Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Политическая основа марксизма-ленинизма и политическая культура .
I. Понятие и основные элементы политической культуры.Важнейшие черты политической культуры социализма 16
2. Политика как общественное явление. Соотношение экономики и политики 31
3. Учение марксизма-ленинизма о политической системе развитого социализма и политическая культура 49
ГЛАВА II. Политическое воспитание и его роль в формировании политической культуры социалистической личности .
I. Основные формы,методы и средства политического воспитания личности 76
2. Коммунистическая убежденность и общественно-политическая активность личности 101
3. Права, свободы и обязанности граждан в системе политической культуры социализма 121
Заключение 136
Библиография 148
- Понятие и основные элементы политической культуры.Важнейшие черты политической культуры социализма
- Политика как общественное явление. Соотношение экономики и политики
- Основные формы,методы и средства политического воспитания личности
- Коммунистическая убежденность и общественно-политическая активность личности
Введение к работе
Актуальность проблемы. Построение развитого социализма, совершенствование его и переход к развернутому строительству коммунизма усилили значение идейно-воспитательной работы КПСС и Советского государства. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС красной нитью прошла идея о том, что "Партийные комитеты всех ступеней, каждая партийная организация должны понять,что при всей важности других вопросов, которыми им приходится заниматься (хозяйственных, организационных и других), идеологическая работа все больше выдвигается на первый план. Мы ясно видим, какой серьезный ущерб наносят изъяны в этой работе, недостаточная зрелость сознания людей, когда она имеет место. И, наоборот, мы уже сегодня хорошо чувствуем, насколько возрастают темпы продвижения вперед, когда идеологическая работа становится более эффективной, когда массы лучше понимают политику партии, воспринимая её как свою собственную, отвечающую кровным интересам народа." Ццейно-воспитательная работа концентрируется на решении таких проблем, как формирование у всех трудящихся научного коммунистического мировоззрения,воспитание их на идеях марксизма-ленинизма. Для перехода к коммунизму необходимы не только соответствующая материально-техническая база, высокий уровень зрелости социалистических общественных отношений, перерастающих в коммунистические,но и люди, воспитанные в духе коммунистического отношения к труду и общественной собственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, непримиримости к пережиткам прошлого, к буржуазной идеологии и частнособственнической мо-
I. Коммунист,1983, № 9, с.4.
- З -рали, любым проявлениям оппортунизма и ревизионизма.
Возрастание роли коммунистического воспитания, общей и профессиональной культуры, значения всестороннего развития личности стимулируется развертыванием научно-технической революции, поворотом к интенсивным методам хозяйствования, совершенствованием средств массовой информации и пропаганды, усилением идеологического противоборства мирового социализма и мирового капитализма. Повысилась роль КПСС в руководстве и управлении духовным развитием социалистического общества, и это естественно: для своего поступательного развития наше общество нуждается в людях, чье сознание, чувства и действия соответствуют его сущности и закономерностям развития, господствующим в нем принципам и нормам.
Еще ХХІУ съезд КПСС, глубоко разработав конкретные пути усиления идеологической работы партии в условиях развитого социализма, приковал внимание партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций к проблемам коммунистического воспитания трудящихся, всестороннего развития личности. Опираясь на сделанные им обобщения и выводы, ЦК КПСС за период между ХХІУ и НУ съездами партии принял более 30 важных постановлений по всем основным вопросам идеологической деятельности.
ХХУ съезд КПСС, осмысливая накопленный опыт идеологической работы, определил пути её дальнейшего улучшения. В Отчетном докладе ЦК КПСС съезду партии было раскрыто огромное значение комплексного подхода для повышения эффективности коммунистического воспитания народных масс и личности, суть которого - в обеспечении "тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей
- 4 -различных групп трудящихся."
Важную роль сыграло и Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", документ долговременного действия. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось, что в формировании нового человека перед нами стоит еще немало задач, в числе их - воспитание интересов и потребностей личности, соответствующих материальным и духовным возможностям развитого социализма, умение ими разумно пользоваться. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС специально был посвящен актуальным проблемам идеологической работы на этапе совершенствования развитого социализма. На нем было принято важное постановление "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии."
В системе коммунистического воспитания трудящихся ведущая роль принадлежит идейно-политическому воспитанию, что определяется первенствующей ролью политики в отношении экономики, её активном воздействии на все сферы духовной жизни общества. Политика наиболее четко раскрывает классовую сущность воспитательного процесса, его направленность, цели и основные задачи. Ццейно-политическое воспитание служит главным орудием формирования политической культуры масс и личности.
