Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Омурова Толкун

Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии
<
Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Омурова Толкун. Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии : ил РГБ ОД 61:85-9/165

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Причины живучести и формы.проявления доисламских реликтов и предрассудков ислама в сознании современных женщин киргизок 17

1.1. Специфические объективные и субъективные причины сохранения религиозности среди женщин-киргизок 17

1.2. Формы проявления доисламских реликтов и пережитков ислама в сознании,семейно-бы- товой сфере женщин 52

ГЛАВА 2, Специфические особенности и основные пути«средства.методы совершенствова ния атеистического воспитания женщин- киргизок 104

2.1. Специфические особенности атеистического воспитания киргизских женщин 104

2.2. Основные пути, средства и методы дальнейшей атеизации быта и сознания женщин-киргизок 130

Заключение 187

Список использованной литературы 192

Введение к работе

Актуальность темы исследования. ХХУІ съезд КПСС подвел итоги всемирно-исторических завоеваний во всех областях социально-экономического и духовного развития советского народа, в том числе в области коммунистического воспитания советских людей. С трибуны ХХУІ съезда нашей партии с огромным удовлетворением отмечалось: "Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист.Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира" . Это не значит, конечно, что уже решены все вопросы, связанные с формированием нового человека. Выдвигая актуальные задачи в области политико-воспитательной, идеологической работы на ближайшие годы, съезд подчеркнул: "...нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по иско-ренению всего, что мешает формированию нового человека .

Приведенная выше весьма глубокая, емкая характеристика, данная современному советскому человеку, в полной мере относится и к советской женщине, в т.ч. труженице-киргизке; задачи в деле формирования нового человека целиком и полностью относятся и к коммунистическому воспитанию женщин. И в настоящее время пережитки ислама, предрассудки шариата,

1 Материалы ХШ съезда КПСС. - М., 1981, с.63.

2 Там же, с.64.

_ 4 -

остатки адата, все еще проявлявшиеся в быту и в сознании. киргизок, во многом мешают становлению позитивного мировосприятия.

Все это свидетельствует о том, что актуальность и необходимость исследования данной проблемы вытекает из выше-отмеченных директивных предначертаний нашей партии.

Днссертабельность данного исследования, необходимость его вытекает также из указаний ЦК КПСС, выдвинутых в Постановлении его от 26 апреля 1979 г., "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" о настоятельной необходимости сосредоточения внимания ученых на исследовании проблемы формирования марксистско-ленинского мировоззрения различных групп населения, об усилении атеистического воспитания трудящихсяі. И вновь июньский (1983)

Пленум ЦК КПСС подчеркнул: "Необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию"2. Значит и в этой области все еще имеются нерешенные проблемы и задачи. Следующие слова, сказанные К.У.Черненко в докладе, на данном Пленуме, относится и к атеистическому воспитанию: "...формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"3.

См.: 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г., с.12. 2 Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г.,М., 1983, с.72-73.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В сб.: Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г., М., 1983, с.27.

К имеющимся еще нерешенным задачам смело можно отнести атеистическое воспитание населения в целом, женщин - в особенности. Ибо часть из них все еще продолжает находиться под влиянием религии, а определенная категория женщин колеблется между верой и знанием или же не имеет твердых атеистических убеждений. Этот тезис подтверждается и на примере киргизских женщин. Поэтому дальнейшее утверждение в их сознании и в быту научно-материалистического мировоззрения, превращение последнего в руководство и эф|юктивный стимул практической деятельности всех киргизок и впредь будет составлять основное содержание и направление идеологической, политико-воспитательной работы среди женщин.

Все вышеперечисленные факторы обуславливают настоятельную необходимость еще более расширенного и углубленного исследования проблем теории и практики научного атеизма, советского исламоведения и вопросов атеистического воспитания

трудящихся, особенно женщин, постоянно памятуя факт повы -шенной религиозности их и доминирующих у них материнских функций.

Актуальность темы исследования, во-первых, состоит в том, что среди верующих из киргизской национальности значительно преобладают женщины-киргизки, т.е. и в Киргизии, как и везде, имеет место повышенная религиозность женщин. Это обстоятельство настоятельно требует от исследователей наи -большего внимания к вопросам преодоления женской религиоз -ности. Лишь путем выявления специфических особенностей и

определения путей, средств и методов атеистического воспи -

тания женщин-киргизок можно надеяться на успех.

Актуальность темы исследования, во-вторых, вытекает из того, что женщины, в частности киргизки,играют особую роль, выполняют специфически присущую им функцию в сфере семьи и быта, в воспитании молодой смены, что они - матери и воспитательницы детей, это обуславливает в известной степени воспроизводство их собственного мировоззрения в молодом поколении, что тоже предполагает специальное изучение,исследование, выяснение причин и следствий повышенной религиозности жен -щин, применительно к киргизкам.

Актуальность темы исследования, в-третьих, состоит в том, что среди религиозных пережитков в сознании и в быту современных женщин-киргизок доминируют остатки доисламских реликтов, превратившихся в разрозненные рудименты древних верований, что обусловлено необходимостью выяснения причин живучести, форм проявления и путей, средств и методов преодо -ления их.

