Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Факторы становления научно-материалистического мировоззрения у студенческой молодеші ВНР 17
1 Воплощение в дизнь марксистско-ленинских прин ципов свободы совести и отношения партии к религии и развитию атеизма в условиях социалистической Венгрии , 17
2 Роль культурной революции в становлении научно-материалистического мировоззрения в новых поколениях венгерского общества 30
3. Исследования в области атеизма - создание научной базы атеистического воспитания в высшей школе ВНР 55
Глава II. Становление научно-атеистических идей в деятельности высшей школы в период строительства социализма в ВНР 93
1.1 Борьба ВСРП за внедрение марксистско-ленинских идей и воспитание и обучение в высшей школе 93
2. Становление и развитие научно-атеистического воспитания в высших учебных заведениях Венгрии 111
Заключение 145
Приложения 155
Список литературы
- Роль культурной революции в становлении научно-материалистического мировоззрения в новых поколениях венгерского общества
- Исследования в области атеизма - создание научной базы атеистического воспитания в высшей школе ВНР
- Борьба ВСРП за внедрение марксистско-ленинских идей и воспитание и обучение в высшей школе
- Становление и развитие научно-атеистического воспитания в высших учебных заведениях Венгрии
Роль культурной революции в становлении научно-материалистического мировоззрения в новых поколениях венгерского общества
Социалистическая культурная революция является органической составной частью строительства нового общества, социалистического образа жизни. Изменения, которые культура претерпевает в эпоху перехода человечества от капитализма к коммунизму, принципиально отличаются от всех прежних революционных преобразований в духовной жизни общества. В отличие гют антагонистических формаций, где социалистическая по содержанию культура не может занять господствующего положения, она становится довлеющей в результате победы социалистических производственных отношений. Ленинская идея о роли диктатуры пролетариата предполагает революционные преобразования во всех сферах социальной жизни: в эконохмике, культуре, быту. Они должны служить коммунистическому воспитанию трудящихся и построению бесклассового общества. Эти коренные изменения осу ществляются путем преодоления буржуазной реакционной культуры, которую В.ИЛенин охарактеризовал, как культуру - в большинстве еще черносотенную и клерикальную, которая "... вообще есть культу т ра помещиков, попов, бу ржу а зші", В отличие от нее новая, социалистическая культура возникает на почве прогрессивных элементов культуры, о которой В.И.Ленин писал: "В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую... мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только д безусловно в противовес буржуазной культуре". Таким образо;.!, социалистическая культура, элементы которой возникают на почве демократической, прогрессивной .культуры еще в условиях буржуазного общества, утверждается в результате культурной революции. Культурная революция включает и коренные изменения в общественном сознании. "Социалистическая культурная революция несет с собой полный переворот во всех сферах и сферах общественного сознания. Важнейшей чертой содержания новой культуры, господство которой она утверждает, является усвоение марксистко-ленинского мировоззрения всеми членами общества, освобождение людей от ненаучных взглядов и представлений. Она ведет к преодолению религиозного мировоззрения, отмиранию религии, как устаревшей формы общественного сознания, вытеснению ее последовательно научным диалектико-мате-риалистпческим мировоззрением". Опыт советского народа, приобретенный в этой области, стал достоянием всего социалистического содружества. Марксистско-ленинские партии, учитывая особенности и специфику своих стран, руководили социалистической революцией, начиная с первых лет установления народной власти. Хорошо известна позиция В.И.Ленина в этом вопросе. "Все нации прийдут к социализму, это неизбежно, - писал он, - но все прийдут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни". На ХХУІ съезде КПСС подчеркивалось: "Наша партия неуклонно придерживается этой ленинской установки, которая сегодня со всей убедительностью подтверждена исто р рической практикой". Достижения социалистической культурной революции создали благоприятные условия для распространения научного, марксистско-ленинского мировоззрения, укрепления социалистической морали и образа жизни, ликвидации исторически сложившихся глубоких противоречий между физическим и умственным трудом, городом и деревней. В.