На этапе зрелого социализма, в условиях дальнейшего укрепления социально-политического и идейного единства советского общества и дружбы народов, совершенствования деятельности политической системы социализма, новых задач внутренней и внешней политики, роста политической сознательности, культуры и
Материалы ХХУ съезда КПСС. М.,Политиздат, 1976, с.74.
См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС.М.,Политиздат, 1981, с.63.
- 5 -образованности советского народа имеются большие возможности для улучшения политического воспитания трудящихся, формирования у них высокой политической культуры.
Вместе с тем по мере дальнейшего развертывания строительства коммунизма, усиления исторического творчества народных масс, повышения социальной роли личности возрастает роль их политической культуры, увеличивается необходимость углубленного изучения и теоретического осмысления опыта политического воспитания трудящихся, исследования закономерностей формирования их политического сознания, сущности политической культуры как целостного явления.
Освещая задачи идеологической работы КПСС в связи с принятием новой Конституции СССР, товарищ Л.И.Брежнев в статье "Исторический рубеж на пути к коммунизму" подчеркнул ^'Осуществление демократических прав и свобод коммунисты всегда считали действенным орудием трудящихся в борьбе за социализм и коммунизм." Знание своих прав, умение применять их в интересах строительства нового общества - важнейшая черта активной жизненной позиции советского человека, его высокой политической культуры, формирование и развитие которой было и остается в центре внимания нашей партии. Разумеется, неотъемлемым элементом политической культуры является понимание гражданами своей ответственности перед обществом, своего великого патриотического долга честно и добросовестно трудиться на благо народа, всегда быть готовым к защите революционных завоеваний родины Октября."
Буржуазная идеология, оппортунизм и ревизионизм, фальеи-
I. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи,т.6. М.,Политиздат,1978, с.636.
филируя учение марксизма-ленинизма о социалистической революции, диктатуре пролетариата, социалистической демократии,всячески пытаются доказать непричастность трудящихся к политической жизни, говорят о присущем будто бы им безразличии к вопросам политики и об авторитарности социалистического общества. Настойчиво проводится мысль о неизменной природе человека и его врожденной испорченности, неустранимости чувства индивидуализма и эгоизма, взаимной отчужденности и борьбы между людьми, о бессмысленности самой постановки проблемы воспитания нового человека, способного руководствоваться принципами коллективизма, интернационализма и гуманизма. В то же время идеологи и политики империализма стремятся экспортировать свои реакционные взгляды в страны социализма, чтобы подорвать влияние политической идеологии марксизма-ленинизма. Политическая культура социализма представляет мощное орудие борьбы с антикоммунизмом и антисоветизмом, с идеологическими диверсиями империалистов и их пособников.
Состояние и степень разработанности проблемы. На этапе развитого социализма усиливается интерес философов, социологов и других обществоведов к проблеме личности, развитию её коммунистических убеждений и их претворению в действие. Растет опыт культурно-воспитательной деятельности КПСС, Советского государства и общественных организаций трудящихся, который требует глубокого анализа и эффективного использования. Интерес ученых к проблеме личности связан с ростом её социальной роли, практическими задачами воспитания нового человека - активного строителя коммунизма.
Исследованием воздействия социальной среды на личность,
- 7 -диалектики процесса воспитания, формирования её духовного мира занимаются философы и социологи, изучающие проблему "общество и личность." В их трудах обобщен большой материал, раскрывающий взаимоотношения социалистического общества и личности, её заботу о всестороннем развитии её способностей и их проявлении в познавательной, трудовой и общественно-политической деятельности.
Имеется ряд содержательных работ, посвященных изучению
потребностей, интересов, социальных установок различных соци-
альных групп советского общества. Они позволяют раскрыть взаимосвязь социальной среды и ближайшего социального окружения личности, влияния морально-психологической обстановки в трудовых коллективах на развитие её духовного мира и деятельности. В них широко представлены результаты конкретно-социологических исследований поставленных вопросов.
Появился ряд работ, анализирующих взаимосвязь обществен-ного и индивидуального сознания. Знание механизма этой вза-
1. См. :Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.
М.,1971; его же Человек - обществу, общество - человеку.М.,
I9v5; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.М.,
1968; Шуравлев В.В. Проблемы Духовной жизни общества.Ростов-
на-Дону, 1972; Мысливченко А.Г. Человек как предмет философ
ского познания.М.,1972; Сафронов Б.В..Дорогова Л.П. Мир че-
ловека.М.,1975; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирова
ние социалистического типа личности.М.,1980; Сохань Л.В. Духо
вный прогресс личности и коммунизм.Киев,1966: Строительст
во коммунизма и духовный мир человека.М.,1966; Тугаринов В.