Актуальность темы данного исследования,в-четвертых,Ф.Энгельс отмечал, что падение матриархата явилось "всемирно-ис-

торическим поражением женского пола" . Поэтому борьба за эмансипацию женщин имеет многовековую историю. Актуальность вытекает из необходимости полной эмансипации женщин, а эта задача объясняется тем вкладом, который они вносят в созда -ние материальных и духовных ценностей, необходимых для существования и развития человечества.

Актуальность темы исследования, в-пятых, вытекает из то-того, что непосредственное активное участие всех трудоспособ-

* Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.60.

ных женщин в строительстве коммунизма,в переделке общественного бытия является основным и важнейшим фактором переделки самой себя, утверждения женщины как личности. "Общественный прогресс, - учит К.Маркс,- может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола .

Из вышеперечисленных актуальностей темы исследования вытекают общая задача,цель, смысл и назначение его,к которым относятся решительная борьба против религиозных предрассуд -ков, против чуждых, вредных традиций,освящаемых исламом,полное преодоление отрицательных явлений в быту и в сознании женщин, связанных с религией, воспитание их в духе научного атеизма и формирование научно-атеистического мировоззрения.

Приступая к освещению вопроса о степени разработанности данной темы, можно отметить, что изучение женской проблемы было начато еще Н.К.Крупской, ее труды посвящены вопросам преодоления женской религиозности, выявления причин, порождающих ее. Весомый вклад в научную разработку теории раскрепощения женщин внесли А.Коллонтай, И.Арманд, А.А.Красиков, А.Б.Луначарский, И.М.Скворцов-Степанов и др. деятели.Болыпой интерес представляют труды Л.И.Лебедевой,В.Билыпай, Г.И.Тро-ниной, И.И.Вейцман, И.П.Тимченко, И.Б.Тиняковой, Н.П.Образ -цовой, Н.Г.Тежеровой, Н.Г.Гороховой, Е.П.Блиновой и др. В их работах исследованы особенности религиозного сознания, поведения женщин, дан анализ причин, условий воспроизводства религиозности, выявлены пути преодоления, их трудности и осо-бенности на примере критики христианства и на материалах

Маркс К. Письмо к Л.Кугельману. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.32, с.486.

всей страны или РСФСР.

Многогранной проблеме "ислам - женщина" непосредственно посвящены научные труды таких современных советских ученых-исламоведов как М.Вагабова, М.Гафаровой, Р.Маджидова, Б.Пальвановой, Б.Шайдуллиной, А.Карлиевой, Б.Сапармухамедо -вой, З.Зулаловой, М.Гулиевой,". Т.Абдурасулевой и др.(см.список использованной лит-ры).

При написании диссертации автор опирался и неоднократно

ссылался на книгу Т.У.Усубалиева , в которой дано всестороннее и глубокое научное "освещение и закономерности возникло -вения, утверждения и развития советского образа жизни.

Богатым фактологическим источником для данного исследования явился новый статистический ежегодник,обобщающий дос -тижения народного хозяйства и культуры за 60 лет со време-

ни образования Союза ССР .

В условиях Киргизии отдельные стороны секуляризации духовной жизни женщин освещались в трудах А.Апышевой, Ж.С.Та-тыбековой,С.Бекходжаевой, А.Джумагулова, С.Б.Дорженова и др. (см. список использованной лит-ры).

Отдавая должное работам киргизских авторов по изучению различных аспектов женского вопроса, нельзя не заметить, что проблема атеизации сознания киргизок в ходе социалистического строительства в современный период в их исследовани-ях специально не рассматривалась и получила лишь частичное

1 См.: Усубалиев Т.7. Руководящая роль КПСС в укреплении единства интернационального и национального в советском социалистическом образе жизни. Фрунзе, 1982,J83 с. См.: Народное хозяйство Киргизской ССР (к 60-летию образования СССР). Статистический ежегодник, 1982, 263 с.

освещение. Исключение составляет лишь работа С.Абдылдаева , посвященная некоторым особенностям консервации и стабилизации религиозных предрассудков среди женщин. В его книге раскрываются истоки и составные части религиозного сознания женщин в условиях Феодального строя со значительными элементами патриархально-родового уклада, а также излагаются основные каноны ислама, определяющие место женщины в обществе. Вместе с тем отмечается, что в результате коренных социальных преобразований изменилось лицо современной верущей женщины. Но, в целом, С.Абдылдаев больше обращает свое внимание на описание форм проявления религиозных пережитков, нежели на выяв -ление путей их преодоления. К тому же, фактологический материал, которым он оперирует, относится в основном к 60-м годам.

Среди литературы, посвященной истории религиозных верований киргизов, можно отметить исследования С.М.Абрамзона, М.Абдылдаева, Т.Баялиевой и Б.Ногойбаева,труды которых приводятся в списке использованной литературы.

Известный этнограф С.М.Абрамзон вполне правомерно констатирует, что устойчивое сохранение патриархально-феодаль -ных отношений в киргизском обществе способствовало тому, что в народном мировоззрении киргизов удерживалась наиболее отсталая форма идеологии - религиозная идеология. Она играла в прошлом негативную роль в духовной жизни киргизов,хотя содержание ее далеко не сводилось к господствующей религии- исламу. Считая, что попытки социологического изучения религиоз -ности киргизского населения, в частности женщин, в наши дни См.: Абдылдаев С. Дин жана аял. Фрунзе, 1972, 68 с.

