Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Принцип марксистско-ленинской классификации основных типов времени 14
CLASS Раздел II. Социально-жториїеское содержание понятия "социальное время" 3 CLASS 6
Раздел III. Спецшика социального времени как формы развития револщионного процесса 69
Раздел IV. Диалектика взаимосвязи социального времени и револщионного процесса 102
CLASS Раздел V. Понятие "социальная одновременность" как выражение методологической функции категории "социальное время" 12 CLASS 6
Заключение . 150
Список основной использованной литературы 154
- Принцип марксистско-ленинской классификации основных типов времени
- Социально-жториїеское содержание понятия "социальное время"
- Спецшика социального времени как формы развития револщионного процесса
- Диалектика взаимосвязи социального времени и револщионного процесса
Введение к работе
В документах КПСС исследование диалектики общественного развития, в особенности диалектики современной эпохи, выдвигается как одна из основных теоретических задач, имеющих огромное практическое значение. "Марксистско-ленинская партия, - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, - не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлении жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории"1. Это полностью относится к марксистско-ленинской теории социалистической революции, практики современного мирового революционного процесса, результатам совместной борьбы "за мирное будущее и прогресс человечества", в которой "мы идем рука
об руку с миллионами братьев по классу, с многочисленными отряда-
р ми мирового коммунистического и рабочего движения .
Переход от капитализма к социализму, борьба двух противоположных общественных систем, социалистические и национально-освободительные революции, крушение империализма - актуализировали исследования методологических проблем революционного процесса, дальнейшую разработку необходимого для этого категориально-понятийного аппарата, сопряженную с углублением знаний о методологическом значении категорий исторического материализма, познанием законов развития и функционирования общества.
Общественное развитие понимается как естественно-историческое, объективное движение, осуществляющееся по своим законам. На-
Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М. : Политиздат, 1981, с. 77.
Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У .Черненко. -Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.- М. : Политиздат, 1984, с. 20.
_ 4 -иболее существенные события этого процесса развития происходят в революционные эпохи.
К.Маркс называл социальные революции "локомотивами истории", приводящими в движение общественные силы, а значит изменяющими привычные, сложившиеся, традиционные общественные отношения. На этом же акцентирует внимание В.И.Ленин, указывая, что один день революции равняется двадцати годам спокойной, спящей жизни .
Всю мировую историю можно представить как процесс возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций. Процесс гибели старой и возникновения новой общественно-экономической формации - это период революции, который отражается, в частности, в содержании таких категорий, как "революционный процесс", "социальная революция", "революционная эпоха", "революционный скачок" и др., важнейшим аспектом понимания процессуальности которых являются понятия "социальное время", "революционное время", "социальная одновременность", выполняющие методологическую функцию в исследовании сущности современного мирового революционного процесса.
Применение категории "социальное время" к анализу революционного процесса позволяет глубже понять диалектику революционных эпох, "узнавать", определять их начало и длительность, как и начало конкретных революций, предвидеть основные тенденции их развития.
В круг актуальных проблем исследования категории "социальное время" наряду с уже традиционными (поиск объективного основания этой категории, ее отношение к социальному пространству и социальному движению, типологии и структуры как социального време-I. См.: Ленин В.И. Карл Маркс. - Поли.собр.соч., т.26, с.78.
- 5 -ни, так и времени вообще, определение их научного критерия и единиц измерения) в настоящее время входят также проблемы выработки понятийного аппарата для выяснения содержания социального времени и методологической функции этой категории в социальном познании. Проблема времени является предметом острой идейной борьбы марксизма-ленинизма против современной буржуазной идеологии.
В целях стимулирования междисциплинарных исследований времени Международное общество по изучению времени провело ряд конференций, по результатам которых были опубликованы материалы, свидетельствущие о наличии различных подходов к анализу проблем времени, об острой идейно-теоретической борьбе по данному вопросу. Необходимость учитывать особенности этой борьбы в период строительства развитого социализма и требует классовой закалки трудящихся, бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии1. Все это определяет актуальность и важность исследования поставленной проблемы.
Степень научной разработки проблемы. В последние годы в философской и социально-политической литературе разрабатывались различные аспекты революционного процесса, исследовались вопросы ме-тодолоии дознания революционных движений2.
См.: Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 68.
Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции (Некоторые вопросы теории). - М.: Политиздат, 1974; Водолазов Г.Г. Диалектика и революция (Методологические проблемы социальной революции). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975; Зародов К. И. Ленинизм и современные проблемы перехода от капита-
Различные аспекты проблем времени, и особенно социального времени, исследуются в специальных трудах или в связи с другими темами, а также при анализе других категорий диалектики .
лизма к социализму. - М.: Мысль, 1981; Ковалев A.M. Содержание и закономерности мирового революционного процесса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974; Красин Ю.А. Революционный процесс современности: Теоретические очерки. - М.: Политиздат, 1981; Плимак Е.Г. Революционный процесс и революционное сознание. -М.: Политиздат, 1983; Проблемы мирового революционного процесса: Вып. I. - М. : Мысль, 1981; Проблемы мирового революционного процесса: Вып. П. - М. : Мысль, 1982; Революционный процесс: общее и особенное. - М.: Мысль, 1981; Селезнев A.M. Социальная революция (Методологические проблемы). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, и многие другие. I. Артемов В.А., Балыкова Н.А., Калугина З.И. Время населения города: планирование и использование. - Новосибирск: Наука,1982; Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философ, истолкование,- М.: Мысль, 1966; Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. - М.: Мысль, 1982, его же: Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982; Ели-зарьев Э.А. Время общества. (Филос. и соц.-экон.аспект). - Новосибирск: Наука, 1969; Зборский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. - Свердловск: Свердл. юрид. ин-т,1974; Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий "время" и "пространство". - Киев: Наукова думка, 1978; Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. - Л.: Наука, 1969; Яковлев В.П. Социальное время. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1980 и др.
- 7 -Отмеченные достижения в анализе революционного процесса, как представляется, не исчерпывают в полной мере решение проблемы социально-временного анализа революционного процесса. Работ, в которых категория "социальное время" анализировалась бы через призму методологической функции исследования сущности революционного процесса, по существу, нет. Недостаточно исследованы вопросы о месте категории "социальное время" в типологии времени, о социально-временном аспекте революционного процесса, о социальной одновременности как сущностной характеристике социального времени и т.д.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы определить методологическую функцию категории "социальное время" в исследовании сущности революционного процесса и наметить пути дальнейшего социально-временного анализа исторического процесса.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие основные задачи:
предпринята попытка выделить принцип классификации основных типов времени и дать его содержательный анализ. В качестве такого принципа рассматривается диалектика категорий "содержание" и "форма", на основе которого дана классификация основных типов времени - физического, биологического, социального;
в соответствии с указанным принципом проанализированы основные свойства социального времени как формы существования социального движения;
особое внимание уделяется рассмотрению такого вида социального движения как революционная деятельность и временная форма ее проявления;
анализируется специфика революционного времени как форма, обусловленная содержанием революционного процесса, через иссле-
_ 8 -дование обратного воздействия социального времени на ход революционного процесса, что дает возможность охарактеризовать его методологическую функцию через понятие "социальная одновременность".
Методологической основой диссертационного исследования являются основополагающие идеи классиков марксизма-ленинизма о специфике категорий "время" и "пространство" как формах существования материи, положения о всеобщности категорий пространства и времени, значимости времени для жизнедеятельности человека и общества.
Фундаментальную роль играет положение диалектического и исторического материализма, согласно которому реальной основой становления и развития категорий диалектики являются предметно-практическая, революционно-преобразующая деятельность классов, партий, других социальных групп и отдельного человека, а категории пространства и времени являются атрибутами материи и формами познавательной и революционно-преобразующей деятельности людей, что дает методологическое основание для анализа категории "социальное время" в контексте революционного процесса.
В своем исследовании автор опирался на документы КПСС и Советского правительства, труды руководителей партии и Советского государства, работы советских и зарубежных философов-марксистов, посвященные проблематике социального времени и мирового революционного процесса. В качестве фактического материала для осмысления поставленных общих задач использованы данные специальных областей знания (таких, как история КПСС, история международного коммунистического и рабочего движения, политическая экономия, социология и некоторых др.).
- 9 -Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть сформулированы в виде основных положений, выносимых на защиту:
1. Необходимость анализа фактора времени в исследованиях
объективной реальности обуславливает введение в научный обиход
параметра времени исследуемой предметной области. Операция выде
ления новой разновидности времени зачастую сводится к тому, что
термин "время" соединяется с названием изучаемой предметной об
ласти. Таким образом объективно возникает проблема классификации
основных типов времени.
Диалектико-материалистическая разработка проблемы классификации типов времени связана прежде всего с выделением объективного основания, фундаментального принципа ее построения. Диалектическая взаимосвязь категорий "содержание и форма" рассматривается автором в плане интегрального принципа классификации основных типов времени, что позволяет выделить три основных таких типа: физическое, биологическое и социальное, каждый из которых как определенная форма соответствует своему содержанию - тому или иному структурному уровню материи.
2. Способом существования социально организованной материи
выступает общественная практика. Предметно-преобразущая деятель
ность всегда носит сознательный, целенаправленный характер, свя
занный с удовлетворением потребностей субъекта. Именно на этот
атрибут общественной практики - необходимо присущую каждому ее
акту социальную значимость - обращается внимание при определении
сущности социального времени.
Человеческая деятельность существует лишь в общественно-значимой форме, в форме деятельности по удовлетворению той или иной
- 10 -потребности. В самом общем виде социальное время выражает последовательность изменений социальной значимости материальной и духовной деятельности.
Наиболее значимым видом социального движения выступает революционная деятельность. Формой ее проявления является революционное время, задающее социально-временной масштаб рождающейся общественно-экономической формации. Социальное время оказывает и обратное влияние на определяющее его социальное движение. Специфика такого воздействия определяется направленностью изменений социального влияния, значимости того или иного вида общественно-исторической практики и ее последствий для объективного процесса социального развития, конкретным моментом которого выступает данная практическая деятельность. Социальная значимость любого преобразования (и его последствий), вызванного практической деятельностью, не является нейтральной, она всегда предстает со знаком "плюс" или "минус", способствуя или препятствуя ходу истории. Направленность изменений социальной значимости конкретного вида практической деятельности обусловлена в классовом обществе прежде всего классовой позицией субъекта деятельности,
Для любой формы общественной практики неизбежно воспроизведение известных процессов, явлений, событий в новых конкретно-исторических условиях. На определенном этапе развития у субъекта с необходимостью возникает потребность в сознательном регулировании, управлении воспроизведением объектов, а значит и в его всестороннем осмыслении, выработке понятий, характеризующих специфические свойства воспроизводства. Теоретическим выражением одного из аспектов указанной потребности выступает проблема социаль-
- II -
ной одновременности объектов, событий, явлений. Социальная одновременность - необходимый момент, атрибут общественного воспроизводства. События являются социально одновременными, если определяющие их конкретные виды деятельности, протекающие в различных условиях, качественно тождественны, направлены на удовлетворение одной и той же общественной потребности. Осознание феномена социальной одновременности позволяет облегчить не только предвидение общих черт, закономерностей будущего события, однопорядкового с данным социальным событием, но и реальное созидание, воспроизведение основных черт этого события.
В рамках разработанной целостной концепции в диссертации получены результаты, относящиеся к элементам научной новизны:
предпринята попытка обоснования принципа классификации основных типов времени через диалектику категорий "содержание" и "форма", что способствовало рассмотрению соотношения основных типов времени;
уточняется представление о сущности социального старения человека, прослеживается классовый характер данного явления;
рассматриваются сущностные свойства социального времени и его значение для определения начала революции, механизмов ее функционирования в условиях современного революционного процесса через понятие "революционное время", "социальная одновременность";
определено место категории "социальное время" в диалектико-материалистическом понимании истории посредством анализа революционного процесса;
осуществлена экспликация категориального аппарата социального времени, в частности, места категорий "скачок", "революционное время", "цель - средства - результат", в системе его элементов.
- 12 -Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы:
в целенаправленной деятельности партийных, государственных и общественных организаций в процессе формирования диалекти-ко-материалистического мировоззрения трудящихся;
при исследовании марксистско-ленинской теории исторического процесса;
при чтении лекций и проведении семинарских занятий по диалектическому и историческому материализму, научному коммунизму в вузе, в вечерних университетах марксизма-ленинизма;
для подготовки спецкурса и спецсеминаров по истории, теории и практике современного мирового революционного процесса;
для критики современных буржуазных фальсификаторов революционного процесса.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на методологических семинарах кафедры философии гуманитарных факультетов КГУ, излагались на республиканских научных конференциях: "фпшство мировоззренческой и методологической функции марксистско-ленинской философии" (Киев, 1980) и "Усиление марксистско-ленинской направленности учебного процесса в высшей школе" (Киев, 1982). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре философии гуманитарных::: факультетов Киевского госуниверситета им. Т.Г.Шевченко. Результаты проведенных исследований нашли отражение в трех статьях, тезисах и методических разработках по курсу исторического
- ІЗ -
материализма.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка основной использованной литературы.
