Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности религиозности семьи болгар-мусульман: сущность, состояние и процессы : (на материалах Среднеродопского региона) Славов, Пламен Василев

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Славов, Пламен Василев. Особенности религиозности семьи болгар-мусульман: сущность, состояние и процессы : (на материалах Среднеродопского региона) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/2694-3

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие перемены в политической, экономической и идеологической жизни болгарского об-цества требуют дальнейшего развития и углубления объективного, ручного подхода в изучении роли и места религии, и в частности, ислама, во всех общественных структурах, включая семью.

Ислам, будучи не только вероучением, но и бытовой религией, выступает как один из этнокультурных факторов. Его продление в Болгарии не идентично классическому исламу, исламу знебалканского и внеболгарского региона. Поэтому очень важно зассмотреть, как реализуется этот фактор через механизмы семьи з конкретных болгарских условиях.

Болгарская семья как важнейший структурный элемент этни-ієской общности в течение длительного исторического периода юдвергалась целенаправленному (средствами государственно-ад-іинистративннми, идеологическими и иными) воздействию осман-:ких завоевателей. Ислам в этой политике служил инструментом, помощью которого завоеватели добивались изменения характера браза жизни народа, его традиций и обычаев, его нравственных риентаций. В ходе длившейся пять веков политики османско-ис-амского воздействия на болгарский этнос, выявились те механиз-ы, которые позволили болгарскому народу сохранить свои сущ-остные черты и характеристики. Выявились и факторы, обусло-ившиє в определенных ситуациях глубокие изменения в конфессио-альной структуре болгарского общества на уровне семьи. Иссле-рвание этих факторов имеет большое значение для разработки урса на формирование гармоничных отношений в болгарском обще-твє, позволяет учитывать этноконфессиональные моменты во всей х сложности и многообразии.

Как показывают исследования, воздействие ислама на семью, пособствует консервации и обособленности этноконфессиональной бщности болгар-мусульман внутри социума, тормозит общесоциаль-ую интеграцию, ограничивает активное включение личности в со-иальную сферу, ее социализацию, освоение ею достижений со-яального и культурного прогресса.

- 2 -В конкретных условиях национальных отношений и международной политики этноконфессиональная обособленность может способствовать социальной напряженности. Об этом свидетельствуют ошибки и сбои в национальной политике, имевшие место в опре-целеннье периоды развития болгарского общества. В этой связи представляет политическую актуальность и мировоззренческую значимость выявление всех путей и возможностей, ведущих к ослаблению этноконфессионально обусловленной обособленности, про являющейся в частности в семейных структурах болгар-мусульман.

Современное состояние мусульманской семьи невозможно прел ставить адекватно без предварительного выявления социально-психологических и этнокультурных характеристик традиционной семьи болгар-мусульман.

Важно выяснить как влияют современные процессы демократизации в обществе на преодоление замкнутости мусульманской семь Изучение требуют также и тенденции нормализации отношений межд этноконфессиональными группами, те реальные механизмы, которые обусловливают обеспечение гражданского согласия.

Одним из наименее исследованных вопросов является механизм сохранения и передачи этнокультурных и этноконфессиональ-ных особенностей через семейное воспитание и традиции с учетов прежде всего религиозных его аспектов. Анализ этой проблемы будет способствовать более эффективному поиску путей гармонизации этнических отношений в Болгариии с учетом конфессиональных различий болгар-мусульман и болгар-христиан, позволит придать данным отношения на практике характер диалога культур, направленного на обогащение друг друга, на достижение гражданского согласия и прогресса.

Исследование позволит выявить максимально значимые и реалистические моменты совпадения потребностей и интересов,объединяющих болгар, придерживающихся различных вероисповеданий (мусульманского и христианского).

Решение задачи консолидации 'общества предполагает учет всех факторов, способствующих возникновению разногласий между группами, в том числе конфессиональными. Необходимо найти пу-: ти и возможности устранения барьеров как между группами после-

дователєй христианства и ислама, так и между верующими и неверующими. Исследование этноконфессиональных отношений на уровне семей болгар-мусульман Среднеродопского региона позволяет в определенной мере приблизиться к решению этой задачи.

Состояние научной разработки проблемы. Исследование особенностей религиозности на уровне семьи - комплексная научная проблема, успешное разрешение которой требует совместных усилий религиоведов, философов, социологов, этнографов, историков, культурологов и социальных психологов. Эта проблема нашла отражение как в болгарском, так и советском религиоведении.