оказались недостаточно эффективными именно потому, что отдельные исследователи исходили из методологической предпосылки, будто религиозные пережитки у киргизов могут быть сведены к некоторым проявлениям ислама. С.М.Абрамзон пишет: "значительно более глубоким пластом,определявшим религиозное сознание киргизов,являлись (а в некоторой мере являются и до наших дней) не представления, связанные с ортодоксальным исламом, а очень широкий круг доисламских верований и пережитков древних культов, суеверий, религиозных предрассудков, которые на протяжении длительного времени активно сосуществовали с официальным исламом и в недавнем прошлом имели весьма широкое распространение в реальной народной религиовнои жизни, в повседневном быту киргизского населения, в особенности в Северной Киргизии, в отдаленных высокогорных районах, и прежде всего - среди жен-

щин" .

Во многом сходной точки зрения придерживается и Т.Бая -лиева. По ее мнению, ислам никогда не смог до конца вытес -нить реликты домусульманских верований и действительный смысл его практически остался неведомым даже подавляющей массе верующих. Быть может именно поэтому она в своих исследо -ваниях главное внимание обращает на анализ социальной сущности древних форм верований и их пережиточных проявлений в современную эпоху. При этом, если объектом исследования Т. Баялиевой являются домусульманские реликты, то его предметом выступает религиозность женщины-киргизки.

Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко -культурные связи. Л., 1971, с.338.

- II -

Наибольший интерес для нашей проблематики составляет та часть работы Т.Баялиевой, в которой обстоятельно раскрываются идейные аспекты брачно-семейных отношений киргизов.

В своей работе под названием "Синкретизм доисламских и исламских верований киргизов" М.Абдылдаев, рассматривая тот комплекс религиозных представлений киргизов, который принято называть "домусульманскими верованиями", акцентирует внимание на его сложный и многостадиальный характер. При этом им де -тально исследованы такие доисламские реликты, как культ природы и культ предков. Но в работе его преобладает интерпретация с философской точки зрения ранее известных фактов проникновения ислама, а также некоторых пережиточных феноменов.

На многие теоретические аспекты диссертации проливает ощутимый свет новая книга "Ислам в СССР", опубликованная издательством "Мысль" в 1983 г. В ней наряду с другими пробле -мами освещены два важных вопроса, смежных с темой нашей диссертации, а именно "Доисламские верования в сознании и пове -дении верующих" (см. с.86-103), "Особенности атеистического воспитания среди женщин-мусульманок" (см. с.126-136). Автор опирался и ссылался на такие идеи, выдвинутые и аргументиро -ванные в данной книге, как ислам не смог вытеснить полностью прежние религиозные верования и традиции (с.86), что самым значительным реликтом доисламских традиций остается культ святых (см. с,87), что покровителем сохранившихся до сих пор земледельческих работ являлись культы божества плодородия (с.89), что почитание патронов имеет своим историческим корнем профессиональные культы, что остатки анимизма "исламизи -рованы" (с.93-98), что ряд пережитков доисламских верований

слились с похоронно-поминальными обычаями, связанными с за -ботой о душах предков (с.98-100); что очень живучи магические приемы, в которых верующие видят способ защититься от реальной и вооображаемой беды, достичь успеха в семейной жизни и т.п. (с.101-102), что ислам невозможно рассматривать в отрыве от воспринятого им наследия вытесненных религий(с. ЮЗ).

В диссертации подробно не был освещен вопрос о степени, характере и месте паломничества женщин-киргизок республики в "святые места", имеющиеся все еще на территории ее и сопре -дельных республик, так как эта проблема специально освещена в кандидатской диссертации преподавателя Ошского пединститута Т.Гафурова "Специфика проявления мусульманского культа святых в условиях Киргизии и пути преодоления его пережит -ков", защищенной в мае 1982 г. на заседании спец. Совета в ТашГУ.

В настоящее время религиозные пережитки в быту и в сознании киргизских женщин представляют своеобразную конгломе -рацию исламских и доисламских верований. Но они,утратив значение системы мировоззрения, в большинстве своем преврати -лись в разрозненные рудименты древних поверий, все еще бытующих среди определенной части женского населения. Поэтому в отличие от перечисленных трудов в нашей работе критическому анализу остатков, проявлений домусульманских реликтов обра -щено особое внимание.

В отличие от работ вышеперечисленных авторов из национальных республик, т.е. регионов традиционного распространения ислама, данная диссертация исключительно посвящена мало-

- ІЗ -

изученной проблеме - раскрытию специфики религиозности женщин-киргизок и выявлению особенностей их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследова -ния заключается в том,чтобы выявить специфические особенности религиозности женщин-мусульманок,раскрыть причины живучести и формы проявления доисламских реликтов и пережитков ислама, рассмотреть объективные и субъективные факторы сохра -нения религиозности среди них; в соответствии с ними выяс -нить особенности преодоления религиозно-бытовых пережитков и изыскивать пути, средства и методы совершенствования атеистического воспитания женщин современной Киргизии; разработать практические рекомендации, направленные-на преодоление

религиозности киргизок.