Принцип марксистско-ленинской классификации основных типов времени
Философское осмысление объективного мира предполагает рассмотрение общих характеристик времени. Философская постановка и разработка проблемы времени приобретает особую остроту на тех ступенях движения общественного бытия, когда изменение его основного противоречия достигает уровня кульминационного пункта борьбы нового и старого, прогрессивного и реакционного в общественном развитии.
Современная эпоха как раз и представляет собой период перехода от капитализма к социализму, протекающего в его зрелых, развитых формах. Критерием этого состояния выступает мера развития новой, коммунистической общественно-экономической формации, достижение ею этапа развитого социализма. С другой стороны, углубляется кризис противоположной социализму капиталистической системы. И, наконец, на весь этот сложный противоречивый переходный процесс мощное стимулирующее воздействие оказывает современная научно-техническая революция.
Поиски конкретных путей разрешения основного противоречия современной эпохи выдвигают в качестве одной из фундаментальных философскую проблему времени, ибо время принадлежит к неотъемлемым свойствам революционно-практической деятельности, в которой осуществляется разрешение указанного противоречия. Следовательно, современная эпоха социалистических революций - высшего вида предметно-преобразующей деятельности - со всей очевидностью актуализирует необходимость разработки проблемы времени как пространства человеческого развития.
В нашей социально-философской литературе под "временем" понимается философская категория, отражающая основные формы существования материи, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в природе, обществе и мышлении человека. Время не существует само по себе вне материальных изменений, протекающих объективно, независимо от сознания. Точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему1.
Категория "время" как форма постижения объективной действительности, которая вырабатывается на основе общественно-исторической практики, обогащаясь ее содержанием, изменяется в соответствии с изменениями способов человеческого бытия и развитием познания.
Все более усиливающийся научный интерес к анализу и разработке проблемы времени выступает, таким образом, явлением вполне закономерным. Необходимость учитывать фактор времени приводит ученых из различных конкретных сфер научного познания к попыткам ввести в научный обихс-д параметр времени, сообразный данной исследуемой предметной области. При этом операция выделения новой разновидности времени зачастую сводится к тому, что термин "время" соединяется с названием изучаемой предметной области2, а затем характеризуется теми или иными специфическими особенностями. Именно так были сформулированы понятия квантово-механического, физиологического, психологического, политэкономического, исторического, литературоведческого времени и т.д. Другими словами, в самом конкретно-научном познании происходит объективное расчленение времени, выделение тех или иных не связанных друг с другом его типов, что ставит на повестку дня вопрос о разработке их классификации.
Своеобразное отражение данная познавательная ситуация нашла в философии. Очевидно, человеческое бытие тоже имеет время, и поэтому история не в меньшей мере, чем физика, является наукой о времени (Д.В.Копнин). Следует говорить о времени социально-исторического бытия, выделяя в нем объективно-реальные и субъективно-категориальные моменты (А.Н.Лой). Социальное время включает в себя время индивида, время поколения и время истории (В.П.Яковлев). Можно различать время историческое, социальное и индивидуального человеческого бытия (Н.Н.Трубников). Большое значение имеет исследование соотношения биологических, физических ритмов с социальными временными ритмами (В.Н.Ярская) и т.д.
Диалектико-материалистическая разработка проблемы классификации типов времени связана прежде всего с выделением объективного основания, фундаментального принципа ее построения. Однако, несмотря на множество истолкований и пониманий времени, особенно социального, вопрос о принципе классификации основных его типов разработан, на наш взгляд, недостаточно. Одним из наиболее удачных представляется подход, предложенный для решения проблемы типологии времени М.С.Каганом. Исходным пунктом для установ-ктического материализма в редакции журнала "Вопросы философии". - Вопр. философии, 1982, $ 6, с. 22). -ления основания полимодальной трактовки времени, считает М.С.Каган, "ДОЛЕНО быть различение двух основных аспектов философского рассмотрения времени: бытийного и отраженного в культуре, в общественном ж индивидуальном сознании"1. Указывая на то, что "время есть прежде всего форма движения материи природной и социальной", и что "оно является одним из существеннейших фактов культуры и духовной жизни индивидуума, столь существенным, что в этих плоскостях его рассмотрения оно... выступает в качестве отличного от пространства, самостоятельного параметра духовной жиз-ни общества и личности" , он предлагает классифицировать типологию времени исходя из "принципа дифференциации объективно-реаль q ного времени и времени идеального, то есть отраженного..." Вряд ли следует брать под сомнение правомерность дифференциации времени на основе указанного принципа.
Социально-жториїеское содержание понятия "социальное время"
Определив принцип классификации основных типов времени, подробнее остановимся на понятии "социальное время", снимающем предшествующие основные типы времени: физическое и биологическое в их взаимосвязи.
Исторически первые попытки исследования времени в его общественно-историческом понимании были предприняты, начиная с эпохи Возрождения при осмыслении таких явлений общественного развития, как общественный прогресс, его линейность, цикличность, повторяемость в истории. Однако, специально вопрос о социальном времени не ставился в это время. В качестве самостоятельной проблемы общественно-экономический смысл времени впервые ставится и применяется для решения вопросов, поставленных человечеством в середине XIX столетия Карлом Марксом при анализе буржуазного общества. . ... Человеческая деятельность существует лишь в общественно значимой форме, в форме удовлетворения той или иной субъективной потребности. Данная (общественно значимая) форма деятельности детерминирована в конечном итоге преобразованием субъектом явлений объективного мира, а следовательно, самого себя и потому качественно- и количественно неоднородна. В.самом общем виде социальное время выражает последовательность, длительность. "РИТМ. темп изменений социальной значимости материальной и духовной деятельности.
В круг актуальных проблем по исследованию категории "соци альное время" и формированию его понятия (соотношение понятий "социальное пространство", "социальное время" и "социальное дви жение"; вопрос о направленности социального времени; типологии -времени и социального времени; ее критериях, единицах измерения социального времени, его основных свойствах и структуре; методологической роли в социальном познании и др.) входит проблема реальности , а точнее, проблема поиска объективного основания социального времени.
Теоретические поиски решения проблемы реальности социального времени в современной марксистской литературе ведутся в различных направлениях. Одним из них является содержательный анализ данного понятия.
Термин "социальное время" вошел в научный оборот сравнительно недавно, в 60-70-е годы. Его необходимость вначале была в общем виде обоснована чисто логическими доводами: связью пространства и.времени с материей, обусловленностью многообразия пространственно-временных форм соподчиненностью, иерархией форм и уровней материального движения2.
. В качестве основания данных логических доказательств (См. работы: Урманцева.Ю.А., Трусова Ю.ЇЇ., Хасанова И.А., Копнина ЇЇ.В.,.Жарова A.M., Мостепаненко A.M., Сафронова И.А., Смирнова Н.С.), осознано или неосознано, берется принцип диалектики категорий "содержание и форма", результативность которого доказывается не только введением термина "социальное время" в его философском понимании, но и классификацией основных типов времени. Данный принцип применим также для анализа содержания самого понятия социального времени, выполняющего при этом методологическую функцию. . .
Отличительным признаком данной точки зрения является то, что все авторы исходят из качественной разнородности форм движения материи. При этом следует отметить, что качественная разнородность форм движущейся материи по крайней мере двояка. Во-первых, она выражает собой существование различных качественных состояний материи, а во-вторых, свидетельствует о постоянном изменении качественных состояний материи. Вторая сторона качественной разнородности форм движущейся материи обусловлена многокачественностью форм движения материи внутри основных форм (неорганической, органической и социальной). Так, в области неорганической формы движения материи наблюдаются не только такие качественно различные формы движения материи, как механическая, физическая и химическая, но и ядерные превращения, атомные процессы и т.д. В социальной форме движения материи также наблкщаются качественно различные ступени от первобытнообщинного строя до коммунистического общества,, многообразие качественно различных явлений от процесса производства до. сложнейших духовных образований.
Диалектический материализм в оценке времени исходит из того, что оно является формой бытия материи, присущей всем процессам и явлениям.