Личность и общество.М.,1965; Харчев А.Г. Становление лич
ности. М.,1972 и др.
См. :Духовный мир советского рабочего.М. ,1972. Коллектив колхозников (социально-психологическое исследование)М.,1970; Культура молодого рабочего.М.,1975; Научные основы воспитательной работы в массах.Л.,1973; Человек и его работа.М., 1967.
Ковалев СМ. Формирование нового человека.М. ,1971 ;Уледов А.К. Структура общественного сознания.М.,1968; Формирование нового человека - одна из важнейших задач строительства коммунизма. М. ,1973 и др.
имосвязи очень важно для теории и практики коммунистического воспитания, поскольку дает возможность уяснить пути приобщения личности к богатствам духовной культуры социализма, развития её творческих сил, преодоления отживших взглядов и представлений.
Весьма успешно разрабатываются в марксисткой литературе проблемы свободы и ответственности личности. В опубликованных работах социальная свобода рассматривается как явление классовое, исторически развивающееся, показывается её неразрывная связь с исторической необходимостью. Знание диалектики свободы и необходимости нужно для понимания взаимосвязи демократии и дисциплинированности, экономических, социально-политических и личных прав и свобод граждан с их обязанностями. Эти вопросы занимают важное место в политической культуре социализма.
Плодотворно рассматриваются в советской философской литературе различные проблемы общей теории культуры, изучаются закономерности и особенности развития социалистической культуры, сущность, движущие силы и особенности культурной революции. Существенный вклад в исследование этих проблем внесли труды академиков В.В.Адоратского, В.Г.Афанасьева, П.Ф.Юдина, М.Б.Митина, Ф.В.Константинова, П.Н.Федосеева, чл.-корр. М.Д.Каммари, М.Т.Иовчука, Ц.А.Степаняна, Б.А.Чагина, докторов философских наук Д.И.Чеснокова, А.Й.Арнольдова, С.Н.Артановс-
I. Аптекер Г.О. О природе демократии, свободы и революции. Пер. с англ.,197В: Давидович В.Е. Проблемы человеческой свободы,Львов,1967; Давыдов Ю.Н. Труд и свобода.М.,1962; Николаева Л.В. Свобода - необходимый продукт исторического развития.М. ,1964; Керимов Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе.М..I960; Плахотный А.Ф. Свобода и ответственность.Харьков.1972; Шахназаров Г.Х. Коммунизм и свобода личности.М.,1960 и др.
кого, Э.А.Баллера, Г.М.Гака, Г.Е.Глезермана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Л.Н.Когана, А.Д.Косичева, Э.С.Маркарьяна, Л.Н.Суворова и др. Внимание философов, социологов, историков, искусствоведов привлек круглый стол "Культура, история, современность", состоявшийся в Москве в 1977 году.
В серии "Актуальные вопросы идеологической работы", выпускаемой различными центральными издательствами страны, опубликован ряд книг, основанных на материалах всесоюзных научно-практических конференций, проводимых отделом пропаганды ЦК КПСС: "Вопросы интернационального воспитания трудящихся",М., 1977; "Идейно-воспитательная работа в производственных коллективах: опыт, проблемы", М.,1976; "Коммунистическое воспитание тружеников села и вопросы повышения культуры сельского быта",М.,1975; "Комплексный подход в идеологической работе. Стиль и методы",М.,1976; "Коллективный организатор соревнования",М.,1976; "Социалистическая дисциплина труда: опыт,проблемы"^. ,1975; "Социально-экономическое планирование и идеологическая работа",М.,1976;"Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся",М., 1983 и др.
В нашей стране сделано немало для изучения идеологической работы КПСС, разработки теории пропаганды, выявления основных принципов и взаимосвязи научно-теоретической, идейно-воспитательной, культурно-образовательной деятельности Коммунистичес-
I. См.:Вопросы философии,1977,№ II; 1978,№ 12; 1982/83 г. к ХУЛ Всемирному философскому конгрессу было опубликовано много содержательных статей, посвященных актуальным проблемам теории культуры.
- 10 -кой партии. При этом особое внимание уделялось и уделяется истории формирования и развития идеологии марксизма-ленинизма, анализу опыта распространения социалистической идеологии среди трудящихся, повышению их политической сознательности, идейной убежденности, их трудовой и общественно-политической активности. Имеется ряд ценных работ, написанных философами, го-сударствоведами и историками. Они освещают идейно-воспитательную деятельность КПСС, Советского государства, профсоюзов и других организаций трудящихся.