Для реализации выше сформулированной цели, диссертант ставил перед собой и предпринял попытку решить следующие задачи: I) выявить степень воздействия объективных условий и субъективных факторов, вытекающих из них причин сохранения и живучести религиозности женщин-киргизок; 2) выяснить формы проявления остатков доисламских верований, бытующих в жизнедеятельности, семейных отношениях, мешающих освобождению киргизок от тлетворного негативного влияния их; 3) изучить,подвергнуть научно-критическому анализу существующие в настоя -щее время пережитки ислама в сознании, в семейно-бытовой сфере киргизок; 4) выявить и характеризовать с позиции марксистской диалектики и научного атеизма специфические особенности атеистического воспитания киргизских женщин; 5) сообразно формам проявления религиозных пережитков и специфическим

особенностям атеистического воспитания изыскивать реальные пути, действенные средства и гибкие методы дальнейшей атеизации быта и сознания киргизок; 6) выработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности атеистических мероприятий среди женщин-киргизок.

Me тодологической основой в работе над диссертацией явились труды классиков марксизма-ленинизма,а теоретической основой - программные документы КПСС,материалы и решения съездов нашей партии,резолюции Пленумов ЦК партии,документы Коммунистической партии Киргизии, Пленумов ее Центрального Комитета, доклады, речи, печатные труды руководителей партии и правительства, лидеров женского движения,а источниками - научные работы,выступления советских,киргизских философов, исламоведов, этнографов по проблемам научного атеизма и советского исламоведения по женскому вопросу и т.д.

Источниками исследования явились данные анкетных опросов, которыми было охвачено в общей сложности 2000 респондентов. Опрос был проведен межвузовской кафедрой научного атеизма при КГУ с непосредственным участием диссертанта в колхо -зах и совхозах Московского, Сокулукского, Чуйского, Кочкор-ского и Джеты-Огузского, Ноукатского районов Кирг. ССР. Проведено также интервьюирование с 40 учительницами из сельских школ - заочниками жен. пединститута им. В.В.Маяковского.

Основным методом конкретно-социологического исследования явился анонимный, сплошной, иногда выборочный анкетный опрос, индивидуальные беседы, личные наблюдения.

Научная новизна исследования,следовательно, научно-теоретическое значение его, состоит в том, что одним из первых

за последнее десятилетие выявлены специфические особенности, степень, уровень и характер религиозности женщин-киргизок современной Киргизии; в связи с этой проблемой специально и подробно рассмотрены объективные условия живучести, сохранения религиозности среди женщин, выявлены и проанализированы субъективные факторы сохранения, причины живучести религиозных пережитков в быту и в сознании киргизок,

К новизне исследования относится и научный анализ ныне существующих форм проявлений доисламских реликтов, а именно тотемизма, магии, огнепоклонства, культа природы, анимизма и т.п. Подвергнуты научно-критическому анализу и характеристике с позиций марксистского атеизма такие формы проявления пережитков ислама в сознании, в семейно-бытовой сфере киргизок,

как намаз, суннет, нике, ураза, айт, курбанлик и курбан айт, похоронно-поминальные обычаи, феодально-байское отношение к

женщине, паломничество к "святым местам". Раскрыт характер и отличительные особенности исполнения этих обрядов и обычаев, присущих исключительно в пределах республики лишь самим киргизкам, что не было сделано нашими предшественниками.

К научной новизне следует также отнести установление и научно-критическую характеристику таких специфических особенностей атеистического воспитания женщин-киргизок,как объективные социально-экономические и своеобразные субъективные факторы, ускоряющие или замедляющие процесс дальнейшей атеизации жизни, быта и сознания женщин. Нами выявлены и аргу -ментированы шесть специфических особенностей,присущих только верующим из киргизок.

К определенной научной новизне,на наш взгляд можно от -

нести выявление основных,действенных,подтвержденных на практике атеистической работы путей преодоления религиозных пережитков и атеизации быта, сознания женщин.

Некоторую новизну исследования составляют классификация, дифференциация и характеристика основных средств атеистического воспитания, доступных, приемлемых, привлекательных для женщин-киргизок в современных условиях Советской Киргизии.

Наконец, на новизну вполне может претендовать выявление и оценка единства и различия между некоторыми регионами республики по характеру, уровню и степени религиозности женщин в зависимости от условий, места и времени каждого региона.

Апробация диссертации. Она обсуждалась на межвузовской кафедре научного атеизма КГУ, в ИПК при ТашГУ им.В.ИДенина, на кафедре этики, эстетики и научного атеизма ТашГУ. По теме диссертации автор выступала на научно-теоретических конференциях КГУ им.50-летия ССР, с лекциями, а также докладами на различных республиканских, областных, районных конференциях

и семинарах.

Специфические объективные и субъективные причины сохранения религиозности среди женщин-киргизок

В заглавие данного параграфа включено слово "специфические" потому, что объективные и субъективные причины бывают общими и для мужской и женской религиозности. А в диссертации вообще, в данном параграфе в частности, речь идет исключительно о тех причинах, которые влияют на женскую религиозность намного больше, чем на религиозность мужчины.

К ним относятся, на наш взгляд, такие объективные причины, как: I) относительно большее отставание общественного сознания женщин от их общественного бытия; 2) слабость и непрочность социальных связей всех верующих в целом и верущих женщин-киргизок, в частности, невысокая степень их социальной активности; 3) наличие остатков, следов неравенства некоторых женщин ранее угнетенных народов в духовной и семей-но-бытовой сферах.