И.Ленин после победы Великой Октябрьской социалистической революции следующим образом сформулировал новую программу: "Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство". Он выдвинул положение об огромных возможностях, которые впервые появились для широких народных масс после победы революции: "Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техни ки, все завоевания культуры станут общенародным достоянием". В Венгрии условия для развития социалистической культурной революции возникли в 1945 г. после освобождения от фашизма.- Это была: "Ликвидация монопольного положеній бывших господствующих классов в области культуры, создание условий для развития культуры рабочих и крестьян, распространение марксистского мировоззрения и, благодаря этому, укрепление духовного единства всего общества, формирование... интеллигенции, заинтересованной в социалистических преобразованиях общества, обязанность государства всеми средствами поддерживать этот процесс, а партии - руководить и согласовы 9 вать все стороны этого разнообразного процесса". Социалистическая культурная революция в Венгрии происходила в трудных экономических, политических и идеологических условиях, которые определяли особенности ее развития и детерминировали ее периодизацию. Первый период /1945-1948 гг./ Молодая венгерская демократия от прежнего строя унаследовала не только отмежевание народа от культуры, но и реакционные настроения, которые, опираясь на национализм и клерикализм, сохраняли свое влияние на значительные слои населения, в том числе и интеллигенцию. После освобождения в период правления коалиционного правительства главной задачей в области культуры была ликвидация остатков фашизма, начало возрождения в духе буржуазной демократии. Коммунистическая партия и в культурной политике выступила с последовательной и реальной программой. Она боролась за то, чтобы и в области культуры,-, прессе и народном образовании преобладали прогрессивные тенденции, развивала широкую пропагандистскую делении В.И., Поли. собр. соч., т.35, с.289. ятельность для ознакомления интеллигенции с учением марксизма-ленинизма. Состоявшийся в 1946 г. третий съезд Венгерской Коммунистической партии в своем решении выдвинул требование о перестройке народного просвещения с тем, "чтобы вся наша культура и образова т нив обновились в духе демократического народа"/ В тот период партия стремилась ликвидировать монопольное положение бывших господствующих эксплуататорских классов в области культуры, для этого был предпринят ряд конкретных мер: увеличен срок обязательного школьного образования, введено бесплатное школьное обучение, созданы так называемые народные интернаты для детей из рабочих и крестьянских семей, введена соответствующая система выдачи стипендий, обеспечение учебниками, обучение без отрыва от производства и т.д. Изменилось содержание образования. Партия стремилась усилить влияние демократических элементов з образовании, предлагала ознакомить молодежь с вопросами классовой структуры и движущими силами развития общества. Большое внимание уделялось распространенней естественно-научных знаний, ознакомление с прогрессивными и демократическими традициями венгерской культуры, искоренению шовинизма, клерикализма и национальной вражды и ненависти из школьного образования, введеншо элементов политехнизации. Программа демократизации образования предполагала национализацию церковных школ, создание единой системы школьного образования и выпуск унифицированных государственных учебников. Этот первый период завершается тем, что в области культуры самым высшим достижением было создание системы единой общегосударственной школы, положено начало формирования новой интеллигенции
Исследования в области атеизма - создание научной базы атеистического воспитания в высшей школе ВНР
Распространение научно-материалистического мировоззрения -всегда актуальная проблема, ибо само научно-атеистическое мировоззрение развивается и обогащается в единстве с развитием и выводами науки и практики. Наука должна обеспечить теоретическую и методологическую основу научно-атеистического воспитания. Успешная борьба с религией предполагает всесторонний подход к использованию самых различных средств и принципов, которые предоставляют наука и общественная практика. Напомним в этой связи совет В.Й.Ленина: "... массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т.п.".
Из этого следует, что научные исследования по атеизму и прак тика атеистического воспитания очень тесно связаны друг с другом.