Одной из главных проблем, исследованию которой болгарские ученые уделяли большое внимание, была судьба болгарского народа в условиях османского господства. Эта проблема освещалась в монографиях и исследованиях К.Василева, Хр.Гандева, Н.Генче-ва, Цв.Гєоргиєвой, Е. Гроздановой, Стр.Димитрова, Ант.Желязко-рой, Кирила патриарха болгарского, З.Марковой, Н.Мизова, В.Му-т тафчиевой, П.Петрова, Н.Тодорова, Хр.Христова, Б.Цветковой и др.

I. Василев К. Родопските българи мохамедани >. исторически очерк). Пьрва част. - Пловдив, 1961; Гандев Хр.Българската народност през ХУ век. Демографско и етнографско изследване. - София, 1989; Генчев Н. Бьлгарско възраждане. - София. 1988; Георгиева Цв- Еничарите в българските земи. - София, 1968; Его же. Някои аспекти на общественото съзнание на бьлгарите през ХУ-ХУШ в./ Втори международен конгрес по българистика. Доклади. Т.7. Болгария през ХУ-ХІХ в. - София, 1989; Его же. Османското завоевание на Родопите /Родопите в българската история. - София,1974; Гроэданова Е. Българската народност през ХУЛ век. Демографско изследване. - София, 1989; Его же. Българската селска община през ХУ-ХУШ век. - София, 1979; Димитров Стр. Някои проблеми на етническите и исллмизационно-асимилационните процеси в 5ьлгарските земи през ХУ-ХУП в. /Проблеми на развитието на българската народност и нация. - София,1988; Етнография на България.Т.I. - София, 1980; Желязкова Ант.Разпространение на ясляма в западнобалканските земи под османска власт ХУ-ХУШ век.- София,1990; Историографски изследвания "Бьлгария ХУ-КІХ в." Т.І. Бьлгария през ХУ-ХУШ век. - София, 1987; История ла Бьлгария. Т.4. Българският народ под османско владичество (от ХУ до началото на ХУШ в.). - София, 1983, Т.5. Бьлгарско възраждане ХУШ - средата на XIX в. - София, 1985; Кирил пат-эиарх български. Българомохамедански селища в Южни Родопи.-Зофия.1960; Маркова 3. Българската екзархия 1870-1878. - Со-Ьия, 1989; Мизов Н. Ислямьт и ислямизацията. - София, 1989; [продолжение сноски см. на с.4)

Эти авторы анализировали специфические условия, в которых пришлось развиваться болгарской народности,показывали тє потери, которые понесла древняя культура болгар в результате османского господства. В их работах акцент делался преимущественно на явлениях исторического, военного, социально-экономического, демографического, этнографического, культурного и религиозного плана.

В работах болгарских исследователей были проанализированы различные аспекты политики ассимиляции и ее результаты: часть болгар, обращенных в мусульманство, изменив веру, сохранила родной язык, тогда как другая часть населения была вынуждена на только сменить веру, но и в какой-то степени воспринять язык завоевателей.

В конце XIX - начале XX века и в последующие годы болгарские ученые К.Василев, Н.Вранчев, В.Дечов, Ч.Илиев, П.Ан.Мари-нов, Хр.Попконстантинов, Ан.Примовски, Г.Чичовски, Ст.Шишков и др. провели исторические и этнографические исследования то

Мутафчиєва В. Аграрните отношения в Османската империя през ХУ-ХУІ в. - София, 1962; Петров П. Българите мохамедаки против османската власт /Проблеми на развит'тето ... - София, 1988; Его же. Разпространєнмє на исляма в Роцопите /Родопотє в ... -София, 1974; Его же. Съдбоносни векове за българската народное Края на ХІУ в. - 1912г. - София, 1975; По следите на насилието Т.І. - София, 1987, Т.2. - София,1986; Страници от българската история. - София, 1989; Тодоров п. Балканският град ХУ-ХІХв. Социално-икономическо и демографско развитие. - София, 1972; Христов Хр.Бьлгарскитє общини прєз Вьзражданєто. - София,1973; Цвєткова Б. Извьнрєдни данъци и държавни повинности в бьлгар-ските земи под турска власт. - София,1958; Его же. Паметна бит ка на народите. - Варна, 1979; Его же. Хайдутството в бьлгар-ските земи през ХУ-ХУШ век. Студия и документи. T.I. - София,I I. Василев К/каз .соч.; Вранчев п. Българи мохамедани. - София 1948; Дечов В. Избрани сьчинения. - Пловдив, 1968; Его же.Ыи-налото на Чепеларе. Принос за историята на Родопа. - Пловдив, 1978; Илиев Ч. Село Забърдо. История, бит, народно творчество. София, 1973; Ыаринов П.Ан.Смолен и околията в своето близко и далечно минало. Градиво за историята на Родопската облает.Кн I. - Смолян, 1937-1939; Надостностна и битова общност на родоп ските българи. - София, 1969: Попконстантинов Хр.Спомени, пьтеписи.писма. - Пловдив,1970; Примовски Ан.Бит и култура на Еодопските българи.Материална култура. - София,1973;4ичовски Г Бьлгаромохамеданският проблем; Шишков Ст.Животът на българите в Срєдна Родопа.-Пловдив,1886; Его же.Избрани произведения.-Пл див,1965; Его же.Помаците в трите български области:Тракия,Македония и Мизия.1 част.-Пловдив,1914; Его же.Родопските помаци и следи от христианството в техния бит. - София, 1931.

