Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Аллаяров Мавлян

Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма
<
Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аллаяров Мавлян. Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма : ил РГБ ОД 61:85-9/735

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Эстетическое воспитание как составная часть коммунистического воспитания

I, Художественная культура и ее роль в эстети ческом воспитании 20-37

2. Совпадение эстетического идеала личности с .общественным - как важнейшая особенность . формирования ее эстетического сознания 38-71

ГЛАВА II. Формирование всесторонне развитой и творчески деятельной личности - основная цель эстетического воспитания в условиях общества зрелого социализма

I. Развитие художественной культуры личности -необходимое условие взаимодействия объек тивного и субъективного в ее творческой деятельности 72-93

2. Место эстетического воспитания в развитии и утверждении социалистического образа жизни 93-133

Заключение 134-142

Список использованной литературы

Введение к работе

Марксистско-ленинская революционная теория обосновала то неоспоримое положение, что необходимость формирования всесторонне гармонически развитой и творчески деятельной личности, в современных условиях развитого социализма, является одной из важнейших задач коммунистического строительства. С учетом неотложности успешного решения указанных задач, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" подчеркивается, что партия "рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм. От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма, осуществление ленинского внешнеполитического курса Советского Союза, укрепление его международных позиций".

В свете этих требований становится еще более очевидной актуальность научного обоснования возрастающей роли эстетического воспитания в целостной системе коммунистического воспитания, а также исследование более эффективных и действенных средсгв его осуществления. Вот почему с учетом неотложности задачи претворения в жизнь указаний ХХУІ съезда КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни, путем всемерного развертывания системы коммунистического воспитания трудящихся, в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на І98І-І985 годы и на период до 1990 года" особо подчеркивается необходимость "совершенствовать формы и методы трудового, нравственного и эстетическо-

I 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.- М.: Политиздат , 1979 , с . б .

го воспитания".

Указанная задача, выдвигаемая партией на современном этапе, обуславливается тем, что с повышением уровня материального благосостояния советского народа создаются реальные возможности более полного удовлетворения его духовных потребностей.

Таким образом, поиск отвечающих требованиям жизни методов и средств эстетического воспитания приобретает особую актуальность в период зрелого социализма. Основные итоги экономического и социально-культурного развития нашей страны, за истекшие годы девятой и особенно десятой пятилеток, убедительно подтверждают, что выполнение широкой программы подъема материального благосостояния советских людей привело к качественно новым переменам в их образе жизни. Об этом ярко свидетельствуют реальные цифровые данные, приведенные в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду КПСС. Например, за истекшие 70-е годы и десятой пятилетки было выделено 32 миллиарда рублей на осуществление общегосударственных мероприятий по повышению заработной платы, пенсий, пособий и т.д. Среднемесячная заработная плата превысила в 1980 году 168 руб. и увеличилась по сравнению с 1970 годом почти в 1,4 раза и в 2 раза увеличились выплаты и льготы из общественных фондов потребления. Наряду с этим ХХУІ съезд партии наметил новые рубежи дальнейшего роста благосостояния советского народа. Соответственно этому на очередном Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся 22 ноября 1982 года, обсуждены проекты Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР на 1983 год. В докладе на Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова выдвинута цель, разработать не только меры и средства решения первостепенной экономической задачи, но и подъема уровня социаль-

  1. Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1981,с. 181.

  2. Там же, с. 35.

но-культурной жизни трудящихся масс. "Таким образом, проект плана подтверждает, что забота о советском человеке, об условиях его труда ж быта, о его духовном развитии, - отмечает он, - остается важнейшей программной установкой партии".

Свидетельством тому служит тот факт, что в Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1983 год намечается повысить реальные доходы на душу населения в 1983 году на 3,0 процента, общественные фонды потребления - на 4,7 процента, что составляет 134 миллиарда рублей. Среднемесячную денежную заработную плату рабочих и служащих намечается повысить до 180,4 рубля и оплату труда колхозников до 130 рублей в месяц. В плане также учтены дополнительные расходы на повышение уровня жизни на-рода в сумме 3,4 миллиарда рублей.

При таком значительном повышении материального благосостояния и роста культурного уровня советского народа необходимость дальнейшего развития его художественной культуры становится составным компонентом совершенствования социалистического образа жизни.

Руководствуясь ленинским указанием о необходимости массового приобщения трудящихся к исторически достигнутым человечеством духовных ценностей, Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют большое внимание вопросам осуществления взаимосвязи формирования художественной культуры личности с реализацией задачи комплексного коммунистического воспитания. Убедительным доказательством этому являются многочисленные Постановления ЦК КПСС, принятые за последние годы. Так,например, только за период 70-х годов были опубликованы следующие важные постановле-

  1. См. Правда, 1982,23 ноября, с.1

  2. См. Правда, 1982,24 ноября, 5.3

ния: "О мерах по дальнейшему развитию детской литературы" (1971), "О литературно-художественной критике" (1972), "О работе с творческой молодежью" (1976), "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения" (1977), "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" (1978), "Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков" (1981), "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" (1982), "О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы" (1983).

В свете требований этих важнейших партийных документов большое значение приобретает необходимость исследования особенностей эстетического воспитания личности средствами художественной культуры.

