическая деятельность религиозных организаций. В докладе 1 мая I960 г., в речи на конференции 18 июня I960 г., в выступлении перед руководителями сахарных кооперативов 10 августа 1960 г. он рассказывал,как реакция использует религию. В это время католическая церковь выступала против кубинской революции. В речи 13 марта 1963 г. Фидель Кастро показал, что враги используют протестантизм, особенно некоторые секты. Во всех своих речах он говорил об уважении,с которым революция относится к религии и верующим. В других выступлениях, например, с представителями ямайской церкви в октябре 1977 г., на митинге 26 июля 1980 г. Фидель Кастро говорил о свободе религии на Кубе и возможности создания общего фронта христиан и коммунистов для борьбы с империализмом.

В диссертации используются также работы других партийных руководителей Компартии Кубы: Карлоса Рафаэля Родриге-са,Флавио Браво,Фелипе Карнеадо.

Состояние исследования проблемы. Специальной литературы о протестантизме на Кубе очень мало. В настоящее время издательством "Народная культура" в 1977 году выпущена толь- ко одна книга "Правда о секте свидетелей Иеговы".Отдел революционной ориентации ЦК Компартии Кубы печатает брошюры для членов партии. Опубликованы материалы к лекции "Некоторые аспекты религии на Кубе" (1978 г.). В брошюре "Религиозные секты", носящей пропагандистский характер, а также небольшой брошюре "Вопросы и ответы" такого же направления, даны общие характеристики церквей,сект и религиозных верований, существующих в нашей стране. В этих работах протестантские секты рассматриваются по группам: баптисты, пятидесятники и т.д.

В ежемесячнике "Коммунист" есть раздел, посвященный марксистско-ленинской атеистической пропаганде. Особое внимание вызывает"Приложение", опубликованное в 1980 году под названием "Протестантские секты". Очень ценным для нашей работы является бюллетень "Наука и религия", опубликованный ЦК Компартии Кубы. Это не периодическое издание, предназначено только для руководящих работников партии на уровне муниципалитета. В нем печатаются марксистско-ленинские статьи,речи партийных руководителейі религиозных деятелей и общая информация об отношении партии к религии.

Кубинские авторы,которые писали о религии, принадлежат к трем группам: вяарксисты, буржуазные свободомыслящие авторы и верующие. Авторы - марксисты писали свои работы после революции .Некоторые из них занимаются непосредственно темой нашего исследования,другие только касаются ее. Из них можно выделить следующих: Серхио Агирре, Морено Фрагиналя и Фелипе Корнеадо. Серхио Агирре - автор книги "Эхедороги",в которой отмечается свободомыслие мамбистских руководителей и реакционный характер католической церкви на Кубе. Морено Фрагиналь - автор труда "Сахарный завод - общественно-экономический комплекс сахарной промышленности на Кубе". В этом трехтомнике сообщается о деятельности католической церкви среди негров-рабов, о религиозности негров и о складывании их традиций в стране. Фблипе Карнеадо - автор книги "Руководство к изучению религии,церкви и верующих". Известен также сборник статей этого партийного деятеля, члена ЦК КП Кубы и специалиста по религиозным вопросам и научному атеизму.

Многие буржуазные кубинские авторы, писавшие до 1959 года, - вольнодумцы. Они не говорят прямо о протестантизме, однако сообщают очень важные данные для оценки религиозности в нашей стране до победы революции. Среди них можно выделить следующие имена: Херардо Костельяно,Фернандо Ортис и Рейд де Левгденринг. Херардо Кастельяно автор книги "Мотивы Кайо Уэ-со",в ней он анализирует положение кубинских эмигрантов на американском острове Кайо Уэсо,который находится к югу от Флориды,протестантское влияние,оказываемое на них и организацию первых протестантских церквей среди кубинских эмигрантов в последние десятилетия испанского владычества на Кубе. Фернандо Ортис - автор труда "Кубинская борьба против дьяволов". В его книге выясняются причины слабой религиозности кубинцев,а также формирование религиозного синкретического сознания.Ройд де Левгденринг - автор книги "Тринадцатилетняя война за независимость кубинского народа 1868-18 гг.". Автор указывает на контрреволюционный характер католической церкви в период войны за независимость, показывает свободомыслие мамбистских руководителей.

Мы обращались также к тем религиозным кубинским авторам, чьи произведения содержат апологию религии. Нами различаются две группы таких авторов: тех, что писали до победы социализ- ма на Кубе, и тех, кто писал уже в послереволюционный период. Из первой группы следует выделить Виктора Лобайне Гелла, автора книги "Русселизм и святые писания." В этой книге автор--баптистский пастор- критикует свидетелей Иеговы, выясняет отличия баптистов от свидетелей Иеговы,освещает деятельность иеговистов в конце 40-х годов XX века.

Переира Альвес - автор книги "Баптистская церковь в Кума-найагуа". В этом сочинении излагается история баптистской церкви в небольшой деревушке в центре страны,рассказанная ее пастором, и охватывающая период начала 20-х - начала 40-х годов. Описываются трудности работы по новообращению, например,методы,которыми пользовался сам пастор,чтобы увеличить свой прихода как велась эта работа в последние 20 лет.