А к субъективным причинам религиозности женщин, на наш взгляд, относятся: I) сравнительное отставание общеобразовательного, культурного, духовного уровня женщин; 2) сравни -тельно большее сохранение архаичных традиций, реликтов доисламских верований и исламских обрядов, обычаев, предписаний шариата и адата в сознании и в быту женщины; 3) сохранение остатков былого феодально-байского, патриархально-родового отношения мужчин к женщинам; 4) специфический характер женской натуры и психологии; 5) существование авторитарной семьи и влияние аксакалов и т.п.

Без специального рассмотрения каждого из перечисленных компонентов объективных и субъективных причин сохранения религиозности среди женщин-киргизок невозможно представить себе формы проявления остатков доисламских и исламских верований в семейно-бытовой сфере женщин.

Как учит диалектический материализм,общественное сознание отстает в своем развитии от общественного бытия.Поскольку общественное быти первично, а общественное сознание вторично и является отражением этого бытия, то естественно, что в начале происходят изменения в общественном бытии и лишь затем эти изменения находят свое отражение в сознании людей. И хотя социалистическое бытие не порождает и не может порож -дать религиозность людей, но в сознании, быту части людей продолжают сохраняться как формы восприятия, сложившихся на основе уже исчезнувших общественных отношений.

Заметное отставание общественного сознания от общественного бытия проявляется по-разному в различных формах общественного сознания, в том числе в религиозном сознании,что обусловлено своеобразием их связи с общественным бытием и экономическим базисом.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали решающее воздействие условий материальной жизни людей на их сознание. "Вместе с условиями жизни людей, с их общественны ными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, - одним словом,их сознание" . В другом месте они отмечают, что "...с каждым великим историческим переворотом в общественных порядках проис -ходит также и переворот в воззрениях и представлениях людей,о

Вместе с тем исторический опыт свидетельствует о том, что одни формы общественного сознания преобразовываются относительно быстро и радикально, а другие значительно медленнее, с большими трудностями. Так, сравнительно быстрее происходит, например, переворот в структуре политической идео -логии. В нашей стране он был в основном завершен в первые годы Советской власти; трудящиеся массы, в частности женщины, усвоили ту истину, что отныне они действительно являются хозяевами жизни, им принадлежит полнота власти в государстве, что с установлением диктатуры пролетариата именно они решают судьбу страны. Народ, особенно женщины, усваивали эти аксиомы не из социологических изданий, а в повседневной практике революционной борьбы, в ходе гражданской войны,в первых трудных шагах социалистического государства. Сама жизнь женщины здесь вступала безупречно авторитетным воспитателем.Вместе с политическим сознанием утверждалось и новое правосознание,Народ без колебаний решительно отверг правопорядок эксплуата -торского строя и вместе с новым государством он утверждал свое натзодное правосудие

Иное положение наблюдается в такой форме общественного сознания, как религия. Характеризуя консерватизм религии, обычно констатируют, что она упорно сохраняет множество представлений, порожденных социальными условиями давно прошедших эпох.Эта правильная,но далеко не полная характеристика. Превентивный консерватизм религии состоит именно в том, что она сохраняет и даже время от времени оживляет религиозные установления в период, когда социальные условия, породившие эти установления, давным давно превратились в исторический анахронизм. Так, например, во многих религиозных системах,опутывающих и поныне сознание киргизок, сохранялись архаичные нормы, возникшие еще в рабовладельческом и, даже, в первобытном обществах, особенно культовые, представляющие собой наиболее консервативный элемент в религиозном комплексе.

Это, быть может, обусловлено отчасти и тем,что элементы религиозного сознания генетически взаимосвязаны и взаимно обусловлены, находятся в постоянном взаимодействии. Религи -озное сознание и нормы формируются на основе религиозных представлений в сознании людей, особенно женщин.В свою очередь, религиозные чувства неразрывно связаны с религиозными представлениями и нормами. Последние же, воздействуя на общественные отношения, придают им специфический колорит и являются основой возникновения религиозных отношений.

Каждая формация,как правило,содержит в себе остатки или пережитки прежних формаций и зародыши новой. Поэтому в истории различных народов, в том числе киргизского народа одна и та же историческая ступень развития имеет своеобразную форму проявления. Данная особенность исторического развития различ

Формы проявления доисламских реликтов и пережитков ислама в сознании,семейно-бы- товой сфере женщин