За последние годы вышел в свет ряд ценных работ, посвященных исследованию сущности и функций эстетического воспитания. Авторы

I Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.-М.:Мысль,1969; Вопросы теории эстетического воспитания. (Под ред. Г.З. Апресяна).-М.: МГУ,1970; Шермухамедов С. Возрастание роли эстетического воспитания в системе коммунистического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма.-В кн.: Некоторые проблемы марксистско-ленинской эстетики.-^Узбекистан, 1975, с.7-35; Основы эстетического воспитания. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. (Под ред. Г.Л. Абрамовича, А.К. Дремова).- М.: Высшая школа, 1975; Киященко Н.И. Сущность прекрасного.- М.: Молодая гвардия,1977; Теория эстетического воспитания. (Под ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова).-Искусство, 1979; Эстетическое воспитание. Учебник для средних проф.-техн. учебн. заведений. (Под ред. В.И. Толстых).- М.: Высшая школа, 1979; Крутоус В.П. Роль эстетического воспитания в движении к новой действительности. - В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.- М.: Прогресс,1980, с. 373-384; Эстетическое воспитание студентов. Сборник трудов ученых социалистических стран. ( Под ред. В.П. Агафонова, М.Ф. Овсянникова др.).- М.: Высшая школа, 1980; Искусство и эстетическое воспитание молодежи. ( Под ред. В.Г. Кисунько, Й.Н. Гращенкова). -М.: Наука, 1981; Эстетическое сознание и процесс его формирования. ( Под ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова).- М.: Искусство, 1981 ; Эстетическое воспитание школьной молодежи. ( Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона). - М.: Педагогика,1981.

указанных работ в основном рассматривают особенности эстетического воспитания в процессе развития и формирования у индивида способности воспринимать, оценивать прекрасное с позиций коммунистических идеалов, в целях преобразования окружающей действительности "по законам красоты" / К. Маркс/.

Этими же авторами более обстоятельно разработаны такие теоретические аспекты проблемы эстетического воспитания, как определение его предмета, цели и задач в единой системе коммунистического воспитания. ~ч

Однако, вопросы практического осуществления эстетического воспитания средствами художественной культуры в условиях современной научно-технической революции являются одним из малоисследованных сторон данной проблемы.

При современных условиях развитого социалистического общества, где эстетическое начало все более проникает во все сферы жизни советских людей, объективно выдвигается задача - еще теснее соединить развитие художественной культуры каждой личности с ее практической деятельностью.

Бот почему можно сказать, что именно данной необходимостью и было вызвано принятие специального Постановления ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой

коммунистического строительства".

Известно, что осуществление эстетического воспитания, как сложного процесса, предполагает комплексное, целенаправленное воздействие объективных и субъективных факторов на развитие эстетического сознания личности, а из этого следует, что искусство является одним из важнейших средств в системе эстетического воспитания.

I См.: Советская культура, 1982, 30 июля, с.1.

При этом художественное воспитание, имея свои специфические задачи - формирования у личности способности понимать, оценивать ценности искусства и наслаждаться ими, выступает необходимым компонентом функционирования художественной культуры. Отсюда становится ясным, что практическое осуществление эстетического воспитания средствами искусства невозможно вне художественного воспитания.

Однако, у нас, до сих пор как в теории, так и практике эстетического воспитания, не всегда еще учитывается внутренняя диалектическая взаимообусловленность двух вышеуказанных видов воспитания и все более возрастающая роль художественного воспитания в целостной системе коммунистического воспитания. Поэтому не случайно в передовой статье газеты "Советская культура" - "Эстетика и личность" подчеркивается, что "не все еще осознают важность такого воспитания (т.е. художественного воспитания - М.А.), отводя ему второстепенную роль, забывая, что без выработки строгого художественного вкуса, без постоянного, повседневного приобщения к новым явлениям советской литературы, театра, музыки, кино, изобразительного искусства не может быть и должного постижения нрав-

ственных, эстетических норм социалистического общества".

В соответствии с этим в диссертации особое внимание уделено актуальности исследования вопроса изыскания более эффективных форм и методов использования средств художественной культуры в системе эстетического воспитания. Это, на наш взгляд, определяется следующими существенно важными обстоятельствами: во-первых, в объективно-закономерном развитии социалистического общества возникает определенная детерминированность реальной возможности фор-

I См.: Советская культура, 1977, II марта.

мирования эстетической культуры каждой личности, путем развития ее художественных потребностей, вкусов и взглядов; во-вторых, в условиях зрелого социализма, по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым

растут и возможности его активного вмешательства в общественную

жизнь; в-третьих, с учетом сказанного художественное воспитание

приобретает поистине массовый всенародный характер и обеспечивает освоение ценностей художественной культуры трудящимися, что выступает не только как средство ускорения их духовного развития, но становится также большим стимулом усиления творческой деятельности каждого индивида в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; в-четвертых, усиление тенденции расцвета и взаимообогащения национальных культур народов нашей страны еще больше способствует удовлетворению растущих духовных запросов советского народа, как исторически новой формы общности людей.