Интересная брошюра Гильерто Кабрера Лейва "Краткий обзор протестантизма на Кубе" дает анализ первых шагов протестантизма в стране в конце XIX века.

Ко второй группе сочинений относятся статьи и выступления современных религиозных авторов из журнала "Менсахе" ("Послание"),который является органом экумического совета Кубы, и из бюллетеня "Наука и религия", издаваемого Отделом революционной ориентации ЦК Компартии Кубы.

Мы использовали также и более обширные работы,такие например книги,как "Теология как вызов" Серхио Арсе Мартинеса, в которой собраны лекции, прочитанные в семинарии города Ма-тансас. Это кубинская протестантская версия новой латиноамериканской теологии, где утверждается необходимость и возможность союза христиан и марксистов в борьбе за создание лучшего мир а,говорится о том,что конечные цели марксизма и хри- - 17 -стианства совпадают.

Мы также считаем необходимым отметить статью баптистского руководителя Ноэля Фернандеса Кольста,в которой автор выступает против управления Главных Баптистских конвенций за то, что они не включаются в революционный процесс и препятствуют участию баптистских прихожан в строительстве социализма.

Важное значение для нашей работы имеет анализ документа: "Вероисповедание 1977 г.пресвитерианской церкви Кубы", который показывает положение этой церкви до социалистической революции.

Заявления и сообщения протестантского руководтва,в основном, направлены на поддержку социалистической революции, осуждают американский империализм и появляются как в религиозных изданиях,так и в газете "Гранма" и в журнале "Боэмия". Мы рассмотрели также другие периодические издания различных религиозных организаций.

В зарубежной литературе, написанной в основном на испанском языке,есть также переводы с английского,французского, итальянского и других языков. Это буржуазная литература. Среди ее авторов много религиозных деятелей.

Наибольший интерес для нас представляет книга Давида Мерле "Кубинская церковь в сахарной промышленности", написанная в начале 40-х годов, когда традиционные протестантские церкви уже обладали большим влиянием в нашей стране. Автор,верующий американец, дает анализ экономического и социального положения Кубы, симпатизирует кубинскому народу.Он доказывает, что зависимость протестантских церквей на Кубе от американских не благоприятствует развитию первых. Он считает,что будущее протестантизма на Кубе связано с ростом участия церкви в решении социально-экономических проблем страны.

Пруденсио Дамборьгия, автор книги "Протестантизм в Летин-ской Америке", анализирует положение основных церквей и протестантских сект в начале 60-х годов. В большой статье американской писательницы Маргарет Эллен Крахам "Религиозные проникновения и национализм на Кубе. Деятельность американских методистов 1898-1958 гг." изучена политическая деятельность протестантизма во время тирании Батисты и в первые годы революции.Шведский профессор Кристиан Лаливе Д,Спинай,автор книги "Евангелическая церковь и латиноамериканская революция" по поручению Международного Совета церквей изучал протестантизм и социальные изменения в Латинской Америке. В своей работе он смело разоблачает отрицательную роль протестантизма в Латинской Америке. Мы использовали еще одну книгу этого автора "Рефухио де лас Масас" ("Спасение народа"). Книга Камило Кривельи "Проте-станская директория в Латинской Америке" написана в 1930 г. Автор изучает кубинский протестантизм в Латинской Америке с указаний основных американских миссий, действующих в стране в это время.

Советская литература по теме диссертации немногочисленна,если не считать трудов члена-корреспондента Академии наук -И.Г.Григулевича.Он является основным для нашей работы.

В своем трудя мы старались всячески учесть мнения руко-

1 См.: Григулевич й.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке. М.,Наука,1972; Он же. Боги в тропиках. Религиозные культы Антильских островов. М.,Наука,1967; Он же. Церковь и олигархия в Латинской Америке 1880-1959 гг. М.,Наука, 1981. водителей Компартии Кубы,которые занимаются проблемами религии на Кубе: Аны Луисы Родригес, Элоисы Миранда, Дилер Перегрин.

Ценными источниками для диссертанта оказались беседы с такими руководителями протестантских церквей, как Хулета Перес, вицепрезидент экумического совета Кубы, Эреднос Сантос, президент церкви "Друзья квакеры" на Кубе, Санда Родригес, одна из руководителей "свидетелей Иеговы", Роберто Гонсалес - баптистский пастор, а также беседы с верующими различных церквей - Фиденсио Кахсесом, Марией-дель-Кампо, Сальвадором Пересом, Аной Суарес,Роберто-дель-Кампо, Роландо Мартине-сом, Бенильдой Перес, Неутерио Леоном, Игнасио Родригесом, Пенерандой Родригес, Аидой Санчес и другими.

Диссертант использовал и такой источник информации,как беседы с людьми, которые ранее были верующими: Эльсой Родригес, Эуденио Гонсалесом, Хосуэ Имбертом, Мигелем Толедо,Матильдой Престон,Мависом Смаил, Джонсе Матиас и другими.

Основное содержание работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии.

В первой главе "История протестантизма на Кубе" рассматриваются социально-исторические источники слабой религиозности кубинцев, анализируется развитие протестантизма начала колониальной эпохи до 1962 года,когда замедляется его рост и начинается угасание его влияния.