части исламизированных болгар, которая в силу конкретных исто-рттческих тт географических причин (высокогорные районы, отдаленность от административно-военных и религиозных центров и др.) не подверглась языковой ассимиляции со стороны завоевателей и говорила только на болгарском языке. Однако эти научные изыскания, охватившие довольно продолжительный период, не были углублены, развиты и систематизированы в научных трудах. История и культура этой части болгарского народа не получили достаточно освещения и осмысления; поэтому целостный анализ исторических и культурных истоков этноконфессиональных особенностей Еодэп-ского региона пока отсутствует.

Лишь некоторые аспекты этноконфессиональной проблематики получили освещение в работах болгарских ученых. Это вопросы об истории, роли и месте религии в целом и ислама в частности в жизни человека, семьи и этноса. В этой связи следует еьідєлить исследования Г.Гьльбова, О.Загорова, Кр.Крьстева, Н.Мизова, Й.Пеева, Ф.Чуренева, Г.Янкова и др. .

В трудах ряда советских этнографов и историков исследуются важные общетеоретические проблемы этноконфессиональных отношений, взаимодействия и взаимовлияния этноса и религии. Это работы Н.Х.Азимовой, Ю.В.Бромлея, С.И.Брука, Л.Н.Гумилева, В.И. Козлова, Г.А.Носовой, С.П.Полякова, А.А.Празаускаса, П.И.Пучкова,

І.Гьльбов Г. Мюсюлманско право. - София, 1924; Загоров 0. Общу-ване и духовно единство. - София, 1987; Крьстев Кр. От ре-лигиозната илюзия към истината. - София, 1982і Его же. Религия и религиозност. - София, 1974; Мизов Н.Уназ.соч.; Пеев И. История и философия на една религия. - София,1985; Чуренев Ф. Извънрелигиозните претенции на ясляма сред бьлгарите в Родопите //.Философска мисьл. - 1976. - № 2; Его же. Сьщност и особенности на исляма сред бьлгарите в Родопите. - Смолян, 1977; Янков Г. Израз на бьлгарското самосьзнание // Лекционна пропаганда. - 1987. - № 3; Его же. Някои особености на консолидацията на бьлгарската нация // Бьлгарска етнография. - 1986. - № 4; Его же. Форми-рането и развитието на бьлгарската нация и вьзродителния процес /Проблеми на развитието на бьлгарската народност и нация. - София, 1988.

- б -

Н.Н.Чєбоксарова, Я.В.Чеснова и др.

Из советских авторов,обращавшихся к вопросам этноконфес-сиональной характеристики исламской семьи, можно назвать А.Ах-медова, В.В.Бартольца, Ы.В.Вагабова, Д.Е.Еремеева, А.Н.Ипатова, Г.М.Керимова, Л.И.Климовича, И.А.Макатова, Т.С.Саидбаева, Л.Р. Сюкияйнена, М.М.Усєнову, Г.М.Шайдаеву и др.

Исторически в Болгарии сложились три этноконфессиональ-ные общности, связанные с исламом: болгары с турецким этни-

  1. Азимова Н.Х. Система традиционного воспитания детей в узбекских сельских семьях. - Дисс. на соиск. уч.степ.канд.исто-рич. наук. - М., МГУ, 1987; Бромлей Ю.В. Основные предпосылки этнических процессов в современном мире /Этнические процессы в современном мире. - М 1987; Его же. Этнос и этнография. -Ы., 1973; Бромлей Ю.В., Козлов В.И1 Этносы и этнические процессы как предмет исследования /Этнические процессы ...; Брук СИ., Чеооксаров ЙТН. Метаэтнические общности/ Расы и народы. Вып.б. - М., 1976; Брук СИ., Чєбоксаров Н.Н., Чеснов Я.В. Проблемы этнического развития стран зарубежной Азии // Вопросы истории. - 1969. - № I; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990; Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. - 1967 - № 2; Его же. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. - 1974. - № 2; Носова Г.А. Язычество в православии. - М., 1975; Поляков СП. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. - М., 1989; Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. - М., 1990; Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общности // Советская этнография. - 1973. - № 6; Его же. Современная география религий. - М., 1975; Его же. Этнос и религия /Этнические процессы ...

  2. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М., 1982; Бартольд В.В. Сочинения. Т.УІ. Работы по истории ислама и арабского халифата. - М., 1966; Вагабов М.В. Ислам и женщина. - М., 1968; Его же. Ислам и семья. - М.,1980; Его же. О путях преодоления пережитков ислана в брачно-семейных отношениях. - М., 1978: Еремеев Д.Е.Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990; Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса). - Дисс.

на соиск.уч.степ.докт.филос.наук. - М.: АОН при Ш КПСС,1980; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.,1978; Климович Л.И. Ислам. - М. ,1965; Его же. Книга о Коране. - М.Л988; Манатов И.А. Ислам, верующий, современность.- Махачкала,1974; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М.,1984; Сюкияйнен Л.Р.Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - м.,1986; Усено-ва М.М. Семья и религия. - Алма-Ата, 1986; Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии 'и реальность. - Махачкала,1990.

- 7 -чєским самосознанием І тюрки-завоеватели, тюрки-переселенцы и ассимилированные (тюркизированные)болгары/, болгары-мусульмане и цыгане.

В данном исследовании объектом анализа является этнокон-фессиональная группа болгар-мусульман Среднеродопского региона (болгары-мусульмане живут и в других районах Болгарии), которая на основе исламского мировоззрения, нравственных установок и быта выделяла себя из среды болгарского этноса, прежде всего сознавая свою иноконфессиональную принадлежность, хотя "сламская конфессиональная направленность мировоззренческих, этических, бытовых и иных установок не вытеснила сознание их этической принадлежности к болгарскому народу.

В научно-справочных изданиях (Демографический словарь, последнее издание Большой советской энциклопедии, словари Брокгауза и Ефрона, Гранат ) понятия этническая общность и этно-конфессиональная общность практически отсутствуют. В ходе известной дискуссии на страницах журнала "Советская этнография" (№ 3 /1979, № І-12/1960,» V 1981) данная проблема затрагивалась лишь косвенно.

Из существующих мнений, встречающихся в научной литературе, автор считает самой убедительной концепцию, предложенную к Н.Платовым, который утверждает, что "с одной стороны, этнические явления, свойства (ряд особенностей культуры и быта) в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами,"конфессионализируются" а с другой, - отдельные компоненты культового комплекса, особенно его ритуалы, религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни, посредством слияния с народными верованиями, которые этногенетичны, приобретают характер этнических явлений, этнически окрашиваются, "этнизируются" .

Диссертант разделяет и мнение, что "религия посредством сeveйно-брачных отношений, быта и традиций, воздействуя на них,

І. Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса). - Авторе*, дисс. на соиск. учен.степ.доктора филос.наук. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1980. -С.16-17.

- 8 -сама приобретает этнический аспект и играет значительную роль в социальное стабилизации этноконфессиональной общности" . В соответствии с этим автор рассматривает болгар-мусульман Средне родопского региона как этноконфессиональную группу, имея в виду реализацию всех факторов, указанных выше.

Несмотря на имеющиеся исследования, необходимо отметить, что сегодня проблема этноконфессиональньгх особенностей семьи болгар-мусульман требует дальнейшей разработки, имея в виду, что в течение длительных лет игнорировались своеобразие и культурно-социальная значимость конфессиональных особенностей, что наукой еще не был в полной мере осмыслен феномен этноконфес-сиональных отношений, роль в них религиозного компонента.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в выявлении предпосылок и путей преодоления замкнутости семьи болгар-мусульман, что практически означает уменьшение препятствий на пути социализации личности, ее включенности в социальные и культурные процессы, ее самореализации. Все это определило постановку следующих научно-исследовательских задач:

выявить особенности этноконфессиональной общности болгар-мусульман Среднеродопского региона;