Наряду с этим следует отметить, что эстетическое воспитание, осуществляемое средствами художественной культуры,основывается на преобразующем характере направленности искусства социалистического реализма. Это обусловлено тем, что своей гуманистической целью, принципами коммунистической партийности и глубокой народности, искусство в нашем обществе служит могучим, незаменимым средством эстетического воспитания трудящихся. Именно этими особенностями отличается марксистско-ленинское понимание сути эстетического воспитания средствами художественной культуры от интерпретации современными буржуазными эстетиками понятия "тотального" развития человека, утверждающего себя, главным образом, как "бытие художест-венное".. В этом плане характерным является то, что современные

  1. См.: Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - Правда, 1983, 16 июня, с.2

  2. Об этом смотрите более подробно: Вдозіина И.С. Эстетика французского персонализма. Критический очерк. -М.: Искусство,1981.

буржуазные эстетики, как Джон Дьюи в работе "Искусство как опыт" (1934), Томас Манро - "Философия и психология художественного воспитания" (1956), Герберт Рид - "Воспитание посредством искусства" (1948), рассматривают суть эстетического воспитания только как воспитание искусством. А последнее, по их мнению, " есть создание осмысленных моделей на основе упорядочения перцептивных ощущений". Иначе говоря, они, игнорируя социальное назначение функции искусства, считают, что оно выступает как "биологический феномен".

Следовательно,ими игнорируется то,что при формировании эстетического сознания индивида,средствами художественной культуры,социальные функции искусства приобретают познавательно-практическую значимость. В этом плане автором в работе делается попытка показать активно-преобразующий характер функций художественной культуры в процессе формирования и развития эстетического сознания социалистического типа личности. Следует также иметь в виду, что по проблемам сущности,структуры,функций и места художественной культуры в общественной жизни за последние годы был опубликован

целый ряд ценных работ в области марксистско-ленинской эстетики ,

  1. Современная буржуазная эстетика. Критические очерки.-М.: Мысль, 1978, с.38.

  2. Егоров А.Г. Проблемы эстетики.-М.: Советский писатель,1977; Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политизадт,1974; Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. Серия "Эстетика" Ш 4,-М.: Знание,1979; Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура.-М.: Наука,1979; Лейзеров Н.Л. Основные этапы развития советской художественной культуры. - В кн.: Октябрь и развитие художественной культуры. -М.: Знание,1977; Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма,- М.: Искусство,1977; его же. Идеология и художественная культура.-М.: Искусство,1982; Художественная культура: проблемы и суждения,- II.: Знание,1982; Художественная культура и гармоническое развитие личности.- Киев: Наукова думка,1982; Человек в мире художественной культуры,- М.:Наука,Ї982.

социологии-1- и литературоведения.

Имеется также ряд диссертаций, посвященных изучению сущности и структуры функционирования художественной культуры в процессе развития духовной жизни общества.

Во всех вышеперечисленных работах можно встретить различные определения феномена художественной культуры, как особого компонента всей духовной жизни общества. Из этих определений следует особо выделить те, в которых художественная культура рассматривается в узком и широком смысле его толкования. Так, В. Скатерщиков определяет художественную культуру как способность понимать искусство, наслаждаться им и стремление активно участвовать в художественном творчестве. Примерно такое же определение дает и М. Храпченко: художественная культура, это "уровень понимания литературы и искусства читателями, зрителями, слушателями и неодно-родное восприятие художественных явлений, и характер их оценок".

Здесь сущность художественной культуры этими авторами берется лишь в узком смысле, в плане освоения конкретным . индивидом

  1. Плотников С.Н. Проблемы социологии художественной культуры,- М.: Знание,1980; Художественная культура и развитие личности. Сб.ст. -М.: Мысль, 1978; Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры.-М.: Наука,1980; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.- ЛГУ,1980 и др.

  2. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма.-М,: Наука,19??: Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. -М.: Советская Россия, 1978 и др.

  3. Богомолова М.Н. Структура и некоторые условия развития социалистической художественной культуры. Автореферат кандидатской диссертации.- М.: 1973; Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов. Автореферат кандидатской диссертации.- М.:1974; Казачук З.Я. Развитие и сближение советских национальных художественных культур в условиях коммунистического строительства. Автореферат кандидатской диссертации.-Киев,1974.

  4. Скатерщиков В. Эстетическая культура советского человека.- М.: Советская Россия,1964,с.18.

  5. Храпченко М. Пути взаимообогащения социалистических культур.- В кн.: Контекст,1979, Литературно-теоретические исследования,- М.: Наука,1980, с.23.

художественных ценностей в целях его эстетического развития.

Ю.А. Лукин, рассматривая художественную культуру в широком смысле, определяет ее как социальный феномен, являющийся "совокупностью созданных данных обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком". Автор в данном определении, в основном, обращает внимание на социальный и структурный состав художественной культуры.

Л.Н. Дорогова в структуру художественной культуры, кроме художественных ценностей, также включает материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Как видно, в этих, приведенных нами выше определениях, феномен художественной культуры рассматривается в ее функционально-структурной "триадности", т.е. в единстве создания, распространения художественных ценностей и усвоения их человеком.