Во второй главе "Протестантизм в современных условиях" исследуется морфология существующих в стране протестантских церквей и сект. В классификации учитываются основные догмы, организация,классовое содержание и дата образования проте- - 20 -стантских сект и церквей. Рассматриваются также экуменические протестантские организации. Изучается идеология протестантизма на Кубе, идеологические изменения,происходящие под влиянием кубинской революции.

В заключении диссертации изложены основные рекомендации для организаторов научно-атеистического воспитания на Кубе среди протестантских верующих.

Цели и задачи исследования. Диссертант ставил цель изучить наиболее важные проблемы протестантизма на Кубе: исследовать процесс проникновения протестантизма на Кубе; классифицировать различные церкви и секты в стране; выяснить степень влияния протестантских церквей и сект; определить идеологическую и политическую позицию протестантизма до и после революции; показать кризис протестантизма на Кубе; определить некоторые формы и методы распространения научного атеизма среди протестантов.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней излагаются проанализированные и изученные выводы автора по избранной проблеме "Реакционная сущность протестантизма на Кубе"; диссертант,исследуя про-тестонтизм как сложное социальное явление,выделяет его особенности, отличающие его от синкретических религиозных верований кубинцев.

В исследовании рассматривается кубинский протестантизм от его возникновения до сегодняшнего дня,анализируется его социальная сущность,политическая деятельность,изменения,вы- - 21 -званные влиянием социалистической революции.

Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы кубинскими философами и историками,которые в своей преподавательской работе освещают вопрос о протестантизме на Кубе. Диссертация должна оказать помощь лекторам, читающим курсы по научному атеизму, особенно разделы, касающиеся разоблачения реакционной идеологии кубинского протестантизма. Материалы и выводы диссертации будут полезны партийным и общественным организациям, и всем тем,кто ведет научно-материалистическое воспитание,иде-логическую работу среди масс, особенно религиозных.

Религиозные верования на Кубе

Куба - одна из социалистических стран, где происходит отмирание религии и распространяются идеи научного атеизма. Этому сложному процессу способствует то, что на острове Свободы есть значительная часть верующих,которая никогда не отличалась особой фанатичной религиозностью. Эта часть населения следует известной пословице: "Не перекрестится, пока гром не грянет".

Кубинским народом были достигнуты большие успехи по формированию научного мировоззрения в период строительства социализма. Сейчас большая часть верующих редко посещает религиозные службы. Один из деятелей просвиторианской церкви сказал: Кубинская церковь никогда не преследовалась,священнослужителей никогда не сажали в тюрьму, церковная жизнь протекает нормально . На кубе существует свобода вероисповедания, но количество верующих уменьшается. Во многих странах Латинской Америки католическая церковь имеет большое влияние. На Кубе не имеет такого влияния среди народных масс ни католицизм, ни другие религиозные культы.

Социально-исторический анализ кубинского общества позволяет понять особенности религиозного сознания народа Кубы.Здесь существовал общий религиозный культ, состоящий из неоднородных эле ментов, включившихся в католический комплексна исключением протестантизма.

Кубинские индейцы выступали против евангелизации. Бартола-ме де Лас Касас пишет об индийском вожде Атуэе,который был приговорен к сожжению на костре за отказ принять новую католичес - -кую религию. Этот автор пишет следующее: "Священник предложил Атуэю поверить всему,о чем он ему говорил,и если он поверит,то сразу попадет в рай, а если он не поверит, то окажется в аду, где придется переносить муки и страдания. Атуэй подумал и спросил священника: "Попадут ли христиане в рай? Священник ответил, что да. После этого Атуэй сказал, что он лучше пойдет в ад,чтобы не быть вместе с этими плохими людьми".

Спустя полвека после завоевания острова испанцами,процесс евангелизации местного населения проходил очень медленно. Резко сокращалось индейское население в результате жестокой эксплуатации и истребления их испанцами. Историк Рамиро Герра, цитирующий первоисточники того периода, указывает: "Впровинции Гаване индейцы вели кочевой образ жизни: не было де рревень, религии, административного руководства".

В колониальную эпоху католическая церковь была особенно заинтересована в христианизации богатых колоний континента.Монашеские ордены, и иезуиты и францисканцы, развернули активную деятельность среди индейского населения, построили многооцерквей. Историк Баррос Арана, говоря о церкви Новой Испании, накануне освобождения, указывал, что собственность священнослужителей, как движимая, так и недвижимая, составляла больше половины от общего богатства страны. Этот же автор указы Новых колониях Испании было 14 тысяч.

В течение трех первых веков Куба была полузабыта,только Гаванский порт интересовал Испанию, поскольку он служил опорным пунктом для испанского флота, откуда увозились через Атлантику богатства американских колоний. Испанских священников так же мало интересовала сама Куба. Фернандо Ортис пишет следующее по этому поводу: "Б Испании и в латиноамериканских колониях было очень много священников, в то время как на Кубе их было мало, особенно в центральных районах. В середине ХУ1 века в некоторых поселках Центральной части Ку-бы не было ни одного постоянного священника."x

Среди кубинского населения по сравнению с другими странами Латинской Америки было не так уж много индейцев. Большинство их было уничтожено. Основу кубинского населения составляли европейцы, в основном испанцы, и африканские этнические группы западной части Африки. С Иберийского полуострова прибывали на Кубу в основном искатели приключений, которые были очень далеки от религиозных верований. Это в основном - бедные дворяне, разорившиеся торговцы, безземельные крестьяне. Под маской чистокровных испанских католиков прибыло много нововерцев арабского и еврейского происхождения, которые, согласно новым законам, не имели права выезда в Америку, но о помощью принятия новой веры, денег, знакомств проникли туда.