Время, как и пространство,.- это свойство, отношение материальных образований и структур. Оно "суть живое бытие", количество, мера, форма движения, условие и результат взаимодействия материальных систем. Время является вместе с тем субъективной формой,., в которой "схвачено" "вне и независимо от человека" находящееся бытийное содержание. Временные связи во внешней действительности, прототипы временных отношений, которые неналичны сами по себе в "чистом виде", вне вещей, предметов объективной реальности. Существуют лишь обладающие ими вещи и вещные отношения.
-Как известно, попытки созерцать "чистое время" Ф.Энгельс высмеивает как "детскую забаву" . Время, являясь коренной формой всякого бытия, отношением взаимодействующих материальных образований, в силу своей причастности в качестве неотъемлемой формы, условия и результата к различным сферам и организациям бытийного содержания, проявляется, в зависимости от принадлежности к той или иной области бытия, своеобразно и специфично. Между формами движения материи существует вертикальная субординация: от низшего к высшему, от простого к сложному. Поэтому и между -соответствующими типами времени существует подобная же связь, отражающая субординацию форм движения материи. На каждой новой более высокой ступени временные корреляты и соотношения становятся все богаче, конкретнее, многообразнее. В наиболее полном, развернутом и многогранном проявлении время, таким образом, обнаруживается на ступени социального движения материи - самой высокоорганизованной, в известном смысле реализовавшей свои внутренние потенции материи, обретшей состояние "для-себя-бытдя", т.е. пришедшей к собственному осознанию, к отношению к себе.
Спецшика социального времени как формы развития револщионного процесса
Одной из главных особенностей современной эпохи является значительное ускорение темпа общественной жизни, ее интенсивности и "насыщенности". Скачки, конфликты, катастрофичность, импульсивность, исключительная полиритмия мирового процесса отражаются на его характере. Кризис мирового империализма, успехи стран социализма и развертывание национально-освободительного движения, социальные революции, революции в производительных силах, науке, культуре и образовании, в быту и т.п. резко увеличивают актуальность дальнейшего анализа социального скачка, его внутренних за т кономерностейт
Важнейшие характеристики общественного развития - преемственность и сохраняемость культуры, выбор целей и возможностей, переосмысливание прошлого, формирование мировосприятия, переживание целостности исторического процесса и т.д. - реализуются через механизмы социального диалектического отрицания и скачка. Именно здесь особенно эффективно развертываются возможности и характеристики свободы субъекта той или иной эпохи. Поэтому проблема скачка тесно связана с задачами повышения эффективности научного управления социалистическим обществом, с мобилизацией дополнительных средств и возможностей усиления идеологической, идейно-воспитательной работы, борьбы с идеологическим противником.
Зачастую при исследовании революционного процесса многие I. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. буржуазные исследователи повторяют ошибки домарксовской социологии и историографии, поэтому несмотря на отдельные успехи они не дают целостного представления об обществе в его революционные периоды. "Домарксовская "социология" и историография, - отмечает В.И.Ленин, - в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса .
Осмысление понятия "социальное время" через призму революционных процессов и общественного развития в целом представляет возможность увидеть эти процессы в их целостности, обнаружить закономерности, по которым они протекают и на этой основе сознательно управлять этими процессами.
Социальное время рождается в сфере общественного бытия -материальной жизни общества, сущностью которого являются производственные отношения, - и особым образом отражается общественным сознанием, всей духовной жизнью общества.
Социальное время есть форма существования общественного бытия, которое, в свою очередь, является источником возникающих в сознании людей представлений, идей и т.д. и обуславливает их форму. Однако, это не значит, что общественное сознание только отражает те изменения в общественном бытии, которые безусловно в конечном итоге им детерминированы. Еще Ф.Энгельс отмечал: "Мы делаем нашу историю сами, но... при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую".
Общественное сознание, обладая относительной самостоятельностью, способно оказывать определенные воздействия на общественное бытие. Б революционное время эта способность проявляется особенно ярко, когда осознанные большинством передовые идеи, выражающие взгляды и настроения прогрессивных, революддонных классов и слоев общества, способствуют общественному прогрессу.
Очевидность этого вывода, многократно проверенная практикой, требует, однако, доказательств, поскольку еще существуют воззрения эксплуататорских, отжиших свое социальное время классов, которые могут оказывать тормозящее, контрреволюционное воздействие на общественное развитие.
Так, например, противники марксистской теории подвергают нападкам ее выводы об исторической роли рабочего класса, ставят в упрек марксизму то, что он стремится "рассматривать рабочий класс не в качестве общественных личностей, борющихся за свою самореализацию. Если наука должна быть революционной и руководством к эмансипации, ей следует уделять соответствующее внимание конкретной практике личностей, образу жизни, конфликтам и социальным движениям, заниматься общественным способом человеческого производства, который хотя и определяется объективными структурами, не выводим из них и не "растворён" в них. Словом, она должна быть"теорией практики". В этом качестве марксистская теория до сих пор развита, конечно, слабо" .
Диалектика взаимосвязи социального времени и револщионного процесса
Переход от эволюционного к революционному периоду социального движения характеризуется ускоренным течением социального времени, которое, модифицируях в "революционное время", ускоряет ход исторического процесса. В данный период изменяются ритмичность, длительность, прерывно-непрерывность как сущностные свойства социального времени, способного специфически воздействовать на социальную форму движения материи. Специфика такого воздействия определяется направленностью трансформаций социального времени, в связи с чем изменяется значимость того или иного вида общественно-исторической практики для объективного процесса социального развития.
Если в период эволюционного процесса жизнедеятельность социальных групп, классов, общества в целом осуществляется в пределах выработанных норм, традиций, то в переломные эпохи каждый момент, "точка" социального времени, будучи насыщенными событиями революционного периода, в качественном смысле отражают возможности относительного выбора решающих направлений будущего развития и т.д. Здесь задается качественно новый способ реализации революционного времени. Уплотнение течения социального времени существенно важно по отношению к классам - субъектам революционных событий с точки зрения их практического и духовного опыта. Плотность практических действий ш преобразованию действительности со стороны таких классов сопряжена с максимальной включенностью их сознания в эти действия, в изменяющееся соотношение исторического прошлого и будущего в настоящем, вследствие чего -опыт ведущего революционного класса интенсивно обогащается- . В период, когда "жизнь становится необыкновенно богата", по замечанию В.И.Ленина, "революция дает всему народу в короткое время самые содержательные и ценные уроки... За время революции миллионы и десятки миллионов людей учатся в каждую неделю большему, чем в о год обычной, сонной ЖИЗНИ .
Поскольку классы (по определению В.И.Ленина, - "большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают" ) являются также главными движущими силами современного общественного развития, носителями определенных общественных отношений, то логично предположить, что и социальное время, создаваемое ими, модифицируется соответственно с вышеупомянутыми различиями. Следовательно, можно различать специфическую модификацию социального времени с пролетарским, буржуазным, крестьянским и т.д. его социально-классовым содержанием, а также их социально-временные аналогии (мелкобуржуазным, крупнобуржуазным и т.д.), различающиеся по целому ряду признаков, главные из которых даны в указанном определении В.И.Ленина, и преломляются в их деятельности.
Таким образом, очень важно исследовать вопрос о том, как осознанное и преобразованное в головах людей, классов, партий, -вождей социальное время, точнее, конкретизирующее его революционное время, влияет на ход революционного процесса.
"Революционное время" как символ, как функция самой действительности, которая способна вновь отобразиться на действительности, но уже в целях не хаотической и слепой ее трактовки, а закономерного конструирования для разумного как эволюционного, так и революционного ее переделывания и преобразования . По меткому выражению В.И.Ленина, речь идет "о превращении идеального в ре 2 альное", ибо эта мысль "очень важна для истории". Однако такое превращение "идеального в реальное" таит опасность сползания к идеализму. Методологическим положением, принципиально отличающим материалистическое понимание истории от идеалистического, является мысль К.Маркса об исследовании эпох социальной революции: "При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отмечать мате риальныи, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по нн сознанию" .
Однако это не значит, что при анализе революционной эпохи следует игнорировать сознание революционных масс, напротив, в отличие от всех предшествующих буржуазных революций, пролетар -ские революции делаются сознательным, революционно настроенным классом. Но по сознанию, в какой бы форме оно ни было выражено, нельзя судить не только о революциях, в чем несомненно прав К.Маркс, но и о любых исторических событиях. Ибо это всегда будут неполные, ограниченные по содержанию, ненаучные знания. "А история вообще, история революций в частности, - указывал В.И.Ленин, - всегда богаче содержанием, разнообразнее, разностороннее, живее, "хитрее", чем воображают самые лучшие партии, самые сознательные авангарды наиболее передовых классов"