При этом следует отметить, что изучение сущности указанного вида культуры в этом плане имеет большое значение для выяснения ее сложной системообразующей структуры, а также историческо-про-цессуального характера функционирования в обществе. В этой связи заслуживают должного внимания работы А. Егорова - "Проблемы эстетики" (1977), Ю.А. Лукина - "Художественная культура зрелого социализма" (1977), М.С. Каган - "Человеческая деятельность" (1974) в которых нашли свое всестороннее освещение вопросы уточнения исторических этапов формирования социалистической художественной культуры, ее содержания, структуры и функций.

Со все большим утверждением социалистического образа жизни

  1. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма.- М.:Ис-кусеїво,І977, с.138.

  2. См.Художественная культура. Понятия,термины.- М.: Знание,1978, с.9.

всемерно возрастает роль художественной культуры в развитии эстетического сознания каждого индивида, а это в свою очередь, непременно выдвигает на первый план ее главную цель - оказать активное воздействие на процесс формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Необходимость достижения данной цели подсказывает, что нельзя ограничиваться рассмотрением назначения художественных ценностей только в их трех ипостасях: создание, распространение и усвоение их личностью. Это обуславливается, на наш взгляд, следующими двумя обстоятельствами: во-первых, указанная "триадность" художественной культуры не является лишь единственным отличительным признаком для нее, поскольку она в той или иной степени присуща и другим видам духовной культуры. Например, политическая культура, в широком смысле, есть не что иное как выдвижение, распространение определенных идей и усвоение их данной социальной группой, классом.

Во-вторых, если учесть, что культура в марксистско-ленинском понимании есть способ деятельности субъекта, то тогда художественные ценности следует рассматривать не только в контексте создания, распространения и усвоения, но также в статусе их реализации личностью в своей жизнедеятельности.

Между тем, обычно исследователи, выделяя создание, распространение художественных ценностей и усвоения их, не всегда обращают внимание на этот важный четвертый момент - на реализацию индивидом этих ценностей в своей духовно-практической деятельности.

Это объясняется тем неоспоримым фактом, что как распространенность произведений искусства не всегда говорит о его идейно-эстетической ценности, так и сам процесс усвоения может остаться

I См.: Курбанов Б.О. Проблемы восприятия музыки.- В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования-М.искусство,1981,с.81

на уровне лишь понимания, оценки воспринимающим их содержания.

В этой связи особую значимость для понимания смысла реализации личностью художественных ценностей в своей жизнедеятельности приобретает высказывание В.И. Ленина о том, что "достигнутым надо

считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки".

Обобщая вышесказанное нами мнение относительно всей полноты содержания художественной культуры, мы можем определить ее как способ деятельности человека по воспроизводству, потреблению художественных ценностей и реализацию их в духовно-практической деятельности людей, с одновременным выявлением ими своих сущностных сил.

Таким образом, с учетом всего вышеизложенного, в диссертации нами сущность и функции художественной культуры рассматриваются главным образом в контексте взаимосвязи с решением задачи формирования и развития эстетического сознания конкретной личности как необходимого условия для возрастания ее активно-преобразующей деятельности.

Поэтому главной целью данного исследования является раскрытие закономерной взаимообусловленности развития художественной культуры личности и ее творческой деятельности, направленной на преобразование действительности "по законам красоты".

Исходя из этого, в работе нами ставятся и в определенной мере решаются следующие задачи: во-первых, выявить специфику эстетического воспитания средствами художественной культуры в процессе формирования всесторонне гармонически развитой и творчески де-

  1. См.: Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания,- М.: Просвещение,1981, с. 16, 68-69; Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982, с.9.

  2. Ленин В.И. Поли. собр. соч. т.45, с.390.

ятельной личности; во-вторых, рассмотреть совпадение эстетического идеала личности с общественным в диалектическом характере взаимообусловленности художественной и материально-практической деятельности индивида; в-третьих, показать роль художественной культуры как важного компонента функционирования духовной жизни общества с выявлением механизма воздействия искусства на развитие эстетического сознания зрителя, слушателя, читателя; в-четвертых, на основе выяснения особенности развития эстетического сознания личности разработать соответствующие практические рекомендации для осуществления эстетического воспитания как в системе школьного, а также среднего специального и высшего образования.

В связи с выдвижением этих задач в диссертации художественная культура рассматривается как результат развития всех общественных отношений, на базе единства и взаимодействия объективного и субъективного. Иначе говоря, она выступает не только в виде объективного фактора, побуждающего человека к различным видам деятельности, но одновременно является необходимым компонентом субъективного во всей его жизнедеятельности. Такой подход открывает путь к раскрытию сущности вопроса о соотношении между степенью эстетического развития индивида и его материально-практической деятельностью, в целях преобразования окружающей действительности и самого себя. Данное положение вытекает из марксистско-ленинского понимания неотделимости деятельности и культуры: если первая выступает как причина функционирования и развития культуры, то вторая, будучи следствием первого, в свою очередь, оказывает воздействие на дальнейшее развитие деятельности.

В этой каузальности конкретно-исторический тип личности, преследующий определенные цели, выступает одновременно как объектом, так и общественно-историческим субъектом. "Не "история", -

подчеркивал Ф. Энгельс, - а именно человек, действительный, живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. "История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не

что иное, как деятельность преследующего свои цели человека".

Исходя из данного положения, мы можем сказать, что как невозможно функционирование культуры вне своего носителя - деятельного человека, так и немыслимо проявление сущностных сил послед-него вне сферы дальнейшего развития культуры.