"Основные семьи в тот исторический период для Кубы,со принявшие христианскую религию". Испанские евреи, приняв христианство, начали присваивать себе фамилии по названию места жительства и работы. В первые века образования колоний многие семьи среди еврейского населения, принявшего христинство, имели следующие фамилии: Гусман, Дэабила, Вобадильяс, Гомес, Рохас, Монтеагудо,Эспино, Медина,Сан Хуан и т.д.

Сам же Ортис говорит: "Экономическая жизнь Кубы в ХУ1 --ХУЛ веках тесно была связана со многими евреями,принявшимихристианство. Сахар, табак, копченое мясо, шкуры, дерево р находились в их руках".

Католическая церковь не проявляла особого интереса к острову. Священнослужители находились главным образом в городах и большую часть своей деятельности связывали с богатым белым населением, не уделяя должного внимания низам, которых только крестили и которым давали христианские имена, т.е. меняли африканское шля на испанское. Католическая церковь не посылала своих миссионеров для осуществления христианизации рабов. Небольшая религиозная служба проводилась очень редко в бараках рабов,которую оплачивали рабовладельцы. Историк Морено Фрехеналь указывает, что большинство религиозных праздников не отмечалось на сахарных заводах, не соблюдалось воскресение как выходной день. Рабы в период сафры работали по 20 часов в сутки, а поэтому не оставалось времени для исполнения религиозных ритуалов. Даже церковный колокол использовался для приглашения на работу.

В период колониальной эпохи формировались социальные группы свободных негров и мулатов, которых жестоко эксплуатировали. Они составляли низший класс общества, ниже их стояли только рабы.В основном они жили в окрестностях городов и имели непрестижные профессии. Церковь уделяла мало внимания неграм и свободным мулатам; дискриминация чувствовалась даже в религиозных книгах по регистрации смерти и крещения (для белых была одна книга, для черных - другая).

Кубинский историк Морено Фрахеналь в книге "Сахарный завод - экономический и социальный комплекс сахарного производства" приводит факты эксплуатации черного населения в XX веке. Писатель Серилио Вильеверде в своем бессмертном произведении "Сесилия Вандее" показал внутренний, сложный мир классов в XIX веке.

"В прошлом католическая церковь на Кубе, пишет Й.Р.Гри-гулевич, как и в других колониях не особенно пеклась о спасении душ чернокожих рабов или свободных негров и мулатов. От рабов требовалось одно: чтобы они работали, а выполняли ли они при этом христианские обряды, никого не беспокоило и не интересовало. От свободных же негров и мулатов требовалось,