Для понимания сущности и роли политической культуры в жизни общества необходимо прежде всего выяснить специфику политики как общественного явления, её закономерности и особенности, исследовать её реальное функционирование в различных условиях. Философско-социологические аспекты политики, разработанные основоположниками научного коммунизма, рассматриваются в трудах: Азаров Н.И. В.И.Ленин о политике как общественном явлении.М.,1971; Белых А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. Изд.ЛГУ,1967; Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство, политика.М,,1970; Вишняков А.С. Исторический материализм и политика КПСС.М.,1971; Кортунов В.В. Ццеология и политика.М.,1974; Разин В.И. Политическая организация общества. Изд.ЛГУ,19б7; Сапожников Н.М. Структура политического сознания.Минск,1969; Славин Л.М. Политическая система социализма и советский образ жизни.Алма-Ата,1977 и др.
I. Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология.М.,1978; Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. Пер. с болг. м. ,1977; Клюшин Г.И.,Мостовой G.H. КПСС - воспитатель нового человека.М.,1970; Лашин А.Г. Воспитательная роль Советского государства.М.,1965; Миловицов С.А. Коммунистическая мораль и воинский долг. М.,1971;мостовой С.Н. Ленинские принципы идейно-воспитательнойр работы.М.,1972 и др.
- II -
Специальные работы, посвященные исследованию политической культуры народных масс и личности, особенностями,её формирования в условиях развитого социализма, специфике политической культуры и её взаимосвязи с другими видами культуры появились в последнее время. Некоторые строны указанной проблемы освещаются в работах по общим вопросам теории государства и коммунистического воспитания, при рассмотрении политических факторов, воздействующих на формирование и развитие политического сознания личности и различных социальных групп. Вместе с тем все еще остро ощущается разрыв между практической значимостью этой темы и недостаточным размахом её исследования.
В учебном пособии "Марксистско-ленинская теория культуры" политической культуре социализма посвящен лишь один абзац. Она расценивается как одно из важнейших завоеваний духовной жизни развитого социализма. Необходимо было посвятить политической культуре социализма в этом пособии специальную главу.
Во многих словарях и справочниках отсутствуют статьи о понятиях, характеризующих сущность политической культуры и политического воспитания. Так, в "Политическом словаре" (М., Госполитиздат,195б) разъясняется, что такое бум, витализм,гипербола, интуиция, деизм и акмеизм, но ни строчки нет о воспитании, в том числе политическом, о политической организации общества, политической системе социализма и политической куль-
I. См. :Блинов Н.,Ожегов Ю. ,Шерегин .Политическая культура социалистического общества.М.,1932; Иовчук М.Т.,Коганл.Й. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы.М.,1979,с.35-47,121-132;Коган Л.Н.Полити-ческая культура социализма.-Научный коммунизм,I979,№ 5, с.56-63; Кейзеров Н.М.Политическая культура социалистического общества.М.,1982: Лисенков М.М.Политическая культура советского человека.м.,1982;Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся.!., 1983; Роль труда в формировании личности,гл.Ш. м.,1980;
Славин Л.М.Политическая культура ^социализма и воспитание нового человека. Алма-Ата,Знание, ІУ82.
туре. Нет ни слова о политической культуре, политическом воспитании и в "Кратком политическом словаре" (М.Политиздат, 1978). В "Философском словаре"нет ни понятия политической, ни философской культуры. Не помещены статьи о воспитании и культуре и их видах и в словаре "Научный коммунизм" (М.,Политиздат, 1980). "Понятие "политической культуры", - указывается в книге "Научно-техническая революция и строительство коммунизма", -еще не утвердилось в нашей литературе." Это, по-видимому,объясняется недостаточной научной разработкой этих понятий, имеющих огромное практическое значение.
Некоторые обществоведы, занимающиеся исследованием духовной культуры, не относят политическую культуру к числу её основных элементов. Так, член-корр. АН СССР М.П.Ким, характеризуя духовную культуру как многосоставную и вместе с тем внутренне цельную социальную систему, указывает:"Три основных образующих её элемента, соответствующие трем основным формам общественного сознания, - это научная, нравственная и художественная культура. "2
В учебном пособии "Основы марксистско-ленинской теории культуры" (М.,"Высшая школа",1976) рассматриваются закономерности развития важнейших элементов культуры коммунистической формации -идеологии, науки, эстетической и нравственной культуры, но в их числе отсутствует политическая культура. По мнению болгарского философа В.С.Добриянова, важнейшими составными элементами духовной культуры является наука, искусство, идеология, образо-
Научно-техническая революция и строительство коммунизма. М.,Мысль,1976, с.26э
Ким М.П. 0 культуре как предмете исторического изучения. Вопросы истории,1974, № II, с.35.
- ІЗ -ваше, средства массовой информации;1 о политической культуре в его монографии не говорится. В материалах совместного коллоквиума Академий педагогических наук СССР и ГДР, посвященного проблемам педагогического воспитания школьников и, несомненно,
обогатившего педагогическую мысль, о политическом воспитании
о вспоминается лишь в двух абзацах.
Научная новизна диссертации. Устранение отмеченных выше пробелов, всесторонняя разработка марксистско-ленинского учения о политической культуре социализма является ныне одной из важнейших задач марксистско-ленинской философии и теории научного коммунизма. В диссертации делается попытка исследовать следующие вопросы, которые пока не получили должного освещения:
Осветить основное содержание политической культуры социализма, взаимосвязь политической культуры и политической идеологии марксизма-ленинизма, роль последней в формировании политической культуры трудящихся и социалистической личности, её коммунистической убежденности и социальной активности.
Раскрыть роль политической культуры социализма в формировании идейно-зрелой, духовно богатой личности в условиях развитого социализма.
Исследовать роль политического воспитания в формировании политической культуры личности, её идейно-политических качеств, показывается значение политической культуры в разъяснении личности её гражданских прав, свобод и обязанностей.
Сформулировать основные критерии, определяющие основные
Добриянов B.C. Проблемы теории развитого социализма. Пер. с болг.М.,Мысль,1976, с.216.
См.: Актуальные проблемы коммунистического воспитания уча-
щейся молодежи. М..Педагогика,1974, с.123-124.
- 14 -черты понятия политической культуры личности.
Этим определяется структура и содержание диссертации.
Методологической основой исследования служат труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о сущности и закономерностях политики, роли политической идеологии, идейно-политической и организаторской деятельности Коммунистической партии в коммунистическом воспитании, в революционном преобразовании общества, строительстве социализма и коммунизма. Автором изучены и использованы Программа КПСС и Конституция СССР, материалы и документы ХХШ-ХХУІ съездов партии, другие документы КПСС, труды руководителей КПСС и Советского государства. Автор изучил также труды советских философов, государствоведов и историков, периодическую печать, статистические справочники и другие материалы, имеющие отношение к теме.
Наряду с общесоюзными широко использовались казахстанские материалы, характеризующие состояние и формы идейно-политической деятельности партийных, профсоюзных, советских и общественных организаций, трудовых коллективов.
Практическая значимость работы. Исследование проблем, связанных с формированием политической культуры социалистической личности, её политического воспитания в условиях развитого социализма имеет огромное теоретическое и практическо-политичес-кое значение. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто, что критерием оценки идеологической деятельности является уровень политического сознания и трудовой активности масс. В этой связи теоретическое исследование, посвященное изучению актуальной проблемы формирования научного, марксистско-ленинского мировоззрения находится в русле важнейших задач, поставленных перед советскими обществоведами ЦК КПСС.
В диссертации даются практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования. Кроме того к диссертации прилагается список опубликованных диссертантом работ, которые вошли в научный оборот.
В главе I "Политическая идеология марксизма-ленинизма и политическая культура" ставится вопрос о содержании социалистической политической культуры и рассматриваются её важнейшие проблемы. Конкретно это означает, что исследуется теоретическая основа политической культуры социализма, разработанная классиками марксизма-ленинизма и развитая дальше в документах КПСС, международного коммунистического движения, в трудах обществоведов-марксистов на основе обобщения практики классовой борьбы, строительства социализма и коммунизма.
В главе П "Политическое воспитание и его роль в формировании политической культуры социалистической личности" исследуются основные пути, методы и средства политического воспитания трудящихся, способы его воздействия на духовный мир советского человека, усиления его трудовой и общественно-политической активности. Политическая культура прививается целой системой учебных и культурно-просветительских учреждений, организующих распространение идей научного коммунизма, разъяснение политики Коммунистической партии и Советского государства. Решающим звеном в этом процессе служит идеологическая деятельность КПСС, коммунистическая пропаганда, соединяющая теорию марксизма-ленинизма с практикой коммунистического строительства.
Понятие и основные элементы политической культуры.Важнейшие черты политической культуры социализма
Политическая культура, будучи мировоззренческой категорией, представляет собой совокупность духовных ценностей (идей,принципов, традиций и т.д.), являющихся основой, критерием и движущей силой процесса познания, освоения, изменения и совершенствования политической жизни общества. Вместе с тем, в содержание феномена политической культуры входит процесс освоения и использования существующих ценностей, усиления их влияния на развитие общества, процесс творческой деятельности по преобразованию общества, прежде всего политических отношений, создания новых ценностей. Политическая культура воплощается в деятельности организаций и учреждений, которые руководствуются соответствующими идеями и взглядами, так или иначе воздействуют на ход экономического, социального и политического развития общества в интересах определенного класса, удовлетворения его экономических и политических потребностей и интересов. Понятие "политическая культура" используется также для характеристики уровня политических знаний различных классов, социальных групп и личности, культуры их деятельности в области политики.
Политическая культура включает такие тесно связанные и взаимодействующие друг с другом элементы, как создание политических знаний и других духовных ценностей; распространение этих знаний с помощью соответствующих средств, методов и форм, закрепление политических ценностей в сознании и деятельности людей; кадры, вырабатывающие политические знания и осуществляющие политическое обучение, образование и воспитание; общности объединения и отдельные лица, которые овладевают политической культурой и используют её в своей практическойд деятельности. В современной буржуазной литературе политическая культура определяется как такая "совокупность отношений, верований и чувств, которые упорядочиваются и придают смысл политическому процессу, обеспечивают соблюдение норм, регулирующих поведение в политической системе." Здесь отмечены некоторые элементы политической культуры, но в целом приведенное определение нельзя признать удовлетворительным, поскольку политическая культура отождествляется с совокупностью политических отношений, которые существуют самостоятельно, независимо от экономической основы общества. Такой подход, присущий идеалистическому воззрению на общество, не позволяет правильно понять действительную природу политики, политической культуры и их роль в жизни общества. Подлинный смысл "политического процесса" не во взглядах людей самих по себе, а в том, как в них - правильно или ошибочно, извращенно - отражается объективная сущность основных экономических и политических интересов классов, социальных групп. К тому же политическая культура в состоянии обеспечить "соблюдение норм, регулирующих поведение в политической системе" лишь при условии, когда они опираются на реальную силу классов, других общностей, государства, правовой надстройки, авторитет политических партий, общественного мнения и т . Сущность и функции политической культуры невозможно понять, если игнорировать её классовую природу, борьбу классов, роль государства в политической организации общества.
В советской философской литературе, имеющей богатейший опыт исследования политики и политического сознания, механизма формирования политических ценностей и их распространения, еще в начале 70-х годов было обращено внимание на необходимость выявления специфики политической культуры, её связи с другими элементами политической надстройки. Большой интерес вызвало определение политической культуры, предложенное Ф.М.Бурлацким и А.А.Галкиным. Они рассматривают политическую культуру как "уровень знаний и представлений различных классов и слоев общества, а также определяемую этим степень их политической активности." Здесь ясно выражена мысль о том, что политическая культура выражается не только в политических знаниях и представлениях, но и в политической активности исторического субъекта. Она была поддержана и развита другими обществоведами. "Политическая культура, - пишет Р.А.Сафаров в статье "Политический статус общественного мнения", - это уровень и характер политических знаний, оценок и действий субъектов политической жизни, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих отношения в сфере функционирова ния механизма политической власти."
Политика как общественное явление. Соотношение экономики и политики
Формирование политического сознания и политической культуры личности протекает на основе философских, социально-политических, экономических, правовых и нравственных знаний, образующих в своем единстве марксистско-ленинскую идеологию рабочего класса. Диалектический и исторический материализм служит методологией познания политики и политического сознания как части надстройки и особой формы отражения экономических и социальных процессов классового общества. Политическая экономия раскрывает роль производственных отношений как экономической основы политики и политики борьбы, экономическую обусловленность политических интересов. Правовое сознание освещает сущность права, назначение правовых институтов и их роль в регулировании общественных отношений, в осуществлении государственных функций. Теория научного коммунизма познает механизм взаимодействия экономической, социальной и политической структуры капиталистического общества, определяющей созревание объективных и субъективных условий революционного крушения капитализма, исследует основные закономерности перехода от капитализма к социализму, перерастания социализма в коммунизм. Нравственные знания, принципы и нормы имеют огромное значение для раскрытия идейно-политических качеств участников революционных и освободительных движений современной эпохи, формирования нового человека.
Формирование политических убеждений и политической культуры личности в целом осуществляется прежде всего на основе выработки у неё представлений о политике как общественном явлении.
Политическая сфера общественной жизни появилась с расколом общества на противоположные классы, обострением противоречий между ними, развертыванием борьбы между классами за обладание государственной властью. На основе противоречий между основными сторонами способа производства материальных благ возникают и другие, производственные противоречия - такие, "как коллизии между различными классами, как противоречия сознания, идейная т борьба и т.д.."
Политика в широком смысле этого слова обозначает всю политическую власть надстройки над экономическим базисом. Её важнейшими составными элементами являются политическое сознание, политическая организация общества и политические отношения. Политическое сознание,в свою очередь, охватывает два уровня: политическую идеологию и политическую психологию. Сложной взаимосвязью всех этих элементов и их взаимодействием с экономическим базисом определяется как содержание политической куль-туры, так и пути её формирования.
Рассмотрим структуру политического сознания и другие элементы политической надстройки.
Как высший уровень политического сознания, политическая идеология в систематизированной, теоретической форме отражает коренные экономические и политические интересы классов, пути и средства реализации этих интересов, характер и формы отношений между классами по поводу завоевания, сохранения и укрепления государственной власти, а также отношения между государствами и нациями. Этим определяется существование таких видов политики, как международная, внутренняя, экономическая, социальная, культурная и т.д.
Важнейшими компонентами политической идеологии являются идеи и положения о сущности и структуре политической организации общества, о роли государства в классовой борьбе, о формах правления, государственного устройства и политического режима, о социальной революции и её основном вопросе, о войне и мире и их влиянии на развитие общества, соотношение его классовых сил, о взаимоотношении между государствами и между нациями.На основе положений и выводов политической идеологии разрабатываются стратегия и тактика политических партий, определяется линия поведения данного класса, социальной группы по отношению к другим классам, социальным группам и партиям. Политическая идеология закрепляется и выражается в конституциях государств, программах, декларациях, манифестах, уставах и лозунгах политических партий и других общественных организаций, входящих в политическую систему данного общества.
Наряду с теоретическим отражением сущности политики, тенденций политической жизни и т.д. в классовом обществе существуют политические знания, почерпнутые из повседневного опыта людей, выражающие отношение различных классов и социальных групп к экономическому строю, социально-политическим институтам, а также политическая психология, охватывающая политические чувства и настроения, свойственные тем или иным классам и социальным группам. Характеризуя роль народных, масс в политической жизни, В.И.Ленин подчеркивал значение не только их опыта, но и классового инстинкта.
Основные формы,методы и средства политического воспитания личности
Определяющую роль в формировании политической культуры личности играют политическая культурная среда, в которой она живет и действует. Социальное развитие личности непосредственно зависит от системы общественныхю отношений, в том числе политических, в которых протекает её жизнедеятельность. Поскольку о политической среде уже говорилось в предыдущей главе, отметим основные компоненты культурной среды социалистического общества. Она включает комплекс духовных ценностей, которые личность осваивает и в меру своих сил, заний и способностей обогащает; целую сеть образовательных и культурных учреждений, формирующих духовный мир личности в период её становления, а затем углубляющих и обогащающих его в годы получения высшего и среднего специального образования, осуществления трудовой и общественно-политической деятельности. Другими словами, это предметы культуры, органы, охраняющие и распространяющие культурные ценности и люди - носители и создатели культуры.
Вместе с тем направление и характер духовного мира личности, степень развития её общественно-политической активности зависят от политического воспитания. Этим определяется внимание, уделяемое тем или иным классом, социальной группой, обществом в целом воспитательной деятельности, формированию духовного мира личности, её отношения к социальной среде, ориентации её усилий на изменение и преобразование существующего общественного « строя или сохранение его в неприкосновенности.
Политическое воспитание является классовым по своей сущности и роли. Оно ведется в интересах укрепления ведущей роли рабочего класса в нашем обществе, повышения эффективности деятельности всей политической системы социализма, повышение их полити-ческой сознательности, организованности и социальной активности, разъяснение полной несовместимости социалистического образа жизни со взглядами, нравами, идеологическими установками буржуазного образа жизни.
Политическое воспитание является орудием формирования политической культуры личности, развития у неё целого ряда социально-политических качеств, необходимых для выполнения социальных и гражданских обязанностей. В ходе политического воспитания социалистическая личность осмысливает сущность и значение политики КПСС и Советского государства; осознает необходимость своего активного участия в её проведении на практике; приобретает необходимые для этого знания; вырабатывает навыки выполнения общественных поручений, внесения соответствующих предложений на собраниях, критики недостатков в работе; учится правильно цценивать различные яаления экономической и политической жизни и подходы к их изменению.