Следовательно,функционирование художественной культуры во всей духовной жизни берет свое начало только в реализации конкретным общественным субъектом своих творческих сил.

С учетом всего вышесказанного в работе особое внимание уделяется осмыслению самого феномена "художественное".

Нами констатируется, что содержание данного феномена раскрывается через сущность эстетического. Это обусловлено тем, что художественное, будучи непосредственно связанной с природой и социальной функцией искусства, приобретает статус реализации творческих сил индивида в сфере его эстетической деятельности, а последняя выступает связующим звеном между художественным освоением человеком мира и его практической деятельностью. В силу этого искусство, как проявление феномена художественного, отражая в себе социальный опыт определенных классов и одновременно выступая формой эстетической деятельности, становится причастным к преобразованию мира и самого человека.

\

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.2,с.102. В последнее время анализ вопросов о единстве культуры с деятель ностью человека становится предметом специального исследования. См.:например,об этом статьи под рубрикой "Философия-человек-культура: к ХУП Всемирному философскому конгрессу'в журнале "Вопросы философии" 1982,11, с.34-52; т, с.15-30; №10,е.42-52.

Именно этот существенно важный методологический подход не всегда учитывается теми авторами , которые несколько односторонне интерпретируя сущность и функции художественной культуры, не видят их взаимосвязи с эстетическим развитием личности. Подтверждением этого является то, что в некоторых работах развитие художественной культуры конкретной личности рассматривается только как способность усвоения и оценки произведений искусства, а также созда-

т ния художественных ценностей. В отличии от такой традиционной

точки зрения в диссертации формирование и развитие художественной

культуры индивида, являющейся ядром его эстетической культурьг,

берется нами как особый способ эстетического отношения к действительности.

Именно в таком аспекте следует объяснять необходимость развития художественной культуры индивида как важнейший фактор его эстетического воспитания. Это в свою очередь требует формирования художественного сознания, что связано с глубоко личностным характером уровня развития этого сознания.

Такая особенность указанного вида сознания предполагает наличие эмоционально-психологического осмысления, сопереживания идейного содержания произведений искусства. Соответственно этому в диссертации подчеркивается непосредственное воздействие средств художественной культуры на возрастание художественного сознания индивида через систему: художник-произведение- личность.

При анализе воздействия на развитие художественного сознания через систему следует исходить из того, что искусство является структурообразующим элементом художественной культуры. Такое

  1. См.:например, Мелехова А.К. Природа художественной культуры личности.- В кн.: Методологические проблемы эстетического воспитания. Свердловский гос.пед.институт. 1974, с.23-31.

  2. См.: Егоров А. Проблемы эстетики.-М.: Советский писатель,1977, с. 138.

толкование особенности искусства позволяет рассматривать функции всех его видов в их диалектическом взаимодействии, что обеспечивает комплексное, системное влияние средств художественной культуры на развитие эстетического сознания человека.

Именно исходя из этого основополагающего положения в диссертации делается попытка выявить особенности воздействия художественной литературы на эстетическое развитие личности. Ввиду этого в работе рассматривается вопрос формирования способности у читателя адекватно воспринимать идейное содержание литературных произведений.

Далее подчеркивается, что эстетическое воспитание, осуществляемое средствами художественной культуры, свой практический действенный статус обретает только в диалектической взаимосвязи с процессом самовоспитания и самоутверждения личности.

В работе также уделяется внимание исследованию единства и совпадения эстетического идеала личности с общественным, что является важнейшим условием формирования ее диалектико-материалисти-ческого мировоззрения. При этом эстетический идеал рассматривается как концентрированная форма выражения эстетического сознания, которая выступает не только существенным элементом мировоззрения,

  1. Здесь следует отметить, что воспитательная функция художественной литературы в литературоведении обычно рассматривается обособленно от других средств художественной культуры. Лишь за последние годы некоторые авторы начали изучение литературы в системности. См.: Ю.Барабаш. Вопросы эстетики и поэтики.-М.: Советская Россия,1973. М.Храпченко. Размышления о системном анализе литературы.- В ж-ле Вопросы литературы,1979, №3, с.90-111.

  2. Имеется ряд содержательных работ, посвященных вопросам восприятия произведений художественной литературы. Левидов A.M. Автор-образ-читатель.- Л.:ЛГУ,1977; Молдавская Н. Литературное развитие школьников в процессе обучения.-М.: Педагогика,1976; Никифорова О.й. Психология восприятия художественной литературы.-М.: Книга,1972; Общество,'литература чтения. Восприятие литературы

в теоретическом аспекте, (перевод с немецкого. Под ред. О.В. Егорова).-М.: Прогресс, 1978; Полозова Т.Д. Открытие мира;»-М.: Просвещение,1979 и др.

но и как цементирующая основа других его компонентов.

Вопрос о месте и роли эстетического воспитания в развитии и утверждении социалистического образа жизни нами рассматривается как логическое завершение исследования темы диссертации. Исходя из этого, автором делается попытка обосновать тезис о том, что осуществление вышеуказанного вида воспитания должно быть направлено на обеспечение эстетизации всех сторон жизнедеятельности личности. В этой связи в заключительной части работы более обстоятельно дается анализ комплекса вопросов, связанных с задачей поиска форм и методов совершенствования, прежде всего, школьной и вузовской системы эстетического воспитания.