Распространение протестантизма

Протестантизм (от латинского protcstans - несогласный, возражающий) возник в период реформации в Западной Европе как совокупность христианских церквей и сект, отличающихся от католицизма и православия. Происхождение термина "протестанс" объясняют протестом немецких лютеран в ходе Реформации против решения Шпейерского рейхстага І529 года об отмене ранее установленного в Германии принципа "чье правление, та и религия". Пять князей и ряд имперских городов объявили"протест", от которого и происходит термин "протестантизм". представления о бытии бога,его триединстве бессмертии души,об откровении и т.д.протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой,священство всех верующих,исключительный авторитет Библии.В конечном счете,протестантизм был буржуазной формой христианства.Вебер и другие социологи религии,используя указания Маркса и Энгельса о сущности протестантизма,собрали огромный материал о связи его с капитализмом,хотя и дали неверное истолкование этой связи,пытаясь развитие капитализма объяснить развитием протестантизма,когда в действительности именно развитие капитализма в 1 конечном счете породило протестантизм. Распространение протестантизма на Кубе так же, как и появление его в Латинской Америке,связано с распространением экономического и политического влияния Англии и США в этом регионе. После завоевания независимости бывшими испанскими и португальскими колониями были установлены тесные торговые связи между Англией и новыми латиноамериканскими странами. Англия получила разрешение властей многих американских стран построить церкви, первоначально католические, и затем храмы и других вероисповеданий. И.Р.Григулевич пишет об истоках протестантизма на латиноамериканском континенте: "Согласно этим договорам возникли первые английские церковные общины в 1819 году в Рио-де-Жанейро, в 1829 г. в Буэнос-Айресе и в 1837 году в Вальпараисо. В 1847 году в Англии было создано английское миссионерское общество для Южной Америки. Вслед за англиканцами в Латинскую Америку начинают проникать квакеры,пресвитериане баптисты,развивает свою бурную деятельность британское библейское 1 См.: Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии.- Маркс К., і общество". Развитие протестантизма в Латинской Америке и его распространение в этом регионе происходит в ХК веке, что связано со вступлением Соединенных Штатов в эпоху империализма. Этот процесс начинается после испано-кубинской североамериканской войны, когда Соединенные Штаты оккупируют Кубу и Пуэрто-Рико в 1898 г. С этого времени множество протестантских миссионеров устремляются на Карибские острова. Куба была одной из тех стран, где проникновение северо--американского империализма сопровождалось прибытием сотен протестантских миссионеров. В нашей стране существовала одна из самых многообещающих протестантских церквей Латинской Америки,которая имела около 150 000 последователей из общего количества верующих (633 000) по данным латиноамериканской \ церкви на 1941 г. Североамериканский миссионер определил это следующим образом: "кубинская церковь - одно из самых знаме р нательных деяний нашего поколения". Первая попытка проникновения протестантского христианства в испанскую Америку, особенно на Кубу и в Мексику, была предпринята пуританами, основавшими английскую колонию в Массачусетсе и стремившимися распространить свою веру в 1699г. Эта попытка так и осталась незавершенной. "Двое из наиболее заметных руководителей Самуэль Сэуль и Коттон Мазер организовали кампанию по новообращению в испанских колониях. Был распространен кастильский перевод Биб-лии среди населения". После оккупации Гаваны англичанами в 1761-62 гг. население познакомилось с некатолическими религиозными службами, но они проводились только для английских оккупационных властей, чиновников и солдат. Революция на Гаити привела на берега Кубы сотни бежавших французских колонизаторов. Французы, прибывшие на Кубу в ХУШ и XIX веках были в основном гугенотами. "Общее количество французов, приехавших на Кубу, приблизительно составляет 37 р тысяч". Влияние французских колонизаторов на социально-экономическое развитие Кубы было значительным, однако католики помешали распространению протестантизма. "Приехали на Кубу сотни гаитян, в своем большинстве - гугеноты. Официальная церковь не приняла их". В 1825 г. американское Библейское общество старалось распространить на Кубе Библии. Через секретаря гаванской Епархии была организована продажа Библий. Начиная с этого времени, все учащаются приезды североамериканцев и англичан в Гавану. Среди них были и протестантские пасторы, такие как Реверси-до Аббот из Бостона, в 1862 г. приехал в Гавану Ракель Мур из которому была запрещена религиозная деятельность в Гаване. Консул иША посоветовал Муру не нарушать испанские законы о религии. Впервые открыто совершал отправление протестантских обрядов на Кубе епископальной церкви в Миннесоте Бенхамин Хуйиль .Он проповедовал группе англичан во время своего визита в Гаване в 1871 г. "Первые служения проводились на борту северо-американского корабля в гаванском порту, а остальные - в консульстве Пруссии". Архиепископ Хуйиль просил также разрешить проповедовать некатодическую веру, но просьба эта была отвергнута испанским правительством.В последние десятилетия XIX в. влияние испанского духовенства приостановилось в результате мирного договора, заключенного в Санхоне между восставшими кубинцами и Испанией, начавшихся буржуазных реформ в этой стране и усиления североамериканского влияния. Во время Десятилетней войны против испанского колониализма (1868-1878 гг.) многие кубинцы бежали в США, спасаясь от террора Испании. Многочисленные кубинские поседения появились во Флориде, особенно в Тампе и Сайо-Уэсо. Многие из кубинских эмигрантов обратились в протестантство. Одним из основных центров распространения протестантизма среди кубинцев было многочисленное поселение рабочих табачной фабрике в Сайо Уэсо. Эмигранты в Кайо Уэсо переходили из католической церкви в протестантскую, хотя бы потому, что протестантские церкви давали бесплатное образование. "В то время, как испанские священники во главе с папой молились об уничтожении мятежников с помощью бога и всех свя тых и благословляли иберийские войска,наши пасторы требовали і сотрудничества,ставя большую дилемму перед большим зодчим".

Во время забастовки рабочих табачной фабрики Кайо Уэсо фирмы Сэмдерберг Компани в 1893 г., когда забастовщики выступали против фирмы и испанских штрейхбрехеров,нанятые фирмой в Гаване, пасторы протестантов встали на сторону кубинцев. "Среди кубинцев было много тех, кто воевал с испанцами на полях сражений. Даже протестантские кубинские пасторы организовали р своих приверженцев". Самая значительная протестантская церковь того времени в Кайо Уэсо - Епископольная церковь Сан Хуан. В ней службы проводились на испанском языке и дьяконом был кубинец - Хуан Бау-тиста Васе.Среди наиболее известных креольцев - членов церкви были Карлос Мануэль де Сеспедес у Сеспедес,сын "отца Родины", который был затем алькальдом в Гаване: майор Алехалуро Родри-гес,в дальнейшем начальник сельской полиции; продавец табака Теодора Перес,полковник Фернандо Фигередо Сокаррес и другие, общим числом до Б00 членов. Большое количество прихожан было в методической кубинской миссии,имевшей столько же последователей, сколько их было в Епископольной. Другими протестантскими церквами действовавшими в Кайо Уэсо, были: баптистекая,конгрегационная церковь, Армия спасения, христианская наука. Некоторые протестантские американские церкви,используя мирный договор в Санхоне (договор,заклю-ченный в 1878 г.,согласно которому окончилась 1-я война против Испании) послали на Кубу кубинских эмигрантов из Кайо - -Уэса или американцев того же происхождения для организации первых протестантских конгрегацийЛІедро Дуарта организовал первую епископскую миссию в Матансасе в 1883 г.,к которой была прикреплена школа для бедных.Аурелио Сильва,кубинец по происхождению,но гражданин США, отправлял в 1883 г. протестантские обряды методистов.Альберто Диас,приехавший на Кубу в 1884 г.,организовал первую баптистскую церковь в Гаване в 1885 г. Миссионерская протестантская деятельность велась не только кубинцами. Принимали в этом участие и американцы, такие как Реверендо А.Х.Маккин,впоследствии назначенный представителем библейских академических обществ в Гаване в 1884 г.,Реверендо Ф.Вуд организовал в Сьен-Фуэгосу миссию и баптистскую школу в 1886 г. Заканчивается этот период основанием в 1890 г. в Гаване первой протестантской церкви. В первых протестантских конгрегациях было мало верующих и действовали они в арендованных помещениях.Так,методисты организовали часовню в помещении, облюбованном ими в гостинице Са-ратога в Гаване, а епископальные как первый храм использовали дом № 60 на улице Сан-Хуан-де-Диос в г.Матенсас.Когда в 1895г. кубинцы вновь вышли на поле битвы в борьбе против испанского колониального правительства и война охватила всю страну большинство протестантских пасторов покинули остров и закрыли церкви - ни один пастор не примкнул к восставшим. Трудно определить хронологию возникновения протестантских сект.Они начали наиболее активную деятельность только с периода господства империализма (1898 г.).К этому времени относится и начало возобновления евангелизма. С начала века, с созданием зависимой республики и началом

Протестантские организации

На Кубе имеется 4-6 протестантских организаций.Протестантские организации называют себя здесь не сектами, а церковью. Внутри протестантизма не очень легко сделать разделение между церковью и сектой,хотя основание для их разделения существует. Церковь включает самые важные протестантские группы по времени образования,организации и дисциплине. Секты - это группы,которые отделились от церкви и считают, что только они правильно толкуют Библию. Термин "секта" происходит от латинского слова "secare урезать;, однако Кривельи считает, что этот термин происходит от слова " sequi " следовать). Объем этого понятия составляют не обособившиеся от церкви группы верующих, а группы, которые по воле одного человека выбрали и исповедуют свою религиозную доктрину. Советские исследователи при классификации тенденций внутри протестантизма учитывали в первую очередь те, которые сформировались в начале ХУ1 века, а потом анализировали особенности тендеций более позднего периода, так называемый "поздний протестантизм". В диссертации мы взяли именно эту классификацию, с учетом особенностей Кубы. Мы опирались на традиционный кубинский протестантизм, в который входят две группы церквей: к первой группееотносятся церкви, возникшие в ХУ1 веке. Сейчас на Кубе существуют просвитерианская реформистская церковь и епископальная церковь. Ко второй группе относятся церкви,которые являются ответвлением первом группы как следствие экономических,политических и социальных связей ХУП-ХУШ веков и основы ваются на религиозных доктринах, образовавшихся в результате взаимных влияний,которым были подвержены течения протестантизма. Существуют различные баптистские секты: Баптистская конвенция Западной Кубы, Баптистская конвенция Восточной Кубы, Конвенция независимых баптистов, Баптистская церковь Голгофы и небольшая баптистская группа Гуантикоме. Кроме этих течений действуют "Методические церкви на Кубе" и "Квакерские друзья".Эти протестантские церкви,появившиеся на Кубе раньше других, имеют сейчас 51 % церквей и 37 % пасторов. После этих групп традиционного протестантизма следует указать на группу сект, которая появилась в США в XIX веке и известна на Кубе как апокалиптическая, поскольку проповедует и предсказывает "конец мира". Внутри этой группы сект в нашей стране имеются: "адвентисты Седьмого дня", "свидетели Иеговы", , "евангельская группа Гедеона".Среди этих групп больше всего последователей "Свидетелей Иеговы". После этих сект известны пятидеоятнические секты и "святые церкви". Разница между ними состоит в том, что первые верят в"дар языков", а вторые отрицают эту догму. Но те и другие солидарны в том, что "святой дух, нисходя на человека, исцеляет болезни и приносит человеку счастье". На Кубе существуют следующие пятидеоятнические церкви: пятидесятническая Евангелическая церковь, Христианская пяти-десятническая церковь, пятидесятническая церковь "Совет мира", Святая пятидесятническая церковь, пятидесятническая евангелическая церковь "Новые известия",конгрегационная пятидесятническая церковь. Кроме пере численных,существует другая группа,которая хотя и не носит название пятидесятнической,но относится к их разряду: "Церковь Бога", "Церковь Бога пророчества","Церковь четырехстороннего Евангелия". Кроме двух течений,существует третье, состоящее из святых церквей: Евангелическая назоре-евская церковь, церковь "Открытие Библии", Первая национальная церковь Бога. В стране есть секты,не поддающиеся классификации, например, церковь Христа, "Свободная евангелическая церковь", церковь "Христианская наука". Эта группа является достаточно большой, включает 23 протестантские организации из 46 , имеющихся на Кубе.Но влияние этой группы внутри кубинского протестантизма незначительно. Евангелическая секта, имеющая определенное влияние и входит в эту группу (это "Евангелическая церковь "Новые сос-ны")располагает 73 храмами,65 пасторами в девяти провинциях. Остальные секты маленькие,у которых количество храмов и пасторов колеблется от нескольких до одного. Примером является евангелическая церковь Ведела,в ведении которой 5 храмов и 12 священников только в провинции Матанса, и церковь "Сина-инская гора" в провинции Ольгин - 1 храм и один священник. Эти церкви были созданы в период с 50 годов нашего века до первых лет 60-х годов. При классификации сект нужно учитывать их организацию и управление. К.Кривельи в книге "Протестантское руководство в Латинской Америке" указывает на три системы организации,которые являются общими для всех сект.Так,среди епископальных групп общее руководство осуществляется советом епископов, а среди пресвитерианских - Советом или Синодом, для конгрессионалистов же высшее руководство находится в руках местной церкви. Эти системы взаимосвязаны,хотя всегда отмечается приоритет одной организации над другой.На Кубе высший орган руководства для всех церквей - пресвитерианская церковь.Однако баптисты подчинены конгрессионалистской системе, а епископальная - имеет свои системы. Влияние протестантизма неодинаково во всех провинциях. Наибольшим влиянием протестантизм обладает в таких провинциях,как Гавана (19,2 /о от общего числа населения, 31 % - от пасторов), Вилья Клара (7,8 % от общего числа населения и 12,2 % от пасторов), Ольгин (9,3 % от общего числа населения и 12,1 - от пасторов). Кроме того,в перечисленных провинциях имеется большое число религиозных протестантских сект: в Гаване - 28, Вилье Клара - 17, Ольгин - 17. Провинции с наименьшим влиянием протестантизма: Тинас (4-Д % от общего числа населения, 1,8 % - от пасторов) и Санкти Спиритус (4,1 % от общего населения, 1,9 % от пасторов). В 1941 г. образовался Евангельский совет, куда входили следующие церкви: епископальная, методическая, просвитери-анская, квакары, армия спасения, восточные и свободные баптисты, евангелическая церковь "Новые сосны", пятидесятничес-кая церковь(евангелическая). Внешние отношения этого органа осуществляются Комитетом сотрудничества со странами Латинской Америки.который занимается экономическими делами. После победы Революции и принятия новых революционных законов руководство совета выступило против революционных преобразований в стране (особенно, когда в 196 1 г. было сделано заявление о социалистическом характере Революции). В этом же году Совет вступил в ряды Международной экумени ческой церкви.Многие руководители этого Совета, уехавшие за границу, пытались создать там свой Консилиум, чтобы бороться против Революции на Кубе. После того, как страну покинули самые отъявленные контрреволюционные элементы, начались первые серьезные преобразования внутри религиозных протестантских организаций: теперь прежний Совет назывался "Советом кубинской евангелической церкви",который под руководством Международного совета церквей стал проводить более реалистическую политику в отношении Революции в стране (как на Кубе,так и за рубежом) . С 1972 г. начали происходить изменения в политике Евангелического совета, который в принимаемых им документах разоблачал происки империализма.Появились подписанные Советом документы,подчеркивающие солидарность с народами Пуэрто Рико, Панаш, документы,содержащие призывы к борьбе против расизма и даже о поддержке Первого съезда Компартии Кубы. С созданием Евангелического совета экуменическое руководство кубинскими церквями очистилось от контрреволюционных элементов, что, в частности, выразилось в отделении Восточных баптистских групп. Положительное направление,выработанное Советом Евангелической церкви, заставило покинуть организацию такие церкви, как "Новые сосны", "Евангельская пятидесятни-ческая церковь". В то же время, некоторые церкви вступили в этот Совет. Новая прогрессивная ориентация послужила основой создания Экуменического совета Кубы в 1977 году, который принял Революцию кубинского народа, выступил в ее поддержку, за лояльность в отношениях с новым народным правительством, с социалистической Родиной.Экуменический совет включает 13 религиозных

Протестантизм и Кубинская революция

По своей консервативной сущности протестантизм на Кубе всегда был против социальных преобразований в стране. Его зависимость от Соединенных Штатов в огромной степени определяла внутреннюю жизнь этих организаций, держала их в стороне от национального движения,от борьбы кубинского народа против империализма.

В годы диктатуры Батисты, когда кубинские трудящиеся восстали против тирании этого национального предателя и его клики, революционное освободительное движение возглавили патриотические организации "26 июля" во главе с Фиделем Кастро. Вооруженное восстание победило, ненавистный режим Батисты канул в прошлое. Куба стала государством социалистической ориентации.Сейчас народ строит социалистическое общество,несмотря на постоянные угрозы извне. В строительстве социализма на Кубе существенную помощь оказывают братские страны СЭВ и,прежде всего, Советский Союз,советский народ и его партия.

В годы подготовки и развертывания Социалистической революции на Кубе очень немногие члены протестантских организаций участвовали в поддержке национально-освободительного движения кубинского нар ода.Лишь некоторые помогали революционному комитету (деньгами,медикаментами и пр.).Данный параграф будет посвящен анализу деятельности протестантских сект в условиях Социалистической революции на Кубе.

Сейчас североамериканские протестанты часто утверждают,что по отношению к Революции были нейтральны. Однако секты адвен тистов "Седьмого дня" и "Свидетелей Иеговы", как выясняется, поддерживали дружеские отношения с кликой Батисты. В газете "Эксельсиор" от 22 декабря 1955 года сообщается, например,о поездке диктатора Батисты и его министра просвещения в провинцию Пинар дель Рио,где их торжественно встречал директор (и учащиеся) адвентистской школы "Лус де Оксидентэ" ("Свет Запада"). В честь прибывших пелись религиозные гимны.

А вот еще одно сообщение.24 сентября 1956 г. на открытии адвентистской церкви присутствовал мер района Марианао. Эта же секта организовала отряд юнкеров-врачей (которым командовал Красный крест) для оказания помощи армии Батисты. "Этот отряд служил также США и доминиканскому тирану Рафаэлю Леонидасу Трухильо, имея своей целью оказание медицинской помощи где бы то ни было".

Особенно тесными были отношения с тиранией секты "Свидетели Иеговы". Затушевывая этот факт, баптистские газеты распространяли слухи о "преследованиях""свидетелей Иеговы" в социалистических странах. Так, газета "Восэро оксиден-таль" ("Голос Запада") от 20 апреля 1957 г. поместила статью о "п- реследованиях коммунистами "свидетелей Иеговы" за железным занавесом".2

На Кубе, где при батистовском терроре не существовало прав на собрания, руководству этих сект созывать собрания было разрешено. Существуют факты, которые подтверждают поддержку тирании сектами и благосклонное отношение к ним Ба тисты. "С 20 по 25 ноября 1958 г. во время битвы над Гисой,в дни террора, на старом велодроме района Марианао свидетели

Иеговы проводили собрание в районе № 2, где присутствовало бо 1 лее 5 тысяч человек".Тирания Батисты официально признавала секту "Свидетели Иеговы" как религию. Раньше ни одно из правительств не решалось официально зарегистрировать секту,содержание доктрины которой противоречило республиканской Конституции. Секта всегда присваивала себе прерогативу быть религией, хотя зарегистрирована была как ассоциация. Следовательно, официальная регистрация была возможна, ибо вполне отвечала политическим требованиям и целям диктатуры Батисты.

В то время, как кубинский народ боролся против своих угнетателей, секта проповедовала смирение перед ними, призывала к непротивлению злу насилием. Известно, что повстанческая революционная армия пополнялась из крестьянской бедноты, из деревень, контролируемых партизанами. Одновременно здесь, в деревнях вели свою тлетворную пропаганду "свидетели Иеговы", нанося вред Революции своими у миротворчими проповедями.

Следует подчеркнуть, что реакционность секты "Свидетели Иеговы" известна и в международном масштабе, в частности она проявилась в деятельности этой секты в фашистской Германии. Об этом свидетельствуют официальные документы, найденные в архивах Германской Демократической республики.2

В начале 1959 г. трудящиеся протестанты с радостью встре тирании, начинался демократичес-ческий этап в социально-политическом развитии страны. Многие протестанты предполагали, что в латиноамериканской стране,где влияние североамериканского империализма было очень сильным, всеже могла бы свершиться Социалистическая революция. Часто отношение протестантов к кубинской революции зависело от их классовой принадлежности. По мере развертывания социалистического характера революции выяснялось,какое место и позицию в эти суровые для Родины дни займет тот или иной член секты. Естественно, что протестантская буржуазия резко выступила против демократической республики.1 января 1959 года, когда Кубинская революция победила, большая часть протестантских церквей заявили о поддержке Рево-люции. Меры, принятые победившим пролетариатом и ее партией против выпадов наиболее реакционной части протестантских орга- низаций, были явно им не по-душе, они затрагивали интересы как национальной буржуазии, так и североамериканских межнациональных корпораций» Этим пользовался североамериканский империализм,который усилил свое влияние на религиозные организации в нашей стране. Протестантское же руководство на Кубе, хотя иногда и поговаривало в былые времена о "нейтральности", теперь, подстрекаемое американскими покровителями, оказалось в стане злейших врагов Революции. "Миссионеры утверждали, что в 50-е годы они не имели ни ответственности,ниполитических конфликтах, но после событий 1959 года стали оказывать активное сопротивление го-сударственным властям" .

Такое отношение главарей протестантизма на Кубе к Рево-лиции не было неожиданностью.Многие руководители сект были североамериканцами,большое их количество, по национальности кубинцы, оказалось связано с североамериканской буржуазией.

Начало конрреволюционных действий протестантского лагеря исходило от церквей, составляющих традиционный протестантизм. Просвитврпанская, методическая и епископальная церкви с целью помешать революционным преобразованиям в стране организовали вывоз из Кубы своих пасторов, издавали свои постановления о "церковном молчании" (как это делала,например католическая церковь), позже они осуществляли эмиграцию и своих прихожан. К этим действиям причастны и другие церкви.Многие из них вели контрреволюционную пропаганду о религиозных преследованиях якобы на Кубе и т.д. Особенно преуспевали в агрессивных выпадах против Революции западные баптисты. Одновременно к выступлениям против Революции начала свои действия и католическая церковь.

Действия "мнимых христиан", прикрывающихся религией, предающих свой народ, разоблачала Коммунистическая партия Кубы. Фидель Кастро тогда заявил в одном из своих выступлений: "Если бы они были христианами, то не жили бы в роскоши и изобилии среди бедноты и нищеты миллионов людей. Если бы они были христианами, то сейчас поддерживали бы революционные законы" .