В результате политического воспитания личность должна овладеть политической культурой социализма, достигнуть политической зрелости. Свидетельством политической зрелости социалистической личности служит её умение подходить к анализу и оценке явлений общественной жизни с позиций рабочего класса и его общественных и личных интересов, преимуществ Коммунистической партии, понимание ею соотношения социалистического образа жизни; существование у неё потребности в активном, творческом участии в общественно-политической жизни, готовности бороться за идеалы коммунизма; превращение её знаний в убеждения и привычки, в мотивы её поведения, Политическая культура не может быть результатом одного лишь политического просвещения. Она требует огромных воспитательных усилий общества и самой личности, опоры на её собственный опыт и чувства. Как ни важен рациональный момент в процессе воспитания, в нем имеются и другие звенья и стороны, которые нельзя недооценивать.
Большими возможностями углубления политической сознательности широких масс рабочих, крестьян и служащих обладают трудовые коллективы. На собраниях трудящихся и их общественных организаций обсуждаются важные вопросы внутренней и внешней политики, рассматриваются проекты законов и партийных документов, вынесенные на всенародное обсуждение. Под руководством первичных партийных организаций на предприятиях ведется агитационно-массовая и пропагандистская работа, выходят стенгазеты и многотиражки, влияющие на политическое сознание масс.
Коммунистическая убежденность и общественно-политическая активность личности
Научное мировоззрение, обеспечивая внутреннее единство духовного облика личности, служит прочной основой для развития её политической сознательности и общественной активности. Как было показано выше, политическая культура личности включает понимание сущности политики и её теоретических основ. Для того, чтобы полученные знания использовались на практике, необходимо активное участие людей в трудовой и общественно-политической деятельности. А это зависит не только от классовой принадлежности личности, её взаимодействия с обществом и ближайшим социальным окружением, но и от её собственного жизненного опыта, глубины мировоззрения и прочности её убеждений.
Углубленное изучение марксизма-ленинизма, превращение его идей, принципов, ценностей в прочные личные убеждения каждого труженика все более становится жизненной потребностью советских людей. Марксизм-ленинизм дает им знание законов развития общества, учит постигать диалектику жизни во всем её многообразии, вооружает пониманием хода и перспектив мирового развития, умением правильно разбираться в событиях внутри страны и на международной арене, служит руководством к действию. Это - главный компас на пути к коммунизму, и надо уметь пользоваться им,чтобы сознательно строить новое общество.
Марксистко-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм, история КПСС постоянно развиваются и обогащаются, и в этом их великая жизненная сила. Подобно этому и восприятие марксизма-ленинизма, теории и практики социализма трудящимися и, прежде всего, молодежью, должно быть творческим, способствовать их духовному росту, усилению их инициативы в труде и общественной жизни. Чтобы успешно действовать, писал В.И.Ленин, трудящиеся массы должны приобрести "высокую сознательность, твердость характера, проницательность и широкий политический кругозор..."
Что же такое коммунистическая сознательность, как она вырабатывается, какую роль играет в формировании политической культуры, прежде всего политических убеждений народных масс и личности?
Категория "сознательность" характеризует уровень развития общественного, классового или индивидуального сознания, достигнутый тем или иным историческим субъектом и проявляющийся в его действиях и поступках.т В сознательности выражается отношение человека, социальной группы, класса к социальной действительности с точки зрения определенного мировоззрения, их убежденность в правомерности и эффективности своих взглядов и действий. В зависимости от глубины понимания потребностей и интересов определенных классов, социальных групп и личности, степени осознания тенденций и закономерностей развития общества их деятельность может быть либо сознательной (более или менее сознательной), либо стихийной. В условиях социализма использование объективных законов осуществляются под руководством Коммунистической партии всеми классами, обществом в целом, что обеспечи вает ускорение общественного прогресса.
В своей идейно-воспитательной работе Коммунистическая партия и Советское государство исходя из уже достигнутого массами уровня социалистической сознательности, понимания ими сущности важнейших общественных условий и тенденций их развития, соотношения общественных и личных интересов. Социалистическая сознательность трудящихся означает, что они стремятся участвовать в развитии, укреплении и защите социалистического образа жизни, советского общественного и государственного строя, что они развивают свои потребности, интересы, способности и качества, не-обходимыед для этого. Благодаря этому они в состоянии правильно ориентироваться в любых ситуациях, отличать подлинные ценности социализма от тех суррогатов, которые пытаются навязать нам идеологические прислужники, маоисты и ревизионисты.
Социалистическая сознательность - одно из основных условий, определяющих активность народных масс и личности. Вместе с тем она обнаруживает себя в их активности. Чем выше сознательность трудящихся, их организованность и сплоченность, тем полнее и шире развертывается их творческая активность в создании материально-технической базы коммунизма, в развитии коммунистических форм труда и быта, управлении государствои и другими общественными делами.