В целом вся работа над диссертацией была основана на применении исходных принципов марксистско-ленинской методологии к анализу вопросов взятой нами темы. При этом были использованы основные Положения Программы КПСС, съездов нашей партии, постановления ЦК КПСС о формировании и воспитании нового человека - строителя коммунизма. Наряду с этим также были взяты материалы XX съезда Компартии Узбекистана, посвященные вопросам дальнейшего улучшения системы эстетического воспитания в республике.

Художественная культура и ее роль в эстети ческом воспитании

Процесс формирования всесторонне и гармонически развитой личности на современном этапе с необходимостью требует подъема ее эстетической культуры, что, в свою очередь, предполагает решение неотложной задачи приобщения народных масс к более широкому освоению художественных ценностей. В этом аспекте важное значение приобретает исследование роли художественной культуры в эстетическом развитии и воспитании личности,

Актуальность постановки и решения данной проблемы, на наш взгляд, еще не нашла в должной мере своего всестороннего изучения как в теории, так и практике эстетического воспитания.

Методологической основой исследования указанной проблемы является марксистско-ленинское учение о сущности и функциях искусства и литературы как важного фактора формирования и воспитания нового человека. Исходя из этого нами уточняется структура и характер функционирования художественной культуры в системе разви -тия всей духовной жизни нашего социалистического общества. За последние годы появился ряд таких ценных работ, как "Проблемы эстетики" (1977), А.Г. Егорова, "Эстетические взгляды общества и художественная культура" (1979) Л.И. Кунчевой, "Художественная культура зрелого социализма" (I974-) Ю.А. Лукина, "Художественная жизнь общества как объект социологии искусства" (1980) Ю.В. Перова, статья П.Н. Когана о понятии "Эстетическая культура" в книге "Теоретические проблемы методологии марксистско-ленинской эстетики" (1975), "Художественная культура: проблемы и суждения" (1982), "Художественная культура и гармоническое развитие личности " (1982), в которых делается попытка определить структуру и функции художественной культуры в развитии общества.

В целях выявления специфики функционирования художественной культуры, некоторые исследователи, исходя из самой природы и функций искусства, пытаются отождествить их с сущностью художественной культуры.

Однако художественную культуру, как мы считаем, неправомерно сводить к искусству, так как оно является одной из форм общественного сознания, отображающей действительность в образно-художественной форме, а художественная культура есть сложная динамическая система, представляющая совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусств.

При рассмотрении данного вопроса следует, на наш взгляд, выяснить, каково действительное соотношение художественной культуры и искусства, то есть, каким образом они взаимодействуют в структуре всей духовной жизни общества. Данная позиция в постановке указанного вопроса определяется тем, что искусство, обладая полифункциональной природой, является структурообразующим элементом художественной культуры.

Для того, чтобы лучше разобраться в вопросе о месте искусства в функционировании художественной культуры, целесообразно было о бы взять их соотношение в качестве целостного системообразования.

Марксистско-ленинский системный подход к изучению сложных социальных явлений есть важнейший методологический принцип анализа исследуемых нами вопросов. Ф. Энгельс, указывая на определяющую роль экономического базиса в развитии всей духовной жизни общества отмечал, что все формы общественного сознания, обладая относительной самостоятельностью и взаимодействуя между собой как система, в свою очередь оказывает обратное влияние на атот решающий фактор общественного развития. "Политическое,правовое, философское» религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие,- писал он, основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете, всегда прокладывающей себе путь"?

Особенность системного подхода, применительно к изучению функционирования художественной культуры в развитии духовной жизни общества, по нашему мнению, состоит в необходимости учета следующих отправных методологически важных моментов:

а/ наличие относительной самостоятельности всех структурных элементов каждой взятой системы;

б/ неизбежность взаимосвязи и взаимодействия структурообразующих элементов данной системы, придающих ей качественную определенность;

в/ наличие взаимозависимости в функциональном соотношении между основными компонентами художественной культуры в процессе развития всего духовного производства.

Совпадение эстетического идеала личности с .общественным - как важнейшая особенность . формирования ее эстетического сознания

Объективная закономерность возрастания роли художественном культуры в формировании всесторонне и гармонически развитой личности на современном этапе требует специального исследования механизма ее функционирования в системе эстетического воспитания.

Действенно-преобразующий характер воздействия художественной культуры на процесс формирования эстетического сознания обусловлен прежде всего отражением в ней совпадения принципов общественного и эстетического идеала личности. Это связано с тем, что совпадение и единство указанных идеалов вытекает из гуманистического характера самого социалистического общества и его образа жизни. Данное положение свидетельствует о том, что художественная культура, будучи связанной со всеми сферами развития духовной жизни общества, в своем содержании отражает действительность с позиций определенных эстетических идеалов, выражающих интересы социальных групп, классов данного общества.

В соответствии с этим необходимость учета совпадения эстетического идеала личности с общественным., является одной из особенностей целостной системы коммунистического воспитания. Из этого следует, что важнейшей задачей теории эстетического воспитания является анализ социальной значимости совпадения эстетического идеала личности с ее морально-нравственными, социально-политическими идеалами.