Минувшие 35 лет научных исследований в области атеизма можно разделить на три периода. Первый этап продолжался от освобождения страны до 1956 г., второй этап - с 1956 г. до 1970 г., а третий - с 1970 г. до наших дней. /Настоящий анализ завершается в 1980 году/.
Эта периодизация несколько отличается от периодизации, предложенной в первой главе. Дело в том, что политические, экономические и идеологические проблемы 1945-1956 годов занимали все силы партии в такой мере, что исследовательская деятельность не числилась в ряду первостепенных задач, хотя ее важность, конечно, учитывалась и значительные усилия были приложены для ее организации. При всем этом в соответствии с-политическим и экономическим развитием объективные и субъективные условия развитая деятельности в этой области создавались постепенно и с определенным опозданием. Только начиная с шестидесятых годов наблюдается интенсивное развитие атеистических исследований.
На первом этапе, когда исследовательская работа в области атеизма только началась, целесообразным казалось употребление тематического распределения только в общих чертах. В последующие периоды, благодаря развитию научных исследований, а также обоснованной и плановой издательской деятельности, атеистическая литература значительно обогащалась. Поэтому дальнейший анализ ее стало возможным осуществлять по отдельным проблемам, что сделано в настоящем разделе диссертации.
Проанализировав достаточный объем научных исследований по атеизму, мы считаем целесообразным разделить их по следующим проблемам: формирование научного мировоззрения ; взаимоотношения ,философии и религии, история религии, религиозные движения, анализ и критика Библии, происхождение, сущность и история христи анства, религиозные организации в Венгрии; антиклерикальная традиция в Венгрии, взаимоотношения науки и религии, верование и мифология.
Первый период /1945-1956 гг./Изучение и критика религии, издание атеистических произведений имеют традиции в передовой общественной мысли Венгрии, хотя последовательная научно-атеистическая работа в стране не располагает большим историческим прошлым. "Общеизвестно, - писал член-корреспондент ВАН можеф Лукач, - что запоздалое капиталистическое развитие и сохранение остатков феодализма до освобождения страны были причиной чрезмерной роли церкви и влияния религии".
Поэтому развитие научной критики религии могло начаться лишь со значительным опозданием. Уже Я.Апацеи-Чере, И.Мартшювич, Г. Бешшонеи, М.Чоконаи, Я.Горарик и другие венгерские просветители вели борьбу с религией и клерикализмом. В XX в. в рамках буржуазного радикализма также велась критика ярелитии, которая, однако, не сумела раскрыть подлинные причины ее существования и наметить пути преодоления. Для развития атеистической мысли не было соответствующих условий: венгерская буржуазия нуждалась в религии, а господствовавшие до освобождения Венгрии клерикальные силы нетерпимо относились к научной критике религии и к подлинной свободе -совести, и даже весьма ограниченную буржуазную нетерпимость допускали лишь с большими оговорками.
Подлинная научная критика религии, исследование истории религии, разоблачение клерикализма, изучение религиозности и массовое издание атеистических произведений стали возможны только после освобождения Венгрии и начала ее социалистического преобразования.
Значительным событием этого периода в пропаганде атеистичес-ских взглядов было издание трудов классиков -марксизма-ленинизма и работ советских авторов. Среди них были труды Энгельса "Ф.Лвд p,G. виг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Анти-Дюринг", "Крестьянская война в Германии", "Диалектика природы", В.И.Ленина "Философские тетради", "Материализм и эмпириокритицизм", работы П.Н.Федосеева, Г.А.Гурьева, П,Ф.Колоницкого, Ф.Оле-щука, Н.М.Никольского, Т.И.Ойзермана, М.С.Плисецкого, В.И.Прокофьева, М.М.Шеймана, В.А.Шишкова и др.