раскрыть, опираясь на данные истории, этнографии

и социологии, процесс формирования этноконфессиональной общности болгар-мусульман прежде всего на уровне семьи в историческом плане;

- на основе исследования процессов этноконфессиональньгх
отношений на уровне семьи, их динамики в ходе социального раз
вития показать традиции, а также и социально детерминированные
инновации семейно-бытовых отношений болгар-мусульман Среднеро
допского региона;

- показать на основе данных социологических ислледований
как мировоззренческая сторона религии отступает перед социально-
І.Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное яв
ление (Проблемы взаимодействия религии и этноса): Дисс. на
соиск.учен.степени доктора филос. наук. - М., 1980. - С.93.

детерминированными инновациями,ведущими к преодолению закрытости исламской семьи при сохранении ее позитивных этнических,культурных, этических ценностей,имеющих социальную и общекультурную

значимость.

Научная новизна исследования заключается в том,что в нем:

впервые рассматривается теоретически значимая и актуальная проблема взаимодействия компонентов этнического и религиоз-, ного в этноконфессиональных отношениях болгарского народа - на уровне семьи в контексте исторического и этнокультурного развития;

раскрываются процессы в семейных отношениях(в этнокон-фессиональном аспекте), происходящие в регионе, где они представлены в наибольшей мере и в наиболее законсервированном состоянии. Они характеризуют Средние Родопы как своеобразную "лабораторию" традиций и инноваций в семьях болгар-мусульман;

эти процессы анализируются как культурные и социальные предпосылки гармонизации отношений между группами болгарского общества,различающиеся по религиозным характеристикам;

дополняется известная мысль Ф.Энгельса: "Ислам, сохранив свою специфически восточную обрядность, сам ограничил область своего распространения Востоком и Северной Африкой, завоеванной и вновь заселенной арабскими бедуинами. Здесь он мог стать господствующей религией, на Западе же нет" . Дальнейший ход исторического развития, в том числе европейского, показал не только конфессиональную активность ислама, но и его динамизм, выразившийся в модификациях различных сторон его учения, связанных с осмыслением социальной жизни общества и семьи в этно-конфессиональном их аспекте.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились диалектико-материалистический подход к анализу общественных явлений, труды К.Маркса и $.Энгельса по проблемам религии и национальных отношений. В общеметодологическом плане автор опирался на работы и публикации известных советских и болгарских ученых - религиоведов В.И. Гараджи, Э.И. Лисавцева, Р.А.Лопаткина, Кр.Крьстева, М.Кузмановой, Н.Мизова,

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.19. - С.313.

- 10 -Я.В.Минкявичюса, Л.Н.Митрохина, Т.Стойчева, В.Д.Тимофеева, Д.М. Угриновича, И.М.Яблокова и др.

Диссертантом использованы опубликованные данные и результаты проведенных двух социологических исследований в 1973 и 1987 годах/под руководством ст.н.с.Кр.Крьстева / религиозности населения Смолянского округа. Автор опирался также на материалы этнографического архива исторического музея города Смолян, на опубликованные в Болгарии документы периода османской зависимости ХІУ-ХІХ вв.

В диссертации использованы также материалы по вопросам современного состояния религиозности, представленные в сборника подготовленных в Институте религиоведения и атеизма АОН ЦК КПСС Атеизм и религия в духовной жизни советского общества. - М., 1990; Верующий в условиях перестройки. - М., 1989; Национальная культура и религия. - М., 1989; Религия в советском обществе: причины сохранения и проблемы преодоления. - М., 1989; Социальное учение исламского возрожденчества. - М., 1990.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработку актуальной для Болгарии проблемы места и роли этноконфессяональных отношений в социальной структуре. Основные положения исследования могут быть использованы в деятельности по совершенствованию государственно-церковных отношений, по дальнейшей консолидации всех религиозных групп болгарского общества, верующих и неверующих, создают предпосылки для последующего углубления этого процесса на основе выявления его особенностей, а также на основании предложенного прогноза.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании группы рецензентов и на Ученом совете Института религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.

Основные положения работы содержатся в статье "Этнокультурные особенности исламской религиозности в Среднеродопском регионе Болгарии", опубликованной в сборнике "Религиозное и национальное в духовной жизни и культурном наследии народов".

I. Список использованных работ приводится в диссертации.

- II -

Похожие диссертации на Особенности религиозности семьи болгар-мусульман: сущность, состояние и процессы : (на материалах Среднеродопского региона)