Некоторые теоретические аспекты данной проблемы в той или иной степени нашли свое отражение в работах Г.З. Апресяна, А.И. Бурова, С.С. Гольдентрихта, Е. Громова, Н.К. Гей и В.И. Пискунова, А. Егорова, Э. Ильенкова, Э. Иона, 0. Лармина, В. Муриана, А. Пли-ева, В.К. Скатерщикова, Л.Н. Столовича и др.

В то же время исследование необходимости единства и совпадения общественного и эстетического идеала личности в контексте с решением задач эстетического воспитания, еще не стало предметом специального исследования.

В имеющихся работах по проблеме единства эстетического идеала с общественным, данное единство рассматривается преимущественно в соотношении с нравственным, политическим идеалами. При таком подходе формирование эстетического идеала ограничивается показом его связи только с указанными сторонами духовного развития личности. Ввиду этого, на наш взгляд, следовало бы не упускать из поля зрения то обстоятельство, что эстетический идеал личности, совпадая с общественным, находится во внутренней взаимосвязи со всеми сторонами ее духовно-практической деятельности, где имеет место и эстетическая.

Вот почему, вполне прав А.Г. Егоров, который отмечает, что " у нас еще очень мало работ, раскрывающих социальную природу эстетического идеала коммунизма, его связь с практической деятельностью масс".

Некоторые авторы формирование эстетического идеала рассматривают как конечную цель эстетического воспитания. Так, в статье "Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения" отмечается, что . Эстетический идеал - центральная категория теории эстетического воспитания, его формирование у подрастающего поколе р ния - важнейшая цель этого воспитания". Другой исследователь, Е.С. Громов, в своих тезисах доклада "Эстетический идеал и эстетическое воспитание" пишет: "Эстетическое воспитание есть, по существу, воспитание идеалов",

Такая интерпретация сущности формирования эстетического идеала, на наш взгляд, ведет к суживанию цели эстетического воспитания, так как указанный процесс выражает лишь одну из форм развития эстетического сознания, так как последнее, кроме эстетического иде ала, включает в себя и такие формы, как эстетическая потребность, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетические взгляды.

Без учета наличия взаимосвязи всех этих форм невозможно осуществление эстетического воспитания как единой, целостной системы.

Все это нами особо подчеркивается ввиду того, что следует исходить из совершенно новой постановки ХХУ съездом КПСС задачи необходимости комплексного подхода к делу всей воспитательной работы.

Данный подход и определяет конечную цель эстетического воспитания - формирование социально-активной, творчески деятельной личности. Именно из такой постановки вопроса напрашивается вывод, что важнейшим условием достижения указанной цели выступает необходимость совпадения эстетического идеала личности с общественным.

Подобный аспект изучения взятой нами проблемы предполагает интерпретацию природы эстетического идела в двух ее особенностях: во-первых, указанный идеал, будучи формой эстетического сознания и внутренним содержанием целеполагающей деятельности индивида выступает важнейшим компонентом формирования его научно-материалистического мировоззрения; во-вторых, эстетический идеал, с одной стороны, детерминируется развитием уровня эстетического чувства, потребности, вкуса и взглядов, а с другой стороны - является ядром всех других форм эстетического сознания.

Таким образом, при объяснении формирования эстетического сознания личности, в процессе развития ее творческой деятельности, нельзя ограничиваться лишь указанием на конкретно-чувственную форму бытия эстетического идеала как представление о прекрасном, совершенном.

Развитие художественной культуры личности -необходимое условие взаимодействия объек тивного и субъективного в ее творческой деятельности

Основоположники марксизма, научно обосновывая процесс общественного труда как основу формирования и развития человеческого общества указывали, что социальная сущность индивида должна проявляться в процессе производства и потребления материальных и духовных ценностей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что художественная культура, будучи связанной с результатами развития материальной и духовной жизни общества, выступает показателем как изменения обстоятельств условий жизни людей, так и степении усвоения индивидом навыков овладения способами реализации его стремлений к производству и освоению духовных ценностей.

Следовательно, развитие и функционирование художественной культуры в системе духовной жизни является необходимым условием взаимодействия объективного и субъективного в формировании творчески деятельной личности.

Воздействие средств художественной культуры, являясь объективным условием восприятия, усвоения человеком духовных ценностей, одновременно выступает и своеобразным стимулом их воспроизводства в его творческой деятельности, что является субъективным моментом в развитии эстетического сознания. Такой подход к рассмотрению данного вопроса определяется следующими обстоятельствами: во-первых, возрастанием уровня развития художественной культуры личности и ростом ее социальной активности во всех сферах ее жизнедеятельности. "Ныне у нас есть все основания говорить об интенсивном развитии художественной культуры, повышения роли эстетического начала во всех областях жизни социалистического общества. Культура выступает как одна из могучих факторов формирования социалистического образа жизни и вместе с тем как одна из его важнейших компонентов". Во-вторых, тем, что только через практическую деятельность личности реализуется ее стремление к усвоению духовных ценностей в целях преобразования мира и самого себя.