Нельзя считать правильным представление, что основой религиозного мировоззрения широких масс киргизского населе -ния в прошлом был ислам с его догмами и обрядностью. В действительности, народные массы киргизов оставались чуждыми канонизированному исламу. Следует отметить, что усилия му -сульманского духовенства по распространению идей были направлены главным образом для господствующих прослоек киргизского общества, в то же время как трудовое большинство нахо -дилось под определяющим влиянием доисламских реликтов. Домусульманские реликты сохраняются не только по традиции, но не в меньшей мере и потому, что они диалектически взаимосвязаны с пережитками самого ислама, порою переплета -ются, взаимопроникают. Несмотря на то, что у киргизов женщины принимали в повседневной жизни несравненно большее участие,чем женщины живущие в соседних краях, в условиях патриархального быта многие негативные стороны духовной жизни сконцентрированы в женской среде. Женщина была главным лицом,тесно связанным с домашним очагом, инертными семейными узами. И вполне естественно, что ей в первую очередь приходилось выполнять религиоз -ные обряды и суеверные обычаи. К тому же определенная часть обрядов была связана с ритуальным комплексом,подготовкой которого занимались преимущественно женщины. Поэтому во многих случаях женщина-киргизка выступала хранительницей заскоруз -лых религиозных традиций. Такая роль ее, переходя от поколения к поколению, превратилась в традицию, которая проявляется в определенной мере и сейчас. Октябрьская революция открыла новую эпоху - эру творческого созидания социалистической жизни. Животворный пульс социально-экономических изменений послеоктябрьской Киргизии, весь уклад его духовной жизни по своей природе отвергали и отрицали религиозные представления. Но в крае женщины все же жили в значительной степени старыми представлениями. В киргизском патриархально-феодальном строе,сохранявшем в социальной структуре массу архаизмов, в течение длительного времени консервировались древнейшие,домусульманские ре -ликтовые элементы. Ислам скрывал под собой почти не подвергшийся исламизации слой языческих представлений -анимизма,тотемизма, фетишизма, магии, культа предков, аграрных культов, огнепоклонства и т.п. В процессе распространения ислама эти формы верования вливались в соответствующие ритуалы ислама, составляя как бы их определенный элемент. Известный венгерский востоковед И.Гольдциер еще в прошлом веке указал,что,например, культ святых в исламе был "оболочкой, под которой внутри ислама могли сохраниться уцелевшие остатки побежден т ных религий" . Турецкий профессор А.Инан, на основе изучения фактических материалов, пишет: "У киргизов оставшиеся от эпохи шаманизма священные деревья, могилы предков и шаманов, после ис 2 ламизации превращались в гробницы святых евлия" . Примечательно, что даже местные служители мусульманского духовенства являлись настолько примитивно осведомленными в области исламской ортодоксии, что сами были уверены как в существовании различных духов,так и в действительности всевозможных средств борьбы с ними.Более того,некоторые из них открыто воспринимали многие функции доисламских жрецов,в том числе и колдовские.

Большинство исследователей с основанием подчеркивают, что в системе доисламских верований киргизов анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и другие проявления древних верований обладают лишь относительной самостоятельностью: все они не более как звенья одного целого. В сопоставительном плане можно отметить, что доисламские верования преобладали среди женской части населения, в то время как проявления мусульмане -кой религии были распространены главным образом среди мужчин. И сейчас наблюдаем нечто подобное.

Как известно, религия возникла на закате родо-племенно-го строя, когда уровень развития производительных сил еще был весьма низок, производительность труда незначительная, а зависимость людей от природы - огромна. В условиях неразви -того производства и ограниченной социально-исторической практики знания и о себе, и об окружающем мире были мизерными, в общественном сознании изрядная доля принадлежала искаженному отражению действительности. Ф.Энгельс писал: "Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе" .

Наиболее древней системой верования и обрядов, распро страненных стзеди киргизов, как и среди других народов, сталтотемизм. Как известно, основной чертой тотемизма является вера в сверхъестественную связь,в общее происхождение и кровную близость между родовой группой и каким-либо видом животных.

К системе тотемизма, являвшейся сложным сочетанием верований и обрядов, входили мифы о жизни и сверхъестественных превращениях тотемических предков, а также совокупность об

Специфические особенности атеистического воспитания киргизских женщин

Атеизация всего киргизского народа, в том числе женщин-киргизок - это всеобщий закономерный процесс, представляющий собой синтез, соединение лучших черт и свойств атеизации социалистических наций и народностей нашей страны. Но каждая нация, в том числе женская половина ее, в соответствии с недалеким историческим прошлым уровнем развития,в атеизапии имеются свои специфические особенности. В этом всемерно-ис -торическом процессе важное место занимает дальнейшее совер -шенствование атеистического воспитания женщин с учетом не только общих, но и специфических особенностей каждой соци -альной группы и каждого региона. К специфическим особенностям, замедляющим процесс преодоления повышенной религиозности женщин и атеистического воспитания их относятся следующие особенности: 1. Приверженность прежде всего внешней, показной стороне проявления религиозности, выражающейся в обрядах, культовых действиях, чем внутренней ее сущности. 2. Сравнительно большая приверженность верующих в бога женщин-киргизок к реликтам доисламских верований - фетишизма, анимизма, культа предков, тотемизма, магии, культа святых и т.п. 3. Определенная опора на мнения пожилых людей,уважение к ним независимо от их отношения к религии и атеизму, как дань традиционного уважения к старшим и одновременно к общественному мнению, создаваемому скорее всего ими. 4. Сформировавшиеся, но еще не закрепившиеся нормы по -ведения, диктуемые шариатом и адатом - послушание,кротость, робость, покорность судьбе, неоправданная замкнутость и т.п. черты. 5. Воспринятая в семье, но еще не оформившаяся в сознании разница в положении мужчины и женщины, освященная исла -мом, шариатом и адатом, культивируемая взрослыми верующими консерваторами-традиционалистами из среды аксакалов. 6. Сравнительно большая расположенность обыденного сознания, психики верующих киргизок к внушению со стороны микросреды, чрезмерная чувствительность к общественному мнению, никчемная боязнь от микросреды. Можно было бы указать на еще целый ряд специфических особенностей, черт, свойственных верующим, колеблющимся,ин -дифферентным женщинам, но именно вышеперечисленные 6 специ -фические особенности представляются нам основными, определяющими направление и характер, цели и задачи воспитательного воздействия. Рассмотрим более подробно каждую из вышеотмеченных специфических для верующих киргизок особенностей.Это особенно необходимо для определения путей, средств и методов атеистического воспитания их. Верующие поверхностно, отрывочно зная источники ислама, все же видят в нем источник мудростей, критерия нравствен -ности, ключ к счастливой жизни, щит от зла,предвестника добра. Наши конкретно-социологические исследования и личные наблюдения подтвердили положение о том, что верующие в колеблющиеся киргизские женщины крайне слабо знакомы с источ -никами ислама, смутно представляют Коран и хадисы, кое-что знают об установлениях шариата. Это обстоятельство порождает у них множество вымыслов о якобы содержащихся в них откровениях и пророчествах, придает им в глазах доверчивых людей ореол кладезя "неземной" мудрости. Об этом свидетельствуют показатели таблиц 2.1. и 2.2.

Такое положение требует развенчания у них подобных вымыслов, ореола славы, предполагает необходимость усиления критики Корана, хадисов, шариата как на научном, так и на обыденном уровнях. Так следует делать потому, что одна научная критика религиозных писаний в неподготовленной аудитории часто оказывается неэффективной. Отсюда вытекает насущная потребность в специалистах, хорошо знающих Коран, Сунну, шариат, способных аргументированно не только развенчивать ореол, иллюзию святости и вести дискуссию со служителями культа.

В условиях, когда муллы, потомки ишанов, шейхов, отин -биби ограничивают свою деятельность культовой стороной и на поверхности явлений создается иллюзия безвредности, а иногда даже полезности религиозной обрядности или духовной жизни женщин, особенно нетерпимым является мнение отдельных людей, которые зачастую пытаются выдавать обряды за подлинно народные традиции. К сожалению, следует отметить, что такое сме -шение религиозных и народных традиций до сих пор бытует даже

Тетради зап. конкр.-социолог.исследований, № 2, с.8. среди определенной части образованных женщин.

А что касается народных, массовых праздников, они менее поддавались влияюнию религии, в основном сохранив свое первоначальное светское содержание и приняв только религиозную окраску. Это объясняется тем, что народные обряды и ритуалы, происходившие в определенное время года,будучи приурочены к утвердившимся знаменательным событиям в жизни и трудовой деятельности трудящихся, были более близки к реальной жизни. Они вобрали в себя целый комп -леке обрядов и традиций, широко распространенных в народе, отвечающих его эмоциональным потребностям, его повседневному укладу жизни. Поэтому ислам не мог привести их в систему,соответствующую своей догматике, ограничившись лишь установлением своего номинального надзора над их исполнением. В таких случаях присутствуют большей частью нерелигиозные мотивы совершения ряда культовых действий.

Утверждение ислама в Киргизии, как и в других районах нашей страны, проходило как раз в период развития и укрепления феодальных отношений. Сходство исторического развития среднеазиатского и арабского общества явилось определяющим фактором переноса этой религии. Идеология ислама соответствовала потребностям порождавшегося феодального общества,различных ее социальных слоев .

Ислам в Киргизии не имел такого сильного влияния на массы, особенно на женщин, как это было у других народов Средней Азии. Относительно слабую религиозность киргизовтможно объяснить, во-первых, кочевым образом жизни,который не мог способствовать строительству культовых сооружений; во-вторых, отдаленность от мусульманских центров; в-третьих, позднее проникновение ислама среди киргизов, связанное с определенными социально-экономическими условиями.

Новая религия по существу была мировоззрением меньшей части населения феодальной знати; она насаждалась вопреки желанию трудящихся масс, которому больше всего он был чужд. Следовательно, у киргизов даже и до последнего времени широко бытовали пережитки доисламских верований или "народные верования,уходящие своими корнями в глубокую древность. Так называемые краевые (зональные) особенности повышенной религиозности киргизок в сочетании доисламских реликтов с исламскими верованиями, которые образовали народное верова -ние.

Наше многолетнее исследование и личные наблюдения показали, что влияние мусульманской обрядности на женщин не всегда связано с твердым религиозным убеждением, знанием их смысла и назначения. Многие мусульманки, выполняющие религиозные обряды ислама, как правило, не имеют более или менее цельного представления об их священном смысле, не знают их религиозного содержания, различных мифов, связанных с ними. Например, 720 женщин опрошенных нами (табл. 1.3.) в различных регионах республики, не знают о религиозном содержании уразы, а многие из них на наш вопрос, почему и для чего соблюдаются религиозные обряды, не смогли дать вразумительного ответа. Они ответили примерно так: все соблюдают и мы соблюдаем, или же: мои родители соблюдали эти обряды и

Основные пути, средства и методы дальнейшей атеизации быта и сознания женщин-киргизок

К основным путям преодоления религиозных пережитков и атеизации быта и сознания женщин, на наш взгляд, относятся: I) приобщение женщин к общественно-полезному труду; 2) всемерное повышение материального уровня жизни и улучшения их быта; 3) дальнейший подъем образовательного и культурного уровня женщин-киргизок; 3) создание необходимых материальных условий для удовлетворения их духовных запросов; 5) систематическая, целенаправленная эффективная атеистическая пропа -ганда среди них.

Краткое рассмотрение каждого из перечисленных компонентов - основных путей преодоления пережитков и атеизации быта и сознания киргизок и выявление смысла, назначения,характера и возможных последствий проводимых мероприятий, разумеется, будет иметь определенное значение для совершенотвова -ния и повышения эффективности атеистического воспитания женщин-киргизок.

Приобщение всех неработающих по тем или иным причинам трудоспособных женщин к квалифицированному, посильному общественно-полезному труду является определяющим условием преодоления религиозных пережитков и атеизации быта,сознания женщин.

Основоположники научного атеизма указывали,что для вы -работки материалистического, атеистического сознания "...необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении" , разумеется, имея ввиду под этим вовлечение, приобщение людей к труду, исходя из этого указания в Программе КПСС подчеркнуто положение о том, что "формиро -вание нового человека происходит в процессе активного учас -тия в строительстве коммунизма, развития коммунистических на-чал в экономической и общественной жизни" . Эти положения полностью относятся и к женщине.

Как отметил Усубалиев Т.У"., "Огромным достижением нашего социалистического строя является вовлечение в обществен -ное производство женщин коренной национальности" .

Социалистический строй открыл женщинам путь к любой профессии, а научно-технический прогресс, облегчая условия ра -боты, раздвинул границы применения их труда,качественно изменил его содержание. Достаточно отметить, что в настоящее время в народном хозяйстве Киргизской ССР трудится более 533 тыс.женщин - рабочих и служащих, 90 тыс. колхозниц.В 1980 г. женщины составляли 52% занятых в промышленности республики,в сельском хозяйстве - 41,%, в здравоохранении - 80%, в просвещении и культуре - 66%, в торговле, общественном питании,материально-техническом снабжении и сбыте - 65%. Особенно вы -сока занятость женщин в отраслях, выпускающих продукцию народного потребления. В легкой промышленности республики женщины составляют.83% занятых, в текстильной - 71%, в местнойпромышленности - 67,7, в системе бытового обслуживания- 62$ .

О весомом вкладе женщин в развитие экономики нашей республики ярко свидетельствует тот факт, что за самоотвержен -ный труд орденами и медалями СССР награждено более 13 тысяч женщин Киргизстана, 74 удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них - звеньевая колхоза им.Панфилова Калининского района, мать-героины К.Сулайманова, швея Фрунзенского швейного объединения им.1 Мая Мукен Садыкова, председатель колхоза "Коммунизм" Джеты-Огузского района А.Т.Юматова, заместитель председателя колхоза им.Фрунзе Базаркурганского района Ошской области О.Атабекова. Все они служат примером подражания для своих сестер.

Религия, особенно ислам, мешает верующим познать труд как источник гедонистических чувств, работать лишь ради призрачных благ в раю. Советские же люди стремятся создать человеку материальное благополучие на земле. Об этом с законной гордостью говорит Герой Социалистического Труда Керимбюбю Шо-покова, которая отмечает невиданный ранее духовный рост киргизской женщины. А могли ли об этом мечтать женщины мусульманского Востока, о которых В.И.Ленин сказал, что "они самые угнетенные из угнетенных, самые порабощенные из паробощен-ных"2.

Молодая колхозница из колхоза "Кзыл-Аскер" Сокулукско -го района, жена погибшего в бою под Москвой Героя Советского

Союза Дуйшонкула Шопокова, одного из 28-ми прославленных воинов-панфиловцев, несмотря на такую утрату, не пала духом. Своим ударным трудом она решила мстить врагу,организовав ком-сомольско-молодежное звено в колхозе "Кызыл Аскер",комсомолка Шопокова обещала колхозу собрать высокий урожай сахарной свеклы.

В 1942 г. она добилась поднятия урожайности на участке звена в 3 раза, собрав с каждого гектара по 684 ц. свеклы, вместо 210 по плану, а на своем участке - 700 гг.

Не отсюда ли начинается героика сегодняшнего дня? Наверное, да. Ведь преемственность революционных, боевых и трудовых традиций характерная черта нашего общества. И молодежь, идя к своим производственным высотам, снова и снова соизме -ряет свои шаги с поступью страны, с подвигом этих величест -венных женщин. Человек, занятый полезным и любимым трудом,легче и без трагедий сможет перенести всякую семейную, вся 2кую личную неудачу ."...Первой предпосылкой освобождения женщины, - писал Ф.Энгельс, - является возвращение всего женского пола к об -щественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной едини оцей общества" . Советский строй подтвердил на примере Киргизии марксистскую истину о том, что вовлечение трудящихся, в том числе женщин, в активную производственно-трудовую и об щественно-политическую жизнь является главным фактором ихдуховного развития и освобождения от пережитков религии.

Активная трудовая деятельность, опосредованно через различные факторы, содействует росту атеистической убежденности женщины, помогает преодолению пережитков прошлого в их соз -нании и поведении. Однако было бы ошибочно считать, что ве -рующие в советском обществе - это лишь домохозяйки, пенсио -неры и инвалиды. В действительности все еще встречаются разнообразные социальные характеристики женщин, находящиеся еще под тлетворным влиянием религии. Так, например, немало верующих в бога и колеблющихся женщин трудится в колхозах,на промышленных предприятиях, в учреждениях. Тем не менее, это отнюдь не опровергает марксистского положения о решающей роли производственной деятельности в атеистическом воспитании трудящихся, и в частности, женщин. Общеизвестно, что в процессе трудовой деятельности у человека вырабатывается материа -листическое отношение к миру. Участие в труде на благо общества

Похожие диссертации на Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания в условиях современной Киргизии