В этот период в Венгрии приступили к осуществлению ленинского завета: "переводить для массового распространения в народе боевую атеистическую литературу конца ХУП века... Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто показывающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов ХУП века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами пересказы марксизма, которые преобладают в нашей литературе и которые /нечего греха таить/ часто марксизм искажают". Были изданы "Ранние греческие материалисты", "Избранные произведения Леонардо да Винчи", "Диалоги" Джордано Бруно, сборники высказываний Джордано Бруно, Галилео Галилея, Томаса Кампанелло, избранные сочинения Т.Мора, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, произведения Б.Спинозы, П.Гольбаха, К.Гельвеция, Л.Фейербаха и др.
Борьба с религиозным мировоззрением за материалистический монизм представлена произведением Л.Рудаша "Материалистическое ми-ровоззрение" и значительной философской работой Г.Лукача "Детро-низация разума". Л.Рудаш знакомит с формированием диалектико-материалистического мировоззрения, связанного с историческими со бнтиями, а также показывает, что новейшие научные открытия подтверждают его истинность. Г.Лукач глубоко анализирует связь современного идеализма с иррационализмом, что в значительной степени помогает понять взаимодействие современного идеализма и религиозности.
Борьба ВСРП за внедрение марксистско-ленинских идей и воспитание и обучение в высшей школе
Роль марксистского мировоззрения возрастает и приобретает все большее значение в процессе строительства социализма" . Этотпроцесс является результатом различных общественных и политических факторов. Большое влияние на него оказывает наблюдаемое в настоящее время мощное развитие науки, возрастающая идеологическая борьба двух систем, происходящее в нашей стране укрепление политической сознательности населения, а также и то, что на повестку дня у нас поставлены новые задачи, связанные со строительством развитого социализма.
По мере роста роли марксистско-ленинского мировоззрения необходимо развивать и улучшать уровень и действенность воспитания, направленного на его формирование. Это требование обусловлено не только новыми задачами, но и тем, что в прошлые годы в этом отно шении не был достигнут уровень, соответствующий современным тре-, бованиям.
Несмотря на значительные успехи по формированию научного мировоззрения, в области воспитания имеются определенные недостатки, что относится в первую очередь к формированию диалектического мышления и исторического подхода к оценке явлений. Не использованы все возможности для распространения и углубления материалистического мировоззрения.
Задачи пропаганды не сводятся только к распространению идейно-политических знаний. Пропаганда не только учит, но и воспитывает, о чем говорится в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", где отмечено, что одной из программных целей Коммунистической партии является "воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности социалистической Родине, делу коммунизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духов тной культуры" . Именно выполнению этих задач и должна быть подчинена пропаганда. Ее функции заключаются в том, что она формирует взгляды и убеждения, и благодаря этому способствует сознательному поведению, соответствующему классовым интересам и действиям. Пропаганда должна связать объяснение фактов с развитием их глубокого осознания и эмоционального восприятия, чтобы у слушателя развилась способность быть подготовленным к их практическому применению в повседневной жизни и общественной деятельности. Вос питательная функция пропаганды в конечном счете предусматривает сознательное формирование личности и развитие ее способностей, подъем идейной и политической сознательности в той мере, которая соответствует современным требованиям строительства развитого социализма, нашим идеям, нормам и целям. Сознательная общественная деятельность и ее всестороннее развитие требуют усиления воздействия как сознательных, так и эмоциональных факторов, их слияние и внутренняя убежденность укрепляются и развиваются благодаря коммунистическому воспитательному воздействию.
Пропаганда должна оказать помощь слушателям не только в формировании умения правильно понимать и оценивать факты и события учебного материала, но и верно судить о тех новых вопросах и явлениях, которые выдвигает практика жизни. Следовательно, обучение необходимо строить так, чтобы "укреплялась социалистическая убежденность слушателей, марксистско-ленинская основа их знаний и мнений, развивалось бы их умение распространять и защищать марксистско-ленинские идеи" . Эти задачи на повестке дня в области пропаганды, призванной формировать глубокую коммунистическую идейность.
Человек - сознательно действующее существо. На основе своих потребностей он ставит перед собой определенные цели, в процессе реализации которых он изменяет, преобразует и познает мир. В своей повседневной, в первую очередь трудовой деятельности, человек неизбежно выдвигает вопросы и проблемы познания мира, которые он стремится разрешить. Они призваны удовлетворить его повседневные практические потребности, а также познавательные и мировоззренческие интересы.
Речь идет о таких вопросах, как например: Какова природа окружающего нас мира? Материален он или духовен? Конечен или бесконечен ли мир? Существуют ли сверхъестественные силы и какова их роль в мире, в судьбе человека? Определяют ли развитие природы и общества объективные закономерности или духовные цели? Какова сущность человека, его место в мире, среди других явлений? Способен ли человек определить свою собственную судьбу или же он подвластен полностью господствующим над ним силам? Может ли человек получить истинные знания о мире и т.д. Это все - мировоззренческие проблемы. "Основным фокусом, в котором концентрируются все мировоззренческие проблемы, - писал член-корр.АН СССР А.Г.Спирнин,-является человек и его отношение к миру, а также мир в его отношении к человеку. Мировоззрение есть определенная концентрация мира и концепция человека, знание того и другого, имеющее смысл социальной, нравственной, эстетической, теоретической ориентации во внешнем мире и во внутреннем мире человека" .
Мировоззрение как обобщенное, всеобъемлющее знание о мире дает ориентир человеку для оценки и понимания различных явлений и событий, по сути определяет способ мышления, его направленность и определенность. Академир П.Н.Федосеев пишет? "Представления и идеи, составляющие основу мировоззрения, становятся убеждением человека, принимают активное участие в формировании позиции чело 2века в отношении самых существенных явлений и событий мира . Следовательно, можно сделать вывод, что мировоззрение оказывает определенное влияние на все стороны деятельности человека, включая егополитическую и нравственную позицию.
Мировоззрение не только отражает мир, но и осуществляет ценностную ориентацию личности: что считать благом, какой способ поведения положителен, а какой неприемлем. Мировоззрение определяет идеалы, цели, представления, которые придают известный смысл жизни человека, его поведению. Поэтому "мировоззрение не только способ мышления, но и эмоциональное и волевое отношение к явлениям окружающей действительности. Более того, - как пишет А.Г.Спиркин, - это "принцип жизни" . Исходя из этого, он продолжает:"эти же идеи, которые влияют на нормы человеческого поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стрем р лений, идеалов, целей, на его быт, вкусы и интересы" .
Благодаря этому мировоззрение оказывает решающее влияние на нашу практическую деятельность.
Становление и развитие научно-атеистического воспитания в высших учебных заведениях Венгрии
Подготовка подрастающего поколения к выполнению всевозрастающих задач социалистического строительства является важной составной частью созидания нового общества. Рабочий класс и его руководящая партия - ВСРП делают все для того, чтобы молодежь являлась не повторением старшего поколения, а соответствовала тем новым требованиям, которые возникают по мере создания будущего, но в то же время сохраняла лучшие черты отцов. Тов.Я.Кадар на ХП съезде ВСИГ в своем отчетном докладе, говоря о молодежи, сказал:"Наша партия считает, что подавляющее большинство венгерской молодежи является сторонниками социализма, в нем видят обеспеченным свое будущее." В положении и поведении молодежи находит отражение и общее состояние общества. Наша молодежь своей подготовленностью и своими делами доказывает, что на нее можно рассчитывать, она выполняет свои обязанности в учебе и труде, честно выполняет свой долг по защите Родины, принимает участие в общественной жизни. Наш социалистический строй открывает широкий простор для развертывания энтузиазма молодежи, ее инициативы, способностей" . Ввиду того, что молодежь является гарантом нашего будущего, наша задача руководить ее воспитанием так, чтобы их молодой энтузиазм, творческий порыв и восприимчивость к новому направить по верному пути. В связи с этим Я.Кадар предупреждал, что "нужно еще лучше, чем до сих пор развивать эти качества молодежи, воспитывать молодежь так, чтобы она стала непоколебимым приверженцем и вдохновенным строителем социа р лизма . Для осуществления этих задач огромную работу проводят работники народного образования. Именно поэтому основная задача образования - добиться большей действенности в передаче знаний, в формировании и воспитании социалистического образа жизни. Народное образование обязано играть возрастающую роль в выполнении намеченных партией и осуществляемых всем обществом планов будущего. Школа - средняя и высшая должны подготовить молодежь не только к познанию, но и преобразованию мира. Существенным требованием социалистического народного образования всегда было мировоззренческое воспитание молодежи. На важность формирования мировоззрения указывал В.И.Ленин еще в 1920 году. И это указание не устарело по сей день: "Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программы в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы" .
Это в первую очередь означало, что молодежь должна была быть подготовлена к выполнению тех задач, которые вытекают из планов завершения строительства социализма, из исторических задач строительства коммунизма.Г.Ацел в своем выступлении на Ш Общегосударственном студенческом парламенте, обращаясь к представителям молодежи, сказал: "Многие говорят, что взрослые хотели бы воспроизвести себя в вас, Мы считаем, что этого недостаточно. Мы бы хотели, чтобы через двадцать-тридцать лет, когда вы и ваши коллеги, как взрослые люди будете работать повсюду - в колхозах, на производстве.., в различных руководящих должностях были бы лучшими, чем мы в знаниях,в человечности, чтобы Вы стали людьми, соответствующими запросамо более развитого общества" .
В нашей стране по мере развития нового социального строя постоянно изменяются и возрастают задачи воспитания и образования, хотя основная задача остается неизменной: способствовать тому, чтобы наше подрастающее поколение и каждый молодой человек не только восприняли, но усвоили бы и превратили свои убеждения в дела социализма.
Известно, что образование быстро развивалось в годы культурной революции, как ее составная часть и помогло подготовить кадры народной интеллигенции, необходимые для того, чтобы в короткий срок преодолеть экономическую и культурную отсталость Венгрии. Именно в этот период школа из орудия буржуазной культуры превратилась в средство, способствующее подъему культуры народа и служащее целям рабоче-крестьянской власти.
В ходе культурной революции, как об этом уже упоминалось, в . педагогической работе все б-ольшее значение приобретало влияние марксизма-ленинизма. В венгерском народном образовании это привело к настоящим революционным, качественным изменениям: теперь весь учебный материал пронизан идеями марксизма-ленинизма. Это произошло не вдруг, а в результате долгой и настойчивой, хотя и по сей день незавершенной, идеологической работы. В результате этого в учебных программах, содержании учебников, способе мышле-ния преподавателей, их повседневной педагогической работе и вследствие этого в воззрениях их воспитанников марксистско-ленинские взгляды стали доминирующими.
С целью мировоззренческого и политического воспитания в школах были введены новые учебные предметы, в том числе "Основы нашего мировоззрения" , которые с 1973/74 учебного года начали преподавать во всех классах полной средней школы, а одновременно вУШ классе неполной средней школы в виде эксперимента ввели препо р давание основ гражданских знаний .
В систему мировоззренческого и политического воспитания молодежи наряду со школьным обучением органически вплетается воспитательная работа молодежных организаций, проводимая Коммунистическим Союзом Молодежи и пионерской организацией. Мировоззренческое и политическое воспитание молодежи заключается, с одной стороны, в формировании научного мировоззрения и овладении методом марксизма-ленинизма, чтобы мышление и практическое поведение определялись идеологией рабочего класса. С другой стороны, необходимо добиться, чтобы молодежь противостояла влиянию антинаучного мировоззрения, идеализма, а также взглядов и способа жизни, противоречащим устремлениям социализма.Залогом успеха этой мировоззренческой воспитательной работы