Таким образом, существует взаимообусловленность развития духовного богатства личности с богатством ее реальных общественных отношений в условиях развитого социализма, что выступает как тенденция социального прогресса, в котором формируется активно творчески деятельная личность. К. Маркс подчеркивал, "(...) что действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений (...). Только в силу этого отдельные индивиды освобождаются от различных национальных и местных рамок, вступают в практическую связь с производством /также и духовным/ (...)".

Именно в таком контексте следует рассматривать ту специфику функционирования художественной культуры, которая в субъективном отношении выступает в качестве важного средства активизации деятельности индивида. Поэтому правы те исследователи, которые анали зируя сущность и структуру человеческой деятельности, отмечают, что от орудий и средств деятельности зависит способ овладения, усвоения и характер активности субъекта: "Орудия и средства деятельности представляют собой систему " искусственных органов" общественного человека, без которых субъект деятельности является пустой абстракцией". При этом следует подчеркнуть, что субъект, используя художественную культуру в качестве средства своей эстетической деятельности, воздействует на объект через систему общественных институтов. Поэтому такая позиция целого ряда исследователей является, на наш взгляд, более плодотворной в изучении художественной культуры в качестве системы социальных институтов.

Взаимопроникновение художественного развития в самореализации потенциальных сил личности и ее материально-практическая деятельность полнее раскрывается в процессе взаимодействия субъективного и объективного.

Субъективное - это целенаправленная деятельность субъекта, которая характеризуется развитием эмоционально-чувственного мира индивида, его социальной активностью, обусловленных определенным общественно-эстетическим идеалом. Иначе говоря, это реальное проявление действий, мотивов, стремлений личности, ибо в нем наличи-ствуют моменты, зависящие как от познающего и действующего субъекта, так и моменты, не зависящие от него.

Место эстетического воспитания в развитии и утверждении социалистического образа жизни

Цель и задачи эстетического воспитания на современном этапе непосредственно вытекают из самой сущности революционно-гуманистического характера социалистического образа аизни.

Ввиду этого необходимость осуществления эстетического воспитания обуславливается дальнейшим развитием, совершенствованием материальной и культурной жизни нашего общества и вытекают из потребности гармонизации жизнедеятельности каждого советского человека.

Возникает вопрос - в чем же проявляется диалектика утверждения социалистического образа жизни и возрастания эстетического развития личности?

Прежде всего следует отметить, что за последние годы сущность становления социалистического образа жизни чаще всего исследуется в аспекте социально-политического и общефилософского ос т мысления.

В то же время в литературе по вопросам эстетического воспитания проблема взаимосвязи эстетического развития личности с утверждением социалистического образа жизни еще не получил своего достаточного освещения.

Детерминированность взаимообусловленности характера способа производства и становление типа жизнедеятельности людей является отправным пунктом в научном объяснении объективной необходимости развития эстетического начала в формировании социалистического образа жизни.

К. Маркс и Ф. Энгельс в работе "Немецкая идеология" указывали, что способ производства есть не только способ создания необходимых средств к жизни, воспроизводства физического существования индивидов, но "в еще большей степени, это-определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность ин т дивидов, таковы и они сами".

В этом важном теоретическом положении заложен ключ к рассмот рению интересующей нас проблемы, так как образ жизни людей классиками марксизма рассматривается как определенный вид их жизнедеятельности.

В условиях развитого социализма создаются объективные и субъективные предпосылки для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей советских людей, что в свою очередь обратно воздействует на ускорение развития производительных сил. Действие этой закономерности предполагает решение вопроса о совершенствовании социалистического образа жизни через внедрение эстетических начал во все сферы жизнедеятельности людей, что и определяет специфические задачи эстетического воспитания. При этом следует учитывать, что жизнедеятельность каждой отдельной личности сама по себе не исчерпывает всей глубины содержания образа жизни вне учета наличия деятельности определенных классов. Поэтому и образ жизни конкретного индивида в сущности выступает как жизнедеятельность представителя определенной социальной группы, коллектива. "Сущность человека,- отмечал К. Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. Б своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".1

Исходя из данного марксовского положения, можно сказать, что становление социалистического образа жизни представляет собой исторический процесс взаимодействия общества и личности. Наряду с этим диалектический метод познания общественных явлений выдвигает необходимость различать специфику и взаимосвязь образа жизни конкретного индивида и определенных социальных групп, классов.

В чем же состоит различие и взаимосвязь между этими двумя проявлениями единого социалистического образа жизни? Следует прежде всего учитывать, что различие между ними также условно, как и разграничение общественного и индивидуального в социалистическом обществе.

Когда мы различаем общественное от индивидуального, то имеем в виду широкое понятие социального в отличие от личностного. Здесь, естественно, напрашивается вопрос: в каких целях делается такое разграничение? Дело в том,-что в нашем исследовании такая постановка вопроса прежде всего вытекает из того, что необходимо выявить место эстетического воспитания в становлении и развитии социалистического образа жизни.

Диалектика их взаимосвязи обусловлена тем, что необходимость эстетического воспитания индивида определяется потребностью развития самого социалистического образа жизни, а последний, в свою очередь, утверждается и развивается при наличии планомерного, целенаправленного осуществления эстетического воспитания в целостной системе коммунистического воспитания.

Похожие диссертации на Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма